Можно ли вылечить зпр у детей

Задержка психического развития у детей: как понять, что ребенок особенный

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
  • К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.
  • Симптомы и признаки отставания в развитии

    Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  • Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  • Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  • Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  • Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  • Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.
  • Психология детей с задержкой психического развития

    1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
    2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.
    3. В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

      Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

    4. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
    5. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
    6. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
    7. ЗПР церебрально-органической этиологии.
    8. Осложнения и последствия ЗПР

      Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

      Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

      Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

      Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

    9. речевое и предречевое развитие;
    10. память и мышление;
    11. восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
    12. внимание;
    13. игровая и изобразительная деятельность;
    14. уровень навыков самообслуживания;
    15. коммуникабельность и самосознание;
    16. школьные навыки.
    17. Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

      Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

      Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

      Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

      Основные препараты для медикаментозной коррекции:

    18. Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
    19. Глицин;
    20. гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
    21. витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
    22. антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
    23. общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.
    24. Профилактика проблем с развитием

      Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

    25. создать благоприятные условия течения беременности и родов;
    26. создать дружественную обстановку в семье;
    27. пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
    28. своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
    29. заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.
    30. Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

    31. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
    32. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.
    33. Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

      doktordetok.ru

      ЗПР у детей – что это такое?

      Аббревиатура ЗПР расшифровывается как задержка психического развития. Чаще всего ЗПР проявляется при поступлении ребенка в школу или в детский садик, когда становятся очевидными нехватка у ребенка запаса общих знаний, ограниченность в представлениях, незрелость в мышлениях, отсутствие способности к занятиям интеллектуальной деятельностью.

      Безусловно, такой диагноз способен вызвать дрожь у родителей, но не надо поддаваться отчаянию. Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. В конечном итоге, ЗПР у детей – это диагноз, но далеко не приговор. И сегодня сайт для мам supermams.ru расскажет, что такое ЗПР у детей, как проявляется, и что с ним делать.

      Каковы причины ЗПР у детей?

      Во-первых, причиной ЗПР у детей могут быть некоторые нарушения в конституционном развитии ребенка, что может быть предпосылкой его физического, а, следовательно, и психологического отставания в развитии от сверстников.

      Во-вторых, различные заболевания соматического характера могут создавать опасность заболевания ЗПР.

      В-третьих, поражения ЦНС. Обычно такие дети имеют значительно пониженную степень работоспособности, внимания и памяти. Могут возникнуть проблемы, связанные с обучением чтению, письму, счету.

      ЗПР у детей: так что же происходит?

      К сожалению, ЗПР у детей при рождении выявить невозможно. Родители обычно слишком завышают способности своего ребенка, не замечая даже ярко выраженных признаков отставания в развитии. Первые тревоги начинаются только тогда, когда воспитатели в детском саду или преподаватели в школе отмечают неспособность ребенка к усвоению материала.

      Бывают случаи, когда ЗПР у детей причисляют к последствиям социальной среды в семье, но это утверждение в корне не верно.

      ЗПР у детей может выражаться как в задержке эмоционального развития, так и интеллектуального. В первом случае, ребенок имеет психическое развитие, не соответствующее его интеллектуальному возрасту. Во втором – ребенок подвержен боязливости, робости, страхам. Он не может проявлять инициативы и с трудом находит язык со сверстниками.

      Следует отметить, что ЗПР у детей ни в коем случае не стоит относить к умственной отсталости. Ребенок с таким диагнозом способен к выполнению поставленных перед ним задач, хорошо воспринимает предлагаемую помощь. При условии оказания своевременной помощи ЗПР у детей подвластно коррекции.

      Только при комплексном обследовании ребенка становится возможным разобраться в характере и сложности данного заболевания. При подозрении на ЗПР ребенок должен в обязательном порядке пройти обследования у психотерапевта, дефектолога, психолога, логопеда.

      При этом необходимо учитывать характер допускаемых им ошибок, будь то математические неточности, грамматические ошибки. Также необходимо исследовать уровень развития моторики и темпов его деятельности.

      Как лечить ЗПР у детей?

      Как показывает практика, при условии несложной формы отклонения, ЗПР у детей поддается полной корректировке и лечению. Дети могут проявлять высокую степень успеваемости в общеобразовательной школе.

      При этом очень важным условием является понимание родителей и учителей того, что некоторое отставание ребенка – это не показатель его лени, а характерные последствия заболевания, которые могут быть преодолены при соответствующем подходе. Именно поэтому так важно начать целенаправленное и продуманное лечение и воспитание как можно раньше, создав при этом все необходимые условия в семье, в которых нуждается ребенок. И обязательно обеспечьте ребенку с ЗПР атмосферу любви — ведь вы знаете, что в этом — секреты счастья для любого ребенка!

      Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,

      однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!

      Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

      supermams.ru

      Можно ли вылечить зпр у детей

      Сейчас сыну 6 лет.

      Беременность первая. Родился в срок. Роды были сложные. Не было родовой деятельности, ребенка выдавливали. Тройное обвитие пуповиной, не дышал, откачали, 5 дней в кювезе, на седьмой день выписали.

      С рождения наблюдались у невролога: большая голова, большой родничок, беспокойность, проблемы со сном. К сожалению, я не могу вспомнить, когда он начал держать голову, когда перевернулся, когда пополз, как гулил и т.д. Я помню только, что до года он почти не спал и постоянно кричал.

      Неврологи обещали, что с возрастом пройдет. Не прошло.

      После года то же самое. Проблемы со сном: долго засыпал, просыпался с криком, очень подвижный, очень капризный, истерики по 40 минут, закатывался до посинения губ. После трех лет обнаружились проблемы с речью. Невролог и логопед – отдавайте в сад и с речью все будет в порядке. В 2.8 пошел в обычный сад, адаптировался почти два года. На третий год в саду порекомендовали перевестись в коррекционный сад. Сходили на комиссию, в коррекционный для детей с ЗПР не попали, зато попали в логопед, с этого года начали ходить.

      Все это время продолжали ходить к неврологу, и сына лечили всеми ноотропными средствами, которые только есть в аптеке. Ничего не помогло.

      В этом году в начале лета сына укусила бездомная собака. Все лето делали прививки от бешенства. И именно этим летом состояние его ухудшилось. Он начал на любое невыполнение его просьб драться и кидаться всем, что под руку попадется. Например, я не разрешила ему залезть на окно, он начал меня бить кулаками. Я держу его за руки – бьет ногами, держу ноги – бьет головой, да с таким остервенением. Я была в панике. В поликлинику к неврологу решила не ходить, пошли в платную клинику. Там невролог сказала, что это не к ней, а лучше к психотерапевту. Психотерапевта на тот момент не нашли, нашли психоневролога. Если честно, не ожидала я такой реакции врача. Она меня ругала на чем свет стоит, что я такая-сякая, как вообще могла додуматься делать ребенку с такими диагнозами прививки от бешенства? Выписала тенотен, элькар, триампур, пантогам. Отправила делать обследование головы в Бурденко. Сделали обследования Эхо, ЭЭГ, УЗДГ, таблетки пропили, кроме триампура. Если нужно, могу выложить сканы, есть какие-то отклонения от нормы.

      В начале осени сын немного успокоился, перестал драться и кидаться. Но проблемы остались. Из того, что вижу я: постоянно находится в движении, даже когда смотрит мультфильмы ерзает на стуле, машет руками и т.д.; уговорить на что-то, например, помыть руки, убрать игрушки, почистить зубы, пойти на прием к врачу, — практически невозможно, не хочу, не пойду, не буду, еще и спорить начинает; с трудом переключает внимание на что-либо, что-то спрашивать приходиться по 20 раз, как будто не слышит, когда с ним разговариваешь, редко смотрит в глаза. Еще эти летом появилась странная реакция на запахи и звуки. Запахи еды в основном и некоторые другие неприятны, иногда до рвотных позывов. На громкий звук. Например, в метро, закрывает уши. Раньше так не делал. Еще совсем не развита мелкая и общая моторика. Часто падает, врезается во что-нибудь, чувство опасности отсутствует напрочь. Ко мне очень привязан, совсем не самостоятелен, практически все делаем вместе.

      В саду, в принципе, такие же жалобы, немного поспокойней, наверное, из-за чужих людей.

      Недавно начали заниматься с дефектологом. Пока что работа направлена на мелкую и общую моторики. Прыгают, бегают, играют с мячом. Но это так называемое «сопровождение»: приходим раз в месяц, педагог смотрит что умеем и дает задания. Дальше как будут проходить занятия – не знаю. Через неделю пойдем к психологу, насчет детско-родительских отношений.

      Вопрос в том, нужно ли обращаться к психотерапевту или психиатру, и нужно ли медикаментозное лечение? Или достаточно занятий с дефектологом и логопед. сада? До школы нам еще полтора года. Но все только дают задания на дом, а дома я с ним не могу справиться, заставить что-то сделать. Пытаюсь наладить режим дня – не получается. Хочу создать параллельную тему в разделе психомоторного развития, попросить помощи. Я знаю, что проблема и во мне тоже, где-то я что-то упустила в воспитании, что-то делаю не так. Нахожусь в состоянии постоянного стресса, руки просто опускаются. Как только выпишемся с больничного, побегу сама к психотерапевту.

      Пока что выбрала для сына НИИ Психиатрии на Потешной ул. Но сомневаюсь. Боюсь, что опять назначат бесполезную гомеопатию или еще чего похуже. И еще убивает категоричность врачей: да вы что, да как же можно не лечить, да такой ребенок и т.п. В общем, сомневаюсь. Помогите советом.

      forums.rusmedserv.com

      Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения

      Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.

      Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?

      Что представляет собой задержка психического развития у ребёнка

      Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.

      Почему не все дети развиваются соответственно нормам

      Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.

      Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.

      Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.

      Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.

      Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка. Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.

      Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.

      Менее распространенные причины

      Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.

      Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.

      Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.

      Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.

      По статистике, лишь 20% родителей читают с ребенком развивающие книжки! А ведь это — залог будущего ребенка!

      Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.

      По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:

    34. биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
    35. социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).
    36. Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.

      Разновидности задержек психического развития в детском возрасте

      Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме).

      К последствиям соматогенной ЗПР относятся:

      Отличия ЗПР от умственной отсталости

      Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:

    37. умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
    38. дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
    39. у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.
    40. Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.

      Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.

      Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка

      Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.

    41. Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
    42. Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
    43. Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
    44. Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
    45. Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
    46. Развиваются различные нарушения речи.
    47. У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
    48. Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.
    49. Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР

      Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.

    50. Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
    51. Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.
    52. Осложнения и последствия при задержках психического развития

      Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.

      Особенности диагностики задержек психического развития

      Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.

      Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.

      Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:

    53. речевое развитие;
    54. восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
    55. мышление;
    56. память;
    57. изобразительная деятельность;
    58. умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
    59. навыки школьного обучения;
    60. уровень самосознания и коммуникабельности;
    61. внимание.
    62. В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.

      Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте

      Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.

      Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.

      После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.

      Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.

      Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:

    63. гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
    64. антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
    65. Аминалон, Пирацетам;
    66. Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
    67. лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).
    68. Как проводить профилактику проблем психического развития

      Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

      • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
      • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
      • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
      • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
      • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.
      • В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.

        Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!

        deteylechenie.ru

        Можно ли вылечить хронический бронхит навсегда в домашних условиях

        Хронический бронхит является распространенной патологией дыхательной системы. Как и любым другим хроническим заболеванием, бронхитом страдают взрослые люди (до 10% населения). Так как болезнь связана с медленно прогрессирующими изменениями в бронхиальной стенке и ткани, наиболее часто данный диагноз ставится людям после 40 лет.

        В прошлом мужчины болели бронхитом в несколько раз чаще. Однако распространение курения среди женщин привело к возрастанию частоты встречаемости заболевания и в этой категории. Большую актуальность приобретает вопрос, можно ли навсегда вылечить хронический бронхит, и какие методы являются наиболее эффективными.

        Что такое хронический бронхит

        Бронхит в хронической стадии – это такая патология, при которой слизистая бронхов подвергается функциональному и необратимому изменению:

      • Повреждается механизм секреции бронхиальной слизи;
      • деформируется механизм очистки бронхов от слизи;
      • угнетается иммунитет бронхов;
      • воспаляются, утолщаются и склеротизируются стенки бронхов.
      • В результате этих изменений бронхолегочная система становится легко доступна для инфекций, что проявляется периодическими обострениями заболевания. С течением времени стенки бронхов утолщаются, на ней появляются рубцы, слизистая все больше отекает. В результате снижается способность бронхов проводить воздух.

        Почему возникает болезнь

        В развитии болезни выделяют 2 фактора:

      • Систематическое вдыхание агрессивных веществ, ведущих к повреждению слизистой;
      • наследственная предрасположенность.

      В исследованиях было выявлено, что те, у кого родственники имеют бронхит в хронической стадии, болеют этим заболеванием в 3 раза чаще, чем те, которые не имеют наследственной предрасположенности. В то же время наследственный фактор не оказывает существенного влияние на частоту рецидивов бронхита и его хронизацию у курящих людей.

      Основные признаки болезни

      Симптомы в фазе ремиссии:

    69. Кашель;
    70. выделение мокроты;
    71. одышка (при обструктивном бронхите, «бронхите курильщика»);
    72. потливость (при небольшой физической нагрузке, по ночам).
    73. Выраженность симптомов индивидуальна, зависит от степени изменения стенок бронхов, от возраста больного.

      Приступы кашля наиболее интенсивны с утра. Выделение мокроты вариативно: может быть очень скудным или вообще отсутствовать, а может достигать за сутки объема половины стандартного стакана. Определяющим для самочувствия больного является не столько количество откашливаемой мокроты, сколько степень ее вязкости. Очень вязкий бронхиальный секрет порождает длительные и утомительные приступы кашля.

      Виды и особенности хронической формы

      В периоды обострения заболевание может развиваться вариативно. Оно может принимать катаральную или гнойную форму.

      Катаральным называют обычный бронхит в фазе обострения, характеризующийся воспалением и отеком слизистой бронхов. Катаральное обострение провоцируется, как правило, вирусами или раздражающими факторами неинфекционной природы (курение, холодный воздух, сильное загрязнение воздуха).

    74. мокрота носит слизистый характер, но может иметь небольшие гнойные включения;
    75. незначительное повышение температуры (в пределах 37,5 градуса);
    76. одышка;
    77. повышенная потливость.
    78. Несмотря на то, что обструкция бронхов в какой-то степени наблюдается во всех случаях обострения, появление таких симптомов как одышка и хрипы не выдохе говорит о нестабильном течении заболевания.

      В развитии гнойного обострения ведущая роль принадлежит бактериям.

      Симптомы гнойного бронхита в фазе обострения:

    79. Усиление кашля;
    80. увеличение выделения мокроты;
    81. гнойное содержимое в мокроте;
    82. повышение температуры до 38 градусов и выше;
    83. свистящие хрипы на выдохе;
    84. повышенная потливость;
    85. слабость.
    86. Гнойный хронический бронхит всегда протекает более выражено и дольше, чем катаральный.

      Под смешанным понимают такое обострение, причиной которого является комплекс различных факторов: вирусы, бактерии, неинфекционные раздражители.

      Неуточненный бронхит

      В соответствии с медицинской классификацией к неуточненным относят такие бронхиты, причину которых не удается установить однозначно. Как правило, этот тип бронхита возникает в результате длительного воздействия негативных факторов. Например: неоконченное или неправильное лечение острого бронхита + часто рецидивирующие бронхиты на фоне курения и инфекционных респираторных заболеваний.

      Возможно ли навсегда вылечить хроническую форму

      Как и любое хроническое заболевание, бронхит связан с функциональным изменением работы органов и тканей, которые носят необратимый характер.

      К таким изменениям относятся:

    87. Увеличение размера бронхиальных секреторных клеток;
    88. продукция секреторными клетками большого количества слизи;
    89. вырабатываемая слизь становится более вязкой;
    90. уменьшение количества реснитчатых клеток в эпителии бронхов.
    91. В совокупности перечисленные изменения не позволяют эффективно очищать бронхи, создавая благоприятные условия для развития бактериальной инфекции, которая провоцирует обострение, которое, в свою очередь, ухудшает дренаж бронхов и так далее.

      Тем не менее, стойкой ремиссии (вплоть до полного отсутствия симптомов) достигнуть можно.

      Как навсегда вылечить хронический бронхит

      Несмотря на то, что вылечить хроническую форму бронхита не представляется возможным, правильное лечение обострений и профилактические мероприятия в периоды ремиссий способны замедлить прогрессирование заболевания.

      Лечить хронический бронхит медикаментозно следует только в периоды обострений, если иное не было указано лечащим врачом.

      Бронхорасширяющие препараты назначаются при выраженном бронхоспазме и снижении проходимости воздуха до появления одышки, хрипов при выдохе.

      Часто используемые бронхолитики:

    92. Эуфиллин;
    93. Теофиллин;
    94. Сальбутамол (также в комбинациях с теофиллином).
    95. Отхаркивающие препараты

      Муколитические препараты для лечения хронического бронхита у взрослых:

    96. Ацетилцистеин;
    97. Амброксол;
    98. Аскорил (с бронхорасширяющим действием);
    99. Эреспал (с противовоспалительным действием).
    100. Антибактериальные препараты

      В период обострения хронический бронхит следует лечить антибиотиками вне зависимости от количества гнойного содержимого в мокроте. В соответствии с чувствительностью микроогранизмов используют на выбор: препараты пенициллинового ряда, макролиды, цефалоспорины, фторхинолоны.

      В случае с бронхорасширяющими средствами ингаляции, как правило, предпочтительнее приема таблетированных препаратов. В клинических рекомендациях по лечению хронического бронхита упоминаются препараты на основе:

    101. Сальбутамола (Сальбутамон, Вентолин и др.);
    102. фенотерола (Фенотерол, Беродуал, Беротек и др.).
    103. Очень эффективны отхаркивающие ингаляции, проводимые при помощи небулайзера, такими препаратам, как:

      Галотерапия при бронхите

      Посещение соленой пещеры для многих больных является одним из способов профилактики обострений. Специальный галогенератор насыщает воздух комнаты солевыми частицами. Они проникаются глубоко в дыхательные пути, оседают на слизистой бронхов. Соль оказывает полезное действие, в частности:

    104. Обладает антисептическим эффектом;
    105. стимулирует местный иммунитет;
    106. способствует нормализации работы секреторных клеток.
    107. Для применения галотерапии существует 2 ограничения:

    108. Индивидуальная непереносимость – у некоторых людей слизистая плохо реагирует на контакт с солью, возникает раздражение, отек;
    109. период обострения бронхита.
    110. к оглавлению ^

      Лечение народными средствами

      При лечении хронического бронхита у взрослых положительный эффект оказывают растительные средства с отхаркивающим действием:

    111. Термопсис ланцетный (трава);
    112. чабрец (трава);
    113. душица (трава);
    114. мать-и-мачеха (листья);
    115. багульник болотный (побеги);
    116. девясил (корни);
    117. алтей (корни).
    118. Лечить хронический бронхит народными средствами можно, как используя один вид растительного сырья, так и смесь из нескольких названных выше фитосредств.

      Рекомендации по приготовлению настоев:

    119. Положите в кастрюлю 1-3 ложки растительного сырья.
    120. Залейте 1 стаканом горячей кипяченой воды (не кипятком).
    121. Закройте кастрюлю крышкой и аккуратно поставьте ее в другую кастрюлю с кипящей водой («водяная баня»).
    122. Настаивайте на водяной бане 15 минут.
    123. Остудите при комнатной температуре.
    124. Слейте жидкость и отожмите получившийся жмых.
    125. Принимайте по 1/3 стакан между приемами пищи.
    126. Следует отметить, что вылечить хронический бронхит навсегда народными средствами невозможно.

      Дыхательная гимнастика

      Дыхательная гимнастика – основная физиотерапевтическая процедура, показанная помогающая навсегда вылечить хронический бронхит. Она может состоять не только из пассивных дыхательных упражнений, но и задействовать все тело.

      Один из самых известных комплексов дыхательной гимнастики был разработан в СССР А.Н. Стрельниковой и носит ее имя. Он, например, предполагает использование рук, ног, напряжение плечевого, брюшного пояса. За счет комплексной физической нагрузки усиливается тканевое дыхание, тонизируются органы дыхания, запускается каскад реакций, стимулирующих иммунитет и улучшающих настроение.

      В целом, при бронхите в хронической стадии полезны любые умеренные физические нагрузки: ходьба, подъем по лестнице, зарядка, плавание.

      Дыхательная гимнастика имеет больше значение в лечении хронического бронхита курильщика.

      Массаж может быть полезен при бронхите, который сопровождается трудно отделяемой мокротой или ее большим количеством. Используют технику вибрационного массажа: постукивания по спине создают импульсы, которые проникают в ткани и органы тела, в том числе, достигают бронхов. Это помогает секрету лучше отделяться от бронхиальных стенок и способствует его более успешному выводу наружу.

      Лечение хронического бронхита у детей

      Хронизация бронхита у детей – явление исключительное. Частые рецидивы бронхита, особенно сопровождаемые одышкой, могут свидетельствовать об аллергической природе заболевания, т.е. о бронхиальной астме.

      Симптомы обострения бронхита у детей ярко выражены, с высокой температурой и общей интоксикацией. В лечении хронического бронхита у детей ведущую роль играют ингаляции. Методика лечения не отличается от применяемой у взрослых людей.

      Хронический бронхит заразен или нет

      Заболевание в стадии ремиссии не заразно, даже если катаральные явления (кашель, мокрота) имеют место.

      В период обострения больной является носителем вирусной или бактериальной инфекции, в той же степени что и человек с любым другим острым респираторным заболеванием (фарингитом, тонзиллитом, ринитом).

      Чем опасен хронический бронхит

      Без поддерживающего лечения (прежде всего, без дыхательной гимнастики) и при сохранении деструктивных факторов (главным образом, курения) заболевание будет прогрессировать с увеличением обструкции бронхов и уменьшением их пропускной способности.

      Какие последствия хронического бронхита наиболее опасны

      • Обструктивная болезнь легких;
      • дыхательная недостаточность;
      • сердечная недостаточность.
      • к оглавлению ^

        1. Вакцинация против гриппа и пневмонии.
        2. Периодический прием иммуностимуляторов в холодную половину года.
        3. Отказ от курения.
        4. Ежедневные умеренные физические нагрузки.
        5. Не переохлаждаться.
        6. Избегать контакта с больными респираторными инфекциями.
        7. Чаще мыть руки для предотвращения попадания инфекции в дыхательные пути.
        8. Несмотря на то, что навсегда вылечить хронический бронхит нельзя, существует большое количество примеров, когда адекватное лечение и правильный образ жизни помогали добиваться стойкой ремиссии. Отсутствие обострений приводит к замедлению прогрессирования заболевания и к лучшему самочувствию больного.

          Отказ от курения и умеренные физические нагрузки – ключевые факторы, позволяющие улучшить прогноз по течению болезни. Пренебрежительное отношение ведет к осложнениям хронического бронхита.

          www.pulmonologiya.com