Нравственно-духовное воспитание дошкольников

время на работу php-скриптов 0,0410 s

время на запросы к БД 0,0136 s

запросов к БД 34

Марунина Валентина Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9»

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Начиная с 2009 года в нашем ДОУ планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех и педагогов и детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от православной жизни. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и поэтому основными задачами нашей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей
  • Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая среда. Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты.

    Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народн6ым сказкам, народными костюмами.

    В детском саду создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.

    В холле ДОУ оформлен патриотический уголок с российской символикой.

    В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:

    • работа с народным календарем
    • предпраздничные посиделки;
    • посещение краеведческого музея;
    • оформление в детском саду мини-музеея «Русская изба»
    • чтение художественной литературы;
    • познавательные беседы;
    • творческую продуктивную и игровую деятельность детей;
    • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
    • После новогодних каникул наряду с обычным календарем природные уголки старших групп пополняются детскими народными календарями. Следует отметить, что такой календарь воплощает в себе многовековой опыт русского народа и отражает особенности его менталитета. Это календарь, по которому русский человек испокон веку жил, работал и созидал. Изучая их, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках. Далее с помощью взрослых дети составляют познавательные буклеты, в которых раскрывается содержание, история возникновения и особенности данного праздника. Это значительно расширяет кругозор воспитанников.

      Затем устраиваются предпраздничные посиделки.

      Основная цель предпраздничных посиделок – это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

      На посиделки в гости к детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком» и др.). Старшие передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики.

      На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

      Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

      Праздники в нашем детском саду начинаются с осени.

      Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

      С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

      Здесь важно вспомнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

      После праздника педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы на следующие темы: «Край в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.

      Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

      Активно используем и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

      На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др.

      Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

      После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

      Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество.

      Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

      К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. За трехлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений и обобщен опыт работы на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития дошкольников» В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

      Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.

      В этом учебном году мы начали сотрудничать с ПТО «МiР». При участии православного творческого объединения была организована экскурсия на Дальнюю Пустынку, святое место, связанное с жизнью Серафима Саровского.

      Много впечатлений наши воспитанники получили от живого соприкосновения с прошлым. Затаив дыхание, дети стояли у многовекой сосны, трогали ее руками. С огромным удовольствием они слушали рассказ экскурсовода о жизни Серафима Саровского.

      В рамках преемственности ДОУ по духовно-нравственному воспитанию для детей был показан спектакль «Ай да, Мыцык!», который учит дошкольников добру, взаимопониманию, чуткости и милосердию. Представление было достаточно длительным, но в зрительном зале стояла тишина, а чувства выражались лишь в глазах и на лицах маленьких слушателей. Чуть позднее сотрудники ПТО пригласили детский сад в городской музей на Рождественскую сказку и этот серьезный спектакль ребята слушали с большим вниманием и интересом. После просмотра Рождественской сказки дети подготовительной группы вместе с воспитателем сделали ангелочков, которые охраняют каждого человека.

      Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей

      Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

      Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

      В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город»

      Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др.

      В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)

      Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

      Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

      pravsarov.su

      • Главная
      • Обучение
      • Духовно нравственное воспитание дошкольников в рамках фгос
      • Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

        Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса».

        Слайд 3. Цель: Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании духовно — нравственных качеств дошкольников, в процессе повседневной деятельности.

        Слайд 4. Совершим небольшое путешествие. (Поезд) .

        Слайд 5. Станция «Отвечай-ка! ».

        Слайд 6. Тренинг для педагогов.

        Слайды 7 – 15. Вопросы тренинга.

        1. Можно ли назвать ребенка полноценной личностью?

        2. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?

        3. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?

        4. Назовите имена трех русских былинных богатырей.

        5. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?

        6. Как сохранить обычаи и традиции русского народа?

        7. Ваше отношение к духовно — нравственному воспитанию детей.

        8. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению детей к русской народной культуре?

        9. Какие проблемы могут возникнуть в процессе реализации задач по нравственно – духовному воспитанию детей?

        Слайд 16. Прекрасно! Благодарю вас, коллеги. Наш поезд отправляется!

        Слайд 17. Станция «Информационная».

        Слайды 18 — 31. Немного информации для вас. В. А. Сухомлинский писал:

        «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

        Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс. «Духовность» (филос. Словарь) рассматривается — как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание — одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души. Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

        Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

        Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

        Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

        В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

        • формирование начал патриотизма и гражданственности;

        • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

        • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

        • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

        • формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

        • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт) .

        • воспитание уважительного отношения к труду.

        В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:

        1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.

        2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;

        3. дифференцированный подход к каждому ребенку;

        4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;

        5. принцип интеграции образовательных областей;

        6. деятельностный подход;

        7. развивающий характер обучения.

        Слайды 32. Фотоматериал (работа по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ с детьми) .

        Слайд 33. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

        Слайд 34. Наш поезд отправляется в путь!

        Слайд 35. Станция «Мудрая».

        Слайд 36. Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.

        Слайд 37. Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.

        Слайд 38. Поехали дальше, занимайте места в вагоне.

        Слайд 39. Станция «Игралочка».

        Слайд 40. Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы, которые вы должны решить. А ваши коллеги выскажутся о правильности такого решения или предложат свой вариант.

        1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте? ».

        2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю? ».

        3 – Средний возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю? ».

        4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации? »

        Слайд 41. Спасибо! Едем дальше. Занимайте места.

        Слайд 42. Станция «Методическая».

        Слайд 43. Основные направления развития детей и образовательные области (по ФГОС ДО) .

        Слайды 44 – 45. «Соответствие образовательных областей, видов детской деятельности и форм работы с детьми дошкольного возраста».

        Слайд 46. Виды деятельности.

        Слайд 47. Взаимодействие с социумом.

        Слайд 48. Поезд отправляется. Поехали.

        Слайд 49. Станция «Содружество».

        Слайд 50. Вопрос: «Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? ».

        Формы работы с семьей:

        1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

        2. Лектории для родителей.

        3. Открытые показы воспитательного процесса.

        4. Совместные праздники.

        5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

        Слайд 51. Модель сотрудничества детского сада с семьей по воспитанию духовно-нравственной личности

        воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, через эффективное сотрудничество детского сада с семьей.

        разработать модель эффективного сотрудничества ДОУ с семьей по воспитанию духовно-нравственной личности;

        определить и реализовать комплекс классических и инновационных методов, форм взаимодействия педагогов и родителей, способствующих успешному воспитанию личности;

        создать организационно-педагогические условия сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников в микросоциуме.

        Слайд 52. Поезд отправляется!

        Слайд 53. Станция «Волшебный магазин».

        Слайд 54. Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы «вылепить» образ высоконравственного человека.

        Слайд 55. Едем дальше! Прошу занять места в вагоне нашего поезда!

        Слайд 56. Станция «Аппетитная». Пора нам подкрепиться!

        Слайд 57. Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в традиционной рубрике «острое блюдо».

        Слайды 58 – 59. «Острое блюдо»:

        1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?

        2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

        4. Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

        3. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок». Согласны ли вы с этим мнением?

        4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

        5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

        И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы?

        Слайд 60. Острое блюдо мы нейтрализуем фруктовым соком! (Предлагаю педагогам фруктовый сок)

        Слайд 61. Пора нам возвращаться в наш Детский сад! Поехали!

        Слайд 62. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.

        Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

        В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

        За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

        Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

        Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

        Патриотизм и патриотическое

        Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность,

        вплоть до самопожертвования, к его защите.

        Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        воспитания граждан РФ.

        Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

        — формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

        — формирование духовно-нравственных отношений;

        — формирование любви к культурному наследию своего народа;

        — воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

        — чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

        — толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

        Система работы по патриотическому воспитанию детей

        Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

        — Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

        — Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

        — Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

        Ознакомление с явлениями общественной жизни.

        — Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

        — Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

        — Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

        — Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

        — Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

        Ознакомление с природой.

        — Воспитание любви к природе родного края;

        — Воспитание бережного отношения к родной природе;

        — Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

        Формы работы по патриотическому воспитанию

        — создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

        -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

        — взаимодействие с родителями;

        — взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .

        Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

        Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия

        Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

        Духовно—нравственное воспитание дошкольников

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

        На ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, школа, детский сад, кино.

        В воспитании россиянина, гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию. Именно с детского сада начинается формирование этих понятий

        Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

        Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», » честь», «Родина».

        Воспитание гражданина — это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, воспитывать любовь и уважение к людям. Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей.Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, необходимо знакомить детей с достопримечательностями своего города, рассказывать им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

        Нравственно-духовное воспитание дошкольников.

        Цель: Воспитание духовно – нравственной личности через решение следующих задач:

        1. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу.

        2. Приобщение детей к традиционным духовно – нравственным ценностям России, знакомство с православной культурой.

        3. Пробуждение таких чувств как долг, ответственность, патриотизм, гражданственность, совесть, стыд, вера.

        4. Формировать морально–нравственную позицию личности, выражающуюся в готовности справедливо оценивать совершаемые поступки.

        5. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

        6. Содействовать целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимопомощи) .

        7. Развивать нравственное сознание.

        Презентация на тему «Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС» — скачать презентации по Педагогике

        Любящий свой край и свою Родину

        Уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

        Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

        Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

        Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки, творчества

        Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством

        Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

        Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

        Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

        Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

        Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

        Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

        Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

        «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».В. А. Сухомлинский.

        Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация») , экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких.

        Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

        Основнойцельюдуховно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

      • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
      • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
      • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
      • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
      • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
      • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
      • В ДОУ оборудован кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

        — литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски) ;

        — литература для родителей и педагогов;

        — аудиокассеты и видеоматериалы:

        — демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

        — игры по духовно-нравственному воспитанию;

        Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

        — православные праздники в детском саду;

        — продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

        — консультативный и информационный материал для родителей;

        — игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

        Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

        — игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

        дидактических: «Православные праздники»

        конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

        словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

        В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

        — продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

        — театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил») , («Давай помиримся»…)

        В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

        Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

        В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Шебекинского района», «Святые места России», «Православные святые») .

        Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

        В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

        Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

        — чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

        — цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

        — знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

        — тематические выставки детского творчества.

        — знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

        — экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

        — экскурсии на природу (красота Божьего мира) ;

        — слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

        — постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших) .

        Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

        — анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

        — чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

        — бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

        — занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;

        — заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

        — творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

        — совместные мероприятия детей и мам.

        В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

        Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры», которая представлена следующими разделами:

      • «Как жили люди на Руси»;
      • «Декоративно-прикладное искусство»;
      • «Устное народное творчество»;
      • «Народная игра»
      • Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

        Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуж­дение с детьми подобранного в соот­ветствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каж­дое занятие предполагает использова­ние в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Про­дуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

        Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых.

        Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви.

        О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

        Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

        В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

        Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

        Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

        Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

        Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах.

        Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди — это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу.

        Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

        В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,

        на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

        Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

        В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственныедостижения человека.

        Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа»

        Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2013 года – сентябрь 2014 года) .

        Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной) . Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

        Использование педагогами и родителями ДОУ д/с № 44 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок) , художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

        разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

        Задачи реализации проекта:

        — Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

        — Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

        — Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

        — Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; — Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

        — формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

        — создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

        Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

        Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

        Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

        В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

        В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.

        Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

        В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

        Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

        Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

        С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

        Особое внимание в деятельности ДОУ д/с № 44 уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

        Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

        Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

        Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

        Инновационная направленность проекта.

        Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

        Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

        Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

        Ожидаемые результаты реализации проекта.

        — обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

        — пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

        — формирование чувств национального достоинства;

        — развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

        — совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

        — объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

        — разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

        — реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

        — объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

        — создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

        Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС. Экскурсия в храм «Человек – существо духовное»

        В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой.

        Эта традиция означает выражение смирения, преклонения перед Богом и Его святынями.

        Слайд №7. 5 мая 2000 года положено начало строительства Храма.

        Слайд №8. К праздничной дате 200-летия заключения Тильзитского мира полностью закончены строительные работы. Храм построен на добровольные пожертвования прихожан и жителей Советска, которые хотят видеть свой город красивым, мирным и благополучным.

        Богослужение возглавил и провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

        Издавна храмы строили в самых красивых, открытых местах, часто на возвышенности, чтобы они были видны издалека, и сияние куполов освещало дорогу к храму.

        Храм – это дом Божий, место, где особенно пребывает Бог. В храм приходят люди, чтобы вместе помолиться, попросить у Бога здоровья, любви друг к другу, мира на планете.

        Храм Божий по своему внешнему виду отличается от других зданий.

        Конечно, украшение любого храма – это купола. Характерная плавная форма купола напоминает горящую свечу – это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу.

        Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

        Слайд №9. Сейчас мы входим в православный храм, он разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь. Входя в храм, христиане останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.

        Мы оказались в притворе, здесь расположены свечные и иконные лавочки.

        Слайд №10. Самая большая часть храма – место для прихожан, собравшихся на церковную службу. Немного постоим и послушаем – в храме тишина.

        В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

        Слайд №11. На всех стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.

        Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых. Люди молятся перед иконами.

        Молитва обращена не к доске и не к рисунку. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.

        Слайд №12. В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.

        Слайд №13. Наш взгляд останавливается на иконостасе. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма.

        Иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.

        Слайд №14. В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата.

        Через них проходить имеют право только священнослужители. Через две другие двери, северную и южную в алтарь входят помощники священнослужителя. Справа от Царских врат расположена икона Спасителя.

        Слева икона – Богоматери.

        Самая главная часть храма Алтарь (от латинского – “возвышенное место”) . Это самая священная часть храма. Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю.

        Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении. Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник и те, кому священник разрешит. К священнику принято обращаться со словами “батюшка” без имени, или “отец” с добавлением его имени: например, отец Георгий, отец Иоанн.

        Слайд №15. Священники совершают Богослужения в храмах. Священник носит на груди крест.

        Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.

        Слайд №16. В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун.

        Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников, молятся о них.

        Свечи – их ставят к иконам и просят у Бога и Святых помощи в добрых делах, здоровья для своих близких и всех людей, мира на земле. Если вы хотите, то можете тоже поставить свечи (желающие ставят свечи к иконам) .

        Слайд №17. С благословения попросим включить центральное паникадило – то есть гигантский светильник, раньше вместо электрических лампочек (их просто не было) использовали восковые свечи.

        Слайд №18. С противоположной стороны алтаря наверху находятся хоры, или, как теперь говорят, клирос. Поднимемся на хоры, постоим на местах певчих и осмотрим с этой высоты при свете паникадила все, что мы только что увидели в храме.

        Слайд №19. А сейчас мы пройдём в православную библиотеку и в воскресную школу, где нас встретят преподаватели воскресной школы и ответят на ваши вопросы. В доступной и занимательной для детей форме они говорили о жизни, о вере, о добре, которое нужно приносить в этот мир.

        И откуда они только черпали свои поучительные истории? Кажется, сокровищница их мудрости не имеет дна.

        Другие статьи по теме:

        Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патри.

        Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Содержание: Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы.

        Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагоги.

        Нравственно патриотическое воспитание дошкольников по фгос

        Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие нормативные.

        Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Д.

        Программа духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Крепче мы — крепче наше будущее» ПРОГРАММА духовно — нравственного воспитания воспитанников МБДОУ «Вознесенский детский са.

        Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДУХОВНОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДЕТИ» (духовно-нравственное развитие дошкольников через социальн.

        Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогическо.

        Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания вперв.

        Нравственное воспитание дошкольников Презентация работы на тему «Нравственное воспитание» г. Феодосия ДОО №23 «Улыбка» Камакиной Виты Васильевны Воспитание — целенаправленное формирование личност.

        Средства нравственного воспитания дошкольников

        Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд № 2Современная социально-психологическа.

        Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити.

        Методы нравственного воспитания дошкольников

        Значение игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Значение игры в нравственном воспитании детей. План. 1. Задачи и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2.

        Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

        Познавательно-творческий проект на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Введение___3 1. Нрав.

        raguda.ru