Музыка для дошкольного возраста

Музыка как средство развития детей дошкольного возраста

Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка.

Применение педагогом технологий развивающего обучения способствует тому, что учащиеся активно участвуют в процессе обучения, повышается их интерес к занятиям, в учебной деятельности проявляется самостоятельность и творческая инициатива учащихся.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Как уже отмечалось, музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.

Педагог, организуя общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.

Важно отметить, что, только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях должны быть направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Дети должны усваивать исполнительские навыки; импровизировать собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремиться по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

Музыкальные занятия должны быть построены так, чтобы активизировалась познавательная и умственная деятельность детей. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность.

«Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»).

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.
  • Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении.
  • Чувство ритма необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.
  • Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

    Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества.

    Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

    Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста

    Лэпбук «В гостях у музыки» для детей старшего дошкольного возраста

    Лэпбук по музыке для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у музыке«

    Автор музыкальный руководитель Юрк Э. Х.

    Цель:Воспитывать любовь и интерес к музыке.

    — Развивать музыкальные способности, внимательность и память.

    — Развивать творческую активность учащихся.

    -Закреплять знания о песне, марше и танце как о музыкальных жанрах, отличающихся темпом, ритмом и интонацией.

    -Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память.

    -Развивать умственные способности, умение классифицировать.

    -Расширить детский кругозор.

    -Учить самостоятельно сочинять ритмический рисунок и музыку.

    Лэпбук сделан из оргалита. Он давольно тяжелый но устойчивый. Обклеен тканью. Кармашки ламинированы, так же как и карточки, поэтому прослужат долго.

    1) распределить картинки на три жанра музыки, танец, марш и песня. так же виды танцев, песен и марша.

    2)используя смайлики, рассказать какие эмоции может вызвать музыка.

    3) рассказать о музыкальном инструменте и раскрасить его.

    4) прочитать стих и простучать ритм.

    Эта страница с практическими заданиями. Здесь ребенок может самостоятельно записать ритмический рисунок, используя цветные карандаши сочинить свою мелодию и сыграть ее на металлофоне. Так же простучать готовый ритмический рисунок на барабане. В кармашке с металлофоном находятся карточки с песенками и цветными нотками, которые можно и простучать ритм и сыграть на металлофоне.

    на этой странице дидактические игры.

    1) игра «Собери картинку». на картинках изображены оркестры: симфонический, детский, военный, народный, эстрадный, джазовый. Собирая картинку, ребенок видит какие инструменты входят в оркестр.

    2) игра «Что лишнее?» На карточках изображены музыкальные инструменты. Играя в эту игру, ребенок изучает виды инструментов. (струнные, духовые, клавишные и тд.)

    3) игра «Собери свой оркестр» Используя карточки с муз. инструментами, можно собрать любой оркестр. (зная какие инструменты входят в тот или другой оркестр)

    4)игра «раздай каждому свой инструмент» на карточки изображены музыканты в костюмах народных, в костюмах для симфонического оркестра, военного. Задача ребенка, раздать каждому соответствующий наряду инструмент.

    Детям очень понравился лэпбук и они с удовольствием играю.

    Конспект СОД для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир музыки» «Волшебный мир музыки» развлечение для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование у старших дошкольников интереса к музыке.

    Лэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой первый лепбук «Животные Севера». О том, что это не просто интерактивная папка, а эффективная.

    Лэпбук по музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук- наглядно- игровое пособие по музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 1. Разрезные картинки «Собери.

    Лэпбук «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Музыка» направлен на активизацию любознательности, познавательной активности в области музыкального воспитания. Способствует развитию.

    www.maam.ru

    Восприятие музыки детьми дошкольного возраста

    Восприятие музыки детьми дошкольного возраста

    Слушание музыки (музыкальное восприятие) — один из основных видов деятельности в детском саду. В развитии эмоциональной отзывчивости мы должны преследовать две основные цели: воспитание детей на шедеврах музыкальной культуры и создание условий для эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемой музыке. Очень важно поддерживать интерес к слушанию классической музыки и в семье.

    Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

    Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.

    Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

    Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

    Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

    Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

    Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

    Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания»/

    Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

    В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

    Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

    Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями.

    На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

    Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

    Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.

    Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

    Внимание ребенка 3—4 лёт к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. его физического состояния.

    Заранее приготовьте магнитофон и диск. Найдите на диске пьесу, которую вы будете слушать. Источник музыкальный центр должен быть рядом,перед ребёнком. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, Можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

    Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.

    Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спросите, какая это музыка, весёлая или грустная, спокойная или взволнованная, про кого такая музыка может рассказывать? Что под неё хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите, как бы ребёнок её назвал? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.

    Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность. У каждого ребёнка можно пробудить интерес к музыке, развивать музыкальный слух и голос. Надо создать в семье атмосферу благожелательного отношения к малышам, всячески поощрять их попытки проявлять себя в музыке. Надо помнить, что это приносит детям радость и делает их добрее.

    Произведения для слушания дома (для детей 5-7лет).

    (Рекомендованы О.П. Радыновой, автором программы «Музыкальные шедевры»)

    И. Штраус «Марш», полька « Трик — трак»

    М.И. Глинка «Арагонская хота»

    В.А. Моцарт. Менуэт из симфонии № 34, менуэт из «Маленькой ночной серенады»

    Г. Свиридов «Зима»

    Й. Гайдн Фрагмент Симфонии № 101 «Часы»

    А. Вивальди Фрагмент концерта «Зима»

    П.И. Чайковский. «Зимнее утро»

    Р. Шуман «Дед Мороз», «Ночью»

    С. Прокофьев « Фея Зимы» из балета «Золушка»

    Р. Шуман «Солдатский марш»

    П.И. Чайковский. Марш из оперы «Пиковая дама», «Марш деревянных солдатиков»

    Д. Верди Марш из оперы «Аида».

    С. Слонимский « Марш Бармалея »

    С. Прокофьев «Шествие кузнечиков»

    Э. Григ « Шествие гномов» (фрагмент)

    А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета « Гаянэ »

    С. Прокофьев. Марш « Детская музыка»

    В.А. Моцарт. Менуэт соль мажор. Рондо ре мажор

    П.И. Чайковский. Танец маленьких лебедей

    Ж. Рамо. Курица (клавесин).

    С.С. Прокофьев. Песенка № 4 ре мажор (фортепиано).

    М. Балакирев. Полька (две арфы).

    П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

    И.С. Бах. Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин).

    Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано).

    Ж. Люлли. Гавот (фортепиано).

    Неизвестный автор XVIII в. (Россия). Симфония, Менуэт (ансамбль «Концертино»).

    С. Прокофьев. Марш фа мажор, Гавот (фортепиано)

    Неизвестный автор XVIII в. (Россия). Полонез (ансамбль «Концертино»).

    Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из музыки к повести А. Пушкина «Метель»)

    И.С. Бах. Маленькая прелюдия № 3 ре минор (клавесин). Неизвестный автор XVIII в. (Россия). Пьеса «Столовая штука» (ансамбль «Концертино»).

    Й. Гайдн. « Детская симфония». (Фрагмент 1-й части и финал).

    П.И. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс» из «Детского альбома».

    Г.Гендель. Сюита «Музыка на воде» (Фрагмент)

    И. С. Бах. Гавот из сюиты № 3

    С. Майкапар «Тревожная минута»

    А. Гречанинов «Материнские ласки», « Необычайное происшествие»

    Р. Шуман. «Всадник»

    С. Прокофьев «Бой часов» из балета «Золушка»

    infourok.ru

    ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, оно обадает большой силой эмоционального воздейчтвия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

    «ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

    ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    Гуманистический потенциал музыкального искусства

    Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

    Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, оно обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.).

    Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления.

    Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.

    Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

    Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

    Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» (Б.М.Теплов). Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (Б.М.Теплов). Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

    Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Данна наработка представлвет собой диагностику музыкальных способностей детей дошкольного возраста. В диагностике представлены целевые ориентиры развития музыкальных способностей детей, подобран материал для проведения диагностических исследований: дидактические игры, вокальные композиции, задания на воспроизведение ритмического рисунка, умения детей играть на музыкальных инструментах.

    Просмотр содержимого документа

    «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    Ярыш Надежда Николаевна

    музыкальный руководитель МАДОУ

    «Детский сад № 87 «Буратино»

    Великий Новгород 2013

    Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания и обучения «Детство»

    Считаю, что разработанный О. Радыновой метод диагностики, а так же критерии оценок, является самым объективным и удобным в практической работе с дошкольниками, я лишь его разбила по направлениям деятельности и добавила в тесты задания, соответствующие программе Васильевой.

    во второй младшей группе

    ближе к высокому 14-17

    Средний уровень 12 баллов

    Высокий уровень 18 баллов

    ближе к низкому 7-10

    Низкий уровень 8 балла

    Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не

    проявляют своих эмоций.

    Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной

    реакции на музыку никакой нет.

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку.

    Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

    «3» — внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно..

    Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.

    Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку.

    Задание № 2: Прослушать песню «Заинька» М. Картушиной

    «3» — внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается., но может рассказать содержание песни..

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагирует на песню.

    Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением.

    «3» — пропевание всей фразы или мотива.

    «2» — подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

    Задание № 2: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да», всем одновременно.и.

    «3» — пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.

    Задание № 1: Петь вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением (по 3-4 человека).

    «1» — интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без

    «2» — подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

    Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок,

    мелодии из 3-5 звуков. Р.н.попевка «Петушок»

    «3» — точное выполнение ритмического рисунка.

    «Веселые ножки» р.н.мелодия,

    «3» — смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

    «2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание — потанцевать под музыку.

    Звучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.

    а) Ломова «Мелодия»,

    в) Гречанинов «Моя лошадка».

    «3» — выразительная пантомимика, смена движений под музыку,

    «2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет

    «1» — мало двигательная реакция на музыку.

    в средней группе

    ближе к высокому 17-20

    Средний уровень 15 баллов

    Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру. (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку.

    внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость , правильный выбор карточки.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно.

    Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание.

    «3» — внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

    «2» — слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер.

    Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Кабалевский, хлопком отметить смену частей в двухчастном произведении.

    «3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога.

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

    Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

    «3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается., но может выполнить задание..

    «1» — нет заинтересованности, не выполняет задание или выполняет неверно

    Задание: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением.

    «3» — пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

    «2» — подпевание отдельных слов, дикция не разборчива.

    Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения.

    «2» — подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание.

    Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку.

    «3» — может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.

    «1» — к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание

    Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека).

    «3» — поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле.

    «2» — поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми.

    «1» — интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

    Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.

    Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку.

    «2» — есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.

    «1» — к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.

    мелодии из 3-5 звуков. Р.н.попевка «Мы идем»

    «2» — не совсем точное.

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений.

    движений, нет смены движений под музыку.

    Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков.

    «3» — точное выполнение ритмического рисунка.

    Оценивается выполнение танцевальных движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре)

    «3» — выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений.

    смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно.

    «1» — мало двигательная реакция на музыку

    в старшей группе

    ближе к высокому 27-34

    Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5 (фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мысли полными фразами..

    внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли. «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер.

    «1» — нет заинтересованности, с заданием не справляется.

    Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито», определить характер и содержание песни.

    «3» — внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки.

    «2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер.

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

    Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании.

    «3» — внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний и нижний..

    Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения.

    «3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки..

    Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.

    внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно

    «1» — нет заинтересованности, задание выполняет не верно.

    Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ, определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто.

    «3» — внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все.

    Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.

    «3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки.

    Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку.

    «3» — внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.

    «2» — слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке..

    «1» — нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.

    Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.

    «3» — поет, чисто интонируя движение мелодии.

    «2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.

    Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения., в удобном диапазоне.

    «2» — поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

    «3» — называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.

    «1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

    «3» — называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

    Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.

    «3» — называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

    Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.

    «2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

    Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни.

    Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении. Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

    Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

    «1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

    «3» — смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.

    Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.

    «3» — выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

    «2» — есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

    Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

    «3» — выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

    ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    в подготовительной группе

    Средний уровень 24 баллов

    ближе к низкому 13-20

    Низкий уровень 12 балла

    В подготовительной группе.

    Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

    «3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

    внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.

    Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

    «3» — внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.

    «2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

    «2» — слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

    Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

    «3» — узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.

    «2» — слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.

    Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

    «3» — внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.

    «2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

    Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

    «3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

    Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

    «3» — внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

    «1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

    Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни

    «2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.

    Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.

    Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

    «2» — называет правильно, но песенки не получается.

    Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..

    «2» — называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.

    «1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

    Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.

    «3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

    «2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.

    «1» — интонирование отсутствует, не точный текст.

    Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

    «3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

    «2» — поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.

    Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.

    «1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

    Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.

    Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чики-брик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни.

    Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

    «2» — есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

    «1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

    Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

    Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.

    «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.

    «2» — не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.

    «1» — задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

    Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.

    Задания для диагностики музыкальных способностей детей

    В группе раннего возраста

    Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».

    внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

    «2» — слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

    Задание № 1: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

    «1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку

    Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомые фразы

    Задание № 1: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да».

    Задание № 1: Прохлопать под звучание плясовой в ладоши.

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. С помощью педагога, выполнять простейшие танцевальные движения.

    «3» — смена движений под музыку, по показу.

    «1» — мала двигательная реакция на музыку.

    Задание № 1: Воспроизвести игру на металлофоне после показа взрослого.

    «1» -с заданием не справился

    Задание № 2: Ребенку предлагается задание — потанцевать под музыку, вместе с воспитателем.Звучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.

    движения головы, рук, чувство пульса.

    смены движений под музыку.

    О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольника»

    Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»

    М.А. Васильева: Программа воспитания и обучения в детском саду

    kopilkaurokov.ru