Ммд диагноз ребенка

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД)

Не ошибемся, если скажем, что все мы любим своих непоседливых малышей.

Именно непосредственность детского возраста умиляет родителей, малыши очаровывают нас своей неуемной энергией, своим активным интересом к познанию жизни.

Да, следить за подрастающим поколением необходимо.

Порой вам достаточно отвернуться, как ребенок уже проверяет таблетки в домашней аптечке или хозяйничает в бельевом шкафу. Но даже у самых быстрых, самых непоседливых детей бывают достаточно спокойные периоды, когда они сосредоточенно занимаются каким-то делом — рисуют, лепят, раскрашивают или мастерят что-то архиважное из конструктора.

Если ваш ребенок просто физически не может усидеть на месте больше минуты, не может сконцентрировать свое внимание, начинает что-то делать и тут же бросает, возможно, в его медицинской карте при обращении к врачу возникнет диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД).

Синонимами этого термина являются:

Но, как бы ни называлась патология, все эти термины обозначают небольшие поведенческие нарушения.

Причины возникновения ММД

  • Неблагополучная беременность мамы
  • Тяжелые роды
  • Патологии перинатального периода
  • Патологические воздействия на нервную систему ребенка в раннем возрасте
  • Наследственный фактор
  • Диагноз ММД выставляется детским неврологом или психиатром на основании определенного комплекса симптомов.

    Для постановки диагноза ММД у ребенка должны наблюдаться три постоянных синдрома.

  • Повышенная импульсивность
  • Гиперактивность
  • Дефицит внимания
  • Все эти симптомы должны присутствовать у ребенка на протяжении достаточно долгого периода, не менее полугода, причем такие симптомы наблюдаются и дома, и в детском коллективе. Возрастной предел распознавания симптомов — 7 лет.

    Симптомы проявления минимальной мозговой дисфункции

    Рассмотрим подробнее каждый из синдромов ММД.

  • Ребенок постоянно мешает сверстникам играть, вмешивается, пристает
  • Выкрикивает на занятиях
  • Часто дерется
  • Быстро дает ответы на вопросы, не дослушивая вопрос
  • Не может сидеть спокойно
  • Не играет в спокойные игры
  • Бесцельно двигает кистями рук, стопами
  • Крутится, бегает, куда-то залазит
  • Много говорит
  • 3. Дефицит внимания :

    • Легко отвлекается
    • Не доделывает задания, бросает, берется за новое
    • Не может организовать самостоятельную деятельность
    • Не может долго сохранять внимание
    • Выявляется ММД чаще всего, когда ребенок начинает посещать детское учреждение — детский сад или школу.

      Иногда болезнь выявляется в возрасте 12 — 14 лет. Этот период чаще связана с гормональной перестройкой организма.

      Лечение минимальной мозговой дисфункции

      Лечение должно быть комплексным, включая в себя педагогическую коррекцию поведения, занятия с психологами, доброжелательную, спокойную обстановку в семье, медикаментозную терапию.

      Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр или невролог, при отсутствии эффекта от проводимых коррекционных педагогических мероприятий.

      Чем раньше начнутся коррекционные занятия со специалистом, тем больше вероятность выздоровления.

      baby-i-mama.ru

      Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

      Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

      В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

      Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

      Что является причинами возникновения ММД?

      К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы — например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

      • наследственная предрасположенность;
      • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
      • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

      Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

    • неполноценное питание и даже недоедание;
    • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).
    • Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

      И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.

      Сущность дефицита внимания проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

    • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
    • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
    • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
    • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
    • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
    • для них характерна частая потеря вещей;
    • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.
    • Гиперактивность, как симптом дисфункции

      Повышенная двигательная активность или гиперактивность при минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

    • малыш спит беспокойно или очень мало;
    • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
    • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
    • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
    • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
    • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
    • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
    • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
    • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
    • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.
    • Синдром импульсивности

      Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

    • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
    • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
    • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
    • допускает деструктивное поведение во время занятий;
    • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
    • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
    • не подчиняется правилам (поведения, игры);
    • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
    • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).
    • Лечение детей с синдромом ММД

      Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

      При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

      Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

    • Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ? все должно находиться под наблюдением врача.
    • В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность — например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
    • Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня, который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
    • Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.
    • Продуманная физическая активность — лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

      Воспитание в семье ребенка с ММД

      1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
      2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
      3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
      4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
      5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.
      6. Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

        vseprorebenka.ru

        Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей

        Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.

        Это интересно! По одним данным число детей с минимальной мозговой дисфункцией составляет 2%, а с другим – 21%. Такое противоречие говорит о том, что не существует четкой клинической характеристики данного синдрома.

        Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.

        Что это за диагноз — синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)

        Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.

        В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».

        В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.

        Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса. Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.

        При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:

        1. Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
        2. Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
        3. Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
        4. Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
        5. На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
        6. Перебивает других и докучает взрослым и детям.
        7. Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
        8. Разговаривает без остановок.
        9. Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
        10. Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
        11. При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
        12. Не может играть один в тишине.
        13. Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
        14. Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.
        15. Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае эпилептической энцефалопатии возникшей у детей, так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?

          Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте тут.

          Проявление у взрослых

        16. Нарушение моторной функции, часто это называется «неловкость».
        17. Неспособность обучаться чему-то новому.
        18. Невозможность усидеть на одном месте, хочется, как минимум, ерзать.
        19. Настроение меняется быстро и без видимого повода.
        20. Наблюдается дефицит произвольного внимания.
        21. Импульсивность и повышенная разреженность.
        22. Причины минимальной мозговой дисфункции

        23. Тяжелая беременность, особенно, в течение первого триместра.
        24. Сильный токсикоз.
        25. Вредное воздействие на женщину в период вынашивания ребенка химических веществ или радиации, микробов, вирусов и просто инфекционных болезней.
        26. Угроза выкидыша.
        27. Преждевременные или переношенные роды.
        28. Слабость в процессе родовой деятельности, долгие роды.
        29. Гипоксия плода (недостаток кислорода) вследствие сдавливания пуповины вокруг шеи младенца.
        30. После родов причиной описываемого синдрома может быть плохое питание.
        31. Инфекционные болезни, перенесенные новорожденным.
        32. Плохая экологическая обстановка.
        33. Повреждение шейного отдела позвоночника малыша при родах.
        34. На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:

          Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:

        35. Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
        36. Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
        37. Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
        38. Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
        39. Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
        40. В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
        41. Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
        42. Ребенку надо развивать мелкую моторику.
        43. В качестве лекарственных средств можно использовать:

        44. Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
        45. Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
        46. Дополнительные витаминные комплексы.
        47. Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими — беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать гнойный менингит у детей и вовремя обратиться к врачу?

          О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать тут. В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.

          Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.

          Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу. Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.

          На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга — синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания — лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:

          gidmed.com

          Минимальная мозговая дисфункция: причины, симптомы заболевания и способы лечения

          Минимальная мозговая дисфункция — заболевание психоэмоциональной и поведенческой сфер. Эта патология возникает из-за нарушений в головном мозге ребенка, которые появились во время родов или беременности, а также вследствие неправильного воспитания. Заболевание характеризуется ухудшением внимания, поведения, памяти и двигательной активности. Коррекция болезни осуществляется при помощи препаратов, психотерапии, работы психологов, педагогов и логопедов.

          Минимальная мозговая дисфункция (ММД , МЦД) — комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы ). Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.

          К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие ММД. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции. В возрасте 3-6 лет ММД может быть следствием воспитания в неблагополучной семье.

          Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления. Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами. При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

          У новорожденных отмечается нарушение тонуса скелетных мышц — тремор и гиперкинезия (внезапно возникающие непроизвольные движения в одной или группе мышц). Симптомы проявляются спонтанным образом. Они не связаны с эмоциональным фоном ребенка, в некоторых случаях усиливаются при плаче. Отмечаются нарушения сна и аппетита. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления.

          По причине чрезмерной возбудимости стенок желудочно-кишечного тракта отмечается чередование диареи и запоров. Обнаруживаются частые срыгивания и рвота. В возрасте 1-3 лет ММД характеризуется высокой активностью и возбудимостью. Отмечаются резкое снижение и потеря аппетита, а также нарушение сна, которое характеризуется долгим засыпанием, беспокойным поведением и ранним пробуждением.

          У таких детей наблюдаются медленная прибавка в весе, запоздалое развитие речи, нарушение чтения и энурез. В возрасте 3 лет пациенты отличаются неуклюжестью, высокой утомляемостью, импульсивностью и негативизмом. Такие дети могут долго находиться в неподвижном состоянии и концентрироваться на каком-то задании или игре. Они легко отвлекаются и совершают большое количество бесполезных и хаотичных движений. Дети с трудом переносят яркий свет, сильный шум, духоту в помещениях и жаркую погоду. Их укачивает в транспорте, быстро возникает тошнота с рвотой. У детей отмечаются проблемы в школе из-за их поведения.

          Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции отмечается у пациентов при их первом попадании в коллектив (4-6 лет ). У таких детей наблюдаются высокая возбудимость, повышенная двигательная активность или заторможенность. У них рассеянное внимание и нарушения памяти. Они с трудом осваивают школьную или детсадовскую программу. Дети не могут полностью сформировать навыки письма, чтения. Отмечаются нарушения счета (акалькулия). Ребенок акцентирует внимание на своих неудачах, развиваются заниженная самооценка и неуверенность в себе. Дети растут эгоистами и склонны к уединению. Отмечается предрасположенность к конфликтам. Дети часто отказываются от обещаний, которые дают. В коллективе ребенок стремится занять позицию лидера или полностью отстраниться от других. В результате этого могут появиться нарушения социальной адаптации, психические отклонения и ВСД (вегетососудистая дистония).

          У больных детей отмечается лабильность (перепады) настроения, вспышки агрессии и гнева. В большинстве случаев они путают «право» и «лево», пишут буквы зеркально. Отмечаются сложности механического запоминания.

          У детей наблюдаются нарушения мелкой моторики и артикуляции. Они плохо воспринимают чужую речь и не усваивают информацию на слух. У грудничков отмечаются повышенная капризность, заболевания желудочно-кишечного тракта и судороги. Следствием минимальной мозговой дисфункции у детей школьного возраста является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Последствиями ММД у взрослых людей является раздражительность, резкая смена настроения, импульсивность в поведении. Отмечаются трудности в усвоении навыков. Пациенты жалуются на неловкость движений.

          neurofob.com

          Как проявляется и как лечится диагноз ММД у ребенка

          В первые годы жизни дети требуют особого внимания: именно в этот период напоминают о себе разного рода болезни. Обычно они вполне укладываются в «стандартный» список, в котором фигурируют ОРЗ, ветрянка и другие хвори. К сожалению, у малышей порой диагностируют и более серьезные нарушения, которые требуют особого подхода. Рассмотрим одну из таких проблем, узнав, что такое минимальная мозговая дисфункция, как она проявляется у детей, и что нужно для эффективного лечения.

          Краткая характеристика

          Другие названия — гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.

          Это патология, вызванная небольшими нарушениями в структуре центральной нервной системы или мозга, а также их работе.

          Чтобы понять схему развития ММД, нужно вернуться на ранний срок беременности. В это время (1 триместр) плод в утробе очень чувствителен к действиям любых раздражителей. Это могут быть сильные лекарства и неправильное питание матери, перенесенные ею стрессы или инфекционные болезни в острой форме.

          Действия одного из таких факторов достаточно, чтобы ЦНС плода развивалась с некоторыми отклонениями. Ситуация усугубляется, если роженица проживает в экологически неблагополучном регионе.

          Гинекологи, акушеры и невропатологи отмечают еще одну опасную черту данной болезни. Дело в том, что она может «стартовать» уже в первые дни беременности, когда будущая мама еще только догадывается о своем положении.

          Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений. Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята.

          Как мы уже знаем, дисфункция нервной системы или головного мозга в детском возрасте может быть вызвана «работой» целого ряда факторов. В зависимости от времени воздействия, их делят на дородовые, родовые и постродовые.

          В первой группе (дородовые раздражители) чаще всего фигурируют такие причины:

        48. вирусные заболевания в острой форме, перенесенные матерью;
        49. обострившиеся во время беременности соматические патологии с фоновой интоксикацией;
        50. неправильный режим питания и нарушение обмена веществ;
        51. эклампсия и преэклампсия;
        52. угроза произвольного прерывания беременности;
        53. нарушения в схеме приема лекарств (обычно это передозировка);
        54. вредные привычки;
        55. экологическое неблагополучие региона, в котором проживает роженица;
        56. вредные привычки матери.
        57. Риск «запуска» ММД во время родов увеличивается, если наблюдались или проводились такие процессы:

        58. стремительный ход родов;
        59. неполное раскрытие родовых магистралей;
        60. слабые сокращения матки, которые стимулировали вводом препаратов;
        61. интранатальная гипоксия;
        62. кесарево сечение;
        63. крупноплодность (малыш появился на свет с весом более 4 кг);
        64. активное применение акушерских инструментов (щипцов или экстрактора), которые при неправильном обращении могут навредить крохе;
        65. непрофессионализм акушера, который выражается в сдавливании или того хуже — деформации черепных костей.
        66. Все эти факторы приводят к тому, что может возникнуть родовая травма. При родах плод испытывает огромные нагрузки, и особенно достается шее и позвоночнику. Проходя через таз, малыш делает почти полный оборот, что само по себе таит опасность смещения позвонков (а там и проблем с кровоснабжением). В таком положении достаточно одного неверного движения.

          После родов болезнь может появиться в результате травмы или перенесенной нейроинфекции. Не стоит забывать и об атмосфере в семье: даже здоровые дети, растущие в постоянном нервном напряжении, могут через время испытать неприятный синдром на себе.

          Симптомы: как заподозрить нарушение?

          Признаки дисфункции у детей разных возрастов могут отличаться. Хотя неврологи признают, что в ряде случаев симптомы могут оказаться «плавающими» (то есть, не привязанными к возрасту). Родители могут заподозрить неладное, если у ребенка наблюдаются:

        67. запоры, которые сменяются диареей, и все это на фоне частых отрыжек или рвоты (это типично для приболевших грудничков);
        68. повышенная возбудимость;
        69. чрезмерная активность или, наоборот, быстрая утомляемость;
        70. нарушения сна (медленно засыпает или слишком рано просыпается);
        71. снижение аппетита вплоть до его потери;
        72. замедленный рост массы тела;
        73. энурез;
        74. проблемы с развитием речи;
        75. малыш быстро переключает внимание на внешние раздражители, при этом пропускает мимо ушей замечания взрослых;
        76. более старшие дети (5–7 лет) могут разговаривать без умолку, не выслушивая вопросы до конца;
        77. рассеянность (в садике или школе часто теряются вещи);
        78. не доводя дело до конца, ребенок тут же берется за другое. Одна задача не может решаться им длительное время. Педагоги нередко жалуются, что такие дети понимают суть задания, но решение вызывает трудности;
        79. в классе такой ребенок не может дождаться перемены;
        80. в ходе игр ему нужен шум. Обратите внимание, что играя, малыш не осознает последствий — легко вовлекается в опасные игры, давая пример другим.
        81. Как видите, течение болезни может выражаться в двух крайностях: шумной гиперактивности или же вялом поведении.

          Что касается самих симптомов, то здесь имеется важный момент. По отдельности они могут являться признаками разных заболеваний, тогда как на минимальную дисфункцию указывают сразу несколько таких проявлений.

          Окончательный диагноз можно установить только с помощью невролога, который разъяснит, что такое ММД, и чем лечить это заболевание в каждом отдельно взятом случае. Но для начала назначается обследование.

          Как проходит диагностика

          Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

          Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

        82. электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
        83. нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
        84. реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
        85. компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
        86. тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.
        87. Собираясь в поликлинику, для начала посетите педиатра, который выпишет направление на обследование либо отправит вас к невропатологу, неврологу или остеопату. Может потребоваться и визит к массажисту, который «прощупает» малыша (часто проблемы с кровоснабжением обнаруживаются именно такими специалистами).

          Обязательный атрибут любой поликлиники — общий анализ крови и мочи — в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

          Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.

          В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.

          Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.

          Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:

        88. седативные составы по типу «Диазепама», «Седуксена» или «Релиума»;
        89. снотворные («Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»);
        90. стимуляторы (главным образом «Метилфенидат»);
        91. антидепрессанты либо транквилизаторы назначаются гораздо реже. Предпочтение отдают не особо сильным «Тиоридазину», «Амитриптилину» или их аналогам;
        92. в качестве дополнения выступают витаминные комплексы и успокоительные препараты на основе растений. Их дозы и частота приема тоже назначаются лечащим врачом.
        93. Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:

        94. массаж;
        95. лечебная физкультура (комплекс ЛФК подбирают индивидуально);
        96. гидрокинезотерапия для детей постарше. Это не что иное, как водная гимнастика, помогающая восстановить координацию;
        97. если маленький пациент быстро идет на поправку, в программу включают элементы подвижных игр или бег (такие занятия окончательно закрепляют результат).
        98. Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:

        99. составление распорядка дня и контроля за его выполнением. Особое внимание уделяют подъему и отходу ко сну — эти действия во многом синхронизируют работу ЦНС;
        100. обеспечение ребенку дневного сна, который очень нужен и без того слабенькой нервной системе;
        101. общение с ребенком, заранее предупреждать его о приходе гостей или няни, поездке за город или походе в цирк. То есть, малыш должен знать о ближайших переменах, которые его ждут — резкая смена обстановки будет только во вред;
        102. постепенное расширение круга общения. Но и здесь имеются нюансы. Гости — это отлично, но их приход не должен сказываться на графике дня. Что касается игр с ровесниками, то о них стоит на время забыть, предпочтя общение с уравновешенными детьми более старшего возраста;
        103. как можно меньше времени проводить у компьютера или экрана. Делайте акцент на умеренную физическую активность;
        104. уделить время на посещения бассейна или спортплощадки (если педиатр с неврологом дали на это «добро»). Идеально, чтобы такие занятия проходили в присутствии папы;
        105. разрабатывать мелкую моторику, показывая упражнения и следя за их выполнением;
        106. и, конечно же, контролировать свои эмоции. Выяснение отношений между родителями будет не лучшим фоном для лечения (дети тонко чувствуют любые неурядицы в семье, что тут же сказывается на их психике).
        107. Еще раз напомним о недопустимости самолечения — для выздоровления нужна как минимум консультация врача.

          Возможные осложнения

          Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:

        108. вегето-сосудистой дистонии или усугубления проблем с кровотоком;
        109. усложненной адаптации в обществе (ребенок становится нелюдимым);
        110. в силу той же причины могут проявляться неуверенность в своих силах или стабильно наблюдаемый пессимизм;
        111. передозировка стимуляторов способна вызывать агрессию;
        112. неправильный баланс препаратов или же чрезмерные нагрузки только усиливают усталость, тем самым затрудняя освоение учебной программы.
        113. К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.

          Прогнозы довольно оптимистичны — до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

          Еще один частый вариант — болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.

          «Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции — большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

          Не забываем и о профилактике.

          В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

          В общем, такие меры можно считать традиционными:

        114. рациональный режим дня и приема пищи;
        115. своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
        116. отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
        117. умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
        118. очень важна благожелательная атмосфера в семье.
        119. Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

          Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты — никаких «травок», только консультации специалистов.

          Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

          agu.life