Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Назовите признаки наступления весны.

Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?

Почему идет дождь, а не снег?

Как влияет солнце на изменения в природе весной?

“Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. (Туча.)

“Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются” (Дождь.)

“Наблюдения за деревьями”.

Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)

Чем покрыты почки ивы?

Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи?

Чем отличаются ветки тополя и березы?

Как расположены почки березы на ветке, как тополя?

Как выглядит ветка сирени?

Прочитать стихотворение: “Весна”. (А.Фет)

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.

Показать детям ветреницу, медуницу и калужницу.

Предложить детям описать эти цветы.

Предложить найти сходства и различия цветов.

Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.

“Наблюдение за луговыми цветами”.

Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему виду, окраске. Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение любоваться красотой природы.

Какие цветы растут на лугу?

Из каких частей состоит растение? (Определить окраску, форму.)

Какие цветы закрываются на ночь?

Можно ли срывать растения?

Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений:

“Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)

“Ромашка похожа на солнышко:

Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)

“Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице.

Ветерку послушное”. (Л.Квитко)

“Рассматривание луговых растений”.

Цель: Закрепить знания детей о названиях луговых растений и умение их различать. (иван-чай, кипрей, мышиный горошек, ромашка). Подвести к выводу о том, что на лугу растут светолюбивые растения. Учить описывать растения, выделяя их характерные признаки. (характер стебля – высоту, толщину, поверхность; форму и расположение листьев; цвет и форму цветка, его запах). Развивать умение сравнивать.

Где растут иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?

Почему они не растут в лесу?

Как о них можно сказать одним словом? (Эти растения – светолюбивые.)

Как отличить растения по листьям? (Выделить цвет, форму и величину листьев.)

Какой формы цветки у данных растений?

Одинаково ли у них число лепестков?

Отличаются ли цветы по запаху?

Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу.

Какие деревья растут в нашей местности?

У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)

У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)

У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”.

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Как расположены ветки у ели?

Как растут у сосны?

Как растет хвоя у ели, у сосны?

Чем она отличается?

Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдение за грачами”.

Цель: Закрепить представления детей о том, что весной грачи первыми возвращаются их теплых краев; уточнить представления о внешнем виде грача; уметь отличать его от других птиц. Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра-к”, червякам – враг”. (Грач.)

Когда прилетают грачи?

Почему они возвращаются на Родину?

Как грачи ведут себя у гнезд?

По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Галки? Сороки?

Как кричит грач?

“Наблюдения в парке”.

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

Прочитать детям стихотворение:

“Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна”.

Чем весной покрылась земля?

Какие цветы расцвели первыми?

На каких деревьях раньше всего появились листья?

Как светит солнце?

Какое небо весной?

“Наблюдение за ящерицей”.

Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть особенности ее внешнего вида. (Серая с черным узором по бокам, небольшого размера, с удлиненным телом; голова маленькая, шея подвижная, ноги короткие, тонкие; гибкий хвост, который в случае опасности может легко отломиться). Формировать представления об особенностях поведения (быстро бегает, юркая, питается насекомыми, ягодами, плодами). Рассказать детям о связи между условиями и образом жизни ящерицы в природе и условиями, необходимыми в террариуме. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Какие особенности внешнего вида ящерицы вы знаете?

Как передвигается ящерица?

Чем она питается?

Как ведет себя, увидев опасность?

После наблюдения прочитать книгу “О тех, кого не любят”. (М.Д. Махлин).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема встала перед педагогами ДОУ № 5. Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса представлен в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель увидит результат в воспитании детей.

Составляя картотеку наблюдений, мы придерживались в основном рекомендаций авторов программы “Детство” и С. Н. Николаевой – автора программы “Юный эколог”.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать – познавать – творить” – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают и этот раздел программы. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты. Это – наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений было предложено авторами программы “Детство”. В плане – программе образовательно-воспитательной работы определено содержание наблюдений на каждый месяц. Также представлены задачи построения образовательно-воспитательного процесса в конкретной возрастной группе. Но остается глобальный вопрос – выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдения на трех линиях развития (чувство, познание, творчество).

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

  • Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
  • Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
  • Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
  • Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
  • Подготовка и организация наблюдений.
  • Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

    1. Содержание наблюдения и организация.
    2. Время и место проведения наблюдения.
    3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
    4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.
    5. Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце мы обозначили 20 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

      Приведем пример последовательного решения задач:

      • продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;
      • учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого песка;
      • обратить внимание детей на то, что камни разного цвета, сравнить с песком;
      • учить детей сравнивать два природных компонента: глину и песок;
      • продолжать учить детей различать и называть словами свойства песка;
      • выяснить роль песка в жизни человека.

      Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

      Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

      План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в весенний период

      Лариса Владимировна Давыденко

      План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в весенний период

      Наблюдение за сезонными изменениями происходящие в природе родного края.

      — кошкой, ласточкой, вороной, воробьем

      — насекомыми божьей коровкой, кузнечиком, муравьем, майским жуком, дождевым червем.

      Рассматривания почек на деревьях

      Наблюдение за посадкой рассады на огороде, посадкой семян, цветением абрикоса.

      Наблюдение за цветочными растениями

      — одуванчиками и его семенами

      — другими лекарственными растениями

      — ростом развитием всходов

      — за повадками и поведением птиц

      — за прилетом птиц

      — за посадкой и посевов в горшки.

      Формировать представление о весенних изменениями в природе малой родины

      — учить видеть изменения в поведение птиц с приходом весны,

      — воспитывать интерес к наблюдением за птицами, бережное отношение к ним

      — закрепить знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) распускает почки одна из первых,

      — систематизировать представление о жизни животных весной,

      — учить отыскивать причины изменений в жизни животных устанавливать причинно-следственные связи,

      — развивать доказательную речь

      — воспитывать чувства ответственности, за тех, кого приручили,

      — знать об особенностях пробуждениях деревьев весной,

      — продолжать знакомить с кустарниками нашей местности,

      — воспитывать бережное отношение ко всему живому,

      — учить сравнивать одуванчик в начале и в конце цветения,

      — знать изменения, произошедшие с цветником,

      — расширять представление о цветнике весной, закреплять умение ухаживать за растениями поливать их, пропалывать.

      Наблюдение за солнцем, небом,

      весенними изменениями в природе,

      — первым весенним дождем, лужами,

      — за движением солнца,

      — за таяньем снега. Познакомить с понятием «град», «гром» дать представление о том, почему в природе наблюдаются такие явления «град», «гром»,

      — продолжать формировать сознание единства земли и неба, как основу целостного восприятия мира,

      — закрепить знания о свойствах льда,

      — познакомить с почвенным слоем «торфом»

      — закрепить знание о неживой природы (радуга,

      — способствовать развитию экологического мышления,

      — обогащать словарный запас,

      — уточнить представление о ветре

      ОПЫТНИЧЕСКО ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

      1. Рассмотреть вербу и иву (по каким признакам можно их отличить).

      2. Наблюдение и определение где дольше не тают льдины (на дороге, под кустами и т. д.)

      3. Измерения глубин

      4. Опыты с предметами (металлическими – светлыми и темными) какие предметы быстрее нагреваются на солнце

      5. Опыт с воздухом (смещение разных по величине предметов с помощью воздуха)

      6. Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи (сравнить наст, образованный в тени с настом образованным на солнце)

      7. Найти камни на участке детского сада серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.

      8. Сравнить сухие и влажные комочки торфа (рассмотреть через лупу из чего состоит торф, стебельки, листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

      9. Наблюдение за полетом мух (длинна полета) найти участок большого скопления мух, почему?

      10. Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик — закрепить знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых,

      — закрепить понятие «град» объяснить почему в природе наблюдается град,

      — закрепить знания взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце, снег, дождь,

      — учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе,

      — закрепить знание о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека,

      — продолжать учить взаимосвязи в природе,

      — знакомить с разнообразием камней и их свойствах,

      — продолжать знакомить с почвенным слоем – торфом,

      — продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях

      — закреплять знания о лекарственных растениях.

      ТРУД В ПЕРИОДЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

      1. Уборка подтаявшего снега

      2. Посадка овощей, посев семян, высадка рассады

      3. Полив семян, рассады

      4. Выращивание грядок на огороде

      5. Подготовка цветника к посадки семян

      6. Поливка огорода

      7. Помощь дворнику в уборке д/сада

      8. Поддержка чистоты и порядка на участке, веранде

      9. Помощь в уборке на участке детям младшей группы

      10. Уборка срезанных веток

      11Наблюдение за трудом взрослых по побелки деревьев Воспитывать положительное отношение к труду на родной земле.

      — учить самостоятельно разделятся на подгруппы и добросовестно трудится,

      — учить трудится сообща – дружно, доводить начатое дело до конца, радоваться результатам труда.

      — формировать навыки посадки овощей,

      — формировать стремление к коллективной деятельности,

      — воспитывать желание оказывать помощь,

      — развивать желание помогать старшим,

      — учить пользоваться секатором с помощью взрослого,

      — сбор веток на участке,

      -подрезание и подвязка веток, деревьев, кустарников,

      — вызвать желание сожалеть и растить деревья,

      — закреплять знания о полезном свойстве труда,

      — учить видеть результаты своего труда,

      — продолжать учится трудится попарно,

      — воспитывать дружбу в коллективе,

      — формировать знание о росте и развитии растений

      Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Цель коррекционной работы педагога-психолога — оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического.

      Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике» Цель:Формирование навыков коллективного труда. Задачи: Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить.

      ООД с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период «Прогулка с зайчиком» Организация образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период на тему: «Прогулка с зайчиком».

      Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план циклических наблюдений за объектами мира растений с детьми старшего дошкольного возраста Сентябрь Берёза 1 неделя Наблюдение.

      Перспективный тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

      План физкультурно-оздоровительной работы на летний период с детьми младшего и старшего дошкольного возраста Июнь 2 младшая группа I 1. Ходьба и бег (3 мин). Ходьба с несложными движениями для рук, медленный бег Ходьба, бег 2. Катание мяча друг.

      Виды хозяйственно-бытового труда, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация для педагогов ДОУ. Данная разработка поможет молодым воспитателям (специалистам ДОУ) четко понять какие бывают виды хозяйственно.

      Организация ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гармонически развитой личности. Задачи: 1. Формирование.

      Реализация педагогического проекта «Одуванчик» с детьми старшего дошкольного возраста в летний период Данный проект реализовывала летом 2015 года, он состоял из 5 блоков: 1 блок – травянистые растения нашего участка 2 блок – строение одуванчика.

      www.maam.ru

      Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

      Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста. Разделы: Работа с дошкольниками. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей. Такие наблюдения не просто.

      Наблюдения в природе весной. Наблюдение . Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам –. Весна непогода. Наблюдения за природой! Питается весной и летом беспозвоночными, осенью и зимой основной корм рябинника . 1 наблюдение за природой. Наступает весна. Ранней весной погода часто меняется. На небе чаще показывается солнышко, оно сильнее пригревает. Но в то же время часто бывают метели, идет снег.

      В. “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте. В. реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста.

      Чаще. всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой. Рядом есть лес, овраг.

      Есть возможность организовывать прогулки на луг и. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно. Познакомить детей не только с многообразием. Общение с природой обогащает духовную. Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в.

      Наблюдение за весенними явлениями”. Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной. Вопросы к детям: Назовите признаки наступления весны. Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?

      Почему идет дождь, а не снег? Как влияет солнце на изменения в природе весной? Загадки: “Пушистая вата плывет куда- то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. Формировать знания о постепенном. Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)Вопросы к детям: Чем покрыты почки ивы?

      Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи? Чем отличаются ветки тополя и березы? Как расположены почки березы на ветке, как тополя? Как выглядит ветка сирени? Прочитать стихотворение: “Весна”. Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.“Наблюдение за луговыми цветами”. Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему.

      Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение. Вопросы к детям: Какие цветы растут на лугу? Из каких частей состоит растение? Можно ли срывать растения? Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений: “Колокольчики мои, цветики степные,Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)“Ромашка похожа на солнышко: Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)“Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится в беленькое платьице.

      Ветерку послушное”. Подвести к выводу о. Учить описывать растения, выделяя.

      Развивать умение. Вопросы к детям: Где растут иван- чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?

      Почему они не растут в лесу? Как о них можно сказать одним словом? Одинаково ли у них число лепестков? Отличаются ли цветы по запаху? Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.“Рассматривание деревьев”. Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы.

      Наблюдение за птицами с гидом (весна / лето / осень). Гид познакомит вас с финской природой и национальным парком. Наблюдение за снегом – продолжать Формировать представления о весенних изменениях в природе. Фенологический календарь наблюдений за природой месяца апрель.

      Развивать внимание, любознательность. Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу. Вопросы к детям: Какие деревья растут в нашей местности? У какого дерева ветки растут вверх?

      Попросить. объяснить свой выбор. Вопросы к детям: Как расположены ветки у ели?

      Как растут у сосны? Как растет хвоя у ели, у сосны? Чем она отличается? Чем отличаются шишки? Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны.

      У какого дерева ствол теплый? Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

      Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра- к”, червякам – враг”. Почему они возвращаются на Родину?

      Как грачи ведут себя у гнезд? По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение. Прочитать детям стихотворение: “Если снег повсюду тает,День становится длинней,Если все зазеленело.

      И в полях звенит ручей,Если солнце ярче светит,Если птицам не до сна,Если стал теплее ветер,Значит, к нам пришла весна”.(Е. Карганова). Вопросы к детям: Чем весной покрылась земля? Какие цветы расцвели первыми? На каких деревьях раньше всего появились листья?

      Как светит солнце? Какое небо весной?“Наблюдение за ящерицей”. Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть. Рассказать детям о связи между условиями.

      Чем она питается? Как ведет себя, увидев опасность? После наблюдения прочитать книгу “О тех, кого не любят”. Махлин). Список используемой литературы: Веретенникова С. А. Грехова Л. И. 2. Ковинько Л. В. Шишкина В.

      caddyspecification.weebly.com

      Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

      Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

      Солнце. 1. Закрепить знания о солнце.

      2. Обратить внимание детей на то, где всходит и заходит солнце.

      3. Предложить детям найти солнечные места.

      4. В пасмурный день обратить внимание детей на то, что солнца на небе не видно: его закрыли тучи.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на небо. Какое оно? Предложить сравнить небо с фотографиями в альбоме и найти похожую картинку.

      2. Загадать детям загадку «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Дать детям понятие об осеннем дожде, указать на его отличие от летнего, объяснить с чем это связано.

      2. Объяснить детям, что дождь бывает разным. Понаблюдать за кратковременным дождём. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается.

      3. Понаблюдать за долговременным и сильным дождём. Послушать как он стучит по крыше.

      Одежда людей. 1. Осенью люди часто меняют одежду в зависимости от состояния погоды (тепло — холодно, тихо — ветрено, пасмурно — ясно). В чем же мы сегодня пойдем гулять? Нужны нам сапожки, куртки, варежки, или панамки от солнца?

      Ветер. 1. Сделать с детьми вертушки. Предложить детям постоять с вертушками в разных местах участка (на крыльце, на открытой местности, за верандой). Где вертушка быстрее крутится? В каком месте вообще неподвижна? Почему? вывод: ветер не везде дует с одинаковой силой, от него можно спрятаться.

      2. Обратить внимание детей на то, что вертушка вертится быстрее, если бежать навстречу ветру, а не по направлению ветра.

      Труд людей. 1. На улицах города осенью много работы по благоустройству: нужно вовремя убрать мусор, опавшие листья, подрезать деревья и кустарники, посадить новые деревья вдоль дорог, выкопать старые корни растений, перекопать грядки и клумбы. с растениями.

      Деревья. 1. Познакомить детей с названиями и внешним видом деревьев, с особенностями их развития в осенний период.

      2. Учить различать их по форме и окраске листьев.

      3. Обогащать и активизировать словарь за счет слов берёза, осина, рябина, ствол, кора, крона, желтые, красные, листопад, шуршит. Словообразование: клен — кленовый, дуб — дубовый и т. д.

      Погода и климат. Вспомнить с детьми, какая погода была летом. Что же сейчас происходит с погодой, ведь солнце светит так же, как и летом? (Светит, но не так греет, ночи стоят холодные. Днем воздух от солнца не успевает прогреться, поэтому земля постепенно остывает.)

      Домашние животные. 1. Осенью кошки часто прячутся под крышей от дождя. Кошки не любят гулять в сырую погоду, под дождем, они обязательно куда-нибудь прячутся.

      2. Вышла кошка гулять: забралась ловко на дерево. Кошке не хочется мочить свои лапки в воде, поэтому она ловко перепрыгивает лужу и быстро прячется на веранде.

      Птицы. 1. Обратите внимание малышей на внешний вид голубей. Голуби — птицы крупные, их хорошо можно рассмотреть: они не так пугливы, как другие.

      2. Предложите покормить голубей крошками хлеба и семечками. Разучить потешку.

      Солнце. 1. Красиво блестят капельки после дождя освещённые солнцем. Что же будет с ними?

      2. Солнце сушит (опыт с игрушками).

      3. Выяснить, что солнце светит, но не греет.

      4. Учимся отгадывать загадки и подбирать прилагательные.

      Небо. Облака. 1. Небо оживает при движении облаков. Облака бывают разного цвета. Предложить найти белые, серые, тёмные облака.

      2. В пасмурные дни облака стают серыми, почти чёрными тяжёлыми, низкими. Их называют тучами, из них идёт дождь или снег.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Обратить внимание детей на то, что дожди становятся частыми и долгими. Сейчас осень, поэтому дожди идут часто.

      2. Понаблюдать за осенним дождём. Как он идёт (медленно, не спеша, моросит?

      3. После всех наблюдений уточнить: холодный дождь или тёплый? Вспомнить, каким дождь был летом?

      Одежда людей. 2. Отметить, какие изменения произошли в одежде людей во время дождя (резиновая обувь, плащи, все берут с собой зонтики. Люди дождя не боятся). Трудно осенью одеться по погоде, она часто меняется в течение дня.

      Ветер. 1. По каким явлениям можно узнать о наличии и силе ветра? (Дети вспоминают, осматривая все вокруг.) А еще можно определить, если внимательно посмотреть на воду в лужах, на реке. И силу ветра также можно определить по воде (вода спокойная; на реке рябь, волны).

      2. Закреплять знания детей о ветре, его силе, пользе, вреде.

      Труд людей. 1.. Спросить у дворника, зачем кругом горят (тлеют) кучи с мусором, опавшими листьями. Взрослые на улицах наводят порядок, чистоту, чтобы всем людям в городе было удобно ходить по улицам Всю работу взрослые делают старательно, осторожно.

      Деревья. 1. Обратите внимание детей на то, что на деревьях среди зелени появились и разноцветные листочки. Это березы и осины почувствовали приближение осени.

      2. Предложите детям побегать по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца — сухие, шуршат).

      Погода и климат. Предложить детям во время прогулки вдохнуть осенний воздух. Чем пахнет вокруг? (Землей, грибами, листьями, дождем и т. д.). Воздух свежий, прохладный, оздоровительный, чистый, полезный для здоровья.

      Домашние животные. 1. Загадать детям загадку про кошку: «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки». Вспомнить поведение кошки на участке: как она лазала по деревьям, ловко перепрыгивала через лужи.

      2. Обратить внимание детей на проходящих мимо собак. Нельзя подходить близко к незнакомой собаке, гладить — это опасно. Нельзя бросать в собак палкой, дразнить их.

      Птицы. 1. Рассмотрите воробья. Воробей меньше голубя; он прыгает. Воробей чирикает. Тело воробья покрыто перьями.

      2. Прочитайте и разучите стихотворение

      Солнце. 1. Обратить внимание детей на то, что солнце всё реже появляется на небе.

      2. Солнце меньше греет, а воздух становится холоднее.

      3. Обратить внимание детей а то, какие места участка освещены вечером.

      Небо. Облака. 1. Отметить, что облака бывают разными. Одни называются кучевыми, потому что они «дружат» и держатся кучками.

      2. Другие облака называются тучами, и из них часто идёт дождь или снег.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Отметить, что в ноябре холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч будут падать снежинки. Осень подходит к концу. Скоро её сменит зима.

      2. Поздней осенью и в начале зимы снег может идти каждый день (то ложится на землю тихо, то летит с неба с холодным ветром, то падает отдельными снежинками или хлопьями). И вот вся земля покрыта снегом — теплым одеялом.

      Люди надели теплые меховые пальто, куртки с капюшонами, варежки, утепленную обувь.

      Ветер. 1. Рассмотреть с детьми, как ветер раскачивает ветки деревьев. Почему с одной стороны здания ветки раскачиваются (шевелятся) сильнее, чем с другой стороны? Вспомнить, что ветер не везде одинаково дует, за зданием его может и не быть. Чем сильнее дует ветер, тем ветки качаются чаще (сильнее, быстрее).

      2. Подставить ветру лицо. Вспомнить, какой был ветер летом. А сегодня какой? (Холодный, колючий, резкий, можно даже услышать, как ветер воет, завывает, гудит

      Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за уборкой снега с дорожек, построек, с участка, предложить оказать посильную помощь взрослым.

      Деревья. 1. Рассмотрите вместе с детьми опавшие листья. Обратите внимание на их цвет, величину, форму. Предложите найти зеленый, красный, желтый, большой, маленький, круглый, овальный, удлиненный и др.

      2. Проведите дидактические игры «Найди самый красивый лист», «Найди такой же (по цвету, величине) лист».

      Погода и климат. Обойти весь участок. Отметить изменения, которые произошли с растениями (на березе, осине, рябине нет листьев, на кустарниках тоже все листья завяли и облетели). Завяла и трава. На дворе поздняя осень, пролетают в воздухе снежинки.

      Домашние животные. 1. Собаки. Какие они? Что есть у собаки? Тело собаки покрыто шерстью. Шерсть у нее густая, теплая, длинная или короткая, мягкая, гладкая. Шерсть у собаки бывает разной окраски. Какой окраски шерсть была у собаки, которая прибегала на наш участок?

      2. Закрепить строение собаки.

      Птицы. 1. Сравните воробья с голубем. Чем

      похожи и отличаются эти птицы. Голуби

      летят медленно, широко машут крыльями, важно ходят; воробьи быстро машут крыльями, клюют, прыгают.

      2. Обратите внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку.

      Солнце. 1. Дать детям знания об изменениях светового дня в зависимости от времени года.

      2. В солнечный день обратите внимание детей на красоту зимнего пейзажа.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, что небо бывает разное. Какое оно?

      2. Обратить внимание на то, много ли сегодня облаков на небе. С чем их можно сравнить, на что они похожи?

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Снег скрипит под ногами, когда мы ходим. Когда мороз, снег скрипит, он снег сухой. Предложить детям по очереди походить по снегу и послушать, как он скрипит. Он скрипит то тише, то громче (если ходить по нему осторожно, не спеша, то скрип слышен еле-еле; если быстро, бегом, то скрип громче).

      2. Предложить детям взять снег в руки и попробовать слепить снежок. Но снег рассыпается, снежка не получилось. Сегодня снег сухой, потому что на дворе стоит сильный мороз.

      Одежда людей. 1. Обратите внимание детей на то, как одеты люди зимой. Предложите взять на прогулку куклу Наташу. Спросите ребят, как она должна быть одета.

      Ветер. 1. В ветреную погоду понаблюдайте за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросите ребят, откуда дует ветер.

      2. Наблюдайте на прогулке в ветреный день за силой

      и направлением ветра. Учите детей определять направление ветра по движению облаков, гнущимся деревьям.

      Труд людей. 1. Понаблюдать за созданием построек на участках детского сада, помогаем взрослым.

      Деревья. 1. Учить детей называть и узнавать деревья по кроне, плодам, ветвям, стволу.

      2. Обратите внимание малышей на то, что деревья зимой стоят без листьев, и хорошо видно ствол и ветки: у берёзы—белый, у осины— коричневый.

      3. Обратите внимание детей и на то, что все деревья разные по высоте, есть низкие, есть высокие. Проведите игру «Раз, два, три — к дереву беги».

      Погода и климат. Стало совсем холодно. Все чаще с неба падают снежинки. Они уже не тают, попадая на землю, а ложатся, укрывая ее. Земля мерзлая. Ходить по такой земле неудобно, так как под ногами мерзлые комья.

      Домашние животные. 1. У кого в квартире живет собака? Где она спит, отдыхает, есть ли у нее свой угол? Чем ее кормят, что она любит больше? Что собаки делают? (Бегают, шагают, роют лапами, копают, нюхают, едят, отдыхают.)

      2. Закрепить строение кошки и особенности её поведения.

      Птицы. 1. Уточнить названия зимующих птиц; учить отличать их по 2—3-м характерным признакам (воробьи маленькие, серые летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупные, больше воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

      Солнце. 1. Обратить внимание детей на то, в каком месте солнце поднимается утром и где оно прячется вечером.

      2. Обратить внимание детей на то, что солнце появляется реже, оно совсем не греет, стало холодно.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, движутся ли облака или они неподвижны? Почему они движутся?

      2. Всегда ли облака движутся с одинаковой скоростью? Почему нет? Вывод: облака плывут в ту сторону, куда дует ветер. Чем сильнее дует ветер, тем быстрее плывут облака.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Рассмотреть с детьми снежинки (поймать на варежку, на рукав пальто). Какая она — снежинка? (Маленькая, резная, беленькая, пушистая, легкая.) Предложить детям сравнить снежинки. Одинаковые ли они, похожи лучиками? Можно ли увидеть совершенно одинаковые снежинки? Как можно сказать про снежинку? (Звездочка, пух, снежиночка.)

      Одежда людей. 1. Отметьте, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Все стали одеваться теплее.

      Он залез мне в валенки,

      Говорит, он — Дед Мороз,

      А шалит, как маленький.

      Ветер. 1. Понаблюдайте, как ветер поднимает, метет с земли снег. Объясните детям, что это метель.

      2. Наблюдайте за метелью, за тем, как ветер поднимает с земли массы снега. Предложите детям послушать, как завывает ветер.

      После метели обойдите участок, найдите сугробы, попросите детей ответить на вопрос, кто их намел?

      Труд людей. 1. Много работы у дворников, они каждый день разбрасывают снег, посыпают скользкие дорожки песком.

      Деревья. 1. Объясните детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

      2. Обратите внимание ребят на деревья, которые кажутся стеклянными, а их ветки будто бы покрыты ледяной коркой.

      Погода и климат. Какая сегодня на улице погода? Что можно сказать о погоде? (Холодно, морозно, ветрено.) А нам во время прогулки весело, радостно, жарко, интересно, забавно. Когда может быть весело и радостно? А жарко?

      Домашние животные. 1. Собака — умное, доброе животное. Когда она злится? (Если к ней лезут, когда она отдыхает, грызет кость, ест или пьет.) К какой собаке можно смело (не боясь) подойти? (К той, которая живет вместе с нами, которую хорошо знаешь, часто видишь).

      Птицы. 1. Учить замечать характерные особенности птиц (величину, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела и т. д.).

      2. Познакомить с названиями птиц, прилетающих к кормушке.

      Солнце. 1. Обратить внимание детей а то, какие места участка освещены днём.

      2. Обратить внимание детей а то, какие места участка освещены вечером. Есть ли вообще солнце на небе? Почему?

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, что зимой небо почти всегда серое, тёмное, всё в тучах.

      2. Ещё облака бывают перистыми, т. е. они похожи на пёрышки.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Предложить детям снять варежки, протянуть руки и поймать снежинки. Всем ли детям удается рассмотреть снежинки? Почему у одних они тают (исчезают) на руках, а у других нет? (Снежинки, попавшие на руки в варежках, не тают, а снежинки, попавшие на теплые ладошки, тают.)

      2. Снежинка тает, превращается, согревается, капелька воды.

      Одежда людей. 1. Обратите внимание ребят на то, что люди прячут носы в воротник пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе послушайте, как скрипит снег под ногами.

      Ветер. 1. Каким бывает ветер в зимние дни? (Злым, колючим, северным, холодным, снежным, сильным.) По каким приметам, признакам мы можем из окна детского сада определить наличие ветра на улице? (По направлению дыма из трубы, по верхушкам деревьев, по белью на веревках и т. д.) 2. Что мы возьмем с собой на участок для игры с ветром?

      Закреплять у детей умение определять силу, направление ветра.

      Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за работой снего — уборочных машин.

      Деревья. 1. Предложите детям узнать деревья по стволу и веткам. Уточните их знания о деревьях.

      2. Обратите внимание ребят на то, что деревья стоят голые — они отдыхают, не растут и не цветут, но они живые, и играть около них нельзя — можно поломать ветки. Принесите в группу ветку, срезанную секатором; наблюдайте, как она будет оживать.

      Погода и климат. Отметить состояние погоды: небо — серое, темное, все в тучах, ветер — злой, холодный, жгучий (жжет лицо, солнце не проглядывает сквозь темные, густые тучи (пасмурно, холодно, ветрено).

      Домашние животные. 1. Чем любит кошка заниматься дома в холодную погоду (Лежать.) Кошка лежит, греется, щурится, мурлычет. Какая у кошки шерстка? (Мягкая, гладкая, густая, красивая.) Как кошка ходит? Где ее можно увидеть? (На заборе, на веранде, на дорожке на дереве.) Почему кошка не падает, когда лезет по забору, по стволу дерева? (Она цепляется острыми коготками за доски забора.

      Птицы. 1. Рассмотреть ворону. Обратите внимание детей на то, что у вороны есть глаза — они видят корм, когда им его насыпают; есть клюв — они клюют крошки; у них есть ноги — они ходят; есть хвост. У вороны все это большое.

      2. Сравнить воробья и ворону.

      Солнце. 1. Выглянуло солнышко – и заискрились снежные сугробы, стало веселее, а спряталось солнышко – грустно.

      2. Учим потешки о солнышке.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то какие облака плывут по небу весной? Вспомнить, какие бывают облака?

      2. Обогащение словаря за счёт подбора глаголов (плывут, летят, бегут,

      качаются, мчатся, несутся).

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Снег сравнивают с подушкой, одеялом, с пухом, ватой. Значит, он легкий, мягкий.

      2. Как красиво снег блестит на солнце! В солнечный день на солнце снег розовый, весь искрится, переливается, и кажется, что мы попали во дворец Снежной Королевы или в царство Деда Мороза. Продолжать учить детей видеть изменения, происходящие в природе в разные периоды года.

      Одежда людей. 1. Учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года.

      Ветер. 1. Ветер бывает самым разным. Если дует сильно, поднимает вверх снег. Иногда ветер колючий, злой — это метель, вьюга, Но бывает, что дует несильно, а снег все равно метет вдоль дорог, тропинок, по земле,— это поземка.

      2. Объяснить, что, если снег пролетает, передвигается по земле,— это поземка, а если поднялся снег вверх, летит в глаза, кружит — то на дворе метель.

      Труд людей. 1. Понаблюдать за созданием «Огорода на окне». Учимся оказывать посильную помощь взрослым.

      Деревья. 1. Уточнить представление об основных частях дерева: ствол, ветви, почки, листья, корни.

      2. Формировать представление о том, что дерево живое, оно растет, о том, что набухли почки, проклевываются листочки.

      3. Словарь: почки, листочки, корни, крона. Практическое овладение навыками словообразования (клен — кленовый, дуб — дубовый и др.).

      Погода и климат. Почему в народе говорят: «Февраль силен метелью, а март капелью»? Вспомнить, как в конце февраля дули ветры, была вьюга, метель. Где мы видели капель? (Возле домов, когда таяли сосульки и снег на крыше.) Какая капель?

      Домашние животные. 1. Формировать представление о внешних признаках кошки (большая, серая, с мягкой пушистой шерстью; есть голова, глаза — чтобы смотреть; уши — чтобы слышать: рот с зубами — чтобы есть; ноги — чтобы ходить, лазать, бегать; лапки с ноготочками — чтобы царапаться, рыть ямки, лазать по деревьям).

      2. Особенности поведения кошки (кошка мяукает, мурлычет, поет песни, «разговаривает», лакает молоко, любит мясо, рыбу, ловит мышей).

      Птицы. 1. Учить замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни подолгу клюют корм, никого не опасаясь; другие, схватив корм, быстро улетают; третьи собирают остатки под кормушкой; четвертые лишь наблюдают за тем, что происходит).

      2. Научить ребят сравнивать птиц, выделяя отличия.

      Солнце. 1. Солнышко поднимается выше, греет сильнее.

      2. От весеннего солнышка тает снег. Образуются сосульки.

      Небо. Облака. 1. «Солнышко разбудило всех после зимнего сна. Все радуются наступлению весны. По небу плывут облака. Какие они»?

      2. Обогащение лексики за счёт подбора прилагательных: кучевые, перистые, белые, серые, чёрные, пушистые, лёгкие, воздушные, лохматые.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Предложить послушать: что за странные звуки раздаются? Что это за звон? Это весенняя песенка — капель звенит. А если под капель подставить металлические ведерки (тазики, то трезвон будет еще громче. В конце прогулки посмотреть, сколько воды накапало (нападало) в посуду.

      2. Снег весной бывает мягким и липким. Можно слепить снеговика, поиграть в снежки.

      3. Изменяется ли от теплых лучей солнца цвет снега? (грязь, пыль, мусор забрал в себя снег).

      Одежда людей. 1. Отметить какие изменения произошли в одежде людей весной.

      Ветер. 1. Формировать представление о силе ветра, его направлении, температуре (холодный или теплый).

      2. Предложить определить силу и направление ветра. Теплый или холодный? Легкий или резкий?»

      3. Раздайте детям игрушки для воспитания целенаправленной воздушной струи.

      Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за «разрушением ледяного городка». Помогаем взрослым.

      Деревья. 1. Учите узнавать деревья (березу, иву, ель, сосну, и др.) по внешнему виду (стволу, кроне, листьям, плодам).

      2. Рассмотрите дерево. Закрепите название частей. Ствол — толстый, тонкий; высокий, низкий; ровный, кривой. Дерево — молодое, старое; высокое, низкое, стройное, раскидистое и т. д. Ветка — длинная, короткая; толстая,

      Погода и климат. Где можно увидеть первые проталины? С каждым днем снег вокруг деревьев все больше и больше подтаивает, земля прогревается под лучами солнца. Кругом свежо и тихо, только кое-где пролетит или прокричит птица.

      Домашние животные. 1. Кошка привыкла жить у хозяина в доме. Посмотрите, как кошка знакомится с жильем (ходит осторожно, нюхает, вздрагивает.)

      2. Предложите детям погладить кошку, пройтись по паласу на четвереньках, как кошка, помяукать, помурлыкать, пофырчать, пошипеть, повилять хвостом, выпустить когти.

      Птицы. 1. Учить замечать характерные особенности внешнего вида сороки (она вся серая, голова и крылья черные, белые бока, характер передвижения (прыгает, любит сало и кусочки мяса).

      2. Научить детей составлять описательный рассказ.

      Солнце. 1. Сформировать представление о том, что весеннее солнышко светит ярче и дольше.

      2. День становится длиннее.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то какое небо. Обогащение словаря за счёт подбора прилагательных (серое, голубое; пасмурное, чистое; высокое, низкое).

      2. Встать с детьми под деревья. Предложить осмотреть через кружевную сеть веток на весеннее небо. Какое небо весной? А облака?

      Осадки. Дождь. Снег. С каждым днем солнце пригревает все сильнее и сильнее, и сосульки стали днем таять быстрее, капель звенит громче, снега на крышах становится меньше.

      От теплых лучей солнца снег начинает покрываться настом: днем снег подтаивает, а ночью его сковывают морозы и он снова замерзает (подмораживается). Снег становится таким крепким, что по нему можно ходить и никто не провалится в сугроб, не наберет снега в обувь, как это случалось зимой.

      Одежда людей. Обратите внимание детей на то, как одеты люди в мае. Предложите взять на прогулку куклу Наташу. Спросите ребят, как она должна быть одета.

      Ветер. 1. Практическое овладение способами словообразования — ветер, ветерок, ветрище, ветрено, ветреный, безветренно.

      2. Подбор прилагательных: ветер теплый, холодный, сильный, слабый, резкий, порывистый.

      3. Подбор глаголов: ветер клонит, гнет, качает деревья, гонит по небу тучи или облака, шуршит листвой, травой.

      Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за высадкой рассады в открытый грунт.

      Деревья. 1. Подойдите к березкам. Предложите отгадать загадки:

      Белый сарафанчик, Черные застежки. У какого дерева?

      Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки.

      2. Рассматривая березу, спросите: «Что есть у дерева березы?» (Ствол, ветви, веточки, корни, почки, сережки.)

      3. Сравнить осину с берёзой. В чём сходство, в чём различие.

      Погода и климат. Посмотреть вокруг, где видны «следы весны»? Закреплять знания, полученные во время общения с природой, развивать умение замечать изменения, происходящие весной.

      Домашние животные. 1. Обратить внимание на то, как отдыхает собака. Где она лежит? Почему она спряталась в тень, ведь так хорошо играть, бегать там, где светит солнышко? (У собаки густая шерсть, ей жарко летом, поэтому она и ищет прохладное место.)

      2. Понаблюдать, как собака дышит в жару. Почему она высунула язык? (Ей очень жарко, хочет пить.)

      Птицы. 1. Отыщите воробья (на деревьях, земле). Уточните у детей: Какого цвета его перышки? (Серые, коричневые.) Рассмотрите на картинке воробья.

      2. Закрепите части тела. (Голова, глаза, клюв, тельце, крылья, хвост, ноги с лапками и коготками).

      Солнце. 1. Формировать представления детей о том, что летом солнце греет сильнее, чем в другие времена года.

      2. Все радуются солнышку, на улице тепло.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, куда ветер гонит облака, в какую сторону? Предложить заметить под каким предметом находится облако, за которым наблюдают, – тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета оно движется – направо или налево.

      2. Упражнять детей в определении направления ветра по перемещению облаков.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Формировать представление детей об особенностях летнего дождя.

      2. Загадать загадку. Что за душ идёт на улице? Какой он летний дождь?

      3. Что может случится, если будет жарко, и долго не будет дождя (завянет трава, опустят свои листочки растения, потрескается земля. Наступит засуха. Поэтому людям и необходим дождь?

      Одежда людей. 1. Про лето говорят — доброе, светлое, солнечное. А еще говорят — лето-босоножка. Что это значит? (Теплое, можно бегать по траве, земле босиком, загорать, купаться.)

      2. Лето-босоножка, теплое, доброе, ласковое, босиком, бегаем, загораем, закаляемся.

      Ветер. 1. Формировать представление о том, что летом ветер бывает теплый, прохладный.

      2. Ветер помогает солнцу высушить землю после дождя, гонит тучи или облака по небу, качает, гнет деревья, шуршит листвой, травой.

      Труд людей. 1. Предложить детям подумать, зачем дворник каждое утро, когда нет дождя, поливает наш участок водой из шланга. Поливает не только растения, зеленую траву, но и почву (песок, дорожки).

      Деревья. 1. Формировать представление об изменениях, происходящих с деревьями в летний период (появляются молодые веточки, листья становятся больше, темнее).

      2. Закрепить названия деревьев и их частей. Практическое овладение предложно-падежными конструкциями.

      Погода и климат. Ледоход. На реке стало тихо. Медленно проплывают отдельные льдины. Река стала широкой, вода в ней темная, холодная. Обратить внимание детей на то, что вода в реке двигается в одном направлении и все, что попадает в реку, плывет по ее течению.

      Домашние животные. 1. Летом в жару кошка лежала в тени, дремала, вытянувшись, на лавочке веранды.

      2. Кошка умеет незаметно подбираться (подкрадываться) и тихо прыгать, отталкиваясь задними ногами (лапами). Кошки — ловкие, умные животные. Но большую часть времени они проводят в домах, рядом с человеком, в тепле.

      Птицы. 1. Попросите детей показать, как передвигается воробей по земле. (Прыгает.)

      2. Расскажите, почему эту птицу назвали «воробьем». (Он лазал в амбары, воровал зерно. Крестьяне кричали: «Вора бей! Вора бей!»). Воробей вьет гнездо, откладывает яйца, высиживает птенцов. Питает-ся насекомыми.

      Солнце. 1. Что такое «солнечный зайчик»?

      2. Вспоминаем потешки, стихи и загадки о солнышке.

      2. Вспоминаем потешки, стихи, загадки и песенки о небе и облаках.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Объяснить детям, что летний дождь бывает разный. Понаблюдать за кратковременным дождём.

      2. Понаблюдать за ливнем и выяснить его отличия от кратковременного дождя.

      3. Бывает так, что светит солнце и идёт дождь, – это грибной дождь.

      Одежда людей. 1. А когда мы можем бегать босиком? (Когда земля теплая, теплый песок, камешки, нет нигде мусора и битых стекол.) А сегодня мы можем побегать босиком? Что чувствуют наши ножки?

      2. Где удобнее пробежать, пройти: по траве, по песку или по камням?

      Ветер. 1. Раздайте детям вертушки, флажки, султанчики, палочки с листочками. Пронаблюдайте, что происходит с ними под порывами ветра. (Шевелятся, крутятся, взлетают вверх.) Почему? (Потому что дует ветер.)

      2. Загадать загадки, вспомнить стихи о ветре.

      Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за работой дворника. Учимся подметать, собирать мусор в вёдра, сметать песок с построек.

      Деревья. 1. Игра «Закончи фразу»: «Это (что) дерево; стоит (около чего) около дерева; бежим (к чему) к дереву; можно влезть (на что) на дерево; спрятались (где) за деревом; разговариваем (о чем) о дереве»

      2. Обогащение словаря за счет слов ствол, ветви, листья, крона. Словообразование: липа — липовые; согласование в роде: дерево липовое, ствол липовый, крона липовая; в числе — ветки липовые.

      Погода и климат. Обратить внимание детей на то, что в жаркую погоду (засуху) вверх, в воздух, поднимается пыль — мелкие частицы песка, которые вредны для растений, здоровья чело-зека, всех животных, которые находятся около дороги.

      Домашние животные. 1. Рассмотреть с детьми следы кошки на земле (песке). Мы уже знаем, что на лапках у кошки есть мягкие подушечки, а на пальцах коготки (маленькие ямки и черточки на песке).

      2. Если следы идут рядом один за другим, значит, кошка шла спокойно. А если следы далеко друг от друга, значит, кошка передвигалась прыжками.

      Птицы. 1. Обратите внимание детей на внешний вид синичек с черной шапочкой на голове, с белыми щечками. Понаблюдайте, как они, раскачиваясь на веревке, будут клевать сало.

      2. Закрепите особенности внешнего вида всех обитателей кормушки: величину, окраску, поведение, повадки.

      Солнце. 1. Посмотрите на солнышко через разноцветные стекляшки. Какое солнце?

      2. Солнце греет и сушит. Опыт с игрушками.

      Небо. Облака. 1. Обратить внимание на то, много ли сегодня облаков на небе. С чем их можно сравнить, на что они похожи?

      2. Обогащение лексики за счёт подбора прилагательных глаголов и существительных: облака, облако, облачко; тучи, туча, тучка; белое, серое; лёгкое, воздушное; летит, бежит плывёт, качается, уплывет, удаляется, приближается.

      Осадки. Дождь. Снег. 1. Летом после дождя на небе часто появляется радуга. Её называют коромыслом, воротами, мостом, дугой. Какие цвета есть на радуге? Радуга становится красивее, ярче, когда светит солнце.

      2. Пройти вокруг здания детского сада, попробовать сосчитать лужи после дождя. Откуда берутся лужи?

      3. Куда исчезает вода из луж? (Уходит в землю, убегает по ручейкам, поднимается от тёплого солнца вверх).

      Одежда людей. 1. Летом ярко светит солнце, стало теплее, жарче (тепло, жарко). Люди ходят в легкой одежде, в босоножках; быстрее растут травы, деревья, овощи. В домах раскрыли окна, чтобы тепло проходило в квартиры; во дворах, на балконах сушится зимняя одежда, ковры; на речке купаются, загорают.

      Ветер. 1. Предложите ребятам определить, силу ветра, его направление по движению облаков, деревьям, одежде. Предложите посмотреть на небо, деревья. Спросите ребят: «Что еще делает ветер?» (Качает деревья, гнет их. Гонит по небу облака и т. п.)

      2. Обогащение словаря за счет слов ветрено, ветреный день, ветер теплый, холодный, ласковый, резкий, порывистый

      Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за работой взрослых на огороде.

      Деревья. 1. Внимательно рассмотрите ствол. Попросите детей описать его. (Около земли он толстый, чем выше, тем тоньше. Ствол шершавый, покрыт корой.)

      2. Вместе рассмотрите листья, наклонив веточку. Объясните детям:

      Листья разные по величине и по цвету. Есть светло- и темно-зеленые. Листья — это «одежда» деревьев. Всю листву дерева с ветками называют кроной.

      Погода и климат. В солнечный день укрыться с детьми в затененном месте. Обратить внимание на кружевной узор теней от деревьев. В тени прохладно, свежо, хорошо, нежарко. Почему так прохладно под деревьями в зной?

      Домашние животные. 1. Сравнить кошку и собаку. Чем собака отличается от кошки? Собака хорошо бегает, но лазать по деревьям, как кошка, не может. Собаки бывают разного размера (большие, маленькие, а кошки — в основном одинакового. Следы собаки похожи на следы кошки, потому что на лапках у собаки тоже есть мягкие подушечки. Чем крупнее собака, тем больше у нее следы.

      2. Почему кошка и собака – домашние животные?

      Птицы. 1. Какие звуки издают птицы? (Ворона каркает, сорока трещит, воробьи чирикают, голуби воркуют.)

      Понаблюдайте за поведением птиц и объясните, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

      2. Уточните представления детей о количестве ног у птицы и их функциях.

      План прогулки подготовительной к школе группы №6 на Ноябрь месяц месяц:НОЯБРЬ Объект наблюдения 1. за сезонными изменениями Задачи -формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня,.

      Планирование прогулок в младшей группе Наблюдение за солнышком Цели: — формировать представление о том, что солнце дарит всем тепло; — когда светит солнышко всегда бывает радостное.