Методика триз в развитии речи детей

Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные «Икар и Дедал», «Баллада о звездах», «Легенды о звездных капитанах» и многие другие.

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.

ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  • Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  • Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  • Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  • «Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  • Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  • Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  • Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  • Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
  • Какие цели ставятся в процессе занятий?

    Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

    Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

    Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

    Этапы проведения занятий

    В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  • На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  • Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  • На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  • Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
  • Два главных правила занятий по ТРИЗ

    Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  • На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: «Я и природа», «Я и Я», «Я и другой человек», «Я и предмет». Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  • Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.
  • Взаимодействие между воспитателем и ребенком

    Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

    • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
    • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
    • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
    • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
    • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
    • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
    • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

    Какие игры бывают в ТРИЗ

    Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

    1. «Да-нет-ка». Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
    2. «Черно-белое». Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
    3. «Перевертыши». Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
    4. «Маша-растеряша». Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Маша». Она вытягивает карточку и говорит: «Ой!» Один из игроков задает ей вопрос: «Что с тобой?» Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Маша-растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
    5. fb.ru

      Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

      Мастер-класс на тему:

      «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

      воспитатель Авдийчук И.А.

      МБДОУ «Детский сад «Колосок-1»

      с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым

      Задачи: распространение педагогического опыта.

      Цели: ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников;

      Ознакомление с методикой составления загадок — отрицаний используя признаки, представленные в виде зрительных символов.

      План проведения мастер-класса.

      Ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ, ТРИЗ-играми.

      Практикум: составление загадки.

      Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

      Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

      Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

      Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

      Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

      В работе по тризовским технологиям по развитию речи я использую различные методы и приемы. Хочу познакомить вас с некоторыми.

      Один из методов — аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

      Например: «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».

      Еще один метод — мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.) Или же: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

      (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .) Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо — плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

      Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

      — «Сказка наизнанку» — игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

      — «Коллаж из сказок .» Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. «(творческая совместная работа детей и воспитателя.

      — «Знакомые герои в новых обстоятельствах.» Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

      — «Спасательные ситуации в сказках».

      Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

      «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

      Триз- игры для развития речи детей.

      Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

      Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

      — В саду стояла яблонька, на которой …

      — Висели вкусные и спелые яблочки.

      — Яблочки были спелые и поэтому сами …

      — Сами падали на землю.

      — Так как яблочки падали, бабушка…

      — Бабушка их собирала.

      — Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

      — Варила вкусное варенье.

      — Варенье было вкусное, поэтому…

      — Внуки ели его прямо ложками..

      — Ребята, вы рады, что весна наступила?

      — А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

      — Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

      Игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

      – Я загадала слово (кошка).

      – Это слово обозначает предмет?

      – Это что-то неживое?

      – Оно белого цвета?

      И т.д., пока слово не будет угадано.

      Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

      — Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

      — Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

      — Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

      На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

      Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы».Ит.д.

      Лес — охотник, волк, деревья, кусты, тропа.

      Река — берег, рыба, рыбак, вода, тина.

      Город — автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.

      Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

      Примерный речевой материал:

      Внучка маленькая, а бабушка старенькая;

      Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

      Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

      Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

      Заяц серый, а петушок смелый;

      Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

      Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

      У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п

      Сегодня я покажу, как научить детей составлять загадки-отрицания, используя признаки предмета, представленные в виде зрительных символов.

      (предлагается схематическое изображение глаза, носа, рта, уха, руки; картинка с изображением яблока).

      Сейчас мы с вами придумаем загадку про яблоко. Сначала мы перечислим признаки этого фрукта, используя схему:

      — (глаз): круглое, красное;

      -(рот): вкусное, сладкое;

      -(ухо) – яблоко не издаёт звуки. Поэтому мы пропустим этот символ;

      Ещё можно о фруктах, овощах, ягодах сказать, где они растут: (на дереве).

      (Одновременно рисуются схематические изображения этих признаков в столбик.)

      А теперь к каждому признаку мы придумаем новый объект. Например, что бывает круглым? (мяч) Красным? (помидор). Ароматным? (цветок) Сладким? (конфета) Гладким? (щека) Растёт на дереве (слива)

      (Напротив схематических изображений признаков рисуются изображение названных объектов).

      А теперь два «волшебных слова» НО и НЕ помогут нам составит загадку.

      Круглое, но не мяч,

      Красное, но не помидор,

      Ароматное, но не цветок,

      Гладкое, но не щека,

      Растёт на дереве, но не слива. (ЯБЛОКО)

      Молодцы! У вас всё получилось.

      ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна — стоит только поглубже с ней познакомиться.

      Таким образом использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

      — активизации познавательной деятельности детей;

      — созданию мотивационных установок на проявление творчества;

      — созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

      -повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

      infourok.ru

      Методика триз в развитии речи детей

      Игры и творческие задания для развития выразительности речи

      Название игры, цель

      «Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

      Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

      «Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

      Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

      «Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

      Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

      «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

      Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся — светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

      «Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

      Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:

      — Воробей что делает?

      — Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

      Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

      Обучение составлению сравнений

      Обучение составлению загадок

      Составление рифмованных текстов

      Создание текстов сказочного содержания

      Обучение необходимо начинать с з-х лет.Упражнения проводятся с подгруппами детей не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время

      Модель составления сравнений:

      Педагог называет первый объект (цыпленок)

      Обозначает его признак (цвет)

      Определяет значение этого признака (желтый)

      Сравнивает данное значение со значением признака второго объекта (солнце);

      («-такой же желтый по цвету ,как солнце»)

      Используются наглядные модели (таблицы)

      В ходе обсуждения педагог вносит в левую часть таблицы значения признака(их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть –объекты (допустимо схематическое изображение).

      Это позволит трени-ровать детскую память: ребенок ,не умея читать.

      Запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом

      Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3-х лет Основная форма работы-игровые задания и упражнения:

      названия которых рифмуются.) —мак-рак; олень-тюлень

      Педагог называет слово,дети придумывают к

      нему рифму (бежали-лежали)

      Педагог читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Или у педагога

      Са-са-са-прилетела к нам оса.

      Педагог придумывает одну строчку,а дети другую

      (В море плавает тюлень,

      По лугу бежит олень)

      Учим детей составлять тексты сказочного содержания с помощью моделей:

      4. Метод типового фантазирования

      Сначала работа проводится со всей группой, затем по подгруппам. Далее детям предлагается составлять сказочный текст вдвоем.

      С 5 -5,5 лет ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенной модели.

      Воспринимать и пони-мать алгоритм составления такого текста дети могут в том случае,если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

      Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

      Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

      Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

      Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

      Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

      В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

      Педагог, показывая картинку, спрашивает:

      — Какой огурец по цвету? (зеленый).

      — Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).

      — Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.

      Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:

      — Что это? (репка). Какая репка по цвету? (желтая).

      — Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница…)

      — Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).

      В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме…) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

      Елочки по цвету зеленая, как травка.

      Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствует продуктивная деятельность на занятиях по рисованию,лепке,аппликации.. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»…

      — Голова по форме какая? (круглая.)

      — Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук…)

      — Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка.)

      — Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие).

      — Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки, анютины глазки…)

      И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки.)

      Так постепенно совместными усилиями достигается желаемый результат в обучении воспитанников- выразительность речи, развитие творческой речевой деятельности.

      Параллельно с обучением составлению сравнений педагогами проводится работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

      Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок можно пробовать с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. С детьми 4-5 лет более активно используется сочинение загадок при сравнении объектов по заданным признакам.. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.

      Очень часто педагоги используют в работе с детьми составление сказок с помощью метода каталога.

      ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

      sites.google.com

      "Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей".

      ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы с детьми применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ — технологии.

      Просмотр содержимого документа

      «»Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей».»

      Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей.

      В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

      Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

      Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на непосредственно- образовательных деятельностях является привитие ребенку радости творческих открытий. Для решения этой задачи я стараюсь:

      организовать проведение НОД таким образом, чтобы они органично

      вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

      использовать специальную Игрушку — героя занятия, которая «помогает» воспитателю.

      Я, использую прием от лица игрушки задаю детям проблемные вопросы, с ними провожу обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие — выбираем игрушку необычную и оригинальную. В конце занятий подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа

      Что узнали нового?

      Что было самым интересным?

      Что осталось не понятным? и др.

      Еще в итоги НОД подвожу в самых разнообразных формах:

      «Доскажи предложение»; «Доскажи словечко»

      планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о. а в следующий раз узнаем еще

      продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ

      При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами. Каждый день работы с детьми — поиск. Стараюсь не раскрывать детям истину, а учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Сначала спрашиваю, а что он сам об этом думает, приглашаю его по — рассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. Еще один пример, надо дать детям знания о свойствах воды. Начинаем с вопроса «Что было бы, если на земле не было бы воды?» Главное, выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даю, так как это закрепощает. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией. После беседы проводила опыты. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания приобретаются не как догма, а как поиск истины и сути. Каждое занятие с детьми — проблемы, поиски, цепочки вопросов:

      Чем можно заменить?

      Чем хорош? Чем плох?

      Чем полезен? Чем неудобен?

      Где можно использовать?

      – все это и есть работа с элементами ТРИЗ.

      На занятиях с детьми постоянно пытаюсь в каждом предмете видеть пользу и вред, хорошее и плохое. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Как решать противоречия? Для этого есть много приемов, например, «дробление-объединение», разрешение противоречия во времени, пространстве.

      Например: дождь. Что хорошее в дожде, а что плохо в дожде?

      Там дети сами рассуждают, скажет свои мысли.

      После этого можно даже предложить детям составить предложение и фантазировать дальше свой рассказ. При помощи противоречий у детей развивается речь, звуковая культура речи, грамматический строй предложения, обогащают свой словарный запас.

      Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Поэтому совместной деятельности с детьми во время прогулок использую приемы фантазирования этот метод «типовые приёмы фантазирования (ТПФ)» :

      изменение законов природы,

      уменьшение и т.д..

      Например: Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого:

      «А что если бы ты превратился в бабочку?

      О чем ты мечтаешь?

      Кого ты боишься?» и т. д.

      А еще на прогулках я с детьми придумываю загадки, рисую палочками по земле, снегу? Что получилось? Почему? Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла. Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Все это раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.

      Дальше детям очень нравится метод ТРИЗа, «метод обоснования новых идей» сочинять и фантазировать сказки : Мы придумали и сочиняли несколько сказок.

      Например : Дети придумали новую сказку о колобке. Всем известна русская народная сказка «Колобок» с ее печальным концом. По ТРИЗУ считается это жестоко, съесть Колобка, хоть он и был для этого испечен. Ведь он же пел песни, знакомился с животными. Дети придумывают, фантазируют, делают так, чтобы Лиса не съела Колобка.

      • делают Колобка не съедобным – присыпают перцем;

      • Колобок поет песню наоборот: «Лиса, Лиса, я тебя съем! » (Лиса испугается и убежит) ;

      • Колобок превращается в ежика;

      • сделать много – много Колобков (всем хватит) ;

      В своей работе использую игры с элементами ТРИЗ по ФЭМП например:

      Словесная игра «Наоборот» Узкий – широкий; Вверху – внизу и т.д.

      На противоречия : Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)

      задачи — шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

      В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

      Сколько стало цветов во дворе? ( Нисколько. В феврале цветы не растут.)

      Ещё я в своей работе использую прием дорисовывая. Дети должны дорисовать элемент до фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?

      — Также предлагаю детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

      Рассказы фантазии. На занятии по познавательному развитию с детьми составляем рассказ по картине «Кошка с котятами», а во вторую половину дня предлагаю детям составить по этой же картине рассказ фантазию например6»Кошка которая потеряла котят»

      «Волшебный мешочек» из чудесного мешочка дети вытаскивают игрушку или картинку и называют как можно признаков(кошка пушистая, играющая, царапающая и т.д.)

      Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.

      • Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами – это выложить ёлочку, лису и др.( «Колумбово яйцо»,)

      сочинение сказок: направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили

      Таким образом, используя технологии ТРИЗ, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевая застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

      kopilkaurokov.ru

      Применение элементов ТРИЗ-технологий для развития речи дошкольников

      Применение элементов ТРИЗ-технологий для развития речи дошкольников

      Применение элементов ТРИЗ – технологий в развитии речи дошкольников.

      Воспитатель МДОБУ №43 «Алёнушка» Арутюнова И. В.

      В настоящее время актуальность развития коммуникативных способностей дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее (слайд 1).

      Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы (слайд 2).

      Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, т. к. на мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

      Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

      ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (слайд 3). Главная идея его теории — технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошколные учреждения ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году.

      Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией (слайд 3).

      Цель ТРИЗ — научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

      Целью опыта является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

      ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

      ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

      Теория решения изобретательских задач используется в дошкольной педагогике не так давно. Методика развивается, трансформируется в различные формы подачи материала. Отмечается достаточно устойчивый характер овладения такими основными понятиями, как формулировка и разрешение противоречий, нахождение и использование ресурсов, стремление к идеальному конечному результату и др.

      К счастью, детям не свойственны стереотипы мышления взрослых. Решая тризовские задачи, дошкольники не только совершенствуют навыки творческого мышления, но и расширяют свой кругозор, развивают свои познавательные способности, развивают речь.

      ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

      Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

      Мозговой штурм (слайд 5)

      Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

      Метод Мозгового Штурма я использую на занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

      Напомним правила мозгового штурма:

      — исключение всякой критики;

      — поощрение самых невероятных идей;

      — большое количество ответов, предложений;

      — чужие идеи можно улучшать.

      Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо — плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

      Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

      В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

      Синектика (слайд 6)

      Это так называемый метод аналогий:

      а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

      изобрази будильник, который забыли выключить;

      покажи походку человека, которому жмут ботинки;

      изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

      представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;

      б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет — аналогия стрекозы, подводная лодка — аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

      в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость — возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь — это может быть человек, растение) и т. д.

      Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

      Да — нет – кА (слайд 7) – с помощью этого метода я могу начинать занятие.

      Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

      Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: — это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

      Системный оператор (слайд 8)

      Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

      Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний.

      Цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.

      С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

      Если мы рассмотрим что – то, это что – то для чего – то….

      Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места на другое).

      Это что – то часто чего – то…

      Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

      Это что – то из чего – то …

      Какие части есть у автомобиля?

      (У автомобиля есть колёса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

      Чем –то было это что – то…

      Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

      На чём люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах. Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили, у него был очень большой мотор, ему нужно было очень много топлива и он ездил не так быстро).

      Что – то будет с этим что – то…

      Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочнее, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать, и плавать).

      «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» (слайд 9).

      Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

      Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

      Цели ставятся разные, в зависимости от той индивидуальной работы, которую запланировал воспитатель.

      Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

      Результативность педагогического опыта (слайд 10).

      Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырёх направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально – волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.

      Таким образом, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

      www.maam.ru