Литература по интеллектуальному развитию дошкольников

Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»

Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»

Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.

1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать простые умозаключения.

2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.

4. Развивать познавательные процессы восприятия, воображения, внимания, памяти, саморегулирования и самоконтроля.

5. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

6. Воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу, чувство коллективизма.

Письмо, карта — схема путешествия, цветные «ключи» к схеме; мяч; звукозапись «космической» музыки; карточки с предметами для игры «Логический поезд», предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки для физминутки; несколько разлинованных на 9 частей листов и набор предметов к игре «Разложи предметы»: грибочки, ёлочки, кружочки; картинка колобка, разрезанная на несколько частей для игры «Сложи Колобка»; сундук-коробочка, замок, ключ, набор геометрических фигур разных по цвету величине и форме для игры «Угадай, где ключ»; призы-книжки для детей.

1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.

2. Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.

3. О. Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.

4. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.

Вступительное слово о гостях.

-Мы сегодня с вами будем играть в увлекательные игры, выполнять интересные задания, и работать с веселыми картинками. Это всё нужно, чтобы развивался ваш ум, память, интеллект, вы будете думать, рассуждать, анализировать и многое объяснять. Готовы?

Воспитатель показывает детям письмо, которое пришло в детский сад. Вместе с детьми открывает конверт и читает:

«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, придумывать разные конкурсы, загадывать и отгадывать загадки. Одному играть мне скучно и неинтересно. Я приглашаю вас отправиться в веселое необычное путешествие. Ваш любимый, весёлый, кругленький друг….»

P.S.Хотите узнать кто я? Тогда отправляйтесь в путешествие по сказочной карте и постарайтесь выполнить все мои увлекательные задания.»

Воспитатель показывает детям карту

— Но хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и опасностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит, вернуться ли они домой. Все должны быть дружными, доброжелательными и помогать друг другу: один за всех и все — за одного!

Воспитатель даёт каждому ребенку «ключ» к карте, коротый они вешают на шею.

-Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.

Игра «Логический поезд»

На стол кладется картинка с изображением паровоза, а ребятам раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», соединяя- сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.

— Объясните, как бы вы составили поезд. Рассуждайте

-Теперь у нас есть паровоз, мы на нем и поедем, но теперь надо узнать куда? Пойдемте к карте. Она у нас сказочная. На ней отмечены станции. По порядку на какую станцию отправимся(1)

Отправляемся в путь!

Подходят к столу с надписью 1 Станция.

На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями:

-У нас есть волшебные конверты с увлекательными заданиями. Давайте их все выполним!

Конверт 1 «Зарядка для ума»

Воспитатель читает каждому ребенку по вопросу, он должен ответить и объяснить свой ответ, если он сам не сможет ответить, то ему помогают остальные ребята.

1. Сколько ушей у 5 малышей? (10)

2. Сколько пальчиков у 2 мальчиков? (40)

3. Сколько лап у двух медвежат(4)

4. Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)

5. Под каким кустом сидит заяц, когда идёт дождь? (под мокрым)

6. В группе д/с есть лыжи у 8 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)

7. Наташа сорвала в саду 7 слив и 2 морковки. Сколько фруктов сорвала Наташа? (7)

8. Кто выше прыгает комар или муха? (эти насекомые не прыгают)

9. По чему едут машины? (по дороге)

Конверт 2 «Загадай загадку»:

Воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке и просит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет — загадывает загадку, остальные должны догадаться, что же на ней изображено.

А теперь веселая физминутка

– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на карточке — круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз)

– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (и. п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. — стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед.

– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. — стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

Конверт 3 «Хитрые рассказы»

-Послушайте рассказы. Подумайте и ответьте на мои вопросы.

1 рассказ. Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:

— Ловись, рыбка, большая-пребольшая!

А кот Васька потихоньку бормочет:

— Маленькая ловись, маленькая!

— Почему кот так говорит?

2 рассказ. Спускается муравей с горы, а навстречу ему – осел. Спрашивает осёл муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?» «Такая высокая, густая», — ответил муравей. Обрадовался осел, поднялся в гору, но как ни пытался щипать траву губами – никак не мог. «Обманул меня муравей», — подумал осел.

-А как вы думаете? Обманул муравей осла или нет?Почему вы так думаете?

Послушайте веселые стихи и поправьте меня, если я ошибусь.

Скачет наш котенок ловко, очень любит он…морковку. (молочко)

Всем известно в целом мире: пальцев на руке… четыре. (пять)

Все ребята точно знают: кошки очень громко… лают. (мяукают)

У кота забрали рыбу, должен кот сказать… спасибо. (варианты ответов детей)

Всем ребятам нужно знать: два плюс два, конечно… пять. (4)

-На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда.

Воспитатель с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.

Конверт 1 «Что перепутал художник?»

-Рассмотрите картинки. Что вы можете о них сказать? С чем вы не согласны? Рассуждайте!

Конверт 2 «Найди лишний предмет»

Воспитатель показывает ребятам картинки, на которых изображены 4 предмета. Каждый ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.

Конверт 3 «Разложи предметы»

Каждому ребенку дается разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок (например: 3 круга, 3 гриба, 3 елочки).

Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них. Дети выполняют задание и помогают друг другу.

-И на этой станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше.

Воспитатель и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.

-Прежде чем отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем, расслабимся, ну и наберемся новых сил.

Релаксационное упражнение «Созвездие»:

Дети встают в круг. Звучит медленная красивая «космическая» музыка.

-Когда ночью мы выходим на улицу и смотрим на небо, то там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звездочки. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Оно тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочке к другой, передается спокойствие, любовь, уверенность в своих силах. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте пошире в большой круг, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться на землю, к нашей игре. Наша звезда приземляется (держась за руки, дети садятся на корточки)». А где же третья станция?

Все подходят к следующей станции.

Конверт 1 «Угадай, кто же я?»

Ребятам раздаются части разрезанной картинки. Дети на столе выкладывают из частей Колобка

-Вот мы с вами и узнали, кто же написал нам письмо. Это умный Колобок, какие запутанные и замечательные задания он для нас придумал! Но посмотрите, здесь остался еще один конверт.

Воспитатель открывает конверт и читает:

«Ребята!Вы-молодцы! И за то, что вы справились со всеми моими заданиями и помогали друг другу я приготовил для вас подарки. Они лежат в волшебной коробочке, чтобы её открыть надо найти ключ…Ваш друг Колобок»

Игра «Угадай, где ключ».

Возле коробочки лежат разные по цвету, величине и форме геометрические фигуры. Под одной из них спрятан ключик. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать (например: я думаю, что ключ лежит под большим зелёным квадратом).

Дети находят ключ, открывают замок и воспитатель достает призы-книжки.

-Ребята, вам понравилось наше весёлое путешествие? Вы справились со всеми интересными заданиями Колобка? А что вам в этом помогло? (дружба и взаимопомощь, знания, эрудиция и смекалка)

А теперь нам пора вернуться из нашего путешествия в детский сад!

Спасибо всем за работу!

Конспект игрового занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Веселое путешествие» Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви; развивать у.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Колобка» ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА Художественно-эстетическое и познавательное развитие Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать.

Конспект НОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам» Цель: обобщить полученные ранее знания. Программное содержание: — Образовательные задачи: совершенствовать навыки счёта и отсчёта предметов.

Конспект ООД по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по лесу» Задачи. Образовательные — упражнять детей в равновесии, в прыжках в длину, в умении подлезать под дуги одним боком. Развивающие — продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» (Земля – наш дом во Вселенной) Программные.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где? Когда?» Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Познавательная игра: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Воспитатель:.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто идет?» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Герои нашего времени» Программное содержание: 1. Образовательная:.

Открытое занятие по сенсорному развитию детей раннего возраста «Веселое путешествие» для первой младшей группы Цели: формирование сенсорного опыта. Задачи: закрепить с детьми основные цвета. Развивать цветоощущения, развивать мелкую моторику, развивать.

www.maam.ru

Сайт для воспитателей детских садов

«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

— повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,

— знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

1. Вступительное слово и презентация «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников» (старший воспитатель).

2. Открытые просмотры с применением развивающей технологии В.В. Воскобовича:

— занятие по ознакомлению с окружающим «Пирожки для Мишки» на группе раннего возраста с введением в технологию с применением сказки «Фиолетовый лес» (воспитатель);

— занятие по ознакомлению с окружающим «Все помощники нужны» на подготовительной к школе группе с внесением игры «Чудо-крестики» как части занятия (воспитатель);

— кружок «Знай-ки» с применением игр В.В. Воскобовича на подготовительной к школе группе (воспитатель).

3. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель).

4. Выставка развивающих игр В.В. Воскобовича и развивающих игр, сделанных руками педагогов и родителей.

Вступительное слово и презентация «Опыт работы педагогов по интеллектуальному развитию детей» (старший воспитатель).

(В сопровождении презентации.)

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».

Сложное интегральное образование,

включающее разные познавательные

процессы и функции (мышление,

память, внимание, воображение,

речь) в их взаимосвязи.

Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является интеллектуальное развитие дошкольников.

Занятия проходят в соответствии с программой «Развитие» Л.А. Венгера. Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном — в увлекательной игровой форме.

Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности ребенка.

Развивающая среда создана с учётом требований программы «Развитие». Для разностороннего развития детей в саду имеются: «Русская изба», «Лаборатория», развивающий центр «Космос», центры интеллектуальных игр в группах разного возраста, центр «Краеведение» и др.

В детском саду проводятся различные конкурсы, викторины. Праздники с познавательным содержанием («Праздник воды», «Праздник мыльных пузырей» и др.).

Развивающие игры на улице

Во время прогулок дошкольники так же могут найти себе интересные и развивающие занятия:

— развивающие игры на асфальте,

— шашки из древесных спилов, кольцебросы.

Развивающая среда на территории сада организована таким образом, что на групповых участках расположены различные функциональные зоны:

— тематический уголок «Обитатели моря»,

— поляна «Хоровод сказок»,

— цветник «Фонтан цветов»,

— спортивная площадка + тропа здоровья.

Казалось бы, все усилия педагогов направлены на развитие дошкольников и обеспечение их готовности к школе.

Но анализируя результаты диагностики готовности детей к школе, следует отметить, что в среднем у выпускников детского сада наиболее сформированы и развиты внимание, самоконтроль, математические навыки. Умения классифицировать, запоминать, работать по образцу и развитие мелкой моторики — развиты достаточно, но ниже, чем другие функции.

Общие результаты диагностики готовности к обучению в школе:

Высокий уровень готовности — 10% детей,

Выше среднего уровня — 40%,

Средний уровень – 29%,

Низкий уровень готовности – 21%

Это и явилось толчком к разработке программы эксперимента по разработке модели творческой лаборатории.

На базе нашего детского сада начала действовать опорная площадка «Инновационные технологии развития интеллекта».

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», поисково-творческие задачи А.Зака и другие.

Целью экспериментальной деятельности является: создание комплексного подхода в развитии интеллекта ребенка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий.

1. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.

2. Внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей.

3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.

Создание и применение воспитательной системы игр «Ребенок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет:

— не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста,

— будет способствовать формированию и развитию творческого потенциала личности педагога и его компетентностей,

— повысит уровень родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.

По окончании эксперимента предполагается выпуск методических бюллетеней, проведение семинаров-практикумов для педагогов города.

Педагогическим коллективом детского сада были определены направления работы, позволяющие формировать и развивать интеллектуальный потенциал воспитанников:

— создание картотеки развивающих игр для детей дошкольного возраста;

— разработка и внедрение игр-занятий с детьми с применением игровых развивающих технологий.

Мы считаем, что использование развивающих игр в педагогическом процессе позволит перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности.

Родители воспитанников так же принимают активное участие в жизни детского сада: интеллектуальных конкурсах, создают совместно с детьми развивающие игрушки, участвуют в выпуске газеты, в которой с удовольствием делятся советами по развитию детей в условиях семьи.

В октябре было проведено родительское собрание «Игра – дело серьезное», на котором родители познакомились с игровой технологией В.В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». Родителям были так же предложены к обсуждению данные анкетирования детей ДОУ по теме «Я играю дома». С удовольствием родители включились в игру-дискуссию по проблеме организации игровой деятельности в семье и делились своим опытом.

Затем родителям было предложено посетить выставку «Современная развивающая игрушка», на которой они ближе познакомились с развивающими играми как готовыми, так и сделанными руками педагогов и родителей в рамках конкурса.

А сейчас мы приглашаем вас на занятия, во время которых вы сможете увидеть, как игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича может вписаться в разные виды деятельности.

1. Деловая игра с элементами мастер-класса (старший воспитатель).

Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.

— развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

— обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

«Путешествие по развивающим играм»

Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.

— Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, познакомимся с некоторыми из игр В.В. Воскобовича и составим рекомендации-памятки по работе с ними.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

(Вхождение в игру.)

Цель: интеллектуальная разминка.

— Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». В своей работе на занятиях с детьми вы используете круги Эйлера. И я вам предлагаю выбрать себе билет следующим образом:

(Вопросы типа: это не квадрат и он не синий и т.д.)

После ответов на вопросы педагоги делятся на две команды: опытные педагоги и педагоги молодые.

Цель: уточнение системы знаний педагогов в области игры дошкольников.

— На ваших билетах написаны номера вопросов, а на столе перед вами лежат сами вопросы по теме игровая деятельность дошкольников (вопросы прилагаются).

После того как воспитатели ответили на вопросы:

— Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?

— Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.

— А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.

— Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

В сундуке следующие предметы :

— Прищепки и лист А-4,

— Спички или деревянные палочки,

После презентаций игр обобщаю:

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.

В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича.

— Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Затем появились и методические сказки.

К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:

Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:

Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;

Узнает и запоминает цвет или форму;

Учиться считать, ориентироваться в пространстве;

Тренирует мелкую моторику рук;

Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Творческий потенциал каждой игры .

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Цели и задачи технологии .

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В.В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т.д.

Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми — «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».

Китайская мудрость гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

— Вашему вниманию предлагается элемент мастер-класса, который проведет воспитатель подготовительной группы Н.В. Соболева, использующая в своей работе с детьми «Квадрат Воскобовича».

(Участника и гостям семинара раздаются «Квадраты Воскобовича»)

— А сейчас я познакомлю вас еще с одной игрой из технологии «Сказочные лабиринты» — «Геоконт».

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят — это не просто доска, а сказка — «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле «Геоконт» нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. Но знакомство с играми как вы, наверное, уже поняли, начинается с сюжетно-ролевых игр.

— Предлагаю начать знакомство с «Геоконтом» с подвижной развивающей игры «Паутинка».

(Сидя в кругу, выполнение заданий паука Юка.)

Цель: Обобщение полученных знаний, объединение усилий коллектива при создании рекомендаций.

Задание: составление памятки.

— А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению развивающих игр. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.

(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)

— А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома»и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Использованы сведения с сайта

— Технология Воскобовича — Сказочные лабиринты игры.

dohcolonoc.ru

Умственное воспитание дошкольников

В содержание воспитательного процесса детей до­школьного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умствен­ного воспитания, необходимо глубоко знать закономер­ности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают психологи, педагоги, физиологи. Изучение возрастных возможностей умственного разви­тия детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей, познаватель­ных интересов, формирования наглядно-образного мыш­ления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяются со­держание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.

Умственное воспитание – это прежде всего разви­тие активной мыслительной деятельности дошкольни­ков. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, вооб­ражения, восприятия, памяти, мышления.

Основой умственного развития и воспитания ребен­ка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие зрительных ощущений: детей учат различать и

называть цвета, формируют у них представление об от­тенках, развивают способность при рассмотрении кар­тины видеть, как с помощью цвета достигается художе­ственная выразительность изображения. Умение различать длительность и силу звуков, цвета, оттенки, формы дает возможность лучше понимать музыкальные произведения, живопись, получать эстетическое удоволь­ствие от слушания музыки, рассматривания произведе­ний искусства. Сенсорное воспитание предполагает раз­витие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. Особенно важно развивать у детей зву­ковую культуру речи, учить дошкольников анализировать звуковую структуру слова, отражать в речи свои ощуще­ния, понимание эмоциональной ситуации при изложе­нии и пересказе событий из жизни и жизни литератур­ных героев, особенно сказочных.

В дошкольном возрасте устанавливаются простран­ственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстни­ками, особенно в разговорной речи.

Сенсорное воспитание направлено на развитие тактильной чувствительности – умения различать на ощупь качество предметов и правильно их называть. При этом дети оперируют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холод­ный», «теплый». Одна из сторон сенсорного воспита­ния – развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Для определения свойств и качеств предмета де­тей учат обследовать его. Особенно это характерно для работы с младшими дошкольниками. Обследование – это специально организованное восприятие, направ­ленное на определение детьми формы, величины пред­мета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлага­ется внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шари­ки, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает воз­можность различать предметы по форме, цвету, каче­ствам. Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или назва­ния предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружаю­щей действительности в целом.

Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспи­татель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализиру­ют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям млад­шей возрастной группы.

Обследование предметов, их свойств и качеств свя­зано и с развитием зрительных ощущений. Зрительные ощущения особенно эффективно развиваются при наблю­дении за явлениями природы, за жизнью животных. Воспитанникам во время сезонных прогулок задают воп­росы: «Какого цвета небо весной?», «Какого цвета небо осенью?», «Какого цвета листья деревьев весной?», «Ка­кого цвета листья клена, березы осенью?» Приобретая опыт зрительных ощущений, дети легко переносят его в повседневную жизнь и свободно оперируют полученным знаниями в других жизненных ситуациях.

Сенсорное воспитание как составную часть ум­ственного развития детей невозможно осуществлять эффективно, если не вести работу по развитию речи дошкольников. В детском дошкольном учреждении ре­шаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словаря ребенка, формирование грамма­тического строя речи, развитие связной монологичес­кой и диалогической речи.

Речь является важнейшей формой общения детей со взрослыми и сверстниками, формирование речи начинается с общения со взрослыми, понимания их речи. Взрослый показывает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определен­ные просьбы, дает указания и т. п. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмо­ционального восприятия. Постепенно начинает форми­роваться диалогическая речь. Наиболее сложным ви­дом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе опре­деленное связное содержание.

В последние годы в дошкольных учреждениях осо­бое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи оказывает впо-

следствии положительное влияние на грамотность ре­бенка, его умение регулировать темп и громкость речи, ее выразительность.

Успехи в звуковой культуре речи возможны при условии развития у детей слухового внимания, фоне­матического и речевого слуха. Для решения этих задач воспитатель развивает речедвигательный аппарат и речевой слух.

Для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения воспитатели используют различ­ные игры как на специальных занятиях, так и в сво­бодной игровой деятельности. Это прежде всего зву­коподражание животным, потешки, скороговорки.

В процессе работы по речевому развитию детей обогащается словарь воспитанников, идет его закреп­ление, уточнение, систематизация. Для этого использу­ются описания погоды, пересказ сказок, рассказывание о проведении воскресного дня, упражнения по продол­жению сказки, придумывания ее окончания.

Работа по обогащению словаря связана с форми­рованием грамматического строя речи. Дети учатся правильно изменять слова по падежам, четко произно­сить окончания слов, пользоваться всеми частями речи. Лучше всего это осуществляется на занятиях и в игре. Именно здесь воспитанники учатся использовать раз­личные грамматические формы.

Работа по обогащению словаря дошкольника и формированию грамматического строя речи подготав­ливает детей к связной речи. Речь ребенка должна быть последовательной, логичной и грамматически правиль­ной. Учитывая особенности и сложности русского язы­ка, воспитатели систематически и целенаправленно работают над речью детей, подбирают специальные упражнения, включают в занятия с детьми дидактичес­кие игры, учат творческому пересказу сказки, расска­за. При этом обращают внимание на красоту языка, учат детей подбирать слова, чтобы пересказ был кра­сивым и правильным.

Особого внимания заслуживает работа в подгото­вительной группе детского сада, где ребята учатся членить предложения на слова, слова на слоги, на звуки, обучаются слоговому чтению слов, составляют слова и предложения из разрезной азбуки.

В связи с неравномерностью развития речи у каж­дого ребенка, работа воспитателя должна быть инди­видуально ориентированной. Работая в группе с малым количеством детей, воспитатель учитывает индивиду­альные особенности ребенка – темп его речи, грам­матический строй, умение описывать в рассказе окру­жающий мир. В связи со всем этим и проводится индивидуальная работа с детьми в процессе общей де­ятельности.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представ­лений и конструирование. Математическая подготов­ка детей дошкольного возраста включает обучение счету, развитие количественных представлений, обу­чение решению и составлению простых математиче­ских задач.

Уже в младшем возрасте в семье, а затем в до­школьном учреждении дети усваивают и закрепляют такие понятия как «больше», «меньше», «поровну», «большой», «маленький», «длиннее», «короче», «выше», «ниже», «шире», «уже», «толще». Все это понятия не просто способствуют развитию математического мыш­ления, но и формируют элементы логического мышле­ния, что очень важно для умственного развития и вос­питания дошкольников.

В процессе игры, на занятиях и в режимные мо­менты работы группы ребята учатся определять рас­положение предметов, направление, длину.

Во всех комплексных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста умственное вос­питание и развитие обязательно предполагает освое­ние математических представлений и понятий. Делать это рекомендуется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, в дидактических играх и на специаль­ных занятиях. Так, в программе «Радуга» во время прогулки при знакомстве с числом «один» рекоменду­ется сделать с детьми солнечные часы, а при знаком­стве с числом «два» – подобрать пары (пара глаз, пара рук, пара носков и т. п.). При развитии предпосылок логического мышления воспитателям рекомендуется использовать потешки, загадки, скороговорки, различ­ные геометрические головоломки, работу с конструк­торами.

В целом можно определить, что для умственного раз­вития используются самые разнообразные средства, ко­торые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его индивидуальной интеллектуальной деятельности.

doshkolnuk.com

Развитие дошкольника

Первые пять лет жизни ребенка принято разделять на два периода — период младенчества (от рождения до 3 лет) и дошкольный период (от 3 до 5 лет). Многие шкалы развития рассчитаны на оба эти периода. В данном параграфе мы рассмотрим проблемы диагностики развития дошкольников.

Следует подчеркнуть, что изучение особенностей развития дошкольников существенно отличается от исследования взрослых людей и более старших детей как по применяемым методам, так и по способу проведения работы. Главным принципом, которого придерживаются разработчики диагностических методик, является принцип естественности поведении ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство экспериментатора в привычные ^ повседневные формы поведения дёЯей; Часто для реализации этого принципа используются разнообразные способы побуждения ребенка к игре, в процессе которой проявляются разные возрастные особенности развития детей.

Очень популярными являются разнообразные ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ детей, предусматривающие проведение аналитических стандартизованных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития. Применение этих шкал развития требует специального опыта и должно выполняться специалистами-психологами. Но так как психолог имеет гораздо меньше возможности наблюдать ребенка в естественной обстановке, чем воспитатель, то целесообразно организовать сотрудничество психолога с воспитателем — путем перекрестного сравнения собственных оценок и наблюдений психологу с .оценками и наблюдениями воспитателя

Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам.

Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признается его моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й.Шванцара, 1978 и др.).

При проведении и оценке результатов диагностики развития дошкольника следует учитывать особенности личностного развития в этом возрасте. Отсутствие мотивации, интереса к заданиям может свести все усилия экспериментатора на нет, поскольку ребенок не примет их. На эту особенность дошкольников указывал, например, А. В. Запорожец, который писал: . даже когда ребенок принимает познавательную задачу и пытается ее решить, те практические или игровые моменты, которые побуждают его действовать определенным образом, трансформируют задачу и придают своеобразный характер направленности мышления ребенка. Этот момент необходимо учитывать, чтобы правильно оценить возможности детского интеллекта (А. В. Запорожец, 1986, с.204). И далее: . различия в решении сходных интеллектуальных задач младших и старших дошкольников определяются не только уровнем развития интеллектуальных операций, но и своеобразием мотивации. Если младшие дети побуждаются к решению практической задачи желанием достать картинку, игрушку и т. д., то у старших решающее значение приобретают мотивы соревнования, желания показать сообразительность экспериментатору и т. д. (там же, с. 214—215).

Эти особенности следует учитывать как при проведении тестов, так и при интерпретации получаемых результатов.

Следует учитывать и время, которое потребуется дня проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком (Й. Шванцара, 1978).

При проведении обследований дошкольников УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешного решения которой будет зависеть надежность получаемых данных. Как правило, опытный психолог для налаживания такого контакта проводит обследование в знакомой ребенку обстановке в присутствии матери или какого-то близкого родственника, воспитателя и т. д. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком (страха, неуверенности и т. д.), для чего работу с ребенком можно начать с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом задания.

Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования — его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями интереса или безразличия к предлагаемой деятельности и т. д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка, сформированности его познавательной и мотивационной сфер. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех трех сторон в процессе интерпретации результатов обследования ребенка.

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Собственно тестовых методик для дошкольников разработано гораздо меньше, чем для детей более старшего возраста и взрослых. Рассмотрим наиболее известные и авторитетные из них.

Имеющиеся методы Й. Шванцара предлагает разделить на две группы: к первой принадлежат методы, направленные на диагностику общего поведения, а ко второй — определяющие его отдельные стороны, например, развитие интеллекта, моторики и т. д.

К первой группе можно отнести методику А. Ге-зелла. А. Гезелл с коллегами разработал таблицы развития, получившие его имя. Они охватывают четыре основные сферы поведения: моторное, речевое, личностно-социальное и адаптивное. В целом с помощью таблиц Гезелла обеспечивается стандартизованная процедура для наблюдения и оценки хода развития детей в возрасте от 4 недель до 6 лет. Наблюдается игровая деятельность детей, фиксируются их реакции на игрушки и другие предметы, мимика и т. д. Эти данные дополняются сведениями, полученными от матери ребенка. В качестве критериев оценки получаемых данных Гезелл приводит подробное словесное описание типичного поведения детей разного возраста и специальные рисунки, что облегчает проведение анализа результатов обследования

При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного. Для этого используется вторая группа методик (по классификации Й. Шванцары).

Так, например, существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность (эта шкала пригодна также для обследования умственно отсталых детей и взрослых). Она содержит 117 пунктов, сгруппированных по разным возрастным уровням, и включает 8 областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социализацию. Чаще всего данные, получаемые с помощью этой шкалы, используются для диагностирования умственной отсталости и принятия решения о помещении обследуемого в лечебные учреждения или интернаты.

Более поздней по времени создания является ШКАЛА АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ( ABC ), разработанная Комитетом американской ассоциации по изучению умственной неполноценности. Она может применяться для изучения эмоциональных или каких-либо других нарушений психики. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она основана на наблюдениях за поведением обследуемых, и ее бланки могут заполняться не только психологом, но и педагогом, родителями, врачами — всеми, с кем контактирует ребенок. Шкала адаптивного поведения состоит из двух частей. Первая включает 10 областей поведения, таких как:

— самообслуживание (еда, туалет, гигиена, внешний вид, одевание, общее самообслуживание),

— физическое развитие (сенсорное, моторное),

— хозяйственная деятельность (обращение с деньгами, умение делать покупки).

— развитие языка (понимание, общение, выразительность),

— ориентировка во времени (знание числа, времени суток),

— домашняя работа (уборка дома, определенные домашние обязанности и др.),

— деятельность (игровая, учебная),

— саморегуляция (инициатива, настойчивость),

Вторая часть шкалы имеет отношение только к тем, кто демонстрирует отклоняющееся, плохо адаптированное поведение.

Для изучения некоторых способностей детей от 2,5 до 8,5 лет разработана шкала Маккарти. В нее входят 18 тестов, сгруппированных в шесть частично совпадающих шкал: вербальную, перцептивного действия, количественную, общих познавательных способностей, памяти и моторную.

Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стен-форд—Бине, тест Векслера и тест Ранена (о них достаточно подробно написано в 3.4 и 3.5). Для этих же целей могут использоваться и методики Пиаже. Они представляют собой шкалы порядка, поскольку предполагается, что развитие проходит ряд следующих друг за другом стадий, которые могут быть качественно описаны. Шкалы Пиаже предназначены главным образом для изучения когнитивной, а не личностной сферы ребенка и пока не доведены по формальным параметрам до уровня тестов. Последователями Пиаже ведется работа по созданию диагностического комплекса, основанного на его теории и предназначенного для диагностики психологии развития детей разного возраста.

Ж. Пиаже предлагает метод клинического исследования особенностей формирования когнитивной сферы ребенка, вводя понятие сенсомоторной схемы, то есть класса моторных задач, способствующих достижению цели при выполнении действий с предметами.

Для диагностики моторного развития часто применятся ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий, 1928), разработанный в 1923 году. Он предназначен для лиц в возрасте от 4 до 16 лет. Задания расположены по возрастным уровням. Методика предназначалась для изучения моторных движений разного типа. В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др.

В тест входят 5 субтестов, каждый из которых включает по 5 заданий.

1- й субтест направлен на диагностику статической координации. Изучается способность неподвижно стоять с закрытыми глазами в течение 15 сек., способность не терять равновесия, стоя на правой или на левой ноге, на носочках и т. д.

2- й субтест предназначен для изучения динамической координации и соразмерности движений. Ребенка просят передвигаться прыжками, вырезать фигурки из бумаги и т. д.

3- й субтест измеряет скорость движений и включает задания, требующие хорошей зрительно-моторной координации. Это, например, укладывание мо-

нет в коробку, прокалывание бумажных мишеней, нанизывание бус, завязывание шнурков и т. д.

4- й субтест направлен на измерение силы движений и включает задания на сгибание предметов, их распрямление и т. д.

5- й субтест предназначен для изучения так называемых сопровождающих движений — движений кистей рук, мимики и т. д.

За каждый правильно выполненный тест в ограниченный промежуток времени ребенок получает 1 балл. Процедура занимает 40—60 минут. Приводится таблица норм возрастного развития.

Методика Озерецкого получила мировое признание и в 1955 году была стандартизована американскими учеными и опубликована под названием Шкала моторного развития Линкольн—Озерецкого (А. Анастази, 1982).

Оценивая обсуждаемые выше шкалы, нельзя не отметить отсутствие строгого теоретического обоснования применения каждой из них для диагностики особенностей психического и личностного развития дошкольников. Исключение составляют методики Пиаже, которые опираются на созданную им концепцию развития. В отличие от зарубежных, отечественные исследователи стремятся строить систему диагностики, опираясь на разработанные в возрастной и педагогической психологии положения об особенностях, стадиях и движущих силах психического и личностного развития (труды Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.). Так, например, наиболее разработанным с этой точки зрения является комплекс методик диагностики умственного развития дошкольников, созданный под руководством Л. А. Венгера (Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1978).

Основные принципы, которыми руководствовались

авторы методик, следующие:

— нормы развития устанавливались не просто на основе возраста (как в тестах Бине), а с учетом особенностей воспитания и условий жизни детей; поэтому они .различались для детей одного календарного возраста, но были одинаковы для тех, кто воспитывался в определенной возрастной группе детского сада;

— в качестве показателей умственного развития использовались некоторые существенные характеристики познавательных действий (перцептивных и интеллектуальных);

— вводились не только количественные оценки успешности выполнения заданий, но и качественные характеристики способов их решения;

— диагностические задачи для детей каждой возрастной группы были представлены в доступной, зачастую увлекательной форме и включались в характерные виды детской деятельности.

Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном при создании методик стало поз-навательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Как показали авторы исследования, именно овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (в первую очередь перцептивными и мыслительными) лежит в основе умственного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Выделены три основных типа ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами. Среди них действия идентификации, приравнивание к эталону и перцептивное моделирование. Первый тип выполняется при обследовании свойств предметов, которые полностью совпадают с имеющимися эталонами. Второй — задействован при необходимости использования образца-эталона для выявления свойств предметов, не совпадающих с образцом, хотя и близким к нему. Третий тип представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с группой — построение его эталонной модели. В качестве показателей умственного развития выделяются также образное и логическое мышление. При этом авторы тестов признают, что разработанная ими система не включает таких важных параметров, как вербальное мышление и мотивация познавательной деятельности. Они отмечают, что получаемая система показателей умственного развития представляет собой только его операционально-техническую характеристику.

Для диагностики каждого типа действия и особенностей мышления предлагается система проб, которые доведены до уровня тестовых методик и стандартизованы на группах дошкольников разного возраста, посещающих определенные группы детского сада.

Так, действие идентификации диагностируется с помощью поиска цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов).

Действие отнесения к эталону изучалось с помощью сортировки предметов по форме. Для этого ребенку предлагалось разложить по трем коробочкам с изображениями определенных геометрических фигур предметные рисунки (изображение таких предметов, как матрешка, гитара, электрическая лампа, ботинок и пр.). Детей просили найти коробочку, изображение на которой похоже на рисунок, и положить его туда.

Перцептивное моделирование представляло собой сборку абстрактных разнообразных фигур, состоящих из деталей геометрической формы, по образцу (представлявшему собой целую фигуру). Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, трапеции, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Специальные диагностические приемы были разработаны для изучения особенностей образного и логического мышления.

Так, например, ребенка просили проследить на рисунке дорожку к домику, которая изображалась с. помощью запутанных линий. Анализ действий ре бенка позволил определить уровень сформированное образного мышления.

Для диагностики логического мышления предлагалась таблица с геометрическими фигурами, расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты были пусты, их-то и требовалось заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Рядом авторов предпринимаются попытки на основе обобщения уже имеющихся диагностических методик и своих собственных разработок создать систему диагностического обследования дошкольников, которая позволяла бы не только выявлять разные уровни развития, но и обеспечивала бы лонги-тюдные наблюдения за развитием детей.

В качестве примера можно привести систему обследования детей от 1 года до 6 лет, предлагаемую К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, И. Келлер. Разработаны таблицы психического развития детей, по добраны соответствующие методы, представлены кри терии оценок получаемых данных (Методические рекомендации психологопедагогического обследова-

ния детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет, М., 1993).

Наряду с описанными выше и предназначенными для изучения разных аспектов развития дошкольников методиками достаточно много их разработано для диагностирования готовности детей к обучению в школе (см. также 3.2).

В результате обследования дошкольников выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-разви-вающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе. В ходе обследования выявляются и дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом должны быть сформулированы рекомендации по индивидуальному подходу.

doshkolnik.ru