Нарушения речи у детей 2-3 лет

Нарушение речи ребенка 3 лет

Виды нарушений речи у детей

Нарушения речи у детей тем сложнее скорректировать, чем старше ребенок. Соответственно чем раньше удастся их выявить, тем меньше придется прилагать усилий или реже посещать логопеда для их устранения. Но для этого нужно знать, какие бывают виды нарушений речи. Специалисты выделяют несколько категорий проблем с речью, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Логопедические диагнозы

Задержка речевого развития

Первый симптом, который должен насторожить родителей – если двухлетний ребенок молчит или его речь не соответствует тем критериям, которые мы обсуждали в статье «во сколько дети начинают говорить ». Данное нарушение речи называют задержкой речевого развития, которое достаточно легко исправить, при соблюдении всех рекомендаций логопеда и психотерапевта. При регулярном посещении логопеда кроха уже к трем годам не только догонит, но и перегонит своих сверстников.

Более серьезное нарушение речи у детей – алалия – это полное отсутствие речи или грубое ее недоразвитие. Причина данного нарушения заключается в поражении определенных центров мозга, включая тот, который отвечает за речь. Самостоятельно диагностировать его не удастся, для этого необходимо пройти обследование у невролога.

Данное нарушение речи у детей возникает в результате разлада в работе центральной нервной системы. Проявляется в виде нечеткой речи и сложностей у ребенка с ориентацией положения губ и языка при произношении того или иного звука. И все это проявляется в сочетании с недоразвитой мелкой моторикой.

Заболевание в тяжелой форме встречается у детей с ДЦП, в остальных случаях – это смазанная форма, которую на первый взгляд и не определишь. Диагноз дизартрия логопеды обычно ставят после того, как поработают с ребенком определенное время.

Этим термином называется нарушение произношения звуков. Самый распространенный вариант – когда ребенок не выговаривает какой-то один звук (например, букву «р») или группу звуков (к примеру, свистящие). Встречается и более сложная форма, когда у малыша проблемы с произношением сразу нескольких групп звуков. Родителей должно обеспокоить невыговаривание ребенком звуком, их пропуск или замена другими. Исправить дислалию можно путем занятий с логопедом с 4-4.5 лет. Дополнительно можете прочесть, как происходит развитие речи у ребенка 2-3 лет.

Наверное, один из самых известных видов нарушений речи у детей. Проявляется в виде нарушения ритма и темпа произношения. Наиболее часто возникает в возрасте 2-4 лет, что совпадает с наиболее активным психическим развитием ребенка. Кстати, именно этим объясняется, почему заикание возникает в результате испуга или семейных проблем (когда малыш становится свидетелем скандала между взрослыми).

Специалисты говорят, что с данным видом нарушений речи можно весьма эффективно бороться, но нужно заниматься не только с логопедом, но и с неврологом. А чтобы предупредить заикание нужно с пеленок приучать малютку к правильному произношению. Коверкание слов действительно может выглядеть забавно, но приводит к нарушениям речи. Оно того не стоит.

Нарушения речи у детей от рождения до 4 лет: что должно насторожить родителей?

Детская речь (фото: Thinkstockphotos/fotobank.ua)

Есть несколько важных призна­ков, которые позволят родителям заподозрить нарушение речевого развития у своего ребенка.

Что должно насторожить родителей?

1 месяц — младенец не кричит, ког­да чувствует голод.

4месяца — у крохи отсутствует гуление, он не реагирует улыбкой на эмоциональное общение с мамой и папой.

6 месяцев — ребенок не прислу­шивается к музыке, не пытается взглядом найти предметы и людей, о которых ему говорят.

7 месяцев — малыш не реагирует на музыкальные игрушки, не разли­чает интонации и голоса близких.

9 месяцев — не формируется ле­пет, ребенок не пытается повторять слоги и сочетания звуков следом за взрослыми.

10месяцев — не может жестами поприветствовать и попрощаться.

12 месяцев — не понимает простые просьбы, не произносит ни одного слова, не реагирует на похвалу.

1 годи4 месяца— не употребляет упрощенные слова, не связывает слова с определенными предметами и действиями.

1 год и 9 месяцев — отсутствует ле­пет, ребенок не пытается подражать интонациям взрослого или повторять звукосочетания и слоги.

2 года — не способен выполнять двух этапные просьбы, показать ос­новные части тела, узнавать на фото­графии близких.

2года и 6 месяцев — не понимает разницу между противоположными по смыслу прилагательными.

3года — не может ответить на воп­росы о себе (возраст, имя, пол), не воспринимает короткие рассказы, не может их пересказать, не видит различия размера у нарисованных предметов.

4года — не может выучить короткое стихотворение, не воспринимает длинные рассказы, не умеет считать, не знает названия основных цветов.

Автор: Наталья Боришкевич

Развитие речи трехлетнего ребенка

После трех лет в развитии малышей происходит быстрый скачок за счет стремительного речевого развития. Иногда до этого возраста дети разговаривают мало, лишь отдельными словами. Но в возрасте трех лет все дети обычно становятся очень словоохотливыми. Кроме того, они уже хорошо понимают обращенную к ним речь взрослых.

информация В этот период наступает время «почемучек». Дети просто изводят взрослых разными вопросами, которые нельзя оставлять без ответов. Постарайтесь найти доступное объяснение всему, что интересует малыша.

  • В 3 года способы выражения мыслей малыша становятся гораздо разнообразнее. Он уже лучше выговаривает звуки, но все еще может оставаться проблема с произношением шипящих.
  • К концу четвертого года жизни словарный запас крохи увеличивается до 2000 слов. Речь ребенка все чаще украшена наречиями (холодно, красиво), он начинает употреблять разные местоимения, правильно сопоставляя их с предметами (твой, мое, его).
  • У малыша еще не сформирована грамотность, поэтому пока вы можете слышать из его уст ошибочное согласование слов в предложении или другие ошибки («Дай красную карандаш!»). Также крохе пока сложно разобраться с ударениями в словах.
  • К четырем годам малыш уже хорошо овладевает речью. Он без стеснения разговаривает с посторонними людьми. Его слова внятны и разборчивы, кроха хорошо произносит звуки. Также он научился пользоваться своим голосом – говорить громче или тише, изменять тембр.

    Задержка речевого развития – это состояние, которое характеризуется отставанием речи от возрастных норм. Чаще это может встречаться у недоношенных. часто болеющих детей. Так у детей с задержкой речевого развития позже появляются первые слова, словарный запас растет очень медленно, позднее начинают использовать фразы.

    информация Родителей должно насторожить, что малыш не может отвечать на легкие вопросы, такие как: «Что?», «Где?», «Кто?». Для выражения своих мыслей кроха должен употреблять отдельные слова или короткие фразы из 2-4 слов.

    Возможными причинами, которые провоцируют отставание в развитии речи, могут быть:

  • отсутствие стимула со стороны взрослых;
  • общение с карапузом на его детском языке;
  • отсутствие должного внимания постановке речи крохи;
  • нарушение слуха ;
  • органические заболевания головного мозга;
  • перенесенная гипоксия во время беременности или родов.
  • В зависимости от характера нарушений может потребоваться вмешательство логопеда или невропатолога. Также стоит помнить о том, что нарушение речевого развития может отразиться и на общем развитии крохи, задерживая его или искажая.

    Рекомендации родителям

    важно Родителям стоит знать о том, что возникнувшие нарушения не исчезнут самостоятельно. Если им не уделять внимания, то с течением времени они только еще больше укоренятся.

  • Почти все знают, что главным объектом для подражания являются взрослые. Не стоит разговаривать с малышом, подражая его языку. Когда кроха только начинает говорить, его речь очень скудна от того, что у него слабо развита артикуляция. Наблюдая за взрослыми, человечек постоянно пытается копировать их, и если вы будете с ним «сюсюкать», крохе просто неоткуда будет взять пример для формирования правильной артикуляции.
  • Поощряйте стремление задавать вопросы, старайтесь максимально доходчиво объяснять вашему чаду все, что его интересует. Хвалите его за любознательность.
  • Постоянно общайтесь с малышом — разговаривайте с ним, рассказывайте ему обо всем, и, конечно, внимательно слушайте его, давайте ему возможность высказывать свои мысли, не перебивайте его. Каждый день читайте книги, стихи.
  • Обеспечьте крохе возможность регулярно получать новые впечатления, общаться и играть с другими детьми. Расспрашивайте малыша о том, что он делал, когда вас не было рядом.
  • Регулярно включайте карапузу записи с песенками, стихами, сказками и классической музыкой.
  • vyrastitrebenka.ru

    Причины и советы при нарушенном сне у детей 2 лет

    Потребность детского организма во сне больше, чем в пище. Хороший сон свидетельствует о здоровье ребёнка.

    Нарушения сна в той или иной степени возникают у многих детей

    Почему детям нужно спать?

    Сон – это физиологическое состояние, при котором происходят восстановительные процессы в организме. Ночью у детей вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что во сне дети растут. Во время сна восстанавливается иммунная система путём выработки иммуноглобулинов и активации защитных клеток Т-лимфоцитов. В то время, когда дети спят, кратковременная информация, накопленная ими за день, переходит в долговременную память. Иначе говоря, ночью происходит закрепление знаний, полученных днём.

    Продолжительность сна у малышей в 2–3 года составляет 12 часов, из которых 1.5–3 часа приходится на дневной отдых. По мере взросления дневной отдых уменьшается и к 4 годам потребность в нём у многих детей исчезает.

    Виды нарушения засыпания и пробуждений ночью

    Нарушением считаются трудности при засыпании или частое пробуждение ночью. Существует больше 100 видов нарушения сна, которые укладываются в 3 основных вида:

  • Инсомния – трудное засыпание и ночные пробуждения.
  • Парасомнии – снохождение, ночные страхи, энурез, сноговорение, бруксизм, вздрагивания.
  • Ночное апноэ – кратковременные остановки дыхания.
  • Парасомнии вызваны незрелостью нервной системы и проходят к подростковому возрасту. Длительное нарушение сна более 3 месяцев требует наблюдения у врачей-неврологов. При затянувшейся проблеме врачи-сомнологи проводят исследование методом полисомнографии.

    Индивидуальные особенности детей

    Каждый ребенок индивидуален, поэтому ему может понадобиться меньшее количество сна, чем всем остальным деткам в его возрасте

    По мере взросления детям требуется меньше времени для ночного отдыха и больше для бодрствования. Особенности физиологии детей с 2 лет заключаются в том, что режим сна и бодрствования у них уже устоявшийся, и малыши могут спать всю ночь. В силу индивидуальных особенностей некоторые дети спят меньше, чем их сверстники, но при этом чувствуют себя нормально. Такие особенности детей не связаны с какими-либо заболеваниями. Тот факт, что по вашему мнению, дитя мало спит для своего возраста – это проблема, может стать причиной обращения к врачу.

    Причины нарушения засыпания или пробуждения ночью

    Нарушение сна у детей 2 лет часто связано с неправильным режимом и питанием или вызвано заболеваниями.

    Наиболее частые причины:

  • неврологические причины;
  • эмоциональные перегрузки в течение дня и перед сном;
  • неправильное питание;
  • физиологические особенности;
  • соматические заболевания.
  • У детей 2 лет наиболее частой причиной плохого засыпания или прерывания ночного отдыха является эмоциональная перегрузка, которая может проявиться в виде ночных страхов.

    Что делать при нарушенном сне?

    Чаще всего причина ночных страхов – эмоциональные перегрузки перед сном и неправильный режим. Иногда причиной страхов бывает испуг. Эмоциональная перегрузка может быть вызвана поздним возвращением отца, который перед сном устраивает шумное эмоциональное общение с чадом. Возбуждённые дети трудно засыпают, часто просыпаются и зовут маму. Такие состояния случаются несколько раз в неделю. Ночные страхи проходят к подростковому возрасту.

    Шумные игры вечером должны быть отменены

    Если малыш проснулся ночью от собственного крика, возьмите малыша на руки, тихим голосом успокойте его и попросите выйти из детской комнаты всех домочадцев, сбежавшихся на крик. При часто повторяющихся ночных страхах у малыша, нужно проконсультировать у невролога. Затянувшиеся ночные страхи могут быть эпилептического происхождения.

    При лечении нарушенного сна у детей 2 лет очень важно придерживаться таких мер:

  • соблюдать режим дня;
  • не допускать игры на компьютере или телефоне перед ночным отдыхом;
  • укладывать спать малыша в 2 года рекомендуется в 21 час в одно и то же время;
  • обеспечить дневной сон 1.5–2 часа;
  • перед сном не допускать просмотра телевизора;
  • за час до засыпания не разрешать шумных активных игр;
  • полезно погулять с малышом перед сном или ужином;
  • перед сном хорошо проветрить комнату;
  • малышу не должно быть слишком жарко или холодно во время ночного отдыха.
  • Дневной отдых важен для детей 2 лет. Малыш, который не спит днём, будет плохо спать и ночью. Полезно выполнять ритуал подготовки к засыпанию – собрать игрушки, почитать сказку. В младшем возрасте при нарушении засыпания или пробуждении ночью можно давать успокаивающие травяные настои из валерианы, мелиссы. Полезно перед сном провести курс лечения тёплыми ваннами с настоем из сбора трав, состоящего из равных частей чабреца, валерианы, пустырника, мелиссы. Для настоя заварить 2 ст. л. сухой смеси 1 стаканом воды и настаивать четверть часа на водяной бане. Температура воды не должна быть выше 37.0 °C.

    Неправильное питание

    Питание ребенка должно быть сбалансированным и витаминизированным

    Проблемы сна у здоровых детей могут возникнуть при неправильном питании. Дневной рацион должен быть достаточно калорийным. Пищи, съеденной за ужином, должно быть достаточно для того, чтобы малыш не просыпался ночью от голода. Обильный ужин перед сном вызовет колики в животе. Чипсы и еда Fast food вполне может вызвать рвоту у детей в любое время суток. Питание детей 2 лет должно быть сбалансированным.

    В рационе детей от 1 года до 3 лет должны ежедневно присутствовать продукты:

  • Животный белок – это строительный материал, необходимый для роста и обеспечения железом крови. При недостатке мясных блюд из говядины у детей развивается железодефицитная анемия, слабеет иммунная система. Из-за недостатка белка малыши отстают в развитии, у них ухудшается память.
  • Рыба – источник витамина D, без которого в растущем организме формируется недостаток кальция, фосфора и магния. Дисбаланс этих минералов негативно отражается на росте костей и зубов растущего организма. При недостатке минералов дети плохо спят, потеют во сне, у них развивается кариес зубов. Дефицит минералов и витаминов отражается на интеллектуальном развитии детей.
  • Молочные продукты – источник кальция и белка, которые нужны для формирования костей и зубов растущего организма.
  • Фрукты и овощи обеспечивают организм витаминами и минералами.
  • Дети от 1 года до 3 лет нуждаются в пище после кулинарной обработки. Вегетарианство для детей от 1 года до 3 лет недопустимо. Соблюдение поста, с медицинской точки зрения, трактуется как негуманное отношение к детям. Метод сыроедения также недопустим для питания детей. Дети в возрасте 2 года не могут переваривать столько сырой пищи. Желудочно-кишечный тракт детей от 1 года до 3 лет не в состоянии обеспечить ферменты для переваривания сырой клетчатки. Результатом сыроедения будут гастрит и колит. Проблемы в питании ухудшают засыпание и являются причиной пробуждения ночью.

    Причиной частых пробуждений может быть храп, который возникает у некоторых детей после 1 года при увеличенных аденоидах и миндалинах. При сильном увеличении миндалин ограничивается приток воздуха к лёгким. Ребёнок просыпается от кислородной недостаточности. В тяжёлых случаях аденоиды могут быть настолько увеличены, что во сне полностью перекрывают поток воздуха и вызывают кратковременную остановку дыхания – апноэ. Дети при этом часто просыпаются, а днём чувствуют сонливость. При таком серьёзном нарушении сна дети нуждаются в обследовании у ЛОР-специалистов и врачей-сомнологов, которые исследуют сон методом полисомнографии. В случае увеличения аденоидов и миндалин операция устраняет храп и восстанавливает ночной покой.

    В итоге подчеркнём, основные проблемы сна заключаются в эмоциональной перегрузке и нарушении режима. Неправильное или недостаточное питание тоже вносит свою лепту в нарушение сна у детей от 1 года до 3 лет. Чтобы избавиться от проблем ночного отдыха нужно, прежде всего, наладить правильный режим и отрегулировать сбалансированное питание.

    sonologia.ru

    Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

    Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

    Отчего возникает дизартрия?

    Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

    У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.
  • Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

    Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.
  • Синдром дизартрии у детей

    Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении — она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.
  • У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

    1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
    2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
    3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
    4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
    5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

    Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание — это вполне может быть симптомом дизартрии

    Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

    Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

    Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

    Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

    Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

    Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

    Классификация дизартрии

    В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  • Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  • Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  • Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  • Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  • Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  • Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.
  • Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 — 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.
  • Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

    Диагностика заболевания

    Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.
  • Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.
  • Логопедическое исследование — неотъемлемая часть диагностики

    Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.
  • Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

    • лечебной физкультурой;
    • массажем, в том числе точечным;
    • физиотерапией, включая лечебные ванны;
    • иглоукалыванием;
    • гирудотерапией.
    • Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж — базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет)

      Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

      По согласованию с врачом — логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

    • надувать и втягивать щеки;
    • надувать то одну, то другую щеку;
    • имитировать сосание;
    • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
    • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
    • облизывать губы;
    • сосать леденец или кусочек сахара.
    • Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

      Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

      vseprorebenka.ru

      Развитие речи у детей от 5 до 6 лет

      Правильная речь – важный фактор общего развития ребенка и незаменимый элемент эффективного общения. Поэтому родители должны знать специфические особенности, существующие нормы и возможные отклонения развития речи детей в 5 лет. Необходимо как можно чаще пробуждать интерес ребенка к активному речевому общению, так как развитие речи формирует воображение и мышление карапуза.

      Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

      • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
      • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
      • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
      • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.
      • важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

      • Словарный запас. Запас слов должен составлять 2500-3000. В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед). В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный).
      • Произношение. Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков. Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя.
      • Построение предложений. Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения.
      • Оттенки речи. Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора.
      • Лексика. Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей. Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.
      • Навыки общения. Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).
      • Отклонения и нарушения

        Речевое развитие ребенка 5 лет может иметь следующие отклонения от нормы:

      • Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
      • Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
      • Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
      • Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
      • Неправильное построение предложений.
      • Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
      • Рекомендации родителям

        советПри нарушении речевого развития у малыша следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет как можно быстрее разрешить возникшую проблему.

        Очень важно помогать карапузу развивать речь. После пяти лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

        1. В разговоре со своим малышом говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
        2. Развивайте у карапуза мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
        3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
        4. Следите за тем, чтобы кроха выполнял артикуляционную гимнастику.
        5. Постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
        6. Развивайте мелкую моторику ребенка.
        7. Развивайте речевое дыхание малыша, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
        8. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
        9. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать карапуза.
        10. Не перегружайте свое чадо, начинайте заниматься постепенно.
        11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к своему малышу с любовью.
        12. deti.baby-calendar.ru

          Что же такое нарушение речи?

          Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

          Речевые отклонения у взрослых людей

          У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

          Симптомы речевых нарушений у взрослых

          Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

        13. слюнотечение;
        14. заикание;
        15. охриплость голоса;
        16. очень быстрая речь;
        17. неоправданно замедленное проговаривание фраз;
        18. скованность мышц, отвечающих за мимику;
        19. трудность речевого выражения мыслей;
        20. нечеткость слов;
        21. слишком частое сокращение голосовых мышц.
        22. Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

          Формы нарушения речи

          Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

        23. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
        24. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
        25. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).
        26. Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

          Почему может нарушаться функция коммуникации

          Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

          Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

          Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

        27. болезнь Паркинсона;
        28. параличи (в том числе церебральный);
        29. рассеянный склероз;
        30. дистрофия мышц;
        31. челюстные патологии;
        32. травмы головы;
        33. инсульты;
        34. болезнь Лайма;
        35. чрезмерное употребление спиртных напитков;
        36. паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
        37. опухоли головного мозга.
        38. На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

          В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

          Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

        39. онкология гортани;
        40. чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
        41. наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
        42. слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).
        43. Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

          Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

          Терапия речевых нарушений

          Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

          Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

        44. МРТ либо КТ головного мозга;
        45. рентген полости черепа;
        46. неврологические тесты;
        47. анализы крови и мочи;
        48. анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.
        49. В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

          Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

          Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

          Как можно помочь в домашних условиях

          Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

          При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

          На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

          Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

          Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

          Нарушение речи у детей

          Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

          Признаки задержки развития

          У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

        50. в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
        51. к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
        52. к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
        53. к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
        54. к девятому месяцу не произносит простые слоги;
        55. к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
        56. к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
        57. ко второму году жизни не может осмысленно говорить.
        58. Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

          В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

          Диагностика патологии

          Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

        59. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
        60. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
        61. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).
        62. Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

          Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

        63. генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
        64. болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
        65. травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
        66. внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).
        67. Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

          Формы нарушений речи

          У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

        68. неправильная интонация;
        69. проблемы голосообразования;
        70. нечеткость произношения звуков;
        71. неправильное формирование темпа речи.
        72. Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

        73. тахилалия – неоправданно быстрая речь;
        74. брадилалия – патологически медленное произношение;
        75. дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
        76. алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
        77. афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
        78. ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
        79. дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.
        80. Терапия речевых нарушений у детей

          Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.

          Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

          Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

          Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

          vseorechi.ru