Методы духовного воспитания детей дошкольного возраста

Методы современного воспитания детей с выгодой для родителей и пользой для ребенка

Методы воспитания детей являются неоспоримым атрибутом жизни каждой семьи. Основы этого самого воспитания закладываются, как известно, именно в семье. И львиная доля того, что ляжет в основу поведенческих реакций детей, их жизненных принципов и суждений, идет еще из дошкольного возраста. Только настоящие родители «с большой буквы» смогут доходчиво объяснить разницу между противоположными по смыслу явлениями действительности. Равно как это сделал папа из знаменитого стихотворения Маршака, когда к ним пришел его «крошка сын».

На стадиях школьного возраста, когда у детей начинается познание окружающего мира глазами одноклассников, нужно будет просто провести повторение ранее изученного. Конечный успех этого процесса будет зависеть от того, как четко прошел первый этап воспитания.

И во многом от того, как папы и мамы сумеют справиться со своими чадами и какие при этом они будут использовать методы и приемы, зависит и то, как окружающие будут взаимодействовать с их детьми. Это касается и контакта со сверстниками во дворе, и общения с воспитателями в учреждениях дошкольного образования, и в младших классах школы.

Все хотят гордиться успехами своих детей. Ведь в этот самый момент, когда родители видят счастье ребенка от нового свершения, к ним приходит осознание того, что в этой его победе и их заслуга тоже.

Так вот чтобы помочь вам, уважаемые папы и мамы, справиться с нелегкой задачей воспитания подрастающего поколения, мы предлагаем использовать следующие проверенные теорией и практикой методы.

Под таким девизом родителей растут дети в семье, которой присущ авторитарный стиль воспитания. Причем, такие семьи были не редкостью в советский период, когда уже начиная с дошкольного возраста упор делался на строгость морали и непререкаемый авторитет родителей. Это было общеизвестно, и такая ситуация считалась вполне естественной.

Сегодня авторитаризм родителей является не менее важным инструментом в процессе грамотного и правильного воспитания. Конечно, если вдруг вы решили, что будете именно в этом ключе прививать ребенку какие-либо жизненные понятия и принципы, не стоит забывать о следующих результатах подобного воздействия на ребенка (какого бы он возраста ни был).

Далеко не всегда можно предугадать, какой реакцией со стороны детей может обернуться очередной приступ авторитарного поведения их пап и/или мам. Да, на начальном этапе детского становления маленький сын (или тем более маленькая дочь) будут беспрекословно подчиняться слову родителей. Особенно остро будут реагировать дети дошкольного возраста, чья психика слаба и находится в процессе становления. В результате раз за разом они будут виновато опускать глаза, считая, мол «раз мама с папой на меня кричат, значит, я что-то сделал(а) плохое».

Но с переходом на ступени более старшего возраста в детском сознании может накопиться злоба на родителей за то, что те им не давали свободу в выборе и действиях. И вот тут уже роль свою играет генетический фактор воли или, наоборот, ее отсутствия. Если в ребенке заложено первое, то он просто дождется момента и выскажет все, что думает о родителях.

Дети, относящиеся ко второму типу, ничего не скажут родителям, а просто станут «забитыми» и зажатыми, наделенными целым букетом комплексов и надуманных недостатков. Точнее сказать, тех, о которых постоянно твердили папы и мамы. От них дети уже не избавятся, ведь основы и поведения, и мышления закладываются уже начиная с дошкольного этапа детского развития.

В спектр таких «анти-комплиментов» входит обычно все: от упоминания об избыточном весе до указания на неспособность ребенка выполнить какое-либо действие с добавлением метафоры о месте, из которого у него, по словам родителей, растут руки. Поверьте, в учреждениях дошкольного образования придется очень несладко, если, применив, как вам казалось, уместные методы, вы «закроете» своего малыша от мира и ключ потом не подберете. И на пользу семье это не пойдет.

Если хотите добиться для ваших детей лучшего через строгость и назидательность, а не просто показать собственное превосходство в семейной иерархии, нужно правильно дозировать этот метод. В противном случае в такой семье у ребенка с раннего возраста разовьется безынициативность, он будет с низкой активностью и таким же низким уровнем самооценки. А это вряд ли можно будет назвать положительным исходом воспитания.

Будьте аккуратны, дорогие родители! Ведь существует явная разница между тем, что дети к вам прислушиваются, уважают, делая так, как вы говорите, и тем, что они беспрекословно вам подчиняются, но при этом слепо и бездумно, боясь лишь показаться непокорными.

Не подходи ко мне, я обиделась!

Так можно охарактеризовать манеру воспитания, присущую мамам (и даже в некоторых случаях папам), которые пытаются продемонстрировать метод, условно названный в психологии «демонстрацией нелюбви». Если говорить кратко, то такого рода методы состоит в том, чтобы научить детей сопереживать другим людям. Родители говорят ребенку о том, что он обидел их чувства и что он с ними должен считаться.

Но категоричность высказываний при этом заставляет детей думать, что они совершили что-то чудовищное и поэтому заслуживают того, чтобы быть отвергнутыми. Они начинают плакать, пытаются загладить свою вину или просто показывают, что им необходимо родительское внимание.

Родители же, в свою очередь, продолжают гнуть собственную линию и не подпускают детей к себе. Как вы понимаете, у такого метода тоже есть «побочные эффекты».

  1. Чувство вины. Ребенок, которому неоднократно внушают, что он за поступки необходимо нести суровое наказание, любое свое неверное действие, какого бы он возраста ни был, воспринимает как катастрофу мирового масштаба. Причем, само собой разумеется, согласно особенностям дошкольного мышления, дети могут все приукрашивать, не понимая, что проблема на самом деле не стоит и выеденного яйца. А все потому, что вы, родители, приучаете своих малышей к тому, что будете их ругать в любом случае. И ваших детей в этом уже не переубедить. Никогда!
  2. Комплекс неполноценности. Ваши бы слова — да ребенку НЕ в уши! Выше уже говорилось, что психика на стадии дошкольного развития у ребенка особенно подвержена негативному воздействию. Поэтому известную пословицу вы должны перефразировать именно так. Старайтесь не говорить ребенку, какой он плохой, не развивайте в нем чувство собственного НЕ достоинства. Даже если людям более старшего возраста указывать на то, что с ними что-то не в порядке, они волей-неволей в это захотят поверить. А уж про детей и вовсе говорить не приходится.

Так что если у вас нет намерения своей выдуманной обидой обидеть вашего ребенка по-настоящему, лучше подумайте несколько раз, прежде чем применять подобные методы на практике. Ведь отвернувшись от детей один раз, вы можете сделать так, что потом дети отвернутся от вас самих. А вот на то, чтобы вернуть доверие своего ребенка, потребуется гораздо больше усилий, чем на то, чтобы оттолкнуть его.

Понимание — самый действенный метод!

Многие современные родители, возможно, не знают, но существует и такой способ воспитания ребенка. Индукция (научное название метода) основана на демонстрации ребенку того, что и он в семье тоже имеет на что-то право. Главное здесь дать понять, но не в грубой форме, в чем у детей есть возможность участвовать, а в какие темы им вникать еще рано да и совершенно бессмысленно.

В семье должно быть разумное равноправие. В годы дошкольного, да и раннего школьного периода ребенка, родители все делают для него и иногда даже за него. Но в дальнейшем ребенку захочется полноценно участвовать в семейных делах. И при правильном подходе ребенок будет знать, по какому поводу ему стоит высказаться, а где стоит промолчать.

Если вы хотите добиться именно такого исхода процесса воспитания, нужно уметь прибегать к индукции. Нужно уметь обсуждать с ребенком ваши семейные планы, показывать, что вы с ним на одной стороне. Но помните, что перегибать палку тоже не стоит. Нельзя смешивать предоставление свободы выбора с полной свободой действия.

Последнее приведет его к ощущению собственной безнаказанности и заставит вас потом снова и снова пожинать плоды недостатков воспитания. А итогом может быть что угодно, вплоть до агрессии по отношению к вам и откровенного пренебрежения вашими чувствами в ответ на попытки вернуть утраченное.

Каждой семье присущи разные стили общения с ребенком — будь он дошкольного или раннего, или даже среднего школьного возраста, а также различные меры поощрения и наказания. Одним словом, каждая семья сама выбирает себе методы общения с детьми и то, как их использовать в повседневной жизни как можно естественнее.

Но какие бы методы воспитания своих детей вы ни использовали, помните, уважаемые родители, о самом главном. Одна английская пословица гласит, что ваши дети в любом случае будут похожи только на вас и их воспитание нужно начинать с самих себя.

Не желаете слышать брань от ваших детей — следите за своей речью! Не хотите, чтобы ваш сын начал курить — бросьте сами! Если хотите, чтобы у вашего ребенка не было вредных привычек, попробуйте посчитать, сколько есть у вас и следите, чтобы «губка» дошкольного возраста их не впитала!

В общем, создайте в семье такие условия, чтобы ему было комфортно и дома, и позднее в остальном социуме. И когда ваш ребенок подойдет к вам, обнимет и скажет, что он вас любит — вот это и будет настоящим успехом родительского воспитания.

rebenokzdorov.com

Методы воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста – сложный и важный момент для родителей, желающие вырастить счастливого и хорошего человека.

В этот, одновременно сложный и интересный, период происходит формирования личности малыша, его взгляды на окружающий мир, правильно оценивать поступки.

Направления в воспитании дошкольников

Воспитание дошкольников должно формировать чувства ответственности за совершенные поступки. Однако, работать предстоит много и бить ребенка не выход. В возрасте до 3 лет, малыши не понимают и не осознают своих поступков и правильность действий.

Главным авторитетом являются родители. С них он берет пример и подражает. В возрасте 4-6 лет, подобно взрослым, начинается возрастной кризис (первый переходной период) Позже таких периодов будет несколько.

Часть исследований показало, что переходные периоды длятся до самой старости, только имеют свои особенности и отличия.

Категории в воспитании детей

Если, по мнению специалистов, у ребенка существует склонность (талант) к этому. То есть, вы заметили, что малыш хорошо рисует и после краткого экзамена, учитель только подтвердил талант. Начинайте больше уделять этому внимание в отличие других направлений. Тоже самое и с музыкой, или спортом.

Модели воспитание детей на практике

Существуют 3 основные модели, которые применяют родители по отношению к свои чадам: авторитарный, индукция, ненависть. Применение каждых из них отдельно, дает свои результаты, как положительные, так и отрицательные.

Метод заключается в стремлению добиться поставленных результатов, где главный родитель. При малейшем непослушании родителя, ребенка строго наказывают, но в случаи других неправильных (плохих) действий, лояльность обеспечена.

Часто слышно, как взрослые кричат на малыша и объясняю: “Запомни, главный тут я, и как скажу, так и будет”. Вот это признак авторитарного воспитания. Что здесь хорошего, а что плохого.

  • Ребенок не успевает и не хочет думать собственно головой.
  • Воспитание проходит при совместном общении и находя вместе с ребенком решение. Теперь значительный вес голова имеет и малыш и часть ответственности за принятое решение. Бесспорно, это не плохой подход , ребенок начитает мыслить, решать проблемы, проявляет инициативу. Но все зависит от родителей. Насколько ему передадут полномочья. Порой, ответ родителей “решай все сам”, “все в твоих руках”, не совсем уместен в раннем возрасте.

    Часто практикуются такое воспитание детей дошкольного возраста. Мы не будет судить плохо, или хорошо. Приведет лишь сравнения, а решение за вами.

    При плохом поведении, или конкретном поступке, мама объясняет малышу, что это ты сделал плохо и я с тобой не буду разговаривать, пока ты не попросишь извинения, или не осознаешь свой поступок. Взрослые обижаются на малыша.

    Часто неосознанная детская психика начитает давать сбои. Появляется постоянное чувство страха, переживаний за любое действие, чувство вины преследует повсюду. “А вдруг мама с папой не будут со мной играть?”.

    С 2 лет, малыш окреп, хорошо ходит и начинает проверять, все на практике. Здесь с помощью родителей, необходимо четко дать понять основные аспекты, что можно, а что категорически нельзя. Существует даже поговорка, спички детям не игрушки. Такое касается и других вещей.

    Главным критерием , является ваш пример, иначе возникают противоречия между сказанным и сделанным.

    Пример: Вы ведете беседу по телефону, в этот момент ребенок не должен показывать свое недовольство криком и плачем.

    Ответственность за поступки

    С 4 до 5 лет можно приступать к развитию ответственности. Родителям играют роль арбитра. В случае необходимости подсказывать, и направлять в правильное русло. Малыш должен научиться осознавать свои действия и исполнять порученную работу.

    Например , обязательно класть игрушки на место после игры.

    К 7- ми лет, от полностью понимает о содеянном и элементарные плохие и хорошие поступки, должен отличать и нести соответствующее наказание. В этом и заключает воспитание детей дошкольного возраста.

    Проявление и понимание ответственности в дошкольном возрасте развивается у всех по-разному. У одного к 5-ти годам, у другого к 11-ти. Требовать высших материй не нужно. Ограничьтесь элементарными правилами и только после их усвоения, продвигайтесь дальше.

    Дальше во время учение в школе, подход к учебе должен быть также поступательный. Обязательно с первых дней, ребенок должен понять ответственность и принять учебу за повседневную работу.

    Еще до школы, максимально объясняйте его неправильные поступки и действия, показывая как должно быть правильно.

    Что не рекомендуется делать в дошкольном воспитании ребенка?

  • Лишают «тихого часа» в обеденное время, что бы привыкал к взрослой жизни.
  • Начинают устраивать домашние «уроки» с тетрадками, сопровождаемые переменами и звонками, осваивают программу 1-го класса.
  • Все это неправильно и рано . Всему свое время. Существуют подготовительные курсы, разработанные специалистами, где элементарное обучение проходит всего 1-2 часа в виде игр, материал усваивается легко и непринужденно в коллективе.

    В любой работе должен быть отдых, иначе со временем теряется интерес и желание. Кстати это касается и взрослых.

    Основные правила для родителей в воспитании детей дошкольного возраста

    • Вера в своего малыша. Всегда возвышайте его, не ставьте в неловкое положение, хвалите, постоянно говорите: ”все у тебя получится, ты самый умный”. В школе, или на подготовке, никто его не будет хвалить, в учителя другая задача, это должны делать только вы сам.
    • Учите осознанно думать. Сразу стоит сказать, школа этому не учит. Она дает знания, открывает новое, заставляет запоминать. Необходимо объяснить ребенку, зачем ему думать и анализировать ситуации. Перед каждым поступкам всегда стоит подумать. Создайте кумира, на кого он будет и должен ровняться. Обязательно должен быть положительный герой.
    • Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, основы и методы достижения. Формирование чувств, морали и привычек и норм в обществе. Предполагаемый результат нравственного воспитания.

    • Духовное воспитание — это длительный и трудоемкий процесс

      Каждая верующая семья с ранних лет посвящает свое чадо в религию, которую исповедует. План для родителей, залог успеха – на своем примере.

    • Гендерного воспитания детей дошкольного возраста

      Что такое, социальный статус и какое влияние имеет в будущем. Понятие гендерное воспитания, основные правила. Культура взаимопонимания и общения.

    • Воспитание по темпераменту

      Темперамент ребенка, как определить и правильно подобрать метод воспитание. Подробно особенности и поведение каждого из темпераментов. Позитивные и негативные стороны. Стоит ли переучивать и воспитывать другого человека?

    • Агрессивное поведение

      В чем проявляется агрессия, виды и способы борьбы. В каком возрасте стоит паниковать родителям. Агрессивное поведение к животным и людям. Опасность в будущем.

    • Воспитываем в доброте к близким

      Методы воспитания ребенка добрым. В чем кроется секрет успеха и как не ошибиться. Почему столько жестокости в невинном существе. Те и другие вопросы читайте дальше.

      baby-i-mama.ru

      Методы воспитания детей дошкольного возраста

      В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

      Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

      В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

      Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

      С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

      Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

      Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

      Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

      При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

      Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

      Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

      До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

      Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

      Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

      В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

      Прием – это частное проявление того или друго­го метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

      Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

      Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

      Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

      Классификация методов воспитания

      Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

      Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

      В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

      • цель – что человек хочет;

      • мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

      • средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

      • результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

      • отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

      Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

      Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

      1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

      2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения.

      3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения.

      4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

      1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные ме­тоды этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

      Эти методы направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

      Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосо­знания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

      В дошкольной образовательном учреждении осо­бенное место отводится рассказу.

      Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанни­ки получают знания о нравственных поступках, о пра­вилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествова­ния, раскрывает детям понятие положительного по­ступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

      Для детей младшей группы для рассказа подбирают­ся в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

      Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

      Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

      Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

      Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диа­лог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей

      Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 че­ловек), т. к. в этом случае все дети могут принять уча­стие в диалоге.

      Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

      По своему содержанию беседа может быть эти­ческой, эстетической, затрагивающей явления обще­ственной жизни, а также о фактах науки.

      Любая беседа требует хорошего знания своих вос­питанников, их возможностей для участия в диалоге.

      Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспита­телю. Главной фигурой при проведении беседы дол­жен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

      Беседа как метод воспитания постоянно присут­ствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функ­ция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют доста­точного жизненного опыта для глубокого и самостоя­тельного анализа фактов и содержания беседы.

      И вот тут очень важен пример как метод воспита­ния, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

      Пример – это прежде всего своеобразный на­глядный образ, яркий показательный образец, достой­ный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить сле­дующие: социальную, управленческую, воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.

      Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольника­ми пример является своеобразным наглядным посо­бием.

      Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подража­нием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

      Подражание особенно свойственно дошкольни­кам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бес­сознательного подражания переходит к преднамерен­ному, т. е. от подражания внешним действиям к подра­жанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в сло­весной форме, но он подражает внешним проявлени­ям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.

      Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подра­жания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.

      Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспита­телю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ре­бенка во всех случаях жизни.

      2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

      Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – не­пременное условие развития и воспитания личности.

      Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть не­большими группами, строить песочные дома и крепо­сти индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познаватель­ных речевых и математических конкурсах, играх.

      В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.

      Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей.

      Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья.

      В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

      А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

      По отношению к личности дошкольника деятель­ность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогичес­кой инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направ­ленные на социально нравственное становление лич­ности, формирование опыта поведения.

      Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение. Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

      Формированию привычки поведения в свое вре­мя особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он ука­зывал, что с помощью воспитания привычек, убежде­ния делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

      Приучить ребенка правильно вести себя необхо­димо с момента его прихода в младшую группу дет­ского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

      Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, опреде­ляются показатели и критерии их формированности.

      Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

      Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быст­роты и качества.

      Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педа­гогов и воспитателей внимательного, заботливого от­ношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.

      Режим жизни в детском саду положительно вли­яет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.

      Метод приучения органически связан с таким ме­тодом воспитания как упражнение. Если метод приуче­ния связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

      Система упражнений необходима для формирова­ния привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закреп­ление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дресси­ровку, как механическое повторение действий. Упраж­нения связаны с организацией жизни детей, с их раз­нообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соот­ветствии с принятыми в обществе нормами и правила­ми. Например, дети играют в магазин. Здесь они учат­ся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.

      С помощью метода упражнений ре­бенок в специально созданных педагогических ситуа­циях овладевает опытом общественного поведения.

      При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.

      Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поста­вить ребенка перед фактом выбора поступка (пригла­сить ли сверстника в игру, поделиться или нет люби­мой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

      Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ре­бенка.

      3. К методам стимулирования и мотивации дея­тельности и поведения относятся: поощрение, наказа­ние, соревнование.

      Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

      Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

      В дошкольном учреждении поощрение часто свя­зано с наградой в виде разрешения поиграть с опре­деленной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.

      Однако следует постоянно следить за тем, как дети ре­агируют на поощрение, – ждут подарков или начи­нают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный под­ход в воспитании.

      Наказание принято считать дополнительным ме­тодом воспитания. Само наказание связано с осужде­нием отрицательного поступка, отрицательного отно­шения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказа­ние не должно вызывать у ребенка страдания, отрица­тельных эмоций.

      К методу наказания воспитатели должны относить­ся очень осторожно. Следует учитывать, что в совре­менных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым раз­личным заболеваниям, они физически слабые. В педа­гогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолиро­вать ребенка от группы сверстников, а некоторых де­тей нельзя осуждать в присутствии других.

      В практической деятельности педагоги, воспитате­ли, выбирая методы воспитания, руководствуются це­лью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивиду­альные особенности большей части воспитанников.

      В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необ­ходимо педагогическое мастерство, наличие творчес­кого подхода в организации воспитательного процес­са.

      Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоя­тельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств вос­питания и воспитуемых личностей предписывать ка­кие-нибудь общие воспитательные рецепты».

      Задания для самостоятельной работы

      1. Существует ли взаимосвязь цели, задач, содержа­ния и методов воспитания?

      2. Раскройте классификацию методов воспитания.

      3. В чем специфика использования методов поощре­ния и наказания к детям дошкольного возраста?

      4. Проанализируйте, какие методы воспитания были использованы воспитателем на учебном занятии с детьми или во время утренней прогулки.

      5. Составьте систему педагогических ситуаций для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций в группе детей.

      doshkolnuk.com

      Методики и методы воспитания детей дошкольного возраста

      С появлением малыша в семье любящие родители стремятся подарить ему как можно больше тепла и заботы. В этот период они зачастую не задумываются о необходимости применения той или иной методики воспитания. К тому же некоторые педагоги уверены, что для воспитания ребенка первых лет жизни вполне достаточно внимательного родительского отношения. Поэтому простое общение с малышом, совместные прогулки и наблюдения, несомненно, буду способствовать его развитию. Но по мере взросления маленького человечка, родители начинают задумываться о необходимости некой четкой системы воспитания, способствующей наиболее гармоничному развитию их чада. В то же время, приступив к изучению данного вопроса, они сталкиваются с различными методиками воспитания и развития детей и порой теряются, не зная, какой из них отдать предпочтение. Предлагаем поговорить о наиболее распространенных педагогических системах и методиках для дошкольников.

      Популярные методики воспитания детей дошкольного возраста

      Как правило, основной целью современных методик воспитания и развития детей является формирование самостоятельности и творческого мышления малыша, привитие ему любви к самообучению и получению знаний. Данные методики предлагают свои способы обучения счету, чтению, письму, а также другим необходимым малышу знаниям.

      К наиболее распространенным методикам воспитания детей относят следующие:

    • вальдорфскую систему;
    • методику Глена Домана;
    • педагогику Марии Монтессори;
    • методику Николая Зайцева;
    • систему Никитиных.
    • Методы воспитания детей дошкольного возраста по вальдорфской системе

      Методы воспитания детей по Глену Доману

      Данная методика в первую очередь направлена на обучение малыша чтению. Ее суть состоит в том, что взрослый на короткое время (1-2 секунды) предлагает ребенку взглянуть на карточку с написанным словом, после чего произнести его. При этом рядом со словом помещается соответствующее изображение. Автор методики утверждал, что таким образом малыш запоминает все слово, а не обучается чтению по слогам. К недостаткам данной системы обучения можно отнести то, что при просмотре карточек ребенок выполняет пассивную роль. Кроме того, процесс их изготовления довольно трудоемкий, что требует значительных затрат вспомогательного материала.

      Методика воспитания и развития детей по системе Марии Монтессори

      Автор данной системы настаивала на том, что малыша не нужно заставлять учиться, его необходимо заинтересовать, поэтому она разработала целый комплекс занятий и упражнений. Для многих из них нужны различные материалы, например, дощечки, фигуры, рамки и вкладыши.

      Методика Николая Зайцева

      Данная система предполагает обучение малышей чтению при помощи специальных кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с ними, кроха составляет различные слова. Помимо того, такие кубики отличаются по цвету, объему, весу, и даже по звучанию наполнителя, что также способствует когнитивному развитию ребенка. В то же время методика требует терпения со стороны родителей и немалой усидчивости со стороны детей.

      Методики воспитания детей дошкольного возраста по системе Никитиных

      Главной задачей воспитания, согласно данной методике, является максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных способностей малыша. Игры Никитиных развивают у ребенка логическое мышление, а также учат его принимать решения. Заниматься по этой системе можно с детьми, достигшими 1,5 года.

      Какую методику предпочесть?

      Традиционные методы воспитания детей в семье

      Люди с консервативными взглядами на развитие и обучение детей, не считают нужным применять какие-то специальные системы и методики, поэтому они воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Зачастую они являются приверженцами следующих педагогических методов:

    • убеждение, путем объяснений;
    • приучение малыша к труду;
    • поощрение и наказание;
    • воспитание на личном примере.
    • Метод поощрения и наказания для многих родителей является основным способом воспитания своего чада. При этом за хороший поступок малыш вознаграждается, а за плохой – несет заслуженное наказание, но ни в коем случае не телесное. В этом деле главное, не переусердствовать, чтобы ребенок не превратился в вымогателя.

      Замечательным методом воспитания детей в семье являются занятия в форме игры. Ведь обыгрывая определенную ситуацию, малыши учатся находить верное решение в жизни. При этом различные психологические проблемы ребенка легче поддаются коррекции с помощью игровых занятий и сказкотерапии.

      Еще один метод воспитания детей в семье – формирование самостоятельной личности ребенка путем предоставления ему свободы выбора. Малыш с рождения является свободным и принадлежит не родителям, а себе. Но не стоит путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством. К сожалению и это можно наблюдать в некоторых семьях, но данный метод является преступным по отношению к малышу.

      www.wjtoday.ru

    • Главная
    • Детский сад
    • Методы воспитания детей дошкольного возраста
    • Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация

      МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

      – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

      – совокупность путей, способов достижения целей.

      – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

      В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

      Наглядные методы и приемы обучения

      1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

      Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

      2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

      Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

      Словесные методы и приемы обучения

      1- Рассказ педагога.

      Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

      2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

      По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

      По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

      4- Чтение художественной литературы.

      • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

      • указание (целостное и дробное) ;

      • беседа (после экскурсии, прогулки,

      просмотра диафильмов и т. п.) .

      Игровые методы и приемы обучения

      1. Дидактическая игра

      2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

      • внезапное появление объектов;

      • выполнение воспитателем игровых

      • загадывание и отгадывание загадок;

      • введение элементов соревнования;

      • создание игровой ситуации.

      Практические методы обучения

      1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

      2- Элементарные опыты, экспериментирование.

      Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

      3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

      Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

      — содержания учебного материала;

      — возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

      — формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

      — оснащенности педагогического процесса;

      СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

      – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

      Классификация средств воспитания

      (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

      Средства материальной культуры

      – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

      Средства духовной культуры

      – книги, предметы искусства, речь.

      Явления и объекты окружающего мира

      – явления природы, растительный и животный мир.

      – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

      Выбор средств обучения зависит от:

      — закономерностей и принципов обучения;

      — общих целей обучения, воспитания и развития;

      — конкретных образовательных задач;

      — уровня мотивации обучения;

      — времени, отведенного на изучение того или иного материала;

      — объема и сложности материала;

      — уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

      — возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

      — типа и структуры занятия;

      — взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

      — материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

      — особенностей личности педагога, его квалификации.

      Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

      в младенческом возрасте

      Возрастная категория (2 месяца — 1 год)

      — непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

      — манипулирование с предметами

      — восприятие музыки, детских песен и стихов,

      в раннем возрасте

      Возрастная категория (1 год — 3 года)

      — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

      — экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

      — общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

      — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

      — восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

      для детей дошкольного возраста

      Возрастная категория (3 года — 8 лет)

      — игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

      — коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

      — познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

      — восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

      — конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

      — изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

      — музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

      — двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

      1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

      2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

      3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс], режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok

      Воспитание детей дошкольного возраста — Психология — Современная медицинская энциклопедия

      Методы воспитания детей дошкольного возраста

      По сути, существует 3 основных метода воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, индукция и «демонстрация нелюбви». Их применение позволяет достичь разных результатов.

      Авторитарный метод воспитания

      В основе этого метода лежит стремление добиваться детского послушания как главного результата воспитания. Если ребенок не признает авторитета родителей, его строго наказывают.

      Однако такая тактика родителей приводит к тому, что ребенок выполняет требования только из страха быть наказанным. Для него в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность.

      При данном стиле воспитания ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество — при возникновении каких-либо недоразумений родители вместе с ребенком пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом ребенку дают понять, что он тоже имеет право голоса.

      «Демонстрация нелюбви»

      Это достаточно распространенный метод воспитания детей дошкольного возраста, при котором родители демонстративно показывают ребенку свою обиду, не общаются с ним (не разговаривают, не играют с ним, иногда даже делают вид, что и вовсе не замечают его) . Таким образом, они дают понять ребенку, что он поступил неправильно и не оправдал их надежд. У большинства детей дошкольного возраста такой метод воспитания становится причиной сильных внутренних переживаний. У многих из них возникают комплексы и чувство вины.

      Метод воспитания детей дошкольного возраста характеризует родителей

      То, как родители воспитывают своих детей, может многое рассказать о них самих — об их детстве, характере. Лети очень хорошо «чувствуют» настроение взрослых: их искренность, доброту или неприязнь по отношению к ним.

      Они нередко идентифицируют себя с теми людьми, которые их воспитывают, и становятся похожими на них. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».

      Воспитание — это не дрессировка. Требования родителей должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя требовать от ребенка слишком многого, но еще хуже не предъявлять вообще никаких требований.

      Маленькие дети обладают хорошей памятью. Сильные впечатления, испытанные в раннем детстве оставляют глубокий след в памяти ребенка. Поэтому важно не только заботиться о физическом здоровье ребенка, но и окружить его заботой и любовью.

      Часто при общении с детьми родители проявляют излишнюю активность. Необходимо дать ребенку больше свободы действий. Он должен самосовершенствоваться и сам познавать окружающий мир.

      Не следует постоянно все делать за него. Ребенок любопытен по натуре, поэтому многое способен познать и без помощи родителей.

      Для здоровья ребенка очень важен режим дня с обязательным тихим часом. Без послеобеденного отдыха день для него будет слишком длинным и утомительным. Благодаря сну ребенок может отдохнуть и накопить силы для игр во второй половине дня.

      В таком возрасте у детей еще нет четких границ между реальным миром и фантазиями, поэтому родители должны проявлять понимание и не смеяться над его фантазиями.

      Детский лепет — это первые речевые упражнения. Предложениями ребенок обычно начинает говорить в возрасте трех лет. Постоянное общение с ребенком оказывает огромное влияние на его интеллектуальное и речевое развитие.

      Не стоит проявлять слишком большого упорства при обучении ребенка «ходить на горшок». На втором году жизни он научится этому самостоятельно. В этом случае очень важно доверять своему ребенку.

      Если он «сходил на горшок», то за это его надо обязательно похвалить.

      Что должны уметь малыши?

      До пятого года жизни дети должны приобрести немало навыков:

    • Бегать, ходить по ступенькам, а также выполнять несложные поручения.
    • Брать предметы.
    • Воспитание детей дошкольного возраста: методы и разновидности

      Воспитание детей дошкольного возраста — сложный и важный момент для родителей, желающие вырастить счастливого и хорошего человека.

      Правильное воспитание до школы, своего рода фундамент, с которого начинается строительство и правильное развитие всего последующего: навыков, способностей, характера.

      Направления в воспитании дошкольников

      Процесс воспитания ребенка дошкольного возраста характеризуется двумя основными направлениями: подготовкой к школе, развитие как личности. Но в воспитании, должны участвовать сразу оба фактора.

      Категории в воспитании детей

      Кроме основных направлений, воспитание делится на категории: художественное, физическое, умственное, патриотическое, нравственное, духовное, гендерное, трудовое, эстетическое. Все эти категории, мы разберем отдельно.

      Следует лишь сказать, что целеустремленно развивать только одно из выше описанных направлений можно только в одном случаи.

      Если, по мнению специалистов, у ребенка существует склонность (талант) к этому. То есть, вы заметили, что малыш хорошо рисует и после краткого экзамена, учитель только подтвердил талант. Начинайте больше уделять этому внимание в отличие других направлений.

      Тоже самое и с музыкой, или спортом.

      Существую и скрытые таланты, которые необходимо открыть и познать. Но это не означает, что духовное, умственное или патриотическое воспитание должно остаться поза вниманием.

      Модели воспитание детей на практике

      Часто слышно, как взрослые кричат на малыша и объясняю: «Запомни, главный тут я, и как скажу, так и будет». Вот это признак авторитарного воспитания. Что здесь хорошего, а что плохого.

    • Малыш четко понимает указание, как солдат в армии, все команды.
    • Понимает ответственность и строгое наказание за не выполненную работу.
    • Его действия побуждает страх перед родителями, в плохие поступки со сверстниками, на которых родители не обращают внимание, остаются безнаказанными.
    • Также все хорошо считается по мнению близких и насколько адекватен отец с мамой, настолько малыш правильно все делает. Ребенок практически безынициативен.
    • Воспитание проходит при совместном общении и находя вместе с ребенком решение. Теперь значительный вес голова имеет и малыш и часть ответственности за принятое решение. Бесспорно, это не плохой подход, ребенок начитает мыслить, решать проблемы, проявляет инициативу.

      Но все зависит от родителей. Насколько ему передадут полномочья. Порой, ответ родителей «решай все сам», «все в твоих руках», не совсем уместен в раннем возрасте.

      Часто неосознанная детская психика начитает давать сбои. Появляется постоянное чувство страха, переживаний за любое действие, чувство вины преследует повсюду. «А вдруг мама с папой не будут со мной играть?».

      Познание мира на практике

      С 2 лет, малыш окреп, хорошо ходит и начинает проверять, все на практике. Здесь с помощью родителей, необходимо четко дать понять основные аспекты, что можно, а что категорически нельзя. Существует даже поговорка, спички детям не игрушки.

      Такое касается и других вещей.

      Главным критерием, является ваш пример, иначе возникают противоречия между сказанным и сделанным.

      С 4 до 5 лет можно приступать к развитию ответственности. Родителям играют роль арбитра. В случае необходимости подсказывать, и направлять в правильное русло.

      Малыш должен научиться осознавать свои действия и исполнять порученную работу.

      Например, обязательно класть игрушки на место после игры.

      Проявление и понимание ответственности в дошкольном возрасте развивается у всех по-разному. У одного к 5-ти годам, у другого к 11-ти. Требовать высших материй не нужно.

      Ограничьтесь элементарными правилами и только после их усвоения, продвигайтесь дальше.

      К примеру: Если ребенок не выучит всех букв, читать он точно не научится. Детская психика очень хрупкая и вы всегда должны оставаться авторитетом и надежной опорой.

      Что не рекомендуется делать в дошкольном воспитании ребенка?

      Некоторые родители, решившие принять активное участие в дошкольном воспитании ребенка непосредственно перед школой, допускают много ошибок.

    • Лишают «тихого часа» в обеденное время, что бы привыкал к взрослой жизни.
    • Начинают устраивать домашние «уроки» с тетрадками, сопровождаемые переменами и звонками, осваивают программу 1-го класса.
    • Все это неправильно и рано. Всему свое время. Существуют подготовительные курсы, разработанные специалистами, где элементарное обучение проходит всего 1-2 часа в виде игр, материал усваивается легко и непринужденно в коллективе.

      Ваша задача научит простым правилам и главное правильно мыслить и понимать все свои действия. В конечном результате, ребенок сам со временем начнет делать свои правильные выводы и принимать адекватные действия. Вам останется только наблюдать и подсказывать.

      Основные правила для родителей в воспитании детей дошкольного возраста

    • За все результаты ответственны только вы, и с рождением малыша, начинается ваше воспитание. Ничего пока не потеряно, все в ваших руках.
    • Вера в своего малыша. Всегда возвышайте его, не ставьте в неловкое положение, хвалите, постоянно говорите: «все у тебя получится, ты самый умный». В школе, или на подготовке, никто его не будет хвалить, в учителя другая задача, это должны делать только вы сам.
    • Любите по-настоящему его.
    • Вот простые рекомендации и способы, методики воспитание детей дошкольного возраста. Выбирать и внедрять только вам дорогие родители.

      Популярные методы воспитания детей дошкольного возраста

      Методы воспитания детей дошкольного возраста по вальдорфской системе

      Согласно данной методике, малыша до семилетнего возраста не стоит нагружать обучением письму, чтению, счету и логике. При этом родители должны всячески раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, воспитывая его в гармонии с природой. Крохе предлагается петь, рисовать, танцевать и т.д.

      Методы воспитания детей по Глену Доману

      Данная методика в первую очередь направлена на обучение малыша чтению. Ее суть состоит в том, что взрослый на короткое время (1-2 секунды) предлагает ребенку взглянуть на карточку с написанным словом, после чего произнести его.

      При этом рядом со словом помещается соответствующее изображение. Автор методики утверждал, что таким образом малыш запоминает все слово, а не обучается чтению по слогам.

      К недостаткам данной системы обучения можно отнести то, что при просмотре карточек ребенок выполняет пассивную роль. Кроме того, процесс их изготовления довольно трудоемкий, что требует значительных затрат вспомогательного материала.

      Методика воспитания и развития детей по системе Марии Монтессори

      Данная методика рассчитана на детей 2,5-3 лет. Ее главным принципом является то, что ребенку предоставляется полная свобода выбора, он сам выбирает вид занятия и его продолжительность.

      Методика Николая Зайцева

      Данная система предполагает обучение малышей чтению при помощи специальных кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с ними, кроха составляет различные слова.

      Помимо того, такие кубики отличаются по цвету, объему, весу, и даже по звучанию наполнителя, что также способствует когнитивному развитию ребенка. В то же время методика требует терпения со стороны родителей и немалой усидчивости со стороны детей.

      Методики воспитания детей дошкольного возраста по системе Никитиных

      Какую методику предпочесть?

      Если родители стоят перед выбором подходящей методики для своего ребенка, им стоит помнить, что нет смысла слепо придерживаться той или иной системы развития лишь на основании ее популярности. Каждый ребенок индивидуален, поэтому если предложенные ему методы оказываются не достаточно эффективными либо вызывают у него негативные эмоции, взрослым не нужно настаивать.

      Универсальной методики воспитания детей не существует и успешное выполнение заданий в некоторых случаях является менее важным, чем формирование у ребенка важных ценностей и морально-этических принципов, привить которые невозможно без личного примера.

      Традиционные методы воспитания детей в семье

      Детей подросткового возраста рекомендуется воспитывать методом беседы, ведь в этот период все остальные способы оказываются уже недейственными.

      Еще один метод воспитания детей в семье – формирование самостоятельной личности ребенка путем предоставления ему свободы выбора. Малыш с рождения является свободным и принадлежит не родителям, а себе.

      Но не стоит путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством. К сожалению и это можно наблюдать в некоторых семьях, но данный метод является преступным по отношению к малышу.

      Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста — «Ваше все»

      Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.

      Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.

      Дошкольное воспитание детей: два направления

      Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни.

      Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.

      Воспитание дошкольников: подготовка к школе

      Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.

    • 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
    • 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
    • 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
    • 4. Присущи ли ребенку различные интересы?
    • Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.

      Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?

      Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал») , устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

      Что нужно делать в дошкольном воспитании?

      Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.

      Развитие детей дошкольного возраста: мелкая моторика

      Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук.

      Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

      Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

      Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни.

      Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.

      Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы) . А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые) , детали конструктора, счетные палочки и т. д.

      Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.

      А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

      Особенности психологии дошкольников

      Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка.

      Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.

      Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

      Дошкольное воспитание детей: от 4 до 6

      Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник) .

      Дошкольное воспитание детей 6 лет

      Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители.

      Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.

      Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

      Дошкольное воспитание детей: нужны ли детям «страшилки»?

      Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Некоторые родители, заботясь о правильном дошкольном воспитании и обучении, иногда пытаются развить в малыше «храбрость», рассказывая ему страшные истории.

      Практически все дети изначально настроены на позитивное восприятие событий, они — оптимисты по натуре. Вот почему при дошкольном воспитании нужно избегать страшных сказок и всевозможных «страшилок»: хрупкая и ранимая психика ребенка может пострадать, дети в этом возрасте еще не подготовлены к восприятию негатива.

      Старайтесь сохранить светлое и доброе восприятие жизни в ребенке. Почаще говорите, что любите его, обнимайте, целуйте, хвалите. Это очень важно для правильного дошкольного воспитания.

      Ваша забота, внимание и любовь дают ребенку ощущение защищенности, а впоследствии это чувство перерастет в уверенность в собственных силах.

      Если уделять дошкольному воспитанию детей достаточно внимания, интересуясь методиками воспитания детей дошкольного возраста, это обязательно принесет свои плоды, наложив отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

      Дошкольное воспитание: помогаем ребенку избавиться от страхов

      Психологи, занимающиеся вопросами дошкольного воспитания и являющиеся авторами методики воспитания дошкольников, утверждают, что страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

      Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

      – запирать его одного в комнате;

      – пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму») ;

      – бить (по лицу, рукам) ;

      – пугать волком, собакой и другими животными;

      – переставать разговаривать с ребенком;

      – заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

      Грамотное дошкольное воспитание детей предусматривает понимание детских страхов. Если ваша цель заключается в правильном воспитании детей дошкольного возраста, нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

      И конечно, процесс воспитания детей дошкольного возраста должен полностью исключать высмеивание малыша, особенно перед другими детьми или взрослыми. На этом настаивают все методики воспитания дошкольников.

      Дошкольное воспитание детей — это прежде всего стремление понять их и принять такими, какие они есть. Если ваш малыш боится кого-то конкретного — Бабу-Ягу, например, Домового или Лешего, — поиграйте с ним в сказочных героев, покажите их добрыми и нестрашными. Такое дошкольное воспитание обязательно поможет малышу справиться со страхами.

      Еще один хороший метод, который рекомендует программа воспитания дошкольников, — нарисовать вместе с ребенком его страхи, а потом сжечь их или выбросить.

      Многие дети боятся темноты. В этом случае программой воспитания дошкольников предусматриваются следующие правила:

      – не закрывать двери в детскую слишком плотно;

      – оставлять на ночь горящий ночник;

      – походить по темной комнате вместе с ребенком, находя на ощупь разные предметы.

      Психологи, специализирующиеся на воспитании младших дошкольников, рекомендуют не устраивать перед сном шумных игр, не читать страшных сказок, не смотреть мультфильмов про людоедов и злых колдунов.

      На нашем сайте дошкольного воспитания вы найдете много интересных и полезных материалов, посвященных системе воспитания дошкольников.

      Другие статьи по теме:

      Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

      «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя.

      Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

      Безопасность детей дошкольного возраста

      Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг.

      Занятие педагога-психолога «Лев — царь зверей» для детей младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Представленный конспект является составной частью авторской развивающей.

      Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

      Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

      Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » — заявля.

      Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

      Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация — одна из ведущих идей модерни.

      Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв.

      Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас.

      Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Карпова Татьяна Иннокентьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17.

      Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти.

      raguda.ru