Методы гигиенического воспитания это

54. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.

Гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) — система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни.

Объекты ГОВ: общество в целом, семья, отдельная личность.

2. печатная пропаганда — брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета

а) плоскостные — плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд

Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца

57. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп), определение, содержание, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.

1978 г. — I конференция по ПМСП ВОЗ и детского фонда ООН (Алма-Аты)

ПМСП — медико-санитарная помощь, необходимая и доступная как для каждого человека в отдельности, так и для всего населения в целом, и предоставляемая на приемлемой для него основе, при его активном участии и при затратах, соответствующих возможностям населения и государства.

Она направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения.

Содержание ПМСП: включает мероприятия по укреплению здоровья, профилактике, лечению, реабилитации. ПМСП работает на всех звеньях охраны здоровья.

ПСМП является неотъемлимой частью ЗО страны, являясь ядрой этой системы и компонентом общественно-социального и экономического развития.

С учетом экономических условий, социальных ценностей, географических особенностей, культуры ПМСП в различных государствах может иметь специфические черты, но независимо от этого она включает следующие общие функции:

а) содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой;

б) основные санитарно-гигиенические мероприятия;

в) здоровье матери и ребенка, включая планирование семьи;

г) вакцинация против основных инфекционных заболеваний;

д) профилактика местных эпидемических заболеваний и борьба с ними;

е) санитарное просвещение населения (гигиеническое обучение и воспитание);

ж) лечение распространенных заболеваний и травм.

Необходима поддержка и взаимосвязь ПМСП с другими звеньями ЗО по следующим направлениям:

а) подготовка кадров;

б) руководство и контроль ЗО;

в) организация материально-технического снабжения;

е) организация системы направления больных

ж) доступность медицинского обслуживания

Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда приемлемы для населения.

Финансовая – независимо от системы оплаты за медицинскую помощь расходы на охрану здоровья не должны выходить за пределы возможности населения и страны.

Культурная – технические и организационные методы должны соответствовать культурному укладу населения;

Функциональная – медицинская помощь представлена тем, кто в ней нуждается на постоянной основе и в любое время.

Назначение ПМСП – обеспечение всего населения необходимыми видами медицинской помощи.

ПМСП – это один из критериев рационального использования всей системы здравоохранения.

Состав сил (служб), входящих в структуру медицинских подразделений ПМСП:

1. ФАП: около 2,5 тыс в РБ

3. Сельские участковые больницы

1. участковая сеть поликлиник

2. женские консультации

3. станции скорой медицинской помощи

3. ЦГиЭ: 146 в РБ

4. дезинфекционные станции

5. санитарно-контрольные пункты

Виды медицинской помощи по объему и качеству:

1. Первая медицинская помощь — оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи с помощью подручных средств.

2. Первая доврачебная (фельдшерская) помощь (ФАП)

3. Первая врачебная помощь (СВА, СУБ)

5. Квалифицированная медицинская помощь — для ее оказания необходимо наличие специалиста, оснащения, условий для реализации помощи

6. Специализированная медицинская помощь

По качеству оказания помощи: район (квалифицированная ? специализированная помощь), область и республика (квалифицированная и все виды специализированной помощи).

ПМСП – это зона первого контакта населения и медико-санитарных служб, она связана с другими отделами здравоохранения.

Виды медицинской помощи по месту оказания: амбулаторно-поликлиническая и стационарная.

Методы гигиенического воспитания населения

Методы гигиенического воспитания населения — это способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс гигиенического воспитания. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов гигиенической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием.

Информационно-рецептивный метод — это метод гигиенического воспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации гигиенического характера обучаемым лицам, кото­рые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Целью данного метода является повышение уровня гигиенических знаний населения. Эта цель достигается в результате использования различных средств гигиенического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом. Формы реализации данного метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктаж, лекции и т.д.

Репродуктивный метод — это метод гигиенического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведе­ния имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Целью репродуктивного метода является формирование способности применять имеющиеся гигиенические знания в легко опознаваемых вариативных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических уме­ний, необходимых для их применения. Реализации репродуктивного метода способствует использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с гигиенической тематикой.

Репродуктивный метод предполагает использование таких форм, как репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др.

Метод проблемного изложения информации— метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений.

Применение данного метода способствует не только повышению уровня знаний, развитию практических умений и навыков, но и формированию творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентации и установок.

Формирование нормативно-ценностной системы в отношении здоровья становится возможным благодаря тому, что данный метод позволяет обучаемым наблюдать за проявлением творческой мысли, логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мыслительный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов и т.д. При применении метода проблемного изложе­ния живое слово специалиста может быть дополнено другими сред­ствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т.д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые занятия (решение задач, беседы, дискуссии и т.д.).

Эвристический метод — это метод гигиенического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.

Целью эвристического метода, как и метода проблемного изложения, является формирование ценностных ориентации и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные со здоровьем, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.

Основной формой эвристического метода является эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последо­вательно ставит промежуточные задачи, формулирует противоре­чия и т.д.

studopedia.org

Методика гигиенического воспитания

1. Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.

2. Методы гигиенического обучения и воспитания населения:

3. Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно-информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним ( см.практическое занятие)

4. Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.

5. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность

1. Роль и задача гигиенического обучения и воспитания населения заключается в комплексе мероприятий по охране здоровья населения

Основные направления деятельности по гигиеническому обучению и воспитанию являются:

информационное направление или пропаганда здорового образа жизни, которые призваны обеспечить доступной, легко понимаемой и высокого качества информацией любого нуждающегося в ней;

образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;

— координация деятельности различных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Цели и задачи гигиенического обучения и воспитания — профилактика заболеваний и укрепления здоровья

Ближайшей целью гигиенического обучения и воспитания и профилактики заболеваний является преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения области по основным его показателям, снижение распространенности негативных факторов риска и уменьшение их влияния на человека.

— формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их медико-гигиеническими знаниями;

— создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью;

— вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:

— снижение распространенности табакокурения;

— увеличение физической активности;

— улучшение качества питания;

— соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

— смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни;

— снижение потребления алкоголя;

— профилактика употребления наркотиков и наркотических средств.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.

Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни — профессиональный долг, а собственное здоровье — запас необходимых в работе душевных и физических сил.

Методика гигиенического воспитания населения базируется на основных принципах санитарного просвещения — это:

— принцип актуальности — актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения;

— принцип научности — этот принцип гигиенического воспитания основывается на научно обоснованных данных;

— принцип доступности — он предлагает соответствие содержания, методов, форм и средств гигиенического воспитания социально-культурному уровню индивида, групп лиц и т. д.;

— принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;

— принцип единства и практики — возможность использования полученных знаний на практике;

— принцип дифференцированности — этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения, на которых оно направлено: пол, возраст, состояние здоровья, обычаи и т. д.;

— принцип индивидуальности — учитываются индивидуальные особенности человека, на которого гигиеническое воспитание направлено;

— принцип иллюстрированности — использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.

Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению это и есть «методы и средства гигиенического воспитания».

В санитарном просвещении различают следующие формы гигиенического воспитания: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

studopedia.ru

115. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения населения. 116. Характеристика методов гигиенического воспитания, преимущества и недостатки.

ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.

Приказ ГОВ, 1992 г.:

1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главрач ЛПУ

2) каждый лечебник на приеме должен проводить профработу

3) в школе введены в биологию 6 часов материала по данному направлению

Цели ГОВ: создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.

Основные принципы работы по ГОВ:

— настроенность на конкретную аудиторию

— доступность для аудитории.

Методы и средства формирования ЗОЖ:

1. устная пропаганда

а) индивидуальное воздействие — беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция

б) воздействие на группу лиц — лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение

3. наглядная пропаганда

б) объемные — муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)

4. комбинированная — телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка

Требования к лекции: а) монотема б) продолжительность 40-45 мин в) актуальность г) настроенность на аудиторию д) 100% владение материалом е) быть готовым перейти на другой вариант общения с аудиторией.

117. Охрана материнства и детства, ее социальное значение, государственные мероприятия в рб.

Охрана материнства и детства (ОМД) — комплекс социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию образа жизни семьи, укрепление здоровья женщин и детей и позволяющий женщине совмещать материнство с участием в общественной и производственной жизни страны.

Законодательные акты, регламентирующие ОМД:

а) конституция РБ — 2 статьи: 32 ст. — брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства; 45 ст. — данным контингентам гарантируются права на охрану здоровья

б) з-н о правах ребенка (1993 г.). Ребенок — лицо до 18 лет включительно.

в) З-н о Здравоохранении (2002 г), раздел «Охрана материнства и детства».

г) трудовое законодательство.

Этапы организации и медицинские учреждения ОМД:

I. Оказание помощи женщинам до беременности, подготовка к материнству, планирование семьи (женская консультация, консультация «Брак и семья», медико-генетические консультации)

II. Мероприятия по антенатальной охране плода (женские консультации, детская и взрослая поликлиники)

III. Интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов (родильный дом)

IV. Охрана здоровья новорожденного (родильный дом, детская поликлиника, стационар)

V. Охрана здоровья детей дошкольного возраста (детские поликлиники, больницы, сады, школы)

VI. Охрана здоровья детей школьного возраста

Разделы ОМД: акушерско-гинекологическая помощь и лечебно-профилактическая помощь детям.

Руководство службой Охраны здоровья матери и ребенка:

1. На уровне республики: министерство Здравоохранения > управление медицинской помощь > отдел медицинской помощи матерям и детям > 2 штатных специалиста: главный акушер-гинеколог и главных педиатр республики

2. Областной уровень: управление ЗО при областном исполкоме > 2 штатных специалиста (главный акушер-гинеколог и главный педиатр области)

3. Районный уровень: ЦРБ > главный врач.

В зависимости от численности района специалисты: если больше 70 тыс. вводится должность заместителя главного врача ЦРБ по родовспоможению и детству, а заведующий акушерско-гинекологическим отделением выполняет должность главного акушер-гинеколога и главного педиатра района; если меньше 70 тыс. есть штатная должность главного педиатра района, а главный акушер-гинеколог района — заведующий акушерско-гинекологическим отделением.

Актуальность проблемы охраны здоровья и женщин:

1. В структуре взрослого населения 55% женщин

2. Женское население активно занято в производстве

3. Женщины играют главную роль в воспроизводстве будущих поколений.

— суммарный коэффициент рождаемости — в РБ 1,2 (норма — 2,5 для естественного воспроизводства населения)

— коэффициент брутто — в РБ 0,67, норма не менее 1,2

— коэффициент нетто — в РБ 0,66, норма не менее 1,0.

Проблемы здоровья женщин:

1) разница между ожидаемой продолжительностью мужчин и женщин в 2005 г. 62 и 75 лет.

2) показатели материнской смертности — в РБ в 2005 г. 15,5 (самый низкий показатель в СНГ, по рекомендациям ВОЗ не > 10,0). Основная причина — внебольничные аборты.

3) большое число абортов: 72 аборта на 100 родившихся живыми в РБ. Только три последних года число абортов ниже числа родов.

4) заболеваемость женщин больше чем мужчин, но смертность меньше. Уровень заболеваемости женщин 1500-1900 на 1.000, у мужин 1100-1300 на 1.000 чел. В динамике показатель повышается.

5) онкология у женщин за последние 10 лет повысилась на 30%. Рак молочной железы — 32% всей онкологии, пятилетняя выживаемость больше 70%

6) повышение психических заболеваний и депрессивных расстройств: 26% женщин имеют депрессивные расстройства

7) заболеваемость беременных женщин — 160-180 на 100 закончивших беременность: гестозы и анемии — по 30%, болезни мочеполовой системы, дисфункция щитовидной железы — по 10-15%.

8) ВИЧ-инфицирование: 10 лет назад соотношение мужчин и женщин 2:1 (внутривенный путь передачи), теперь — 1:1 (половой путь передачи).

Учреждения акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь:

1. Родильные дома: самостоятельные и объединенные (например, с женской консультацией); от вида помощи — специализированные и неспециализированные

2. Родильные и гинекологические отделения больниц общего профиля

2. Самостоятельные гинекологические больницы

4. Женские консультации — по организации: самостоятельные и объединенные со стационаром

5. Гинекологические санатории для матери и ребенка

6. Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»

7. Консультация «Брак и семья» (в РБ 14)

8. Медико-генетические консультации (в РБ 6).

118. Детская поликлиника, структура, функции. 119. Принципы диспансеризации детей. 120. Качественные показатели работы детской поликлиники. 121. Основная медицинская документация детской поликлиники и детской больницы

Детская поликлиника — головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

По категорийности (мощности) выделяют 5 категорий поликлиник (от 1-ой — 800 посещений в день до 5-ой — 150 посещений в день). От мощности поликлиники зависит ее структура.

Структура детской поликлиники: 2 входа (для здоровых и больных детей); фильтр с боксами, которые имеет отдельные входы изнутри и выходы наружу; вестибюль; регистратура; кабинеты врачей-специалистов; кабинеты врачей-педиатров; комната здорового ребенка

Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям.

Задачи и разделы работы детской поликлиники:

— профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)

— санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)

— лечебная помощь детям на дому и в поликлинике

— направление детей в стационары, санатории

— лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах

— отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

— правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции

— освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса

Основные разделы работы участкового педиатра:

— постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из «групп риска»);

— посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;

— проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;

— осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;

— планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;

— осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

— организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;

— проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;

— посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;

— в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;

— информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;

— в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;

— систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;

— проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

— осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;

— организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.

Особенности организации лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике:

1. в поликлинике — 2 режима работы: а) для здоровых детей — вторник и четверг б) обычный

2. длительность приема — 3 часа, вызова на дом — 3 часа.

3. в профилактическом разделе выделяют:

а) антенатальная охрана плода — 2-х разовое посещение медицинской сестрой беременной женщины с постановкой на учет в период 34?2 недели

б) наблюдение за ребенком до 1 мес — после выписки из роддома в течение 3-х дней и на 21 день, осуществляется врачом и медицинской сестрой на дому

в) наблюдение до 1 года — посещение врачом 1 раз в мес, медсестрой 2 раза в мес.

г) наблюдение до 2 лет — посещение врачом и медсестрой 1 раз в 3 мес

д) наблюдение до 3 лет — посещение врачом и медсестрой 1 раз в полгода

е) далее — обязательные профосмотры 1 раз в год, диспансеризация

Связь детской поликлиники с другими ЛПУ:

1) преемственность в работе участкового врача и медсестры осуществляется на приеме и при записи педиатром назначений медсестре в специальный журнал, находящийся в регистратуре

2) связь детской поликлиники и женской консультации производится через передачу информации о беременных, взятых на учет в женской консультации, в регистратуру поликлиники. Особо передается информация о беременных из группы риска. Исходя из полученной информации, участковый педиатр или медсестра осуществляют дородовые патронажи.

3) связь с роддомом идет через «патронажный журнал», находящийся в регистратуре, в который вносится информация о новорожденных, поступающая из роддомов, в журнал, а затем — в журнал записи вызовов участка.

4) связь с детскими стационарами реализуется в:

— правильном оформлении направлений в стационар;

— передаче историй развития ребенка из поликлиники в стационар;

— передаче «активов» в поликлинику после выписки ребенка из стационара;

— передаче эпикризов из стационара в поликлинику.

5) связь с центром гигиены и эпидемиологии реализуется в:

— в подаче экстренных извещений при выявлении инфекционных заболеваний;

— проведении первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекций;

— рганизации наблюдения за очагом инфекционного заболевания (за «контактными») педиатром на основании информации, поступившей из ЦГиЭ

6) связь с детским консультативно-диагностическим центром реализуется в:

— в обследовании и правильном оформлении направления на консультацию ребенка;

— в рекомендациях по ведению данного ребенка участковым врачом.

7) связь со станцией скорой помощи реализуется в в передаче в поликлинику активов на вызова, выполненных накануне бригадой «скорой помощи».

При достижении ребенком 14-летнего возраста оформляется эпикриз, который передается во взрослую поликлинику.

Основная документация в детской поликлинике:

а) история развития ребенка ф.112/у

б) контрольная карта диспансерного наблюдения больных детей ф.030/у

в) контрольная карта диспансерного наблюдения здоровых детей ф. 131/у

г) карта профилактических прививок ф. 063/у

д) журнал учета профилактических прививок ф. 064/у

е) талон на прием к врачу ф. 025-4/у

ж) книга записи вызовов врача на дом ф. 031/у

з) справка для получения путевки ф. 070/у

и) санаторно-курортная карта для детей и подростков ф. 076/у

к) статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. 025-2/у

л) направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у

м) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. 058/у

н) журнал учета инфекционных заболеваний ф. 060/у

о) справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезни, карантине ребенка, посещающего школу, детские дошкольные учреждения ф. 095/у и др.

Показатели работы детской поликлиники:

1. Охват детей первого года жизни систематическим врачебным наблюдением:

2. Частота грудного вскармливания, %:

3. Частота расстройств питания у детей первого года жизни, %:

4. Частота активного рахита у детей первого года жизни, %:

5. Индекс здоровья:

6. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами, %:

7. Полнота охвата детей профилактическими прививками, %:

8. Заболеваемость детей, в промилле:

Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра:

— патронаж новорожденных, контроль за патронажем беременных

— профилактические осмотры детей:

а) первого года жизни

б) 1-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения

в) группы риска (гипотрофия, рахит, анемия)

г) перед профилактическими прививками.

д) с целью подготовки к поступлению в детские дошкольные учреждения

е) страдающих хроническими заболеваниями

— санитарно-просветительная работа: индивидуальные беседы с родителями; выдача родителям (на врачебном приеме) материалов (брошюр, памяток, буклетов, листовок) для закрепления устной информации, а также для самостоятельного изучения; групповые лекции и беседы на общегигиенические темы с родителями и с немедицинским персоналом детских дошкольных учреждений и школ; занятия с родителями в школах матерей, школах отцов, клубах молодых родителей, на факультетах народных университетов здоровья, других формах очно-заочного обучения; «вечера вопросов и ответов», «вечера молодых родителей», встречи за «круглым столом» в поликлинике.

— противоэпидемическая работа: неспецифическая профилактику инфекционных заболеваний (повышение резистентности организма ребенка путем внедрения различных мер неспецифического характера, привитие гигиенических навыков и т.д.); специфическая профилактика инфекционных заболеваний путем активной иммунизации детского населения против инфекционных заболеваний; противоэпидемические мероприятия, которые проводятся участковым педиатром совместно с ЦГиЭ в очаге инфекционного заболевания.

Содержание работы кабинета профилактической работы с детьми (кабинета здорового ребенка):

— пропаганда здорового образа жизни в семье

— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.)

— санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка

— гигиеническое обучение и воспитание ребенка

Медицинский персонал кабинета здорового ребенка:

— проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памяти и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка

— обучает родителей методике по уходу за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма

— проводит работу по профилактике рахита у детей

— совместно с участковым педиатром и медицинской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение

— обучает участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.

— осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка

— ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста

Диспансеризация – основная форма работы детских поликли­ник, которая проводится по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка или в зависимости от имеющегося заболевания. Важнейшее звено диспансеризации – организация профилактических осмотров различных видов:

— профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка по месту жительства или в детском учреж­дении

— углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру пред­шествует проведение определенных функционально-диагностических ис­следований

— комплексный профилактический осмотр, при котором здоро­вье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов

В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактиче­ским осмотрам:

— дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные уч­реждения

— дети до 7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения

— дети школьного возраста

Для первой группы детей наиболее целесообразным является выделе­ние в поликлиниках профилактических дней, когда все специалисты в по­ликлиниках принимают только здоровых детей (обычно 2 дня в неделю).

Для упорядочения работы мате­рям вручают памятку о том, какими специалистами должен быть осмотрен ребенок в различные возрастные периоды его жизни. В вестибюле вывешивается хорошо оформленная справка аналогичного содержания.

Частота профилактических осмотров врачами-специалистами предус­мотрена так, чтобы своевременно выявить отклонения в состоянии здоро­вья детей и организовать необходимые лечебные и оздоровительные меро­приятия.

В настоящее время профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углублен­ных обследований в соответствии с «декретированными возрастными группами»:

— перед поступлением в дошкольное учреждение

— за год до поступления в школу

— перед поступлением в школу

— конец первого года обучения

— переход к предметному обучению

— пубертатный период (14-15 лет)

— перед окончанием общеобразовательного учреждения (10-11 класс, 15-17 лет)

По завершении профилактических осмотров проводится комплексная оценка здоровья детей. На каждого ребенка с выявленными заболевания­ми, подлежащими диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного больного» (ф. 030/у), которая наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещени­ями) отражает данные о больном, помогающие врачу в прове­дении диспансерного наблюдения.

Каждому больному, взятому на учет, должно быть обеспечено тщатель­ное наблюдение и активное лечение. Содержание диспансерной работы должно быть отражено в индивидуальных планах диспансерного наблюде­ния, которые разрабатываются врачами конкретно для каждого больного и вносятся в «Историю развития ребенка».

В конце года врачи составляют на каждого состоящего на учете боль­ного этапный эпикриз, в котором дается оценка состояния здоровья и эф­фективности проведения лечебно-профилактических мероприятий. Крите­риями оценки результатов проводимой диспансеризации являются: выздо­ровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение. Эта общая оцен­ка делается на основании данных записей «Истории развития», жалоб, объективного состояния. Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то одновременно со­ставляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год.

После оформления эпикризов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по от­дельным нозологическим группам за истекший год и его результат пред­ставляет заведующему отделением, которой составляет сводный отчет об итогах диспансерной работы за прошедший год.

После анализа проведен­ной работы планируются мероприятия, направленные на повышение каче­ства диспансерного обслуживания детей.

Показатели диспансеризации – см. вопрос по диспансеризации.

studfiles.net