Методики развития ребенка по годам

Умственное развитие ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.
  • Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

    Эмоциональное, речевое и логическое развитие

    Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

    С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

    Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

    В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

    Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

    Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

    Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

    Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

    Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

    mezhdunami.net

    Методики развития детей от 1 года

    Пожалуй, одно из самых долгожданных и радостных событий для молодых родителей – это первый день рождения их малыша. Ведь на протяжении всего года они наблюдали за его взрослением и развитием, опираясь при этом на календарь развития ребенка до 1 года. Именно в год подводятся первые итоги. В это же время можно приступать к наиболее активному развитию ребенка, предлагая ему те занятия и игры, в основе которых лежат методики развития детей от 1 года.

    Особенности интеллектуального и физического развития детей в 1 год

    Годовалые дети мало сидят на одном месте, ведь большую часть времени они пребывают в движении. Они совершенствуют уже имеющиеся физические навыки и просто исследуют окружающий мир. Дети в 1 год уже могут:

    — складывать всевозможные предметы, стучать ими или бросать, толкать их или тащить;

    — забираться на небольшие возвышенности вроде стула, дивана, кресла;

    — ловить и бросать крупные мячи;

    — интересуются окружающими объектами;

    — откручивают крышки и открывают ручки дверей, выполнят иные действия пальчиками.

    Кроме того, для годовалых малышей характерно проявление познавательной активности и любопытства. Они постоянно проводит эксперименты с различными предметами, изучает движущиеся объекты и механизмы. Поэтому различные методики раннего развития детей от 1 года могут предполагать:

    — объединение однотипных предметов – строительство башен из кубиков, собирание картинки из нескольких частей, игры с вкладышами и пр.;

    — сравнение предметов друг с другом;

    — указывают пальцем на картинки, в том числе и в книжках, выделяя на них знакомые предметы;

    — возятся с песком и водой;

    — рисуют на листе бумаги;

    — понимают многие слова, в том числе и «нельзя»;

    — подражают действиям взрослых;

    — выполняют заданную последовательность действий.

    Действенные методики развития детей от 1 года

    На сегодняшний день активно используется на практике сразу несколько методик развития детей от 1 года. К их числу относятся:

    1. Методика Зайцева.

    2. Методика Домана.

    3. Методика Монтессори.

    4. Методика Добрые сказки.

    5. Методика Школа семи гномов и некоторые другие.

    На некоторых из них стоит остановиться более подробно. В частности уникальная методика под названием «Добрые сказки» была разработана Скребцовой и Лопатиной. По сути, она является сборником рассказов и сказок, благодаря которым малыши учатся сопереживанию и доброжелательности, что способствует их духовному развитию. Рассчитана данная методика на современные занятия с малышами.

    Сама методика предполагает следующую структуру занятий:

    1. Беседа педагога или родителя с малышом о теме предстоящего занятия.

    2. Чтение сказки или стиха по теме.

    3. Обсуждение прочитанного материала.

    4. Выполнение того или иного развивающего задания.

    Благодаря практическому применению этой методики у детей происходит развитие творческого потенциала и речевых навыков, а также памяти, усидчивости и внимания.

    «Школа семи гномов» изначально разрабатывалась как методика, направленная на домашнее развитие детей от рождения и до семи лет. По своей сути она является серией развивающих пособий, которые составлены с учетом особенностей того или иного возраста ребенка. В каждом таком пособии можно найти страничку, предназначенную для родителей, где и расписывается суть предстоящих занятий с малышом и методика их проведения.

    При этом в таких пособиях все иллюстрации грамотно подобраны, а задания подобраны интересно, с учетом особенностей развития детей в тот или иной период времени. Также стоит отметить, что в таких пособиях страницы съемные, что позволяет развешивать их по всей комнате. Благодаря этому дети без труда повторяют тот материал, который был изучен ранее.

    Проведение развивающих занятий с ребенком по такой методике требует систематичности. Первые разы нагрузка рассчитывается всего на 5 минут в день, но с течением времени она будет постепенно возрастать.

    Задачи раннего развития ребенка в 1 год

    Не все родители, которых интересуют методики развития детей в 1 год, знают о первоочередных задачах раннего развития годовалых малышей, а также о том, какой дидактический материал наилучшим образом для них подойдет. При этом специалисты предлагают делать основной упор на развитие речевых навыков крохи и пополнение словарного запаса. Помимо этого раннее развитие детей преследует и иные цели, в зависимости от конкретной методики:

    1. Координация движений и развитие мелкой моторки рук. Ведь те игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, способствуют и достаточно активному развитию речи детей. Речь идет о пальчиковых играх, игрушках-вкладышах, крупных пазлах и прочем материале. Если сенсорное развитие годовалого ребенка будет систематическим, то уже к двум годам ребенок будет самостоятельно сортировать предметы по их форме и размеру, собирать пирамидку и соотносить фигуры с рисунками или отверстиями.

    2. Мышление и логика, интеллектуальные способности. Для этой цели как нельзя лучше подходит методика Монтессори. В этом случае в рамках занятий может проходить работа с природным материалом, кусочками ткани, пуговицами, а также бусами, шнуровкам. При постоянных и правильных занятиях к двум годам ребенок сможет сортировать предметы по цветам, форме и величине, а также различать основные цвета.

    3. Развитие творческого потенциала. Эти занятия способствуют развитию памяти и интеллекта, а также внимания. Также они способствуют формированию речевых навыков и совместным играм.

    Так или иначе, все развивающие занятия должны проходить в ненавязчивой игровой форме. Если малышу будет действительно интересно, то первые результаты появятся намного быстрее, чем при навязывании ему того или иного дела.

    mamairebenok.com

    Развитие ребенка до 1 года. Не упускаем время!

    Еще, будучи беременной, мне попалась книжка Масару Ибука «После трех уже поздно», где активно предлагалось раннее развитие малышей с рождения и до трех лет. Якобы, после этого возраста закрывается «окошечко», и ребенка научить чему-либо становится сложнее. А до трех лет идет активное усвоение информации и получения навыков. У малыша будет больше шансов стать образованным, музыкальным, спортивным (смотря куда родители захотят дитя подать). В качестве примера приведены Моцарт и Джон Стюарт Милл, чьи папы активно занимались с детьми, почему и добились они выдающихся результатов.

    Конечно, меня захлестнуло тщеславие и очень захотелось вырастить гения! Я подготовила диски с классической музыкой, накачала аудиокниги, поглядывала на секции, куда ребенка можно будет отдать пораньше… И очень сильно расстраивалась, когда, родившись, дочь ела, спала и… снова спала. Классику не слушала – плакала. Дядечка, что читал книгу, периодически делал это то тихо, то громко, отчего ребенок пугался и уже не хотел продолжения. Даже обычную гимнастику сопротивлялась выполнять. Все мои фантазии о гении улетучились!

    Более того, пришли проблемы понасущней – нужно было налаживать лактацию, следить за своим питанием, не забывая кормить мужа «обычной» пищей, мыть, пеленать, укладывать ребенка, следить за домом и т.д.

    «Ну что ж, пусть наше раннее развитие начнется чуть позже» — подумала я, и успокоилась.

    И, слава Богу! В какой-то момент я поняла, что это Я ХОЧУ, чтобы ребенок был каким-то. Чего хотела бы дочь – неизвестно.

    Изучая потребности младенца, выяснила, что удовлетворяя их – мы как раз создаем условия для гармоничного развития. Почему меня зацепила фраза именно гармоничного? Потому что важно, чтобы ребенок развивался не только физически или умственно, но и в психологически комфортном ему режиме. Не испытывал напряжения (хуже – перенапряжения), шел в своем ритме. Чтобы у него был интерес и доверие к миру.

    Я не буду писать о том, что каждая методика раннего развития имеет, как поклонников, так и ярых противников. Каждая мама сама решает, что подойдет ее ребенку, а что нет. Однако, книга Масару Ибука была раскритикована и ее данные опровергнуты. Исследования доказали, что после трех лет «окошечко» в развитии не закрывается. Более того, детки, кого перегружали информацией в малолетстве, имели проблемы с общением и др.

    Давайте посмотрим, что действительно нужно малышам, чтобы в будущем раскрыть свои таланты, без ущерба в какой-то сфере жизни.

    Прежде всего, ребенку, чтобы развиваться, необходима атмосфера – любви, принятия и безопасности.

    Если малыш находится в состоянии стресса, развиваться ему сложно. А ведь сразу после рождения именно это и происходит! Ребенок попадает в незнакомую среду, где ему нужно адаптироваться. Помогает ему в этом мама.

    Что усугубляет стресс?

    — Частое отлучение мамы

    — Игнорирование плача и призывов

    — Психоэмоциональное состояние мамы

    Что помогает малышу гармонично развиваться?

    Чем чаще мама берет ребенка на руки – тем лучше. Доказано, что мамины прикосновения стимулируют развитие нервной, эндокринной и иммунной систем. Мама помогает малышу мягко адаптироваться к окружающей среде. В ее руках малыш чувствует себя в безопасности.

    Несмотря на то, что на сегодня имеются противники укачиваний младенцев (мол, привыкает спать только под укачивания), это действие имеет крайне положительный эффект – формируется вестибулярный аппарат. Этот процесс проходит три этапа — сначала ребеночек «качается» в утробе матери, затем, когда носится на ручках, а, вскоре – при самостоятельном прыгании, кручении и проч.

    Ни в коем случае не трясите ребенка! Движения должны быть мягкими и плавными. Никакой резкости! Следите, чтобы не было перепадов в качании.

    Дарит иммунитет (очень важный фактор!)

    Почему грудь находится не на уровне живота или попы, а именно на уровне сердца? Потому что грудь и сердце взаимосвязаны. О материнском молоке говорят — «Любовью кормит». И это действительно так. Во время кормления между мамой и младенцем устанавливается благоприятная психоэмоциональная связь. Молоко «подстраивается» под потребности ребенка. Когда малыш простужен – в молоке появляются иммуноглобулины, помогающие побороть инфекцию, не может долго уснуть – с приливом придут морфины, и ребенок расслабится. Не говоря уже о жирности и питательности, необходимые ИМЕННО ЭТОМУ малышу. Функция сердца – любить, и именно эта материнская любовь «подсказывает» организму, что необходимо ребенку.

    Еще один повод быть вместе. Когда малыш спит вместе с мамой – у него создается чувство безопасности. Он улавливает ритм ее сердцебиения и дыхания, подстраивается под них. При просыпании – тут же получает грудь. Мама может кормить ребенка в полусне. Таким образом, никуда не вставая, мамы лучше высыпаются и находятся в благоприятном расположении духа.

    Кто-то боится задавить ребенка во сне. Однако, у мам в мозгу есть специальный «отдел», который отвечает за связь с ребенком. Именно он следит за безопасностью малыша (в том числе и во время сна). Я знаю только один случай, когда мама задавила ребенка. И, прежде чем уснуть, она изрядно выпила алкоголя.

    Общайтесь с малышом! Даже если он вас еще не понимает. Не зная слов, ребенок улавливает интонации, следит за мимикой. Улыбайтесь, рассказывайте обо всем! Особенно, что его любят, что мир прекрасен и мама всегда рядом!

    Играйте! В ладушки, пестушки, ку-ку и прочие игры. Читайте стишки, пойте колыбельные, рассказывайте сказки.

    Обнимайтесь! Чаще прикасайтесь к ребенку, целуйте, гладьте, будьте открыты его неожиданным проявлениям любви!

    Практически каждая мама торопит время. «Скорее бы сел, скорее бы пошел…», а кто-то даже беспокоится «до сих пор не сидит, так и не ползает», получая советы от некомпетентных лиц – усадить в подушки, купить ходунки, отдать на раннее плавание… Не торопите ребенка! Всему свое время! Вы можете навредить – ранние присаживания опасны для позвоночника, ранняя ходьба – для опорно-двигательного аппарата.

    Вот мнение Марии Горн (специалиста по ГВ, автора проекта «Секреты счастливого материнства») о раннем плавании, динамической гимнастике и массаже:

    «Старайтесь всегда смотреть на психическое состояние ребенка, а потом уже на его моторные навыки и ловкость. Если ребенок комфортно развивается в психологическом плане, то и в физическом проблем не будет.

    С этой точки зрения очень вредны такие практики как плаванье, динамическая гимнастика, различные массажи со слезами.

    С физической стороны они действуют положительно, укрепляют моторные навыки. Но с психологической — являются стрессовой для малыша и гармония развития ребенка нарушается».

    Динамическая гимнастика или массажи проходят со слезами – это повод сменить специалиста или прекратить их вообще (если делаете их не для лечения, а для профилактики, с целью раннего развития).

    Занимайтесь с малышом на фитболе, делайте гимнастику и массаж в благоприятном расположении духа у ребенка, наблюдайте за его эмоциями.

    7.Психологический климат в семье

    Глядя на маму с папой, на их взаимоотношения между собой, на то, как они общаются с друзьями-родственниками — малыш учится выстраивать отношения. Если мама и папа постоянно спорят, то и ребенок будет заядлым спорщиком.

    Чем более благоприятная обстановка будет в семье, тем лучше ребенок будет развиваться (безопасность, отсутствие стресса). Сюда же – состояние мамы. Ребенок находится в психоэмоциональном поле матери. Все чувствует и принимает на себя. Чем спокойнее и увереннее мама — тем гармоничнее малыш.

    В какой-то момент я поняла, что действительно – после трех уже поздно! Ведь кормить грудью повзрослевшего малыша, чтобы восстановить эмоциональную связь – нонсенс. На ручки его, вряд ли поднимешь. Да и укачивать уже ни к чему. Все, что заложим в первые годы жизни – потом не отыграешь! Нужно успевать! И зачем это раннее развитие, например, математика, если наша связь мама-ребенок будет утрачена? Пусть дочь сама решает, что ей хочется изучать, узнавать, осваивать. Мы будем стараться сохранять условия для благоприятного ее развития.

    Никто не говорит о том, что заниматься с ребенком не нужно вообще. Не развивать в нем логику, моторные навыки или не обучать новым словам. Но пусть это все происходит вкупе с базовыми потребностями малыша, а также в атмосфере любви, принятия и безопасности.

    Как вы относитесь к раннему развитию? Что считаете более необходимым – умственные/физические способности или психоэмоциональный контакт?

    Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

    ?Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

    viline.tv

    Метод сенсорного воспитания как способ развития дошкольников

    Основы методики сенсорного воспитания дошкольников

    Р ебенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.
  • За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно. Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе. И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

    Содержание психологического развития дошкольников

    У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.
  • Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

    Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

    На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

    Главные задачи родителей в дошкольный период развития ребенка – сопровождать его психологическое и моральное развитие, чтобы школа не стала для него стрессом. Один из ключевых аспектов успешной подготовки к школе является сенсорное воспитание.

    Что такое сенсорное воспитание

    В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

    Сенсорное воспитание ( от лат. «sensus» — «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

    В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

    Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

    Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание. Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

    Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы. Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

    К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

    Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь. К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

    Методика сенсорного воспитания

    Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания малыша был успешным, необходимо встраивать различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность. Методика сенсорного воспитания ребенка предполагает несколько основных методов, рассмотрим каждый из них.

    Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку. Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны. И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

    Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.
  • После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

    Отдельное внимание следует уделить обследованию природы. Природа дает колоссальный материал для изучения устройства мира и свойств тех или иных предметов. Зимой для детей особенный интерес представляет снег. Например, если младшим дошкольникам для того, чтобы сделать вывод о свойствах снега, необходимо его потрогать, то старшие дошколята могут определить, липкий снег или рыхлый, только по его внешним характеристикам.

    Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета. Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений. Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

    Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

    Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).
  • Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

    Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

      Просто обратите внимание на то:
    1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
    2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

    Творческая деятельность

    Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

    Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

    Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

    В дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на слова взрослых, поскольку видят в них наставников и во всем следуют продемонстрированному примеру. Слова очень важны в развитии сенсорики, они производят закрепляющий эффект – ребенок получает новые знания, но только с помощью взрослого он может систематизировать их и обозначить тем или иным словом, дать им названия.

    Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

    У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

    Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир. Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

    Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

    На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

    Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

    Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

  • обследование предметов;
  • дидактические игры;
  • занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты». В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

detki.guru

Методики раннего развития для детей до 1 года

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!

Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.

Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть методики раннего развития, в чем их особенности?

Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.

Раннее развитие: каким оно бывает

Раннее развитие – это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками. Именно в первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям. Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.

Педагоги разработали множество методик раннего развитвия детей. Некоторые мамы четко следуют одной или нескольким методикам в обучении ребенка, другие просто используют некоторые эелементы наиболее популярных методик, но в целом действуют интуитивно, есть мамы, которые вообще обучают деток так, как подскажет сердце. Не зависимо от того, как именно вы будете развивать своего кроху, знать о том, что представляют сосбой наиболее популярные методики раннего развития, не помешает.

Наиболее распространенные методики раннего развития

Эта методика рассчитана на деток возрастом от одного месяца. Суть методики заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому задача родителей обеспечить эту нагрузку. Самый простой способ — познакомить малыша с простыми предметами, явлениями и тем, как они называются. Сделать это можно с помощью карточек Домана.

Карточка Домана представляет собой тематическую картинку с подписью. Например, на карточке может быть изображен апельсин и сделана надпись «апельсин». Методика Домана дает возможность ребенку с самого младенчества запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать – для этого описание изображенного предмета нужно дополнять: например, «апельсин», «плод апельсинового дерева». Если ребенок учится читать по методике Домана, то он запоминает слова, учится их произносить целиком, а не складывает из букв. С помощью карточек Домана можно научить ребенка читать, считать, а также различать предметы и явления.

Считается, что методика Зайцева дает наилучший эффект после года жизни, но есть мнение, что использовать эелементы этой методики можно, начиная с 3-4 месяцев.

Методика Зайцева направлена на обучение чтению, счету и простым математическим действиям. Главный материал для обучения – это таблицы Зайцева со слогами и цыфрами, а также кубики, на которых изображены слоги и цифры, а также обучающие игрушки, которые произносят слоги и цифры.

Чтобы развивать малыша до года, вы можете развесить дома таблицы Зайцева и приобрести для крохи кубики, созданные по методике Зайцева, а такж развивающие игрушки, сделанные на основе его методики.

Мама-форумчанка Екатерина рассказывает: «Я совсем недавно узнала о том, что есть разные методики обучения ребенка, например, чтению, я была так удивлена. Раньше мне казалось, что всех деток во всем мире учат читать по слогам, но оказалось, что это только в школах бывшего СССР всех так учат. Думаю, стоит попробовать обучать своего ребенка всему, используя элементы из разных методик, учить читать словами, по методике Домана, учить самостоятельности по Монтессори и так далее. Нам уже 8 месяцев, самое время начинать активное обучение всему, думаю, стоит сделать карточки разные для ребенка».

Основа методики Монтессори – это наблюдение за ребенком. В каждом малыше заложено стремление познавать мир, задача родителей — способствовать, но не мешать. Для обучения по этой методике используется множество тренажеров, развивающих игрушек, направленных на развитие органов чувств, мелкой моторики и мышц ребенка. Главная задача методики – подтолкнуть малыша к саморазвитию. В контексте этой методики кроха рассматривается как уникальная личность с первых мгновений своей жизни, задача родителей – оказать помощь в развитии.

Этот метод предполагает обучение ребенка счету, чтению и нотам. Эта методика также эффективно ближе к годовалому возрасту. Но использовать ее элементы можно и раньше. В качестве обучающих материалов используются карточки с буквами, цифрами, нотами, магнитная азбука, компьютер, картинки с образами – фруктами, птицами и другие атрибуты.

Задача родителей — создать для ребенка атмосферу игровых занятий: развесьте карточки с геометрическими фигурами, изображениями животных, фруктов, буквами, цифрами, пусть малыш рассматривает их, по мере роста ребенка показывайте ему все больше карточек, подключайте и другие материалы для обучения – магнитная азбука, картинки с надписями и так далее.

В контексте вальдорвской педагогике ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет. Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями. Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы. Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например. А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве. Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».

Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.

Сейчас есть множество центров раннего развития деток. Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.

Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными. Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем владение иностранными языками и умение читать в 3 года».

Выбор между домашними занятиями и обучением в школе раннего развития необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.

Уделяйте особое внимание физическому развитию ребенка буквально с первых дней жизни. После того, как у ребенка заживет пупочная ранка, вы можете начать купать его в большой ванной, постепенно учить его плавать и нырять. Также вы можете начать делать массаж и гимнастику. С течением времени можно приучить ребенка к ежедневной гимнастике.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «С самого рождения обучайте ребёнка плаванью. До 3х месяцев малыш ещё помнит, как затаивать дыхание при попадании под воду, т.е. умеет нырять. Этот навык остался ещё с периода внутриутробного развития. Пока рефлекс не угас, пригласите инструктора и с его помощью научите ребёнка плавать. Согласитесь, это очень важное умение. А люди, обученные плаванью с младенчества, чувствуют себя в воде, как рыбы, всю жизнь. Приобретите гимнастический мяч и шведскую стенку, чтоб с раннего возраста приучать ребёнка делать гимнастику».

Учить ребенка читать и говорить можно с первых дней жизни, используя элементы разных описанных выше методик и, конечно, разговаривая с ребенком, называя все предметы, которые его окружают.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Для раннего обучения чтению по дому можно развесить таблички с названиями предметов, написанными крупными печатными буквами и, пронося мимо них малыша, чётко несколько раз в день озвучивать эти названия».

Обучение иностранным языкам стоит начинать как можно раньше: вы можете показывать ребенку мультики на иностранных языках, можете говорить с ним на иностранном языке, читать ему.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «С самого рождения с крохой следует разговаривать обо всём, правильно выговаривать слова, не сюсюкать — это закладывает основу правильного формирования речи. Называйте предметы, показывайте фотографии и картинки, озвучивайте голоса животных, называйте цвета и явления, пойте малышу, танцуйте с ним на руках, включайте мелодичную музыку и записи звуков природы. Чтобы ребёнок выучил иностранный язык, как родной, разговаривайте с ним с рождения на этом языке. Например, мама говорит с крохой на русском, бабушка на украинском, папа на английском. Или второй вариант: один день в семье говорят на украинском, второй – на русском, третий – на немецком. Всем известно, что в интернациональных браках дети легко усваивают языки обоих родителей».

Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи крохи, именно поэтому очень важно предлагать малышу разные игрушки с мелкими деталями, из разных тканей и материалов, разной формы и так далее. Игры с такими игрушками помогут ребенку быстрее заговорить.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им. Демьяна Попова: «Когда Ваш ребёнок научится удерживать игрушку в руках, предлагайте ему предметы разного размера, формы, фактуры. Позднее — игрушки с пупырышками, маленькими шариками внутри, затем пластилин, бусы, чётки и массируйте кончики пальцев рук и ног – это способствует развитию речи».

Во время занятий с малышом не забудьте о развитии чувства прекрасного – это очень важно для дальнейшей жизни малыша, заложенные с детства образы, будут влиять на вкус ребенка. Включайте малышу классическую музыку, показывайте картины, скульптуры, вывозите малыша на природу, больше гуляйте с ним, по возможности путешествуйте с ребенком.

Ранее развитие ребенка – это шанс дать малышу все самое лучшее, поэтому не упускайте возможность развивать малыша каждый день всеми возможными методами, помогайте ему познавать этот мир, хвалите его за успехи и поощряйте его тягу к знаниям.

Веселых вам игр и занятий!

www.uaua.info