Методика воспитания детей в детских садах

Каталог частных детских садов и яслей

Этой методике уже более ста лет и она такая долгожительница не случайно. Госпожа Монтессори в начале 20 столетия, одной из первых, заговорила о принципах индивидуального подхода в воспитании и обучении детей. Мария Монтессори сделала акцент не только на методике воспитания детей, но и на жестком подборе педагогических кадров, и последующем обучении педагогов принципам, которые, по мнению Монтессори, должны гарантировать успех обучения и воспитания детей в детских садах и школах Монтессори.

Мария Монтессори, проанализировав исследования того времени о возрастных особенностях процессов познания, придумала бесценный раздаточный материал для своих садиков и школ. В книге "Дом ребёнка", она очень подробно описывает размеры, формы, изготовление и состав этих наборов, которые должны в игровой форме обучать и воспитывать детей в домах Монтессори. На сегодняшний день наборы для игр Монтессори стали очень актуальны, так как вызывают неподдельный интерес у детей.

Методика Монтессори не так проста, как кажется на первый взгляд. Всё в методике взаимосвязано друг с другом. Принципы обучения, материал, помещения-классы. Но самое главное – методика рассчитана на детей возрастом от 3 лет. Современные садики широко используют принципы и материалы Монтессори, и если родителям отказали в посещении садика или группы, где работают по Монтессори, в связи с тем, что малышу не исполнилось 3 лет – знайте, это учреждение действительно работает по методике Монтессори, а не громко рекламирует об этом.

В чём же суть методики Монтессори? В том, что детям не навязывают обучение, а помогают исследовать этот мир самостоятельно. Поощряется самопознание окружающей среды, которая в группах максимально приближена к безопасному исследованию. Малыши в процессе игры и обучения садятся так, как им удобно. Один из камней преткновения методики – это принцип «дисциплина в свободе», интересный взгляд на дисциплину вообще. В методике Марии Монтессори нет наград и наказаний, что тоже не очень понятно людям, привыкшим к методу «кнута и пряника», довольно действенному. Простота уроков, которые максимально наглядны для учеников – девиз школ Монтессори. В садах и школах Марии Монтессори огромное значение было отведено воспитанию чувств через эксперименты. Зрение, осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения, по убеждению М. Монтессори надо развивать с малых лет. Прививать чувство прекрасного с помощью наблюдений за красотой природы.

Методика Монтессори довольно эффективна для обучения письму и чтению, но самое главное в этой методике, как в прочем и других методиках – желания обучающих и обучаемого. Методика будет эффективной, если у обучаемого и обучающих, будут совпадать желания.

В методике можно найти довольно много интересного не только педагогам, а и родителям, особенно тем, которые стоят перед выбором – в какой сад водить своих малышей. На сегодняшний день частные детские сады широко используют методику Монтессори в своей практике. Некоторые детские садики берут лишь некоторые принципы методики, некоторые максимально приближены к методике, и только родителям решать – что нужно их чадам.

Рекомендуем также прочитать обоснование руководителя детского сада выбора методики Монтессори как основной для своего детского сада. Опыт её применения и впечатления от полученного результата.

det-sad.net

Методы воспитания детей детском саду

Дети в детском садике: методы воспитания которые сработают и дома

Ваш ребенок ведет себя из рук вон плохо дома, а в садике он постоянно получает награды за примерное поведение? Знакомая ситуация для многих мам и пап. Давайте разберемся почему так происходит и как исправить поведение шалуна в домашних условиях.

Если в садике вы получаете отчет и проведенном дне и поведении чада, то с большой вероятностью там будут лишь высшие отметки. Воспитатель будет восторженно рассказывать о том, какой у вас ребенок внимательный, отзывчивый, прекрасный помощник и всегда добр к своим сверстникам Подозреваете воспитателя во лжи? Придержите лошадей, дело не в этом.

Почему в детском саду ребенок ведет себя лучше?

Когда ребенок идет в детский сад он окунается в атмосферу детского коллектива с его особенной динамикой: быть как другие и стараться понравиться воспитателям это основные движущие факторы. Однако в таком режиме поведения дети могут оставаться недолго. Естественно, что покинув пределы детского сада, ребенку хочется свободы и он будет испытывать границы дозволенного и мамино терпение заодно.

В садике дети более охотно делятся друг с другом, но, увы, это вовсе не означает что полученный навык будет работать и дома. Попробуйте метод, который эффективно работает у воспитателей: вместо того, чтобы говорить ребенку что он должен делиться, предложите ему играть по очереди. Например, если сын не хочет чтобы его маленькая сестренка трогала его паровозики, предложите ему поделиться с малышкой игрушкой позже, когда он закончит играть. Таким образом, ребенок получает ощущение контроля: у него есть шанс насладиться игрой в паровозики до тех пор, пока он не почувствует, что он готов передать ее другому ребенку. Если он все равно говорит Нет , попробуйте установить временной лимит: он может продолжать играть в течение пяти минут, а потом передаст игрушку сестренке. Не забудьте напомнить ему об этом за минуту до окончания времени.

Отсутствие самостоятельности

Все родители ждут когда же гостья Самостоятельность придет в дом и избавит их от постоянных просьб ребенка помочь с обычными делами, которые он успешно выполняет в садике сам: сходить на горшок, помыть руки, взять чашку с водой и прочее.

Подтолкните ребенка к самостоятельности, имитируя условия детского сада дома: чашка с водой должна стоять в зоне досягаемости, у туалета и умывальника — детская табуретка, а полотенце висеть на низком крючке. Не забудьте о важной составляющей успеха: хвалите ребенка за каждое выполненное задание без вашей помощи. Чем больше энтузиазма вы будете выказывать по этому поводу, тем более независимым и самостоятельным ребенок будет в будущем.

В детском саду дети сидят смирно и слушают как воспитатель читает книжку. Дома вы можете только мечтать об этом: вы не успеваете прочесть и пары страниц как ребенок начинает елозить, не слушать, а то и вовсе убегать.

В саду дети приучены к определенному графику: они едят, потом гуляют или занимаются творчеством и после этого читают книжку. Почему бы и дома не попробовать тот же график? Убедитесь, что вы закончите чтение ДО того, как ребенку станет скучно. И не страшно если кроха не может высидеть до конца сказки Белоснежка и семь гномов просто дочитайте ее вечером, перед сном.

Воспитатель просит помочь и ваш ребенок тут же мчится исполнять просьбу, в то время как ваши остаются неуслышанными? Научитесь предоставлять крохе право выбора. Например, во время уборки игрушек воспитатели предлагают выбор как это можно сделать: прыгая как лягушки или гарцуя как арабские скакуны? Когда у ребенка есть право выбора, он чувствует что ситуация находится под его контролем, а это чувство нравится как детям, так и взрослым. И, вдобавок, кроха будет охотнее кооперировать с вами. В случае если ребенок не хочет уходить или прощаться с другом, предложите ему выбор: обнять на прощание или дать пять.

Методика воспитания в детском саду

Воспитание детей дошкольного возраста – сложный, многогранный и кропотливый процесс, требующий от педагогов специальных навыков, подготовки, методик, которые и определяют их педагогическое мастерство.

Работа воспитателя детского сада

Профессиональная деятельность педагога заключается в выполнении им основных функций, направленных на воспитание, образование, охрану и укрепление здоровья малышей. Рассмотрим более подробно данные функции:

Быть хорошим воспитателем — настоящее призвание.

Воспитательная — направлена на формирование всестороннее развитой личности посредством морального, трудового, умственного, эстетического и физического воспитания.

  • Моральная — воспитатель обучает детей основным принципам и правилам поведения в коллективе, а также со взрослыми и сверстниками, прививает им чувства патриотизма и трудолюбия.
  • Образовательная — состоит в обогащении детей конкретными знаниями, умениями и навыками не только во время игры, но и в бытовой и трудовой деятельности. Воспитатель учит детей количественному и качественному соотношению вещей, арифметическим действиям и языковым особенностям. От добросовестного выполнения воспитателем своих обязанностей зависит уровень подготовки детей к школе.
  • Оздоровительная — заключается в заботе воспитателя об охране и укреплении здоровья детей, создании условий для их физического развития и закаливания.

    Методы раннего воспитания ребенка

    Методика воспитания Г. Альтшуллера направлена на развитие в детях творческих способностей.

    Чтобы достичь определенных успехов в воспитании существуют сертифицированные методики, которые используют в дошкольных учреждениях. Каждая методика воспитания в детском саду направлена на достижение самых высоких и гуманных результатов. Представляем некоторые из известных и применяемых в педагогике.

  • Методика Глена Домана. Сущность методики американского нейрохирурга Домана, который является автором реабилитационной программы для детей с нарушениями мозговой деятельности, заключается в использовании карточек с красочными отметками в виде точек и изображениями разных предметов, подписанных словами. Когда отстающие в своем развитии дети начали догонять и перегонять в интеллекте своих сверстников, методика была рекомендована для развития и воспитания здоровых детишек. Позже Доман внес некоторые изменения и дополнения в свою методику, после чего она приобрела большую популярность и интерес. По основному принципу методики, который гласит, что мозг ребенка растет тогда, когда он работает и думает, его нужно загружать, что напоминает загрузку компьютера разной информацией. Трехмесячному ребенку показывают картинки со словами с определенной учащенностью, чередуя этот показ с физическими упражнениями. По словам автора, таким образом можно воспитать гением каждого человека.
  • Методика Монтессори. Данная методика воспитания в детском саду предусматривает создание для детей предметно–пространственной среды, которая помогает им реализовать свои природные способности и таланты. Используя в своей работе самообучающиеся материалы под руководством педагога и повторяя его действия, ребенок затем самостоятельно их выполняет. Таким образом, индивидуальное развитие детей дошкольного возраста происходит посредством взаимодействия с материалами, учитывая выбор детей, их потребности и возраст.
  • Методика Г. Альтшуллера. Данная методика воспитания в детском саду направлена на развитие в детях творческих способностей. В соответствии с методикой Г. Альтшуллера воспитатель учит ребенка решению проблем различной степени трудности, последовательно переходя от менее к более сложным. В процессе воспитательной работы используются коллективные игры-занятия, на протяжении которых детей обучают наблюдательности и сосредоточенности в отношении всего, что их окружает, останавливая внимание на противоположных особенностях вещей или явлений. Ориентация воспитателя направлена на самостоятельный выбор ребенка.
  • Методика В. Сухомлинского. В центре внимания этой методики – ребенок как наибольшая ценность, требующая к себе толерантного отношения и уважения, а также идея организации воспитания с учетом особенностей каждого воспитанника. Психолого-педагогическая система, которую создал великий педагог, направлена на гармоничную взаимосвязь и развитие умственных и психологических способностей дошкольников. Уроки мышления способствуют умственному, речевому и духовному развитию детей, которые учатся понимать и любить окружающую их среду.
    • Игры по сенсорному воспитанию
    • Чувство вкуса. Как и когда его
    • Формирование самооценки
    • Отзывы о косметике Desheli от
    • Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

      December 3, 2012

      Ученые насчитывают более пятисот различных методов, которые могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой области и с какой целью эти методы могут быть использованы педагогом.

      В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания, состоящая из трех групп:

      1. Словесные методы – когда воспитание опирается на словесные формы: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, инструктирование. Данные методы используются при воспитании дошкольников кратко, четко. Слово несет в себе эмоциональную составляющую. Так, запрещение действия должно быть окрашено эмоцией страха за ребенка, иметь категоричность запрета и не должно использоваться часто, чтобы не стать обыденным.

      2. Практические методы – это игры, упражнения, тренировки, с помощью которых происходит закрепление изученного материала. Дети старшего дошкольного возраста становятся способными к соревновательной деятельности, что в воспитании имеет большое значение, т.к. цель воспитания достигается ребенком самостоятельно, при минимальной поддержке взрослого.

      3. Наглядные методы. Когда образец поведения демонстрируется взрослым или с помощью иллюстрации, фильма, анализа поведения другого ребенка. На занятии используются картины, аудиозаписи, презентации, отрывки мультфильмов, иллюстрации к произведениям. Особенность наглядной работы с дошкольниками – это избегание показа неправильного поведения, т.к. дети склонны все повторять вслед за взрослым, не оценивая сознательно правильность или неправильность поступка.

      Данная классификация методов воспитания в детских садах используется с приоритетом применения наглядных методов, т.к. они являются самыми распространенными в работе с младшими дошкольниками в связи с тем, что их мышление – наглядно-действенное, и они усваивают требования окружающего мира только на основе показа и словесного подтверждения. Чем старше становятся дети, тем чаще воспитатель применяет практические методы, тренируя навык у детей или положительную привычку.

      Еще одна классификация методов воспитания, которая используется, имеет деление по составляющим структуры личности человека, т.к. для формирования социально-значимого поведения группы методов должны воздействовать на все структуры личности:

      1. Методы развития сознания – это основа мировоззрения ребенка, его интеллектуальная база, знание норм и правил поведения в социуме. Чем более богата и вариативна эта область, тем больше у ребенка возможностей делать отбор вариантов для социально правильного поведения. В эту группу входят все словесные и наглядные методы из предыдущей классификации.

      2. Методы формирования социально-положительного поведения дошкольников – это использование знаний не только в играх и на занятиях, но и применение их на практике, многократное повторение в разных ситуациях. Первоначально это делается под руководством взрослого человека, а затем дети тренируют навык самостоятельно.

      3. Методы стимулирования (или формирования чувств) – это побуждение к более быстрому усвоению действия с помощью воздействия на чувства ребенка. Поэтому используется похвала, порицание, одобрение, создаются ситуации успеха. Дети реагируют даже на незначительное неодобрение значимого для них человека: мамы или папы, любимого воспитателя или бабушки. Формы воспитательной работы используются самые разнообразные, т.к. методы стимулирования применяются в сочетании с методами развития сознания и формирования поведения. Эмоциональная реакция родителей на действия ребенка — действенный метод воспитания.

      Данная классификация методов воспитания чаще всего применяется в детских садах, лучше всего способствует воспитанию дошкольников. Эмоциональная сфера дошкольников пока неустойчивая, лабильная, характеризуется перепадами в настроении детей, поэтому чаще рекомендуется задействовать положительные чувства дошкольников, т.к. испытав удовольствие от действия один раз, малыш захочет повторить это снова.

      vyrastitrebenka.ru

      Самые эффективные методики воспитания детей

      На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения и воспитания детей, которые значительно отличаются друг от друга. Некоторые авторы считают, что учить чтению необходимо с рождения, другие советуют не торопиться до семи лет. Кто-то делает основной упор на физическом развитии, а кто-то – на интеллектуальном или творческом.

      Некоторые же скептики вообще уверены, что раннее развитие – это обычная мода, вынуждающая родителей тратить больше денег на образование малыша. Давайте разберемся, какие воспитательные методики в наше время считаются самыми эффективными.

      Сразу предупредим, что мы не агитируем за какую-либо одну методику и не говорим, какая из них лучше. Дело в том, что каждый малыш индивидуален, развивается в собственном темпе, шаг за шагом осваивая новые умения. Поэтому и выбирать педагогические методы нужно, ориентируясь только на особенности своего ребенка.

      Педагогика Марии Монтессори

      Пожалуй, самая распространенная образовательная методика – школа Марии Монтессори. В ее основе лежат три несложных принципа: саморазвитие, самовоспитание и самообучение.

      В образовательных учреждениях, занимающихся по этой системе, отсутствует разделение по возрастам – в одной группе занимаются младшие и старшие дошкольники.

      Монтессори-класс поделен на пять основных зон (практическая, сенсорная, языковая, математическая и космическая), состоящих из особого дидактического материала.

      Среди плюсов методики – отсутствие принуждения к учебе. Однако некоторые критики считают, что она подрывает воспитательский авторитет, превращая педагога в стороннего наблюдателя.

      Музыкальная академия профессора Сузуки

      Японский скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал своей целью воспитать из ребенка не музыканта, а порядочного и благородного человека.

      «Рождение таланта» – именно так называется метод профессора Сузуки. Его суть заключается в трех основных положениях.

      1. У всех людей есть музыкальные способности. Просто кому-то в детстве смогли привить любовь к музыке и инструментам, а у кого-то эти задатки не смогли разглядеть.
      2. Главная составляющая методики – искренняя любовь к малышам и желание им помочь. Педагог, который относится равнодушно к детям, никогда не добьется успеха в реализации этого метода.
      3. Без активного участия членов семьи система работать не сможет. Поэтому автор рекомендовал родителям регулярно посещать музыкальные уроки, дополнительно заниматься с ребенком дома, а еще лучше – научиться играть на инструменте, чтобы уяснить все тонкости методики.

      Система воспитания Глена Домана

      Американский ученый, по сути, является родоначальником идеи развития детей с пеленок. Глен Доман уверял, что потенциал маленьких деток поистине безграничен, поэтому их можно научить чему угодно. Кстати, некоторые лауреаты Нобелевской премии в детстве учились именно по этой методике.

      Чтобы научить ребенка чтению, математике, необходимо соблюдать единый принцип. Малышу в течение суток демонстрируют карточки, на которых изображены целые слова, точки, животные, растения, исторические деятели и т.д. Взрослый при этом должен четко произносить название того, что присутствует на картинках.

      Огромное внимание автор также уделял и физическому развитию младенцев.

      Противники указывают на ряд существенных недостатков метода:

      • пассивность усвоения навыков;
      • о громное количество дидактического материала и загруженность мамы;
      • отрицание обычных игр и игрушек.
      • Бельгийская актриса Сесиль Лупан, увлекшаяся идеями раннего развития, успешно реализовала их на своих дочках. Основой ее индивидуализиров анного подхода стал метод Глена Домана, однако автор полностью его переработала и добавила свои личные нюансы.

        Сесиль разработала строго индивидуальную методику воспитания, взяв в расчет детские наклонности и интерес к тем или иным занятиям.

        В ее программу входят курсы по изучению музыки, истории, географии и прочих областей знаний для детей раннего и дошкольного возраста.

        Например, стимулировать зрение можно через зеркала, цветные и черно-белые картинки, гримасы.

        Обучение чтению следует начинать лишь после того, как малыш начнет разговаривать. Необходимо написать название предмета и повесить в строго определенных местах – например, слово «полка» прикрепить к полке.

        В общем, труд Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» стоит прочитать хотя бы в качестве бесценного опыта любящей матери.

        Волшебные кубики Зайцева

        Огромную известность российскому ученому Николаю Зайцеву принесли кубики, которые используют тысячи и тысячи воспитателей и родителей.

        Однако в данной методике есть еще музыкальные и шумовые игрушки, разные карточки, головоломки, строительные наборы и многое другое.

        Суть метода в следующем – обучение затрагивает все виды детского восприятия: слуховую и зрительную память, мышление, тактильные ощущения. Главный же принцип методики Зайцева – учить ребенка чтению и счету необходимо весело, в игре, а не за партой.

        Дидактические материал состоит из кубиков разных размеров и цветов, на чьи грани нанесены склады – согласная и гласная буквы; согласная и мягкий или твердый знаки; одна буква. Кубики со складами наполняются:

      • металлическими предметами (звонкие буквы);
      • деревянные предметы (глухие звуки);
      • колокольчиками (гласные звуки).

      Последователи Николая Зайцева считают его методику самой прогрессивной и практичной в использовании. Так ли это – решать только вам.

      Воспитание по-никитински

      Родителям следует не принуждать детей, а всего лишь помогать разобраться в трудных ситуациях.

      Принципы воспитания по данному методу по-своему уникальны для отечественной педагогики.

    • Нельзя ограничивать детскую свободу. Ребенок должен заниматься, сколько хочет, сочетая физические упражнения с другими видами деятельности. Что-то новое можно предлагать после того, как малыш сам проявит к этому интерес.
    • Не следует подсказывать детям. Если кроха может выполнить какое-либо задание самостоятельно, значит, он и должен это делать сам. Работайте с ним, а не за него.
    • Необходимо сочетать интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Вот почему эта методика отлично подойдет физически ослабленным малышам.
    • Обеспечьте детям совместную работу – девочки могут помогать маме по хозяйству, а мальчики – папе. Такая деятельность является очень эффективным способом общения, на которое иногда взрослым не хватает времени.
    • Кроме вышеперечисленны х принципов и идей, Никитины разработали необычные развивающие игрушки для деток всех возрастов: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и т.д.

      После трех уже поздно

      У автора методики Масару Ибуки очень интересная судьба, которая, во многом, и определила его открытия в области педагогики. Президент компании «Сони» обратился к раннему воспитанию после того, как его сын тяжело заболел и стал серьезно отставать в развитии.

      Разработав собственные методы обучения, Масару восстановил здоровье и уровень психического развития своего чада и передал опыт японским педагогам и родителям.

      Главная задача методики – обеспечить ребенка развивающей средой и свободной информацией. При этом малыш слушает классическую музыку и играет на скрипке вовсе не с целью стать великим скрипачом. Самое важное – в раннем детстве развить у крохи безграничные способности и желание учиться.

      www.mapapama.ru

      «Физическое воспитание в детском саду»

      «Физическое воспитание в детском саду»

      Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

      1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания…. 4

      1.2 Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры….6

      1.3 Принципы физического воспитания в детском саду. ….7

      1.4 Характеристика средств, используемых в области физической культуры дошкольных учреждений….12

      1.5 Методы, применяемые на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников…. 15

      2.1 Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении…. ….17

      Список литературы. 23

      В дошкольном возрасте происходит бурное развитие

      организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная

      системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

      Важность физического воспитания подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем раз-витии личности.

      Таким образом, целью нашей контрольной работы является физическое воспитание в детском саду.

      — исследовать теоретические основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры;

      — исследовать систему физического воспитания в детском саду;

      — проанализировать систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

      Теоретические основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

      1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания

      В системе дошкольного образования теория физической культуры как наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в области физической культуры сформировалась сравнительно недавно. Она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией физической культуры.

      Теория и методика физической культуры дошкольников является частью общей теории и методики физической культуры и использует понятия, принятые в этой науке.

      Физическая культура как вид культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека.

      Физическое воспитание — педагогическая система использования, средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.

      Физическая рекреация — обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности и восстановление с использованием средств физической культуры.

      Двигательная реабилитация — специфическое использование

      физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных двигательных способностей после травм и заболеваний.

      Образование в области физической культуры. Образование есть создание образа человека в процессе обучения, воспитания и развития. При этом образование, — во-первых, результат усвоения знаний, умений и навыков — показатель готовности человека использовать свои способности; во-вторых, процесс систематического изменения его качественного состояния (8)

      Таким образом, образование в области физической культуры — это готовность ребенка использовать свои знания, умения и способности для решения двигательной задачи, достигаемая средствами физической куль-туры.

      Физическое развитие. В последние годы в педагогической науке изменилось отношение к понятию «развитие». Оно приобрело более широкий смысл, в некоторых случаях подменяя понятие «образование». Данный подход вызван стремлением к установлению единообразия понятий. Однако в физической культуре такое смещение акцентов нецелесообразно, так как исторически сложившееся понятие «физическое развитие» понимается как процесс и результат изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями, и определяется снятием антропометрических данных и функциональных показателей. И поэтому лишь косвенно может характеризовать такие понятия, как «образованность» и «физическая культура личности» (7)

      Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела и его частей. Движения, преследующие решение конкретной задачи и на этой основе объединенные в определенную систему, составляют двигательное действие.

      Физическое упражнение — это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

      Двигательный навык — это приобретенная на основе знаний и опыта способность управлять движениями в процессе двигательной деятельности.

      Двигательные способности — это совокупность двигательных естественных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно и на высоком качественном уровне. Двигательную способность можно определить как свойство или совокупность свойств, проявляющихся в процессе двигательной деятельности и определяющих ее эффективность.

      На протяжении многих лет в научно-методической литературе использовался термин «физические качества». Часто термины «дви-гательные способности» и «физические качества» употребляются как тождественные.

      Категория «качество», как указывает Ю. Ф. Курамшин, всегда употребляется применительно к какому-либо предмету и выражает его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Следовательно, физические качества человека как некоторые характеристики двигательных возможностей человека следует рассматривать применительно к уровню проявления двигательных способностей, т. е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей человека (11) По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных двигательных способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Следует отметить, что одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать одно из них. Например, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей: координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но в качестве «быстрота».

      В настоящее время в научно-методической литературе по вопросам физической культуры детей дошкольного возраста часто употребляют понятие «воспитание физических качеств» или «воспитание двигательных способностей», предполагая использование специальных средств и методов для их дальнейшего совершенствования в процессе занятий физическими упражнениями. Понятие «воспитание» употребляется в педагогике по отношению к человеку в целом или к определенным чертам личности (нравственным, волевым, формирование которых происходит в процессе ее социализации. Однако качественная сторона двигательных действий уже проявляется в элементарной форме у грудных детей в безусловных рефлексах, т. е. она в определенной степени «закодирована» у человека с момента его рождения. Поэтому, как справедливо утверждал Б. А. Ахлмарин (1979, в этом случае более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле — улучшение, развитие того, чем обладает человек (3)

      Физическая подготовка — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность.

      1.2. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры.

      Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

      Задачи определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе занятий физическими упражнениями решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания детей (12)

      Оздоровительные задачи. Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются первоочередными задачами дошкольного учреждения. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, часто болеют. Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, т. е. закаливания.

      Физическое воспитание должно способствовать формированию у детей физиологических изгибов позвоночника, профилактике плоскостопия, гармоничного развития всех мышечных групп.

      У детей с дошкольного возраста необходимо развивать двигательные способности, чтобы они могли овладеть жизненно важными двигательными навыками.

      Большое внимание должно уделяться привитию навыков гигиены занятий физическими упражнениями. От этого во многом зависит здоровье детей.

      Образовательные задачи. Вторая группа задач исторически носит название «образовательные», хотя, по сути, характеризует лишь одну сторону образования — дидактическую и направлена на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний.

      Большинство движений (ползанье, ходьба, бег; ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.

      Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности.

      Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о значении физических упражнений для укрепления здоровья. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево it др., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т. д.

      Воспитательные задачи. С раннего возраста у детей важно вос-питывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту.

      В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

      Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

      Процесс образования дошкольников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания (13)

      1.3 Принципы физического воспитания в детском саду.

      Образование дошкольников в области физической культуры строится на определенных принципах. Все принципы можно условно объединить в три группы:

      1) общие принципы образования дошкольников в области физической культуры;

      2) принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении;

      3) принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками.

      Этими принципами обязан руководствоваться любой педагог, организующий двигательную деятельность дошкольников. От его деятельности зависит полнота реализации каждого из принципов.

      К общим принципам образования дошкольников в области физической культуры относятся принципы: гуманизации образования, демократизации образования, гуманитаризации образования, вариативности образования, региональной специфики образования, развивающего характера образования, непрерывности образования. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей — основа любого педагогического процесса, независимо от избранной дошкольным учреждением системы физкультурно-оздоровительной работы (2)

      Принцип гуманизации образования дошкольников в области физической культуры предполагает построение содержания, методов, и форм занятий физическими упражнениями в соответствии С наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов.

      Вся работа по физической культуре строится на основе создания положительных эмоций от общения со сверстниками, физических упражнений (чувство «мышечной радости», победы над своим неумением, понимания того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья.

      Планируя работу с дошкольниками, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

      Принцип демократизации образования дошкольников в области физической культуры обеспечивает педагогу право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать адекватность избранных форм, средств и методов физическому состоянию детей и задачам образования дошкольников в области физической культуры. Высокие конечные показатели здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными могут быть получены только при профессиональном анализе двигательных возможностей детей данного возраста.

      Принцип гуманитаризации образования нацеливает педагогов и родителей на формирование у дошкольников в ходе двигательной деятельности понимания роли и места человека в мире движений; приобщение их к ценностям физической культуры и создание условий для познания своих возможностей в мире движений; поддержание чувства справедливости при оценке результатов соревнований и игр. Ребенок должен ощутить себя в центре педагогической системы.

      Принцип вариативности образования предполагает использование различных программ физического совершенствования дошкольников в зависимости от состояния их здоровья, задач образовательного процесса, двигательных предпочтений детей, особенностей развивающей среды дошкольного учреждения, желания родителей и т. д.

      Принцип региональный специфики образования предполагает физическое воспитание детей с учетом климатогеографических условий и культурных традиций региона, а также этнических особенностей как одного из факторов духовного и их физического развития. Все это призвано способствовать совершенствованию социально-биологической адаптации детей. Реализация данного принципа обусловлена достижениями эти о педагогики физического воспитания и регионоведения в области физической культуры.

      Принцип развивающего характера образования предполагает во-влечение ребенка в различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи ребенка.

      В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности дошкольника, который является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне его ближайшего развития.

      Принцип непрерывности образования дошкольников в области физической культуры отражает основные закономерности построения занятий физическими упражнениями как целостного процесса. Этот принцип предполагает, что физическое воспитание строится как многолетний процесс физического развития ребенка, при котором эффекты в проявлениях физического развития детей ожидаются не сразу, а по истечении закономерно обусловленного времени, связанного с особенностями развития организма и психики ребенка и их реакциями на нагрузки, переносимые им в процессе физического воспитания. Непрерывность образования обеспечивает преемственность его уровней и многомерное движение личности в образовательном пространстве.

      К принципам организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении относятся принципы: оздоровительной направленности, социализации ребенка, всестороннего развития личности, единства с семьей, подготовки к обучению в школе (10)

      Принцип оздоровительной направленности означает, что педагоги дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Они обязаны обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Целесообразность проведения любого педагогического мероприятия необходимо рассматривать с позиций здоровья каждого ребенка. При введении новшеств в педагогический процесс следует помнить главное правило: «Не навреди здоровью».

      Педагоги должны так организовывать занятия физическими упражнениями, чтобы реализовывать и профилактическую, и раз-вивающую функции: во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности детей, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма детей, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

      Принцип социализации ребенка означает, что ребенок как член общества вне общества жить не может, основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми. Поэтому процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы дошкольник был постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, совместное решение двигательных задач, чтобы его двигательное поведение в процессе занятий было составной частью системы двигательных действий всей группы.

      В процессе игр, соревнований и совместных двигательных действий дети овладевают техникой движений, некоторыми тактико-техническими комбинациями, требующими их взаимодействия, ориентирования в пространстве и времени. Эти виды деятельности могут способствовать обогащению эмоционально-волевой сферы ребят и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений.

      Принцип всестороннего развития личности предполагает, что при решении специфических задач образования дошкольников в области физической культуры решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. На любом занятии физическими упражнениями педагог должен стремиться активизировать мыслительную деятельность детей, создавать условия, в которых ребенок самостоятельно ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей об-становки, эмоционально воспринимает музыку.

      Содержание занятий физическими упражнениями следует планировать так, чтобы обеспечивалось согласованное, соразмерное развитие всех физических качеств, разностороннее формирование двигательных навыков и овладение детьми специальными знаниями.

      Принцип единства с семьей означает, что правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, формирования культурно-гигиенических навыков, развития движений детей. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях, повышать физкультурную грамотность родителей.

      Принцип подготовки к обучению в школе учитывает, что по-ступление в школу — один из моментов жизни ребенка, сопро-вождающийся ломкой динамического стереотипа, сложившегося за дошкольный период. Успешность и безболезненность адаптации учащихся к учебной нагрузке связаны с готовностью организма ребенка к началу систематического обучения. Чем более готов организм ребенка преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации.

      Среди многих факторов, влияющих на успешность обучения в школе, ведущее место занимают здоровье, развитие двигательных способностей, физическая работоспособность. Успешно справиться с учебными нагрузками могут лишь здоровые, хорошо физически и психически развитые дети.

      Таким образом, осуществление принципа подготовки к школе осуществляется через укрепление здоровья, способствующее без-болезненному переходу ребенка к систематическому обучению; обеспечение высокого уровня развития физических качеств и сфор-мированное™ двигательных навыков, что поможет ребенку успешно овладевать школьной программой по физической культуре; развитие с помощью физических упражнений качеств, обеспечивающих успешность учебной деятельности вообще и по предметам, не имеющим отношения к физической культуре, в частности; формирование у детей умения эффективно использовать время отдыха и организовывать свой досуг, используя физические упражнения.

      К принципам построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками относятся принципы: научности, доступности, ‘постепенности, систематичности, сознательности и активности, наглядности, прочности, индивидуализации (9)

      Принцип научности предполагает построение физического вос-питания дошкольников в соответствии с закономерностями их социализации, психического и физического развития. Я. А. Коменский писал, что ложных знаний не может быть, знания могут быть только неполными.

      Принцип доступности предполагает постановку детям в ходе занятий тех заданий, которые соответствуют уровню их социального, психического и физического развития, определяющему их возможности, понять то, что доводит до них педагог, и практически освоить программные физические упражнения.

      Доступность означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении, и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил ребенка.

      Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: от известного — к неизвестному; от простого — к сложному; от менее трудного — к более трудному; возможно, от менее привлекательного — к более интересному. Этим же принципом следует руководствоваться при изменении объема и интенсивности нагрузок.

      Принцип систематичности обусловливает необходимость ре-гулярности, последовательности и преемственности при формировании у дошкольников знаний и умений. Известно, что систематичность обусловлена закономерностями адаптации детей к нагрузкам. Для детей дошкольного возраста более рациональным является проведение часто повторяющихся непродолжительных занятий, осуществляемых в разных формах.

      Принцип сознательности и активности состоит в следующем. Педагог в процессе физического воспитания должен поддерживать не только постоянный интерес детей к занятиям, но и формировать у них сознательное отношение ко всему тому, что составляет содержание занятий. Связанные с ним устойчивые мотивации детей к систематическим упражнениям — одна из основных задач физического воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. В дальнейшем, придерживаясь этого принципа, родители и педагоги должны воспитывать у ребенка умение анализировать движения, оценивать свои ощущения, контроли-ровать свое состояние. В дошкольном возрасте дети требуют вни-мательного отношения к ним, постоянной оценки их деятельности, обязательного поощрения удачно выполненных действий. Таким образом, в работе с детьми должна быть продумана система стимулирования их деятельности.

      Принцип наглядности базируется на всемерном использовании изначальной предрасположенности ребенка к чувственному восприятию окружающего мира. Использование принципа наглядности позволяет успешно формировать у детей многообразные представления об осваиваемых движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике двигательных действий. Принцип наглядности предусматривает активизацию не только зрительного анализатора детей, но и других органов чувств, поставляющих в комплексе богатую информацию об изучаемом материале.

      Принцип прочности предполагает приучение дошкольников к многократному выполнению осваиваемых движений. Известно, что только при этом условии возможно достижение необходимой степени автоматизации двигательных действий и преобразование их в двигательные навыки. Однако следует иметь в виду, что для детей многократное выполнение движений является занятием весьма монотонным и мало интересным. Поэтому при обучении дошкольников новым движениям целесообразно создавать соответствующий эмоциональный фон, проводить его в виде определенной игры или встраивать процесс освоения двигательных действий игровые элементы.

      Принцип индивидуализации предполагает: организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения, воспитания и развития обусловливается индивидуальными особенностями детей в зависимости от их возраста, состояния здоровья и т. п. Индивидуальный подход в обучении взаимосвязан со всеми принципами обучения, как бы пронизывает их, поэтому индивидуализацию обучения можно рассматривать в качестве как «проникающей», так и самостоятельной целостной педагогической технологии.

      1.4 Характеристика средств, используемых в области физической культуры дошкольных учреждений

      Основное средство развития физической культуры дошкольников — физические упражнения. Сопутствующими средствами, повышающими эффективность использования физических упражнений, выступают гигиенические факторы и естественные силы природы (1)

      Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям.

      Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а также способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

      Выделение характерных свойств физических упражнений, рас-пределение их на взаимосвязанные классы (классификации) помогает педагогу в процессе поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новыми данными, классификации не могут оставаться неизменными, с течением времени они уточняются.

      Каждое из физических упражнений обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же физическое упражнение может быть представлено в разных классификациях.

      В настоящее время в теории физической культуры существует несколько классификаций физических упражнений:

      — по историческому признаку сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт);

      — по признаку особенностей мышечной деятельности (скоростно-силовые упражнения; упражнения, требующие проявления выносливости, и т. п.);

      — по значению для решения задач обучения (основные упражнения, подводящие упражнения, подготовительные упражнения);

      — по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза и т. п.).

      Помимо общих классификаций существуют так называемые частные классификации: классификации физических упражнений в различных видах спорта, в биомеханике (статические, динамические, циклические, ациклические, комбинированные физические упражнения и др., в физиологии (упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности).

      Классификация физических упражнений в физической культуре дошкольников является примером частной классификации, хотя строится на основе классификации физических упражнений по историческому признаку.

      Все упражнения подразделяются на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм (5)

      Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органон и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

      Естественные силы природы используются и как самостоятельное гигиеническое средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

      Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

      Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две подгруппы.

      В первую подгруппу входят средства, которые обеспечивают жизнедеятельность ребенка вне процесса занятий физическими упражнениями. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

      Вторую подгруппу составляют средства, включаемые в процесс занятий физическими упражнениями: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, создание внешних условий для занятий физическими упражнениями. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, одежды, обуви, тела детей также служит профилактикой заболеваний.

      Обязательным условием полноценного решения задач физической культуры является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении. Так, в первые три месяца жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы, безусловные рефлексы. В дальнейшем на первом году жизни используются массаж, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения, основные движения (ползание и др.). С возрастом ребенка роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается меньше времени на сон и питание, создаются условия для использования более сложных видов физических упражнений.

      1.5 Методы, применяемые на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников

      Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей — все это относится к методам (от греч. methodos — способ, путь) и методическим приемам (4) Методы, применяемые в процессе занятий физическими уп-ражнениями, — это разработанные с учетом педагогических зако-номерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребенка.

      В соответствии с конкретной задачей и условиями занятий физическими упражнениями каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т. п.

      Следовательно, внутри каждого метода используются его раз-нообразные методические приемы. Вне метода прием теряет свое значение. Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач и при работе с любыми контингентами детей. Причем чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода. В то же время каждый методический прием используется только в частных случаях, а значит, и применяется гораздо реже.

      Методических приемов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них утрачивают свою значимость, видоизменяются, творчеством педагога создаются новые. Различие в уровне преподавания зависит от объема методических приемов, которыми владеют педагоги.

      Специальную систему методов и методических приемов обучения, развития, а иногда и форм организации занятий, созданную для решения конкретной задачи, принято называть методикой.

      В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников.

      В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется признак восприятия ребенком информации.

      Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы: методы слухового восприятия, методы зрительного восприятия и методы двигательного восприятия.

      Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения.

      На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

      Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.

      На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.

      Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

      Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной формах.

      В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

      В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

      В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением дви-гательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.

      Глава 2. Опытно-аналитическая.

      2.1 Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

      Рассмотрим содержание и организацию системы физического воспитания в дошкольном учреждении на примере реализации физкультурно-оздоровительной работы МДОУ №95 г. Липецка В данном детском саду воспитывается 209 детей: 1 группа – раннего возраста — №1 (22 реб.)

      1 группа – 1 мл. №2 (24 реб)

      2 – 2 мл. группы №3,№5 (46 дет.)

      Средняя гр. №4 (27 дет.)

      Средняя оздоровительная гр. №6 (18 дет.)

      Старшая гр. №8 (25 дет.)

      Старшая логопедическая гр. №7 (14 дет.)

      Подготовительная к школе логопедическая гр. №9 (12 дет.)

      Подготовительная к школе гр. №10 (21 реб.)

      Образование дошкольников в области физической культуры в данном учреждении складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Возможность получения образования в области физической культуры обеспечивается Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

      Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения. Организация дополнительных образовательных услуг в области физической культуры для детей определяется возможностями дошкольного учреждения и желанием родителей.

      Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреждении.

      Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры в этом детском саду обеспечивается кол-лективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей. В настоящее время в 2007-08 уч. году в ДОУ физическое воспитание и развитие детей осуществляется используя комплексные и парциальные программы. Наряду с традиционными комплексными программами: «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой – (старшие и подготовительные к школе группы, программы «Детство» Т. И. Бабаевой – (2 мл. группы и группы среднего возраста). Педагоги используют и парциальные программы «Физического воспитания в детском саду» Л. Д. Глазыриной – осуществляя элементы комплекса занятий на прогулке, используя природные факторы. Продолжает апробироваться и внедряться разработанная на базе ДОУ авторская программа «Здоровье» — комплексная система воспитания ребёнка, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощённого. Алгоритм этой программы: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

      Внедрены и реализованы парциальные программы, как «Старт», разработанную Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной, Л. К. Михайловой, развивающую у детей их природные задатки – гибкость, пластичность, чувство ритма, а в конечном счёте обучает элементам спортивной и художественной гимнастики; программа «Са-ФИ-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике и программа «Фитнес-данс» лечебно-профилактический танец. Обе эти программы разработаны Ж. Е. Филирёвой и Е. Г. Сайкиной. Они включают элементы ритмопластики, игрового стретчинга, фитбола, креативной гимнастики; программа «Старт» для старших и подготовительных групп, программа «Са-ФИ-Дансе» начиная со средних групп. Программу «Фитнес-данс» начиная с младшего возраста.

      Эффективность используемых программ прослеживается в том, что их использование значительно укрепило здоровье наших воспитанников, позволило раскрыть и развивать умственные и физические способности, даёт положительный эмоциональный заряд, пробуждает интерес и желание детей заниматься физической культурой и спортом.

      В данном дошкольном учреждении педагоги используют и такие здоровьесберегающие технологии, как:

      1. «Гимнастика маленьких волшебников».

      3. «Комплексные занятия по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки».

      4. «Дыхательная, звуковая, артикуляционная гимнастика», по разработкам А. Стрельниковой, М. Бутейко используемая, особенно в логопедических и оздоровительной группах.

      5. Игры из серии «Лечимся сами» с применением самомассажа, точечного массажа, гимнастики мелких мышц пальцев рук и глаз.

      7. Обучение азам релаксации, психогимнастики.

      Необходимо отметить, что степень качественности реализации данных, таких разнообразных программ и инновационных технологий зависит от их организационной включённости их в режим дня. Для этого вся работа по физической культуре преобразована в систему. Инструктором по физической культуре, методистом, старшей медицинской сестрой, врачом педиатром, заведующей ДОУ, воспитателями составлен годовой план работы. (Приложение 1) Разработаны графики занятий в физкультурном зале, на спортивной площадке. В соответствии с данными материалами планируются помесячные перспективные и ежедневные календарные планы, как воспитателями групп, так и инструктором по физическому воспитанию детей.

      Программа ДОУ предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна, 2 — 3 физкультурных занятия в неделю, 1 — 2 физкультурных досуга в месяц и 2 — 3 физкультурных праздника в год.

      Увеличение психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузки дошкольников, с одной стороны, и ухудшение их здоровья, с другой, привели к необходимости введения в образовательный процесс традиционно «школьных» мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей: дни здоровья и каникулы (дни здоровья, недели здоровья и т. д.)

      Следует отметить, что достичь положительных динамических результатов в физическом развитии воспитанников ДОУ не удалось бы без организации соответствующей развивающей среды. Наличие нового физкультурного зала, достаточность и разнообразие физкультурно-спортивного оборудования, эффективность его размещения безусловно повысило и эффективность учебно-воспитательного процесса. Так, гимнастическая стенка служила местом хранения лестниц, досок с зацепами, турников, брусьев, фитболов и мячей; скамейки, кубы, стойки с обручами размещены вдоль стен зала. Большой запас и мелких пособий, изготовлены и использовались с успехом гантели, развивающие игры – «Парашют», «Мы по городу идём», «Наш друг — светофор».

      Для решения задач связанных с эмоциональным компонентом во время проведения учебных и внеучебных форм работы по физическому воспитанию необходимо применение музыкального сопровождения. Подбор музыкального сопровождения, фонограмм и их использования (в физкультурном зале имеется магнитофон, для озвучивания занятий и утренней гимнастики с элементами ритмики. Каждое, даже изолированное, созвучие вызывает у человека определённую психофизиологическую реакцию: удовлетворения или неудовлетворения, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления. Эмоциональное возбуждение вовлекает в работу ряд новых, дополнительных подкорковых центров, воздействуя на психические процессы как на низшем уровне восприятия: физическом – темп. Ритм. Динамика, тембр, так и на высшем: осмысление сопряжения – мелодия, гармония и т. д. Музыка вовлекается на физкультурном занятии в ряд решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и занимает в сочетании с другими средствами ведущее место в физкультурно-педагогическом процессе.

      Физкультурно-рекреационная работа в этом детском саду, ведётся по следующим направлениям:

      — Занятия (традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тренировочные, комплексные, интегрированные, оздоровительные) (Приложение 2.) Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику с элементами ритмики (комплексы гимнастики были разработаны и восстановлены, частично, для групп всех возрастов по 2 комплекса на месяц с сентября по май учебного года инструктором по физкультуре) (Приложение 3.) Физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы между занятиями, игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика после сна, комплексы закаливания (разработанные воспитателями групп по 2 на месяц в течение учебного года).

      — Физкультурно-массовые мероприятия, такие как физкультурные досуги, соревнования, праздники физической культуры (все мероприятия проводились под руководством инструктора по ФК и поддержкой педагогического коллектива, а так же с участием родителей).

      В своей деятельности инструктора по физической культуре автор руководствовался следующими функциями: оздоровительными, образовательными, воспитательными, организаторскими, проектировочными, просветительскими, исследовательскими, хозяйственными, самосовершенствования.

      Инструктор обеспечивает условия для нормального развития организма дошкольников, формировала у них представления о сохранении и укреплении здоровья.

      В образовательном смысле, обучает детей жизненно важным двигательным навыкам, формировала у них знания о физической культуре на доступном уровне.

      В воспитательном смысле, осуществляет задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

      Организует физкультурно-оздоровительную работу, включая физкультурные занятия, физкультурно-рекреационные и физкультурно-массовые мероприятия.

      Планирует мероприятия по физической культуре на основе данных диагностики физического развития детей, индивидуального образовательного маршрута.

      Ведёт просветительскую, консультативную, пропагандическую работу, как с педагогами ДОУ и проводит «Школу передового опыта работы» для педагогов ДОУ города, с родителями воспитанников ДОУ «Родительский всеобуч» (Приложение 4)

      Данному учреждению в 2007 году был присвоен статус «центра развития по физической культуре», здесь находится исследовательская площадка ЕГУ им. И. Бунина, где в 2007-08 учебном году исследовалась работа по адаптивному физическому воспитанию дошкольников. Результатом данной исследовательской деятельности явилось методическое пособие по адаптивной физической культуре для студентов высших учебных заведений под редакцией В. В. Мелихова.

      На основе данных отчётов диагностики физического развития детей можно выстроить таблицу, характеризующую уровень усвоения программ и степень физического развития детей.

      Данные выполнения программы по физической культуре детей за последний учебный год 2007-2008 гг. по сравнению с предыдущим

      2006-07г. г. представлены в таблице.

      ГРУППА показатели по учебным

      Анализ выполнения программы показывает, что уровень физического развития детей возрастает при их переходе из одной возрастной группы в следующую. Прослеживается положительная динамика. Это говорит о высоком уровне преподавания.

      Многие выпускники детского сада и вне стен учреждения увлекаются физической культурой, спортивными танцами, посещают кружки и секции.

      Средние коэффициенты по критериям раздела «Физвоспитание» %:

      Общий балл по разделу «Физвоспитание»:___2,8 балла

      Целью нашей контрольной работы явилось физическое воспитание в детском саду.

      Как показывают данные многочисленных исследований (М. А. Рунова, Э. Я. Степаненкова и др.) и практика воспитания, дошкольный период происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. Как отмечает С. О. Филиппова, в этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

      Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени, складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества: выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.

      Таким образом, цель нашей контрольной работы достигнута.

      1. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду

      [Текст] -М.: «Просвещение», 1992. — 159 с.

      2. Андреева, А. Д. Программа работы психолога в детском

      дошкольном учреждении [Текст] — М.: Просвещение, 1994. — 134 с.

      3. Андерсон, Д. Воспитайте в своем ребенке уверенность [Текст] /

      Д. Андерсон // Дошкольное воспитание. — 1996.- №3. — С. 19-26.

      4. Бачков, И. Умение владеть эмоциями [Текст] / И. Бачков //

      Воспитание школьника. — 1998. — №5. — С. 28-37.

      5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для младших школьников [Текст]:

      кн. для воспитателя дет. сада / Богуславская З. М., Смирнова Е. О

      М.: Просвещение, 1983. — 207 с: ил.

      6. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] — М.: Просвещение, 1983.-121 с.

      7. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст]: кн. для

      воспитателя детсада / Боген М. М. — М.: Физкультура и спорт,

      8. Кенеман Л. 5., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспита-ния

      детей дошкольного возраста [Текст]: — М., 1978. с. 19

      9. Педагогика физической культуры: учеб. пособие / под ред.

      Б. А. Ашмарина и Л. К. Завьялова. — СПб., \ 999.

      10. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и

      развития ребенка [Текст]: — Учеб. пособие. — М., 2001. с. 123

      11. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред.

      Ю. Ф. Курамшииа. — М., 2003.

      12. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов

      фак. физической культуры [Текст]: / под ред. Б. А. Ашмарина.

      13. Шебеко В. Н., Ермак КН., Шишкина В. А. Физическое воспитание

      дошкольников: учеб. пособие. — М., 1998.

      ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

      Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию. Анализ практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам.

      www.maam.ru