Методика игровой деятельности детей дошкольного возраста

Учебное пособие. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Пояснительная записка. 3

Раздел 1. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 4

1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте. 4

1.2. Структура игры и этапы ее развития. 10

1.3. Игра как форма организации жизнедеятельности детей. 13

Раздел 2. Характеристика игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Методика руководства игровой деятельностью дошкольников. 18

2.1. Народные игры, их педагогический потенциал. 18

2.2. Характеристика сюжетно-ролевых игр. Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. 24

2.3. Характеристика театрализованных игр. Методика руководства театрализованными играми в разных возрастных группах ДОУ.. 53

2.4. Характеристика дидактических игр. Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах. 66

2.5. Характеристика подвижных игр. Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах ДОУ.. 91

2.6. Компьютерные игры, их характеристика. Методика организации компьютерных игр. Игровые программы для детей дошкольного возраста 118

Раздел 3. Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Предметно-игровая среда в группе ДОУ. 130

3.1. Основные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ 130

3.2. Предметно-игровая среда в ДОУ для детей раннего и дошкольного возраста. 144

Раздел 4. Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики 151

4.1. Диагностика уровня сформированности игровых навыков. 151

4.2. Игра как метод диагностики развития детей. 164

Приложение № 1. 171

Приложение № 2. 175

Приложение № 3. 187

Учебное пособие междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности» профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общение» разработано для учреждений среднего профессионального образования, педагогических колледжей, специальность 050144 «Дошкольное образование».

В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации и руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Содержание учебного пособия соответствует федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование.

Новизна учебного пособия состоит в том, что оно направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций, навыков самостоятельной работы, основ методологической культуры, необходимых современному специалисту в области дошкольного образования.

Учебное пособие может служить руководством к организации самостоятельной работы обучающихся очно-заочного и заочного отделений, так как включает разнообразные задания образовательного и развивающего характера.

Раздел 1. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

studopedia.su

Диагностика детей старшего возраста игровой деятельности

Методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме:

Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Под игровыми умениями понимаются умения старших дошкольников предложить замысел и сюжет игры, умения осуществить ролевые действия и ролевую речь.

МОНИТОРИНГ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫХ УМЕНИЙ

2.1. Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Цель: осуществить мониторинг формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений

2. Выявить уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать состояние работы в ДОУ по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений в театрализованной деятельности.

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, в ходе которого, исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Для решения второй задачи мониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой [27, 28], о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут до статочно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.( В течение 2х недель каждый день группе детей из 3-5 человек предлагается поиграть в театрализованную игру, предоставляются разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты).

При наблюдении экспериментатор соблюдает следующие правила:

1.Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент об следования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

2.Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.

— низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры с южеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандарт ные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя занных с выполнением роли. Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые д ействия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий. У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком р оль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна с пецифическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де тей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

Для решения третьей задачи мониторинга изучается опыт воспитателей ДОУ, оценивается уровень их профессиональных умений игровых умений у старших дошкольников. Для этого применяются следующие методы: анализ перспективных и календарных планов работы воспитателей старшей группы, анализ предметно-развивающей среды детского сада и старших групп, анкетирование воспитателей и родителей.

Коррекционная деятельность ДОУ регламентирована нормативными документами:

ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической группе для детей с нарушением речи МБДОУ Детский сад № 42 г.о.Самара от 30.03 г. № 29
ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме от 30.05 г.
ПРИКАЗ Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей.

Коррекционное направление в образовательном процессе обеспечивают:

-инструктор по физической культуре,

используя в своей работе следующие программы и методики:

•Программа «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)», Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

•«Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3 до 5 лет)» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

•«Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная к школе группа». Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.

Коррекционные занятия проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. Занятия по подгруппам ведутся параллельно с работой, организуемой воспитателем.

Коррекция незначительных речевых нарушений у дошкольников проходит на логопункте ДОУ учителем-логопедом.

Система работы учителя – логопеда

• Помощь детям в адаптации к детскому саду;

• Проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений и нарушений речи;

• Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Работа с родителями:

• Просвещение родителей по вопросам, связанным с коррекцией нарушений речи у дошкольников (консультации, наблюдение за ребёнком);

• Оказание помощи родителям в закреплении достигнутых результатов по коррекционной логопедической работе в группе;

• Снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;

• Обучение родителей методам и приёмам организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

• Подготовка и проведение семинаров по ознакомлению воспитателей с задачами, методами и приёмами коррекции речи у детей;

• Индивидуальное и групповое консультирование;

• Повышение компетенции педагогов.

Система работы педагога – психолога:

• Проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;

• Определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;

• Диагностика игровой деятельности детей;

• Организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;

• Диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

• Психолого педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребёнком);

• Развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;

• Ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);

• Обеспечение более высокого уровня подготовки детей к школе.

Работа с педагогами:

• Подготовка и проведение педагогического консилиума;

• Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;

• Повышение психологической компетенции педагогов.

Консультации специалистов коррекционной группы

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов . Подготовила: Макарова Елена Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №42 г.о.Самара

Презентация на тему: Формирование интереса и потребности в чтении книг в процессе игровой деятельности . Подготовили: Макарова Елена Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ детского сада № 42 г.о.Самара, Ткачева Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №42 г.о.Самара

Дидактические игры и упражнения для формирования интереса и потребности в чтении . Подготовили: Рихтер Ю.Б, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №42 г.о.Самара, Корчагина А.В. учитель-логопед МБДОУ детского сада № 42 г.о.Самара

Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности The Monitoring of the development of feeling of a rhythm at children of preschool age by game activity Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ЧУВСТВО РИТМА КАК СВОЙСТВО И КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ,
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТОСТИ АУДИАЛЬНЫХ ,
  • ВИЗУАЛЬНЫХ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ РИТМОВ ,
  • FEELING OF A RHYTHM AS PROPERTY AND QUALITY OF THE PERSON ,
  • DEFINITION OF LEVELS OF DEVELOPMENT OF FEELING OF A RHYTHM AT CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE ,
  • SYSTEM OF DIAGNOSTIC TASKS ON REVEALING OF LEVELS OF DEVELOPMENT AUDIO ,
  • VISUAL AND KINESTHETIC RHYTHMS

научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дрень Олеся Евгеньевна

Одной из важных функций игры является развитие чувства ритма как качество личности у детей дошкольного возраста, диагностировать которое можно в игровой деятельности при условии выявления возможностей и содержания работы дошкольного образовательного учреждения в данном направлении. В статье автор определяет компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, а так же раскрывает содержание разработанной им системы диагностических заданий по выявлению уровней развитости аудиальных, визуальных и кинестетических ритмов.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Dren Olesya Evgenievna

One of the important functions of game is development of feeling of a rhythm as quality of the person at children of preschool age. It is possible to diagnose in game activity under condition of revealing of possibilities and the content of work of preschool educational institution in the given direction. In this article the author defines components, criteria, indicators and levels of whole feelings of a rhythm at children of the senior preschool age and as opens the content of the system of diagnostic tasks developed by it on revealing of levels of development audio, visual and kinesthetic rhythms.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Сибирский педагогический журнал , Дрень Олеся Евгеньевна

Дрень Олеся Евгеньевна Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-razvitiya-chuvstva-ritma-u-starshih-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.09).

Дрень Олеся Евгеньевна Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности Сибирский педагогический журнал (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-razvitiya-chuvstva-ritma-u-starshih-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.09).

Дрень Олеся Евгеньевна (2009). Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности. Сибирский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-razvitiya-chuvstva-ritma-u-starshih-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Дрень Олеся Евгеньевна Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2009. №5 С.186-196.

Дрень Олеся Евгеньевна Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности Сибирский педагогический журнал (2009).

Дрень Олеся Евгеньевна (2009). Мониторинг развития чувства ритма у старших дошкольников в игровой деятельности. Сибирский педагогический журнал

vylechitrebenka.ru

Презентация "Игровая деятельность детей дошкольного возраста""

В данной презентации представлен основной вид деятельности детей в дошкольном учреждении. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта( ФГОС),именно игровая деятельность является развивающей деятельностью детей.

Просмотр содержимого документа

«Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста»»»

Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста»

Воспитатель МБДОУ №98

Игра – ведущий вид деятельности детей

Игра – что может быть интересней и значимей

Это и радость, и познание, и творчество. Это то,

ради чего ребенок идет в детский сад.

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,

как у взрослого деятельность – работа, служба.

Каков ребенок в игре таков во многом он

будет и в работе, когда вырастет. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит,

прежде всего, в игре…»

Основные цели и задачи :

— создание условий для игровой деятельности детей;

— развитие у детей интереса к различным видам игр;

— формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;

— всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре;

— развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

— формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

1 Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка).

3 Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры).

4 Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

5 Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

По характеру педагогического процесса выделяются следующие игры:

Познавательные, воспитательные, развивающие.

Обучающие, обобщающие, тренировочные.

Коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

В игре развивается способность к воображению,

образному мышлению, в процессе игры дети

приобщаются к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со

сверстниками и взрослыми.

Игра – это средство приобщения детей к социальной

Игра – это развитие воображения и формирование

Игра – это средство повышения речевой

Результаты использования игр в работе.

Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

Дети получают удовольствие от игры;

Проявляют желание повторить их в самостоятельной

В процессе игры дети приобретают специальные

знания, умения, навыки.

Повышается уровень развития у детей познавательной

multiurok.ru

  • Главная
  • Обучение
  • Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста
  • Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть)

    Взаимодействие с родителями воспитанников

    Для родителей подготовила родительское собрание на тему «Игра в жизни дошкольника». Родители узнали, что такое сюжетно-ролевая игра, в какие игры играют их дети, и какие игровые умения у них развиваются.

    Чтобы родители имели представление о том, как выражается активность ребенка в игре, провела консультация на тему «Воспитание активности в творческих играх», и готовились к игре дома: пополняли знания детей об окружающем- читали, создавали игровую обстановку, принимали участие в игре.

    Оформила в помощь родителям папку-передвижку на тему «Домашний игровой уголок».

    В помощь родителям подготовила стенд: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».

    Организовала фотовыставку «Сюжетно-ролевая игра «Больница для игрушек».

    Чтобы заинтересовать детей вопросом развития игровых умений детей, способствовать возникновению и развитию игр на темы из окружающей жизни, предложила родителям анкетирование: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома».

    В итоге, вместе с родителями сделали вывод, что родители принимают активное участие в подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм, способствуют сплочению детского коллектива, помогают развивать игровые умения детей, играя с детьми дома. У детей развиваются: умения выбирать роль, игровые умения- действия с предметами и взаимодействия с партнерами.

    2.2. Контрольно-оценочный блок опыта работы

    Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре, по игровому воспитанию 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь и май).

    Для диагностики были использованы критерии разработанные Н. Ф. Губановой.

    Диагностика помогла подойти к решению следующих задач:

    1) выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.

    2) выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.

    Для проведения данной диагностики были разработаны критерии полные и эмоциональные действия на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.

    Для удобства обработки данных выделили следующие критерии:

    – высокий; — средний; — низкий.

    Расшифровка каждого уровня:

    Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.

    Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

    Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

    Цель данной диагностики: проанализировать развитие игровых умений у детей младшего возраста на основе предложенного игрового сюжета.

    Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей младшего дошкольного возраста:

    1. Уложим спать куклу Катю

    2. Сварим суп для куклы Кати

    3. Мама стирает белье

    4. Мама лечит дочку Катю

    5. Мама и дочка гладят белье

    6. Мама и дочка идут в магазин за продуктами

    7. Мама и дочка идут на прогулку

    8. Мама и дочка встречают гостей

    9. Мама играет с дочкой Катей

    10. Мама и дочка убирают комнату

    Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развиты игровые, умения и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.

    Диагностическое обследование проводилось путем наблюдения за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды, с опорой на жизненный опыт ребенка. По ходу диагностики детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Целесообразно на диагностику приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.

    Уровень сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста на апрель 2014 г.

    № п/п Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний Уровень

    1 Даша К. + + + + + + — — — — С

    2 Егор С. + + + — + — — — — — Н

    3 Никита С. + + — — — — — — — — Н

    4 Ника С. + + + + + + + — + — В

    5 Ваня М. + — — — — — — — — — С

    6 Аня Ш. + — — — + — + + — + В

    7 Женя Б. + — — — — — + — — — С

    8 Гоша П. + + + + — — — — — — Н

    9 Лиза Я. + + + + — — + — — — С

    10 Кирилл Д. + + + — — — — + + + В

    Анализ результатов (в конце учебного года) констатирующего этапа дает возможность говорить о достаточном уровне сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста. И необходимо продолжать целенаправленно работать по формированию игровых умений и навыков у детей обогащая их игровой опыт.

    Выводы по опыту работы

    Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

    Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

    1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение. 1987.

    2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.

    3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

    4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М. : Педагогика, 1991.

    5. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М. : Педагогика, 1975г.

    Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

    Цель коррекционной работы педагога-психолога — оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

    Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.

    Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику по основным направлениям:

    — выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;

    — индивидуальная диагностика по запросам родителей;

    — индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;

    — диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

    В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.

    В ДОУ в течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). По результатам диагностики специалисты консилиума делают заключение о необходимости индивидуальной или подгрупповой коррекционной работы. После чего педагог-психолог может начинать коррекционную работу с данными детьми.

    В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ, направлена:

    — на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;

    — повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.) ;

    — овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

    — коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

    Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.

    Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне самооценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д., у воспитателя или родителей.

    Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.) . Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как: психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.

    Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. В начале обучения по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.

    Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.) .

    Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

    На заключительном этапе коррекционной работы проводится ПМП консилиум, на котором озвучиваются результаты заключительной диагностики детей, подводятся итоги проведенной работы, делается вывод о эффективности разработанной программы. Также разрабатываются рекомендации специалистов.

    В условиях внедрения ФГОС деятельность психолога несколько видоизменяется, в будущем в ДОУ могут поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, и педагоги, и психолог должны владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить коррекционную работу с такими детьми и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса.

    Алгоритм коррекционной работы

    I этап. Постановка проблемы

    Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

    — индивидуальная углубленная диагностика.

    II этап. Уточнение проблемы

    разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка:

    а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;

    б) психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

    2. Составление коррекционно-развивающей программы.

    III этап. Решение проблемы

    1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.

    Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.

    2. Итоговая диагностика.

    — итоги проведенной работы;

    — оценка эффективности программы;

    — выявление факторов, препятствующих эффективности программы;

    — разработка рекомендаций специалистов.

    Опыт «Нетрадиционные методы и приёмы в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»

    В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности.

    «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего». В игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Каждый педагог ДОУ назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

    В МБДОУ д/с №21 играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования. Для воспитателей провожу теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, практическое решение проблемных ситуаций. Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т. д. Поддерживаю принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома? », фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток, буклетов, рекомендаций.

    Работая в детском саду, поняла, что показатели игровой деятельности детей требуют принятия эффективных мер по улучшению игры в ДОУ. Первое, с чем столкнулась в работе, что наши ребятишки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилась и сама суть детской игры: она стала нерадостной, агрессивной, индивидуалистичной. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, чем и как занять ребёнка дома, в какие игры с ним поиграть. Большинство родителей, покупая малышу «робота» или Барби, игровую приставку, не задумываются о том, что могут навредить душе ребёнка, стать врагом семьи. Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными, более того, происходит явная демонизация игрушки. Родители зачастую оберегают своих малышей от подвижных игр: «не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди», даже от здорового соперничества в подвижных играх. Сейчас особенно необходимо воссоздание игровой традиции: подвижных, дворовых, сюжетно-ролевых игр и игрового детского фольклора. Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры. Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста.

    Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.

    Провела в своей группе мониторинг игровой деятельности на начало и конец года. При организации и наблюдениях за игровой деятельностью детей выявила проблему: низкая творческая активность детей в игре; несформированность навыков игры;

    несформированность привычки выполнять поручения, требующие коммуникативных навыков.

    Основная цель моей работы — формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. Свою работу построила по следующим направлениям:

    — диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей игры;

    -создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;

    -проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе игры.

    Для решения поставленных задач наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания игр.

    Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использовала игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включали элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Проводила с детьми дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, игры-упражнения, с целью развивать внимание, логическое мышление, память, воображение. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» являлся «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривала творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Всё это повысило интерес детей к игре.

    Большое внимание уделяла подвижным играм, играм, основанным на материале русского фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для хороводных, народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях.

    Мною было проведено анкетирование среди родителей на тему: «Игра в жизни ребенка». В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Старалась не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагала такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома? », «Игры, которые развивают мышление, память, воображение», «Развивающие игры и упражнения для детей». Проводила устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра? », «Игры для детей на все времена». Часто проводила анкетирование родителей, приглашала детского психолога. Мною были проведены семинары-практикумы, тренинги с прослушиванием магнитофонных записей на такие темы: «Учим детей правильно играть», «Энциклопедия игр». Предлагала родителям «деловые игры» с разбором проблемных ситуаций по видеосъёмкам: «Во что любят играть ваши дети? », «Какие игрушки нужны вашим детям? », «Кромешный мир компьютерных игр». Были организованы для родителей «Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных игр, упражнений. Большое внимание уделяла индивидуальной работе с родителями. Предлагала памятки, бюллетени, проводила «душевные разговоры», причём темы выбирали сами родители через «Книгу предложений».

    Совместно с родителями проводила развлечения, досуги, праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства», «Игры народов мира», «Игры казаков».

    Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом.

    Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

    Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

    Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия нетрадиционных игровых методов и приёмов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

    Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

    Повысился интерес детей к играм на 11%, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. (Диаграммы прилагаются) .

    Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.

    Опыт может представлять интерес для воспитателей дошкольных учреждений, а так же для родителей.

    Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей — Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта — Педагогика и воспитание — EduBrilliant.ru

    Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г. А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д. Б. Эльконину.

    Исследование проводилось в ГОУ д/с №1332 с художественно-эстетическим приоритетом, в д/с №273 компенсирующего вида и в ЦППРК «Детская личность».

    Наблюдался процесс игровой деятельности у десяти нормально развивающихся детей и у шестнадцати детей с лёгкой степенью умственной отсталости подготовительной группы детского сада.

    Диагностика нормально развивающихся детей.

    Диагностика игровой деятельности по Г. А. Уруптовой.

    Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

    Материал: оборудование для игровой деятельности.

    Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой

    1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

    ребёнок называет себя именем взрослого до начала игры;

    в качестве средств для реализации роли ребёнок использует игровые действия и предметы, ролевую речь, мимику, пантомимику и интонацию;

    может передать отличительные особенности персонажа, ориентируясь на способы взаимоотношений и нравственные нормы;

    ребёнок в игре предпочитает, в основном, главные роли, соответствующие его половой индефикации.

    2. Отношение к правилам игры:

    дошкольник соотносит правила со взятой на себя ролью, действует в соответствии с ними; признаёт справедливость замечаний и изменяет своё поведение в случае нарушения правил, замечает нарушения за другими, мотивирует необходимость выполнять правила тем, что это входит в обязанности его роли.

    3. Характеристика игровых действий:

    развёрнутость: сокращённые действия с предметами и действия во внутреннем мысленном плане;

    у ребёнка сформированы игровые умения и навыки: он соблюдает последовательность игровых действий, договаривается о сюжете игры с другими играющими; с помощью игры может отразить функции взрослого;

    взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью: игровые действия завершаются или заменяются речью;

    ребёнок осознаёт, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны.

    4. Игровые предметы, их характеристика:

    связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: сначала выбирается сюжет, а потом предмет, а не наоборот;

    игрушки: утюг, расчёска;

    воображаемые предметы: дом, кровать и пр.;

    предметы-заместители: стул – машина, стол, ящик – телевизор и др. использует по своей инициативе, преднамеренно.

    5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:

    дошкольник отражает в игре следующие нормы поведения и функции взрослых: отец делает наставления сыну, ходит на работу;

    реальные отношения между детьми возникают по поводу выбора сюжета, распределения ролей и установления правил;

    конфликты в игре возникают по причине невыполнения игроками правил и невыгодного для ребёнка распределения ролей. Разрешаются с помощью нахождения компромисса.

    6. Характеристика сюжетов в играх детей:

    разнообразие: бытовая, профессиональная деятельность, мультипликационные фильмы;

    ребёнок развивает один и тот же сюжет 10–15 мин.;

    игра возникает по инициативе самого ребёнка;

    в одной игре ребёнок объединяет три сюжета: «дочки-матери», «школа», «работа».

    7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения взрослых) .

    ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ

    5. использование атрибутики и предметов-заместителей,

    6. использование ролевой речи,

    7. выполнение правил.

    Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возраст­ные рамки для каждого уровня:

    1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

    2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

    3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

    4 уровень — старше 5,5 лет,

    Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

    1) Распределение ролей

    1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар) .

    2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

    3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век) . При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

    4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

    2) Основное содержание игры

    1 уровень — действие с определенным предметом, направленное надругого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем) .

    2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

    3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить) .

    4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

    3) Ролевое поведение

    1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

    2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

    3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

    4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

    4) Игровые действия

    1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление) .

    2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать) , игровые действия жестко фиксированы.

    3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

    4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

    5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

    1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.

    2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продук­тов, флакончики от лекарств и т. д.) .

    3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игру­шечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.) ; на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

    4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет п­суды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом) .

    6) Использование ролевой речи

    1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

    2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.) . Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

    3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

    4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

    7) Выполнение правил

    2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

    3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

    4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

    Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности.

    При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в з­леный цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков.

    В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить ра­оту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

    Уровень сформированности игровых навыков

    Предварительный просмотр:

    Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста включает в себя:

    Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников и учёт её результатов во взаимодействии с детьми в игре;

    Наличие игровой позиции, гибко сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей;

    Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождение ребёнка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребёнком опыта игровой деятельности ( от позиции педагога- партнёра к позиции педагога-координатора и педагога- наблюдателя) ;

    Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современный дошкольников;

    Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;

    Создание современной предметно игровой среды(например, с использованием полифункционального игрового материала, результатов детской продуктивной деятельности) .

    Современные педагогические технологии организации игровой деятельности дошкольников- это технологии, основанные на идеях педагогического сопровождения.

    Психологическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) — Детская практическая психология — Психология — Psinside.ru

    Психология » Детская практическая психология » Психологическая диагностика детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

    Психологическое обследование детей в ДОУ проводится в двух направлениях: 1) экспресс диагностика, проводится с целью изучения особенностей психического развития всех детей, посещающих дошкольное учреждение; 2) углубленная диагностика проводится для уточнения психологического диагноза для детей, включенных в группу «риска» и детей, с которыми ведется работа по запросу родителей или воспитателей (в последнем случае диагностика включается в процесс консультирования) . Хитрые приемы педагогической психологии в воспитании и обучении детей! Простым языком о сложном.

    Основные методы, используемые педагогом-психологом – наблюдение, тестирование, беседа, кроме того, изучаются продукты деятельности ребенка. Законом РФ «Об образовании» определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и средств в работе с участниками образовательно-воспитательного процесса. Таким образом, педагог-психолог имеет право выбора конкретных методик психологического обследования детей в ДОУ.

    Подбор диагностических средств осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, предполагаемого психологического диагноза и образовательных программ, по которым работает конкретное ДОУ.

    Вариант диагностического комплекса для экспресс-диагностики детей 3-5 лет.

    А) Овладение сенсорными эталонами (развитие представлений о разновидностях внешних свойств предметов – цвет, форма, величина) .

    Диагностика формы – методики «Фигуры» — 3 года, «Коробочка форм» — 4 года.

    Диагностика цвета – методики «Коврики» — 3-4 года, «Бусы» — 5 лет.

    Диагностика величины – методики «Кружки» — 3 года, «Пирамидка» — 4года, «Включение в ряд» («Мисочки») – 5 лет.

    Б) Овладение зрительным синтезом. Методика «Разрезные картинки» — 5 лет.

    В) Овладение действиями восприятия. Методика «Конструирование по образцу» — 3-4 года.

    А) Наглядно-действенное мышление (ведущее до 3,5 – 4 лет) . Методики «Пирамидка» — 4 года, «Конструирование по образцу» — 3-4 года, «Коробочка форм» — 4 года.

    Б) Наглядно-образное мышление (в четыре года начинает развиваться) . Методика «Рыбка» — 5 лет.

    3. Воображение (К 5 годам начинает носить творческий характер) .

    Методика «Дорисовывание фигур» — 5 лет.

    4. Развитие речи

    Методики «Изучение словаря детей» — 3-4 года, «Изучение понимания значений слов» — 3-4 года. Развитие связного рассказа исследуется с помощью методики САТ (2 первые картинки) .

    5. Развитие игры. Наблюдение на основе «Критериев развития игровой деятельности» Эльконина Д. Б.

    6. Диагностика развития личности

    А) Изучение самооценки. Методика «Лесенка» — модификация для 3-5 лет.

    Б) Изучение мотивационно-потребностной сферы. Методика «Золотая рыбка» («Три желания») – 3-5 лет предназначена для изучения осознания мотивационных предпочтений

    В) Изучение особенностей эмоционального развития. Методика «Пиктограмма» — 4-5 лет

    Секреты женской конкуренции Если у тебя мало врагов, значит, ты ничего в жизни не достиг. Если же их слишком много, то ты ничего так и не достигнешь. (Иван Иванюк) У Вас есть подходящая работа, стабильный заработок, уютная квартира и милые коллеги.

    Вы встречаетесь с ними, ходите в кафе, говорите о работе, о детях и даже, вероятно, о Вашем мужчине. Вы считаете, чт .

    Методика диагностики игровых умении? у детеи? старшего дошкольного возраста

    МОНИТОРИНГ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫХ УМЕНИЙ

    Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.

    2.1. Методика диагностики игровых умений у детейстаршего дошкольного возраста

    Цель: осуществить мониторинг формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений

    1. Определить критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

    Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, в ходе которого, исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1) .

    Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

    Умение развить замысел по ходу игры;

    Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей) .

    Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;

    Взаимосвязанность ролевых функций детей

    Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;

    Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

    Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

    Уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 2) .

    Характеристика уровней сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

    Низкий уровень –1 балл

    Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу») . Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.

    В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.

    В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

    Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку») . Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.

    Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.

    Высокий уровень – 3 балла

    Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

    Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

    Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

    Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

    В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

    Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

    Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

    4. Ролевые действия

    Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей.

    Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.

    Продолжение таблицы 2

    Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

    Нарушение логики действий и правил отвергается.

    Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.

    Средний уровень – 2 балла

    Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.

    Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

    Для решения второй задачи мониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой , о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут достаточно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.( В течение 2х недель каждый день группе детей из 3-5 человек предлагается поиграть в театрализованную игру, предоставляются разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты) .

    1. Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

    2. Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.

    Результаты наблюдений заносятся в протоколы. По набранной сумме баллов по каждому критерию определяется уровень сформированности игровых умений у каждого ребенка:

    — высокий уровень –13-15 баллов;

    — средний уровень – 8-12 баллов;

    Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

    Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

    Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

    Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа) , изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки) . Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

    Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью.

    В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий.

    У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

    В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

    Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.

    Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.) . Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли.

    Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия.

    Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

    Для решения третьей задачи мониторинга изучается опыт воспитателей ДОУ, оценивается уровень их профессиональных умений игровых умений у старших дошкольников. Для этого применяются следующие методы: анализ перспективных и календарных планов работы воспитателей старшей группы, анализ предметно-развивающей среды детского сада и старших групп, анкетирование воспитателей и родителей.

    Другие статьи по теме:

    Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

    Игра — ведущая деятельность дошкольников Игра-ведущая деятельность дошкольников . Ведущим видом деятельности является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

    Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

    Виды игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин.

    Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Цели: 1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста. 2. Развивать у.

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным д.

    Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

    Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » — заявля.

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти.

    Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель — это человек, который каждый день помогает маленьком.

    Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

    Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про.

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и.

    Презентация на тему: «Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр как фактор познавательно-речевого разв.

    raguda.ru