Методики на диагностику воображения у дошкольников

Диагностика развития воображения

Развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностика развития воображения.

Игровая методика для педагогов и родителей.

Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.

Для проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).

Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Анализ выполнения задания.

В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать — правда, очень короткие и несложные — ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши очень стараются это доказать. «В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.

Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д.

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, сейчас я оживлю эту картинку», — а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет.

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.

Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.

Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.

adalin.mospsy.ru

Тесты-упражнения на развитие творческого воображения

Пояснительная записка

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Предлагаемый материал можно органично включить в учебный процесс, в виде пятиминуток на занятии, как материал входного контроля на выявление уровня развития воображения.

Кроме того, все описанные приемы могут использоваться в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создает особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных, творческих способностей.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Цель: Обеспечение развития ребенка в творческом направлении.

Задачи:

  • определить уровень творческого воображения у обучающихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
  • способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.
  • Тест “Определение уровня воображения”

    Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

    Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая — отрицательный.

    1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
    2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
    3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
    4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
    5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
    6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
    7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
    8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
    9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
    10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
    11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
    12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
    13. Итак, подсчитайте очки.

      14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

      9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

      5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

      Упражнения (тесты) на развитие воображения.

      Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

      Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

      Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

      Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

      Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

      Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

      Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

      На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

      Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

    14. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с.
    15. Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
    16. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Диагностика воображения дошкольника

    В наше время технического прорыва ключевое место отводится развитию творческих способностей человека. Исполнительные работы перекладываются на машины и автоматы, роль автора принадлежит именно человеку 21 века — человеку, обладающему богатым воображением, умеющему находить нестандартные решения. Закладка творческих способностей начинается еще в детстве, в дошкольном возрасте. Поэтому диагностика воображения дошкольника занимает отдельное место в программе воспитания и развития в детском саду.

    Необходимость проведения диагностики воображения в детском саду

    В детском саду проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Среди них, можно назвать программы на развитие детского воображения, разработанные Н.Е. Вераксой и О.М. Дьяченко, а также игровые тренинги воображения, предложенные психологом Е.В. Заикой.

    Если в дошкольном учреждении не учреждена специальная парциальная программа, ставящая целью развитие именно творческих данных, то педагог или воспитатель может, на основе имеющихся занятий, использовать элементы программы ТРИЗ. Они универсальны и могут быть введены не только на специальных занятиях по музыке, конструированию, рисованию — то есть занятиях, предполагающих активное участие творческой составляющей, но и во время обычной свободной деятельности в группе. Помимо этого, не стоит забывать об игровой деятельности, которая во многом формирует характер ребенка. Следует подчеркнуть и важность сказки, которая активно развивает воображение, гибкость мышления, интуицию и так далее.

    Диагностика воображения дошкольника показывает, что эффективное развитие творческих способностей ребенка возможно лишь при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с родителями, семьей ребенка. В перспективном плане воспитателя должна быть отведена отдельная графа для проведения бесед и лекций с родителями, на которых педагог подчеркивает необходимость игры в семьи, предлагает возможные игры для совместного досуга.

    Диагностика воображения дошкольника — незаменимое средство. Помимо демонстрации уровня развития воображения у детей, она также может выявить проблемы, разбираться с которыми будет психолог. Глядя на одну и ту же одинаковую картинку, дети могут по-разному ее толковать. Если анализируя картинку с изображением растаявшего снеговика ребенок говорит о том, что пришла весна и снег начал таять — это ожидаемый ответ. Но если ребенок трактует картинку таким образом, что снеговик сломали другие дети, то этот ответ должен насторожить педагога и свидетельствует о повышенной тревожности ребенка, возможной агрессивности по отношению окружающим.

    Интересно то, что различные авторы выделяют разные способности, формирующие понятие «диагностика воображения дошкольника».

    Диагностика воображения дошкольника на примере методик В. Синельникова и В. Кудрявцева

    Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Мы расскажем о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев. Методики предназначены для детей 4-6 лет.

    Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

    Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

    При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»). За каждое новое название присваивается один балл.

    Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

    Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

    Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

    В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

  • Отсутствие ответа – один балл.
  • Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.
  • Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.
  • Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.
  • Данная диагностика воображения строится на умении ребенка видеть целое раньше части. Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

    Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

    При обработке данных учитывается общий смысл ответов во время выполнения задания.

    • Отсутствие ответа — один балл.
    • Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.
    • Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

    Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Для занятия понадобится:

    Все предметы раскладывают на столе перед ребенком. Психолог берет в руки зайчика и рассказывает про него историю: «Это зайка. Однажды он решил поплавать в море на корабле и уплыл очень далеко. Начался шторм, поднялись волны, зайка стал тонуть. Но мы с тобой можем спасти зайку. Для этого мы можем воспользоваться предметами, которые лежат перед тобой. С помощью какого предмета ты бы спас зайку».

    Выполнение задания оценивается по нескольким уровням.

  • Ребенок выбирает предметы, которые можно использовать в готовом виде – ведерко, блюдце, палочку, с помощью которой можно спасти зайку – один балл.
  • Ребенок предлагает использовать предмет в не совсем стандартном виде – например, палочку использовать в качестве бревна, на котором зайка доплывет до берега – два балла.
  • Дети выбирают более комплексный и сложный вариант, используя в качестве основы преобразование наличного материла – например, надуть шарик, чтобы зайка на нем улетел, или сделать кораблик из листа – три балла.
  • deti-club.ru

    Диагностика развития воображения у дошкольников

    Проводя диагностику развития воображения необходимо учесть, что начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно – ролевой игры. Дальнейшее развития воображения идет по нескольким направлениям, в каждом из которых предусмотрены свои задания.

    Задание 1. Изучение умения гибко использовать знания

    Подготовка исследования. Подготовить картинку на которой изображён домик с крышей и трубой, рядом собачья конура, цветочная клумба, пруд, деревья. Впереди на дорожке стоит коляска. В небе облака и птицы. На каждом из предметов нарисован пустой кружок. На отдельных кружках изображены: кошка, собака, девочка, груша, яблоко, цветок, лебедь, птица.

    группа – Дети испытывают значительные трудности при выполнении задания. Они ставят кружочки на привычные места и объясняют: «…потому, что там должны быть». Когда предметы находятся в не привычных местах, ребёнок смеётся и ни чего не объясняет, или объяснения не оригинальные.

    Группа – При выполнении задания дети испытывают особые затруднения при объяснении размещённых предметов в правильные места. Рассказы, чаще имеют реальную форму. Если кружки расставляет взрослый, рассказы становятся содержательнее и детальнее.

    Группа – Дети не испытывают трудности. Они обдумывают задание (задумчтво смотрят в потолок). Иногда берут на себя роль, исходя из которой и объясняют картинки. «..но вот подул ветер (ребёнок дует) и все предметы разлетелись». Дети связывают отдельные предметы, эпизоды в единый сюжет. Им легче объяснить, когда расположение и сюжет они придумывают сами.

    Делают вывод о развитии у детей разного возраста способности объединять различные предметы и явления в единый смысловой сюжет на основе установления оригинальных связей и отражать этот сюжет в речи.

    Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши. Продумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма), а также волшебные превращения сказочных героев (Иванушка в козленочка).

    Задание 3. Изучение знаково-символической функции

    Подготовка исследования. Подобрать несколько кукол4 формочки разной величины и цвета (большая красная, средняя – синяя, маленькая желтая); 2 картинки: на одной изображена кукла с оторванной рукой, на второй целая кукла, но сама картинка разорвана; 3 ластика одинаковой формы и конфету такой же формы.

    серия – выясняют, может ли ребенок регулировать свои действия опираясь: на реальные отношения и на схему. Ребенку дают три формочки разной величины и цвета. Экспериментатор ставит точно такие же формочки в определенной последовательности и предлагает испытуемому построить такой же «паровозик». Затем последовательность задают на рисунке.

    5 серия – выясняют, может ли ребенок обозначать объект меткой и опираясь на эту искусственно созданную им связь, регулировать свое поведение. Перед ним выкладывают три ластика и конфету такой же формы, заворачивают их в одинаковые фантики.

    Ребенка просят на фантике с конфетой поставить метку. Затем конфету переворачивают меткой вниз и перемешивают с ластиками. Ребенка просят найти конфету.

    Задание 4. Изучение уровня развития воображения

    Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги и набор цветных карандашей.

    zazdoc.ru

    Методики диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста

    творческое воображение рисование дошкольник

    Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».

    Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

    Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

    Все работы детей можно поделить на 4 группы.

    1 группа — оригинальные изображения во всех 3х случаях.

    2 группа — оригинальные изображения в 2х случаях.

    3 группа — оригинальные изображения в одном случае.

    4 группа — нет оригинальных изображений.

    Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

    Далее с детьми проводится формирующий эксперимент, цель которого — развитие творческого воображения и фантазии.

    Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

    Детям снова предложить дорисовать геометрические фигуры.

    Упражнение «Три краски».

    Основание. Реализация воображения и фантазии.

    Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

    Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.

    Модифицированный тест Роршаха.

    Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

    Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

    Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

    Используется для развития чувств на базе воображения.

    Предлагают детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».

    Методика« Солнце в комнате»

    Основание. Реализация воображения.

    Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

    Задачи. Обогащение представлений детей о солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьева «Дождь и радуга»

    Инструкция к проведению.

    Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной».

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

    В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно» )

    «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) Содержательное устранение несоответствия:

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — «Солнышко на улице»)

    б) сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу»).

    Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.).

    Основание. Детское экспериментирование.

    Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

    Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

    Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать».

    Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»

    Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

    При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски («гараж», «лодочка» и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается

    studwood.ru