Методики на способности младший школьный возраст

Глава 2.Особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста.

2.1. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IVклассы).

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных раз­мерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Для практики физического воспитания показатели функцио­нальных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двига­тельных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной являет­ся потребность в высокой двигательной активности. Под двига­тельной активностью понимают суммарное количество двигатель­ных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 1— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточ­ная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоя­тельно и нуждаются в большей доле организованных форм физи­ческого воспитания.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активнос­ти сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьни­ков не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспе­чить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприят­ным для развития физических способностей (скоростные и коор­динационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интен­сивности). Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся :

укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому разви­тию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внеш­ней среды;

овладение основами разнообразных жизненно важных дви­жений;

развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирова­ние в пространстве) к кондиционных (скоростных, скоростно-силовых. выносливости и гибкости) способностей;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре­ жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоро­вья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

выработка представлений об основных видах спорта, о при­меняемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил тех­ники безопасности во время занятий;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование и.х в сво­бодное время на основе формирования интересов к определен­ным видам двигательной активности и выявления предрасполо­женности к тем или иным видам спорта;

воспитание дисциплинированности, доброжелательного от­ ношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включен­ные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Особенности методики физического воспитания. Основной фор­мой занятий физическими упражнениями в начальной школе яв­ляется урок физической культуры, который строится в соответ­ствии с общими педагогическими положениями, а также с мето­дическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловли­вает некоторые особенности урока физической культуры с уче­том возрастных особенностей занимающихся.

Для младшего школьного возраста ведущими на уроке явля­ются задачи совершенствования естественных двигательных дей­ствий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате­ риала.

Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреп­лению мышц стоп и формированию правильной осанки.

На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная за­дача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развиваю­щие частоту движений. Упражнения на скорость следует выпол­нять кратковременно (6—8 с).

studfiles.net

Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст — формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции.

При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

Психологическая характеристика младшего школьника :

1. Кризис 7 лет это период рождения социального «Я» ребенка. Особенности кризиса: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентированная основа поступка, утрата детской непосредственности.

2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Происходит дифференциация ССР. Ребенок – Взрослый → ребенок – родитель и ребенок-преподаватель →Р-Р и Р – сверстник.

3. Учебная деятельность — как ведущая деятельность. Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность — особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Каждая деятельность характеризуется её предметом. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик, он меняется в процессе деятельности или его «я».

4. Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта.

Интеллект еще не знает самого себя.

2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

— МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

— учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

— учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

— действия контроля — те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

— действие оценки — те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте :

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться — мышление.

Мышление приобретает более обобщенный характер, первоначаьно мышление — конкретно, т.е. дети любое явление понимают дословно.

Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют:

— группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане;

— «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия;

— «художников», с ярким, образным мышлением.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие «бросающиеся в глаза» свойства — в основном цвет, форма и величина. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память – приобретает выраженный познавательный характер, ребенок начинает осознавать мнемическую задачу (задача запомнить), но память носит непроизвольный характер. Эмоции влияют на долговременность запоминаний.

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью.

Многие из них, на протяжении всего обучения в начальной школе, механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания (деление текста на части).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции, процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость. Способность к произвольному вниманию 10-15 минут.

Особенности личности младшего школьника:

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы- мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе — меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

Б) Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ: От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста.

Эмоциональная сфера младшего школьника определяется :

1) окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью в выражении переживаний;

3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений;

4) склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

Волевая сфера: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.

В этом возрасте происходит появление важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости,оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

studopedia.ru

Как развиваются дети дошкольники?

Период дошкольного развития разделен на три этапа: младший, средний и старший возраст. В каждом случае существуют определенные особенности личностного, умственного, физического развития детей. Именно поэтому для обучения ребенка используются специальные методики, цель которых выражена в правильном формировании различных навыков и представлений, в комплексном развитии. Образовательные программы учитывают все особенности развития детей и поэтому являются эффективным методом обучения.

Особенности младшего возраста

Умственное и физическое развитие достаточно тесно связано с возрастом. В дошкольный период это особенно важно, так как ребенок начинает активно познавать мир, изучать и представлять, осваивать и создавать. Каждый этап в дошкольном возрасте имеет существенное значение, и поэтому различные образовательные методики направлены на активное развитие. Таким образом происходит комплексное освоение ребенком необходимых навыков, принципов и знаний.

Дошкольный возрастной период длится от 3 до 7 лет. При этом возникают различные психические новообразования, которые являются признаками нормального развития или наличия каких-либо отклонений. Для каждого периода являются характерными некоторые особенности, явления и качества. Именно поэтому в каждый момент ребенку необходимо внимание, а также образовательная программа, которая учитывает индивидуальные черты личности, возраст и степень развития.

Каждый из трех этапов развития ребенка имеет важное значение. Дети младшей группы требуют особенного внимания, ведь в этот момент происходит переход в отношениях со взрослыми и сверстниками на новую стадию. При этом наблюдается «кризис 3 лет», который характеризуется необычайным упорством малыша, стремлением к выполнению своих требований и нетерпимостью к усиленной опеке взрослыми.

Главные особенности полноценного развития ребенка младшего возраста выражены в следующем:

  • Проявление потребности к осуществлению самостоятельных действий без учета возможностей;
  • Стремление к достижению лучшего результата в каком-либо процессе;
  • Любознательность, потребность в активном и познавательном общении с педагогом, взрослыми;
  • Формирование интереса к общению со сверстниками;
  • Наличие преимущественно деятельной активности, но не наблюдательности.
  • Основная задача взрослых в период младшего возраста ребенка заключается в аккуратном поддержании активности, но при этом стоит направлять ребенка на достижение лишь доступных ему целей. Не стоит пресекать попытки самостоятельной деятельности, ведь это только усилит кризис трехлетнего возраста.

    Активность познавательных действий должна поощряться взрослыми. При этом необходимо создать правильное направление для малыша, то есть сформировать интерес к изучению природы, явлений и объектов. Также при общении со сверстниками необходимо чтобы ребенок осваивал чувство сопереживания, учитывал интересы окружающих. При этом важно формирование доброжелательности, коммуникабельности и интереса к положительным поступкам. Для ребенка младшего возраста важное значение имеет разнообразная и активная деятельность, а задача взрослых при этом заключается в поддержке и формировании правильного направления развития.

    Особенности физического развития в младшем возрасте связаны с активным движением. Ребенок прыгает на одной ноге, чувство равновесия является достаточно развитым. Малыш 3-4 лет различает геометрические фигуры, разбирает и складывает матрешку, выполняет двухсоставные просьбы, а также строит из кубиков и осуществляет другие виды активной деятельности. У ребенка младшего возраста внимание и память находятся в стадии активного восприятия и развития, но логическая деятельность формируется постепенно.

    Средний и старший периоды

    В среднем возрасте особенности развития детей заключаются в следующем:

  • Активность физического движения находится на высоком уровне, ребенок стремится успеть и узнать все;
  • Частая смена деятельности, непродолжительный период занятий одним делом;
  • Стремление к познавательному общению, интеллектуальное развитие ребенка;
  • При невозможности активного движения или длительных занятиях малыш перевозбуждается и капризничает;
  • Формирующийся интерес к играм различного вида, понимание правил;
  • Выражение творческих способностей, личностных особенностей и стремление к получению навыков и знаний.
  • В среднем дошкольном возрасте ребенок активно усваивает новую информацию, прекрасно различает геометрические фигуры и составляет из них новые образы. При этом концентрируется внимание и память, развивается логическое мышление и творческие способности. Малыш использует в речи слова и понятия уже более сложного уровня, а также подражает взрослым. Именно поэтому важное значение имеет осуществление специальных образовательных методик для данного возраста, которые способствуют воспитанию эстетических и психологических навыков, для физического развития и логического мышления.

    Главные особенности развития детей старшего возрастного периода заключаются в формировании организованного поведения, интереса к произведениям искусства, происхождению явлений и объектов. Для физического развития ребенка дошкольного возраста характерно умение хорошо бегать, прыгать, играть в различные спортивные игры и осваивать катание на коньках или велосипеде.

    Основной характер деятельности ребенка в данный период выражается в сохранении активного познания и движения. При этом все процессы имеют более организованное и продуманное направление. В этот момент внимание и память являются достаточно хорошо развитыми и ребенок эффективно усваивает новую информацию и навыки.

    В старшем возрасте наблюдают следующие особенности развития детей:

    • Использование нескольких форм общения, а именно деловой, познавательной и личностной видов;
    • Умение осваивать эстетические и культурные знания, навыки и основы здорового образа жизни;
    • Изменение психологической позиции ребенка, который ощущает себя старше детей в других группах детского сада;
    • Формируется интерес к книгам и литературе, новой информации и применению навыков на практике;
    • Понимание мотивов выполнения эстетических правил и норм поведения.
    • В период старшего возраста ребенок выражает активный интерес к окружающему миру и многим другим областям. В это время осуществляются специальные методики, позволяющие определить готовность к школе. Ребенок умеет писать, знает сложные геометрические фигуры и употребляет в речи значительно более трудные слова, чем в раннем возрасте.

      Полноценное и правильное развитие детей требует тщательного подхода. Профессиональный педагог в дошкольном учреждении использует в работе с группой специальные методики, которые включает в себя общая система образования. При этом учитываются индивидуальные особенности воспитания и развития малыша, творческие способности и возраст. Такой подход позволяет сформировать необходимое направление деятельности ребенка, воспитать интерес к положительным поступкам, заложить основы правильного поведения и здорового активного образа жизни.

      Для старшего дошкольного периода характерно проявление интереса к будущему обучению в школе. Ребенок активно усваивает новую информацию, применяет на практике навыки и осваивает различные понятия. В этот момент происходит формирование математических образов, понимание различных явлений и психологическое развитие. Для достижения таких целей используются специальные образовательные программы, в процессе которых педагог передает знания детям. При этом происходит развитие наблюдательности и правильной любознательности, культуры поведения и общения, внимания и памяти, логического мышления и психологических процессов.

      К старшему возрасту ребенок активно применяет грамматически правильную речь, используя сложные предложения и максимально подробно излагая свои мысли. Также осуществляется концентрация внимания на необходимом объекте или информации, что приводит к развитию логических процессов мышления. Ребенок эффективно управляет данным действием, что приводит к успешному решению бытовых, математических или других задач. Особенности физического и умственного развития детей в дошкольный период характеризуются улучшением качества усваиваемой информации, применения навыков и умений. Хороший эффект достигается благодаря использованию методик и образовательных программ, а также диагностики процесса обучения.

      deti.center

      Методики формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

      Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

      Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка — познавательная актив­ность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построе­ние своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

      Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:

      *определенный фонд ЗУНов, их качество и степень их обобщенности;

      *уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;

      *уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ. синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация…)

      В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной дея­тельности по-прежнему актуальна для современной школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся выделяем следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:

      Искать — это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.

      Думать обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.

      Сотрудничать уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.

      Приниматься за дело включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат. Адаптироваться использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

      Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий — важная задача на всех ступе­нях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду про­исходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащих­ся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные мето­ды, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.

      В своей практической деятельности по развитию познавательной активности у детей решаем следующие задачи:

      *способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала;

      *формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений;

      *поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося;

      *развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.

      Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательной деятельности. Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:

      *Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.

      *Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.

      *Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы. *Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.

      *Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.

      *Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

      Приводим несколько вариантов заданий, проводимых с детьми.

      1. Изучение развития мыслительной деятельности с помощью специальных заданий

      ( на предметном математическом материале).

      Задания позволяют выявить продвижение в способности к переключению с одного угла зрения на другой при усложнении поставленной задачи.

      Время обследования: октябрь (2 класс).

      Задание: какие математические записи можно сделать, используя число 8 и 2 и известные математические знаки? (другие цифры не использовать).

    • не найдено ни одного верного решения. ( Неспособность ученика оперировать абстрактным материалом, не развита операция рассмотрения объектов под одним и тем же углом зрения).
    • найдены решения, соответствующие одной из основных линий, данных в пояснении. ( Ученик способен оперировать абстрактным материалом, может выделить одну линию анализа, но переключиться не в состоянии).
    • найдены решения, соответствующие 2-4 линиям. ( Оперирование абстрактным материалом, умение выделять линии анализа и переключаться на другие виды хорошо, но охватить все варианты не в состоянии).
    • найдены все основные линии решения, оперирование абстрактным материалом свободное, выделение линий анализа и переключение на высоком уровне. Ученик способен всесторонне рассмотреть предложенную задачу и найти все возможные решения.
    • Дата обследования: апрель, май (2 класс).

      Задания 2 , 3- направлены на выявление способности детей ориентироваться одновременно на два требования, требуют проявления способности к одноаспектному и многоаспектному рассмотрению объектов.

      Уровни выполнения задания:

      1. не найдено ни одного решения;
      2. найдено 1-5 решений, выделены 1-2 группы по определенному признаку, есть несоответствие условию;
      3. найдено 6-14 решений; дано одно правильное решение, но частично выполняется и второе;
      4. задание выполнено полностью, что свидетельствует о сформированности умения одноаспектного и многоаспектного рассмотрения объектов.
      5. 2. Изучение развития наблюдательности. Наблюдательность является важнейшим качеством развитого человека. Высокий уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью.

        Показатели развития наблюдательности:

        1-умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.

        2- полнота наблюдения — исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.

        3-тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты (яркую окраску, строение, оттенки, детали формы, строение частей).

        0-бедное и слабое дифференцированное восприятие. Учащиеся выделяют только броские черты объекта. Описание очень неполное. Дети нечетко следуют инструкции.

        1-выделяют основные части объекта, характеризуют их односторонне, недостаточно развита тонкость наблюдения. Интерпретирующая деятельность выражена слабо. Интерес к наблюдению устойчив.

        2-характерна разносторонность и полнота наблюдения, достаточная тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Проявляется заинтересованность в выполнении заданий. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких к жизненному опыту школьника.

        3-учащиеся дают исчерпывающую характеристику воспринимаемых свойств объекта самостоятельно. Способны к подмечанию очень тонких деталей, нюансов. Проявляется яркий интерес и потребность в наблюдении. Интерпретация наблюдаемого осуществляется на основе выделения существенных объективных связей.

        Приводим некоторые показатели развития мыслительной деятельности на материале математики у детей 2-3 класса.

        На основании проведенной диагностики в дальнейшем легче планировать работу на уроках по формированию предметного интереса, ведется учет развития индивидуальных способностей ребенка.

        Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способностей к непосредственному восприятию искусства слова, сложны умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс развития собственного творчества детей.

        Литературное развитие- процесс возрастной, т. е. независимо от того, как протекает обучение, за счет жизненного опыта, расширения кругозора, накапливания читательских впечатлений меняется восприятие художественного произведения и читатель в7 лет и в 17 по- разному выражает свои впечатления от действительности в слове. В то же время литературное развитие- это учебный процесс, т. е. характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем обучение может способствовать развитию, а может тормозить его. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития школьников.

        Критерии литературного развития школьников.

        Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано. В методике сложились два основных подхода к решению этой проблемы. Сторонники первого считают, что основным критерием литературного развития является непосредственное читательское восприятие. Сторонники второго подхода наряду с читательским восприятием выдвигают еще ряд критериев, а именно:

        — объем литературоведческих знаний;

        — направленность интересов, начитанность школьников;

        — умения, связанные с литературным творчеством детей;

        — мотивы чтения, установки.

        Второй, более широкий, подход к определению уровня литературного развития обучающихся представляется нецелесообразным для обучающихся начальной школы, поскольку мотивы чтения, интересы, установки младших школьников еще только начинают формироваться, они во многом ситуативны и не могут служить объективным показателем. Знания и умения служат показателем лишь в том случае, когда они проявляются в деятельности школьника, в восприятии произведения. Психологи подчеркивают, что развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений, опыта, но, главным образом, внутренние изменения структурных психологических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречающихся ранее. Поэтому основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть: для того чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно.

        Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения,- степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий выдвинутый Н. Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

        Предлагаем использовать методику выявления уровня литературного развития младших школьников. Если учитель ставит цель определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. Если же цель- определение индивидуальных особенностей мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю. Для выявления уровня актуального развития читателя, т. е. того, как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется система постановки вопросов к тексту. Школьнику предлагают поставить себя на месте учителя и задать к тексту, которые помогут остальным обучающимся разобраться в прочитанном. Важно предоставить школьнику возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные обучающимися ,позволяют учителю определить, на что направлено внимание. Детей при самостоятельном общении с текстом, спрашивают о чем они задумываются, что останется незамеченным.

        Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные читателем. При таком контроле мысль обучающегося направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны школьнику. Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно- следственных связей, осмыслению авторской позиции и давали возможность для общения прочитанного. Например, к рассказу Н. Носова «Живая шляпа» можно задать следующие вопросы:

      6. Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?
      7. Что понравилось больше всего?
      8. Смешной вам показалась история или грустной? Какие чувства вызвала?
      9. Какими ты представляешь себе мальчиков в тот момент, когда шляпа стала двигаться по комнате?
      10. Почему мы не испугались?
      11. Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
      12. О чем ты задумался, прочитав рассказ?
      13. Ответ на первый и второй вопрос позволит выяснить, различает ли ребенок жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и рассказ как произведение искусства, видит ли он динамику эмоций.

        Третий вопрос направляет внимание школьника на функцию описания в тексте, помогает ему выяснить связь эпизодов, понять характер персонажа, а учителю показывает, как ребенок реагирует на художественную форму. Четвертый и пятый вопрос помогает определить особенности работы воссоздающего воображения юного читателя. Шестой и седьмой вопросы носят обобщающий характер, но четвертый предполагает обобщение в конкретной ситуации, а пятый- обобщение с выходом за рамки конкретного образа.

        Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста:

        1. Фрагментарный уровень(У обучающихся находящихся на фрагментарном уровне отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между отдельными эпизодами.)

        При постановке вопросов к произведению, дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один- два вопроса, как правило к началу текста.

        2. Констатирующий уровень ( Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, однако выразить свои ощущения им еще трудно.)

        Пример: отвечая на вопросы к стихотворению К. Бальмонта, ребенок сказал:

      14. Стихотворение понравилось, потому что снежинка красивая.
      15. Сначала буду читать весело, потом грустно.
      16. Одна строчка длинная, другая короткая.
      17. Стихотворение написал К. Д. Бальмонт.
      18. Хорошо. Она красивая.
      19. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

        3. Уровень «героя» (Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение чувств с конкретными событиями, обладают развитым воображением. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня.)

        Пример Рассмотрим ответы обучающегося данной группы на вопросы к стихотворению К. Бальмонта:

      20. Стихотворение мне понравилось, хотя оно немного грустное.
      21. Интонация должна меняться. Сначала мы беспокоимся о снежинке, как она долетит до земли, будем читать с чувством тревоги , потом восхищаемся ей, интонация меняется .
      22. Строчки длинные и короткие, похожие на полет снежинки.
      23. Автор рассказывает о снежинке.
      24. Автор восхищается снежинкой.
      25. Ответы ребенка более глубокие и подробные, ему нравиться рассуждать о прочитанном.

        При постановке вопросов к произведению у обучающихся данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев.

        4. Уровень «идеи» ( Читатели относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей.) Ответы на вопросы показывают, что дети поняли идею стихотворения, сумели разделить позицию автора и героя. При постановке вопросов к тесту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

        Фрагментарный уровень восприятия нормален для трех- пятилетних детей.. Приводим примеры формирования уровней восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста.

        К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем обучающимся, а констатирующий уровень в это время- показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».

        Важнейшим этапом в работе является системное составление диагностических карт. Выводы, которые делает учитель, используются для планирования корректной индивидуальной работы, направленной на формирование умений и усвоение знаний. Работа кропотливая. Диагностика предполагает тщательное фиксирование ошибок, допущенными детьми в самостоятельных и контрольных работах. Но труд себя оправдывает. Вовремя оказанная педагогическая помощь ребенку ведет к оправданному результату. Педагог на этом этапе своей деятельности может оказать квалифицированную помощь, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

        Особо хочется отметить важность постоянного контроля своей педагогической деятельности, ее анализа, обдумывания выбора методов и средств обучения. Без самоанализа невозможна продуктивная деятельность педагога. Необходима постоянная корректировка своих действий.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей младшего школьного возраста

        Младший школьный возраст также представляет собой благоприятный период для нравственного воспитания, усвоения идей ненасилия и овладения способами ненасильственного взаимодействия. В отличие от дошкольников здесь формируются уже понятия (а не просто представления) о ненасильственном поведении, идет процесс первоначальной интеграции себя в ситуациях принуждения и ненасилия в соответствии с принятыми нормами, может развиваться элементарная позиция ненасилия. В конечном итоге развиваются такие качества личности, как миролюбие, элементы терпимости, умение взаимодействовать на равных, овладение некоторыми обобщенными способами разрешения конфликтов, развивается социальная активность на нормативном уровне.

        В настоящее время в отечественной науке разработано ряд программ, которые в своей основе не противоречат, а развивают теоретические положения авторов настоящего учебного пособия. Прежде всего, хотелось бы назвать подходы Т. Н. Икрянниковой, Е. В. Шахториной, Е. В. Ледянкиной.

        Программа Т. Н. Икрянниковой

        Исследование Т. Н. Икрянниковой [5] было выполнено на контингенте детей 5–7-летнего возраста, т.е. на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов.

        Способность к ненасильственному взаимодействию со сверстниками детей 5–7 лет трактуется автором как индивидуально-психологическая особенность личности, обеспечивающая успешное овладение ребенком ненасильственными способами взаимодействия со сверстниками. Ее развитие обеспечивается накоплением знаний и представлений о своем "Я" и "Я" другого; формированием эмоциональной, социальной и волевой саморегуляции поведения, а также развитием предпосылок рефлексивного сознания.

        Предложена теоретическая модель процесса формирования способности к ненасильственному взаимодействию, включающую в себя три стадии: первая стадия направлена на формирование у ребенка образа "Я"; вторая – на формирование устойчивой ориентации на сверстника; третья стадия обеспечивает овладение и самостоятельное применение ребенком способов ненасильственного взаимодействия с другими детьми в разнообразных ситуациях общения.

        Исходя из этой модели, были определены критерии сформированности способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками у детей 5–7 лет. К ним относятся: сформированность образа "Я" ребенка; сформированность у него устойчивой ориентации на сверстника, стремления понимать и принимать личность другого человека; владение способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками, стремление к их практическому применению в реальных условиях.

        В процессе разработки формирующего эксперимента Т. Н. Икрянникова опиралась на положение о том, что первоочередным компонентом нравственного развития является совместная практическая деятельность ребенка со сверстниками. Она дает возможность закрепить формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными ценностями и образцами, стимулирует зарождение просоциальных мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

        В связи с этим, технологическое обеспечение включало в себя систему педагогических ситуаций, специфика которых определена стадиями развития способности к ненасильственному взаимодействию у детей друг с другом. На первой стадии – определяющими являются ситуации, направленные на формирование у ребенка образа "Я". На второй – доминируют ситуации, актуализирующие у детей устойчивую ориентацию на сверстника. На третьей стадии – преобладают ситуации, стимулирующие самостоятельную реализацию ребенком способов ненасильственного взаимодействия со сверстниками.

        Разработанная и апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы программа дала положительные результаты и способствовала развитию способности к ненасильственному взаимодействию у детей.

        studme.org