Методы воспитания работы

Термин “метод” от греч. слова “methodos”, что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод отвечает на вопрос “Как воспитывать?”.

Метод – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно – воспитательных целей.

Классификация методов воспитания

Методы формирования сознания

рассказы на этическую тему

Методы организации деятельности

требование (прямое, косвенное: тр.- совет, тр.-игра, тр.-доверие, тр.-просьба, тр.-намек, тр.-одобрение; тр. непосредственные и опосредованные)

поощрение (одобрение, благодарность, награждение)

наказание (наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение прав; выражение порицания, осуждения)

субъективно-прагматический метод – создание условий, когда быть невоспитанным, необразованным становится невыгодно (контракты между воспитанниками и педагогами, тесты воспитанности, штрафы в баллах)

Методы контроля и самоконтроля

Взаимосвязь методов обучения и воспитания

Методы обучения и воспитания взаимосвязаны.

Обучая, мы воспитываем, воспитывая, обучаем.

Используя один и тот же педагогический метод, мы можем решать как обучающие так и воспитательные задачи.

Выбор методов зависит от:

Пед.Цели Особенностей направления воспитательной работы

Педагогические средства – это

1. материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления В.П.

2. предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в ВП в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащегося для достижения поставленных целей обучения и воспитания.

3. это то, с помощью чего достигаются цели воспитания.

СВ отвечают на вопрос, с помощью чего воспитывать.

К средствам воспитания относятся предметы искусства, литература, речь, общение, личность педагога, телевидение, радио, средства массовой информации, нормы, принятые в обществе.

особенностей направления воспитательной работы

особенностей педагога (предпочтения, знания и умения использовать те или иные средства)

Формы воспитательной работы

Философское понятие “форма”. Понятие “форма” пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие “форма” заключается в определении ее как структуры какого – либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Педагогической теорией и практикой создано множество форм: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.

Классификация педагогических форм организации учебной и воспитательной работы

А) по степени сложности — простые, комплексные, сложные педагогические формы.

На сегодняшний день насчитывается свыше тысячи разнообразных форм организации педагогического процесса.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности на простые, составные и сложные.

Простые формы построены на минимальном количестве методов, средств и посвящены одной теме. К ним относятся : беседа, экскурсия, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, выпуск газеты и др. Простые формы в количественном отношении представляют одну четверть от всех имеющихся. Из простых форм образуются простые и комплексные формы.

Составные формы строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразном сочетании. К ним относятся урок, конкурс, субботник, праздничный вечер, конференции, КВН, митинги, собрания и др.

Часто составные формы включают в себя ряд простых форм. Например, урок может включать в себя беседу, лекцию, инструктаж, диспут и др. Простые формы в рамках составной рассматриваются как методы.

Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.

Комплексные формы представляют собой сочетание простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни физкультурника, дни выбранной профессии, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, памяти, науки и др.; недели театра, музыки, спортивные, предметные и др.; месячники ,декадники и даже годы (ребенка, грамотности). Сюда относятся также лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения. В состав комплексной формы входят простые и составные. Например, неделя классической музыки может включать в себя посещение концертов, культпоходы в музеи музыкальных инструментов, дома – музеи различных композиторов, встречи с композиторами, музыкантами, выпуск газеты, вечер музыкальной самодеятельности.

Б) по организации деятельности — индивидуальные, групповые, фронтальные.

В процессе обучения и воспитания по разному может быть организована деятельность учащихся, при этом могут быть использованы индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные) формы работы. Индивидуальная форма предполагает организацию деятельности одного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей. Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность воспитанника по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение воспитанниками специфических индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальную форму организации деятельности воспитанников уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании.

Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности воспитанников, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников имеет также свои недостатки: она ограничивает общение воспитанников и возможность участия в коллективных достижениях.

Групповая форма предполагает работу воспитанников в группах по 3-6 человек или в парах. При этом группы могут выполнять одинаковые или дифференцированные задания. Работа в группах строится под руководством лидера группы – консультанта или педагога. Роль консультанта могут выполнять разные учащиеся. Для наибольшей успешности и экономичности в работе педагог может заранее готовить учащихся – консультантов. Состав групп и их величина непостоянные, они зависят от характера выполняемой работы. В группах не должно быть негативно настроенных друг к другу воспитанников.

Групповая форма работы целесообразна при изучении литературных текстов, копий исторических документов, при подготовке тематических конференций, диспутов, докладов и др.

Достоинства такой формы организации: возможность приобретения воспитанниками навыков совместного планирования деятельности, распределения обязанностей, взаимопомощи, развитие нравственных качеств воспитанников, воспитание ответственности, взаимного уважения.

Групповая форма работы несет в себе также ряд недостатков: трудности комплектования групп и организации работы в них, сложности в планировании и осуществлении деятельности воспитанников в группах, проблемы при организации оценки деятельности членов группы.

Фронтальная форма работы представляет сосбой совместные действия всех воспитанников класса, при этом они одновременно выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведет работу со всем классом. Данная форма дает наибольший эффект при сообщении новых знаний воспитанникам.

Достоинствами фронтальной формы работы являются: возможность активного взаимодействия в группе воспитанников, создание атмосферы коллективного думания, воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе, умения вести диалог с товарищами и педагогом, экономичность по временным и энергетическим затратам.

Недостатками фронтальной формы работы являются: нацеленность на некоторого абстрактного усредненного воспитанника, недостаточность в учете индивидуального темпа в деятельности, особенностей работоспособности, подготовленности воспитанников.

Педагогу необходимо помнить, что только разумное сочетание указанных форм организации деятельности учащих позволит достигать наилучших результатов в учебно-воспитательной работе.

В) по характеру связей между воспитанниками — индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.

По характеру связей между воспитанниками в процессе деятельности можно выделить индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.

Индивидуализированныеформы предполагают различные цели и пути их достижения у всех учащихся группы (консультация, беседа, доклад и др.).

Формы взаимодействия характеризуются тем, что результат деятельности достигается усилиями каждого члена группы (субботник, эстафета, соревнование, смотры и др.).

Кооперативные формы предполагают распределение функции в группе при выполнении деятельности, направленной на достижение общей цели (кооперативный труд, игры, сборы, собрания).

studfiles.net

I. Методы формирования сознания, методы убеждения;

Методы воспитания и их сущности. Классификация методов воспитания.

Классный руководитель, функции и основные направления его деятельности, планирование воспитательной работы классного руководителя

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

• классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

• в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций — социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции — поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это — управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя

Основные направления деятельности классного руководителя

Основные направления деятельности классного руководителя являются следующие:

• организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

• оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

• установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Планирование воспитательной работы классного руководителя

План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.

Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид.

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.

Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

Если исходить из того, что личность школьника как целостная психическая система формируется не "по частям", что любой вид деятельности так или иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает следующий вид.

В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.

Заключительный раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

В широком смысле воспитание-это передача подрастающему поколению опята, знания.

В узком смысле — это целостный педагогический процесс.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино — сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: — диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; — проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); — организация педагогического взаимодействия (реализация планов); — проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленная на решение задач воспитания, совокупность способов и приемов работы.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на "вы" с учеником, когда ему делают замечание.

Главным образом обращены к сознанию личности.

Их функции: формирование знаний о морале, труде, общении и т.д. в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов, норм и установок.

К этой группе методов относятся беседа, рассказ, лекция, объяснение, пример, внушение.

studopedia.su

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

В Советском Союзе школьный класс одновременно является пионерским отрядом, а вместе отряды составляют общую школьную организацию — пионерскую дружину. Класс (или отряд) подразделяется на звенья, каждое звено — ряд парт (за партой сидят по двое).

Как отмечалось во введении к нашей книге, принципы и методы воспитания в коллективе были разработаны А. С. Макаренко. В начале двадцатых годов Макаренко — молодому школьному учителю и убежденному коммунисту — было поручено обдумать и предложить программу возвращения к нормальной жизни сотен беспризорных детей, бродивших по Советской стране после разрухи, вызванной Гражданской войной. Первая группа, присланная в колонию, организованную Макаренко и названную именем Максима Горького, состояла из 17 —18-летних правонарушителей, имевших приводы в милицию и судимости за кражи со взломом, вооруженные грабежи и даже убийства. В течение первых месяцев эта школа-колония была своего рода штаб-квартирой «разбойников с большой дороги», которые одновременно являлись официальными подопечными Макаренко. Постепенно, разрабатывая методы групповой дисциплины и воздействуя на своих воспитанников силой внутренней убежденности, Макаренко сумел развить у бывших преступников чувство ответственности за вновь созданный коллектив, увлек их трудовой программой и подчинил строгим правилам поведения в коллективе. В результате благодаря высокому моральному уровню воспитанников, их дисциплинированности колония имени Горького получила широкую известность в стране.

В 1935 г. Макаренко пригласили возглавить новую детскую коммуну, основанную Министерством внутренних дел СССР. Макаренко описал свой жизненный опыт, изложил теорию и методы воспитания в обширной серии автобиографических художественных произведений и статей (в 1957 г. вышло собрание его сочинений в семи томах). Книги А. С. Макаренко читают не только в Советском Союзе, но и во всех социалистических странах. Наиболее значительные произведения Макаренко были опубликованы в 1940—1950 гг. и в крупных капиталистических странах, кроме Соединенных Штатов, где первый перевод появился лишь в 1967 г. под редакцией автора данной книги. Многие работы Макаренко переводились на английский язык в Москве, но в Соединенных Штатах их достать почти невозможно. Огромное значение имеют не только его повести и статьи. Вряд ли сейчас в СССР найдется руководство для родителей, учителей и молодежи, которое бы не опиралось на теорию и методы Макаренко — основу советского воспитания.

Очень важная роль отводится социалистическому соревнованию между соответствующими группами коллектива — сначала между звеньями, затем между классами, школами, районами и наконец на высшей ступени между городами и областями.

Деятельность каждого ученика постоянно обсуждается его товарищами и оценивается по шкале, разработанной программами и методическими пособиями. Поскольку успехи каждого ребенка отражают успехи всего коллектива, членом которого он является, то все, естественно, стараются помочь друг другу и добиться того, чтобы никто не отставал ни в учебе, ни в поведении. Так, детский коллектив становится выразителем требований государства и общества. Подобно всякому советскому коллективу, он и поощряет, и порицает. Порицания обычно принимают форму групповых санкций, выраженных в публичной критике вплоть до угрозы исключить провинившегося из своих рядов.

Наиболее яркая черта воспитания в коллективе — поощрение бескорыстия и благородства. Детей приучают не только помогать друг другу; при существующей системе так называемого шефства весь класс принимает на себя заботу об одном из младших классов. Старшие ученики провожают младших в школу, играют с ними на переменах, разучивают вместе с «подшефными» новые песни, читают им вслух, помогают выполнять домашние задания — проще говоря, относятся к ним, как старшие братья и сестры. Более того, исполнение этих гражданских обязанностей учитывается и соответственно оценивается как учителями, так и общешкольным коллективом.

Система шефства охватывает и коллективы взрослых: школа может быть подопечной фабрики, завода, учреждения. Рабочие и служащие уделяют немало времени «своему классу». Подобная традиция позволяет взрослым участвовать в делах и помыслах детей куда как более активно, чем в нашей стране.

Теперь мы видим, что на всех уровнях, от классной парты до колхоза или фабрики, коллектив — основа процесса воспитания. Как сказал Макаренко в своей крылатой фразе, ребенок должен воспитываться «в коллективе, коллективом, для коллектива» .

lawbooks.news

Закономерности формы и методы воспитания – залоги эффективного развития личности

Закономерности воспитания проявляют себя в форме периодически повторяющихся, устойчивых связей, правильная реализация которых приводит к результативному развитию личности каждого ребенка. Личность начинает постепенное развитие только в процессе вовлечения в активную деятельность. Из этого правила вытекают следующие педагогические закономерности воспитания: освоение общечеловеческой профессиональной культуры происходит через различные формы деятельности.

Воспитание -непрерывный и комплексный процесс

Общие основы воспитания

Ведущие педагоги выделяют следующие закономерности воспитания:

  • Связь воспитательного процесса с важными общественными потребностями. Изменения, которые претерпевает общество, способствуют изменения основных воспитательных процессов. Например, в России пристальное внимание уделяют воспитанию патриотизма, уважения к национальным традициям, уникальной колоритной культуре и общей истории страны.
  • Процесс воспитания осуществляется под воздействием различных общественных факторов. Лидирующие роли при этом занимают опытные педагоги и родители. Школьник может стать успешным в той психологической среде, где соблюдаются национальные традиции, уникальные обычаи, ценится природа.
  • Основные закономерности воспитания зависят от прямого либо косвенного влияния на духовность школьника, его богатый внутренний мир. Под таким воздействием формируются личные убеждения ребенка, его точка зрения на тот или иной вопрос, важные ценностные ориентиры. Во время процесса воспитания происходит систематическая трансформация внешнего влияния на важные духовные процессы ребенка – личностные установки, внутренние мотивы, отношение.
  • Важные закономерности педагогического воспитания заключаются в объединении привычного поведения ребенка и его сознания во время его активного участия в спортивной, игровой и трудовой деятельности.
  • Современное понятие воспитания

    Гармоничное личностное развитие ребенка возможно только в условиях полноправного продуктивного сотрудничества ученика с опытным педагогом.

    Специалист при этом не воспитывает в прямом смысле этого слова, а повышает стремление учащегося к саморазвитию, создавая оптимальные условия для его духовного роста.

    Важные нормы воспитания

    Основные принципы воспитания представляют собой исходные педагогические установки, являющиеся нормами для опытного педагога, выступающего в роли воспитателя. В своем сочетании они помогают определить направленность, нравственное содержание, используемые методы и организацию воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

    Виды воспитания по трем направлениям

    Принципы воспитания базируются на следующих важных положениях:

    Целевая направленность воспитательного процесса. Опытный педагог подбирает требуемые направления воспитательной работы, подчиненные общей цели – подготовке всесторонне развитой личности, способной осознанно и активно трудиться. Подобные закономерности тщательно изучены ведущими психологами и педагогами. Подобные установки предполагают наличие определенной структуры в работе. Стихийность и хаотичность здесь недопустимы;

    Тесная взаимосвязь жизни и воспитания. Важные закономерности воспитательного процесса направлены на подготовку детей к жизни в социуме, активное участие в совместной трудовой деятельности. Именно по этой причине многие воспитательные программы содержат приличный блок, посвященный краеведению, ознакомлению школьников с важными политическими событиями, происходящими на территории страны. Опытный педагог, знающий важные воспитательные принципы, привлекает школьников к активному участию в жизни общества, вовлекает их в различные экологические и патриотические акции.

    Патриотическое воспитание -важный элемент полноценной личности

    Гармония между детским поведением и маленьким сознанием. Поведение представляет собой сознание ребенка в действии. Родительское воспитание подобной взаимосвязи представляет определенную трудность для каждого родителя, формировать нравственные навыки гораздо сложнее воспитания детского сознания. Чтобы облегчить задачу, были структурированы важные закономерности личностного воспитания, выявлены важнейшие направления развития. Каждый педагог должен помочь своему воспитаннику выработать стойкость к различным негативным событиям, сформировать готовность вести борьбу с ними.

    Формы трудового воспитания. Гармоничное развитие личности невозможно без должного физического воспитания. Различные формы трудовой деятельности являются единственными источниками удовлетворения важных материальных и духовных потребностей, возможностью всестороннего развития личности школьника.

    Посильные поручения — формы трудового воспитания

    Подобные принципы представляют особую важность для педагогов и родителей, следовать этим основам должна школа и компетентные воспитатели.

    Комплексность воспитательного процесса

    Основные принципы нравственного воспитания одинаковы во всех действующих общеобразовательных школах. Присутствуют некоторые различия в ведущих направлениях, подобранных в качестве приоритета в каждой отдельной школе, лицее либо профильной гимназии. Комплексные методы воспитания основаны на взаимосвязанных социальных процессах и важных педагогических явлений. Осуществление этого подхода предполагает единство цели, содержания, общих методов, приемов нравственного воспитания.

    Процесс воспитания от цели до результата

    Особая роль в личностном развитии ребенка отведена тесной взаимосвязи семьи, социума, официальных средств массовой информации.

    Методы нравственного воспитания – это конкретные направления воздействия на формирующееся детское сознание, чувства, поведение школьников, нацеленные на решение возникающих педагогических задач в тесном взаимодействии с воспитателями. Основные принципы, по которым выбираются подходящие методы воспитания, состоят в проявлении гуманного подхода к каждому школьнику.

    Методы педагогической психологии в детском воспитании

    Выделяются следующие результативные методы нравственного воспитания:

    Способы формирования сознания нацелены на передачу информации от школьника к учителю и в обратном порядке. Основу личностного мировоззрения, поведения и межличностных отношений составляет сознание в качестве знания и понимания. Среди всей классификации методов ведущую роль занимают методы убеждения, это прямое воздействие на знания обычного школьника с целью подробного объяснения многих фактов и явлений общественной жизни, формировании личностных взглядов и убеждений. Эта форма воспитания является лидирующей во время нравственного воспитательного процесса.

    Методы грамотного распределения деятельности и формирования правильного поведения являются практическими способами воспитательного процесса. Во время активного процесса познания школьник здесь не только наблюдатель, но и активный деятель. Педагогам доступны следующие формы воспитания из этой категории: практическое упражнение, приучение, общественное поручение, педагогическое требование, интерактивные воспитывающие ситуации.

    Методы воспитания — определение

    Методика формирования благотворных чувств и отношений направлены на стимуляцию активного познания и практической деятельности. Цели подобной стимуляции – побуждать, помочь наполнить смыслом, улучшить уровень познавательной деятельности, создание благоприятных нравственных условий для подобного развития. Стимулирующие формы воспитания – это заслуженное поощрение, наказание, причинное порицание, моделирование ситуаций успеха, возможность осуществления самоконтроля, повышение личностной самооценки.

    Формы нравственного воспитания – это удобные способы организации непрерывного воспитательного процесса, методы целесообразного формирования групповой либо личной деятельности учащихся.

    Воспитательные формы классифицируются в зависимости от степени организованности учащегося:

  • коллективные формы, затрагивающие весь класс в целом;
  • групповая деятельность в кружках;
  • индивидуальная воспитательная работа.
  • Групповая деятельность — одна форм воспитания

    На основе воплощаемой педагогической цели выделяют следующие формы воспитательной деятельности:

    • управление и возможность вести самостоятельное управление учебным заведением – в числе таковых тематические собрания, всеобщие линейки, митинги, кураторские часы, заседания председателей школьного самоуправления;
    • познавательные воспитательные формы – тематические экскурсии, активные походы, музыкальные фестивали, посвященные памятному событию вечера, выставки;
    • развлекательные мероприятия – поэтические вечера, конкурсы КВН.
    • Чтобы претворить в жизнь воспитательные цели, опытные педагоги могут применять такие действенные методы, как активные диспуты, тематический круглый стол, беседа на нравственные этические темы, организация прямых телемостов, посвященные определенной памятной дате акции милосердия. Все эти способы могут регулироваться принципами и основами нравственного воспитания.

      Роль коллектива в воспитательном процессе

      Соблюдение важных принципов

      Принципы воспитания – это важные положения, в которых прописаны основные требования к нравственному содержанию, используемым методам и организации непрерывного процесса. Среди всех воспитательных принципов стоит отметить следующие основополагающие положения:

    • принципы, регулирующие педагогическую целесообразность. Цели, которые преследует педагог во время этой нравственной работы с учащимися, заключаются в стимулировании и формировании у них духовных, физических и важных личностных качеств, составляющих основу нравственности;
    • важные принципы воспитательного процесса в коллективе предполагают органичное сочетание коллективных и индивидуальных видов организации нравственного воспитания.
    • Закономерности воспитательного процесса

      Чтобы коллективные цели действовали на благо обществу, нужно проводить важную работу по развитию его важных воспитательных функций.

    • прочная связь воспитания с реальной жизнью. Процесс изучения воспитательной теории должен происходить с опорой на имеющийся у воспитанников жизненный багаж, профессиональный опыт. При этом школьники должны быть вовлечены в общественную деятельность, приносящую пользу;
    • развитие личной самодеятельности. Опытный наставник в этот момент реализует благие воспитательные цели – развитие у воспитанников способности к самодеятельности, вызывая у них личную активность, самостоятельность, способность проявлять инициативу;
    • принцип единения нравственных требований вкупе с уважением к личности воспитанника – это одно из важных направлений продуктивных отношений опытного педагога и воспитанника. Проявление требовательности считается определенной мерой уважения к ученикам.

    Влияние окружающей среды в процессе воспитания

    Помимо того нравственного опыта, который передают педагоги своим ученикам, не стоит забывать о том воспитании, которое дается каждому ребенку в рамках своей семьи.

    Роль семейного воспитания в личности младшего школьника

    Влияние родителей на личность ребенка огромно. Никто из родителей не может защитить себя от ошибок, временных неуспехов, сомнений. Все родители неповторимы, дети также все разные, поэтому их отношения поистине индивидуальны.

    Именно родители являются первой общественной средой для ребенка.

    К маме расстроенный школьник обращается при первых школьных трудностях, делясь своими сокровенными чувствами. Личность каждого родителя играют определяющую роль в развитии личности каждого ребенка. Для поддержания хорошего эмоционального фона и жизни ребенка родителям нужно проявлять разумную заботу о своем чаде. Любовь каждого ребенка к собственным родителям не имеет рамок и границ. Его потребность в родительской любви является жизненной необходимостью в первые годы своего развития.

    Роль семейного воспитания — главенствующая

    Опираясь на вышесказанное, можно выделить главные воспитательные цели для каждого родителя – придание ребенку уверенности в родительской любви и заботе о нем.

    Ребенок никогда не должен осознавать либо сомневаться в родительской любви.

    Полезные советы родителям: многие родители полагают, что излишнее проявление родительских чувств по отношению к собственному ребенку может испортить его, приводит к эгоизму. Но это в корне неверно, если ребенок остро чувствует дефицит положительных эмоций и полное отсутствие фундамента родительской привязанности, у него могут развиваться те негативные черты, которых родители столь опасались. Разумное проявление родительской любви не зависит от времени, проведенного совместно, от места его нравственного воспитания – в домашней обстановке либо в детсаду. В проявлении родительской любви не имеет значение их материальная обеспеченность. Иногда притворная заботливость собственных родителей, многочисленные развивающие занятия, в которые включается ребенок по их инициативе, не всегда помогает достижению основной воспитательной цели.

    Психологический контакт — основа доверительных отношений

    Гораздо важнее другое – налаживание тесного психологического контакта родителям с собственным ребенком. Это стандартные цели воспитания, придерживаться которых необходимо каждому родителю. Во время воспитания установление такого контакта является жизненной необходимостью для каждого ребенка. Положительный эмоциональный контакт помогает ребенку ощутить всю глубину родительских чувств: их теплоту, искреннюю заботу и привязанность. Проявляйте чаще заинтересованность личной жизнью своего ребенка, искреннее любопытство к его проблемам.

    Эмоциональный контакт – это своего рода диалог, равноправное взаимодействие ребенка с родителем.

    Чтобы подобный контакт установился, важно иметь общие семейные цели. Зачастую точки зрения родителя и ребенка различаются по причине различного жизненного багажа. В этих противоречиях особую важность обретает совместное направление при решении общей возникшей проблемы. Ребенку важно осознать, по какой причине родитель придерживается личностной точки зрения. С самых ранних лет ребенка нужно приучать быть участником семейной жизни, ее создателем, а не объектом воспитания. Именно во время этого процесс возникает воспитательный диалог, где создается позиция равенства между родителями и детьми. Достичь подобного эффекта в условиях современной жизни бывает непросто. Взрослый всегда старается принимать позицию верха над своим чадом. Взрослый обладает силой и независимостью, а ребенок еще достаточно слаб, располагает недостаточным опытом, в полной мере зависит от взрослых. Несмотря на это, родители должны стремиться к созданию равноправных отношений.

    Родителям нужно научиться выполнять активную роль во время самостоятельного воспитания ребенка. Интересен тот момент, что при установленном равноправном диалоге не только родители воспитывают детей, но и дети оказывают воспитывающее влияние на самих родителей. Под влиянием продуктивного общения с собственными детьми родители начинают перестраивать свой внутренний мир, благодаря чему меняются их психологические качества.

    Индивидуальность ребенка — одно из его прав

    Помимо душевного разговора на равных началах для внушения ребенку родительской любви родители обязаны выполнять одно важное правило. Необходимо принимать ребенка, признавая его право на индивидуальность, несхожесть с другими детьми, отличия от самих родителей, никогда не сравнивая его с другими детьми.

    Родители должны раз и навсегда отказаться от критических оценок личностных качеств собственного ребенка, чтобы не пошатнуть его уверенность в родительской любви.

    Родителям нужно разработать правила, исключающие негативную оценку действий ребенка. Нужно научиться правильно критиковать неправильные действия ребенка. Формула родительского принятия звучит так: «люблю своему ребенка не за какие-то личностные качества, а такого, какой он есть». Бывают ситуации, когда родители не могут принять своего ребенка таким, каким он есть, а стараются переделать всю его сознательную жизнь. Дети зачастую являются настоящим испытанием для родителей, выдержать которое непросто.

    detki.guru

    Методы воспитания 3 (стр. 1 из 2)

    Методы воспитания — способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

    Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести), уровня воспитанности конкретных коллективов (классов).

    Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

    Метод воспитания реализуется через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывают влияние и без посредничества педагога.

    Методы воспитания можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их – дело теоретических исследований, а для практической работы учителя больше всего подходит следующая групповая классификация:

    – первая группа: методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;

    – вторая группа: методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;

    — третья группа: методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.

    К первой группе относятся различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, диспута, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют “методы убеждений”.

    Ко второй группе относятся различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют “методы упражнений (приучения)”.

    К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.

    Охарактеризуем более подробно перечисленные группы методов.

    Методы убеждения. Убеждение в воспитании — это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

    Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях. Поэтому методы убеждения служат для формирования взглядов, которых в сознании школьника ранее не было (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

    Одним из основных противоречий, которое разрешается в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

    Прекрасным способом воздействия на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств у школьников является диалог — универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

    К диалоговым методам убеждения можно отнестидиспут – спор на тему, волнующую воспитанников. Этот метод основан на давно открытой закономерности: знание и понимание, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

    Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А.С.Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы в сказанном воспитанники почувствовали его волю, культуру, личность. Руководителю диспута решительно не подходит позиция умолчания и запрета.

    В качестве конкретных рекомендаций по применению методов убеждения в практической деятельности учителя предлагаются следующие:

    — методы убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С их помощью решаются задачи расширения и углубления у школьников мировоззренческих знаний;

    — в воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры со школьниками так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове учителя воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

    — информация, преподносящаяся школьникам при помощи внушения, рассказа, диалога должна быть: а) объективно изложенной; б) связанной с практикой; в) убедительной, доступной, яркой по форме изложения;

    — воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

    — школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

    – не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста своих воспитанников;

    — не следует считать метод убеждения единственным. В воспитательной работе необходимо сочетать его с методом упражнений (приучения) и другими.

    Методы упражнений. Эти методы способствуют формированию единства сознания и поведения. Упражнение –многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.

    Методы упражнений в воспитании реализуются, например, через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

    В этой связи предлагаем несколько советов по практическому применению методов упражнений:

    — методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждения. Перед школьниками надо широко раскрывать цели выполняемых поручений. Без этого невозможно по-настоящему увлечь их коллективными делами;

    — в коллективе не должно быть ни одного школьника без постоянных или временных заданий. Помочь определить каждому дело по душе, правильно распределить обязанности, учитывая интересы и способности членов коллектива, – важная практическая задача;

    — наиболее ценно то поручение, которое дается коллективом (в том числе и по совету педагога) и за выполнение которого надо отчитываться перед товарищами. Оно определяет позицию моральной ответственности перед товарищами, рождает сильное требование, осуществляет воздействие общественного мнения на личность, повышает значение самоконтроля в деятельности, способствует развитию воли и умения преодолеть трудности, довести дело до конца. Именно это и помогает упражнять сознание, чувства, поведение школьников;

    — педагогу следует хорошо знать мотивы участия школьников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям. Учитывая мотивы, надо определять конкретные воспитательные цели и педагогические задачи, подлежащие решению;

    – от несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют проявления значительных волевых усилий, подчинения личных интересов общественным. Этот процесс развивает ценные мотивы участия в общественной деятельности, формирует положительную направленность личности;

    — морально-волевое напряжение в работе школьники .должны чувствовать непрерывно, находясь под контролем общественного мнения коллектива и соревнуясь в достижении все более и более высоких результатов;

    — участвуя в работе и добиваясь выполнения принятых обязательств, школьники должны переживать чувство радости от сознания выполненного долга, от ситуаций личного успеха;

    – используя разнообразные формы внеклассной воспитательной работы, необходимо добиваться единства действий со стороны педагогов и родителей.

    К группе методов упражнений относится и метод примера как метод воздействия на созерцание, чувства и поведение школьников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей. В практической работе используются разнообразные средства: книги и кинофильмы, картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога.

    mirznanii.com