Методики изучения памяти детей дошкольного возраста

Методики обучения детей

Наука — это процесс вечный. Еще в лоне матери дитя учится приспосабливаться к жизни, принимая внутриутробную позу и развиваясь с маминой помощью, а у же в младенчестве познает первые азы самостоятельности, используя рефлексы. Со временем обучение является главной задачей ребенка. От выбора методики обучения во многом зависит интерес малыша к науке, его желание учиться, творить, конструировать и находить свое место в жизни.

Методики обучения детей дошкольного возраста

Сегодня готовить ребенка к школе помогают развивающие методики для детей-дошкольников. Они позволяют подать знания ребенку в доступной, эффективной и интересной форме. Это и есть основное „преимущество” сегодняшних „развивалок” над вчерашними методами обучения. Да, новое не является полным отвержением старого и испытанного годами. Но все же, обучение по-новому даёт продуктивные результаты. Итак, узнаем о методиках развития дошкольников:

  1. Методика Глена Домана. Она охватывает детей от рождения до четырех лет и в основном направлена на овладение чтением. Но развитие по Доману — это и интеллектуальное развитие, и физическое, ведь совершенствование детского мозга ребёнка связано с совершенствованием двигательных умений и навыков. Суть методики обучения чтению по Доману заключается в том, что учитель (педагог, родитель) дает посмотреть малышу на карточку, где красными ровными буквами написано слово, и при этом его произносит. Рядом помещается изображение этого слова. Методика базируется на запоминании слов целиком, без обучения чтению по слогам, как это было принято многие годы. Такой способ обучения не один раз подвергался критике из-за пассивной роли ребенка. Ведь задействуется только его память. Да и процесс изготовления таких карточек для запоминаний очень трудоемкий, учитывая богатство нашего языка и невозможность изобразить слова, не являющиеся предметами.
  2. Развитие по системе Монтессори. Мария Монтессори разработала методику развития деток 3 лет, которая основывается на свободе их выбора. То есть малыш сам выбирает, как и чем ему заниматься, сколько времени посвящать выбранному занятию. Методика — это целый комплекс занятий из упражнений, раздаточных материалов в виде дощечек, рамок, фигурок. Главный недостаток методики состоит во вседозволенности в процессе обучения, свободе детей, которая, по сути, является обучением всему понемногу без системы, планирования, последовательности.
  3. Методика кубиков Зайцева. Кубики Зайцева позволяют детям научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками малыш составляет слова. Дополнение к этим кубикам — плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Существуют специальные развивающие центры, обучающие чтению по этой методике.
  4. Игры по системе Никитиных. Семья Никитиных является классиками отечественного воспитания. Еще во времена Советского Союза на личном примере многодетной семьи они продемонстрировали образец воспитания гармоничной личности. Никитины акцентируют, что нельзя допускать крайностей в виде полной свободы и заброшенности ребенка, также чрезмерного давления на него в виде постоянных поручений, обучений, занятости. Основной задачей воспитания по методике Никитиных является развитие творческих способностей детей. Развивающие игры Никитиных популярны и сегодня, поскольку учат самостоятельно принимать решения. Игры рекомендуются малышам с полутора лет.
  5. Развитие ребёнка по Вальдорфской системе. Методике более ста лет, она возникла в Германии. Ее автором является Рудольф Штейнер. Основатель методики раннего развития считал, что до периода смены молочных зубов, то есть до 7 лет, малыша не следует загружать обучением письму и чтению. А вот творческие и духовные способности малыша нужно раскрывать, развивать дитя в гармонии с природой. Так, ребенок должен слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь, лепить и танцевать.
  6. Методика Лупан. Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении детей в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять детям сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть, к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” — мышку. В книге автор методики советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.

Методики обучения детей чтению

Существует несколько основных методик обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:

  • Фонетический метод. Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка).
  • Лингвистический метод. Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами.
  • Метод целых слов. Ее суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Методе целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто.
  • Метод целостного текста. Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Ребенок смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ребенку вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения.
  • Метод Зайцева. Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги автор методики написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Методику относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях.
  • Метод обучения Мура. Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ребенка вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап — демонстрация ребенку сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке.
  • Метод Монтессори. Автор методики сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как дети уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала детям сочетать слова в предложения.
  • Методики обучения детей английскому языку

    Сегодня детей обучают английскому языку в раннем возрасте. Если вы не можете делать это самостоятельно, то можно с этой целью нанять репетитора либо отдать ребенка в группу раннего обучения иностранным языкам. В такую группу лучше записать ребенка в возрасте 4-5 лет.

    Сегодня в таких группах детей обучают английскому языку по нескольким методикам:

  • Методика Зайцева. Она предназначена для трехлетних детей и базируется на использовании кубиков.
  • АлфавитДжеймса Питмана. Он расширил алфавит английского языка до 44 букв таким способом, чтобы каждая из них произносилась только в одном варианте, а все слова читались так, как пишутся.
  • Игровая методика или game method. Она весьма эффективна в обучении детей английскому языку. Педагог начинает игры, а в их ходе происходит обучение словам. В игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики до разговорной речи.
  • Комбинированная методика. Она состоит в смешивании разных методик обучению детей английскому языку. В комбинированной методике задействуются игры, кубики, песни, картинки, танцы. Ребенку не приходится скучать, переключаясь из одного вида деятельности на другой. Это, как правило, положительно сказывается на усвоении знаний.
  • Итак, методики обучения детей английскому языку существуют самые разные. Но результативность усвоения знаний во многом зависит от личности педагога, его контакта с детьми, умения чувствовать каждого обучаемого.

    nashidetki.net

    2.2.3. Методики изучения личностного развития детей дошкольного возраста.

    Определение развития мотивационной сферы (Н.Л. Белопольская, в модификации A.M. Прихожан).

    Цель: определить доминирование учебных или игровых мотивов.

    Материал: два листа бумаги, карандаш или ручка.

    Ход выполнения: инструкция детям: “Сейчас мы будем учиться красиво писать букву О. Если хочешь получить за свою работу са­мую высокую оценку — 5, то надо красиво написать как можно боль­ше (не менее одной строчки)”.

    Затем перед ребенком ставят фигурки (изображения) зайца и вол­ка. Предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нари­сует для него большое поле с ровными рядами капусты. Поле — лист бумаги, а капуста — кружочки.

    Сравнивается выполнение двух вариантов заданий и делается вы­вод о доминировании учебных или игровых мотивов.

    Методика “Три желания”.

    Цель: изучить ценностные ориентации ребенка, потребностную сфе­ру, воображение.

    Ход исследования: ребенку предлагают назвать три желания, ко­торые бы он хотел высказать волшебнику.

    Оценка результатов. Качественный анализ ответов ребенка позво­ляет сделать выводы об особенностях мотивационно-потребностной сферы.

    Цель: изучить потребностную сферу ребенка, воображение, а так­же особенности его взаимоотношений с детьми и взрослыми.

    Ход исследования: ребенка просят ответить, хотел бы он, чтобы у него была шапка-невидимка, и что он с ней делал бы в детском саду, дома, на улице.

    Выводы делаются на основании качественного анализа содержа­ния ответов ребенка. Обращается внимание на степень соответствия воображаемого поведения ребенка социальным нормам.

    Изучение общей Я-концепции и самооценки (модифицированный вариант методики

    Дембо—Рубинштейн, разработанный Е.З. Басиной для детей 6 лет).

    Цель: выявить особенности Я-концепции ребенка старшего дош­кольного возраста и самооценки по различным индивидуальным характеристикам, содержательно связанным между собой.

    Материал: шкалы Дембо.

    Ход исследования: первая часть: беседа по типу клинической, цель которой — выявить наличие и характер содержательных вербализо­ванных представлений ребенка о себе, его ценностные суждения.

    1. Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь? Что тебе нравится?

    2. Что ты больше всего на свете не любишь? Чего ты не любишь, что тебе не нравится?

    3. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

    4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

    5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

    Вторая часть: после беседы предъявляются шкалы Дембо с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный набор (хороший — плохой, добрый — злой, умный — глупый, сильный — слабый, смелый — трусливый, самый старательный — самый небрежный).

    Инструкция: “Здесь расположены все люди на свете — от самых умных до самых глупых (сопровождается движением руки вдоль отрезка, сверху вниз), от самых глупых до самых умных (движение вдоль отрезка снизу вверх). На самом верху находятся все самые умные люди на свете, в самом низу — самые глупые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь свое место”.

    После того, как ребенок сделал пометку, его спрашивают: “Ты та­кой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть”.

    По ответам детей судят о дифференцированности самооценки (если по разным характеристикам дети оценивают себя неодинаково), наличии или отсутствии деления самооценки на реальную и идеаль­ную, о возможности самокритичной самооценки.

    Методика «Лесенка» (Щур В.Г.)

    Цель: определение самооценки ребенка, восприятие ребенком отношения к нему взрослых.

    Стимульный материал: Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек. По середине необходимо расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка девочки или мальчика (в зависимости от пола диагностируемого ребенка), которую можно поставить на лесенку.

    Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка) На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? Папа? Воспитательница?

    Можно таким же образом предложить оценить себя по разным качествам (сильные – слабые, умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)

    Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, т.к. положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке себя, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозу, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием.

    Конкретно об отношении родителей к ребенку говорят ответы на вопрос о том, куда его поставят взрослые. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

    Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки.

    Однако, при на вопрос »куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в тех случаях, если ребенок действительно себя плохо ведет и часто получает замечания.

    Исследование эмоциональной сферы (Н.Л. Белопольская).

    Цель: определить способность воспринимать и понимать эмоцио­нальное состояние другого человека.

    Материал: 36 карточек с изображением персонажей (люди, зве­ри), которые находятся в различном эмоциональном состоянии: ра­дость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство (см. прило­жение 10).

    Ход исследования: перед ребенком раскладываются карточки с изображением одного персонажа, например кошки. Инструкция ре­бенку: “Посмотри, здесь кошечка, она очень веселая. Положи рядом с ней веселого попугая, мишку, дяденьку и т.д.”.

    Ребенок раскладывает все карточки с одинаковым эмоциональ­ным состоянием по группам.

    Подсчитывается число правильных и неверных ответов (из 36).

    Проективное интервью “Три желания”.

    Цель: исследовать эмоциональную деятельность детей (4 года и старше).

    Ход выполнения: ребенку предлагаются три ситуации:

    представить себя волшебником (феей), производящим три чуда для всех,

    вообразить себя всемогущим и выразить три своих заветных желания,

    представить себя в качестве всемогущего другого (близкого взрослого) и высказать три его заветных желания.

    Качественный анализ высказываний детей, наличие или отсутствие эмоциональной децентрации.

    Изучение эмоционально-нравственного развития.

    Цель: выявить особенности мотивационно-смысловой ориентации ребенка, нравственные критерии оценки поступков.

    Ребенку предлагают прослушать несколько коротких рассказов, участниками которых являются дети. В качестве обязательных ком­понентов рассказы включают: предметные действия героев, проявле­ние определенного отношения одного героя к другому, указание на плохое настроение одного из героев как следствие такого отноше­ния. Раскрыть эмоционально-нравственный смысл рассказа можно лишь при сопоставлении всех компонентов: действий, отношений и переживаний героев.

    Пример. Дима — художник. Дима любит рисовать зверей и часто показывает свои рисунки брату Саше.

    Вечером дети сидели за столом. Дима нарисовал большого слона с хоботом, ушами. “Смотри, какой у меня слон!” — похвалился Дима. “Научи меня рисовать такого слона”, — попросил его Саша. “Ты же не умеешь зверей рисовать, подрасти сначала”, — ответил тот. К детям подошла мама: “Какой у Димы красивый слон, как настоя­щий! А ты, Саша, что нарисовал?” Но Саша молчал, низко опустив голову.

    Вопросы к ребенку:

    — Что ты запомнил? Расскажи.

    — Почему замолчал Саша?

    — Кто тебе понравился, почему?

    — Кто не понравился, почему?

    — Кого похвалили взрослые, справедливо ли?

    — Как бы ты поступил на месте Димы?

    В ответах детей отражается:

    -что является для них значительным, существенным в оценке ситуации: ориентация на эмоционально-нравственный смысл опи­санного события или на описание предметных действий героев;

    -может ли ребенок вскрыть причину отрицательных пережива­ний героев.

    Диагностика страхов у ребенка (опросник А.И.Захарова).

    Цель: выявить наличие и направленность страхов у ребенка, Ход выполнения: инструкция ребенку: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

    когда остаешься один?

    того, что умрут твои родители?

    того, что они тебя накажут?

    Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

    опоздать в детский сад?

    волков, медведя, собак, пауков, змей?

    машин, поездов, самолетов?

    бури, грозы, урагана, наводнения?

    когда очень высоко?

    маленькой тесной комнаты, туалета?

    врачей (кроме зубных)?

    неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?”

    На основе полученных ответов делается вывод о наличии у детей страхов и их направленности (Захаров А.Л.) (16).

    Цель: исследование проявлений эмпатии.

    Материал: листы бумаги, цветные карандаши или строительный материал, конструктор, пластилин.

    Ход выполнения: двое детей работают рядом, выполняя разные по трудности задания в продуктивной деятельности, внешне разная сте­пень трудности детям незаметна.

    После выполнения заданий детям разрешается здесь же в комна­те поиграть с привлекательными, но знакомыми игрушками. Экспе­риментатор проводит наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей, в котором нужно получить ответы на вопросы: заметит ли ребенок, которому досталось более легкое задание, без под­сказки взрослого, что другому трудно? Как он к этому отнесется? Что скажет сверстнику? Что сделает? Сможет ли второй сохранить свое поведение доброжелательным или же сразу бросит работу и начнет обвинять сверстника в своих неудачах?

    Определяется уровень эмпатии: высокий — ребенок сразу обра­щает внимание на отрицательные переживания сверстника и, вопре­ки своим интересам, помогает ему; средний — проявляется неустой­чивая эмоциональная отзывчивость — неоднократный переход от содействия к безразличию и, наоборот, борьба разнонаправленных, оди­наковых по силе мотивов; низкий — ребенок не помогает сверстни­ку даже тогда, когда взрослый побуждает его, активно сопротивляет­ся оказанию помощи, выстраивая аргументы защитного характера.

    Методика “„Да» и „нет» не говорите” (Е.Е. Кравцова, для де­тей старшего дошкольного возраста).

    Цель: изучить возможности произвольного регулирования обще­ния ребенка со взрослым.

    Ход исследования: инструкция: “Мы с тобой поиграем в игру “Да и нет не говорите”. Я буду задавать вопросы” а ты на них отвечай, не называя запрещенных слов. Запрещенные слова “да” и “нет”, “не”.

    Ребенку задают 25 вопросов, из них 20 вопросов провоцируют зап­рещенные ответы, 5 -— нейтральные.

    После окончания игры спрашивают: “Верно ли ты отвечал? Не употреблял ли запрещенные слова?”

    В протоколе фиксируется время игры, записываются ответы ре­бенка, отмечаются особенности его поведения.

    Сколько тебе лет?

    Ты сейчас спишь?

    Ночью солнышко светит?

    Ты любишь мороженое?

    Когда ты идешь в детский сад?

    Ты любишь ходить в детский сад?

    Какого цвета халат у доктора?

    Ты любишь ходить к врачу?

    Доктор стрижет детей?

    Тебя зовут (назвать неверное имя)?

    Коровы умеют летать?

    Зимой бывает жарко?

    Ты ходишь на работу?

    Кто тебе покупает конфеты?

    Конфеты бывают горькими?

    Трава белого цвета?

    Собаки умеют разговаривать?

    Машины плавают по воде?

    Парикмахер лечит детей?

    Ты ходишь в детский сад?

    Летом бывает снег?

    Ты живешь рядом с детским садом?

    В детском саду много игрушек?

    На снегу растут цветы?

    Овощи растут на грядке?

    Для оценки уровня развития (высокий, средний, низкий), произ­вольности в общении со взрослым подсчитывается процент верных ответов.

    Методика “Домик” (Н.И. Гуткина, для детей 6—7 лет).

    Цель: определить развитие произвольного внимания ребенка,

    Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали ко­торого построены из элементов прописных букв, лист бумаги, каран­даш.

    Ход выполнения: инструкция ребенку: “Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу нарисовать точно такую картинку, ка­кую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправиль­ного или рядом нарисовать правильно”.

    Безошибочное копирование рисунка — 0 баллов. Чем хуже вы­полнено задание, тем выше суммарная оценка. В качестве ошибок рассматриваются:

    а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Если этот эле­мент неправильно изображен во всех деталях рисунка, то 1 балл на­числяется за все неправильные детали (колечки дыма, деталь забо­ра). Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Неверно воспроизведенное количество элементов (например, колечек дыма) не считается за ошибку;

    б) замена одного элемента другими (1 балл);

    в) отсутствие элемента (1 балл);

    г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

    Хорошо развитая произвольность — 0 баллов,

    Среднее развитие произвольности — 1—2 балла.

    Слабое развитие произвольности — больше четырех баллов.

    Методика “Образец и правило” (А.Л.Венгер).

    Цель: выявить умение руководствоваться системой условий зада­чи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Опре­делить уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних де­тей.

    Материал: книжечки с заданиями (приложение 11). На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведе­ния обследования.

    Ход исследования: инструкция: “У всех вас такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (показать на вершины треу­гольника). Их соединили так, что получился рисунок (провести паль­цем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указать точки справа от треугольника-образца). Вы соедините их так, чтобы получился рисунок, как тут (показать на образец). Здесь есть лишние точки, их соединять не надо. А теперь посмотрите — точки все оди­наковые или разные?

    Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие кружочки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, нельзя про­водить линию между двумя кружками, двумя крестиками или меж­ду двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете непра­вильно, обязательно скажите мне, мы сотрем ее резинкой. Когда на­рисуете одну фигуру, переверните страницу и рисуйте следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками ”.

    Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. Проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, закончив решение очередной задачи, каждый ребенок переходил к следующей. По просьбе детей стирают ука­занные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного реше­ния). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом. Единствен­ное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком, т.е. линией. Пассивных детей нужно ободрять, стимулиро­вать, объясняя, что лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить.

    Оценка результатов: за каждую из шести задач ставится оценка (от 0 до 2 баллов). Если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов. Нарушено правило, но пра­вильно воспроизведен образец; не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец — 1 балл. Не нарушено правило и правиль­но воспроизведен образец — 2 балла.

    Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию между заданными точками, ставится 0 баллов (за исклю­чением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, выз­ванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается 0 баллов. По­грешности в проведении линий (кривые, дрожащие и т.п.) не снижа­ют оценки.

    Подсчитывается общее количество баллов. Оно может колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.

    studfiles.net

    Методы диагностики памяти детей дошкольного возраста

    Диагностика развития памяти у детей в возрасте от 3 до 6 лет

    Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо видом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

    Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.

    1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти). Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

    2. Рисование по памяти (диагностика кратковременной памяти): ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

    3. Срисовывание картинки (диагностика кратковременной памяти):

    4. Составление картинки по памяти из кусочков (диагностика кратковременной памяти). Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.

    5. Исследование долговременной памяти. В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

    Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т.д. Заодно здесь исследуется и его наблюдательность, уровень развития речи.

    6. Исследование двигательной памяти: взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев:

    Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.

    7. Диагностика ассоциативной памяти:

    Диагностирование памяти человека

    Человеческое сознание и интеллектуальный уровень в значительной степени зависят от уровня развития памяти и количества знаний в ней сохраненных. Для выявления людей способных к сложной умственной деятельности и имеющих повышенный уровень концентрации внимания пользуются специальными тестами. Такие исследования называют — диагностика памяти.

    Память, как невидимая сила, которая удерживает вместе кусочки нашего сознания. Известны случаи, когда нарушение процессов запоминания, вызванное травмой, приводило к расстройствам психики. Человек не способный запомнить своего имени и простейшего набора действий, необходимых для жизни, не может быть полноценным членом общества.

    Люди редко бывают, терпимы к тем, кто отличается хоть в чем-то, поэтому всяческие отклонения от нормы, пусть даже и незначительные, способны причинить их обладателю не мало неприятностей.

    Из-за этого сниженный уровень процессов сохранения информации зачастую становиться серьезной помехой на пути к успешной жизни. Если ребенок испытывает трудности с усвоением материала в школе, то ему будет сложно добиться успеха в будущем, без квалифицированной педагогической помощи.

    Основа усвоения информации

    Определяя уровень развития способностей человека, огромное внимание уделяется вопросам затрагивающим, исследование памяти.

    Основными их составляющими считают такие процессы запоминания:

    • Кратковременный. Кратковременная память, делиться на несколько подвидов, различающихся по сенсорным процессам, участвующим в ее работе. Она может быть: зрительная, слуховая и тактильная. Поскольку любая информация, поступающая в наш мозг, проходит через органы чувств, то и все знания, накопленные нами, когда-то проходили, через кратковременную сенсорную память. Исходя из этого, можно говорить о важности объема памяти, ведь именно от того, сколько информации может удержать в своем сознании человек зависит уровень его восприятия и способности к усвоению информации. Кратковременная память — это первый этап на пути к формированию полноценного воспоминания, а значит и основа процессов длительного сохранения информации;
    • Презентация: Современные методы диагностики внимания и памяти. Тестирование

    • Опосредованный. Опосредованный процесс запоминания. это совокупность средств, которыми может воспользоваться человек для сохранения нужной информации. Например, при подготовке к сессии, студенту нужно выучить определенный материал, то что он применяет для этого различные методики (написание конспекта, заучивание наизусть, построение ассоциаций и т. д.) называют опосредованными процессами запоминания. Так же сюда можно отнести способности нашего мозга хранить и воспроизводить сохраненный ранее фактический материал;
    • Динамика запоминания и воспроизведения информации. Ну и естественно, динамика процессов запоминания очень сильно влияет на уровень памяти. Количество повторений необходимое для усвоения информации, умение сопоставлять факты и обобщать их в целую картину познания, все это является неотъемлемой частью, как памяти в частности, так и сознания в целом.
    • Методики диагностирования

      Для определения кратковременной памяти, используют так называемые тесты «воспроизведения».

      Испытуемому демонстрируют рисунки, на которых изображены простые предметы.

      Это могут быть линии (направленные в разные стороны), могут быть точки (размещенные в различных ячейках таблицы), могут быть простые фигуры (расположенные в различном порядке). Во всех случаях методика имеет одну основу, карточки с заданием демонстрируют испытуемому на краткий промежуток времени, после чего он должен повторить изображение на бланке ответов. Количество правильно воспроизведенных изображений и будет показывать уровень развития кратковременной зрительной памяти.

      Оперативная же составляющая слухового типа запоминания, показывает, насколько долго человек способен хранить полученную информацию, необходимую для решения текущей задачи.

      Презентация: Память. Методики обследования памяти в дошкольном, школьном возрасте и у взрослых людей. Тесты

      Для определения уровня процессов слуховой памяти используют не сложные тесты, во время которых исследователь проговаривает ряд чисел, либо слов не связанных между собой по смыслу. В результате, испытуемый должен воспроизвести услышанное, после чего фиксируется количество правильных ответов. Тест повторяют 5 раз и затем еще раз через час. По полученным результатам строиться кривая, которая показывает отношения количества правильных ответов к стадии теста.

      Нормальным уровнем развития считается, если количество правильных ответов на 4-5 стадии теста равно 9-10 из 10.

      Оперативная слуховая память и динамика ее процесса исследуется с помощью следующего теста. Испытуемому зачитывают 5 слов, после чего читают еще 5 групп слов с интервалом 5 секунд. За эти 5 секунд человек должен ответить было ли произнесенное слово среди тех пяти, которые назывались в начале. Динамика процессов, а соответственно и уровень владения собственной слуховой памятью, тем выше, чем больше правильных ответов было дано испытуемым.

      Для диагностики опосредованных процессов сохранения информации применяют тесты на ассоциации. Например, предложить испытуемому набор фраз и слов, для которых он должен зарисовать или записать ассоциации, а затем повторить изначальный словесный ряд. Оценивают уровень развития данного типа процессов, по количеству правильных ответов, чем ниже бал, тем меньше возможность использовать свою кратковременную память для решения задач.

      Проблемы исследования памяти

      В общей сложности использование методик исследования памяти позволяет лишь поверхностно оценить уровень развития конкретного человека. Чаще всего такие тесты применяют, изучая интеллектуальное развитие детей.

      И если говорить о комплексном изучении, то обычно методики исследования памяти отражают результаты в сравнении с другими испытуемыми, или в мониторинге развития отдельно взятой личности. Детальное изучение процессов запоминания у конкретного человека практически невозможно, так как все процессы, происходящие внутри нашего сознания, поддаются лишь поверхностному мониторингу. Не существует людей с абсолютной памятью, основной и более развитой может быть либо зрительная, либо слуховая, но оба эти направления никогда не развиваются одинаково.

      Процессы памяти, как абстрактное понятие, вызывают огромный интерес у ученых, однако, говоря об их структуре и функциях, мы скорее говорим о предположениях, нежели, конкретных фактах.

      Проверка памяти, одна из наиболее часто затрагиваемых тем, в процессе изучения человеческого сознания. Все мы разные и, каждый раз, предпринимая попытки разгадать тайны сложных внутренних процессов, оказывается, что разница эта куда глубже, чем, кажется на первый взгляд.

      Что еще почитать

    • Как развить зрительную память
    • Расстройства внимания
    • Диагностика внимания младших школьников
    • Методы диагностики памяти у детей

      • Файл формата zip
      • размером 79,60 КБ
      • содержит документ формата doc
      • Добавлен пользователем soshinatalya. дата добавления неизвестна
      • Отредактирован 04.09 22:01
      • Скачан 86 пользователями
      • Методика Узнай фигуры Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Методика Запомни рисунки Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Методика Запомни цифры Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка.

      • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
      • Набор методик на внимание, воображение, восприятие, мышление по детской практической психологии и по практической психодиагностики. внимание Оценка устойчивости внимания у мл. школьников методом корректурной пробы внимание переключение внимания внимание распределения внимания методом корректурной пробы Бурдон внимание Тест таблицы Шульте внимание у мл. школьников Рыбаков.

      • 767,74 КБ
      • скачан 1570 раз
      • изменен 14.01 17:24

      Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков. Набор диагностических методик (со стимульным материалом) Исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т. Е. Рыбакова) Методика «Изучение переключения внимания» Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы Исследование особенностей распределения.

    • 86,90 КБ
    • скачан 1076 раз
    • изменен 19.02 20:22
    • Содержание. «Методики изучения эмоциональной сферы». Методики, направленные на выявление страхов. Методика “Незаконченные предложения”. Методика диагностики детских страхов (Захаров). Методики, направленные на выявление тревожности. Тест-опросник Спилбергера-Ханина. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Тест изучения школьной тревожности Филллипса. Методики.

    • 145,13 КБ
    • скачан 1064 раза
    • дата добавления неизвестна
    • изменен 18.02 23:12
    • Здесь представлен «стандартизированный комплекс психодиагностических методик» для исследования познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и.

    • 725,26 КБ
    • скачан 634 раза
    • изменен 23.05 13:45
    • М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

    • 73,34 МБ
    • скачан 4613 раз
    • изменен 11.08 10:02
    • будет удален через 14 дней
    • Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам.

    • 5,93 МБ
    • скачан 1131 раз
    • изменен 25.01 00:52
    • vylechitrebenka.ru

      Методики изучения памяти детей дошкольного возраста

      Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. Источник: Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Слуховая память. Методика «1. Ребенку зачитываются 1.

      Про память дошкольников. Методы изучения памяти детей дошкольного возраста. Самой популярной методикой диагностики слуховой памяти, является методика «10 слов». Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников — 10-15 человек, для начальной школы и старше — целый класс. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады.

      Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти. Зрительная память. Использование методики Д.

    • 2.1 Методы диагностики памяти у дошкольников. Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти.
    • На втором этапе (формирующем) развитие памяти дошкольников осуществлялось в ходе игровой деятельности. Диагностика особенностей развития памяти у детей проводилось с использованием следующих методик: 1. Методика «Запомни фигуры».
    • Векслера (1. 94. 5) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 1. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

      Результаты диагностики: А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла. Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов. Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла. В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл.

      Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 1. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Леонтьев, 1. 92. 8).

      Нужно подобрать 1. Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь. Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

      Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными. Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т.

      На выбор карточки к каждому слову отводится 3. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 1.

      По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 3. Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 1. 0 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.

      По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

      Слайд 1 Память Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей. Слайд 2 ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из. Слайд 5 Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди. Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. Методики для дошкольников. Развитие внимания у дошкольников посредством развивающих игр Все мы хотим, чтобы дети наши были. Читать работу online по теме: 4.методики исследования памяти дошкольников. Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. Методика «Узнай фигуры», представлена в Приложении А. Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых.

      directionapplications.weebly.com

      Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

      Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

      Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед — затем улыбнуться; открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

      Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

      Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

      Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

      Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

      Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

      Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

      Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

      А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

      Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов.

      Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла.

      В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.

      3. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928).

      Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

      Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

      Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными.

      Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

      По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

      Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

      Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

      Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.

      psmetodiki.ru