Методики диагностики межличностных отношений дошкольников

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе

  • Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка).
  • Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака (1972) предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет.
  • Методика Н.И. Гуткиной «Домик» предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей.
  • Методика «Езда по дорожке» предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка.
  • Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
  • Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
  • Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.
  • Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
  • Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики мышления.
  • Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления.
  • Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник предназначена для диагностики мышления.
  • Методика «Найди звук» служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха).
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

    Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия.

    Методика определения кратковременной памяти.

    Методика «Оперативная память».

    Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

    Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.

    Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления.

    Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

    Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания.

    Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности.

    Методика Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания.

    Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

    Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания.

    Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления.

    Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет.

    Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления.

    Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте.

    Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене.

    Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

    Тест Д. Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Век­слера был адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1992).

    Тест Дж. Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» — это невербальный тест, разработанный Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом.

    Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды.

    Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3—6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

    Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР) разработан коллективом К.М.Гуревича для диагностики умственного развития учащихся 7—9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных пред­метах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного.

    Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала.

    АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

  • Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.
    • Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена для диагностики наличия и степени выраженности депрессии.
    • Опросник Бека предназначен для диагностики депрессивных состояний.
    • Шкала депрессии Цунга.
    • Тест «Определение типового состояния» Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого предназначен для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревожности.
    • Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности).
    • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
    • Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности.
    • Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека.
    • Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
    • Тест тревожности по В.М.Астапову предназначен для исследования уровня тревожности у дошкольников.
  • Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников.
  • Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ) предназначена для измерения уровня алекситимии личности.
  • Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого.
  • Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида.
  • Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.
  • Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой).
  • Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.
  • Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания.
  • САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения.
  • Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
  • Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания («напряжение», «резистенция» и «истощение»).
  • Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (по К.Изарду) предназначена для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    • Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
    • Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников.
    • Методика «Мозаика» — естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
    • Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.
    • Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
    • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.
    • Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову).
    • Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф.Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.
    • Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкина.
    • Тест «Психологический климатический круг» предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей
    • Методика «Стиль управления коллективом» предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).
    • Тест К.Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях.
    • Методика «Конструктивная ссора» С.Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).
    • Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления
    • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований
    • Тест-опросник удовлетворенности браком В.Столина, Т.Л. Романовой, Т.Бутенко. Назначение методики — определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.
    • Методика «Конфликтность в разных сферах жизнедеятельности семьи». В методике использовано преимущественное распространение конфликтов в 8 сферах семейной жизни, а именно: а) проблемы отношений с родственниками и друзьями; б) вопросы, связанные с воспитанием детей; в) проявление супругами стремления к автономии; г) ситуации нарушения ролевых ожиданий; д) ситуации рассогласования норм поведения; е) проявление доминирования супругами; ж) проявление ревности супругами; з) расхождения в отношении к деньгам.
    • Методика «Распределение ролей в семье» предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей.
    • Методика «Диагностика родительского отношения» А.Я.Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) «Маленький неудачник». Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
    • Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения.
    • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

      Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла — позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.

      Личностный опросник Г.Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».

      Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.

      Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда.

      Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности, в том числе: 1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

      Методика «Q-сортировки» предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

      Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

      Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.

      Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.

      Методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса.

      Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана).

      Методика «Цель-средство-результат» предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.

      Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на общение или на дело.

      Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко.

      Методика определения самооценки дошкольника (В.Г.Щур).

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИКЕ

    • Гиссенский опросник соматических жалоб выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья.
    • Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.
    • Опросник Келлермана-Плутчика предназначен для определения защитных механизмов.
    • Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея, модифицированная для психосоматических больных, направлена на изучение следующих параметров: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к семье, отношение к женщинам (мужчинам), отношение к половой жизни, отношение к друзьям, отношение к вышестоящим лицам, отношение к подчиненным, отношение к товарищам по работе, страхи и опасения, сознание вины, отношение к себе, отношение к прошлому, отношение к будущему, отношение к болезни, цели.
    • Опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта.
    • Тест К.Маховера «Нарисуй человека» предназначен для исследования представлений о прошлом, настоящем, будущем, специфике взаимоотношений человека с окружающими.
    • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний.
    • Тест Роршаха направлен на исследование личностных особенностей испытуемого в ходе ассоциативного теста.
    • Содни-тест позволяет выявить удовлетворенные и неудовлетворенные потребности испытуемого.
    • ТАТ – тематический тест апперцепции предназначен для диагностики стремлений, потребностей обследуемого, воздействий, оказываемых на него, конфликтов, возникающих во взаимоотношениях с окружающими.
    • Проективный тест «Образ себя» предназначен для исследования особенностей восприятия испытуемым своих физических параметров и образа себя.
    • Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холма и Рея
    • Методика исследования уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана направлена на изучение уровня удовлетворенности различными факторами социальной среды.
    • Опросник психологических затруднений предназначен для экспресс-диагностики уровня переживания собственного неблагополучия в сфере межличностных отношений.
    • Методика диагностики согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре в обеих группах А.Н.Волковой. Методика позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
    • Тест «Уровень удовлетворенности жизнью» Э.Голизека.
    • Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.
    • Шкала поиска ощущений предназначена для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям.
    • Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и позволяет исследовать индивидуальный ранг ценностей. М.Рокич различает два класса ценностей: 1) терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит, того чтобы к ней стремится; 2) инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
    • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    • Методика «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения, какие мотивы являются ведущими при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.
    • Тест Д.Голланда предназначен для диагностики типа личности в зависимости от способностей, желаний, увлечений, интересов.
    • Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту» направлен на определение типа профессиональной области деятельности оптанта.
    • Опросник для исследования познавательной сферы личности в контексте профессиональной ориентации.
    • Определение склонностей по методике Л.А. Йовайши.
    • www.vashpsixolog.ru

      Методики диагностики межличностных отношений дошкольников

      Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений

      Наглядность представления результатов

      Влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования. Влияние психологической защиты.

      Проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека

      Окончание табл. 18

      Косвенная оценка межличностных отношений

      Возможности использования в методиках, основанных на игровой деятельности, при интерпретации «рисунка семьи», в ситуации психотерапии и профконсультировании; вне зависимости от теоретической ориентации психолога

      Неразработанность и предоставление сравнительно узкой информации о межличностных отношениях

      Наблюдения и экспертная оценка ситуации

      Непосредственное наблюдение за поведением человека

      Фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий

      Возможность моделирования желаемого поведения

      Являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизованной измерительной процедуры

      Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения

      Направленность на решение специфических задач, для которых создавались методики

      Исследования субъективного отражения межличностных отношений

      Возможность отражения на вербальном и невербальном уровнях

      Получение обширной информации о межличностных отношениях

      Субъективизм в интерпретации данных

      Краткая характеристика методик диагностики межличностных отношений представлена в табл. 19.

      Методики диагностики межличностных отношений

      Диагностика межличностных отношений на основе

      Социометрический тест Дж. Морено

      Существующие формы (модификации) ? аутосоцио-метрические методики Я. Л. Коломинского, К.Е. Данилина, А.И. Донцова

      Суть метода ? субъективные межличностные предпоч-тения (выборы) членов группы по определенным сферам

      Шкалы ? критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности

      обработка данных по каждому критерию в отдельности; 2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный);

      3)графическое отображение полученных данных ? структуры межличностных отношений (социограмма);

      4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности

      Количество вопросов (заданий) ? в зависимости от количества выбранных критериев

      Q- классификация (Q-sort) В. Стефенсон 1953 Мургулец Л.В. 1990

      Существующие формы (модификации) ? изменение видов заданных групп в зависимости от задач исследования

      Теоретическое основание ? проекция

      Предмет диагностики: тенденции поведения в группе

      Шкалы ? зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы

      1) подсчет тенденций по каждой из сопряженных пар (количество положительных ответов складывается с количество отрицательных ответов для противоположной тенденции)

      2) Суммарное количество баллов по каждой тенденции переводится в коэффициент от –1 до +1.

      Количество вопросов (заданий) ? набор из 60 карточек, с названиями свойств личности и описания поведения.

      Продолжение табл. 19

      Опросник интерперсональной ориентации Шутца (FIRO-b)

      Существующие формы (модификации) ? Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений

      Теоретическое основание ? трехфакторная теория интерперсонального поведения В. С. Шутца

      Предмет диагностики: Поведение индивида в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (C) и аффекта (А).

      Шкалы ? Iе – включение, выраженное поведение Iw – включение, требуемое поведение Се – контроль, выраженное поведение Сw – контроль, требуемое поведение Ае – аффект, выраженное поведение Аw – аффект, требуемое поведение. Шкалы сформированы на основе монотонно детерминированной модели Гуттмана.

      Процедура обработки: подсчет баллов по ключу

      Количество вопросов (заданий) ? 54 задания

      Методика изучения родительских отношений (PARI) Е.С. Шефер, Р.К. Белл

      Существующие формы (модификации) ? адаптирована Т.В. Нещерет.

      Теоретическое основание ? концепция аттитюдов

      Предмет диагностики: родительские установки, преимущественно материнские, к ребенку и разным сторонам семейной жизни

      Шкалы ? (23) отношение к семейной роли; отношение родителей к ребенку по 3 основаниям – оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке

      Процедура обработки: подсчет баллов по ключу Количество вопросов (заданий) ? 115 суждений

      Тест-опросник родительского отношения (ОРО) Варга, Столин

      Существующие формы (модификации) ? нет

      Теоретическое основание ? концепция Столина

      Предмет диагностики: родительское отношение

      Шкалы ? принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»

      1)получение сырых баллов;

      2)перевод сырых баллов в процентильные ранги;

      Количество вопросов (заданий) ? 61 суждение

      Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса

      Существующие формы (модификации) ? адаптирован Н.В. Гришиной

      Теоретическое основание ? положения о закономерностях поведения в конфликтных ситуациях Томаса

      Шкалы (5) ? соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание

      Процедура обработки: 1) подсчет общего количества баллов по каждой шкале; 2) графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения)

      Количество вопросов (заданий) ? адаптированный вариант методики включает 30 пунктов

      Методики косвенной оценки

      Техники наблюдения реальной

      ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера

      Существующие формы (модификации) ? схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого

      Теоретическое основание ? закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

      Суть метода –– выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений -положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния

      1) измерение расстояния между испытуемыми или между испытуемым и экспериментатором;

      2) сравнение с нормативом

      Количество вопросов (заданий) –– в зависимости от цели исследования

      Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации

      Существующие формы (модификации) ? «Дилемма узника». Она предназначена для изучения процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью

      Теоретическое основание ? исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям

      Шкалы ? 12 показателей, которые объединены в 4 категории (области): позитивных эмоций, решения проблем, постановки проблем и негативных эмоций

      Процедура обработки: 1) подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям (шкалам); 2) графическое отображение полученных данных

      Количество вопросов (заданий) ? в зависимости от цели исследования

      Методики исследования субъективного отражения

      Совместный тест Роршаха В.Бланшара

      Существующие формы (модификации) ? обычно эксперимент включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но может ограничиться только совместным тестом Роршаха (СТР)

      Теоретическое основание ? проективный подход в исследовании личности

      Шкалы ? категории анализа: 1) практическая активность партнеров; 2) количество предложений или продуцирование идей, развиваемых в ходе совместного решения; 3) проникаемость; 4) решение или руководство; 5) аффективный стиль отношений; 6) кооперация; 7) качество решения и процедуры

      Процедура обработки: 1) подсчет встречаемости реакций по категориям анализа; 2) определение по количеству и качеству совместных ответов уровня сплоченности и совместимости группы (процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия)

      Окончание табл. 19

      Тест цветовых конструктов

      Существующие формы (модификации) ? 2 варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций: краткий вариант ? к каждому понятию требуется подобрать какой-нибудь один подходящий цвет. Полный вариант ? цвета ранжируются в порядке соответствия понятию

      Теоретическое основание ? его использование опирается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Методическая основа базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности

      Шкалы ? в зависимости от цели и программы исследования

      качественный анализ цветоассоциативных ответов во взаимной связи друг с другом;

      формализованный анализ цветоассоциативных ответов, предлагается двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н)

      Количество вопросов (заданий) ? 8-цветовой стимульный материал

      Методика «Рисунок семьи» В. Хьюлса

      Существующие формы (модификации) ? модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандберга, В. Вульфа и др. Р. Бернс, С. Кауфман: для детей и взрослых

      Теоретическое основание ? концепция К. Маховер, основанная на том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого и его взаимоотношений с окружающими

      Шкалы ? дифференциация шкал, направленных на диагностику межличностных отношений в семье

      Процедура обработки: включает 4 клинических уровня анализа: характеристики индивидуальных структур, действия, стиль, символы. Традиционно процедура обработки состоит из следующих этапов:

      анализ структуры «Рисунка семьи»;

      интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;

      3) анализ процесса рисования

      Количество вопросов (заданий) ? выполняется один рисунок и задается 6 вопросов

      studfiles.net

      Методика Рене Жиля для диагностики личности дошкольников

      Предназначением данной тестирующей методики является исследование приспособленности ребёнка к адаптации в социуме, особенностей сферы его межличностных отношений, его субъективного восприятия коммуникаций внутри семьи (между ним и родственниками, а также и родственников между собой), а также кое-каких характеристик его поведенческих реакций.

      Методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене Жиля

      Тестирование по данной методике позволяет диагностировать зоны конфликтов в системе межличностных коммуникаций исследуемого. Таким образом появляется возможность повлиять на дальнейшее личностное развитие тестируемого, воздействуя на особенности этих отношений.

      Характерная особенность данной методики в том, что схематичность и простота её не только существенно упрощают тестирование для исследуемых детей, но и способствуют её формализации. Метод позволяет оценить результаты психологического исследования как качественно, так и количественно.

      Шкалы, используемые методикой

    • взаимоотношения с матерью;
    • отношение к отцу;
    • эмпатия с матерью и отцом, как парой родителей (немаловажный параметр для глубокого анализа внутрисемейных межличностных отношений);
    • взаимодействие внутри семьи собратьями и сёстрами (если таковые имеются);
    • как испытуемый относится к друзьям;
    • Отношение к педагогу, учителю;
    • любознательность;
    • коммуникабельность;
    • склонность быть лидером;
    • склонность к агрессивности.
    • Показатели, устанавливаемые при помощи теста-методики Рене Жиля

    • отношение к маме;
    • отношение к папе;
    • степень восприятия исследуемым матери и отца как пары родителей;
    • взаимоотношения с братьями и сёстрами;
    • отношение к таким родственникам, как дедушки и бабушки;
    • взгляд тестируемого на взаимоотношения с друзьями и сверстниками;
    • отношение исследуемого к воспитателю, педагогу, учителю;
    • степень любознательности; в контексте данной методики данный параметр может быть охарактеризован как «близость к рассказывающему что-либо человеку, педагогу или другому взрослому», а не как в обыденности, «пытливость», «направленность на познание», «любопытство»;
    • стремление исследуемого к общению и взаимодействию как в небольших группах и компаниях, так и в больших коллективах;
    • наклонности его к доминированию, лидерские качества, стремление руководить, организаторские способности;
    • степень агрессивности, склонность идти на конфликт, или, напротив, способность избежать, обойти его;
    • склонность к уединению («отгороженность», «отчуждённость») — этот показатель, как выяснилось в ходе анализа многочисленных результатов теста, положительным образом коррелирует с уровнем интеллекта; таким образом, «уединённые», «отгороженные» по, результатам теста, дети являются по итогам того же теста наиболее интеллектуально развитыми; они более независимы не только в системе межличностного, межчеловеческого взаимодействия, но и в системе взаимоотношений «человек — предметный мир»;
    • напротив, стремление, склонность к нахождению в обществе.
    • Описание методики тестирования

      Диагностическая методика относится к разряду визуально-словесных и представляет собой комплекс из 42 заданий, среди которых 17 тестовых заданий и 25, сопровождающиеся картинками, изображающими детей и взрослых. Каждая из картинок сопровождается кратким текстовым пояснением изображённой ситуации, а также вопросами, на которые должен ответить исследуемый ребёнок.

      Рассматривая предложенные ему рисунки, ребёнок должен отвечать на поставленные перед ним вопросы, либо показывать на картинке выбранное для себя место в соответствии с поставленным заданием, либо, если это подразумевается в задании, выбирает один из предложенных вариантов ответа.

      Исследующий может сопровождать диагностическое мероприятие беседой с ребёнком или рекомендациями. В ходе беседы есть возможность уточнить некоторые ответы, попросить ребёнка изложить более подробно причины осуществления его выбора или обосновать их; выяснить возможное существование некоторых «щекотливых» моментов его жизни; фактический состав семьи.

      Данная методика диагностики особенностей личности может быть применена для обследования детей в возрасте от 4 до 12 лет. Однако в случае выраженного инфантилизма или при задержке психического развития может использоваться при работе с детьми более старшего возраста.

      1. Задания, снабжённые картинками, изображают, как правило, предполагаемую семью или круг друзей испытуемого; ему же предоставляется возможность выбрать, какое место он занимает в компании, или место, которое он занял бы за общим столом относительно родителей или других родственников. Таким образом определяется, каким видит себя ребёнок в составе семьи, как оценивает свою значимость.
      2. Другие задания предписывают «разместить» на рисунке за столом членов семьи в порядке, который ребёнок сочтёт нужным.
      3. Аналогичные задания, помогающие определить положение ребенка в семье, предполагают ситуации, в которых ребёнок должен выбрать комнату для себя и родственников в доме, или комнату, в котором хотел бы жить в доме знакомых.
      4. Группа задач, выявляющих способность к коммуникации ребёнка с людьми, содержит вопросы о том, какой подарок ребёнок хотел бы преподнести другу или близкому человеку, кого из родных или знакомых он хотел бы взять с собой на отдых, с кем из знакомых ему людей или родственников поделился бы сокровенным секретом или радостью. Описана даже такая ситуация, как поход к стоматологу — кого ребёнок выбрал бы в качестве сопровождения? Или пошёл бы один?
      5. Ответы на такие вопросы помогут тестирующему оценить, как относится ребёнок к каждому из родственников, чью помощь и поддержку ценит больше, чьё внимание ему наиболее важно.
      6. Важную роль в диагностике личности по методике Р. Жиля является и оценка ребёнком своих взаимоотношений с друзьями. Поэтому часть заданий в тесте Р. Жиля охватывает и эту сферу. Одни вопросы подразумевают выбор одной из предложенный форм поведения в описанной ситуации, другие же предполагают, что исследуемый сам формулирует ответ на поставленный вопрос.
      7. Вопросы-пояснения к рисункам на эту тему предлагают тестируемому обозначить его положение в компании играющих на площадке друзей, или заставляют его задуматься, кому из своих друзей он хотел бы подарить самый лучший подарок.
      8. Вопросы, содержащие ситуационные задачи, касающиеся взаимоотношений между детьми помогут оценить способ данного ребёнка реагировать на различные ситуации. Например, испытуемому предлагается ответить, как он будет реагировать на смех и издёвки одного из товарищей, как данный субъект отреагировал бы на свой проигрыш в игре, как выражает своё недовольство или как реагирует на запреты каждого из родителей.
      9. Общим заключением является степень социальной адекватности поведенческих реакций исследуемого, а также психологические и социальные факторы, способные эту адекватность нарушить.

        Данные, характеризующие сферу личностных отношений ребёнка, которые можно получить с помощью теста Рене Жиля, подразделяются на две большие группы.

        1. Переменные, указывающая на конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как паре родителей, отношение к братьям и сёстрам, отношение к бабушке и дедушке, а также другим взрослым родственником, отношение к друзьям, учителям, воспитателям.
        2. Переменные, характеризующие особенности личности самого ребёнка: любознательность, стремление к коммуникации в больших группах детей, стремление к доминированию, лидерству в группе детей, конфликтность и агрессивность, реакцию на фрустрацию, стремление к уединению.

        Отношение к каждому из лиц, упомянутых в вопросах, выражается в количестве выборов данного лица при ответах на соответствующие вопросы теста.

        Тест Жиля, по сути, является неким промежуточным вариантом между анкетированием и проективным тестом.

        Такие тесты могут использоваться в качестве средства для глубокого личностного анализа, а также для исследований, которые требуют дальнейшей аналитической статистической обработки.

        psiho.guru

        Диагностика межличностных отношений (стр. 1 из 3)

        Министерство образования и науки Украины

        Харьковский национальный экономический университет

        Кафедра социологии, управления и психологии

        Индивидуальное научно-исследовательское задание на тему:

        "Диагностика межличностных отношений"

        студентка 3 курса 5 группы

        факультета МиМ Парака О.Н.

        доцент каф. социологии,

        управения и психологии

        Харьков, ХНЭУ, 2009

        Методика диагностики межличностных отношений по Т. Лири

        Типы отношения к окружающим

        Актуальность темы. Исследование межличностных отношений важно в разных организациях, на разных этапах развития личности. Но особенно важна проблема построения отношений в компаниях, на предприятиях, в экономических организациях.

        В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально-психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80% коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40% этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60% среднего.

        Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

        Цель : Выявить особенности межличностных отношений на примере коллектива 5 группы 3 курса факультета Менеджмента и Маркетинга.

        Объект : коллектив 5 группы 3 курса факультета МиМ Харьковского национального экономического университета.

        Предмет : межличностные отношения в коллективе.

        На основе этого была сформулирована следующая

        Гипотеза : Межличностные отношения в коллективе имеют умеренный тип выраженности отношений, т.е. адаптивное поведение.

        1. Дать определение межличностных отношений и основных понятий, которые вошли в основную часть, для объяснения ключевых моментов.

        2. Охарактеризовать методику исследования межличностных отношений в группе.

        3. Представить результаты исследования.

        4. Сделать выводы и дать рекомендации группе.

        Метод исследования межличностных отношений: данное исследование будет проводиться с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.

        Выборочная совокупность: исследование будет проводиться среди студентов 5 группы 3 курса факультета МиМ Харьковского национального экономического университета в количестве 15 человек.

        Методика диагностики межличностных отношений по Т. Лири

        Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

        При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

        Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

        Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

        Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

        Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

        Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

        Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

        Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

        mirznanii.com