Младший средний старший школьный возраст

подразделяется на младший (с 7 до 12—13 лет) и старший — подростковый возраст (с 13—14 до 16—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка. На рост и развитие ребенка определенное влияние оказывают время наступления полового созревания, условия жизни, перенесенные заболевания и особенности физич. воспитания. Правильно организованный режим жизни и систематич. занятия спортом благоприятно действуют на физич. развитие детей. В настоящей статье даются советы преимущественно по режиму детей младшего школьного возраста, однако они не теряют своего значения и для детей старшего школьного возраста.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение роста ребенка III. в. производится по формуле: рост (см) = 75 + (5-.г), где 75 см — средний рост ребенка в возрасте одного года, 5 см — средняя годовая прибавка роста, х — количество лет.

Вес определяется по формуле: вес (кг) = 10+ (2-х), где 10 кг — средний вес ребенка в возрасте одного года, 2 кг — средняя годовая прибавка веса, х — количество лет.

Кожа детей обильно снабжена кровеносными сосудами. Ее состояние, окраска, эластичность позволяют до нек-рой степени судить о состоянии здоровья ребенка. Кожа является защитным покровом, регулирует отдачу тепла, участвует в газовом обмене. При проведении водных процедур и закаливании ребенка нужно учитывать, что большая величина кожных покровов по отношению к весу тела у детей способствует более быстрому их перегреванию и охлаждению под воздействием окружающей среды.

От правильного развития опорно-двигательного аппарата ребенка, включающего костный скелет, суставы, связки, мышцы, зависит не только передвижение, но и приобретение им трудовых навыков.

Посильная, систематически выполняемая работа вызывает обильный приток крови в мышцах, улучшает их питание, способствует правильному росту и развитию мышечной ткани. Костный скелет выполняет также функцию защиты внутренних органов. В младшем Ш. в. часто развивается ‘искривление позвоночника, возникающее в результате постоянного ношения тяжестей в одной руке, неправильного положения при ходьбе, работе, сидении за партой или столом не по росту (см. Осанка). Сон на слишком мягкой или неровной постели также может привести к искривлению позвоночника.

У детей младшего школьного возраста имеются как молочные, так и прорезавшиеся постоянные зубы (см. Зубы).

Тренировке органов дыхания способствуют физич. упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика. Сердечно-сосудистая система ребенка отличается большой выносливостью и работоспособностью. К 7—8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сердца, увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар (в 9—10 раз по сравнению с новорожденным). Изменяется частота пульса (у ребенка 7 лет частота пульса в среднем 92 удара в минуту). Однако резервные возможности сердечно-сосудистой системы не безграничны, и физич. нагрузка, способствующая тренировке сердечно-сосудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.

Кроветворная система детей Ш. в. по мере роста ребенка претерпевает различные изменения. С возрастом количество эритроцитов и гемоглобина в крови снижается. В отношении лейкоцитов наблюдается та же закономерность (см. Кровь, кроветворная система).

Интенсивное физич. и нервно-психич. развитие организма ребенка, развитие нервной системы, осуществляющей регуляцпю важнейших жизненных функций, обеспечивает связь организма ребенка с окружающей средой, позволяет приучать детей к труду.

Почки, легкие, кожа, кишечник осуществляют выделительную функцию организма. Почки регулируют количество жидкости в организме, обеспечивают выведение из него продуктов обмена и токсич. веществ. Функция почек при различных заболеваниях других органов и систем легко нарушается, поэтому необходим постоянный контроль за составом мочи для того, чтобы предупредить и своевременно выявить возможные заболевания мочевыделитель-ной системы.

Обмен веществ у детей имеет свои особенности. Растущий и развивающийся организм требует непрерывного пополнения энергетич. затрат и поступления веществ, идущих на построение органов и тканей. Распределение энергии у ребенка младшего Ш. в. отличается тем, что значительная часть ее идет на рост и отложение питательных веществ, а меньшая расходуется на работу мышц.

Для обеспечения нормального основного обмена, т. е. количества калорий, необходимого для сохранения и поддержания нормальной жизнедеятельности (в состоянии покоя натощак при температуре окружающей среды 20°), ребенку необходимо больше калорий, чем взрослому: ему требуется 44 ккал на 1 кг веса тела, в то время как взрослому только 23 ккал. Залогом сохранения и укрепления здоровья является воспитание гигиенических навыков у детей. Необходимо приучать их к чистоплотности. Ребенок должен умываться утром и перед сном, чистить зубы (см. Зубы, уход за зубами), мыть руки после возвращения с улицы и перед едой. У ребенка Ш. в. должна быть отдельная комната или, если нет такой возможности, следует выделить ему удобный уголок (см. Жилище). Нужно каждый день протирать пол и предметы в комнате влажной тряпкой, проветривать ее (зимой 3—4 раза в день по 10— 15 мин., летом держать открытыми окна целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье должно быть из хлопчатобумажной ткани, его необходимо регулярно менять.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка.

Задача педагогов и родителей^ состоит в том, чтобы максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед ним. Каждое нарушение гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физич. труда, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время дополнительной учебной работы: чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между занятиями в 10— 15 мин.", во время к-рых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Эти режимные моменты должны определяться с учетом закономерностей деятельности центральной нервной системы л учитываться при организации учебного труда ребенка в домашних условиях. Примерный режим для детей младшего школьного возраста представлен в таблице.

Важна правильная организация рабочего места школьника. Мебель должна соответствовать возрасту и росту ребенка.

Необходимо следить за положением ребенка во время занятий: чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, он должен сидеть прямо, опираться на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах должны быть согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову нужно держать с небольшим наклоном вперед, расстояние от глаз до стола — 30—35 см. Стол для занятий следует ставить так, чтобы свет от окна падал слева; настольная лампа (в 60 em) должна стоять так, чтобы свет от нее не падал в глаза и не ослеплял ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут служить причиной дефектов зрения и осанки.

Начинать приготовление уроков нужно с письменных работ, а затем переходить к устным заданиям. В первую очередь выполнять предметы средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма очень важен нормальный сон. Детям 7—10 лет нужно спать 10—Ю’/г час. Если они спят меньше (7—8 час), уровень их работоспособности падает на 30%. Иногда школьники, кроме выполнения домашнего задания, много времени уделяют музыкальным занятиям, чтению, изучению иностранного языка, кино, телевизору. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хронич. недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной неврозов — раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, к-рые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья школьника. Нельзя разрешать детям Ш. в. читать в постели. Это не только вредно отражается на зрении, но и мешает нормальному сну. Младшим школьникам ни в коем случае нельзя разрешать смотреть на ночь телевизионные передачи для взрослых, т. к. волнения, страхи могут быть причиной треволсных снов. Неспокойный сон и скрежет зубами во время сна — частый сигнал того, что у ребенка повышена возбудимость нервной системы.

Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома.

Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность. Напр., катание на коньках, на лыжах не должно превышать полутора-двух часов, игра в футбол — одного часа.

Организация выходного дня школьника требует серьезного внимания. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться. Важнейшим условием восстановления утраченных сил является пребывание на свежем воздухе, участие в походах и экскурсиях, занятия спортом.

Решающую роль в воспитании детей Ш. в. играет окружающая среда, все, что формирует их взгляды и убеждения, навыки и привычки. Первым воспитателем ребенка является семья, поэтому так важен личный пример родителей. Воспитание ребенка — это не сумма каких-то общих правил. В процессе воспитания следует учитывать особенности каждого ребенка, необходимость индивидуального подхода к нему.

Питание. Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального физич. и нервно-психич. развития школьника. С пищей ребенок должен получать вещества, необходимые для построения тканей,— это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины.

Белок является основным строительным материалом, к-рый входит в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в пище у ребенка появляется слабость, он становится вялым, плохо прибавляет в весе и росте, снижается его сопротивляемость различным инфекциям. Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц. Лучшей усвояемости белка способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы являются источниками энергии. Жиры улучшают вкус пищи и дают ощущение длительного насыщения. Однако избыток жира, особенно животного, ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются жиры, содержащиеся в сливочном масле, молоке, яйцах. В пищу школьника ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное). При избыточном поступлении углеводов (мучные изделия, макаронные продукты и т. д.) происходит задержка воды в организме, дети становятся вялыми, бледными, часто болеют, любая болезнь у них протекает тяжело и часто сопровождается осложнениями.

Школьники должны получать достаточное количество минерал, солей (см. Минеральные вещества). При их недостатке могут возникать различные заболевания.

Витамины участвуют во всех обменных процессах, протекающих в организме, повышают его устойчивость к различным заболеваниям. При недостатке витаминов ребенок становится раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, могут возникать различные заболевания (см. Витаминная недостаточность).

Молоко и молочные продукты особенно полезны для школьников, т. к. они содержат полноценный белок, жир, соли кальция, витамины; ежедневно ребенок должен выпивать 400—500 мл молока.

Физическое воспитание и закаливание. В младшем Ш. в. физич. воспитание проводится по гос. программам, соответствующим этому возрастному периоду. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей.

Школьники каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку. Во время занятий школьники делают короткие перерывы для так наз. физкультпауз и физкультминуток (см. Производственная гимнастика).

В младшем Ш. в. рекомендуются подвижные игры, включающие элементы спорт, игр, эстафеты. В дальнейшем вводятся гимнастич. упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метания и т. д. Большое место в физич. воспитании занимают лыжный спорт, игра в баскетбол, волейбол и т. д. Заниматься отдельными видами спорта школьники начинают в различном возрасте в зависимости от физич. подготовки и особенностей того или иного вида спорта (см. Акробатика, Баскетбол, Волейбол, Конькобежный спорт, Легкая атлетика, Лыжный спорт и др.).

Хорошими средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Воздушные ванны следует начинать в помещении при температуре воздуха не ниже 16°, продолжительность их в начале 3— 4 мин., затем увеличивают каждый день на 1 мин., доводя до 10 мин. Хорошо сочетать воздушные ванны с гимнастикой. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде. В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года не менее 4—5 час. и летом — 10—12 час. ежедневно.

Водные процедуры можно проводить лишь здоровым детям. В качестве закаливающих процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, душ и купание. Закаливание водой начинают после предварительного проведения в течение 1—2 нед. воздушных ванн в помещении. Обтирание и обливания тела сначала проводят при t° 35°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1—2 дня на 1—2°) и доводят до 24—22°. Для проведения водных процедур (обтирания, обливания ног) начальная температура воды должна быть 30°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1—2 дня на 1—2°) и доводят до 16—14°. Закаливание водой проводят в помещении при комнатной температуре воздуха.

После процедуры необходимо вытереть кожу насухо. Во всех случаях вынужденного прекращения закаливания его следует возобновить, после 3— 5-дневного перерыва используется вода на 2—3° теплее той, к-рая была в последний день проведения процедуры. Если водные процедуры не проводились в течение более длительного времени, их начинают вновь с исходной температуры.

Температура воздуха при купании не должна быть ниже 24—22°, температура воды для детей до 10—12 лет — 22—20°. Лучшее время для купания — вторая половина дня, когда вода хорошо прогреется.

Лучшее время солнечных ванн — между 10 и 12 часами дня. Начинать их нужно при температуре воздуха в тени 18°. Продолжительность первой ванны две минуты: одну минуту ребенок лежит на спине, вторую — на животе. Через день-два прибавляют по одной минуте на каждую сторону тела.

bibliotekar.ru

Возрастные особенности детей: младший школьный возраст (7-9 лет)

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка.

Детям этого возраста очень важен авторитет взрослого человека: ребенок будет слушаться вас просто, потому что вы старше. Для ребенка в период лагерной смены вы будете как «мама» или «папа». В работе большое внимание нужно уделять организации быта ребенка. Главное, чтобы дети были постоянно заняты играми, мероприятиями и т.п. Даже бытовые моменты можно проводить в игровой форме (например, не «уборка комната», а игра «чистюля»). Главное не лениться, всегда быть с детьми, если вы даете детям задание для самостоятельного выполнения, контролируйте процесс, помогайте при выполнении.

Особенности детей младшего школьного возраста.

Физический рост и развитие:

  • руки и ноги растут быстрее тела;
  • рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
  • сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
  • нервная система развивается очень активно;
  • опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении спортивных мероприятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
  • Характерные особенности младшего школьного возраста:

  • высокий уровень активности;
  • значимая награда – похвала;
  • рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
  • требуют в постоянной деятельности и внимания;
  • бурно проявляют эмоции;
  • достаточно часто проявление беспокойного состояния;
  • при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
  • Советы вожатым при работе с детьми 7-9 лет:

    • проводите с детьми больше подвижных игр;
    • обучайте правилам самообслуживания и навыкам полезного труда;
    • обязательна конкретика поручений (фраза «убраться в комнате» не содержит конкретику, а «заправить кровать, сложит вещи в тумбочке, приготовить грязные вещи на стирку и т.п.» воспринимается намного легче);
    • меняйте виды деятельности: конкурсы, КТД, игры и мероприятия по времени не должны быть продолжительными;
    • Обращайте внимание на достижения детей: хвалите и поощряйте их.
    • Прогнозируемые ситуации и советы по их решению.

      Скучает по родным, тоскует по дому, особенно переживает расставание с семьей. Боится новой обстановки: новые условия проживания, режим, коллектив. Часто слезы. Отвлечь ребенка интересными занятиями, переключить внимание на что-то интересное ребенку, вовлечь коллективную деятельность (отрядные дела), поручить несложное, но важное и ответственное задание, при выполнении которого воспитанник сможет почувствовать себя нужным в отряде.

      Постоянно задают большое количество вопросов различной тематики(любознательность).

      Обязательно внимательно выслушивать каждого ребенка, спокойно, подробно и развернуто отвечать, объяснять и повторять ответ столько раз, сколько необходимо ребенку для полного понимания ответа.

      Гиперактивность, неусидчивость Проводите больше игр и мероприятий с двигательной активностью. Обязательно учитывать физические возможности детей, соблюдать технику безопасности.

      Отсутствие навыков самообслуживания (не умеют заправлять кровать, стирать вещи, следить на санитарно-гигиеническим состоянием и т.п.) и соблюдения режима дня (требуется время для адаптации к жизни «по новому графику»). Приучать к порядку. Проявлять внимание и заботу, в первые дни выполнять действия вместе с ребенком (например, вместе заправлять кровать, убирать вещи), постепенно приучая к самостоятельности.

      Повышенный интерес ко всему новому (что-то новое всегда готовы попробовать все на вкус).

      Проводить беседы, рассказывать детям об интересующих их темах, предметах, явлениях. Это поможет предупредить самостоятельное и не всегда безопасное изучение детьми чего-то нового. Заранее в беседе предотвращать чрезвычайные ситуации.

      Нельзя рассказывать детям «страшилки», истории о паранормальных явлениях так же нежелательны. Если это уже произошло, и кто-то иной рассказал страшную историю, успокоить детей, спокойно и аргументировано объяснить невозможность ситуации в реальной жизни.

      Замкнутость, неуверенность в себе, нежелание участвовать в жизни отряда.

      Завлечь интересными видами деятельности, дать ответственное задание, чтобы ребенок чувствовал себя нужным. Проводить интересные, нестандартные отрядные мероприятия, вызывая желание детей участвовать в них.

      Соблюдение техники безопасности, проведение бесед и инструктажей. Обязательно учитывать физические способности детей. Уточнить у медика состояние здоровья и возможные ограничения для занятия спортом.

      Работа с детьми младшего школьного возраста очень интересна, насыщена, и полезна, хоть порой и утомительна. Дети в таком возрасте очень искренние, и по-настоящему любят своих вожатых, как родителей.

      При подготовке к работе в лагере, рекомендуем вам изучить особенности и других возрастных групп детей: средний (10-12 лет) и старший (13-17 лет), так как вы должны быть готовы к работе с любым отрядом

      xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai

      1.3.3.Старший школьный возраст (15—17 лет)

      Физическая работоспособность юношей и девушек приближается к работоспособности взрослых. В этом возрасте постепенно замедляется рост в длину и увеличивается поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса; интенсивно растет мускулатура, увеличиваются ее силовые возможности. Деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем становится более уравновешенной. Повышается интерес к выполнению упражнений, требующих больше силы и ловкости.

      Занятия основной и атлетической (для юношей) гимнастикой в этот период должны быть направлены на совершенствование физических качеств и подготовку юношей и девушек к трудовой деятельности. ,

      Занятия основной гимнастикой с юношами и девушками имеют существенные различия и проводятся раздельно. Юношам необходимо в совершенстве овладеть основными прикладными двигательными навыками. Они должны уметь преодолевать естественные и искусственные препятствия, бросать мячи разного веса на дальность и в цель, лазить по канатам, шестам, владеть приемами переноски живого груза и различных предметов, выполнять подъемы переворотом, перевороты в сторону и вперед.

      В процессе занятий этими упражнениями нужно развивать силу, выносливость, быстроту, ловкость, воспитывать настойчивость, трудолюбие.

      Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии, и ее нужно систематически развивать. Особое внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса, ног. С этой целью целесообразно выполнять общеразвивающие упражнения с набивными мячами, палками, на гимнастической стенке, скамейке. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, следует включать в урок упражнения художественной гимнастики, а также танцевальные шаги и пляски.

      Наряду с этим надо совершенствовать у девушек такие качества, как ловкость, быстрота, выносливость, для чего необходимо применять прыжки (в длину, высоту, с подвесных площадок, через различные препятствия), метание мячей разного веса, лазанье, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, подвижные игры, акробатические упражнения. Методы обучения принципиально ничем не отличаются от описанных для детей 12—14 лет.

      1.4. Методика проведения занятий с женщинами

      Освещая вопросы проведения занятий с женщинами, нельзя не коснуться морфологических и функциональных особенностей женского организма, в большой мере определяющих содержание и методику занятий с девочками и женщинами, а также тренировочного процесса квалифицированных гимнасток. Анатомическое строение и физиология половой системы и величины ряда физиологических и антропометрических показателей заметно отличают женский организм от мужского. Наличие этих особенностей объясняется в первую очередь влиянием важной биологической функции, присущей женщине, — функции материнства.

      По телосложению женщины, как правило, отличаются от мужчины -меньшим ростом, меньшей (пропорционально) длиной нижних конечностей и соответственно большей длиной туловища, меньшей шириной плечевого пояса, более широким тазом, большим подкожным жировым слоем, менее развитой мускулатурой.

      У женщин значительно чаще, чем у мужчин, отмечается переразгибание в локтевых суставах, затрудняющее длительное нахождение в упоре. Эта особенность локтевых суставов зачастую сочетается с Х-образной формой ног, которая препятствует достижению высоких результатов в видах спорта, связанных с бегом, прыжками и другими передвижениями, требующими быстроты и резкости. Следует учесть, что при таких суставах возрастает возможность травм. Необходимо особо тщательно укреплять соответствующие мышцы, более внимательно подбирать упражнения.

      Мышечная система женщины, как уже было сказано выше, отстает в своем развитии от мужской. Трудно переоценить, однако, значение достаточно полно и гармонично развитой мышечной системы для здоровья, правильного функционирования организма, хорошей осанки, красивой фигуры, успешного труда на производстве и в быту.

      Особое значение для женщины имеет степень развития мышц брюшного пресса, которые являются как бы упругим поясом, фиксирующим положение внутренних органов, в том числе и органов половой системы. Значение этой группы мышц для женщины очень велико еще в связи с тем, что, занимая относительно большую, чем у мужчин, площадь, мышцы брюшного пресса несут большую нагрузку в период беременности и родов.

      Учитывая все сказанное, необходимо систематически, целеустремленно и продуманно развивать мышечную систему девочки, подростка, девушки. Причем речь идет не только о развитии силы, но и всех остальных физических качеств. Приобретенное в детстве и юности при некоторых усилиях в дальнейшем со стороны женщины в значительной степени сохраняется в зрелые и пожилые годы.

      Сведения, относящиеся к особенностям женского организма, не будут полными, если не коснуться вопроса овариально-менструального цикла. Менструация — одна из физиологических особенностей женского организма, связанная с периодической подготовкой к наступлению беременности и обеспечению ее развития. Время наступления первой менструации колеблется в довольно широких пределах— 11 —18 лет. Чаще всего она начинается в 14 лет.

      Было время, когда женщина в период менструации считалась больной, требующей особого режима, вплоть до постельного. Постепенное изменение точки зрения о сущности и значении менструации, подтвержденное научными наблюдениями и исследованиями, привело к тому, что отношение к вопросу о возможности занятий физическими упражнениями в этот период также изменилось.

      В настоящее время большинство спортсменок тренируются и участвуют в соревнованиях в эти дни. Наблюдения показывают, что спортивные результаты, как правило, не зависят от фазы овариально-менструального цикла.

      Однако для решения вопроса о допустимости занятий в указанный период необходимо проконсультироваться с гинекологом, так как при наличии отклонений в состоянии половой сферы тренировочные занятия с большими нагрузками могут быть противопоказаны.

      Особенности методики занятий.

      Бесспорные достоинства гимнастики как метода физического воспитания заключаются в богатстве и многообразии средств и, что весьма существенно, в возможности избирательного воздействия на организм, как с точки зрения места приложения (различные мышечные группы и суставы), так и конкретных задач (преимущественное развитие какого-либо двигательного качества), а также и силы этого воздействия.

      Эти особенности гимнастики дают возможность успешно и с пользой заниматься ею и с девочками (начиная с 3—4 лет), и с девушками, и с женщинами, уже перешагнувшими пенсионный возраст.

      Разумное применение подобранных гимнастических упражнений решает основную задачу физического воспитания в нашей стране — оздоровление населения. Эта задача будет решаться тем успешнее, чем лучше методист, учитель, тренер владеют всем богатством гимнастического материала, средств гимнастики, методических приемов и чем они отчетливее представляют себе характер и силу воздействия различных упражнений на организм занимающихся, учитывая особенности их возраста, пола, уровня физической подготовленности.

      Так, в детском саду можно занимательно и эффективно проводить занятия, применяя игровой метод, включая в игру мотивированные движения, такие, как наклоны, приседания, повороты, бег, прыжки, упражнения в равновесии, лазанье, метании, преодоления несложных препятствий, и сопровождая все это заранее продуманным рассказом. Девочки особенно охотно участвуют в таких «постановках». Ценным средством физического воспитания девочек в дошкольном возрасте являются также различные танцевальные шаги, хороводы под музыку или пение, в которые можно включать разные по характеру, сложности и усилиям движения. И, наконец, подвижные игры, различные эстафеты, где уже имеются и элементы спорта. Интерес и вкус, привитые девочке изложенными выше способами уже с ранних лет, не только способствуют ее физическому развитию, но и оставляют глубокий след, привычку и потребность в движениях на всю жизнь.

      Такие занятия с некоторыми усложнениями и добавлениями можно проводить с учащимися начальных классов в школе, в спортивной секции, а также в летних лагерях.

      Занятия с девочками по спортивной гимнастике можно начинать с 7—8 лет. На соревнования по III юношескому разряду допускаются девочки с 8 лет. Однако физическая нагрузка должна достигаться не столько за счет многократного повторения классификационных упражнений, сколько за счет достаточной плотности урока и большого разнообразия упражнений, способных повысить уровень разносторонней физической подготовленности и расширить двигательный опыт юной гимнастки. Если мыслить перспективно (имея в виду не только данный разряд, но и все последующие), то осваивать классификационную программу следует «широким фронтом», отказавшись уже с самого начала от порочного метода «натаскивания».

      Занимаясь с начинающими гимнастками, и особенно с юными, необходимо развивать физические качества, применяя разнообразные интересные и целенаправленные упражнения во всех частях урока. Хорошо и разносторонне подготовленная девочка легче переходит от разряда к разряду, чем девочка, воспитанная на узком материале классификационной программы.

      В подготовительной части занятий рекомендуется использовать упражнения тяжкого характера с прыжками, подскоками и поворотами. Эти упражнения воспитывают ритмичность, выразительность движений, приучают к мягкому, уверенному приземлению, развивают силу ног и укрепляют свод стопы. Хорошей подготовки можно достичь с помощью упражнений у станка или у гимнастической стенки, где легко проследить за правильностью осанки, точностью положений и поворотов, подвижностью тазобедренных суставов и позвоночника. Следует учесть, что отведение ног (вперед, в сторону, назад) и повороты их укрепляют внутритазовые мышцы, а это способствует правильному положению органов малого таза.

      Большого разнообразия при проведении занятий можно достичь за счет включения в подготовительную часть урока упражнений с различными предметами, такими как гимнастическая палка, скакалка, набивной и теннисный мячи, гантели. Упражнения с гимнастической палкой, развивая подвижность в уставах, способствуют большей амплитуде движений, что имеет значение не только в спорте, но и в различных жизненных ситуациях. При выполнении прыжков со скакалкой тренируется прыгучесть, увеличивается выносливость, повышается быстрота и ловкость движений. Легкие подскоки, характерные для упражнений со скакалкой, способствуют укреплению связочного аппарата матки, подготавливая его к значительным сотрясениям, которые бывают в спортивной гимнастике при выполнении соскоков со снарядов, опорных прыжков, сложных акробатических элементов.

      При умелом использовании набивного мяча и гантелей можно развивать не только силу мышц рук и плечевого пояса, но также мышц туловища и ног. Упражнения с теннисным мячом воспитывают меткость, точность, быстроту реакции, ловкость.

      Незаменимыми снарядами массового типа, пригодными для любого возрастного контингента, являются гимнастическая стенка и бревно, позволяющие применять упражнения различной сложности в смешанных висах и упорах и в равновесии (бревно). Для смешанных упоров и упражнений в равновесии следует также использовать гимнастическую скамейку.

      Групповые упражнения для воспитания устойчивости (различные равновесия и передвижения) рекомендуется проводить на линиях, начерченных на полу, на гимнастической скамейке (как в обычном ее положении, так и в перевернутом, планкой вверх), на низком бревне.

      Возможность проведения занятий на указанных снарядах групповым и поточным методами позволяет значительно повысить плотность урока, что имеет особое значение для школьного урока, продолжающегося 45 мин.

      Упомянутые выше упражнения с предметами и на снарядах являются хорошим средством развития физических качеств и расширения двигательного опыта и должны широко применяться на занятиях с девочками и Женщинами. Следует использовать их на занятиях с юными гимнастками в спортивной секции в подготовительной или в конце основной части. На школьных же уроках и на занятиях «групп здоровья» с женщинами среднего и пожилого возраста эти упражнения являются содержанием основной части.

      Большое значение в спортивной гимнастике имеет такое физическое качество, как гибкость. Достаточная гибкость позвоночника, растянутость в плечевых и тазобедренных суставах дают возможность выполнять движение широко, мягко, с плавными переходами. Закрепощенность же суставов может явиться препятствием к выполнению того или иного элемента и соединения. Девочки, как правило, обладают значительной гибкостью, с возрастом же это качество, если его не тренировать систематически, постепенно ухудшается. Рационально поэтому поддерживать и развивать гибкость в детском возрасте, учитывая, однако, что пассивная гибкость не даст необходимого эффекта. Тренируя гибкость, надо одновременно укреплять мышцы, с тем чтобы гимнастка выполняла широкие движения не только за счет инерции или силы тяжести своего тела и его звеньев, но и за счет силы мышц (шпагат в стойке на руках, в прыжке; фиксация высокого положения ноги вперед, назад).

      Развивая у девочек гибкость, не следует чрезмерно увлекаться наклонами назад: при недостаточно развитой мышечной системе это может привести к поясничному лордозу (повышенная кривизна поясничного отдела позвоночника), что, в свою очередь, может вызвать увеличение наклона таза и создать тем самым неблагоприятные условия для расположения органов малого таза, а также и для родового акта.

      В среднем школьном возрасте начинают отчетливо проявляться половые различия между мальчиками и девочками. Половое развитие девочки идет быстрее. Довольно резкое увеличение роста и веса заметно снижает физические возможности девочек. Их двигательный опыт также значительно уступает опыту их сверстников. Этим, в основном, объясняется их неуверенность в собственных силах, пассивность, наблюдаемая на уроках физической культуры, а зачастую и категорический отказ от выполнения несложного, но незнакомого им упражнения. Не малую роль в отказе выполнить предложенное упражнение играет боязнь оказаться неловкой и вызвать нелестные реплики и насмешки окружающих. Успех обучения в большой мере зависит от поведения преподавателя. Он должен быть терпелив, тактичен и достаточно настойчив. Следует учесть, что девочки значительно острее воспринимают резкие замечания и.насмешки, но, с другой стороны, более отзывчивы на внимание и заботу. Критиковать следует по существу и доброжелательно. Успехи следует отмечать обязательно, что, несомненно, будет способствовать укреплению веры в свои возможности у девочек и появлению желания постигать новое. Известно, что скорее всего осваивается и лучше всего получается то, что интересно, что хочется делать. Интерес — это сильный стимул для любой деятельности. Уроки физической культуры, тренировочные занятия по гимнастике не трудно сделать интересными и разнообразными. Задании не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Они должны требовать определенных усилий и выполняться только после некоторых попыток. Важным условием для успешного физического и морально-волевого воспитания является постепенность усложнения заданий.

      При обучении чему-то новому большое значение, особенно на занятиях с женщинами (девочками, девушками), имеет умелая помощь и надежная страховка. Хорошо, когда преподаватель (тренер) уверен в своей способности оказать необходимую и своевременную страховку, но для того, чтобы девочка решилась выполнить кажущееся ей опасным упражнение, надо, чтобы и она была уверена в этой его способности.

      В практике бывают случаи, когда девочка, решившись, скажем, на прыжок, разбегается, но, не обнаружив в позе преподавателя готовности к помощи и страховке, вдруг останавливается перед самым прыжком, иногда, при достаточной инерции, ударяясь о снаряд или даже падая с ним вместе. Такой неожиданный отказ от намерения что-то выполнить, грозящий возможностью получить травму, нередко бывает и на занятиях другими видами многоборья (брусья, бревно, акробатика).

      Выраженная готовность тренера прийти в ответственный момент на помощь может довольно быстро разрушить это психологическое препятствие, и девочка с удовлетворением отметит, что задание ей доступно.

      В работе с девочками и девушками следует чаще прибегать к некоторым приемам, помогающим снижать силу защитного рефлекса: постепенное повышение сложности разучиваемых элементов, надежная страховка, достаточное число матов, поролоновые ямы, подвесные пояса для страховки, изменение высоты снарядов. Так, например, для разучивания упражнений на брусьях можно использовать нижнюю жердь в качестве верхней, а на высоте 70 см от пола укрепить еще одну в качестве нижней. Значительно проще уменьшить высоту бревна, прыжкового снаряда.

      Для увеличения амплитуды маха, высоты вылета и соскока, точности поворота большой эффект дает применение различных ориентиров (натянутая веревочка, подвешенный лист бумаги, теннисный мяч), задание коснуться их какой-либо частью тела. Естественно, что касание должно быть безопасным и безболезненным.

      Зачастую тренеры пренебрегают многими из указанных выше методов подавления страха и повышения качества исполнения, считая, что они усложняют как подготовку к занятиям, так и сам тренировочный процесс и затягивают обучение. Такой взгляд глубоко ошибочен. Наблюдения и исследования показывают высокую эффективность подобных приемов, особенно при работе с женским контингентом.

      studfiles.net

      младший школьный возраст

      Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

      Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

      Смотреть что такое «младший школьный возраст» в других словарях:

      МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Младший Школьный Возраст — период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение … Психологический словарь

      младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amzius statusas T sritis svietimas apibreztis Amzius, beveik sutampantis su antraja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Si amziu pradeta skirti, kai ivairiose salyse buvo ivestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos zodynas

      младший школьный возраст — jaunesnysis mokyklinis amzius statusas T sritis Kuno kultura ir sportas apibreztis Amziaus tarpsnis nuo 7 iki 11 metu, kuriame auga ir bresta visi jauno zmogaus organai bei sistemos, laveja intelektas. atitikmenys: angl. junior school age vok.… … Sporto terminu zodynas

      Младший школьный возраст — Возраст 6–10 лет, соответствующий обучению ребенка в младшей школе (1–4 классы). В М. ш. в. он обладает большими потенциальными возможностями для обучения и физического совершенствования. Важным условием для этого является здоровый образ жизни,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

      МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретно ист. условиях. До 1943 в РСФСР и др. республиках дети поступали в школу в возрасте 8 лет, впоследствии… … Российская педагогическая энциклопедия

      Младший школьный возраст — этап онтогенеза, границы которого (от 6 7 до 10 11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в М. ш. в. составляет переход к систематическому школьному обучению. В М. ш … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретно исторических условиях. После 1943 граница М.ш.в. снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 до 6 лет. Т.о.,… … Педагогический терминологический словарь

      МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в образовательных учреждениях начального общего образования. Границы младшего школьного возраста могут быть условно определены в интервале от 6 7 до 10 11 лет; их уточнение зависит от… … Профессиональное образование. Словарь

      МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — период жизни от 6 7 до 10 11 лет, соответствующий периоду обучения в 1 4 классах; один из основных периодов психического и физического развития детей, в том числе формирования у них различных двигательных навыков, тонких координаций движений,… … Психомоторика: cловарь-справочник

      psychology.academic.ru

      ВОЗРАСТ ШКОЛЬНЫЙ МЛАДШИЙ

      Найдено 6 определений термина ВОЗРАСТ ШКОЛЬНЫЙ МЛАДШИЙ

      ВОЗРАСТ ШКОЛЬНЫЙ МЛАДШИЙ

      МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

      В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, М. ш. в. обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.

      В этом возрасте происходят существенные изменения в органах и тканях тела. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя склонность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и некоторые др. черты поведения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости.

      Отличие школьного учения от др. видов учебной деятельности состоит в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять также предметные и умственные действия, посредством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (напр., умение группировать материал, составлять схемы его изложения и т. д.). Младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т. е. овладевают умением контролировать и оценивать собственную учебную работу.

      На основе учебной деятельности в М. ш. в. формируются 2 основных психологических новообразования — произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, уч-ся вынужден, напр., направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, согласно его смысловым связям и т. п. Решение разнообразных учебных задач требует от детей осознания замысла и целей действий, определения условий и средств их выполнения, умения про себя примеривать возможность их осуществления, т. е. требует внутреннего плана действий.

      Произвольность психических функций и внутренний план действий — проявления способности уч-ся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы.

      В традиционной детской психологии принято было считать, что для детей 6-10 лет характерно лишь наглядно-образное мышление, опирающееся на конкретные представления об окружающих предметах (см. Мышление наглядно-образное). Это справедливо для тех детей, мышление которых формируется при начальном обучении, решающем изолированные эмпирико-прагматические задачи и выключенном из более широкой системы образования. В условиях же современной начальной школы, являющейся лишь 1-й ступенью образования и готовящей к дальнейшей учебной деятельности, у младших школьников, как показывает опыт, обнаруживаются более широкие познавательные возможности. Так, наряду с конкретно-образным мышлением у младших школьников в этих условиях формируются простейшие приемы отвлеченного мышления, вскрывающего причины наблюдаемых явлений и дающего им объяснение. Благодаря учету этого обстоятельства в программах современного начального обучения углублены теоретические компоненты знаний, усвоение которых способствует формированию у детей более широких обобщений, чем в прежней начальной школе.

      Важное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.

      При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей.

      Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. Участие в них способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.

      vocabulary.ru