Нетрадиционное рисование для детей младшего возраста

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Перечисленные ниже техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками
  • рисование ватными палочками
  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование ладошками
  • Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

    • оттиск поролоном
    • печать по трафарету
    • свеча и акварель
    • набрызг
    • тычкование
    • В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

      • кляксография с трубочкой
      • кляксография обычная
      • рисование зубочисткой
      • монотипия-рисование нитками

      Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

      Тычок жесткой полусухой кистью.

      Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата

      Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности

      Возраст: от двух лет

      Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки

      Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.

      Возраст: от трех лет

      Материалы: гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки

      Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

      Возраст: от четырех лет

      Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага

      Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

      Рисование на сырой мятой бумаге

      Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки

      Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи

      Возраст: от пяти лет

      Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд

      Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.

      Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложка

      Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

      Кляксография с трубочкой

      Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

      Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

      Свеча и акварель

      Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти

      Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

      Печать по трафарету

      Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон

      Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

      Материалы: бумага, гуашь или акварель, зубочистки (спички), салфетки

      Способ получения изображения: ребенок обмакивает зубочистку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждой краски берется отдельная зубочистка.

      Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.

      Способ получения изображения: ребенок обмакивает полочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.

      13. Рисование сыпучими блестками

      Материалы: бумага, краски, кисти, сыпучие блестки

      Способ получения изображения: ребенок пальчиками набирает сыпучие блестки и аккуратно посыпает ими рисунок, необходимое условие: краска на рисунке не должна засохнуть, т.е. блестки наносят на еще не высохший рисунок.

      Рисование мыльными пузырями

      Возраст: от шести лет

      Материалы: бумага, краски, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка

      Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду

      Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду

      Долгих Ольга Александровна,воспитатель

      Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду

      Дошкольный возраст — это один из главных периодов формирования творчества у детей. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.

      Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав накопленный опыт, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

      Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

      Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

      Чтобы дети овладели навыком изобразительной деятельности, я учитываю в своей работе их интересы, использую разнообразные темы занятий, формы организации, применяю разный нетрадиционный материал. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру — это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Это толчок к развитию воображения творчества, проявление самостоятельности, индивидуальности. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

      Основные техники нетрадиционного рисования.

      Рисование пальчиками — одна из самых первых доступных техник. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

      Рисование ладошкой — приятно наблюдать, как ребёнок с интересом опускает свою ладонь в мисочку с гуашью, а потом прикладывает ладошку на лист бумаги. Этот процесс является одним из любимых для маленького ребенка. Таким способом мы часто рисуем солнышко, травку.

      Рисование тычком – дети очень ответственно подходят к этому процессу. Ведь рисование тычком не простое дело, важно правильно держать его, то есть вертикально, чтобы тычки получились ровные, красивые. Этот способ подходит для пушистого или колючего. А это, как правило, рисование животных, одна из любимых детских тем «зайчик», «ёжик».

      При печатании можно использовать поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки, пластиковые вилки и многое другое, что окружает нас. Рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской. Этот способ является одним из самых ярких и разносторонних, так как при создании композиции можно использовать разные печати. Травку и ежа можно рисовать вилкой, облака — смятой бумагой, лес — отпечатки листьев, ватными палочками можно нарисовать снег, и многое другое.

      Для кляксографии понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь, кисточка, белая бумага. Ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

      Данные техники рисования целесообразно использовать в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Для старших дошкольников существуют более сложные техники.

      Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

      С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

      А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам. Нетрадиционное рисование – отличное средство от стресса и усталости. Оживите свои будни – порисуйте вместе с детьми!

      Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста Проект «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Автор проекта Андреева Ольга Вячеславовна,.

      Связь ФЭМП с ИЗО деятельностью у детей младшего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционных техник рисования Дошкольный возраст -важнейший этап развития и воспитания личности. Математическое развитие дошкольника-это развитие способности нестандартного.

      Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования Актуальность темы: Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: • Мелкой.

      Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности с детьми средней группы Нетрадиционные техники рисования- это необычное сочетание инструментов и материалов,позволяющее разнообразить занятия по изобразительной.

      Использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста приёмам рисования Около года мы работаем над темой: «Использование нетрадиционных техник в обучении детей приемам рисования. Нетрадиционные техники рисования-это.

      Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: — мелкой моторики рук и тактильного.

      Занятие с применением нетрадиционных техник рисования для детей среднего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Цель: познакомить детей с техникой рисования крупами (манная, кукурузная) Образовательные задачи: — познакомить детей с нетрадиционной.

      Опыт работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста Рисование- это одно из самых больших удовольствий для.

      Проект «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста» Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Формировать.

      Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Районные педагогические чтения «Воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Использование.

      www.maam.ru

      ИЗО нетрадиционное рисование для детей младшего дошкольного возраста

      Использование нетрадиционных приёмов изодеятельности в младшем дошкольном возрасте.

      МБДОУ «Детский сад «Добрыня»

      «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с младшего дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

      Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

      Рисовать хочется в любом возрасте. А младшие дошкольники рисуют много и с большим желанием. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в младший дошкольный период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

      Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

      Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском доме могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

      мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

      пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

      внимания и усидчивости;

      изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

      Кроме того, в процессе этой деятельности у младших дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

      Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

      Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), а так же рисование губкой при помощи трафаретов.

      Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

      Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

      Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

      Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

      Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

      Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

      Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

      Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое.

      Рисование губкой при помощи трафаретов.

      Рисовать можно не только пальчиками, а еще и губкой — малышу ее удобно держать в руке, а также закрашивать большие участки. Из губки можно вырезать простые фигурки: квадратик, кружочек, треугольник, а потом показать крохе, как с помощью таких штампов он может рисовать, к тому же в это время можно учить и название геометрических фигур. Отличной идеей будет приготовить для крохи трафарет — на листке картона вырезать канцелярским ножиком различные геометрические и другие фигурки: звездочку, сердечко, елочку и т.д. Далее прикладываем трафарет к листку бумаги и губкой закрашиваем вырезанные фигурки, затем убираем картон и показываем ребенку результат вашего творчества, после малыш может попробовать и сам.

      Рисование губкой — смочить часть губки и обмакнуть её в краску, чуть отжать и осторожно легко прикладывать к бумаге (трава, кусты, листья деревьев). Тонкую губку свернуть и закрепить скотчем, окрасить краской и печатать улиток или орнамента.

      Таким образом, обучение рисованию нетрадиционными способами младших дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, учит снимать отрицательные эмоции, невысказанные обиды, необъяснимые тревоги и страхи.

      1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

      2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

      3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

      4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

      5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

      6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

      infourok.ru

    • Главная
    • Детский сад
    • Техники рисования для детей дошкольного возраста
    • Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

      Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

      Воспитатель Борбай-оол Рита Дадар-ооловна

      Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

      Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

      Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

      во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

      во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

      в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

      В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

      Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

      Поэтому тему свою считаю актуальной.

      Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

      Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

      Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

      Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

      — способствует снятию детских страхов;

      — развивает уверенность в своих силах;

      — развивает пространственное мышление;

      — учит детей свободно выражать свой замысел;

      — побуждает детей к творческим поискам и решениям;

      — учит детей работать с разнообразным материалом;

      — развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

      — развивает мелкую моторику рук;

      — развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

      — во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

      Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

      Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

      Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

      — сформировать у детей технические навыки рисования.

      — познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

      — научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

      — развивать воображение и творческие способности детей.

      — обогащать и расширять художественный опыт детей.

      — побуждать ребенка экспериментировать.

      — поощрять и поддерживать творческие находки.

      — развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

      — воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

      — способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

      Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

      Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

      Применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

      Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

      Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

      Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

      — игра, которая является основным видом деятельности детей;

      — сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

      — живая, эмоциональная речь воспитателя.

      Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

      Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

      Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

      Творческий процесс — это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

      Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

      С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

      — оттиск печатками из картофеля;

      Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

      — тычок жесткой полусухой кистью.

      — восковые мелки + акварель;

      — рисунки из ладошки;

      — рисование ватными палочками;

      А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

      — рисование мыльными пузырями;

      — рисование мятой бумагой;

      — кляксография с трубочкой;

      — печать по трафарету;

      Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

      Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

      Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста

      Мастер – класс для родителей.

      Аудитория: родители второй младшей группы.

      Количество участников: родители воспитанников в количестве 24 человек, методист, педагоги группы.

      Цель: Расширить знания родителей о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

      1. Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования.

      2. Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании.

      3. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.

      4. Изменение родительских позиций в воспитании по изобразительной деятельности своих детей.

      Ожидаемые результаты: 1. Сплочение родителей и детей на основе совместной деятельности. 2. Повышение родительской компетентности по вопросу развития мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

      Информационно – техническое обеспечение:

      Памятки для родителей, ноутбук, проектор, экран.

      Структура проведения: 1. Актуальность развития мелкой моторики рук, как необходимое условие развития речи детей. 2. Упражнение «Дни недели».

      3. Памятка для родителей.

      Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира.

      Задача педагога – помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения окружающего.

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок хочет быстро достигать результата в своей работе.

      Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

      • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

      • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

      • Внимания и усидчивости;

      • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

      • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

      Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и какую радость им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

      • игра, которая является основным видом деятельности детей;

      • сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

      • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

      Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять дошкольникам способы действий и показывать приемы изображения.

      • тычок жесткой полусухой кистью;

      • оттиск печатками из картофеля;

      • восковые мелки + акварель

      • рисунки из ладошки;

      • рисование ватными палочками;

      • рисование мыльными пузырями;

      • рисование мятой бумагой;

      • кляксография с трубочкой;

      • печать по трафарету;

      Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. И такие маленькие игры предлагаю Вам, родителям, проводить со своими детьми.

      Многие из нас хотят жизни творческой, делать что-то новое, небывалое, не только для детей, для окружающих, но и для себя.

      На своем кружке по художественно-эстетическому воспитанию детей учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.

      Предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования и выполнить на практике несколько из них – это рисование пальчиками, используя наряду с красками шоколад.

      Небольшая разминка: «Дни недели»

      В понедельник мы стирали,

      Пол во вторник подметали,

      В среду мы пекли калач,

      Весь четверг искали мяч,

      Чашки в пятницу помыли,

      А в субботу торт купили,

      В воскресенье, в воскресенье

      Мы пошли на день рожденья.

      Работа пальцем руки с расплавленной шоколадной массой.

      Наша рука может служить нам и художественным инструментом. Для нанесения расплавленной шоколадной массы можно воспользоваться любым пальцем, но удобнее всего это делать указательным. Контролируя количество набранной массы, можно наносить как плотные тоновые пятна, так и воздушные легкие.

      Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста

      Проект «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

      Автор проекта Андреева Ольга Вячеславовна, воспитатель группы

      раннего возраста «Радуга»

      «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

      От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

      Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

      В. А. Сухомлинский

      Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

      Рисование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима ребенка для полноценного развития.Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка.Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей.воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

      Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. У многих детей пропадает желание рисовать.

      Поэтому, наряду с традиционными способами и приемами можно использовать нетрадиционные. Нетрадиционные техники рисования –это способы создания нового, оригинального, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать А самое главное – самовыражаться. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но из за счет работы с разными изобразительными предметами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса (ребенок использует предметы.которые окружают малыша каждый день, их можно использовать по иному –вместо кисточки листочки, травинки, кубики) .Происходит развитие наглядно-образного, словесно -логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.За счет использования различных изобразительных материалов, новых приемов, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи ребенка.

      Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт –рисунок или поделка, а развитие личности :формирование уверенности в себе, в своих способностях.

      Для того, чтобы занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых.Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребенка и дать соответствующие рекомендации.которые помогут развить творческие способности своих детей.

      Цель проекта: развитие художественно –творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

      Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

      • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности

      • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами

      • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

      Срок проекта: сентябрь 2014-май 2015

      Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели

      • Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования

      • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изоматериалами

      • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих процессах

      Этапы работы над проектом

      1 этап- подготовительный (сентябрь)

      Изучение и анализ научно –исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной теме; разработка содержания проекта. Планирование предстоящей деятельности, подбор наглядно- демонстрационного материала

      2 этап- основной (октябрь-апрель)

      • Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы

      • Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей

      3 этап — завершающий (май)

      Презентация проекта, развлечение для детей

      Мухоморчики (рисование ватными палочками)

      • Предложить детям нарисовать мухомор, передавая ее характерные особенности

      • Пробуждать к своевременному насыщению ворса палочки

      • Формировать умение устанавливать связь между

      • реальностью и ее изображением

      Подсолнухи (рисование ватными палочками)

      • Отрабатывать технику рисования округлых предметов

      • Закрепление техники примакивания

      • Закреплять умения изображать семечки ватной палочкой

      Покормим цыплят (рисование ватными палочками)

      • Закрепить знания детей о домашних птицах их деток

      • Закреплять умение изображать семечки ватными палочками

      Осеннее дерево (рисование пальцем)

      • Вызвать интерес к рисованию осенних листьев

      • Расширить словарный запас

      • Развивать интерес к рисованию

      Мои рукавички (рисование печатками из картофеля, пробкой)

      • Упражнять детей в технике печатания

      • Способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по всей поверхности

      Волшебный фонарик (рисование пальцем)

      • Отрабатывать умение украшать фонарик приемом примакивания

      • Воспитывать терпение и аккуратность

      Елочка пушистая (рисование ватными палочками)

      • Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование ватными палочками

      • Поддерживать интерес к рисованию

      Веселый снеговик (рисование штампами округлых форм)

      • Продолжать закреплять умение детей наносить оттиски штампами

      Галстук для папы (рисование штампами)

      • Закреплять умение украшать галстук простым узором

      • Развивать мелкую моторику

      Разноцветные шары (рисование пальцем)

      • Закреплять умение рисовать пальцем округлые предметы

      • Развивать воображение, мелкую моторику

      Мимоза для мамы (рисование ватными палочками)

      • Закрепить умение рисовать ватными палочками

      • Развивать чувство композиции

      Чашка для бабушки (рисование пальцем)

      • Закрепить умение украшать простые по форме предметы

      Два веселых гуся (рисование ладошкой)

      • Продолжать учить технике рисования ладошкой

      • Развивать фантазию, творчество

      Волшебный дождик (рисование пальцем)

      • Закреплять умение техники рисования пальцем

      Мячик для сестренки (рисование ватными палочками)

      • Продолжать знакомить детей рисованию ватными палочками

      • Развивать изобразительные навыки и умения

      Волшебные яблочки (рисование пальцем)

      • Продолжать знакомить детей с рисованием пальцем

      • Активизировать словарь по теме

      • Развивать мелкую моторику пальцев рук

      Методы проведения занятий

      • Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет)

      Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму

      • Дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира

      • Формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования

      • Способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие познавательных способностей

      Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для детей младших дошкольников» направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

      Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изодеятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка.Учит нестандартно мыслить.Важное условие развитие ребенка- оригинальное задание.Сама формулировка становится стимулом к творчеству.Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразней художественные материалы. Тем интересней с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

      В настоящее время малыши владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками ладошками, оттиски пробкой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом.Детям очень нравятся разнообразие техник. Детские работы стали более интересными.разнообразными .

      10 необычных техник рисования для детей | Все о детях и их родителях

      В хаотичном порядке приклейте клеящуюся ленту на холст. Ненужные концы отрезайте ножницами. Пространство между полосами раскрасьте разноцветными красками.

      Когда краска высохнет, отклейте липкую ленту от холста и рисунок готов!

      4. Рисуем природным материалом

      Из природного материала можно изобразить шикарные рисунки. В качестве доказательства приведу ряд рисунков, которые выполнены из листьев, перышек, камушек, цветов, лепестков, фасоли и т.д. и т.п.

      Если вы хотите освоить эту технику, то приклейте природные материалы на бумагу или холст в соответствии с задуманным рисунком.

      5. Рисование штампами

      Детям очень интересно делать цветные отпечатки на белом листе бумаги. Поэтому не будем лишать их этого удовольствия, дадим карандаши с резинкой, краски и бумагу. Макая в краску резинку с карандаша, малыш с удовольствием будет ставить отпечатки, создавая рисунок.

      Для начала это могут быть капельки дождя, снежинки, звезды и т.д. Затем он сможет рисовать цветы, ягоды и многое другое.

      6. Рисуем красками и карандашами.

      Ребенок после пяти лет способен красками или карандашами нарисовать рисунок, на котором будет изображен человечек, любимый сказочный или мультипликационный герой, домашнее животное домик, машина и это еще не весь список художественных возможностей.

      Вот целая галерея детских рисунков

      7. Рисуем аппликацией

      Аппликация подразумевает под собой работу с ножницами и бумагой. Юный художник может разрезать лист цветного журнала или раскрашенного листа на небольшие геометрические фигуры, а затем приклеить их в любой последовательности на белый лист бумаги.

      8. Мраморная живопись с помощью шариков

      Найдите новое применение для излюбленных детьми шариков. Теперь они будут ими рисовать. Это очень весело и забавно!

      Что вам понадобится:

      — Повышение качества совместной работы педагога с детьми.

      — Повышение качества изобразительной деятельности детей моей группы.

      — Обмен педагогическим опытом и активное использование новых технологий художественного творчества.

      — Привлечение родителей к организации персональных выставок детского творчества.

      — Изучение дополнительной литературы и пополнение методической копилки.

      Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами) , рисование ватными палочками, оттиск пробками и рисование жесткой полусухой кистью, рисование на песке

      Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

      А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

      рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная и с трубочкой; кляксография с ниточкой (ниткография) ; монотипия пейзажная; рисование зубной щеткой; расчесывание краски; набрызг; рисование по сырому.

      Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

      Хочу познакомить вас с некоторыми видами техники нетрадиционного рисования, которые часто используем, и нравится детям, и родителям.

      (Показ некоторые техники рисования) .

      А теперь покажу некоторые техники рисования, которые мы выполняли в младшей группе.

      Готовые работы, выполненные детьми моей группы.

      Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми создавали свои произведения искусств. Для родителей подготовила консультацию «Нетрадиционное рисование в детском саду»; картотеку «Нетрадиционных способов рисования».

      Составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования, проект «Волшебные краски». Проводилась беседа. Проводились совместные художественные выставки. Участвовали на конкурсах.

      Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

      Следует отметить, что в ходе данной работы я пришла к выводу:

      во время рисования дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

      Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

      • Способствует снятию детских страхов;

      • Развивает уверенность в своих силах;

      • Развивает пространственное мышление;

      • Учит детей свободно выражать свой замысел;

      • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

      • Учит детей работать с разнообразным материалом;

      • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

      • Развивает мелкую моторику рук;

      • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

      • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

      1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. — №18

      2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

      3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина. – Каро, 2007.

      4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

      5. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. — №11

      6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Мастер–класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

      • образец воспитателя;
      • показ воспитателя.
      • Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

        • прием повтора;
        • работа на черновиках;
        • выполнение формообразующих движений рукой.
        • Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

          Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

          Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

          Конспект занятия по рисованию. Коллективная работа (с использованием нетрадиционных техник) .

          Тема: «Поспешим на помощь весне»

          Цель: развитие творческого воображения

        • Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки) ;
        • Развивать воображение, чувство композиции, ритма;
        • Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов
        • Материалы: картофель, пробки, тарелочки с гуашью разных цветов, нитки, ватман по контуру которого нарисованы контуры цветов по количеству детей, бумажная «дорога», клей, кисточки для клея, д/и «Волшебные палочки» (коробочка в которой лежат цветные капельки, коробка закрыта, из под крышки свисают веревочки, длиной 1 м, каждая одним концом прикреплена к капельке, а другим к палочке) , игрушка — солнце, фартуки, магнитофон, аудиозаписи.

          Дети входят в изостудию, встают вокруг педагога.

          Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется весна. Я предлагаю вам ребята поехать на поезде. Садитесь, пожалуйста, в вагончики. А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране.

          В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками, белыми ромашками, красными розами.

          Нет и снега там, нет и холода, Там все проснулось ото сна. Мы приехали из города В страну чудесную — Весна!

          Ребята, выходите. Что-то тут совсем невесело. Все белым бело. Ребята, смотрите, нас солнышко встречает!

          Но почему-то оно не ласковое, совсем не улыбается.

          Здравствуйте, ребята! У красавицы Весны в ее волшебной стране случилась беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучам никак не пробиться. Помогите, мне ребята, растопить снег.

          Но чтобы попасть на поляну вам нужно выложить дорогу цветными камешками.

          Пусть каждый из вас возьмет одну палочку, под музыку начинайте накручивать веревочку, пока не дойдете до коробки с красками. Когда она откроется, вы узнаете, кто какой краской будет рисовать.

          Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу цветными камнями. Как же мы сможем нарисовать камни, если у нас нет кисточки?

          Дети высказывают предположения. Педагог обобщает ответы детей.

          — Любое изображение можно напечатать, например картофелем или пробкой. Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку, какая вам нравится.

          Дети подходят к бумажной «дороге», располагаются по краям, педагог напоминает детям технику печатания. Дети печатают под музыку.

          — Вот и наша цветочная поляна! Что наделала вьюга, ни одного цветочка не пожалела. Мы с вами восстановим поляну и посадим новые красивые цветы.

          Педагог включает музыку «Алый подснежник» и пантомимой изображает распустившийся цветок.

          Солнышко дает нам свои лучики — веревочки, чтобы мы с их помощью смогли нарисовать цветы.

          Педагог показывает последовательность выполнения работы техники веревочкой. Дети выполняют под музыкальное сопровождение.

          В это время педагог меняет мимику солнца с грустного на веселое.

          Посмотрите, как мы восстановили поляну!

          Раз, два, три, выросли цветы! К солнцу потянулись высоко: Стало им приятно и тепло! Пусть они цветут, растут,

          Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам тепло.

          Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться домой. Садитесь в свои вагончики.

          Педагог включает музыку.

          Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение?(ответы детей)

          Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте, передадим свое хорошее настроение, свое тепло друг другу. Согласны?

          Педагог включает аудиозапись «Встреча весны», проводится игра «Передача настроения»

          — Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу и всем нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь!

          Передайте свое тепло и нежность гостям! (имитируют игру в «ладошки») . Посмотрите, как всем стало хорошо!

          Упражнения для динамических пауз.

          Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

          Средства выразительности:фактурность окраски, цвет.

          Материалы:жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

          Способ получения изображения:ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

          По лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

          Средства выразительности:пятно, точка, короткая линия, цвет.

          Материалы:мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

          Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

          Средства выразительности:пятно, цвет, фантастический силуэт.

          Материалы:широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

          Способ получения изображения:ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

          Материалы:мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

          Способ получения изображения:ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

          Возраст:от трех лет.

          Материалы:мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

          Способ получения изображения:ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

          Возраст:от четырех лет.

          Материалы:мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

          Способ получения изображения:ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

          Материалы:мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

          Способ получения изображения:ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

          Средства выразительности:пятно, фактура, цвет,

          Материалы:мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия) .

          Способ получения изображения:ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

          Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

          Материалы:блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

          Способ получения изображения:ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

          Средства выразительности:цвет, линия, пятно, фактура.

          Материалы:восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

          Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

          Материалы:свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

          Способ получения изображения:ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

          Материалы:маркер, плотная бумага, акварель, кисти.

          Способ получения изображения:ребенок рисует маркером на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в несколько цветов. Акварель может сливаться образуя красывае переходы.

          Возраст:от пяти лет.

          Материалы:мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой) , трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

          Способ получения изображения:ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

          Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

          Материалы:плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

          Способ получения изображения:ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

          Возраст:от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

          Материалы:бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

          Способ получения изображения:ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке.

          Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть) . Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

          Материалы:бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .

          Способ получения изображения:ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

          Средства выразительности: пятно.

          Материалы:бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

          Способ получения изображения:ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик.

          Недостающие детали дорисовываются.

          Средства выразительности:точка, фактура.

          Материалы:бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см) .

          Способ получения изображения:ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

          Средства выразительности:пятно, цвет, линия.

          Материалы:плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

          Способ получения изображения:ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

          Средства выразительности:фактура, объем.

          Материалы:квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2×2 см) , журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа) , карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

          Способ получения изображения:ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей.

          Затем приклеивает квад ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

          Возраст:от пяти лет. Средства выразительности:фактура, цвет.

          Материалы:бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие) , гуашь, кисти.

          Способ получения изображения:ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

          Возраст:от шести лет.

          Материалы:подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь) , острый предмет — скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, нож, вязальная спица, пластиковая вилкой, зубочистка

          Способ получения изображения:рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью(чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель) .

          Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой.

          Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши(гуашьпачкается после высыхания) . Можно и акриловыми краскамичёрного цветавоспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

          Средства выразительности:пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

          Материалы:бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

          Способ получения изображения:ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток) . Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.

          Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку.

          На по следнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

          1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
          2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
          3. Внимания и усидчивости;
          4. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
          5. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

          Особенностью построения занятий по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. Данные комплексы представлены ниже.

          Нетрадиционные техники рисованиядля детей

          Рисование — одно из самых любимых занятий детей. Значение рисования для развития ребенка переоценить невозможно. Прежде всего, оно воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Это своеобразная игра. Увлекаясь рисованием, он придумывает сюжет, претворяет его в жизнь, видит результат своей работы, старается сделать лучше, красивее, выразительнее.

          Но рисование необычными способами, т. е использование нетрадиционных техник рисования, вызывает у детей еще больше положительных эмоций.

          Благодаря этому происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, чувства прекрасного. У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость.

          Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

          Нетрадиционные техники рисования для детей 2-4 лет

          В младшем дошкольном возрасте я бы посоветовала использовать рисование пальчиком, рисование ладонью, кулачком. Печатать кулачком или ладошкой будет интересно из разных позиций: боковым основанием, согнутыми пальчиками, а также с отведенным в сторону большим пальцем, разведенными в сторону пальцами или собранными вместе.

          Для занятий необходимо приготовить гуашь. Налейте ее в такую емкость, в которую легко будет обмакнуть ручку или пальчики, смотря какой вид рисования вы выберете. Либо можете нанести краску кисточкой. Также приготовьте салфетку и воду, чтобы вытереть ручки малыша.

          После того, как отпечаток подсохнет, дорисуйте детали. Посмотрите на полученный отпечаток и пофантазируйте вместе с малышом, на что или на кого похоже изображение, какие детали надо дорисовать. Это может быть солнышко, ежик, цветок, бабочка, птичка и многое другое.

          Пальчиком малыш может нарисовать снег, дождь, листья на дереве, цветок, горошины на платье или на чашке. Заранее можете приготовить трафареты, которые ваш художник будет украшать.

          Рисование тычком или ляпушкой.

          Для рисования тычком нужна жесткая кисточка и неразведенная гуашь. Смачивать кисть в воде не надо. Приготовьте трафарет пушистого зверька: зайчика или мишки. Кисть необходимо держать вертикально и резко наносить на бумагу тычки.

          Такая техника дает эффект пушистости. Можно рисовать снег белой краской на синем фоне, снеговика.

          Чтобы получить ляпушки, надо к фломастеру или карандашу прикрепить паралон, закрепив его нитью. Сделайте ляпушки разных размеров, а обмотав ватой спичку, вы получите мини-ляпушку. Ляпушку также, как и жесткую кисть, держать надо вертикально, заполнять рисунок можно по шаблону или трафарету, обмакивая ляпушку в густую краску.

          По такому же принципу можно рисовать печатями. Сейчас их можно купить в магазинах.

          Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-7 лет

          В среднем и старшем дошкольном возрасте к этим техникам рисования можно добавить более сложные. Рассмотрим некоторые из них.

          На лист бумаги жидкой краской капаем кляксу. С помощью трубочки дуйте на кляксу с разных сторон. Что получится, подскажет ваша фантазия.

          С помощью этой техники хорошо рисовать симметричные предметы. Для этого сложите лист бумаги пополам и на одной половинке нарисуйте предмет. Пока краска не высохла, сложите снова лист вдвое.

          На второй половинке получится отпечаток. После этого изображение можно дорисовать и украсить.

          Такое рисование хорошо проводить осенью. Соберите опавшие листья. Нанесите на листья краску со стороны прожилок и аккуратно приложите к бумаге, прижмите и снимите листик, взяв его за черешок.

          Рисование смятой бумагой

          Приготовьте тонкий поролон, пропитанный гуашью, лист бумаги, на котором будете рисовать и мятую бумагу. Прижмите сначала смятую бумагу к поролону, а затем нанесите оттиск на рисунок.

          Понадобится старая зубная щетка и расческа, а также трафарет или шаблон. На щетку наберите немного краски и разбрызгивайте ее с помощью расчески. Можно наносить так краски разных цветов, получается красиво.

          Рисование по мокрой бумаге

          Бумагу смочите поролоном, а под низ подложите влажную салфетку. Рисовать надо красками, получается очень интересный «размытый» эффект.

          Для рисования этим способом приготовьте бумагу темных тонов, клей ПВА, кисточку, манку. Сначала надо нарисовать картинку карандашом, а потом сначала обвести ее клеем и пока он не просох посыпать манкой.

          Аналогично рисованию манкой, но на клей следует приклеивать кусочки бумаги, рисунок при этом получается объемным.

          О рисовании пластилином читайте в этой статье.

          Чтобы ваши дети полюбили изобразительное искусство, используйте нетрадиционные техники рисования, занятия обязательно организуйте в форме игры. Не забывайте хвалить малышей.

          Поделиться в соц. сетях

          Другие статьи по теме:

          Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо.

          Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в.

          Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

          Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив.

          Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в.

          Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» через кружковую деятельность Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать ра.

          Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) ель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактиль.

          Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участ.

          Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин.

          Технологии развития детей младшего дошкольного возраста

          Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии блоков Дьенеша Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического р.

          Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Тема:«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

          Творческий проект детей дошкольного возраста

          Краткосрочный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Я помню! Я горжусь!» По доминирующей в проекте деятельности: социальный, творческий. По числу участников проекта: группово.

          Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский) «Нет неталантливых детей.

          Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ.

          Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

          raguda.ru