Литература по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Список методической литературы по трудовому воспитанию дошкольников

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей /Соч.: В 7 т. – М. «Просвещение», 1957 г. – Т. 4.

Крупская Н.К. «О дошкольном воспитании», — М.: «Просвещение», 1973 г.

Воспитание дошкольников в труде /под ред. В.Г. Нечаевой, — М.: «Просвещение», 1974.

Отношения между сверстниками в группе детского сада /под ред. Репиной Т.А. – М. «Просвещение», 1978 г.

Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. — Л., 1979 г.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. Виноградовой А.М. – М. «Просвещение», 1980 г.

Усова А. П. Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1981 г.

Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой». М., Просвещение, 1982 г.

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. «Просвещение», 1983 г.

Воспитание дошкольников в труде /под ред. В.Г.Нечаевой — М. «Просвещение», 1983 г.

Анищенко О. Возможность формирования контроля у дошкольников/ «Дошкольное воспитание», 1983 г. — № 11.

Сергеева Д. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого/ «Дошкольное воспитание», 1983 г. — №1.

Фонарев А., Теплюк С. Предпосылки трудового воспитания /«Дошкольное воспитание», 1983 г. — № 11.

Крупская Н.К. Дети – наше будущее. — М. «Просвещение», 1984 г.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста /под ред. М.А. Васильевой – М. «Просвещение», 1984 г.

Нравственное воспитание в детском саду /под ред. Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. – М.: «Просвещение», 1984 г.

Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». М. «Просвещение», 1985 г.

Родной край /Под ред. Козловой С.А. – М.: «Просвещение», 1985 г.

Эмоциональное развитие дошкольника /под ред. Кошелевой А.Д. – М. «Просвещение», 1985 г.

Детский сад и семья /под ред. Марковой Т.А. – М. .: «Просвещение», 1986 г.

Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М. «Просвещение», 1987 г.

Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду /под ред. Р.С. Буре – М.: «Просвещение, 1987 г.

Козлова С.А. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром». М.: «Просвещение» , 1988 г.

Маркова Т.А. «Воспитание трудолюбия у дошкольников». – М. «Просвещение», 1991 г.

Крухлет М.В. Проблема целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта трудовой деятельности. – С-Пб., 1995 г.

Куликова Т.А. Учите детей трудиться //«Дошкольное воспитание» – 2000 г. — № 7.

Шатова А. Вне творческого труда нет созидания /«Дошкольное воспитание». 2000 г. — № 7.

Козлова С.А., Куликова Т.А., «Дошкольная педагогика». – М., 2000

Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С.А. – М., 2002 г.

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2007.

Акопова А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются

Проблема гендерного воспитания детей в настоящее время начала приобретать особую актуальность, и все больше педагогов и психологов.

Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Л. С. Маркова

В дошкольном образовании возникла проблема методологии и практики работы по нравственно – патриотическому воспитанию средствами изобразительного.

Список рекомендованной литературы является обязательной частью программы. Список источников и литературы составляется к программе.

Н. В. Микляева. Поделись улыбкою своей (развитие чувства юмора у дошкольников), 2010г

Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных.

Видякова З. В. Педагогика и антропология в учении святителя Тихона Задонского – М.: Пересвет, 2004 42с

lib.convdocs.org

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.

(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,

действуя по показу воспитателя.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем.

(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем,

(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,

дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

— Зачем нужно растение? (Лейка.)

— Почему нужно кормить? (Птичка.)

— Что нужно мыть? (Тарелка.)

— Что нужно чистить? (Ковер.)

— Что нужно стирать? (Платье.)

— Что нужно гладить? (Рубашка.)

— Что нужно печь? (Пирожки.)

— Что нужно менять? (Постельное белье.)

— Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

— Зачем засевать поля? (Зерно.)

— Зачем сажать? (Картофель.)

— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5-7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

  • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
  • Мытье горшка.
  • Укладывание камушков на дно горшка.
  • Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
  • Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
  • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
  • Срезание загнивших корней.
  • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
  • Уплотнение земли.
  • Установка горшка с растением на поддон.
  • Полив растения под корень.
  • Игра «Назови профессию».

    Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

    Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

    Подъемный кран — крановщик.

    Самолет —летчик (пилот).

    Космический корабль — космонавт.

    Пожарная машина —пожарный.

    Гоночная машина —гонщик (пилот).

    Игра «Угадай профессию».

    Цель. Расширять представления детей о профессиях.

    Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

    Гаечный ключ — слесарь.

    Ведро и швабра—уборщица.

    Краска и кисть —маляр.

    Молот и наковальня — кузнец.

    Рыбацкая сеть —рыбак.

    Зубоврачебное кресло — стоматолог.

    Доильный аппарат —доярка.

    Игра «Кому без них не обойтись?»

    Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

    Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

    logoped18.ru

    Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста

    Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста

    Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».

    В. А. Сухомлинский.

    Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

    Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

    Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех кто трудиться,понять важность и общественную значимость труда.

    Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например:

    Ой, лады, лады, лады,

    Не боимся мы воды,

    Друг другу улыбаемся.

    стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка»трудовой коллективизм.

    При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают

    В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).

    Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» — маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.

    В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

    В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

    Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!

    В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает

    Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

    Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду»

    Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»

    Куцакова Л. В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»

    В. Маяковский «Кем быть?»,

    М. Познанская «Пойдем на работу»,

    Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,

    С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,

    С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».

    Б. Житков «Железная дорога»,

    М. Ильин «Машины на нашей улице»

    Н. Найденова «Ольга Павловна».

    С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

    Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,

    «Чем пахнут ремесла»,

    С. Михалков «Бабушкины руки»

    Рекомендуются рассказы для старшей и подготовительной группы: И. Туричина «Человек заболел»;

    рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал»,

    С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста»,

    М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др.

    Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».

    Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др.

    В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа»,

    Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки, например:

    «Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»

    «Маша и медведь»«Напекла она пирожков…»

    «Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».

    «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».

    «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки») – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.

    «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.»

    «Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка».

    «Дочь и падчерица» – «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка…»

    «Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла».

    «Лиса и журавль» – «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком…»

    «Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».

    В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например:

    «По щучьему веленью» – «Щука ему говорит:

    – Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью»».

    «Царевна-лягушка» – «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром – сама палец о палец не ударила.

    «Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная») – «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»

    «Крошечка-Хаврошечка» – Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ:

    – Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.

    Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано».

    Пословицы и поговорки о труде

    Без дела жить, только небо коптить

    Дерево ценят по плодам, а человека по делам

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Лентяй да шалопай – два родных брата.

    Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

    Кто много лежит, у того и бок болит.

    Не потрудиться, так и хлеб не родится.

    Глаза страшатся, а руки делают

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

    Пчелка маленькая, а и та работает.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

    Влияние художественной литературы на эмоции ребенка Восприятие художественного произведения- очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение,.

    Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

    Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста положительных черт характера посредствам художественной литературы» Воспитание у детей дошкольного возраста положительных черт характера посредствам художественной литературы. Воспитатель Грачева Ольга Федоровна,.

    Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники в развитии художественной одарённости детей дошкольного возраста» Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников имеют большое значение в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной.

    Консультация «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» Трудно переоценить значение художественной литературы в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера. Правила.

    Программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно.

    Речевое развитие детей средствами художественной литературы и фольклора в соответствии с ФГОС дошкольного образования Одной из задач ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,.

    Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей Человек-дитя природы, и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек часто забывает об этом, иногда позволяет себе относится к.

    Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР. Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства,.

    www.maam.ru

    Средства трудового воспитания и развития дошкольников

    Для того, чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он должен быть трудолюбивым. Умение трудиться не заложено в человеке природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе. Процесс воспитания малыша дошкольного возраста — это совместная деятельность детского дошкольного учреждения и семьи.

    Уход за растениями и животными — один из методов трудового воспитания

    Значение детского труда и его виды

    Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

    Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.

    Значение труда в жизни детей

    Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

  • самообслуживание: ребенок должен иметь элементарные трудовые навыки по уходу за собой;
  • хозяйственно-бытовые навыки;
  • уметь работать на природе;
  • ручной труд.
  • Две основные задачи трудового воспитания

    Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые навыки.

    Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

    Содержание видов труда дошкольников

    Самообслуживание: начиная с младшего возраста у дошкольников необходимо формировать навыки обслуживания себя. Но в этот период детки вследствие физиологических особенностей еще не могут выполнять некоторые действия:

  • пальчики у малышей еще не совсем послушны;
  • последовательность выполнения некоторых действий не всегда запоминается;
  • у них еще не сформированы способности к управлению своей волей.
  • Труд для малыша должен быть посильным и интересным

    Данные моменты для ребенка сложны, поэтому, вероятность того, что они вызовут отрицание, велика. Что делать родителям и воспитателям в детском саду? Да ничего особенного, просто быть терпеливыми, спокойными и доброжелательными. Только такие средства смогут помочь малышу спокойно воспринимать просьбы умыться и почистить зубки утром, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках.

    Средства и приемы освоения действий по обслуживанию себя достаточно просты:

  • надо выполнять все процедуры регулярно;
  • контроль выполнения действий взрослыми;
  • требование со стороны взрослых выполнять всю работу аккуратно, быть опрятным и соблюдать чистоту.
  • Самообслуживание — первый вид труда

    Совет родителям: старшего дошкольника надо знакомить со школьной одеждой, атрибутами, пополнять словарный запас малыша и учить аккуратности в обращении с этими предметами. Например, готовить с ребенком одежду с вечера, аккуратно повесив ее на стульчик.

    Хозяйственно-бытовой труд

    Дошкольники должны осваивать навыки хозяйственной деятельности, уметь выполнять бытовую работу. Ребенку вполне по силам протереть пыль на мебели, дверные ручки. Малыш должен представлять содержание хозяйственно-бытового труда. Методы трудового воспитания позволяют малышу в каждой возрастной категории освоить новые трудовые действия.

    Помощь родителям — пример бытового труда

    Средства воспитания навыков и умений выполнения бытовой работы разнообразны: малыш может помочь накрыть на стол, прибрать за собой, подмести пол. В детском саду дети дежурят, так же накрывают на столы, поливают цветы, протирают пыль на полочках и в шкафчиках.

    Взрослым надо корректировать содержание труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе.

    Совет: не забывайте хвалить ребенка, направлять его, но ни в коем случае не ругать, только тогда воспитательная цель будет выполнена.

    Трудовые навыки, выполняемые в природной среде – это прекрасные средства познания красоты своего родного края, развития наблюдательности и совершенствования движений. Задачи, которые предъявляются к этому виду трудовой деятельности – это развитие волевых качеств, силы и выносливости.

    Уборка территории — работа на свежем воздухе

    Какие средства трудового воспитания используются в данном виде труда? Дети младшего дошкольного возраста могут кормить рыбок, на прогулке – птичек. Более старшим дошкольникам можно поручить поливать цветочки в группе. Родители могут аналогичные задачи поставить перед малышом дома. Если в детском саду есть уголок природы, то малыши могут оказывать посильную помощь в уходе за питомцами. Интересны и такие средства, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, а также, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

    Уход за овощами — очень эффективный способ трудового воспитания

    Такие средства воспитания любви к труду в природе очень действенны, дети становятся добрее, получают удовольствие от процесса труда.

    Дошкольников надо учить работать руками. Это различные поделки, работа с материалами разного вида. На занятиях в детской саду малыши осваивают навыки выполнения работ с природным материалом, использовать в творчестве разные подручные средства и бумагу.

    Дети очень любят делать поделки

    Ручной труд призван решать такие задачи, как выработка усидчивости, развитие чувства эстетики и терпения.

    Особенности труда дошкольников

    • Детский трудовой процесс не направлен на создание материальных ценностей.
    • По характеру — воспитательный.
    • В процессе труда дети самоутверждаются.
    • Труд воспринимается детьми, как игра.
    • Труд дошкольников не оценивается и его содержание не включает материальное вознаграждение.
    • Характер труда детей – необязательный.
    • Как развивать у малышей трудолюбие

      Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.

      В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

      Детский труд отличается своеобразность:

      • в содержательном плане – труд простой;
      • действия доступны;
      • связь с игровыми процессами.
      • Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что 2-3 года в игре отражается труд взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.

        Ситуационные игры — увлекательный метод трудового воспитания

        Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

        Формы и методы организации воспитательного процесса

        В детсадовской группе дети могут выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:

      • Поручения — это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
      • Дежурство — малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
      • Общий труд решает задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
      • Между дошкольниками в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.
      • Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?

        Пример взрослых — лучшее средство трудового воспитания

      • собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
      • ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
      • познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.
      • Итак, в процессе трудового воспитания у дошкольников должно сформироваться понятие трудового процесса. Отношение к труду и к трудовой деятельности, навыки выполнения определенных видов работы, соответствующей возрасту.

        Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.

        Секреты трудового воспитания детей дошкольного возраста

        Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

        С емья – основной воспитатель ребёнка на протяжении всей его жизни. Именно с родителей малыши начинают брать пример, а те в свою очередь знакомят с первыми элементарными трудовой деятельности, которая в последствии усложняется и становится нормой жизни. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется посредствам:

      • самообслуживания;
      • хозяйственно-бытового труда;
      • труда в природе;
      • ручного труда.
      • Соблюдение правил гигиены, является первой и основной трудовой деятельностью малышей. Родители должны ненавязчиво, постепенно приучать детей с ранних лет обращать внимание на свой внешний вид, мыть с начала с помощью взрослого, затем самостоятельно, руки перед и после приёма пищи, по возвращении с прогулки, по мере загрязнения и т. д; самим одеваться и раздеваться, правильно сворачивать вещи и убирать на место; аккуратно, неторопливо принимать пищу. Эти, на первый взгляд, привычные действия вызывают у ребёнка массу сложностей, нежелание этим заниматься, поэтому важно правильное поведение родителей — запастись терпение и ни в коем случае брать эти обязанности на себя. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, то к 4-5 годам он уже практически полностью самостоятелен в самообслуживании. Наличие сформировавшихся умений и навыков у детей 6-7 лет позволяет родителям повысить требования к качеству и темпу самообслуживания. Дети должны уметь не просто быстро одеваться и раздеваться, но и сами замечать недостатки в своём внешнем виде и устранять их.

        Хозяйственно-бытовой труд.

        Этот вид труда – неотъемлемая часть повседневной жизни — заключается в создании чистоты и порядка в помещении, оказании посильной помощи взрослым. Малыши 2-х лет только начинают знакомиться с этим видом трудовой деятельности, наблюдая за взрослыми, старшими братьями и сёстрами, но уже в этом возрасте нужно привлекать к выполнению несложных поручений. Это может быть выражено в помощи сервировки стола, в уборке игр и игрушек, раскладывании или расстановке по местам каких-то вещей или предметов, уборке во дворе сухих листьев и т. д. Взрослым важно оценить старания ребёнка, тем самым выражая свою любовь к малышу.

        Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет существенно расширяется и усложняется. Так, в семье и детском саду дошкольники способны самостоятельно мыть игрушки, сервировать стол, убирать за собой посуду, подготавливать рабочее место к занятиям, а затем его убрать, при участии взрослого стирают кукольное белье, протирают пыль на мебели и подоконниках, застилают постель, на улице могут подмести дорожки, очистить лавочки от снега и т. д.

        Хозяйственно-бытовой труд старших дошкольников еще более разнообразен, усложнён и становится систематическим. Дети могут его самостоятельно организовать, выбрать необходимый инвентарь, оценить результат, без напоминания убрать за собой после игр или занятий. Конечно, современная жизнь напрямую связана с бытовой техникой, почти в каждой семье используются стиральная машина, пылесос, микроволновая печь и др. В этом возрасте можно учить дошкольников пользоваться некоторыми бытовыми приборами, но только под контролем родителей.

        Помимо того, что занятость с природными объектами доставляет детям не мало положительных эмоций, труд в природе имеет своей целью развивать наблюдательность, любознательность, устанавливать взаимосвязь между объектами экосистемы, воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому. Трудовая деятельность способствует получению и расширению знаний:

      • о почве, её видах, способах ухода за ней, орудиях труда;
      • о растениях, их строении, стадиях роста, особенностях развития, способах ухода;
      • о животных, их внешних особенностях, условиях жизни, питании.
      • Труд в природе меняется на разных возрастных этапах, различны его формы и содержание. Малыши 2-3-х лет могут участвовать в поливе комнатных растений, протирать большие листья тряпочкой. Так же можно привлечь к посадке луковиц или крупных семян, для этого подготовить ящик с грунтом. Малыши вместе с родителями будут поливать и наблюдать за всходами. Если в семье есть животные, то дети могут их кормить, конечно, с помощью взрослого. На этом возрастном этапе родители должны помнить, что все трудовые действия сопровождаются показом и объяснением и обязательной похвалой.

        В 4-5 лет дети уже должны самостоятельно набирать воду в лейку и поливать комнатные растения, протирать крупные листья, вместе со взрослым опрыскивать их, рыхлить грунт в горшках. Они пробуют самостоятельно дозировать корм для рыбок и насыпать в аквариум, помогают чистить клетку птиц, хомяков. Конечно, не стоит забывать, что навыки детей еще далеки от совершенства, поэтому необходим контроль, чтобы не был нанесён вред живым объектам. В этом возрасте взрослый может оценивать результаты трудовой деятельности по качеству, а значит делать замечания и просить исправить ошибку.

        Старшие дошкольники самостоятельно поливают и рыхлят грунт, опрыскивают растения, удаляют сухие листья и цветы, помогают пересаживать и подкармливать растения, высаживать рассаду, сажают мелкие семена. Детям этого возраста можно доверить кормление животных. Задача родителей заключается в контроле их деятельности, помощи в затруднительных ситуациях.

        Он помогает детям получить первичную информацию о свойствах различных материалов, способах работы с ними. С этим видом труда дошкольников следует знакомить не раньше 4-х лет, потому как он подразумевает работу с разными видами бумаги и ткани, нитками, кожей, природным и бросовым материалом, тестом, гипсом, бисером, ножницами, клеем, шилом. Ручной труд превращает детей и родителей в творцов, поскольку позволяет проявить фантазию, изобретательность при изготовлении красивого изделия, которое можно использовать как игрушку, предмет быта, подарок. Вариантов работ великое множество: коллажи, панно, мягкие игрушки, салфетки, декоративные украшения, мелкие скульптуры и т.д. В семье можно организовывать тематические дни, например, «Мастерская Деда Мороза», «Мамина помощница», «Художница-зима» и т. д. Ручной труд подразумевает совместное творчество родителей и ребёнка.

        Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется посредством игровой деятельности. В семье, детском саду можно организовать следующие виды игр:

        1. Игры с предметами
        2. Настольно–печатные игры
        3. Словесные игры.

        Чтобы заинтересовать дошкольников в выполнении какого-то трудового действия можно разыграть мини спектакль. Любимая или новая игрушка просит помочь, например, полить цветы или накрыть на стол и ребёнок с удовольствием выполнит задание. Но такая игра лучше подходит детям 2-3 лет, и задача родителей от лица игрушки поблагодарить за помощь. Спектакль можно продолжить, посадив игрушку и ребёнка за накрытый стол и устроить небольшой праздник с угощениями. Содержание таких игр зависит от фантазии родителей.

        Для детей постарше предложить такие игры:

      • «Что нужно парикмахеру (врачу, учителю, повару и т.д.)?» — перед ребёнком разные предметы, ему нужно выбрать необходимые;
      • «Волшебный мешочек» — лучше когда играют несколько дошкольников, они по очереди достают из мешочка разные орудия труда и называют профессию, которому он походит.
      • 2 Настольно – печатные игры:

        Составление изображения человека какой-то профессии, его орудия труда, из разрезных частей или кубиков:

      • «Что для чего?» — перед ребёнком большие картинки или макеты огорода, квартиры, улицы и картинки с орудиями труда, бытовой техникой. Ему нужно распределить предметные картинки к соответствующим макетам. Например, веник нужно положить к макету квартиры;
      • «Кто пришёл на работу?» — взрослый показывает картинку с изображением человека какой-то профессии и карточки с цифрами 7 и 3, задаёт вопрос: «Кто пришёл на работу?», ребёнок отвечает: «На работу пришли 7 продавцов, 3 продавца; 7 учителей, 3 учителя и т.д.»;
      • «Чего не стало?» — перед ребёнком несколько предметов бигуди, расчёска, фен, ножницы, ребёнок закрывает глаза, а взрослый что-то убирает, нужно сказать, чего нет.
      • Загадки о профессиях и орудиях труда:

      • «Исправь ошибку» — ребёнку нужно услышать ошибку в высказывания взрослого относительно профессиональной деятельности людей, например, строитель лечит животных. – строитель стоит здания, швея стрижёт людей – швея шьёт одежду и т.д.

      Взрослый загадывает профессию и описывает её не называя, ребёнок отгадывает, о ком идёт речь, потом сам составляет аналогичный рассказ.

      Приобщение ребёнка к трудовой деятельности основано на примере родителей, которые должны помнить — труд должен быть посильным и приносить удовольствие.

      detki.guru