Норма развития ребенка от года

Норма развития ребенка от года

1 год — 1 год 6 месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

Словарный запас достигает 2000 слов.

В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко — громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.

Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.

Звукопроизношение полностью нормализовалось.

Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Если у Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне, Логопеду Ирина Петровна

sites.google.com

Нормы развития и отклонения у ребенка до одного года

Развитие каждого ребенка имеет свои особенности. На него может влиять множество факторов, таких как наследственность и индивидуальные особенности организма. Все, что будет описано в этой статье, не может быть эталоном, по которому родители могут оценить своего малыша.

важноВсе показатели — это усредненные нормы, которые служат ориентиром для своевременного выявления отклонений в развитии ребенка первого года жизни.

Во время каждого планового осмотра ребенка, который проводится один раз в месяц, врач-педиатр должен оценить такие показатели:

  • Физическое развитие – рост, вес, окружность головы, окружность грудной клетки.
  • Моторика – двигательная активность ребенка.
  • Статика – способность удерживать свое тело в пространстве.
  • Речь.
  • Эмоциональное и социальное развитие.
  • Основными параметрами физического развития в первый год жизни ребенка являются:

    Вес ребенка до 1 года

    Новорожденный ребенок, рожденный в срок (37-40 недель) имеет массу тела от 3000 до 4000 г. В среднем 3200-3700 г.

    информацияПервые дни после рождения детки теряют массу, это связано с тем, что у мамы еще недостаточно молока. Максимальная потеря веса приходится на третьи сутки жизни малыша.

    Если потеря не превышает 10% от массы при рождении, то это состояние расценивается как физиологическое.

    • В первый месяц жизни ребенок прибавляет около 600 г от начальной массы.
    • За второй и третий месяц малыш прибавляет по 800 г за каждый месяц.
    • С четвертого месяца прибавка в массе тела ребенка уменьшается в среднем на 50 г в месяц.
    • В шесть месяцев вес будет около 7800-8200 г.
    • К году масса ребенка составит 10000–10500 г.

    Длина тела ребенка при рождении в среднем составляет 50-52 см. Затем карапуз активно начинает расти, прибавляя в первые три месяца по 3 см за каждый месяц.

  • За 2-й триместр своей жизни малыш вырастает на 2,5 см за каждый месяц.
  • К 6 месяцам рост составит около 66,5-68,5 см.
  • С 6 по 9 месяц ребенок вырастает еще на 6 см (по 2 см в месяц).
  • Затем, прибавив еще по 1-1,5 см в месяц, к году рост малыша достигает 75 см.
  • У новорожденного малыша окружность головы 34-35 см. Затем, в первые полгода, головка малыша вырастает на 2 см в месяц, а во втором полугодии на 0,5 см в месяц.

    Окружность грудной клетки у детей

    информацияУ новорожденных деток в норме окружность головы больше, чем груди. Но уже в первые месяцы жизни рост груди более интенсивный, и уже к четырем месяцам эти два показателя уравниваются.

    В последующем окружность грудной клетки становится больше окружности головы.

    Окружность грудной клетки при рождении достигает 31-32 см, затем активно увеличивается на 2 см ежемесячно в первые полгода, а с шести месяцев до года — по 0,5 см в месяц.

    Моторное развитие ребенка

  • У новорожденного крохи ярко выражены сосательный и хватательный рефлексы. Постепенно, к концу первого месяца, движения ручками и ножками становятся не такими хаотичными и уменьшается гипертонус мышц. На втором месяце жизни малыш учится поворачивать головку в разные стороны. В три месяца начинают исчезать рефлексы периода новорожденности, тонус мышц приходит в норму, малыш начинает тянуться ручками к игрушкам.
  • Начиная с четвертого месяца жизни, движения карапуза становятся целенаправленными, он может взять в руки игрушку. Лежа на спинке, кроха может перевернуться на бок. Пятимесячный малыш переворачивается со спины на животик. Тянется к игрушкам, чтобы потрогать их. В полгода карапуз активно крутится со спины на живот, и возвращается обратно на спину. Игрушку может перекладывать из одной ручки в другую.
  • На седьмом месяце жизни кроха развеселит родителей тем, что научится играть своими ножками, лежа на спине. Он их поднимает и даже может засунуть в рот. В восемь месяцев малыш уже может брать игрушки в две руки одновременно. Девятимесячный карапуз научился бросать предметы, чтобы их поднимали.

    информацияНачиная с десяти месяцев, детки могут совершать множество целенаправленных движений.

    Могут собирать свои игрушки, строить пирамидку из двух-трех кубиков. Начиная с одиннадцатого месяца у ребенка уже хорошо получается брать мелкие предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками, как пинцетом. Годовалый малыш радует родителей тем, что долгое время (30-40 минут) может играть в игрушки, дав маме время заняться делами.

    Статическое развитие

  • К концу первого месяца, если ребенка положить на животик, он сможет несколько минут удерживать голову.
  • На втором месяце жизни кроха сможет делать это, уже находясь в вертикальном положении, но пока лишь несколько минут.
  • В три месяца ребенок уже хорошо держит голову длительное время.
  • На четвертом месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, находящимся у него в руках, подолгу рассматривая их. Лежа на животе, поднимает свое туловище, опираясь на предплечья.
  • Пятимесячный малыш при поддержке за подмышки хорошо стоит, твердо упираясь в поверхность.
  • В полгода, лежа на животике, ребенок опирается только о ладошки, поднимаясь на вытянутых руках. Начинает садиться.
  • В семь месяцев ребенок хорошо сидит с прямой спиной без посторонней поддержки. Если его поставить на твердую поверхность, поддерживая подмышки – будет пружинить на ножках вверх и вниз.
  • Восьмимесячный путешественник ползает на животике или передвигается как лягушонок. Сам садится, опираясь о кроватку встает.
  • Малыш в девять месяцев раскачивается из стороны в сторону, стоя на четвереньках. Стоит при поддержке за руки.
  • На десятом месяце жизни карапуз может начать ползать на четвереньках, делает первые шаги, держась за одну руку.
  • Кроха в одиннадцать месяцев стоит без опоры, может сделать первые самостоятельные шаги (1-2) от опоры к опоре.
  • Ближе к году ребенок ходит по комнате, опираясь о предметы интерьера, или даже самостоятельно.
  • Речь ребенка до 1 года

    важноСловарный запас у ребенка к окончанию первого года может достигать 8-12 слов, в упрощенном варианте.

  • К концу периода новорожденности у малыша появляются звуки, напоминающие «а», «е».
  • На втором месяце жизни ребенок начинает коротко гулить.
  • К концу третьего месяца гуление становится частым и продолжительным.
  • У четырехмесячного карапуза начинают появляться разные согласные «б», «п», «м». В гулении ребенка появляются разнообразные интонации.
  • На пятом месяце малыш начинает произносить свои первые слоги «та», «агу».
  • Кроха в полгода может порадовать близких заливистым гулением, да еще и с разной громкостью, сейчас малыш соединяет свои слоги, и начинает выдавать трели: «ба-ба-ба», «да-да-да-да».
  • В течение седьмого и восьмого месяцев жизни карапуз активно совершенствует свои навыки, четко выговаривает различные слоги «ба», «на», «ма».
  • В девять месяцев ребенок может порадовать вас, произнеся «ма-ма», «па-па», правда пока это у него получается случайно, и не ассоциируется с вами.
  • Десятимесячный ребенок начинает осознанно произносить первые слова.
  • На одиннадцатом месяце в запасе у малыша появляются новые слова «ав-ав», «ляля».
  • Социальное развитие и эмоции

    информацияНоворожденный ребенок спит до 20 часов в сутки, но реагирует на громкие звуки. К концу месяца может фокусировать взгляд на мамином лице.

    Отклонения от нормы у детей до 1 года

    Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

    важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.
  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.
  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.
    • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
    • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
    • Не проявляет радости и любви к маме.
    • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
    • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
    • Не умеет смеяться и радостно гулить.
    • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
    • Не лепечет.
    • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.
    • Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

      deti.baby-calendar.ru

      Возрастные нормы ВОЗ развития ребенка

      Как известно, не существует двух абсолютно одинаковых людей. Каждый живущий на земле человек индивидуален, неважно взрослый он или маленький ребенок. Человек уникален в своем роде, поэтому развитие, рост, взросление и т.д. происходит у него по-своему. Однако все же существуют определенные усредненные показатели физического и умственного развития. Они относятся к определенным возрастным группам и предполагают наличие тех или иных знаний и умений. Что такое возрастные нормы развития ребенка, и как вовремя обнаружить отклонение?

      Зачем нужны показатели норм развития детей дошкольного возраста

      Зачем нужны эти показатели? Для удобства использования все возрастные нормы физического развития ребенка, т.е.показатели умственного и физического развития, заключены в таблицы, которые называются центильными. Они помогают маме самой маме и врачам-педиатрам определять наличие отклонений в развитии малыша.

      Нормированию подлежат не только психофизические данные развития, но также патологические и физиологические состояния. Так, к примеру, очень важной и информативной оценкой является шкала Апгар, которая предназначена для оценки состояния грудничка при рождении, т.е. на первой минуте жизни и далее на пятой минуте.

      В процессе роста также важно контролировать изменение головы ребенка в размерах и пропорциях, скорость зарастания родничков, сроки прорезывания зубов, прибавку в весе и росте и т.д. Пристальное внимание родителей и врачей на первом году жизни должно уделяться своевременному появлению способности ползать, сидеть, переворачиваться, стоять, ходить, говорить и улыбаться.

      По мере того как ребенок растет, «вступают в силу» возрастные нормы развития детей дошкольного возраста, в соответствии с которымидобавятся способности вести диалог, отвечать на вопросы, соболезновать, принимать решения и пр. Чтобы лучше ориентироваться во всех этих нормах, нужно внимательно изучить информацию приведенную ниже.

      Развитие детей до года по нормам ВОЗ

      Самое стремительное развитие происходит в первые годы его жизни. Для каждого родителя первый год своего материнства или отцовства запоминается на всю жизнь, как самый яркий, полный впечатлений и положительных эмоций период.

      Согласно нормам ВОЗ возрастного развития детей до года, эволюция малыша от новорожденного кричащего комочка до бегающего годовалого малыша должна происходить следующим образом:

    • к своему первому юбилею, т.е. к возрасту один месяц малыш уже должен поднимать и удерживать голову непродолжительное время, рассматривать все вокруг и реагировать на голос мамы;
    • в два месяца – должен уметь удерживать рукой взятую игрушку, улыбаться родным;
    • в три месяца – фиксируются первые попытки удержать свое тело, опершись на ручки. Малыш уже умеет поворачиваться на бок, гулить, реагируют на знакомые игрушки;
    • в четыре месяца – ему очень хочется сесть, чтобы увидеть все, что есть в доме;
    • в пять месяцев активность резко повышается и появляется желание стоять с поддержкой мамы или папы;
    • в шесть месяцев – малыш может сидеть и уверенно опираться на руки;
    • к семи месяцам, как правило, малыши уже начинают ползать;
    • к восьми месяцам – дети устойчиво сидят, встают на четвереньки, может самостоятельно садиться, любят играть со взрослыми;
    • в девять месяцев малыши уверенно ползают на четвереньках, могут у опоры вставать на ножки;
    • к десяти месяцам могут собирать пирамидку, долго стоять у опоры;
    • в одиннадцать месяцев большинство детей уже умеют самостоятельно стоять, многие делают первые шаги;
    • к первому дню рождения он уже самостоятельно ходит, приседает и встает на ножки.
    • Годовалый ребенок уже осознает себя личностью, умеет общаться со взрослыми, сопереживает, радуется, выражает беспокойство и недовольство как взрослый.

      Психофизические нормы развития ребенка в 2 года

      Психологи настаивают на том, что уже в 2 года ребенок начинает активно проявлять себя как самостоятельную личность, наблюдается повышенная капризность и настойчивое желание исследовать границы дозволенного и заявить о своей независимости. Задача родителей в этот период — помочь ребенку с минимальными потерями пережить этот этап своего взросления.

      Психофизические нормы развития ребенка в 2 года предполагают наличие сильной эмоциональности в его поведении. Он проявляет разнообразные и очень яркие эмоции во время общения с близкими людьми. Выражение эмоций происходит с помощью мимики, возгласов и жестов.

      В возрасте двух лет дети сильно подражают взрослым, копируют их мимику, движения, походку и речь. При обиде, испуге или ссоре они долго плачут, но основную часть времени находится в прекрасном настроении и положительно реагируют на внимание и общение, много улыбаются, бегают и прыгают, понимают и запоминают простые короткие рассказы.

      Нормы развития ребенка в 3 года: что должны знать дети

      В соответствии с нормами развития ребенка в 3 года, он уже должен знать свое имя и называть его, также должен различать и называть окружающие его предметы, давать им краткое описание, называть и описывать свои повседневные действия, запоминать и повторять небольшие стихи.

      К возрасту трех лет он должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине.

      В этом возрасте дети становятся очень самостоятельными и общительными, проявляют все чаще и ярче свое осознанное «Я». Часто проявляют непослушание, любят демонстрировать свои достижения, нуждаются в похвале взрослых. Трехлетние дети с интересом принимают участие в играх, спокойно делятся своими игрушками и выполняют несложные поручения.

      В этом возрасте происходит формирование причинно-следственных связей, возникают и никогда не заканчиваются вопросы «почему?». Ребенок успешно учится различать предметы по вкусу, запаху, цвету, форме и величине, может обобщать их в группы по определенным критериям.

      Словарный запас после трех лет стремительно расширяется, он уже умеет говорить несложными предложениями, различает части речи, знает и называет фамилию и имя.

      Развитие ребенка в 4 года: речевые и другие нормы для детей 4 лет

      В четыре года ребенок в соответствии с нормами речевого развития детей 4 лет должен уметь рассказывать о том, где он живет сам, где живут те или иные животные, что они едят и умеют делать. Глядя на предложенную картинку ребенок должен суметь описать ее и составить небольшой рассказ.

      В четырехлетнем возрасте ребенок уже разбирается в категориях «справа — слева» и «шире — уже». Обычно в 4 года он уже имеет навыки лепки и рисования, умеет завязывать узлы, застегивать пуговицы и молнии нанизывать на нитку крупные бусины.

      Нормы развития ребенка в 4 года предполагают, что в этом возрасте ребенок обязан знать адрес, где он проживает, имена родителей и других членов семьи и их профессии. Словарный запас в этом возрасте составляет порядка 1,5 тысяч слов. Большую часть звуков дети в этом возрасте произносят хорошо. Некоторые незначительные логопедические отклонения до 6 лет считаются нормой.

      Четырехлетние детки добрые, очень эмоциональные и открытые для всего интересного и нового. Они еще не умеют обманывать и совсем не разбираются в категории «правда-вымесел», их очень просто обидеть.

      Общепринятые нормы развития ребенка в 5 лет

      Согласно общепринятым нормам развития ребенка в 5 лет, дети должны проявлять готовность во всем помогать взрослым. В этом возрасте дети с радостью демонстрируют свою веселость и жизнерадостность, настроены очень оптимистично. Дети прекрасно контактируют со сверстниками и взрослыми людьми.

      С радостью принимают любые поручения и последующую похвалу за его выполнение. В конфликтной ситуации чаще всего он уступает. Речь развита на отлично, имеется богатый словарный запас.

      У пятилетнего ребенка очень быстро получается запоминать большие стихотворения, появляется склонность к изучению языков, легко разучивают песни.

      Малыш очень общительный, любит играть с детьми, принимает участие в ролевых играх, к примеру, в «маму и дочку» или в «пассажира и водителя». Пятилетние мальчишки с удовольствием играют в летчиков, моряков и космонавтов, могут принимать участие в представлениях домашнего театра.

      Нормы развития и поведения ребенка в 6 лет

      Нормы развития ребенка 6 лет предполагают наличие хорошо развитого вестибулярного аппарата, поэтому он уверенно чувствует себя на шведской стенке. Прыжки становятся дальше, он может прыгать через скакалку, девочки могут часами играть в «классики», а мальчишки – скакать через лестничные ступеньки.

      В этом возрасте он должен уметь оценивать правильность своих поступков, контролировать собственное поведение и запоминать правила, проявлять чувства сопереживания и справедливости, отличать хорошие поступки от плохих.

      В этом возрасте очень важна атмосфера в семье, которая должна быть спокойной, без конфликтов и споров. В этом возрасте ребенка нужно правильно подготовить к школе. Он уже способен концентрироваться на определенном задании как минимум в течение 10-15 минут, удерживать в поле зрения одновременно 8–10 предметов, копировать движения, находить отличия между рисунками или предметами.

      Нормы развития ребенка в 7 лет: запоминание и анализ информации

      В этом возрасте дети уже ходят в школу, поэт ому должны уметь ориентироваться по часам. Семилетний школьник называет цвета радуги не задумываясь, знает дни недели и их последовательность, различает время суток и года, пишет числа до 20, решает несложные примеры, самостоятельно читает тексты, передает их содержание.

      В норме развитие ребенка 7 лет предполагает наличие такого умения как запоминание и анализ информации. Он должен уметь запомнить 10 случайных слов и повторить их. Так, после первого прочтения он должен повторить как минимум 5 слов, после 3 прочтений – 9-10, а через час вспомнить как минимум 8 из 10.

      Ребенок имеет представления о природе, о диких и домашних, хищных и травоядных животных, о перелетных и зимующих птицах; о травах, деревьях, кустарниках, цветах, явлениях природы. Также должен присутствовать запас географических знаний.

      Физические и речевые нормы развития ребенка в 8 лет

      В этом возрасте происходят первые изменения пропорций тела. Именно в 8 лет большеголовый и коротконогий человечек превращается в пропорционально сложенную девочку или мальчика. В этот период происходит значительное увеличение длины рук и ног, меняется соотношение туловища и головы, они становятся более похожими на взрослых.

      Согласно нормам развития ребенка 8 лет, у детей в этот период должен активно развиваться опорно-двигательный аппарат, каждая косточка которого изменяет свою форму, размер и внутреннее строение. У них хорошо развиты крупные мышцы конечностей и туловища. Поэтому они хорошо овладевают сложными движениями.

      Восприятие становится целенаправленным, осмысленным и анализирующим. В нем выделяются такие действия как наблюдение, рассматривание и поиск. Речь становится разнообразной и богатой ребенок активно использует название качеств.

      Развитие ребенка 9-10 лет? Нормы для предпубертатного периода

      Специалисты называют возраст с 9 до 12 лет предпубертатом. В этот период ребенок начинает быстро расти, как в физическом, так и в психическом плане. Некоторые дети стремительно вытягиваются вверх и быстро взрослеют. У каждой десятой девочки в возрасте 9-10 лет начинается менструация.

      Нормой развития ребенка 9-10 лет считается его ровное отношение и общение как с матерью, так и с отцом. С ним можно договориться, хотя и только на взаимовыгодных условиях. К концу этого периода начинают все чаще себя проявлять перепады настроения, так как ребенок вплотную приблизился к возрасту подростка.

      В каждой группе 9-12 летних детей есть неформальный лидер, признанный всеми. Очень явно в этот период выделяются среди общей массы отличники и аутсайдеры, те, кто лучше, чем другие бегает, прыгает, учит стихи или генерирует блестящие идеи. В 10-11 лет друзья все еще выбираются преимущественно среди ровесников того же пола. Зависимость младшего школьника от мнения его друзей становится значительной и более важной, а влияние и мнение семьи снижается и отходит на второй план.

      Полноценное и многогранное развитие человека – это сложный и очень многообразный процесс. Основная задача родителей – неустанный контроль правильности развития их чада, и своевременное реагирование на отклонения.

      vkapuste.ru

      Нормы физического и психического развития детей 0-5 лет

      Задержка роста — плохой или ненормально медленный рост или вес у ребенка младше 5 лет. Это может быть временным явлением.

      Ребенок должен иметь плановые осмотры врача в следующие периоды своей жизни:

      Нормы развития ребенка в 2 месяца

      Физические и психические навыки , котрыми новорожденный должен овладеть к 2-м месяцам:

      — закрытие мягкого места на задней части головы (задний родничок);

      — исчезают несколько рефлексов новорожденного — таких, как степпинг-рефлекс (когда ребенок танцует или шагает в вертикальном положении на твердой поверхности) и рефлекс схватывания пальца;

      — голова на шее меньше шатается;

      — лежа на животе, ребенок способен поднять голову почти на 45 градусов;

      — лежа на животе, ребенок меньше сгибает руки и ноги.

      Сенсорные и когнитивные нормы развития:

      — ребенок начинает смотреть на близкие предметы;

      — ребенок кусает предметы;

      — различные крики ребенка означают разные вещи;

      — голова ребенка поворачивается из стороны в сторону со звуком на уровне уха;

      — ребенок реагирует на знакомые голоса.

      Рекомендации относительно игр с 2-х месяцным ребенком:

      — советуем выносить ребенка из дома, чтобы звуки были за его пределами;

      — возьмите ребенка для поездок в автомобиле или прогулок по окрестностям;

      — помещение, где чаще бывает ребенок, должно быть ярким, с картинами и зеркалами;

      — игрушки и объекты должны быть ярких цветов;

      — читайте своему ребенку;

      — поговорите с ребенком о предметах и людях в своем окружении.

      Нормы развития ребенка в 4 месяца

      Типичный 4-месячный младенец развивает определенные физические и умственные способности. Все дети развиваются немного по-разному. Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, поговорите об этом с его лечащим врачом.

      Физические и двигательные навыки. Типичный 4-месячный ребенок должен:

      — медленно увеличивать вес до около 20 г в день;

      — дважды быть взвешенным при рождении;

      — голова в сидячем положении почти не должна спадать вниз;

      — быть в состоянии сидеть прямо, если его подпирают;

      — быть в состоянии вертеться в направлении спереди назад;

      — удерживать и отпускать объекты;

      — играть с погремушкой. Когда погремушка в руках, ее невозможно забрать в случае, если она упадет;

      — быть в состоянии поднимать погремушку обеими руками;

      — быть в состоянии класть объекты в рот;

      — засыпать с 9 до 10 часов ночью в два приема (в общей сложности — 14-16 часов в день).

      Сенсорные и познавательные навыки:

      — хорошо видит близко;

      — увеличивает зрительный контакт с родителями и другими людьми;

      — начинает зрительно-моторную координацию;

      — умеет смеяться вслух;

      — предвидит кормление, когда видит бутылку с молочной смесью (если он на искусственном вскармливании);

      — начинает проявлять память;

      — при повышенном внимании волнуется;

      — распознает голоса родителей и распознает их на ощупь, сенсорно.

      Рекомендации. Родители могут поощрить развитие ребенка через игры:

      — положите ребенка перед зеркалом;

      — обеспечьте его яркими игрушками, которые он может держать;

      — заставьте ребенка повторять разные звуки;

      — помогите ребенку продолжить ваши фразы;

      — используйте детские качели в парке, если головка ребенка уже хорошо держится;

      — ребенок может играть на животе.

      Нормы развития ребенка в 6 месяцев

      Физические и моторные навыки. Ребенок может:

      — проводить почти все процедуры его взвешивания в положении стоя;

      — передавать предметы из его одной руки в другую;

      — в состоянии поднять грудь и голову, лежа на животе и держась на руках;

      — уже в состоянии поднять упавший объект;

      — ребенок в состоянии перевернуться со спины на живот;

      — в состоянии сидеть на высоком стуле с прямой спиной;

      — в состоянии сидеть на полу с поддержкой нижней части спины;

      — у ребенка начинают прорезаться зубки;

      — у ребенка — повышенное слюноотделение;

      — ребенок должен быть в состоянии спать 6-8 часов в ночное время суток;

      — если вес ребенка удвоился с момента его рождения, также вес часто удваивается в 4 месяца, и это был бы повод для беспокойства, если этого не произошло в 6 месяцев.

      — начинает бояться незнакомцев;

      — начинает подражать действиям других людей;

      — начинает понимать, что если объект упал, он все еще там лежит, и просто должен быть поднят;

      — ему удается найти звучание не непосредственно на уровне уха, а вдали;

      — любит слышать собственный голос;

      — издает звуки от зеркала и игрушек;

      — издает звуки, напоминающие односложные слова;

      — предпочитает более сложные звуки;

      — начинает подражать звукам;

      — диапазон видения ребенка находится между 20/60 и 20/40.

      — читать, петь и говорить с ребенком;

      — произносить такие слова, как «мама», чтобы помочь ребенку научиться языку;

      — играть с ребенком в прятки;

      — обеспечить, чтобы зеркало не разбивалось;

      — обеспечить большие, яркие игрушки, издающие шум или имеющие движущиеся части (избегать игрушек с мелкими деталями);

      — рвать при ребенке бумагу;

      — начать именовать части тела и окружающей среды;

      — использовать телодвижения и действия по учению языка;

      — нечасто использовать слово «нет».

      Нормы развития ребенка в 9 месяцев

      Физические характеристики и двигательные навыки. 9-месячный ребенок, как правило, проходит следующие этапы:

      — набирает вес более медленными темпами — около 15 граммов в день, более 400 гр. в месяц;

      — увеличивает рост в длину – на 1,5 см в месяц;

      — кишечник и мочевой пузырь ребенка работают более регулярно;

      — ребенок кладет руки вперед, а головой указывает на землю (рефлекс «парашют»), чтобы защитить себя от падения;

      — может изучать окружающий мир;

      — сидит в течение длительного периода;

      — любит сам больше стоять;

      — сидя, тянется к объектам;

      — может схватывать предметы кончиками большого и указательного пальцев;

      — схватывает пальцы других людей;

      — бросает или трясет объекты.

      Сенсорные и познавательные навыки. В 9 месяцев ребенок обычно:

      — может отрываться и цепляться за родителей;

      — у него разрабатывается восприятие глубины;

      — понимает, что объекты продолжают существовать, даже когда он их не видит (постоянство объекта);

      — реагирует на простые команды;

      — реагирует на названия;

      — понимает значение слова «нет»;

      — подражает звукам речи;

      — может бояться оставаться в одиночестве;

      — воспроизводит интерактивные игры;

      — волнуется при прощании с кем-либо, особенно когда его мама или папа уходят.

      Игры. Чтобы помочь развитию 9-месячного ребенка, нужно:

      — обеспечить его книжками с картинками;

      — предоставить ему различные раздражители;

      — повезти его в торговый центр (чтобы видел больше людей);

      — повезти его в зоопарк (чтобы видел животных);

      — создавать в голове ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;

      — научить отличать горячее и холодное через игру;

      — обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать, словно пешеходов;

      — петь вместе с ребенком песни;

      — не давать ребенку до 2-летнего возраста смотреть телевизор и т.д.

      Нормы развития ребенка в 12 месяцев

      Физические и двигательные навыки. 12 -месячный ребенок должен:

      — в 3 раза больше весить, чем при рождении;

      — вырасти на 50% по сравнению со своим ростом при рождении;

      — иметь окружность головы, равную груди;

      — иметь большинство зубов;

      — уметь ходить самостоятельно или при ведении с одной стороны;

      — сидеть без посторонней помощи;

      — переворачивать по страницам книги, листать много страниц за один раз;

      — поднимать небольшой объект с помощью кончиков большого и указательного пальцев;

      — спать 8-10 часов в сутки.

      Сенсорное и когнитивное развитие. Типичный 12-месячный ребенок:

      — начинает «разыгрывать спектакли» (например, делать вид, что пьет из чашки);

      — следует за быстро движущимся объектом;

      — реагирует на свое имя;

      — может сказать «мама», «папа» и, по крайней мере, одно или два других слова;

      — понимает простые команды;

      — пытается имитировать звуки животных;

      — связывает имена с объектами;

      — участвует в одевании (поднимает руки);

      — играет в простые игры (например, с мячом);

      — указывает на объекты указательным пальцем;

      — волнуется при свидании и прощании;

      — может иметь привязанность к игрушке или объекту;

      — имеет опыт разлуки и может цепляться за родителей;

      — может иметь краткие путешествия вдали от родителей.

      Игры. Вы можете помочь 12 -месячному ребенку развивать навыки через игру:

      — обеспечить ему книжки с картинками;

      — обеспечить различные стимулы – например, собираться вместе с ним в торговый центр или зоопарк;

      — играть с ребенком в мяч;

      — создать для ребенка словарный запас путем чтения и именования людей и объектов окружающей среды;

      — научить различать горячее и холодное через игру;

      — обеспечить большие игрушки, которые можно сдвигать;

      — петь с ребенком песни;

      — давать ребенку играть с ребенком примерно того же возраста;

      Нормы развития ребенка в 18 месяцев

      Физические и моторные навыки. Типичный 18-месячный ребенок:

      — имеет закрытый передний родничок;

      — растет более медленными темпами и имеет по сравнению меньше аппетита;

      — имеет возможность контролировать мышцы сфинктера для мочеиспускания и дефекации, но может быть еще не готов пользоваться взрослым туалетом, а не горшком;

      — имеет возможность встать на невысокие стулья без помощи;

      — может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила одной рукой;

      — может построить башню с блоками;

      — может использовать ложку и чашку, и с их помощью кормить себя;

      — может смотреть одновременно две или три страницы книги.

      Психологические и когнитивные навыки.Типичный 18-месячный ребенок:

      — показывает привязанность к взрослым;

      — может чувствовать разлуку;

      — слушает рассказ или смотрит на фотографии;

      — может сказать 10 или более слов, когда его спрашивают;

      — морщатся от поцелуев родителей губами;

      — определяет одну или более частей тела;

      — понимает и в состоянии указать и выявить общие объекты;

      — часто имитирует что-либо;

      — может снять некоторые предметы одежды – такие, как перчатки, шляпы, носки;

      — начинает ощущать чувство собственности, выявлять людей и предметы.

      — поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;

      — обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования для игр ребенка;

      — позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных обязанностях в семье;

      — поощрять игры, которые включают в себя задания и творчество;

      — поощрять игры с детьми – ровесниками вашего малыша;

      — не давать ребенку до достижения 2 лет смотреть телевизор и т.д.;

      — играть вместе в простые игры – такие, как головоломки и сортировка.

      Нормы развития ребенка в 2 года

      Физические и моторные навыки. Ребенок в 2 года может:

      — повернуть дверную ручку;

      — просматривать книгу по одной странице за один раз;

      — построить башню из 6-7 кубов;

      — пинать мяч, не теряя равновесия;

      — подобрать предметы, стоя, не теряя равновесия (часто это происходит уже в 15 месяцев, и был бы повод для беспокойства, если e ребенка не наблюдается этого в 2 года);

      — работает с лучшей координацией, хотя стойка все еще может быть широкой;

      — готовым к «туалетным тренировкам»;

      — должен иметь первые 16 зубов (фактическое количество зубов может широко варьироваться);

      — в 24 месяцев — около половины окончательного роста взрослых зубов.

      Сенсорные и когнитивные навыки. Ребенок:

      — в состоянии надеть простую одежду без помощи (часто он делает это лучше, чем снимает одежду и чем кладет ее на место);

      — может иметь потребности – такие, как: общение, жажда, голод, нужда сходить в туалет;

      — может построить фразы из 2-3 слов;

      — может понять 2-хступенчатую команду («Дай мне мяч, а затем возьми свои ботинки»);

      — повышение концентрации внимания;

      — видение полностью работает;

      — словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50-300 слов (словарь здоровых детей может варьироваться в широких пределах).

      Игры и рекомендации:

      — позволить ребенку помогать по дому и участвовать в ежедневных семейных обязанностях;

      — поощрять и обеспечить необходимое пространство для физической активности;

      — поощрять игры, которые включает в себя задания и творчество;

      — обеспечить безопасные копии взрослых инструментов и оборудования;

      — стараться не давать ему смотреть телевизор; управлять ограничение и содержания, и количества телевизора. Предел просмотра телевидения — менее 3 часов в день, предпочтительно один час или меньше. Для ребенка такого возраста вредны программы и передачи с содержанием о насилии, жестокости, преступлениях и других аморальных поступках людей. Лучше перенаправить ребенка к чтению или игровой деятельности;

      — контролировать тип игр.

      Нормы развития ребенка в 3 года

      Эти этапы характерны для детей на третьем году жизни. Всегда имейте в виду некоторые отклонения. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу.

      Физические и моторные навыки.

      — улучшение зрения (20/30);

      — имеет все 20 молочных зубов;

      — потребности в 11-13 часов сна в сутки;

      — ребенок может иметь дневной контроль над функциями кишечника и мочевого пузыря (может иметь и ночной контроль);

      — ребенок может немного балансировать себя и прыгать на одной ноге;

      — ребенок может идти вверх по лестнице чередующимися ногами;

      — ребенок может построить многоквартирный игрушечный дом из девяти и более кубов;

      — ребенок может легко поместить мелкие предметы в небольшое отверстие;

      — ребенок может скопировать круг;

      — ребенок может крутить педали трехколесного велосипеда.

      Сенсорные, когнитивные и социальные навыки включают:

      — словарный запас ребенка — многие сотни слов;

      — ребенок составляет предложения из трех слов;

      — ребенок считает три объекта;

      — ребенок использует множественное число и местоимения (он / она);

      — ребенок часто задает вопросы;

      — ребенок может одеть себя, он нуждается в помощи только со шнурками, кнопками и другими крепежными деталями в труднодоступных местах;

      — проявляет больше внимания;

      — отыгрывает общение с другими людьми через игру в деятельность;

      — имеет некоторое снижение чувства разлуки в течение коротких периодов времени;

      — может иметь страхи от мнимых вещей;

      — знает собственное имя, возраст и пол (мальчик / девочка);

      — начинается учиться делиться;

      — имеет некоторые навыки кооперативной игры (строительство блоков башни).

      В возрасте 3 лет почти все речи ребенка должны быть понятны. Истерика является общей в этом возрасте. Детей, у которых истерика, регулярно длящаяся более 15 минут или чаще трех раз в день, необходимо показать врачу.

      Игры. для родителей по соответствующим играм для детей 3 лет:

      — обеспечить безопасные условия игры и постоянный контроль;

      — обеспечить необходимое пространство для физической активности ребенка;

      — помочь ребенку участвовать в спортивных мероприятиях и узнать их правила;

      — делать мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;

      — посещать местные объекты, представляющие интерес;

      — поощрять ребенка, чтобы он помогал родителям с небольшими домашними делами — накрыть на стол или собрать игрушки;

      — поощрять играть с другими детьми, чтобы помочь развивать социальные навыки;

      — поощрять ребенка узнавать, отвечая на вопросы;

      — обеспечивать мероприятия, связанные с конкретными интересами ребенка;

      — поощрять ребенка использовать слова для выражения своих чувств.

      Нормы развития ребенка в 4 года

      Физические и моторные навыки. В четыре года ребенок обычно:

      — набирает вес со скоростью около 6 г в день;

      — средний 4-летний ребенок весит 17-18 кг;

      — ребенок спит – 11-13 часов — как правило, без дремоты;

      — рост в два раза превышает длину при рождении;

      — показывает улучшенный баланс;

      — легко стоит на одной ноге, не теряя равновесия;

      — бросает мяч сверху вниз, с координацией;

      — может вырезать изображение с помощью ножниц;

      — еще может мочиться в постель (это нормально).

      Психологические и когнитивные навыки. Типичный 4-летний ребенок:

      — имеет словарный запас — более 1000 слов;

      — легко собирает предложения из четырех или пяти слов;

      — может использовать глаголы в прошедшем времени;

      — умеет считать до четырех;

      — может задавать много вопросов;

      — может использовать слова, которые полностью не понятны;

      — может начать использовать вульгарные слова;

      — учится и поет простые песни;

      — старается быть очень независимым;

      — может проявлять повышенное агрессивное поведение;

      — участвует в разговорах о личных делах семьи с взрослыми;

      — как правило, имеет придуманных друзей;

      — имеет улучшенное понимание времени;

      — в состоянии сделать различие между двумя объектами на основе их размера и веса;

      — имеет недостатки нравственных понятий о добре и зле;

      — может возмутиться, если от него слишком многого ожидать.

      Игры и рекомендации. Родителю 4-летнего ребенка необходимо:

      — и обеспечить пространство для физической активности ребенка и поощрять ее;

      — показать ребенку, как принимать участие в спортивных мероприятиях и как в них следовать правилам;

      — поощрять игры совместно с другими детьми;

      — поощрять творческие игры;

      — научить детей делать небольшие дела – например, накрывать на стол;

      — читать вместе с ребенком;

      — ограничить смотрение телевизора до 2 часов в день — и только хорошие передачи;

      — увлечь ребенка различными интересными и полезными для него стимулами.

      Нормы развития ребенка в 5 лет

      Физические и двигательные навыки 5-летнего ребенка могут включать:

      — первые постоянные, не молочные зубы (большинство детей не получают свои первые постоянные зубы до 6 лет);

      — разработка усиления координации движений;

      — прыжки с хорошим балансом;

      — поддержание баланса, стоя на одной ноге с закрытыми глазами;

      — проявление повышенного навыка с помощью простых инструментов и письменных принадлежностей;

      — ребенок может скопировать простой рисунок, фигуру.

      Сенсорные и когнитивные навыки:

      — словарный запас увеличивается до более 2000 слов;

      — ребенок может составлять предложения из 5 или более слов, со всеми частями речи;

      — начинает различать деньги;

      — может считать до 10;

      — знает номер домашнего телефона;

      — правильно называет основные цвета и, возможно, многое другие;

      — при вопросах — более глубоко размышляет, со смыслом и целью;

      — отвечает на вопросы «почему»;

      — ведет себя более ответственно и может извиниться за ошибки;

      — снижает агрессивное поведение;

      — перерастает ранние детские страхи;

      — способен принять и другие точки зрения (даже если не может их понять);

      — демонстрирует увеличение математических умений;

      — задает вопросы другим, в том числе родителям;

      — уверенно отождествлять себя с родителем того же пола, что он сам (она сама);

      — имеет группу друзей;

      — участвует в творческих играх (например, полет на Луну).

      Игры и рекомендации. Способы поощрения развития 5-летнего ребенка могут включать:

      — обеспечение необходимого пространства для физической активности;

      — должен участвовать в спортивных мероприятиях и исполнять их правила;

      — поощрять ребенка играть с другими детьми, что помогает развивать его социальные навыки;

      — совместное творчество с ребенком;

      — мониторинг времени и содержания телевизионных просмотров;

      — посещение местных достопримечательностей;

      — поощрение ребенка взять на себя ответственность для малых домашних дел — таких, как помощь в накрывании на стол или собирании игрушек после игры.

      Распространенные причины задержки роста у детей

      Задержка роста относится к детям, которые малы для своего возраста, но растут и изменяются в развитии с нормальной скоростью. Часто у этих детей половое созревание опаздывает. Эти дети продолжают расти после того, как большинство их сверстников останавливаются в росте. Большая часть отставших в росте детей достигает роста взрослого человека и похожа в росте на своих родителей.

      Генетика здесь может играть определенную роль. Один или оба родителя могут быть короче ростом. Низкорослые, но здоровые родители могут иметь здорового ребенка, который на 5% ниже других детей его возраста. Эти дети низкорослые, но они должны достичь высоты роста одного или обоих своих родителей.

      Задержка роста ребенка или его рост медленнее, чем ожидалось, могут быть вызваны множеством различных причин и факторов. В том числе таких, как:

      — болезни эндокринной системы;

      Многие дети с задержкой роста также имеют задержки в умственном развитии.

      Если медленное увеличение веса происходит из-за недостатка калорий, попробуйте кормить ребенка по специально выработанной программе. Увеличьте количество пищи, которую вы можете предложить ребенку. Давайте ему питательные, высококалорийные продукты.

      Очень важно готовить еду ребенку точно в соответствии с инструкциями, не нарушая их. Обратитесь к врачу, если вы обеспокоены ростом вашего ребенка. Медицинское обследование важно, даже если вы знаете, что задержки в развитии или эмоциональные проблемы могут способствовать задержке роста ребенка.

      Если ваш ребенок не растет из-за недостатка калорий, лечащий врач может направить вас к эксперту по питанию, который может помочь вам выбрать правильные продукты специально для вашего ребенка.

      Врач осмотрит ребенка, измерит его рост, вес, окружность головы. Родителю или опекуну врач задаст вопросы о истории болезней ребенка, в том числе:

      — всегда ли ребенок был на нижней границе диаграммы роста;

      — верно ли то, что рост ребенка вначале развивался нормально, обычно, а затем замедлился;

      — нормально ли у ребенка развиваются социальные и физические навыки;

      — хорошо ли ребенок питается, какие продукты он ест;

      — какой тип графика кормления ребенка используется;

      — младенец питается грудью или из бутылочки;

      — если ребенок находится на грудном вскармливании, какие лекарства дает ему мать;

      — если ребенок на искусственном вскармливании, какая формула используется;

      — какие лекарства или добавки даются ребенку;

      — какие показатели роста у биологических родителей ребенка, сколько они весят;

      — какие еще симптомы присутствуют у ребенка и его родителей.

      Врач может также задать вопросы о воспитании, привычках и социальном взаимодействии с ребенком. Тесты могут включать:

      — анализ крови (например, общий или дифференциальный);

      — исследования стула (для проверки усвоения питательных веществ);

      — Рентген для определения костного возраста и поиска возможных переломов.

      www.f-med.ru