Методы воспитание в литературе

В каких произведениях поставлена пробле­ма воспитания и образования как в пьесе Фонвизина?

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции — понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, — все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору — жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания — в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма — это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

sochineniye.ru

Какие произведения проходят по литературе в 7 классе?

В 7 классе учащиеся знакомятся с базовыми литературоведческими понятиями, обучаются грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, быть читателями «второго уровня», то есть видеть авторский замысел, его замысел и идею. Что читают дети в 7 классе в российских школах?

В 7 классе на уроках литературы особое внимание уделяется жанрам и родам литературы. В течение всего года ведется тщательное наблюдение за изменением словесности в потоке истории. Рассматриваются конкретные жанры литературы и их видоизменения в течение времени. То есть учитель подводит учащихся к конкретному анализу художественных произведений, детально рассматривает понятия: лирический герой, литературный тропы, тема и идея произведения. При этом наряду с художественным анализом параллельно проводится и лингвистический анализ произведения, что помогает в изучении русского языка и расширяет понимание подбора конкретного слова признанными мастерами русской и зарубежной литературы.

Список произведений, изучаемых в 7 классе по литературе

В начале учебного года происходит повторение ранее изученного. Жанры устного народного творчества, эпические произведения — былины о Садко (социальные), повторяются и более углубленно изучаются малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, потешки), сатирические сказки.

Далее дается обзор литературы XIX века, слияние народной и авторской литературы, влияние устного народного творчества на творчество поэтов и писателей XIX века.

В 7 классе продолжается знакомство с классиками русской литературы А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и другими.

  • А.С. Пушкин стихотворения «Арион», «Анчар», «19 октября» и другие, «Повести Белкина» (анализ повести «Барышня-крестьянка»), «Дубровский».
  • М.Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть поэта» (история написания и протест поэта против властьимущих и всего политического строя), поэма «Мцыри». В поэме нужно рассмотреть авторскую позицию, сходство судьбы и мировоззрения лирического героя и самого автора. Кульминационный отрывок — «Бой с барсом» и его роль в поэме.
  • Н.В. Гоголь комедия «Ревизор» — следует обратить внимание на злободневность и актуальность произведения. Объяснить, какую роль в комедии играет смех.
  • И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»
  • Н.А. Некрасов «Музе», «Размышления у парадного подъезда», «Внимая ужасам войны…», отрывки из поэмы «Мороз, Красный нос» — отметить гражданскую позицию поэта.
  • Н.С. Лесков «Левша».
  • В 7 классе происходит более подробное знакомство с зарубежной литературой, учащиеся читают произведения Байрона, Марка Твена, Э. По, как основоположника детективного жанра, А. Конан-Дойля.

    Поскольку именно в 7 классе ученики обучаются основам анализа, то нельзя обойти стороной произведения поэтов конца XIX — начала XX века.

    Существует несколько учебных программ по литературе: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и другие. Выбор программы обычно определяется профильным направлением школы или в некоторых случаях на МО учителей-предметников, а также наличием учебников и учебных материалов.

    Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

    pedsovet.su

    Методы, средства и формы воспитания

    Чем труднее учителю, тем легче ученику.

    Методы воспитания — это совокупность наиболее общих научно обоснованных способов решения воспитательных задач и осуществления педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

    Целью воспитательных взаимодействий являются:

    — организация воспитательной среды;

    — создание условий для самоорганизации жизни воспитанников;

    — психолого-педагогическое воздействие на сознание и поведение;

    — стимулирование деятельности воспитанников;

    — инициация процесса самовоспитания.

    Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков.

    Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач и достижение целей воспитания (признак целенаправленности).

    Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, особенностями его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т.д.) (признак детерминированности).

    В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия (признак специфической детерминированности).

    В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач (признак ограниченной универсальности).

    К условиям эффективности методов воспитания следует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).

    Существует множество подходов к выделению методов воспитания в отечественной педагогической литературе.

    Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:

    — методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристические, индуктивные, дедуктивные);

    — методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и проч.);

    — методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный, программированный контроль и др.).

    В.А. Сластёнин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

    — методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;

    — методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;

    — методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и проч.;

    — методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.

    Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей — учебной, трудовой, организационной, бытовой:

    1) методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективные перспектива, игра, единые требования, самоуправление, соревнование, самообслуживание;

    2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия: уважение детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация;

    3) методы детской самодеятельности — методы самоорганизации:

    — духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

    — чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание);

    — воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование;

    4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

    — обращение к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения);

    — обращение к чувству — к совести, достоинству, самолюбию, чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.;

    — обращение к воле и поступку (требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание).

    Существует традиционное деление общих методов воспитания (также называемых методами педагогического общения) на три группы:

    — методы формирования сознания личности — рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;

    — методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения — приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

    — методы стимулирования поведения и деятельности — поощрение, наказание, соревнование.

    Методов воспитания на самом деле значительно меньше, чем перечисляется в педагогической литературе. Воспитание можно уподобить музыке: различные мелодии сочиняются при помощи только семи нот (как хорошая, так и плохая музыка — в зависимости от композитора).

    Воспитание обеспечивается совокупностью применяемых методов: убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения.

    Метод убеждения — основной метод воспитания — это воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанников. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту. Эффективность метода убеждения определяется наличием необходимой и достаточной информации (фактов, цифр); профессиональными пропагандистскими навыками воспитателя (не исключающими его искренней убежденности); возможностью обсуждения проблем в условиях дискуссий; наличием практических примеров (личного, других людей).

    Существуют убеждение словом и убеждение делом. Эти методы различаются по путям, средствам и формам. Убеждение словом предполагает такие пути, как доказательство, опровержение и разъяснение, а средствами являются логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Факт обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием.

    Убеждение делом («проповедь действием») предполагает такие пути, как убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; из форм убеждения важны поступки и действия воспитанников и воспитателя, а также оперативные события окружающей действительности. Происходит слияние личного опыта с опытом других.

    Метод упражнения — это система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе. В результате развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, а также вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения и др. Выполнению упражнений всегда предшествуют усвоение теоретического материала и инструктаж воспитателя.

    Это позволяет воспитанникам осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Метод упражнения предполагает соблюдение порядка обучения, выполнение познавательных задач, общественных поручений, задач деятельности.

    Условиями эффективности метода упражнения являются связь с другими методами воспитания, обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений, оптимальных условий деятельности, последовательность, систематичность и разнообразие уп­ражнений, постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

    Метод примеров — это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров. Целью такого воздействия является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулов и средств самовоспитания. Положительный пример (понятие конкретно-историческое) — это такое действие, качество человека, такие приемы и способы достижения целей деятельности, которые являются социально одобряемыми и соответствуют доминирующему идеалу.

    Пример оказывает разное (стабильное длительное и сиюминутное), но всегда координирующее воздействие на поведение человека в конкретной ситуации. Координирующее воздействие обеспечивается тем, что внимание обращается на нравственно и эстетически привлекательные образы, моральное осознание которых характеризуется внутренней уверенностью и устойчивостью.

    По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

    — примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых людей из окружения воспитанника);

    — примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

    Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

    Метод поощрения — внешнее действенное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и развитие способности критически оценивать свои поступки. Поощрение — вид моральной санкции. Функции поощрения: обеспечение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п.

    Реакция на поощрение — знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул к деятельности.

    Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

    Метод принуждения — система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

    Основные формы принуждения — это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

    Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

    Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

    Существуют методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и стереотипы поведения воспитанников.

    Для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности в целом и отдельных ее элементов используются не только методы воспитания, но и средства, которые располагаются вне субъекта. С философской точки зрения средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства воспитания в современной педагогике трактуют поразному, оттеняя различные аспекты их понимания. Рассмотрим традиционное понимание этой категории.

    Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся знаковые символы, материальные средства, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности, природа (живая и неживая) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

    «Средства воспитания, — считает Т.А. Стефановская, — виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».

    Исходя из вышесказанного, «средства воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» (В.И. Журавлев).

    Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания, если с ним связана информация, которая:

    — необходима для развития внутреннего мира личности;

    — представлена в образной или наглядной (устной или письменной) форме;

    — касается объекта, включенного в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников (А.Ф. Меняев).

    Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат. Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания — один из фундаментальных законов педагогики.

    Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

    Средства материальной культуры — игрушки, одежда, посуда — развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

    Средства духовной культуры — речь, книги, газеты, живопись — являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

    Рассмотрим другой подход к пониманию средств воспитания.

    В настоящее время обозначилась проблема организации полноценной человеческой жизни и развития индивида как человека нравственного в современном информационном поле. В этих условиях неизбежно встает вопрос о средствах воспитания, которые использует индивид для переработки человеческого опыта, освоения культуры: если информация об этом опыте в избытке, значит, результат избирательного усвоения зависит от средств, используемых в процессе переработки сырого материала. Эта проблема решается путем дифференцированного использования различных видов деятельности при обеспечении усвоения различных по значимости в формировании личности элементов культуры (В.С. Селиванов).

    Если средством считать нечто такое, под воздействием чего из предмета труда получается планируемый результат, то приходится признать, что в воспитании средством является деятельность воспитанника (В.С. Селиванов).

    В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский (четыре вида деятельности: учение, игра, работа и сама жизнь ребенка).

    В соответствии с идеями П.Ф. Каптерева все многообразие человеческой деятельности можно свести к четырем ее видам: общению, игре, учению и труду. Рассматриваемой в таком пла­не деятельности свойственны в каждом случае многообразные функции — преобразующая, познавательная, информационная, ценностно-ориентационная, энергетическая. Используемая в качестве средства воспитания любая деятельность тем и ценна, что выполняет их все в отношении участвующего в ней индивида.

    Такое понимание сущности средств воспитания позволяет достаточно строго иерархизировать важнейшие педагогические понятия, поставив в подчиненное положение по отношению к средствам формы и методы их использования (формы труда, учения и др.; особенности использования общих методов в игре, труде и т.д.). Эти общие положения о средствах воспитания важны для понимания сути конкретных характеристик общения, игры, учения и труда как средств воспитания.

    Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами, соответствуют одно другому и часто объединены в названии, например: экскурсия (форма) в музей (средство).

    Понятие «форма» пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

    Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

    Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (Н.Е. Щуркова).

    В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое наилучшим образом несло бы на себе нагрузку внешнего оформления идеи.

    Ребенок же идет от формы к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

    Педагогической теорией и практикой создано множество форм организации педагогического процесса: на сегодняшний день насчитывается свыше тысячи.

    Педагогический поиск форм воспитания сопряжен с некоторыми условиями:

    1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

    2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять изменение следует не через резкую замену известной детям формы новой, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны в известную им форму, так чтобы эта форма до конца исчерпала себя и незаметно была вытеснена чем-то принципиально иным.

    3. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств (Н.Е. Щуркова).

    Практика воспитания выработала ряд традиционных форм воспитательной деятельности, которые, при всех социальных и педагогических потрясениях, сохранили свои внутренние потенции: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, прогулки на природу, турниры, вечера отдыха, музейные экскурсии, трудовой десант, соревнования и др.

    Их широкая традиционность объясняется обращением педагогов к средствам, несущим в себе наивысшие ценности: истину, добро, красоту, искусство, науку, мораль, игру, общение, труд, познание. В практике воспитания каждая из названных форм выступает в своем вариативном виде, модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, сократовская беседа и др. Как только вводится новое средство, общеизвестная форма преобразуется в нечто новационное.

    Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и за­дачи, поставленной на данный период работы с детьми.

    В современной педагогической литературе выделяют следующие типы форм воспитания: воспитательное мероприятие, игра, коллективное дело (Н.Ф. Голованова).

    Мероприятие — это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Педагогическое воздействие — необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего.

    Этой цели служат воспитательные мероприятия, предлагающие детям для осмысления те или иные события, идеи, научные факты, нравственные коллизии; культивирующие у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия; вызывающие высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни; устанавливающие (декларирующие) общепринятые нормы поведения, отношений, способствующих формированию общественного мнения в сообществе воспитанников.

    Воспитание использует огромное многообразие игр. Организуя игру, воспитатель должен выбрать ее сообразно конкретной ситуации воспитания. Основная идея игры направлена на то, чтобы воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

    Коллективное дело значительно отличается от мероприятия и игры. Оно предполагает преобразование действительности на пользу людям. Составляющие воспитательного дела — это продуктивность, общественная значимость, коллективность и творчество.

    Эти составляющие обеспечиваются определенными педагогическими условиями:

    1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективное дело не может быть «спущено сверху», даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив внимание на события и факты реальной жизни, поиск единомышленников и тех, кто нуждается в помощи.

    2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы. Любое дело должно пройти проверку определением: на пользу кому? на радость кому?

    3. Коллективная организация участников дела. Все, что затевается, начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но неизолированно.

    Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

    4. Основное правило коллективного дела — «Все делать творчески — иначе зачем?». Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска нового. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную (Н.Ф. Голованова).

    studopedia.ru

    Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников

    Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.

    Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.

    Именно поэтому в школе нужна обязательная программа патриотического воспитания младших школьников.

    Патриотическое воспитание важный этап формирования гражданина

    Благодаря введению патриотического воспитания младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.

    Для патриотизма характерны следующие черты – веротерпимость, общественная законопослушность, хорошее отношение.

    Патриотизм основан на многовековых традициях и многочисленных устоях собственной страны. Патриотическое воспитание младших школьников – это дело не только школы, здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи каждого ученика.

    Что такое патриотизм — определение

    Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

    Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
  • Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

    Патриотическое воспитание — определение

    Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах

    Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

    Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.

    Экскурсия в музей — метод изучения военной истории

    Основы нравственно-патриотического воспитания

    Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

    При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.
  • Система нравственных ценностей — перечень составляющих

    В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

    Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте

    Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.

    Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе

    Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

    Важность нравственного воспитания

    Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит. Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов. Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы.

    Воспитание патриотизма — важность

    Не стоит забывать о том, что сами родители являются для собственных детей самым главным примером в любом деле, в воспитании чувства патриотизма в том числе.

    Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

    Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом. Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта.

    Направления воспитания патриотизма

    Современная проблема воспитания чувства патриотизма у молодежи требует введения новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

    Общие школьные программы

    Патриотизм на самом деле является той мощью, которая способна свергнуть все преграды на своем пути, заявить всему миру о нашей стране с глубоким уважением. Именно поэтому одно из приоритетных направлений воспитательной работы в классе является нравственно-патриотическое воспитание, основные цели которой заключаются в следующем:

  • становление ребенка в качестве свободного гражданина своей родной страны;
  • постепенное развитие чувства возможной сопричастности к судьбам Отечества;
  • развитие высокого чувства гордости за собственную страну и народ.
  • Каждому учителю нужно принять во внимание основные направления работы, которая ведется в младших классах с целью формирования у них чувства патриотизма.

    Направления воспитательной работы

    В школе ведется воспитательная работа по следующим направлениям:

  • специальные классные часы, посвященные беседам о родном крае;
  • сбор необходимых материалов и подготовка выступлений о родных краях;
  • тематические экскурсии, коллективное выполнение простых проектных работ;
  • введение начальных уроков истории;
  • конкурсы декламации поэтических стихов, творческих рисунков, сочинений.
  • Патриотическое воспитание в позаурочное время

    Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.

    Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота

    В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

    Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

    • необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
    • во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
    • дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
    • вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
    • постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
    • необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
    • часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
    • малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.
    • Изучение родного края — важный элемент воспитания любви к Родине

      Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

      Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

      Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности.

      Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

      Родителям напоследок

      Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

      Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.

      Хотя он еще не в состоянии осознавать все эти впечатления, но, пропуская их сквозь собственное детское восприятие, они играют немаловажную роль в становлении юного патриота.

      Изучение национальных обычаев — важная часть воспитания патриотизма

      Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

      В народном фольклоре ощущается уважение к человеческому труду, восхищение ловкостью человеческих рук.

      При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

      detki.guru

      Cочинение: воспитание в семье Простаковых

      Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

      Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание — это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

      Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее — «бестия», портной Тришка — «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, — ее сын Митрофанушка.

      Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

      Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он — «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

      Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» — восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

      Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка — все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».