Литература по музыкальному воспитанию дошкольников

Тема 14 Руководство работой по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Общая направленность руководства по музыкально — эстетическому воспитанию, развитию детей. Создание оптимальных условий для работы с детьми. Функции и обязанности музыкального руководителя, заведующей, старшего воспитателя, воспитателя ДОУ в реализации задач музыкального воспитателя. Подготовка кадров музыкальных руководителей. Повышение квалификации музыкальных руководителей (виды, основные формы, работа методических объединений, проблемных групп и др.) Работа методического кабинета. Инспектирование работы по музыкально — эстетическому развитию. Фронтальные и тематические проверки. Отчетная документация.

Темы рефератов по курсу представлены в планах семинарских занятий.

Тема 15 Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

Программа и содержание курса. Задачи курса. Методика преподавания курса. Особенности построения разных типов занятий со студентами. Характеристика, задачи, содержание практических и лабораторных занятий. Оформление отчётной документации.

Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. — М., 1988.

Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. — М., 1989.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М., 1973.

Бабаджан Т.С. Музыкально – ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Беляева — Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. — М., 1925.

Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства. — М., 1916.

Васина — Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. — М., 1986.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1968.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.

Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М., 1983.

Викат М.Ю. Индивидуально — дифференцированный подход к певческой деятельности детей 6 — 7 лет в процессе коллективных занятий в детском саду. — М., 1983.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — М., 1967.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников. — М., 1962.

Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. — М. — Л., 1966

Зимина А.Н. Музыкально — ритмическое воспитание детей 5 — 6 лет в детском саду. — М., 1964.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? — М., 1982.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. — М., 1976.

Катинене А.И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5 — 7 лет. — М., 1974.

Кононова Н.Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников. — М., 1982.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

Линкявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4 — 7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1983.

Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5 — 7 лет. — М., 1986.

Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.

Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ /Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1989.

Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1986.

Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5 — 6 лет //Авт. Сост. С.И. Бекина и др. — М., 1983.

Музыкальная энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — М., 1973 — 1982.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Палавандишвили М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5 — 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. — М., 1972.

Радынова О.П Слушаем музыку. — М., 1990.

Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов. — М., 1985.

Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1989.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Изб. Тр.: В 2 т. — М., 1985. — т.1.

Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3 — 5 лет /Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. — М., 1986.

Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6 — 7 лет. — М., 1974.

Чичерина Н.А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5 — 6 лет. — М., 1987.

Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. — М., 1923.

Шелепенко А.И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6 — 7 лет. — М., 1981.

Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей 6 — 7 летнего возраста. — М., 1971.

Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. училищ. — Киев, 1985.

Энциклопедический словарь юного музыканта. — М., 1985.

Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. — Киев, 1988.

И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Вопросы для обсуждения:

Русская педагогика о музыкальном воспитании и развитии ребенка. Исторический аспект.

Пути развития теории и методики музыкального воспитания и развития детей.

Современное состояние теории и методики музыкального воспитания. Исследования последних лет.

Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Изд. «Музыка», 1965.

Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Лекции по психологии. /Под ред. Леонтьева, Лурия. — Изд. АПН, 1960.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. — М., 1968.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. — М., 1983

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М., 1978.

Запорожец. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. /Сб. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Усовой. — Изд. АПН, 1963.

Сохор. Воспитательная роль музыки. — М., «Музыка», 1962.

Шацкий. Избранные педагогические сочинения. — М., 1962.

музыкальное воспитание дошкольников. — М., «Просвещение», 1994.

Из истории музыкального воспитания. Сост. Апраскина О.А. — М., «Просвещение», 1990.

1.Ознакомитесь с методическими пособиями, сборниками музыкального репертуара, изданными в различные годы (на выбор), сравните их и оцените тематику, содержание методических указаний.

2.Покажите значение работы Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» в развитии теории музыкального воспитания ребёнка.

studfiles.net

ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ 1291

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Исследования искусствоведов показывают, что на ранних этапах развития человечества искусство носило синкретический характер (от греч. syntesis — соединение, сочетание), включая в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и др.

Произошедшее в последующем разграничение искусства по ви­дам не исключило его синтетические формы. Таким образом, воз­никли синтетические искусства — драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, раз­личные виды искусства создают наиболее целостный художествен­ный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использова­нием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художе­ственно-творческая деятельность (ребенок обычно одновремен­но поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкаль­ного образа в большей степени, чем образов живописных и литера­турных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспита­нии дошкольников обусловили появление большого количества со­ответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез» 1

Программа развития музыкального восприятия у детей на осно­ве синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

■ ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

■ формировать его художественную культуру;

■ развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой.

Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми, считая, что полноценное восприя­тие произведений любого искусства возможно только при наличии знаний в области других видов искусств.

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, в про­цесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схе­ма 11).

Работа по программе предполагает творческий подход педагога

к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

■ программа репертуара по трем видам искусства;

■ хрестоматия музыкального репертуара;

■ кассета с записью музыкальных произведений;

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фор­му конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкального и изобрази­тельного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.

Программа «Красота. Радость. Творчество» 1

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой дея­тельности:

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей — как художе­ственных, так и интеллектуальных.

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

■ развитие музыкальных способностей и музыкального восприя­тия;

■ формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

■ воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слу­шать и исполнять ее;

■ формирование умения использовать полученные знания и на­выки в быту и др.

При этом знакомство с музыкой строится на основе педагогиче­ского сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и разви­вающие пособия для детей, методические рекомендации по организации

Авторы Т. С. Комарова, А. В.

музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного» 1

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической систе­мы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошколь­ного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи ком­плексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельно­сти детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художе­ственной деятельности.

■ раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприя­тие;

■ приобщать детей к миру искусства;

■ развивать способности к освоению и преобразованию окружа­ющего культурного пространства;

■ развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

■ формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и само­развитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воз­действии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:

■ «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятель­ности.

■ подробное описание форм организации занятий;

■ варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

■ диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

■ приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Особое внимание авторы программы рекомендуют уделять ком­плексным занятиям, в процессе которых дети одновременно осваи­вают сразу несколько видов художественной деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств» 1

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ре­бенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творче­ской активности и художественного мышления, на выработку навы­ков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаи­мосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изо­бразительного искусства и театра.

1 Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.

1 Автор О. А. Куревина

«Путешествие в прекрасное». Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детей 3 — 6 лет, построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения.

Основной подход в обучении — личностно ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллектив­ного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстети­ческих представлений и жизненного опыта.

studepedia.org

Опыт работы по музыкальному воспитанию ««Оркестр детского сада, как средство развития музыкальности дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка»

Опыт работы по музыкальному воспитанию дошкольников:

«Оркестр детского сада, как средство развития музыкальности дошкольников»

первой квалификационной категории

I Теоретическая часть

Музыкальные способности __________________________________________4

Игра на детских музыкальных инструментах, как основа развития

музыкальности детей. ______________________________________________6

Формы работы по обучению детей игре на ДМИ .____________________7

II Практическая часть

Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания.____________11

Обучение игре на детских музыкальных инструментах младших

III Аналитическая часть.

Диагностическая методика изучения музыкальности дошкольников._______17

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности. У других позже, труднее.

Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов. не является показателем слабости или, тем более, отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растете ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

1 . Музыкальные способности

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность. Важным теоретическим аспектом проблемы является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность.

Анализ музыкально-педагогической и психологической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей. В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано, прежде всего, с именем Б.М. Теплова.

Музыкальность , как пишет Б.М. Теплов, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [3, с.62]. По определению ученого, структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства (которое проявляется в эмоциональном «узнавании» мелодии), слухового представления (выражающегося в точном воспроизведении мелодии по слуху) и музыкально — ритмического чувства.

Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов указывает на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути её развития.

Таким образом, Б.М.Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении,

только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения.

Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело,— пишет ученый,— что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

Вслед за Б. Тепловым многие авторы признают, что музыкальность — это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой.

Строгую структуру музыкальности мы находим у Ю.А. Цагарелли, который определяет искомое качество как синтез способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. При этом в структуру музыкальности автор включает шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух, музыкально-ритмическую способность, эмоциональную отзывчивость па музыку, музыкальную память, музыкальное мышление и музыкальное воображение. Здесь мы наблюдаем интересную попытку соотнесения специальных и общих способностей в анализе музыкальности.

К.В. Тарасова рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур: эмоциональной отзывчивости на музыку — главного показателя музыкальности и познавательных музыкальных способностей — сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные). При этом к сенсорным способностям автор относит музыкальный слух (мелодический, тембровый,

динамический и гармонический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям — музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения. Комплекс музыкальности К.В. Тарасова определяет как систему входящих в него общих и частных структурных элементов, формирующихся в онтогенезе от элементарных ко все более сложным составляющим.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру музыкальных способностей, по мнению автора исследования, составляют: способность целостного восприятия музыки (т. е. внимательное слушание и сопереживание художественному образу) и дифференцированного восприятия (различение средств музыкальной выразительности); исполнительские способности (чистота певческих интонаций и (или) согласованность движений при игре на детских музыкальных инструментах); способности творческого воображения,

проявляющиеся в процессе восприятия музыки, в песенных, инструментальных, танцевальных импровизациях.

Таким образом, прежде чем начинать над чем-то работать, что-то формировать, педагогу необходимо четко представить себе не только как надо, но и что конкретно следует развивать, какие именно составляющие музыкальности необходимо формировать у ребенка.

2. Игра на детских музыкальных инструментах, как основа развития музыкальности детей.

Развитие музыкальности успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей.

Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действующего средства развития музыкального воспитания и слуха детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованы оркестры.в детском саду, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах: бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др, Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами-умельцами В.В.Рахманиновым, В.Бодровым и другими, Н.Метлов в 1941-1942 е. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым. Приятным звучанием. На современных металлофонах и ксилофонах изображается название звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Н. А. Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей, играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н. А. Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в

инструментовке от отводил партии фортепиано, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепиано он украшал дополнительными гармоническими и вариациозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создавал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах. Позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н. А. Метловым в 20-40 г работали известные педагоги Т.С. Бабаджанян, Ю.А. Двлскина, М.А. Фумер и др. А в последствии Н.А.Ветлугина и ее ученики К.Ликнявичус, В.В. Ищук.

3. Формы работы по обучению детей игре на ДМИ.

В настоящее время педагогами доказана необходимость обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, в процессе которого формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность (В. Будыхо, А. Бороздинов, Н. Волкова и др.). Обучение игре на детских музыкальных инструментах следует начинать в младшей группе. Детей знакомят с инструментами ударной группы – наиболее многочисленной из всех представленных. Очень притягательна для детей завораживающая и чарующая красота звучания орфовских инструментов. Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. У кого подобных инструментов нет, может использовать самодельные шумовые: плетеные погремушки, бубенцы, сделанные из рыболовных колокольчиков, деревянные палочки от детских флажков, коробочки, в которые насыпана различная крупа и т.д. Следует обратить внимание детей на выразительность тембра инструмента. При ходьбе используется барабан, бубен. В беге – ложки, погремушки и колокольчики, а в танцах – маракасы, бубен, румба. Дети учатся воспроизводить темповые и метроритмические особенности музыкального образа. В дальнейшем, дети обучаются игре на ударных инструментах со звукорядом – это металлофон, ксилофон. Существуют различные способы обучения в донотный период: по цветовым, цифровым обозначениям, по слуху. Эффективным методом развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом, представленным М. Трубниковой, является игра по слуху. Как отмечает автор, развитие умения подбирать мелодии по слуху проводится в два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей

происходит формирование музыкально- слуховых представлений. Для этого лучше всего использовать песенный материал, который разучивается на занятиях. Происходит необходимое для данного этапа развития музыкальности накопление музыкальных впечатлений.

Второй (основной) этап подбора мелодии по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. На ориентировочно-тембровой ступени можно использовать такие методические приемы как повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний («игра с рук»), «музыкальное эхо» – нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом, музыкально-дидактические игры. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем и мелодии, состоящей из двух-трех звуков, является для ребенка первой попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных октавах, ребенок постепенно учится дифференцировать звуковысотные отношения. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкальной памяти, точности слухового восприятия, контроля, быстроты реакции. На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен. Однако овладеть ритмическим и звуковысотным движением в их единстве им трудно. Это привело к необходимости выделить ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную. Здесь можно использовать прием «игры в четыре руки» — совместную игру ребенка и педагога: педагог исполняет всю партию, а ребенок – только два звука: чистую квинту или чистую октаву. Первоначально детям следует предложить ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей – четвертных или восьмых – в двухдольном метре. Следующие задания предусматривают воспроизведение более сложных ритмических структур – ритма «суммирования», «дробления», ритма «качания», пунктирного и синкопированного. Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначальные игровые движения, приобретая навыки совместной игры в ансамбле. Дети шестого года жизни в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. На мелодической ступени дети последовательно овладевают системой образов-интонаций, построенных на интервальной основе; эталонными мелодическими построениями. Важно объяснить ребенку, что в народной и авторской музыке есть яркие музыкальные интонации или, как говорил Б. Асафьев, «зерна интонации», которые несут в себе главным образом выразительные начала. Начать

подбор лучше всего с нисходящей терции, так как она лежит в основе колыбельных песен, которые ребенок слышит с раннего детства. С нее также начинаются многие русские народные песни и песни, написанные композиторами для детей, она легка для пропевания. Интонация чистой кварты передает волевое целеустремленное движение. Дети осваивают эту интонацию на материале песен «Лихой наездник» М. Красева, «Барабан» Е. Тиличеевой и др. После освоения той или иной интонации ребенку предлагается подобрать ее от разных звуков на фортепиано, а затем и на других детских музыкальных инструментах. Далее дети подбирают эталонные мелодические обороты, в качестве которых выступают мажорные тетрахорд, пентахорд, гамма в восходящем и нисходящем движении. Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребенка на одном музыкальном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок – более легкие эталонные мелодические построения. Затем его партия все более усложняется, становится более самостоятельной.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля и др. способности. Работа с ансамблями и оркестром на слуховой основе делает ее более легкой и интересной, а также способствует значительному накоплению детьми музыкального репертуара за счет сокращения сроков разучивания пьес. Эта работа развивает у ребенка не только музыкальный слух, но и всю систему музыкальности. В своем исследовании М. Трубникова также наметила примерные возрастные периоды становления игры по слуху на детских музыкальных инструментах. Большинство детей четвертого года жизни успешно справляются с первой, ориентировочно-тембровой ступенью. Дети пятого года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приемы игры на различных музыкальных инструментах. Дети шестого года жизни хорошо справляются с третьей ступенью – мелодической, импровизируя вопросы и ответы, играют по слуху выразительные интонации, мелодические обороты.

Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

За основу своего опыта я взяла программу Кононовой Н.Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах», так как это уникальная возможность:

-развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

— воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

— проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

-тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

Цель педагогического опыта:

Развитие музыкальных и творческие способности детей средствами детского оркестра.

Задачи по реализации цели:

Приобщать к миру музыки.

Обучать правилам игры на музыкальных инструментах: мелодических, ударных.

Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах

Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

2.Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания:

Исполнительство на детских музыкальных инструментах — важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников наряду с пением, восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле).

Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. 11

3. Обучение игре на детских музыкальных инструментах младших дошкольников

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский шумовой оркестр. Этот вид деятельности всегда меня привлекал. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с первой младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, белочка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с лисичкой. Она приносит бубен, она хочет танцевать. Но танцует она медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с лисичкой, (лисичка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в лисичек, мягко, хитровато, они танцуют вместе с лисичкой (воспитатель играет на бубне). Затем лисичка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу — редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.

Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега),

реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в первой младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они

показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда я прощу детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что к концу года дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. И вот мы уже объединяемся в свой первый шумовой оркестр и весело все в нем играем.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Первоначальное обучение проводится в образовательной деятельности, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети

почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

В настоящее время современная система ДО требует новых подходов, методов обучения и воспитания. Так появились творческие проекты: : «Музыкальные инструменты во 2 младшей группе», «В мире музыкальных инструментов». Реализация этих проектов способствовало более эффективному решению образовательных и воспитательных задач по музыкальном воспитанию младших дошкольников, увлечь их оркестром.

4. Детский оркестр

Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое, интересное. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесут эту любовь через всю жизнь.

Еще в начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, я поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет способствовать их всестороннему развитию.

В начале я подобрала все музыкальные инструменты, которые были в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, ложки, румбы, музыкальные треугольники. Шумовой оркестр радовал не только детей, но и меня.

На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни

игрой на них. Затем в нашем оркестре появились металлофоны хроматические и диатонические, ксилофоны, бубенцы, колокольчики.

Первоначально обучение игре на металлофонах провожу с группой детей 3-4 человека. Учимся правильно держать музыкальный молоточек, перемещать — двигать руку, правильно извлекать звук. Затем разучиваем ритмический рисунок в хлопках, далее на ложках или погремушках, потом пропеваем название нот и обязательно паузы, и разучиваем

мелодическую линию на металлофоне индивидуально с каждым ребенком; затем в дуэте, трио, и т.д. И наконец, вместе с музыкальным аккомпанементом на фортепиано. Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать свою партию; дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки. Играть в ансамбле.

Дальше задания усложняются и к ансамблю металлофонистов подключаются ударные инструменты. Дети учатся своевременно вступать в свою партию, играть слаженно в оркестре, в едином темпе и соблюдая динамику пьесы.

Занимаясь с детьми индивидуально, заметила, что дети с большим желанием осваивают новый инструмент, навыки и приемы звукоизвлечения. Инструменты в оркестре распределяются с учетом возможностей детей и их пожеланиями. Знакомство с музыкальным произведение, которое в дальнейшим будет звучать в оркестре, провожу на музыкальных занятиях. Всей группой усваиваем ритмический рисунок произведения, движение мелодии. Чтобы усвоение ритма прошло успешно подбираю мини — попевки или музыкальные игры — упражнения с фрагментами ритмических рисунков. Затем объединяем весь ритмический рисунок в своей пьесе. Когда ритм и мелодия будут усвоены объединяем детей в соответствии с группами музыкальных инструментов, закрепляем их партии. Определяем какие инструменты и когда включаются в общий оркестр, и начинаем работу со всем оркестром. Очень важно начинать игру в медленном темпе, чтобы металлофонисты успели увидеть нужные пластинки., дети смогли услышать свою партию и вовремя включиться в игру. Когда пьеса будет выучена, темп увеличивается и дети уверенно исполняют свою партию, оркестр звучит великолепно.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, ксилофоны, колокольчики) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать

мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне.

Имеет значение размещения участников детского оркестра.

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и

придать к себе, чтобы инструмент не шумел.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах, проводимых в городско дворце культуры.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

В своей практике я использовала как русские народные мелодии: «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Калинка», так и классические и современные произведения: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Шутка» И.С. Бах, «Чарльстон» …., «Вальс» А.Петрова, «Каприччио» и др.

Для каждой выбранной пьесы я писала партитуру для металлофонов, вместе с детьми определяли, какие инструменты могут звучать в той или иной пьесе, определяли характер произведения и выбирали способы звукоизвлечения.

Для воспитателей ДОУ был представлен мастер-класс «Детский оркестр как средство творческой активности дошкольников». На нем педагоги смогли сами стать непосредственными участниками оркестра, почувствовать восторг и радость от совместной музыкальной деятельности, прочувствовать красоту музыки.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах продолжалась и в группе в самостоятельной музыкальной деятельности

детей., и в работе с семьей. Совместно с детьми и родителями создавали новые инструменты для шумового оркестра из бросового материала. Были разработаны рекомендации для родителей: «Игры с детскими музыкальными инструментами». «Музыкальные инструменты своими руками»

III Аналитическая часть.

1. Диагностическая методика изучения музыкальности дошкольников.

Результаты работы показывают, что использование детских

музыкальных инструментов содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Это подтверждают результаты диагностики. Для диагностики для использовала методику, разработанную К.В.Тарасовой.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

. Практические диагностические тесты

1. Тест — игра на изучение чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

1. Детская песня «Дин-дон»

2. Детская песня «Петушок»

3. М. Красев «Ёлочка»

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень;

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) — средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов — слабый уровень

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — низкий уровень. 17

2. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

слабый уровень — угадано ребёнком 1-3 созвучия

средний уровень — угадано ребёнком 4-7 созвучий

высокий уровень — угадано ребёнком 8-10 созвучий

определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

спеть любую известную ему песенку;

повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

слабый уровень — последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

средний уровень — опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;

высокий уровень — опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более. 18

3. Диагностика чувства тембра

Тест — игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

струнных смычковых инструментов;

деревянных духовых инструментов;

медных духовых инструментов;

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

низкий уровень развития тембрового чувства — адекватное определение только однородных тембров;

средний уровень — адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;

высокий уровень — адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

4. Диагностика динамического чувства

Тест — игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Барабан или бубен;

фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт «Маленький барабанщик»; К.Лонгшамп-Друшкевичова «Марш дошкольников».

Ребёнку предлагается поиграть в «громко-тихо». Педагог играет на фортепиано, а ребёнок — на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики «форте-пиано» оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение «крещендо» и «диминуэндо» оценивается в 2 балла; всего — 4 балла.

слабый уровень динамического чувства — 1 балл;

средний уровень — 2-3 балла;

высокий уровень — 4-5 баллов.

5. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие «спрятались» раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия — не доигрывается последний такт;

2-я мелодия — доигрывается до конца;

3-я мелодия — не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия — прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия — доигрывается до конца.

слабый уровень — правильно определены 1-2 пункты;

средний уровень — правильно определены 3-4 пункты;

высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов.

6 . Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. 20

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

1. «Утреннее размышление»

2. «Сладкая грёза»

4. «Болезнь куклы»

5. «Игра в лошадки»

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением ( фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;

средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);

высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:

Первую диагностику я провела в начале учебного года в старшей группе у детей, участников детского оркестра, вторая — на конец учебного года – обследовано 15 детей.

infourok.ru