Литература о нравственном воспитании для детей

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Русский философ считал чтение книг средством воспитания подрастающего поколения. Интеллектуальные возможности людей воспринимать прекрасное и испытывать эстетическое удовольствие от восприятия различной информации из литературных источников зависит от экономических и социальных условий, в которых они живут. По мнению Г.В. Плеханова, литература всегда изображает жизнь общества, в котором личность уже достигла определенной степени воспитанности. Литературные персонажи, принимающие участие в великом прогрессивном движении человечества, несущие великие идеи, являются положительным примером для подражания, который можно использовать для эстетического воздействия на молодежь в семье. По Г.В. Плеханову, литература пропагандирует эстетические взгляды, идеи, основанные на чувственном восприятии читателями художественных образов.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.

В российских энциклопедиях пословицу определяют как жанр народнопоэтического творчества, как краткое, логически законченное изречение. Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной, так же в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя». «Живет в хлеву, а кашляет по-горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дела, как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие. У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.

Можно отметить, что педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории. Коменский, например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать. Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Коменский много раз возвращался от теории к народной мудрости. В своем сборнике «Мудрость старых чехов» он приводит пословицу: «Второй день всегда мудрее». Аналогичная мысль присутствует в пословицах всех народов. Но если, например, русская пословица — «Утро вечера мудренее» предполагает решение серьезного вопроса не в утомленном состоянии, а после отдыха, то чешский афоризм, приведенный великим педагогом, высоко оценивает накопленный опыт.

Много пословиц могут выражать совокупно одну общую идею, но и одна пословица может содержать в себе все богатство и многообразие идей, раскрывающихся каждый раз особенным образом, в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь пословиц в народе настолько своеобразна и богата, что возможно посвящение целых исследований одной какой-либо пословице.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

Смолоду наживай, а под старость проживай!

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также «моральный кодекс» народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе «стихийный реализм», наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одна целое.

Развлекательный характер сказок не противоречил их идейной устремленности. Сказки реагировали на негативные стороны жизни, противопоставляли им свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, невинно гонимым — идеализируют этих героев, делают их счастливыми. Вымысел, возведенный сказками в абсолютную степень как категория эстетическая, выступал в единстве с народной этикой.

Итак, сказки имеют философский характер, за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказки мог восприниматься как своеобразная метафора реальных человеческих отношений и находить для себя бесконечные аналогии в самой жизни.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Итак, работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку младшего школьного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества.

Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека.

infourok.ru

Литература по нравственному воспитанию дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

1 Понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

2 Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

1 Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

2 Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

3 Динамика уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых теоретиков, так и практических работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания — следствие трех взаимосвязанных причин.

Во-первых, в философии образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.

Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.

В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности — начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно — воспитательные ценности могут обеспечить новые социально — педагогические процессы.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я.А. Коменский, и: К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Исходя из данной проблемы, нами была выбрана тема курсовой работы: Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народного творчества.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, в процессе деятельности по развитию речи.

Гипотеза исследования: народное творчество будет способствовать нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

— художественная литература (тАж) будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и включена в программу по развитию речи старших дошкольников;

— совместное участие в данном процессе детей и взрослых;

внесение элементов художественной деятельности в различные виды детской деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

)Рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.

2)Определить роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников на примере пословиц, поговорок, сказок.

)Разработать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент.

Экспериментально проверить возможности народных игр как средства формирования духовно-нравственного воспитания у младших подростков.

Разработать рекомендации по методике проведения народных игр iелью формирования духовно-нравственного воспитания у младших подростков

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы нравственного воспитания детей

Воспитание — процесiеленаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Сохраненное предшествующим поколением

Спасибо за внимание

Литература: Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М. 1991. Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М. 1980. Жуковская Р.И. Виноградова Н.Ф. Козлова С.А. Родной край. -М. 1990. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999. Костик Э. П. Кочнева Н. Н. Мой родной дом. — М. 2004. Куприна Л.С. Бударина Т.А. Маркеева О.А. Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2009. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2009.

Слайд 14 из презентации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» к урокам дошкольного образования на тему «Дошкольное воспитание»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.ppt» можно в zip-архиве размером 885 КБ.

Дошкольное воспитание

краткое содержание других презентаций о дошкольном воспитании

«Нравственно-духовное воспитание дошкольников» — Особенности подходов работы с социумом. Уровни взаимодействия. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Создание условий и механизмов духовно-нравственного воспитания. Принципы построения связи с социумом. Инновационный проект. Забота о воспитании нравственности. Концептуальные основы проекта. Формирование партнёрских отношений.

«Гендерное воспитание дошкольников» — Гендерный подход. Биологический пол. Гендерное равновесие состава педагогов. Стуктурно — функциональная модель. Цель гендерного подхода. Организационно — педагогические условия. Соотношение понятий «пол» и « гендер». Результат. Основные направления реализации гендерного подхода. Сущность гендерного подхода.

«Трудовое воспитание детей» — Своеобразие трудовой деятельности детей. Ручной труд. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. Основные направления работы с детьми. Значение трудового воспитания. Формирование представлений о труде взрослых. Хозяйственно-бытовой труд.

«Патриотическое воспитание дошкольников» — Образовательная область «познание». Подвижная игра «Кто быстрее соберёт подсолнушек». Образовательная область «социализация». Образовательная область «коммуникация». Конкурс знатоков города «Я живу на земле Алексеевской». Город на Тихой Сосне. Творческий проект. Мой любимый город. С чего начинается Родина.

«Военно-патриотическое воспитание в ДОУ» — Настоящий солдат. Герои. Этапы проведения проекта. Никто не забыт, ничто не забыто. Осуществление проекта. Практические и теоретические знания. Деятельность детей. Участник блокады Ленинграда. Открытие новых представлений об участниках и героях ВОВ. Учебно-методический пакет. Путешествие в страну Историю.

«Семейное воспитание в ДОУ» — Семья Бондаревых. Компьютерные игры по теме «Семья». Составление рассказа по набору картинок. Конструирование. Беседа. Игра «Всему своё место». Генеалогическое древо моей семьи. Продуктивная деятельность. Социализация. Я и моя семья. Лексико-грамматические игры. Взаимодействие с семьёй. Воспитание у детей любви к своей семье.

kakvospitat-rebenka.ru

Список книг о семье для детей 5-18 лет

Все мы родом из детства, из своей семьи. На страницах книг истории о семьях, детях, дедушках и бабушках, братьях и сестрах бывают смешными и грустными, веселыми и трагическими. Подборка самых интересных книг о семье — в нашей статье. Чтобы вам было удобнее, мы дали описание книг и распределили их по возрастам детей.

Книги про семью для дошкольников 4-7 лет

Для детей младшего и среднего школьного возраста 7-13 лет

  • «Мы все из Бюллербю»;
  • «На острове Сальтрока»;
  • «Пеппи Длинный Чулок»;
  • «Братья Львиное Сердце» — все книги А. Линдгрен пронизывает дружная атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми.
  • «Мэри Поппинс» — сказочные истории о веселой семье Бэнксов: маме, папе, пятерых детей и их удивительной няне, которые учат друг друга взаимовыручке, уважению и любви.
  • «Сказки о Муми-троллях» — семейство сказочных существ, оказывается, решает те же проблемы, что и семьи обычных людей.
  • «Питер обыкновенный, или Младших братьев не выбирают» — история о появлении в семье младшего ребенка, полная юмора и доброты.
  • « Кондуит и Швамбрания ». У влекательная книга о детях 20-х годов прошлого века, их увлечениях, творчестве, отношениях с родителями.
  • Книги о семье для старшеклассников 13-18 лет

    • «Старшая сестра»;
    • «Личное счастье» — повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате.
    • «Когда я был маленький» — повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.
    • «Где нет зимы» — история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни.
    • «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»;
    • «Маленький подарок для Антона»;
    • «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании».
    • «Маленькие женщины» — светлая и трогательная история о семье, в которой заботы и трудности не мешают искренней любви между домочадцами.
    • «Ветер делают деревья» — веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями.
    • «Детство Никиты» — повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни.
    • «Старая липа в московском дворе» — повесть о подростках, которым родители помогают найти верные решения непростых нравственных задач.
    • «Последний дюйм» — остросюжетная повесть, в которой отец под угрозой гибели вынужден искать общий язык с сыном, который никогда не был близок ему.
    • «Детство Марселя» — повесть о детстве писателя, проведенном в старом деревенском доме в окружении большой семьи: отца, матери, дяди, тети и младшего брата.
    • «Детство. Отрочество. Юность» — в трех повестях великий русский классик подчеркивает основополагающую роль своих родителей в формировании его нравственных устоев, мировоззрения и отношения к окружающему миру.

    • «Событие» — рассказ о богатой и благополучной семье, в которой дети несчастливы из-за отсутствия взаимопонимания с родителями.
    • «Мальчик с коньками» — рассказ о мальчике, которому в жизни очень не хватает отца.
    • "Дневник жениха" — рассказ о том, как родительская любовь бывает эгоистична и слепа и калечит судьбу ребёнка. Но и ребёнок в какой-то момент должен повзрослеть и почувствовать личную ответственность за свою судьбу. Вот вторая повесть именно об этом.
    • "А тем временем где-то" — школьник Серёжа Емельянов воспитывается в образцовой семье — так говорят все окружающие. Но в один день он случайно узнаёт, что его отец не такой уж и образцовый человек. Когда-то он оставил женщину, которая поставила его на ноги в прямом и переносном смысле, а потом даже не откликнулся на её просьбу о помощи. О том, какое решение принял Серёжа, рассказывает автор.
    • Вообще почти в каждой повести Алексина присутствует непростая ситуация в семейных отношениях.

      pedsovet.su

      Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся

      Доклад, который был подготовлен для выступления на РМО учителей начальных классов. Сопровождается красочной презентацией. Подойдет для обсуждения на методическом объединении или другом тематическом совещании. Материалы объединены в одну папку и заархивированы, доступны для скачивания с моего сайта.

      Скородумова С.Л., учитель начальных классов МОУ лицея №2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

      Именно школа вводит ребенка в мир Культуры. В школе детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Именно школа должна удовлетворять и сохранять детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом. Именно школа может и должна запустить процесс образования каждой личности, сидящей за партой, чтобы потом этот процесс перешел в самообразование, продолжался всю жизнь. Ведь образование – это процесс становления человека Человеком, взращивание в себе родовых человеческих качеств (доброты, сострадания, честности, благородства и др.), это – духовная работа самого человека над собой, а школа как образовательный институт общества должна организовать этот труд ума и души ученика по восприятию (в себя принятию), освоению и присвоению (корень этих слов – «свой») общих для всех людей нравственных норм и правил.

      Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок «Литературного чтения», чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока началось его личностное вхождение в Культуру?

    • думали над прочитанным;
    • сопереживали героям;
    • оценивали их поступки;
    • осмысливали их проблемы;
    • соотносили их жизнь со своей жизнью;
    • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

    Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.

    Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

  • умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
  • сопереживать героям и автору;
  • понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
  • Дидактические игры, как утверждают психологи, занимающиеся феноменом игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин и др.), вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети. Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли.

    Также интересно будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.

    1. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

    2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. М., 1999.

    3. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. М., 2003.

    4. Российское образование в ХХI веке: новые рубежи. М., 2001.

    5. Толстой Л.Н. Антология гуманной психологии. М., 1997.

    6. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М., 1993.

    Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шарапова Маргарита Витальевна

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.

    Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Шарапова Маргарита Витальевна,

    Текст научной работы на тему «Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

    ?международный научный журнал «символ науки»

    3. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 237 с.

    4. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. // Народное образование. -2007. — № 5. — С. 175-181.

    5. Чернышева С.В. Модель полового воспитания девочек-подростков в процессе изучения биологии. // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. Теоретический и научно-методический журнал. Государственный университет управления. — 2007. — № 7 (33) — С. 213-217.

    6. Чернышева С.В. Социально-педагогические проблемы полового воспитания общеобразовательной школы. // Вестник университета. — Серия: Социология и управление персоналом: теоретический и научнометодический журнал. — Государственный университет управления. — 2008. — № 8 (46) — С. 133-135.

    © С.В. Чернышева, 2015

    Шарапова Маргарита Витальевна

    Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ ЦРР детский сад №55,

    г. Армавир, РФ E-mail: sarapowa.rita2014@mail.ru

    РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша.

    Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.

    Художественная литература. Нравственные чувства. Духовное развитие. Моральные ценности.

    «Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

    В настоящий период времени нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальным. Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому так важно начинать формирование нравственности и духовного развития с детского возраста. Детство, по мнению Сухомлинского В.П. — это каждодневное открытие мира, именно в детстве начинается познание человека и Родины, их красоты и величия. С чего начинается Родина? "С той песни, что пела нам мать?"; или с той сказки, стихотворения, которые послужили началом ассоциаций эмоционального характера?

    Его величество «слово» конечно же является основой, фундаментом формирования глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому

    международный научный журнал «символ науки»

    человеку, радость от хорошего поступка, гордость за чьё-то мужество, восхищение от соприкосновения с человеческим подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт.

    2015 год объявлен годом литературы, и в рамках этого, в дошкольных учреждениях проводится комплекс мероприятий, способствующих углублённому изучению детской литературы. Опираясь на собственный опыт работы в ДОУ, используя современные психолого-педагогические методики, провела в течении текущего учебного года ряд занятий, активизирующих познавательный интерес в области литературы и русского языка.

    Поскольку отправной точкой в литературе в целом являются недра народного творчества, то серия игр по экскурсу в историю литературы "Спроси у бабушки", "Мудрая прабабушка", "Сказочник-дедушка", вызвала у детей большой интерес, и каждый ребёнок старался поделиться своей "находкой".

    В связи с особенностями детского восприятия, иллюстраций в детской книге должно быть не менее 75%, поэтому игра с иллюстрациями "назови сказку" или "дополни иллюстрацию" доставляет детям истинное удовольствие. На конкурс стихов о весне, подготовились почти все дети, некоторые вместе с родителями сочинили свои стихи. Новым этапом изучения поэзии стал праздник "Апрельские смешинки", на котором дети прочли озорные стихи. Большой интерес у детей вызвала выставка-презентация "Чья книжка старше?", когда дети принесли книги своих бабушек и прабабушек. С этой выставки и началась "Книжкина неделя". Поскольку среди книг были и совсем ветхие, произвели их реставрацию. В последующие дни недели знакомились с детскими журналами, готовились к празднику "Книжкины именины", на котором прошёл парад "оживших" литературных героев.

    Во всех этих мероприятиях, так или иначе, принимают участие и родители, работа с которыми является важным этапом деятельности воспитателя. Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными. Так, на родительских собраниях использую примеры из литературных источников. Они помогают повысить интерес родителей к детской литературе. Например, короткие поучительные рассказы В. Осеевой, "Денискины рассказы" В. Драгунского, сказки и рассказы В.Г. Сутеева и др., содержат формулировки основных ценностей в жизни, выделяют плохое и хорошее.

    В ходе взаимодействий с родителями разрабатываю и внедряю различные методы их активации. Чтобы снять напряжение на родительском собрании при ответе, например, на вопрос "Чем вас ребёнок восхищает и чем огорчает?", приглашаю по желанию помощника Родитель бросает мяч и ,тот, кто его поймал отвечает на вопрос. Также с родителями можно провести игру "Продолжи мысль", представив им несколько вариантов пословиц, поговорок. Например: "Язык длинный, а . (мысли короткие)", "Язык болтает, а . (голова отвечает)", "Не верь чужим речам-верь . (своим очам)" и др.

    Книжку самоделку под названием "Домашние животные", "Моя семья" или "Наш дом" предлагается сделать родителям вместе с детьми в рамках творческого конкурса. Рациональное взаимодействие ребёнка, воспитателя и родителей является залогом формирования гармонично и всесторонне развитой личности.

    Таким образом, главной ролью детской литературы было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы и чувства. Литература — тот остов, фундамент, на котором зиждется всё последующее в жизни.

    Список использованной литературы:

    1. В комнате за сценой. Литературный альманах. М, 2003

    2. Детская литература и воспитание.//Сб.тв; Международной научной конференции.-Тверь; ТвГУ, 2004

    3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями -М.; Мозаик-Синтез, 2008

    4. Чудинова В.П. Итоги круглого стола "Детская пресса" Государственная политика, реалии, перспективы на выставке "Пресса", 2006

    cyberleninka.ru