Направления в воспитании дошкольников

Тема 14. Музыкально-образовательная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников

Значение музыкально-образовательной деятельности

Методы и приемы формирования знаний о музыке

Примерный словарь музыкальных терминов

1.Значение музыкально-образовательной деятельности

По определению Б.В. Асафьева музыкальная деятельность взрослых представляет собой триединство создания, воспроизведения и восприятия музыки, Н.А.Ветлугина выделяет еще два направления – музыкознание и музыкальную педагогику. Относительно детей дошкольного возраста принято рассматривать эти виды деятельности в следующем порядке: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество, музыкально-образовательная деятельность (по аналогии с музыкознанием), причем содержание этих видов деятельности в дошкольном возрасте специфично. Единственный вид музыкальной деятельности взрослых, не находящий своего отражения в деятельности дошкольников – музыкальная педагогика.

Музыкально-образовательная деятельность играет существенную роль в решении задач музыкального воспитания дошкольников (развитии музыкальных способностей и формировании основ музыкальной культуры) и О.П. Радыновой выделяется в отдельный вид детской музыкальной деятельности.

Так, для эффективного развития музыкальных способностей детям необходимы следующие знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки) предполагает знание того, что:

содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена;

изображение окружающего мира в музыке всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;

определенное настроение создают средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, тембр, динамика, интонация);

музыкальную форму (количество частей произведения) определяют смена эмоциональной окраски музыки;

Для развития музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что:

звуки имеют различную высоту;

что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что:

звуки могут иметь различную протяженность – бывают долгими и короткими;

их чередование (темп) может быть спокойным и более активным;

ритм влияет на характер музыки, делает узнаваемыми жанры (благодаря ритму мы отличаем вальс от польки, полонеза);

Формирование основ музыкальной культуры предполагает развитие музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкально деятельности. Увлекательные рассказы о музыке различных стилей, эпох, обычаях людей, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают дошкольников, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства. Формирование мотивированной оценки музыки предполагает определенные знания о ней, ее видах (народной, классической и др.), композиторах, музыкальных инструментах, формах, владение некоторыми терминами.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту.

Для успешности в видах музыкальной деятельности также требуются определенные знания. Так, для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера (о композиторах, жанрах и др.), осознание детьми значения средств музыкальной выразительности в создании образа. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, ансамбль). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники приобретают знания о слитности музыки и движений, зависимости образа от средств выразительности (темпа, динамики, пауз), узнают названия танцевальных шагов (шаг польки, переменный шаг, галоп и др.), усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь игре на инструментах, дошкольники получают знания о тембрах инструментов, способах и приемах игры (стакатто, глиссандо – на металлофоне, как правильно держать молоточек при игре на нем, медиатор для игры на цитре или арфе), знакомятся с элементами нотной грамоты.

Приоритетные направления в воспитании дошкольников

Приоритетные направления в воспитании дошкольников

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше подходит к данному вопросу. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным. В своей деятельности педагогам детского сада необходимо решать следующие задачи: воспитание нравственных и эстетических чувств; формирование базисных основ личности; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности: к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края; создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка; обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.

Достаточно просто включить телевизор, чтобы понять: ценность одна – большие деньги и любой ценой. Очень трудно не поддаться влиянию и остаться самим собой. Если всем сердцем любишь детей, если чувствуешь в себе море творческого потенциала, не надо отказывать себе в удовольствии – быть педагогом! Надо помнить, что педагог это благородная, социально-важная профессия. Раскрывая это понятие, сразу становится ясно, что без этой профессии социум обречен.

Живя в этом мире, мы любуемся великолепными картинами, читаем замечательные книги, слушаем превосходную музыку, радуемся научно-техническому прогрессу, но почему-то забываем, что большинства этих великих произведений человечества не было бы, не будь такой благодатной профессии, как профессия педагог.

Почему я выбрала профессию педагога?

Этот вопрос я задаю себе постоянно. Что удерживает меня в ней? Любопытство детских глаз, которые видят в тебе целый мир, пока ещё такой не понятный для них, но такой интересный и заманчивый или эта особая атмосфера детства, в которую хочется вернуться снова и снова?

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Этой профессией сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог начинает с себя. Сегодня, в век современных компьютерных технологий, педагогу приходится все время штурмовать новые вершины знаний.

Воспитывать детей — это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным, или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя.

Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.

Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги», очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители. На сегодняшний день трудно сказать получится ли у меня все задуманное, но хочется верить, что, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.

Проект «Медиатворчество в воспитании дошкольников» Сейчас уже ни у кого не вызывает удивление маленький ребенок, ловко управляющийся с сотовым телефоном, компьютером и другими «гаджетами».

Доклад к родительскому собранию во второй младшей группе на тему «Приоритетные ценности семьи» Детей учит то, что их окружает. Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание.

Приоритетные образовательные направления деятельности ДОУ В начале 2015 года в муниципальной дошкольной образовательной организации «Солнышко» начало функционировать структурное подразделение №165.

Игра — ведущий вид деятельности в воспитании дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №15 «Игра ведущий вид деятельности в воспитании.

Интегрированный подход в физическом воспитании дошкольников Несмотря на различие культур, своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования разных стран мира.

Классическая музыка в воспитании дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств,.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Личностно-ориентированное воспитание дошкольников Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО Ведение.

Театрализация в воспитании дошкольников Эффективным средством развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованная деятельность. Театр – это один.

www.maam.ru

Основные направления в физическом воспитании

В физическом воспитании можно выделить три основных направления, в рамках которых осуществляется физическое вос­питание людей: общая физическая подготовка, профессиональ­ная физическая подготовка, спортивная подготовка.

Общая физическая подготовка направлена на ук­репление здоровья, приобретение возможно широкого круга двигательных умений и навыков, развитие основных двига­тельных качеств, служащих основой для последующей специ­альной подготовки. В целях общей физической подготовки ис­пользуется все многообразие средств физического воспитания, включая разнообразные физические упражнения, оздоровитель­ные силы природы и гигиенические факторы. Общая физическая подготовка осуществляется на всех этапах физического воспита­ния, но более всего в школьном физическом воспитании, в мас­совой физкультурной работе н в индивидуальных формах/-использования физических упражнений (см. «Общая физиче­ская подготовка в основных звеньях системы физического вос­питания»).

Профессиональная физическая подготовка (или профессионально-прикладная физическая подготовка) — это специализированный процесс физического воспитания, на­правленный на подготовку к конкретным видам трудовой и обо­ронной деятельности. В ней используются главным образом те физические упражнения, которые наиболее адекватны виду профессиональной деятельности. Применение средств професси­ональной физической подготовки ускоряет процесс овладения трудовыми двигательными навыками, повышает производитель­ность труда, улучшает сопротивляемость организма к воздей­ствиям неблагоприятных факторов среды (см. «Профессиональ­ная физическая подготовка в основных звеньях системы физи­ческого воспитания»),

Выделение общей и профессиональной физической подготов­ки в известной мере условно: оба направления взаимодополня­ют друг друга.

Спортивная подготовка в физическом воспитании представляет особое направление. В ее задачи входит подготов­ка человека к высоким достижениям в избранном виде спорта. В физическом’ воспитании спортивная подготовка находит ис­ключительно широкое применение на этапах, связанных с совер­шенствованием функциональных возможностей организма, где высокие спортивные достижения становятся критерием оценки физической подготовленности людей и ориентирами в физиче­ском воспитании (см. «Спортивная тренировка»),

Физическое воспитание имеет еще одно специфическое направление — лечебное физкультурно-реабилитационное’. Задачей его является восстановление утраченных функций с помощью физических упражнений, а изучение и преподавание соответ­ствующих закономерностей составляет предмет особой дисцип­лины—лечебной физической культуры.

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами коммунистического воспитания

Физическое воспитание взаимосвязано с другими сторонами коммунистического воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим. Это объясняется целым рядом причин Во-первых, единством цели всех видов коммунистического воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные сторон человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В физическом воспитании представлены практически все виды человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, общение. Поэтому в пронес се физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном для целей коммунистического воспитания направлении.

В процессе физического воспитания осуществляется умст­венное воспитание занимающихся. Между этими вида ми воспитания имеется два вида связи: непосредственная и опо­средованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физи­ческого воспитания оказывается прямое воздействие на разви­тие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе заня­тий физическими упражнениями непрерывно возникают двига­тельные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д.— представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями заключается в тесном взаимодействий между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим вы­полнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом е( решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

На тесную связь между умственной и двигательной деятельностью указывал еще П. Ф. Лесгафт в своем «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста». Он писал. Путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления переходят в умственную работу, появляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа производилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях» 1 .

В процессе физического воспитания занимающиеся овладевает новыми знаниями из области педагогики, психологии, физиологии др. Сопоставляя их с ранее полученными сведениями, ученики приобретают умение рассуждать. Умственное воспитание идет более успешно, если учитель постоянно создает познавательные ситуации, в которых занимающиеся вынуждены сами принимать решения и действовать творчески. Опосредованная связь физического воспитания с умствен­ным состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, торос позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Физические упражнения зачастую используют как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе физического воспитания происходит нравственное воспитание занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к са­му себе и в совокупности составляют то, что принято называть нравственной воспитанностью Нравственная воспитанность— стержневая характеристика личности. Ее содержание

словлено нормами морали, господствующей! в обществе.

Придавая нравственному воспитанию огромное значение,

И. Ленин говорил на III съезде комсомола: «Надо, чтобы дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали» 2 .

ль и задачи нравственного воспитания советских людей вытесняют цели и задач построения коммунистического общества.

Программе КПСС требования к нравственно воспитанной личности закреплены в моральном кодексе строителя коммунизма

Физическое воспитание развертывается на фоне общения, коллективе под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств: занимающихся, с самого начала занятий физическими упражнений они начинают сознавать причастность к коллективу в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность,

_ Лесгафт II. .ф. Собрание педагогических сочинений. М., 1951, т. I, с. 294. , Ленин В.ИI. Задачи союзов молодежи. — Поли. собр. соч., т. 41, с. 309.

формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения. Высокое эмоциональное напряжение которое сопровождает занятия физическими упражнениями! способствует закреплению нравственных представлений в чув­ствах, переживаниях и привычках.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведе­ния. Овладевая различными командными функциями (защит­ника, нападающего, капитана и т. д.), воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством учителя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, шко­лы и т. д. Должны формироваться и более высокие качества нравственного сознания: коммунистическая идейность, предан­ность делу коммунизма, чувство социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма.

Подготовка к труду — одна из главных функций физи­ческого воспитания. В процессе занятий физическими упражне­ниями укрепляется состояние здоровья, расширяются функцио­нальные возможности организма, приобретаются новые, более сложные по координации навыки, которые позволяют человеку быстрее овладевать трудовыми действиями.

Важной проблемой является расширение функций физического воспитания, связанных непосредственно со сферой производства. Непрерывно развивающиеся автоматизация и механизация производства изменяют требования к двигательным способностям человека. Современный труд требует высокоразвито» способности удерживать или переключать и распределять внимание, тонко координировать действия или долгое время сохранять рабочую позу. Средства физического воспитания в таки> случаях становятся важным фактором в борьбе с гиподинамией и монотонней. Они способствуют эффективному повышению про­изводительности труда.

В ходе физического воспитания занимающиеся выполняют простейшие трудовые операции: расстановку снарядов, уборку помещений, мелкий ремонт и изготовление инвентаря. Положи­тельная оценка трудовой активности со стороны учителя укрепляет сознание воспитуемых в притягательной силе процесса и результата труда.

Эстетическое воспитание связано с формированием у занимающихся чувства прекрасного, умения оценивать окру­жающую действительность по законам красоты. В соответствии « с марксистско-ленинским учением эстетическое отношение есть один из способов освоения окружающего мира. Все, с чем ни сталкивается человек, подвергается .его эстетическим оценкам. Однако мера этих опенок зависит от степени эстетической воспитанности человека.

Эстетический потенциал заложен в самом содержании физи­ческих упражнений. Сила, быстрота, ловкость, ритмический ри­сунок— это одновременно и эстетическая характеристика дви­жений. Овладевая новыми, все более сложными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и прост­ранстве, подчинять требованиям ритмики, пластичности и внеш­ней выразительности, Умелое выразительное выполнение дви­жений приносит человеку удовлетворение, вызывает радость, чувство прекрасного. Задача педагога состоит в обучении зани­мающихся оценивать красоту движений, переводить пережи­вания, связанные с движением, на язык эстетических оценок.

Многие физические упражнения выполняются коллективно, под музыкальное сопровождение. Здесь требуется особая сла­женность, синхронность движении, а на уровне высокого спор­тивного мастерства — создание зрительного образа, который оценивается по законам искусства, например в художествен­ной гимнастике, в фигурном катании па коньках и др. Высокие эстетические достоинства этих видов спорта обусловливают их широкую популярность.

Практически все виды спорта имеют большую привлекатель­ную силу, так как в них спортсмены демонстрируют не только богатые двигательные возможности, но и красоту духа человека, способного творчески преобразовывать свою физическую при­роду.

Красота гармонически развитого тела человека — непремен­ный элемент наших представлений об эстетически преобразова­тельных возможностях физического воспитания. В самом поня­тии физического совершенства заложен эстетический идеал гар­монического соответствия внутреннего содержания внешним формам.

Принципы советской системы физического воспитания

Основные методологические и теоретико-практические поло­жения или принципы советской системы физического воспита­ния отражают ведущие закономерности этого социально-педаго­гического явления. К принципам относятся: коммунистическая направленность, связь с трудовой и военной практикой, всесто­ронность развития личности, оздоровительная направленность.

Принцип коммунистической направленности является ведущим в советской системе физического воспитания, это главное направление, по которому ориентируется любой учебно-воспитательный процесс. Содержание этого принципа указывает на то, что физическое воспитание располагает реаль­ными возможностями не только достигать физического совершенства советских людей, но и способствовать их духовному обогащению, формировать их коммунистическое сознание.

Принцип связи физического воспитания с тру­довой и военной практикой указывает на ведущую функцию системы физического воспитания — подготовку людей к трудовой и оборонной деятельности. Он означает также, что система физического воспитания должна гибко реагировать на все изменения общественной практики, умело приспосабливать свои средства, методы и формы к задачам коммунистического строительства. Практика развивающегося социалистического производства и общественных отношений подтверждает дейст­венность этого принципа. Так, в настоящее время четко выде­лились такие функции физического воспитания, как профилакти­чески-воспитательная, рекреативная и др. Непрерывно ‘расширя­ются способы приобщения к физической культуре через индивидуальные и коллективные формы занятий—туризм вы­ходного дня, группы «Здоровья», клубы для подростков и мо­лодежи по месту жительства и др.

Высокий уровень развития современного военного дела суще­ственно повышает значение человеческого фактора. Требования к физической подготовленности воина не только не снизились, а более того, повысились. При этом военно-прикладная физиче­ская подготовка становится избирательно направленной (напри­мер, в авиационных частях). Возрос ее удельный вес и в допри­зывной подготовке.

Принцип всестороннего развития личности ори­ентирует физическое воспитание на формирование всесторонне развитой личности в гармоническом единстве ее духовных и фи­зических сил. Известно, что ни одна педагогическая система не охватывает личность целиком, а преимущественно какие-то отдельные стороны. В силу этого человек может получить одностороннее воздействие на свое развитие. Принцип всесто­роннего развития подчеркивает необходимость соблюдать зако­номерные взаимосвязи между всеми видами коммунистического воспитания и предостерегает от однобокого увлечения развити­ем физических начал в ущерб духовным качествам.

Практическая реализация этого принципа вместе с тем не предполагает равнонаправленного развития. Идеал всесторонне развитой личности исключает примитивную уравниловку, усредненность. Речь идет о развитии ярких, блещущих талантами, способных добиваться значительных результатов в избранном виде деятельности людей. Физическое воспитание способно рас­крывать и доводить до уровня высокого совершенства двига­тельные способности человека. Правилом, однако, и в этом случае остается требование гармонического развития.

Принцип оздоровительной направленности об­условлен теорией и практикой строительства коммунистического общества, где здоровье людей является главной социальной ценностью.

«Социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается систе­мой социально-экономических и медицинских мероприятий» 1 . Задачи укрепления здоровья имеют место во всех формах физического воспитания. Занятия физическими упражнениями с одновременным использованием гигиенических факторов и ес­тественных сил природы (см, «Естественные силы природы как средство физического воспитания», «Гигиенические факторы как средство физического воспитания») закаливают организм человека, усиливают его неспецифическую устойчивость к небла­гоприятным воздействиям среды. Оздоровительному эффекту способствует правильное научно-методическое обеспечение физи­ческого воспитания: умелое чередование нагрузки и отдыха, внедрение в процесс физического воспитания методов врачебно-педагогического контроля, профилактические меры, исключаю­щие травматизм и заболевания.

Основы советской системы физического воспитания

Содержание советской системы физического воспитания рас­крывается в ее идеологической, научно-методической, программ­но-нормативной и организационной основах.

Идеологической основой советской системы физиче­ского воспитания является марксизм-ленинизм, теория научного коммунизма. Марксистско-ленинское учение о революционном преобразовании природы и общества лежит в основе советской системы физического воспитания — в ее социальной направ­ленности, особенностях построения и функционирования. Это учение составляет методологическую основу педагогической си­стемы физического воспитания.

Соединяя в себе строгую научность, классовость и партий­ность, марксистско-ленинская идеология является инструмен­том познания и преобразования окружающей действительности; Только опираясь на нее, возможно четко формулировать цель и задачи системы физического воспитания, увязывать их с об­щими задачами коммунистического воспитания л строить перс­пективу дальнейшего развития теории и практики.

Будучи одной из форм проявления общественной идеологии, физическое воспитание испытывает воздействие со стороны глав­ных социальных институтов общества: науки, культуры, эконо­мики, политики. С другой стороны, в ходе своего развития оно также оказывает идеологическое воздействие, главный резуль­тат которого — вовлечение в занятия физической культурой все более широких масс трудящихся, повышение уровня их здоровья

1 Программа КПСС. М„ 1976, с. 96.

и физического развития. Смысл этого воздействия заклю­чен также и в том, что, занимаясь физическими упражнениями, люди убеждаются в возможности совершенствовать свои физи­ческие и духовные качества, а в конечном итоге преобразовы­вать действительность (Н. И. Пономарев, 1974).

Идеологические основы обусловливают такие характерные черты советской системы физического воспитания, как ком­мунистическая идейность, партийность и народность.

Коммунистическая идейность пронизывает всю теорию и практику физического воспитания, так как весь путь становле­ния и развития этой науки есть практическая реализация марк­систско-ленинской теории о всестороннем и гармоническом развитии личности. Партийность выражается прежде всего в ис­пользовании достижений физического воспитания в интересах трудящихся масс. Народность демонстрирует соответствие цен­ностей физического воспитания широким потребностям совет­ских людей, заботливое отношение государства к развитию самобытных форм п средств физического воспитания, а также к подготовке национальных кадров по физической культуре.

Советская система физического воспитания строится на проч­ной научно-методической о с и о л е. Каждое ее теорети­ческое положение и практические рекомендации имеют строгое научное обоснование. Закономерности становления, развития и функционирования системы физического воспитания исследует комплекс общественных, психолого-педагогических и медико-биологических паук: история, организация и управление физи­ческой культурой, социология спорта, гигиена, спортивная ме­дицина, физиология и психология физического воспитания, частные спортивно-педагогические дисциплины и т. д. Профи­лирующее положение среди них занимает теория и методика физического воспитания, выполняющая методологические и тео­ретические функции пауки о физическом воспитании.

Одним из главных результатов развития советской системы физического воспитания является создание ее программно-нормативной основы, в которой соответственно возраст­ному развитию определены основные требования к физической подготовленности советских людей.

В основе нормативных требований системы физического вос­питания лежит комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Его пять ступеней наиболее полно отвечают задачам физиче­ского воспитания всех возрастных контингентов граждан СССР. Уже само название комплекса четко определяет его социаль­ное предназначение. Содержание комплекса ГТО тесно связа­но с программами по физическому воспитанию школ, профес­сионально-технических училищ, средних и высших учебных заведений, специальной спортивной и массовой физкультурной работы коллективов физической культуры, в том числе и с до­призывной и призывной молодежью.

Систему программно-нормативных требований органично завершает Единая всесоюзная спортивная классификация. Ее ос­иное назначение — нормативная опенка спортивной подготовленности занимающихся, а характерная особенность — прочная связь преемственность с комплексом ГТО. Организационную основу советской системы физического воспитания составляют две основные формы руководства, осуществления и контроля за физическим воспитанием советского народа: государственная и общественно-самодеятельная.

Государственная форма организации и руководства осуществляет государственными органами и учреждениями на основе .иных программ.

Она направлена па воспитание и обучение детей всех возрастов и студенческой молодежи, обеспечение физической подготовки молодежи, проходящей службу в рядах Советской Армии, проведение массовой физкультурной работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях и в культурно-просветительных учреждениях, лечебно-профилактических мероприятий В учреждениях здравоохранения.

Основными звеньями государственной формы руководства и осуществления физического воспитания являются:

Министерство просвещения СССР: детские сады и ясли, средние общеобразовательные школы и школы-интернаты, педагогические училища, средине специальные и высшие учебные за­ведения;

Министерство высшего и среднего специального образо­вания СССР: средние специальные и высшие учебные заве­дения;

Государственный комитет СССР по профессионально-тех­ническому образованию: ПТУ, СГПТУ, техникумы;

Министерство обороны СССР: воинские части и подраз­деления, военные училища, институты и академии;

Министерство здравоохранения СССР: лечебные учреж­дения, здравницы, поликлиники, врачебно-физкультурные дис­пансеры. медицинские школы, училища, институты;

Министерство культуры СССР: клубы, Дома и Дворцы культуры, парки культуры и отдыха, учебные заведения;

другие союзные и отраслевые министерства, государст­венные комитеты и комитеты при Совете Министров СССР и союзных республик: подведомственные учреждения, предприя­тия, научно-исследовательские и учебные институты.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях и учеб­ных заведениях всех типов строится на основе обязательности занятий, строгой плановости и систематичности в соответствии с учебными планами и программами, установления штатных должностей по физическому воспитанию, обеспечения матери­ально-техническими и финансовыми средствами

Общественно-самодеятельная форма организации и руко­водства направлена на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов совет­ских людей. К общественным организациям, занимающимся физическим воспитанием трудящихся, относятся: профессио­нальные союзы, комсомольские, кооперативные, оборонные и другие организации. Непосредственную работу проводят физкультурно-спортивные организации профсоюзных, профсоюзно-кооперативных сельских и ведомственных добровольных спор­тивных обществ.

Государственная и общественно-самодеятельная формы орга­низации не противостоят друг другу. Они находятся в прочной связи и взаимодополняют друг друга, ибо их единство обусловле­но единством цели и задач физического воспитания советских людей.

Общее руководство всеми формами управления и осущест­вления физического воспитания в нашей стране обеспечивают комитеты по физической культуре и спорту при исполкомах рай­онных, городских, областных, краевых Советов народных депу­татов, советах министров автономных и союзных республик. Государственное руководство и управление физическим воспита­нием в СССР возложено на Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 октября 1968 г. установлено, что постановления и инструкции Комитета по фи­зической культуре и спорту при Совете Министров СССР по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательны для мини­стерств, ведомств и общественных организаций, занимающихся вопросами физического воспитания.

Руководствуясь ленинскими идеями, Коммунистическая пар­тия и Советское правительство непрерывно совершенствуют си­стему физического воспитания в нашей стране. Вопросы физиче­ского воспитания находят отражение в постановлениях партий­ных съездов, конференций, Пленумов, в руководящих документах КПСС и правительства, в повседневной работе по созданию ус­ловий для физического совершенствования советских людей.

studfiles.net

Основные направления в воспитании дошкольников

В воспитании детей дошкольного возраста следует отметить четыре основных направления: умственное (интеллектуальное) развитие, физическое развитие, нравственное и эстетическое. Соответственно, задача родителей и педагогов в детском саду — дать ребенку как можно больше информации и навыков для развития всех выше перечисленных направлений, причем основной период для их активного освоения приходится на возрастной интервал до шести лет, так как в этот период мозговые функции имеют наибольшую пластичность и восприимчивость. То есть базу для своих будущих жизненных устоев ребенок получает в раннем детстве.

Очень важно, чтобы на этапе привития новых знаний и норм социального поведения воспитывающие придерживались одинаковых методов воспитания, поскольку такой подход наиболее благоприятен для формирующейся нервной системы малыша, соответственно, и обучение идет быстрыми темпами. Ниже более подробно разберем каждое из направлений.

Интеллектуальное воспитание ребенка

Его основа закладывается начиная с момента рождения и до трех лет. В это время ребенок активно впитывает информацию извне. Для успешного развития таких психических процессов, как внимание, мышление, речь, память нужно постоянное общение с ребенком, занятия с ним в игровой форме, знакомство с окружающим миром. Кто, как не мать, даст малышу массу полезных знаний?

Для сенсорного развития пригодятся игрушки и предметы, имеющие разную форму и фактуру поверхности. Изучение предметных различий методом осязания дает ребенку очень много информации об окружающей действительности.

Развитие речи будет зависеть от того, насколько часто с ребенком общаются, как часто читают ему сказки и потешки, рассказывают ли о тех предметах, которые он видит вокруг себя.

Ребенку важно научиться анализировать, обобщать, выделять отдельные признаки предметов. Все это тренируется при помощи дидактического материала. Умение сопоставлять очень пригодится для развития математических способностей.

Очень важна также пространственная ориентация. Малыш будет понимать, насколько один предмет находится выше другого, куда пойти, влево или направо, где лежит одежда, посуда и прочие вещи, если ему объяснять это и показывать.

Задачи физического воспитания ребенка

Ребенок будет расти здоровым, если своевременно заняться его физическим воспитанием. Сюда входит не только регулярное выполнение физических упражнений, но также и активный образ жизни.

Большой плюс для тренировки и закрепления иммунитета — ежедневные прогулки на свежем воздухе, при этом одежда должна быть по сезону, чтобы малыш не потел при активном движении. Очень полезна ходьба по наклонной плоскости вверх-вниз.

Закаливание можно проводить и в домашних условиях, для чего нужно регулярно проветривать помещение, особенно перед сном, укладывать спать малыша в майке, укрывать легким одеялом. Регулярно делать обливание ног прохладной водой.

Задачи нравственного воспитания

Нравственное воспитание большей частью связано с умением ребенка общаться с детьми, определять свое место в коллективе, выносить первые суждения о действиях других и на основе этого выстраивать свое поведение. Большей частью эти качества проявляются и усваиваются в игре как наиболее естественном способе познания и отражения межличностных отношений.

Ребенок должен также научиться уважать труд и старания других людей, видеть ситуации, когда он может помочь. Кроме этого, малышу нужно прививать доброжелательное отношение к окружающим, объяснять, почему нужно делиться с другими детьми, и как эта позиция повлияет на отношение к нему самому со стороны людей.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа доброго и отзывчивого отношения к людям. Если же ребенок растет во враждебной среде, то чувство сопереживания ему неведомо. Соответственно, плохие поступки, совершенные такими детьми, не вызывают у них внутренних противоречий, не возникает чувство стыда и жалости по отношению к тем, кого ребенок обидел или причинил боль.

Когда ребенку объясняют, что старших надо уважать, а малышей нехорошо обижать, то взяв этот принцип за основу, в дальнейшем (будучи школьником) он сможет защитить слабых от проявления грубости со стороны агрессивно настроенных людей.

В этом же возрасте закладываются привычки социальных норм поведения, то есть необходимость благодарить за оказанное доверие, услугу и прочее внимание. Пропускать старших вперед, помогать им, когда это требуется. Сюда же относится потребность говорить правду.

Задачи эстетического воспитания

К задачам эстетического воспитания относится не только умение видеть и слышать в окружающем мире явления прекрасного (впитывать все лучшее из музыкальных произведений, живописи, картин окружающей природы), но также пробуждение желания творить и выражать свои творческие способности в любых начинаниях.

То есть ребенок, наблюдая и пропуская через себя красоту мира, должен научиться выражать полученные впечатления в каждом своем действии, будь то труд или создание художественного образа.

Однако постигать суть прекрасного малыш должен под началом опытных педагогов или просвещенных в этом смысле родителей, иначе интерес к произведениям искусства первично будет вызван простым любопытством. Задача опытного наставника — помочь ребенку увидеть всю красоту какого бы то ни было явления. Если ребенок будет вовлечен в богатый мир художественного, музыкального искусства или в любые другие виды творческой деятельности, то он сможет не только понять, окунуться, постичь суть явлений прекрасного, но также и обострить свои сенсорные способности.

© 2013, Я — молодая мама. Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

www.yamolodayamama.ru

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания — цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» — это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.
  4. Основные задачи эстетического воспитания

    Средства художественно-эстетического воспитания

    • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
    • Драматургия (театральные постановки).
    • Литература.
    • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
    • Музыка.
    • Природа.

    Развитие художественных споспобностей — один из методов эстетического воспитания

    Методы эстетического воспитания

    Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  5. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  6. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  7. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  8. Личный пример.
  9. Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

    Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

    Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

    На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

    Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

    Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

    Детская книга — одно из средств эстетического воспитания

    Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  10. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  11. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  12. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  13. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  14. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  15. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  16. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  17. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.
  18. Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

    Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

    Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

    • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
    • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
    • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
    • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.
    • Декламация стихов — одно из средств эстетического воспитания

      Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

      Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

      Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

      Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

      Аппликация — способ развивать чувство красоты и одновременно — моторики рук

      Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

      Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

      Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

      Чтение книг — способ привлечь внимание к литературе

      Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

    • Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
    • Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
    • Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
    • Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
    • Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
    • В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.
    • Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

      Понятие прекрасного через изучение природы

      Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

      Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

      Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

      detki.guru