Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка

Невнятному лепету малыша удивляться не принято — временами это даже умилительно. Но вот «фефекты фикции» в старшем возрасте вызывают уже недоумение. А взрослый человек с речевыми проблемами — и вовсе грустное зрелище. Тут-то сразу начинаешь понимать, что логопед — очень нужная и востребованная профессия.

При тотальном масштабе речевых проблем ситуация «сам себе логопед» не редкость. Для родителей маленьких детей особенно актуально овладеть навыками исправления речи собственного малыша. Ведь не у всех и не всегда есть возможность прибегнуть к помощи специалиста. Главным вашим подспорьем и инструментом станет логопедическая гимнастика для развития речи ребенка. Сейчас мы объясним, что же это такое.

Играем не просто так, а со смыслом

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка 2-3 лет невозможна без заинтересованности «клиента». Эта задача не из легких, ведь малышу трудно концентрировать внимание, да и непонятно, к чему все эти скороговорки или движения язычком. Поэтому взрослому нужно проявить изобретательность и сделать так, чтобы малыш даже не догадался, что ему предстоит проделать серьезную работу.

Если вам удастся проводить занятия незаметно, за игрой, все обойдется без капризов и истерик. Материал будет усвоен ненавязчиво и вполне качественно. Если же малыш категорически отказывается от выполнения упражнений, настаивать не следует, иначе окончательно отобьете охоту, и вернуться к полезному делу будет ещё труднее.

Логопедическая гимнастика — вовсе не нудная обязанность. Сеансы ее могут и должны быть спонтанными, веселыми. Хорошо, когда дети на них много радуются и хохочут. Положительные эмоции автоматически улучшают усвоение материала и стимулируют ребенка вновь возвращаться к столь интересным стишкам и скороговоркам.

Если что-то не выходит, не спешите огорчаться или, не дай Бог, ругать малыша. Лучше заинтересоваться, отчего это язычок никак не слушается, как же нам это исправить? Откажитесь от роли серьезного педагога и попробуйте общаться с малышом на равных.

Советы мамам и папам

Пусть родителей не пугает необходимость занятий с собственным ребенком. Логопедическая гимнастика для детей — звучит очень серьезно, но на самом деле в этом нет ничего страшного. Классические методы здесь сводятся к пальчиковым упражнениям, улучшающим моторику пальцев и рук, артикуляционной гимнастике (то есть упражнениям для губ и языка), развитию слуха путем стихотворных повторов (логоритмике) и запоминанию специальных стишков-скороговорок, улучшающих речь и пополняющих словарный запас. Кроме того, пользу принесет дыхательная гимнастика (логопедическая) и специальный массаж.

Для тех, кто настроен самостоятельно заниматься с сыном или дочкой, дадим несколько основных рекомендаций.

Начинать заниматься надо всего лишь с двух минут. Затем в течение ряда месяцев продолжительность сеансов возрастает до 20 минут. Если вы сумеете заинтересовать ребенка развивающими упражнениями, заставлять и принуждать его уже никогда не придется. Помните, что ни один навык в одночасье не формируется. Успех — в частых и кратковременных повторах. Такую форму обучения легче выдержать как малышу, так и вам. Любую неудачу переводите в шутку, а за успех не забывайте хвалить. Насколько интересной может быть логопедическая гимнастика для развития речи ребенка, фото, приведенные в статье, иллюстрируют вполне достоверно.

Логопедическая гимнастика обязательно включает в себя такие вот игры-упражнения. Они — прекрасное средство для развития так называемой мелкой моторики, ведущей к улучшению качества речи, стимулирующей внимание и хорошую реакцию. Благодаря им улучшается координация движений, пространственная память и возрастает точность выражений. Как можно играть:

1. Ладошки изображают цветок. Пальчики (полусогнутые) соединяются в форме бутончика. По команде «поднимается солнце» ручки тянутся вверх, словно цветочек.

2. Распускается бутон. Кисти рук разводятся.

3. Закат солнышка. Ладошки следует опустить.

4. Цветочек ложится спать. Пальчики вновь соединяются в бутончик.

Другая пальчиковая игра называется «Гроза». Смысл ее — учиться согласовывать текст и движения руками при разных ритмах звучания. Взрослый зачитывает условия, задача детей — выполнить соответствующие движения: капают капли (легкий стук по крышке стола поочередно каждым из указательных пальчиков), пошел дождик (негромкое постукивание четырьмя пальчиками на обеих руках), дождь полил, как из ведра (то же самое как можно громче), град идет (костяшками пальцев сильно ударить), гром гремит (кулачками дети барабанят по столу), сверкнула молния (рисунок в воздухе следует изобразить указательным пальчиком с одновременным проговариванием звука «ш-ш-ш»), все домой побежали (хлопаем в ладоши и прячем за спину руки), утром солнышко взошло (двумя руками описываем большой круг).

Логопедическая артикуляционная гимнастика

Главным из органов речи является, конечно же, язык. Его гибкость и подвижность нуждаются в обязательных тренировках, иначе он не сможет качественно служить своему назначению. Хорошее звукопроизношение — одно из важнейших свойств нормально развитой речи, поэтому и язык, и губы обязаны быть сильными и достаточно гибкими.

Цели артикуляционной гимнастики — развитие языка и губ — достигаются тренировкой определённых мышц. Заниматься упражнениями следует напротив зеркала. Глядя в него, малыш наглядно видит работу собственных губ и язычка. К автоматизму в выполнении приведет лишь постоянный повтор. Внимательное отслеживание того, что делают губы и язычок, очень важно для ребенка.

В результате артикуляционной гимнастики должно улучшиться произношение необходимых звуков и слов.

Вот примерный перечень, составляющий упражнения логопедической гимнастики для органов речи:

1. Предложите ребенку покачать на качелях собственный язычок. По команде малыш широко открывает рот, улыбается, высовывает язык изо рта, поочередно касается им верхних зубов, неба и нижних зубов.

2. Чистим зубки. Улыбнувшись своему отражению в зеркале, ребёнок язычком проводит по внутренней стороне верхнего и нижнего ряда зубов, имитируя их чистку, затем «полоскает» рот. Движение стоит повторить около 10 раз, взрослый в это время может сопровождать действия подходящими по смыслу детскими стишками или скороговорками.

3. Под скороговорки либо стихи о вкусных лакомствах (например, блинах с вареньем), декламируемые взрослым, малыш улыбается, открывает рот и круговыми движениями язычка облизывает верхнюю, после чего нижнюю губу — якобы убирает остатки варенья.

Фонематическим (речевым) слухом называется способность к правильному распознаванию звуков. Как развивать слух? Спрятавшись за ширму, попробуйте постучать поочередно предметами из металла, стекла или дерева. Ребёнок должен угадать, чем именно вы стучите — стаканом, деревянной либо металлической ложкой и т. п.

Попробуйте сымитировать звуки, которые издают птицы или животные, или найдите соответствующие аудиозаписи. Пусть малыш угадывает, кто именно из зверюшек его «приветствует».

Попробуйте такое упражнение: малыш закрывает глаза (ещё интереснее, если использовать настоящую повязку), а вы с небольшим колокольчиком перемещаетесь в разные углы комнаты. Задача ребенка — не глядя угадать по звуку, где именно вы находитесь.

Ещё вариант — рычание мотора. Детям следует определить, мотоцикл это, трактор или автомобиль. Можно поиграть в игру «Светофор», для этого следует заранее подготовить аудиозапись с шумами, характерными для оживленного уличного движения. Слыша гудки различных видов транспорта, шум толпы и т. п., ребёнок называет то, что происходит на улице. Это способствует развитию его слухового внимания.

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка: подражаем всему, что слышим

Звукоподражание сводится к повторению ребенком за взрослым различных гласных. Например, как человек вздыхает «О-о-ох!», как кричит ослик «И-и-и!», как звучит гудок парохода «У-у-у!». После гласных переходим к согласным — лес шумит «Ш-ш-ш», комар пищит «З-з-з», ежик фырчит «Ф-ф-ф». Кроме того, пусть малыш звуками изобразит «голоса» бытовых предметов — водичка капает «кап-кап», часы идут «тик-так», молоток забивает гвозди «тук-тук».

Подражать голосам птиц и животных можно, используя игрушечные фигурки или картинки с изображениями лесных обитателей (как взрослых, так и детенышей). Попросите малыша показать, как громко квакает мама-лягушка, и как тихо — маленький лягушонок. Откройте ему иллюстрацию к сказке «Три медведя», и пусть он перечисляет, как рычит папа-медведь, мама-медведица, как пищит малыш-медвежонок.

К логоритмике относятся упражнения по повторению действий и стишков за обучающим под музыкальное сопровождение. Можно, например, поиграть в прогулку, имитируя движения. Ходим на месте, высоко поднимаем ноги и колени, размахиваем руками, «падаем в ямку» (садимся на пол) и так далее.

О стишках и скороговорках

Скороговорки — очень эффективный вид упражнений. Подбирать их следует к таким буквам и звукам, в произношении которых у малыша самые серьёзные пробелы. Пользы от них много — она и в улучшении дикции, и в развитии речевого слуха, и в расширении словарного запаса. К тому же коротенькие веселые рифмованные строчки малышу произносить интересно и весело.

Логопедическая гимнастика находит свое продолжение в стихах, задача которых — увеличивать количество понимаемого и произносимого. Активный словарь, как известно, это то, что ребёнок говорит, пассивный — то, что понимает. Второй — всегда на порядок обширнее. Для общего развития и перехода от пассивного к активному словарю следует много общаться с малышом в любых обстоятельствах — на прогулке, по дороге в садик, за столом и т. п.

Если не лениться и использовать малейшую возможность для такого общения, творчески вплетая в повседневный быт скороговорки, игры для рук и пальчиков, упражнения на артикуляцию, то результат будет обязательно.

Домашнему логопеду на заметку

На чистоте произношения зацикливаться совершенно не стоит. Незначительные дефекты речи имеют тенденцию со временем проходить сами собой. Порой они связаны с анатомическими особенностями устройства гортани, носоглотки и языка, и логопедическая гимнастика помогает не всегда. С ростом ребенка большая часть таких проблем ликвидируется автоматически.

Не следует приступать к занятиям с ребенком, если вы почему-либо не в духе и не в состоянии обеспечить легкую веселую атмосферу игры, лучше отложите это до более удачных времен. Всегда верьте в своего малыша и показывайте, как вы рады малейшему успеху. Кроме непосредственного логопедического эффекта, такие занятия способны еще больше сблизить вас и вашего кроху и подарить множество интереснейших мгновений.

fb.ru

Логопедическая гимнастика для Вашего малыша, стишки для детей 4 5 лет

Логопедическая гимнастика для языка

Как известно, человек постоянно общается в обществе других людей. И как следствие, правильная и красивая речь крайне необходима, чтобы достичь успеха в любых начинаниях. Это утверждение вряд ли кто-то оспорит. Поэтому логопедическая гимнастика для развития речи ребенка приобретает смысл с еще дошкольного возраста чада!

Попробуйте прислушаться то, как разговаривает ваш малыш. А теперь задумайтесь – какие звуки звучат неправильно? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормальной речи, тогда следует записаться на прием к логопеду. Хотя вы можете и самостоятельно отработать с «дитем» некоторые звуки. Для успешных занятий имеется масса полезных методик, которые просты к применению, в том числе и логопедические стишки для детей 4 5 лет. Важно соблюдать главное условие – если хотите добиться того, чтобы ваш ребенок говорил правильно, то заниматься нужно с ним регулярно.

Советы и рекомендации от логопедов

Полезные советы, которые сделают логопедическую гимнастику для развития речи ребенка эффективной и простой. Итак, что же следует применять?

  • Начинать занятия нужно с простых звуков. А потом постепенно на более сложные (к, г, х, й, л, р);
  • Еще не забывайте вначале провести логопедическую гимнастику для языка и губ;
  • Занятия получат большую результативность, если будут нравиться ребенку;
  • Отличные упражнения есть в любом логопедическом пособии.
  • И как в поговорке – терпение и труд все перетрут! Выполнение методик, регулярные занятия, где будет логопедическая гимнастика для языка, губ вначале, последовательное освоение всех звуков сделают вашему ребенку правильную, поставленную речь.

    Логопедические упражнения

    Вначале каждого занятия нужно обязательно проводить логопедическую разминку – специальные упражнения, логопедические стишки для детей 3 4 лет, которые помогут увеличить гибкость и подвижность артикуляционного аппарата. Такая гимнастика уже на ранних этапах сделает речь чада четкой, и при этом малыш не должен ощущать, что родители его «принуждают». Повторяйте упражнения при любом случае. Кроме того, не забывайте о тренировке дыхания, что можно делать в игровом виде. А такую вещь, как артикуляционная гимнастика для малышей в картинках будет лучше всего. Так детки не «закрываются» и не «вредничают». Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:

  • «Мыльный пузырь». Играть можно в ванной комнате, надувая мыльные пузыри между ладошками. Или на улице, предварительно разведя в баночке шампунь с водой. Подыщите тот, который не щиплет глаза.
  • «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги, поставьте в тазик с водой, и начинайте дуть, соревнуясь с малышом. Дуть нужно не более 10 секунд, чтобы у ребенка не началась кружиться голова.
  • «Сдуй одуванчик». Дуем на цветок, чтобы его «парашютики» разлетелись во все стороны.
  • «Озорная обезьянка». Надуй щеки, оттопырь уши, покажи и спрячь язычок. Вот так вы должны показать ребенку обезьянку, а потом попросить повторить его. А еще можно стать перед зеркалом, и покривляться вместе.
  • «Как шипит змейка». Предложите малышу имитировать как шипит маленькая змея (тихо). А затем, чтобы чадо показало, как «шипит большая змея» (средний звук), и как шипит огромный питон (громкий звук).
  • «Надуваем шары». Купите в магазине разноцветные шарики, и вместе с ребенком надуйте их. А потом сдувайте шарики со стола.
  • Отменный способ для «укрощения капризных и озорных» детей — применять артикуляционную гимнастику для малышей в картинках. А если картинки еще необычные с красочным узором/любимыми персонажами малыша, то ребенок охотнее стает участвовать в этой игре.

    Артикуляционная гимнастика для малышей в картинках

    Логопедические упражнения на звук «Р»

    После того, как вы вместе размяли речевой аппарат, то можно приступать к тренировке произношения звуков. Практика многих логопедов показывает, что одни из самых проблемных звуков является произношение буквы «Р». Так, что делать, если ребенок не выговаривает букву р, упражнения или логопедические стишки для детей 5 лет?

  • Чьи зубки лучше блестят? Попросите малыша раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам. Это напоминает «чистку зубов». Далее, ребенок улыбается и показывает чистые зубки.
  • Важный момент! На губах – улыбка, зубы видны, а челюсть остается в неподвижном состоянии.

    Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, раскрывает рот и лижет тонким кончиком языка небо. Кстати, если ребенок не выговаривает букву р, то этого упражнение одно из самых эффективных. Малыш проводит языком по небу назад – вперед. Важное условие, за которым следует наблюдать: губы не двигаются, язычок соприкасается к внешней стороне зубов.

    1. «Кто дальше бросит мячик?». Ребенок улыбается, высовывает язык и его широким краем ложит на нижнюю губу. На стол положить ватку, чтобы ребенок в таком положении «сдувал» её на противоположный край. При этом происходит произношение звука «ф».

    Важно! Контролируйте, чтобы ребенок не делал щечки большими.

  • «Вкусное повидло». Попросите свое чадо открыть рот и провести языком по губам, как-будто малыш слизывает повидло. Можно и вправду капнуть на губы капельку меда, варенья.
  • Важно! Придерживайте пальцем малышу его нижнюю челюсть, чтобы она оставалась неподвижной.

    Малыш раскрывает рот, кладет язычок на верхнюю губу. А широким краем языка проводит по верхней губе назад – вперед. Проследите, чтобы язычок не отрывался от губ. Начать выполнять упражнение нужно медленно, а затем попросите ускорить темп и произнести звуки «бл-бл-бл» как это делает голубь.

    Важный момент! Язык не должен отрываться от губы, не «прятаться» полностью в рот.

    Ребенок открывает рот в широкой улыбке, барабанит краешком языка по верхним зубкам, пытаясь сказать звук, который похож по произношению на букву английского алфавита «D» (ди). Упражнение должно напоминать «барабанную дробь», где с каждым ударом увеличивается темп.

    Важный момент – удар язычка должен быть четким, никаких посторонних звуков, кроме английской «ди», не должно быть слышно.

    При выполнении упражнения рот не закрывается и чувствуется сильная воздушная струя. Чтобы убедиться в правильном выполнении упражнения, поднесите листок бумаги к губам малыша – он должен отклоняться.

    Еще одно полезное упражнение — это выучить логопедические стишки для детей 4 лет, чтобы выговаривать букву р. Так вы будете играть, и развиваться вместе с чадом. И как пример это упражнения предлагаем вам популярный стишок, чтобы выговаривать букву р.

    bebi-blog.ru

    Непонятной речи мы не удивляемся, если она происходит от маленького ребенка, однако если речь взрослого исковеркана, нам становится грустно. Ребенка нужно с малых лет учить правильно говорить, четко выражать то, что он думает, отвечать на вопросы, причем правильно выговаривать звуки в словах, тогда во взрослом возрасте у него не будет проблем с продуктивным общением.

    Тренировка произношения

    Суть занятий не в постоянных тренировках, а в игровом общении, среди методов логопедических занятий следующие:

  • пальчиковая гимнастика, которая развивает моторику рук и пальцев,
  • артикуляционная гимнастика — развитие речи с помощью упражнений языка и губ,
  • игровое развитие слуха — улучшение речи с помощью повторов движений за стихами (логоритмика), звукоподражание,
  • специальные стихи для улучшения речи, которые пополняют словарный запас.
  • Советы для занятия логопедической гимнастикой

    • не обязательно усаживать ребенка, если он непоседлив, можно, чтобы он во время игры бегал или прыгал, если этого требует его активность,
    • старайтесь, чтобы ребенок не знал, что с ним занимаются, пусть лучше взрослый делает вид, что хочет поиграть с малышом,
    • длительность занятий должна увеличиваться с 2 до 20 минут на протяжении нескольких месяцев,
    • умение заинтересовать ребенка — настоящее искусство, усвойте его и вам не придется заставлять к занятиям развития речи,
    • навык не может сформироваться в одночасье, повторяйте понемножку, но почаще, так заниматься проще и ребенку, и педагогу,
    • хвалите ребенка за успехи и старайтесь неудачи перевести в шутку.
    • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, стимулирует улучшение речи, внимания, воображения, реакции, развивают пространственную память, дети не только точнее двигаются, но и точнее выражаются.

      Цветок — ладони в полусогнутом положении соединить пальцами вверху, словно бутончик. Солнце поднимается — ладошки поднимаются вверх

      Бутончик распускается — разводим кисти, словно распустился цветок

      Солнышко садится — ладони опускаются

      Цветочек спать ложится — опять сводим пальцы ладоней в бутончик.

      Артикуляционный упражнения

      Артикуляционная гимнастика развивает губы и язык. За эти органы отвечают определенные мышцы, их можно сделать сильнее и более гибкими. Упражнения нужно делать перед зеркалом. Результатом гимнастики должно стать правильное произношение нужных звуков и слов, развитие речи.

    • Язычок качается на качелях — ребенку нужно открыть рот пошире, улыбнуться

      Сели на качели дети — язык высовывается из рта

      И взлетели выше ели — коснуться языком верхних зубов

      Даже солнышка коснулись — коснуться поднебения

      А потом назад вернулись — коснуться кончиком языка нижних зубов.

    • Изобразить улыбку, и по десять раз чистить обратную сторону нижних и верхних зубов, потом имитировать полоскание рта. Под стишок

      Зубки нужно чистить дважды

      Утро каждое и вечер каждый.

    • Блины мы кушали с наслаждением — улыбаемся

      Перепачкались вареньем — открываем рот

      Чтоб варенье с губ убрать — облизываем по кругу верхнюю губу

      Ротик нужно облизать — облизываем нижнюю губу.

    • Игры на звукоподражание

      Игры на звукоподражание включает логоритмику, а также упражнение на развитие дыхания, голоса, речевого слуха (способность слышать различать, распознавать разные звуки).

    • Игры на развития слуха — логопед за ширмой стучит деревянными, металлическими, стеклянными предметами, а дети угадывают, каким предметам они принадлежат — например, можно взять ложки из дерева и металла, стаканы. Также по звукам животных, птиц можно угадывать, кто их произносит. По звучанию мотора дети угадывают вид транспорта — мотоцикл, машина, трактор. Можно также угадывать с закрытыми глазами по звучанию колокольчика, где находится в комнате логопед.
    • Подразание звукам — дети повторяют гласные за педагогом, как вздыхает человек — о-о-х, как кричит жеребенок, когда зовет маму — и-и-и, как гудит пароход у-у-у. Также можно подражать согласным — шумит лес ш-ш-ш, пыхтит чайник п-п-п, летит комарик з-з-з, пыхтит ежик ф-ф-ф. Подражание бытовым предметам — капание воды кап-кап, тикание часов тик-так, стучание молотка тук-тук.
    • Логопедеская ритмика (логоритмика) повторение стихов и движений под музыку за логопедом. Например игра «Прогулка»

      По узкой дороге — идем на месте

      Идут наши ноги — высоко поднимаем колени

      По камням, по камням — медленно покачиваемся на ступнях

      И в ямку падаем бух — садимся на пол.

    • Скороговорки нужно готовить для ребенка на определенные буквы, при чтении этих коротких рифмованых строк улучшается дикция, развивается речевой слух, увеличивается словарный запас.

      Мама Милу с мылом мыла

      Мила не любила мыло

      Саша шапкой шишки сшиб,

      Получил на лбу ушиб.

      Трое трубачей в трубы трубят

      Зоиного зайку зовут Зазнайка

    • Логопедическая гимнастика включает стихи на развитие слованого запаса, который состоит из пассивного (на слух) и активного (разговор) словарей. Ребенок понимает намного больше, чем говорит, но со временем, если ребенку рассказывать по картинка, читать книги, пассивный словарь обязательно перейдет в активный, для развития речи нужно много общаться, в том числе на улице, по дороге в детский сад, на прогулке.
    • Для развития речи ребенка нужно много заниматься и общаться, скороговорки, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения обязательно дадут результат. Но не следует зацикливаться на произношении. Если дефекты речи незначительны, их не обязательно исправлять, ведь каждый человек имеет свои особенности произношения, которые формируются также в следствии анатомических особенностей строения языка, гортани, носоглотки. Но если дефекты значительные и могут повлиять на качество дальнейшей жизни, речь нужно обязательно исправлять, усердные занятия помогут в этом.

      gimnastikasport.ru

      Развитие речи у ребенка: артикуляционная гимнастика

      Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания! Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

      Чтобы ребёнок научился говорить, т.е. произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Мы предлагаем Вам примеры такой гимнастики для развития речи у ребенка.

      Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

      Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

      1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

      2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

      3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

      4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

      5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

      6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

      7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

      Упражнения для развития речи ребенка (артикуляционная гимнастика)

      Статические упражнения для языка

      Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

      Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

      3. Иголочка (Стрелочка. Жало)

      Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

      4. Горка (Киска сердится).

      Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

      Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

      Динамические упражнения для языка

      Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

      Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

      3. Футбол (Спрячь конфетку)

      Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

      Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

      5. Оближем губки

      Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

      Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

      1. Трусливый птенчик

      Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

      На счет «один» челюсть опускается, на «два» – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» – челюсть опущена на место, на «четыре» – челюсть двигается влево, на «пять» – челюсть опущена, на «шесть» – челюсть выдвигается вперед, на «семь» – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

      Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

      Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

      5. Протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

      Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

      В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

      Тренировка мышц глотки и мягкого неба

      1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

      2. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

      4. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

      5. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

      Не огорчайтесь, если некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики по развитию речи не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

      www.baby.ru

      Урок 1. Логопедические упражнения. Вашему ребенку почти 3 года, а он все еще молчит? Или начал говорить, говорит много, но “во рту каша”? Как разговорить маленького молчуна? Как помочь ребенку преодолеть нарушения звукопроизношения? Наши логопедические упражнения направлены на развитие речи у детей в возрасте от 2 до 4 лет. В работе логопеда или дефектолога с детьми этого возраста есть свои особенности. В этом возрасте дети еще не могут подолгу удерживать свое внимание на учебной деятельности. Все обучение должно проводиться в игровой форме, продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Нами был разработан специальный цикл занятий по развитию речи у маленьких детей в помощь родителям, а также специалистам: логопедам и дефектологам. Особое внимание в наших логопедических упражнениях отводится пальчиковой и артикуляционной гимнастике, использованию ритма в развитии речи (рифмованные загадки, детские стихи на развитие речи).

      Самое популярное в разделе чтение

      Звукарь — Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали . перейти к Звукарю

      Букварь — первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные. перейти к Букварю

      Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. . перейти к пособию

      Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом . перейти к статье

      Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и . перейти к играм с буквами

      Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не . перейти к урокам по чтению слогов

      Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов «Игры с буквами», «Уроки чтения слогов». Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих. Перейти к урокам по чтению слов

      Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным. Перейти к описанию книжки-игрушки

      Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают. Перейти к урокам чтения

      games-for-kids.ru