Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

«Современный процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к#xa0;организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и#xa0;внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и#xa0;развития детей дошкольного возраста» [3, с. 1].

Как правило, педагогический процесс определяется постоянным взаимодействием субъектов и#xa0;объектов образовательной деятельности: воспитателей и#xa0;воспитываемых.

В педагогике выделяют два вида взаимодействия педагога и#xa0;ребенка: субъектно-объектное и#xa0;субъектно-субъектное. «Как известно, обучаемый в#xa0;образовательном процессе синхронно занимает позицию, как объекта, так и#xa0;позицию субъекта» [4, с. 225].

В субъектно-объектном отношении в#xa0;роли субъекта выступает педагог, а#xa0;в роли объекта#xa0;— ребенок. Педагог выступает активным субъектом педагогической деятельности, а#xa0;ребенок занимает пассивную сторону, он выступает как исполнитель требований и#xa0;задач, назначенных педагогом. До тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, побуждение к#xa0;деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Далее субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у#xa0;детей способности к#xa0;сотрудничеству, инициативности, творческого начала, активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность для ребенка приобретает личностную значимость, формируются ценные проявления активности и#xa0;самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, подобное взаимодействие получило название личностно-ориентированное [3, с. 20].

Отметим, что в#xa0;России л ичностно-ориентированное образование в#xa0;дошкольной педагогике получило свое обоснование в#xa0;трудах#xa0;Л.#xa0;Н.#xa0;Перелыгиной, В.#xa0;А.#xa0;Петровского, В.#xa0;В.#xa0;Давыдова, И.#xa0;С.#xa0;Якиманской, Л.#xa0;М.#xa0;Кларина и#xa0;др.

Так, И.#xa0;С.#xa0;Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение#xa0;— это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а#xa0;затем согласовывается с#xa0;содержанием образованию. Если в#xa0;традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в#xa0;виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в#xa0;частности, в#xa0;познании» [5, с. 96].

Также, имеется отражение личностно-ориентированного подхода в#xa0;нормативной базе РФ. В#xa0;законе РФ «Об образовании», статья 2, первым принципом государственной политики в#xa0;области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и#xa0;здоровья человека, свободного развития личности…» [2].

Концепция личностно-ориентированного образования в#xa0;дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и#xa0;ценности в#xa0;жизни. При этом здесь обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Можно отметить, что личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в#xa0;связях с#xa0;другими людьми и#xa0;миром в#xa0;его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и#xa0;для себя

В#xa0;реализации личностного подхода педагог в#xa0;обучении дошкольников решает следующие вопросы: Какая деятельность будет способствовать развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в#xa0;дошкольном возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в#xa0;ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и#xa0;ребенку и#xa0;педагогу, и#xa0;способствовал гармоничному развитию ребенка? [1,с.196].

Следовательно, личностно-ориентированное обучение#xa0;— это организация педагогического процесса на основе глубокого уважения к#xa0;личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношение к#xa0;нему как к#xa0;полноправному участнику педагогического процесса.

Итак, можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в#xa0;системе дошкольного образования. Современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. А#xa0;ведь именно в#xa0;дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в#xa0;будущем. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и#xa0;мобильность в#xa0;будущем. В#xa0;первую очередь дошкольное учреждение несет ответственность за посильное развитие каждого дошкольника, достигнет ли, максимально возможного уровня, найдет ли свое место в#xa0;жизни, станет ли свободной личностью.

  1. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Горлова#xa0;Н.#xa0;А.#xa0;Личностный подход в#xa0;дошкольном образовании. Стратегия и#xa0;путь реализации.#xa0;— М,:МГИУ,2000–196 с.
  2. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Закон РФ «Об образовании». Статья 2.
  3. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Лобанова#xa0;Е.#xa0;А.#xa0;Дошкольная педагогик а: учебно-методическое пособие / Е.#xa0;А.#xa0;Лобанова#xa0;— Балашов:Николаев,2005.–1–20с.
  4. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Умархаджиева#xa0;С.#xa0;Р.#xa0;Формирование способности к#xa0;самообразованию у#xa0;студентов вуза [Текст] / С.#xa0;Р.#xa0;Умархаджиева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015#xa0;г.).#xa0;— Казань: Бук, 2015.#xa0;— С. 225–227.
  5. #xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0;#xa0; Якиманская, И.#xa0;С.#xa0;Личностно ориентированное обучение в#xa0;современной школе / И.#xa0;С.#xa0;Якиманская.#xa0;— М. Сентябрь, 2002.#xa0;— 96 с.

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка

Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса. Функция, анализ, диагностика эффективности и разработка урока.

курсовая работа, добавлен 18.10

Классические и современные психолого-педагогические подходы в воспитании: гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный и личностно-ориентированный. Образование как ресурс и механизм общественного развития.

курсовая работа, добавлен 24.05

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека. Определение личностно-ориентированного подхода.

контрольная работа, добавлен 08.03

Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Задачи личностно-ориентированного обучения ребенка.

контрольная работа, добавлен 13.12

Основные направления гуманизации образования. Средства личностно-ориентированного обучения иностранному языку в средней школе. Обучение в сотрудничестве, применение игровых технологий и метод проектов, как технологии личностно-ориентированного подхода.

курсовая работа, добавлен 04.12

Личностно — ориентированные технологии обучения. Структура деятельности учителя и ученика в традиционноми личностно — ориентированном обучении. Приминение личностно — ориентированного обучения на уроках химии. Организация личностно ориентированного урока.

курсовая работа, добавлен 16.01

Понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.

курсовая работа, добавлен 13.06

Развитие познавательной активности подростков на основе личностно-ориентированного подхода к обучению. Методика опытно-экспериментальной работы по изучению ее изменения. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе проведения урока по БЖ.

дипломная работа, добавлен 16.07

Изучение ретроспективы формирования концепции личностно-ориентированного обучения. Рассмотрение основных понятий данной концепции. Описание условий, необходимых для реализации технологий личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе.

курсовая работа, добавлен 21.10

Процесс обучения, развития учащихся в современной средней общеобразовательной школе. Психолого-педагогические проблемы содержания образования. Использование технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе. Организация учебного процесса.

курсовая работа, добавлен 02.05

Сущность, основные цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Создание уголка и зоны природы в дошкольном учреждении.

курсовая работа, добавлен 05.05

Личностно-ориентированный урок — не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Разработка личностно-ориентированного урока информатики.

курсовая работа, добавлен 23.05

Возникновение и развитие личностно-ориентированного обучения; подходы, отличительные черты и особенности его применения на уроках изобразительного искусства. Принципы обучения дизайну; разработка плана-конспекта уроков по программе Б.М. Неменского.

курсовая работа, добавлен 01.04

Понятие и главные принципы личностно-ориентированного обучения, этапы и направления его внедрения в педагогическую систему России. Существующие проблемы и трудности и пути разрешения. Перспективы дальнейшего распространения. Технология проведения урока.

курсовая работа, добавлен 15.06

Теоретический анализ сущности и основ личностно-ориентированного обучения. Определение оптимального содержания урока как формы реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников. Разработка оптимальных приемов обучения младших школьников.

курсовая работа, добавлен 25.04

Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки в 1-4 классах по программе С.Л. Долгушина Мир музыки . Использование методов, основанных на поли- и монохудожественном подходе к процессу обучения.

дипломная работа, добавлен 18.11

Характеристика методики и раскрытие сущности личностно-ориентированного обучения в педагогической практике. Комплексный анализ различных подходов к проблеме личностно-ориентированного обучения и определение его отличий от традиционной системы обучения.

курсовая работа, добавлен 08.04

Теоретические основы личностно-ориентированного обучения истории в школе. Изучение современных концепций содержания образования. Особенности личностного подхода в образовательной технологии. Формы личностно-ориентированного исторического образования.

курсовая работа, добавлен 16.06

Теоретические основы обучения учащихся V-VII классов в образовательной области Технология на основе личностно ориентированного подхода. Методика организации процесса обучения технологии обработки древесины на основе личностно-ориентированного подхода.

дипломная работа, добавлен 10.06

Деятельностный подход в развивающем обучении. Методическая система Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Психологическая концепция Л.С. Выготского. Сущность и принципы личностно-ориентированного типа обучения.

реферат, добавлен 23.11

Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Копытова Анастасия Владимировна

В статье раскрывается актуальность повышения педагогической культуры родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Рассматриваются варианты взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников. Предлагается программа повышения компетентности педагогов в сфере личностно ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного университета , Копытова Анастасия Владимировна

Копытова Анастасия Владимировна Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-lichnostno-orientirovannom-vzaimodeystvii-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-i-roditeley (дата обращения: 15.09).

Копытова Анастасия Владимировна Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников Вестник Челябинского государственного университета (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-lichnostno-orientirovannom-vzaimodeystvii-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-i-roditeley (дата обращения: 15.09).

Копытова Анастасия Владимировна (2009). Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников. Вестник Челябинского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-lichnostno-orientirovannom-vzaimodeystvii-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-i-roditeley (дата обращения: 15.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Копытова Анастасия Владимировна Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник ЧелГУ. 2009. №14 С.51-53.

Копытова Анастасия Владимировна Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников Вестник Челябинского государственного университета (2009).

Копытова Анастасия Владимировна (2009). Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников. Вестник Челябинского государственного университета

lechimdetej.ru

1. Личностно-ориентированный подход в обучении

1.1. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности

В последние годы личностно-ориентированный подход стреми­тельно завоевывает образовательное пространство России. Большин­ство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают тео­ретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологиче­ской ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, рас­крепощенность и независимость, а это, в свою очередь, предопре­деляет применение педагогами новых подходов и методов во взаи­модействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятель­ности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Не будет лишним заметить и то, что в настоящее время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий применения личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на их основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов. Но сначала постараемся на основе анализа педагогических исследований ответить на вопросы:

Что такое личностно-ориентированный подход?

Чем он отличается от традиционных подходов?

Из каких компонентов он складывается?

Правильно ответить даже на первый вопрос очень нелегко, хотя часть ответа лежит на поверхности в формулировке самого вопроса. Как ни покажется банальным, но личностно-ориентированный подход – это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами.

Изучение педагогических публикаций не позволяет в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Большинство авторов не утруждают себя описанием его содержания, состава и структуры. Если обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой, то можно обнаружить, что философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности. В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на основе не одной, а нескольких ориентации. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.

Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

Опираясь на воззрения философов, постараемся дать определение личностно-ориентированного подхода.

Итак, личностно-ориентированный подход –это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В сформулированном определении отражена сущность данного феномена и выделены наиболее важные его аспекты, такие как:

во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?

Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Теперь настало время дать более обстоятельный ответ на третий вопрос, из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.

Первая составляющая– основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

индивидуальность неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

личность– постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность– человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

самовыражение– процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

субъект– индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

субъектность– качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я-концепция– осознаваемая и переживаемая человечком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Вторая составляющая– исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации.В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора.Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха.Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки.Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также спо­собы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его само­развития и самореализации. Использование личностно-ориентирован­ного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т. В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.

studfiles.net

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

У нашего детского сада наряду со многими другими дошкольными учреждениями одним из направлений является личностно – ориентированный подход в воспитании дошкольников. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности ответственности и способствует формированию творческой личности. В концепции дошкольного образования говорится о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника.

Для этого необходимо изучать индивидуальные особенности детей включать их в ситуацию выбора самостоятельного принятия решения. Постоянно включать каждого воспитанника в посильную и все усложняющуюся для него деятельность. Максимально опираться на собственную активность личности. Создавать в группе условия для развития творческого потенциала детей.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно – ориентированной педагогике, отход от жестоко регламентированных форм воспитания и обучения детей.

Гуманизация современного образования связана прежде всего: с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок; предполагает построение личностно – ориентированный модели воспитания; изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающие воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Личностно – ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентирована на природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений.

Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагога воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности детей. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, ее интересов, склонностей. При дифференцированном подходе дети группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровню сформированности ведущих качеств. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей.

Личностно – ориентированное воспитание – это взаимодействие, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. В рамках личностно – ориентированного обучение выделяют три самостоятельных направления: — Гуманно — личностные технологии отвергают принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы (Ш. Амонашвили); — Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерства в субъективных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дает оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. — Технология свободного воспитания акцентирует свое внимание на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а также овладение коммуникативными, интеллектуальными способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты как развивающего, так и личностного воспитания. При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.

Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов. Первый из них — приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.

Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т. д.

Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.

www.maam.ru

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 2031 раз

Библиографическое описание:

Умархаджиева С. Р. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/483/ (дата обращения: 24.04.2018).

«Современный процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста» [3, с. 1].

Как правило, педагогический процесс определяется постоянным взаимодействием субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых.

В педагогике выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. «Как известно, обучаемый в образовательном процессе синхронно занимает позицию, как объекта, так и позицию субъекта» [4, с. 225].

В субъектно-объектном отношении в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — ребенок. Педагог выступает активным субъектом педагогической деятельности, а ребенок занимает пассивную сторону, он выступает как исполнитель требований и задач, назначенных педагогом. До тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Далее субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность для ребенка приобретает личностную значимость, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, подобное взаимодействие получило название личностно-ориентированное [3, с. 20].

Отметим, что в России личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило свое обоснование в трудах Л. Н. Перелыгиной, В. А. Петровского, В. В. Давыдова, И. С. Якиманской, Л. М. Кларина и др.

Так, И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образованию. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании» [5, с. 96].

Также, имеется отражение личностно-ориентированного подхода в нормативной базе РФ. В законе РФ «Об образовании», статья 2, первым принципом государственной политики в области образования называет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…» [2].

Концепция личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. При этом здесь обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Можно отметить, что личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя

В реализации личностного подхода педагог в обучении дошкольников решает следующие вопросы: Какая деятельность будет способствовать развитию личности данного ребенка: игровая или учебная? Как воспринимает игру современный дошкольник? Что представляет собой обучение в дошкольном возрасте? Каковы модели дошкольного обучения? Как построить процесс обучения в ДОУ, чтобы он доставлял удовольствие и ребенку и педагогу, и способствовал гармоничному развитию ребенка? [1,с.196].

Следовательно, личностно-ориентированное обучение — это организация педагогического процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к полноправному участнику педагогического процесса.

Итак, можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. Современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. А ведь именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в будущем. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем. В первую очередь дошкольное учреждение несет ответственность за посильное развитие каждого дошкольника, достигнет ли, максимально возможного уровня, найдет ли свое место в жизни, станет ли свободной личностью.

moluch.ru

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника

Особенности использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста. Изучение проявления просоциальных форм поведения детей. Исследование уровня развития и коррекции нравственно-эмоциональной сферы личности дошкольника.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
      • 1.1 Личностно-ориентированный подход к воспитанию
      • 1.2 Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста
      • 2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
      • 2.1. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития нравственно-эмоциональной сферы личности дошкольников
      • 2.2 Использование личностно-ориентированного подхода в процессе нравственного воспитания дошкольников
      • 2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента
      • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
      • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

      Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией.

      Объект исследования — воспитание дошкольника.

      Предмет исследования — личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника.

      Целью курсовой работы является изучение особенностей использования личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольника.

      — описать особенности использования личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста;

      — разработать содержание и приемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.

      Методологическая основа: положения совремнной психологии об эмоционально-личностном развитии дошкольника.

      2 Метод наблюдения.

      3 Методики «Ателье», «Строитель».

      Эмпирическая база: дети старшего дошкольного возраста, всего 20 человек (из них 11 девочек, 9 мальчиков).

      1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


      1.1 Личностно-ориентированный подход к воспитанию


      Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств, в числе которых следующие:


      • динамичное развитие белорусского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;


      • психологи и социологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с детьми;


      • современное учреждение образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации его жизнедеятельности [].


      Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е. В. Бондаревская, О.С.Газман, Э. Н. Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И.Турчанинова, И. С.Якиманская и др. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии и научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в педагогике и психологии, они предприняли усилия для становления в середине 90-х гг. XX в. теории и практики личностно ориентированной педагогической деятельности.


      Идея личностно ориентированного подхода заключается в организации такой индивидуально-творческой, ценностно-смысловой деятельности, которая предоставляет свободу выбора способов жизнедеятельности (Е.В. Бондаревская).


      Воспитание в концепции Е. В. Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это предполагает отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки. Такая позиция является основным признаком гуманистического личностно ориентированного воспитания, в котором реализуется гуманизм воспитания как ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности.


      Е. В. Бондаревская рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность всех субъектов образовательновоспитательного процесса (педагогов, родителей, общественности) по созданию условий для саморазвития личности, а с другой — как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых становится личностный рост ребенка.


      К базовым воспитательным процессам, происходящим во взаимосвязанной педагогической деятельности всех ее субъектов, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:


      жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;


      социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;


      культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;


      духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), формирование способностей делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;


      индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка [].


      Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной социокультурной среде. Поэтому основная задача воспитателей — создание условий для развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.


      Таким образом, как указывает Е.В. Бондаревская, личностный подход — это принцип воспитания, предписывающий в качестве главной цели становление и развитие личности как субъекта собственной жизни, субъекта истории, субъекта культуры. Этот подход опирается на присущее каждому человеку стремление быть личностью, т. е. проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на среду, иметь убеждения, личные духовные ценности и смыслы, самореализоваться в социально значимой деятельности, выполнять определенную роль в обществе. Воспитание, основанное на личностном подходе, создает для этого условия путем включения развивающейся личности в ситуации, требующие проявления личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии, реальной ответственности и др. []


      Личностный подход предполагает развитие личностных структур индивидуального сознания, выполняющих роль внутренних механизмов саморегуляции личностью своей деятельности, общения, поведения.


      Принцип личностно ориентированного подхода к воспитанию:


      • предполагает отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке;


      • ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик;


      • означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;


      • ориентирует на сотрудничество, предусматривающее объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее [].


      Таким образом, личностно ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности.


      В данном определении отражена суть этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:


      • во-первых, личностно ориентированный подход направляет в педагогической деятельности;


      • во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;


      • в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъектных качеств.


      Определение понятия и сущностных характеристик воспитательной составляющей личностно ориентированного подхода позволяет сформулировать главные его отличия от индивидуального подхода.


      Во-первых, использование в педагогической деятельности того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.


      Однако если при применении личностно ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение детьми социального опыта, т. е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым ребенком.


      Во-вторых, избрание первого подхода связано с желанием педагога содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально- типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников.


      Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:


      • деятельностно-творческий характер;


      • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;


      • предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов воспитания и поведения [].


      В концепциях личностно ориентированного воспитания ребенок выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным направлять этот процесс в соответствии с потребностями своего развития.


      Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития направляет внимание и заботу всех субъектов образовательно-воспитательного процесса на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, — внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии [].


      Формы и методы личностно ориентированного воспитания многообразны и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Можно обозначить лишь некоторые компоненты технологии личностно ориентированного воспитания:


      • изучение узловых событий жизни ребенка;


      • педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;


      • эмпатическое принятие ребенка — таким, какой он есть;


      • совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития;


      • адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;


      • вовлечение его в педагогические и жизненные события;


      • раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития [].


      Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что личностно ориентированный подход в воспитании представляет собой методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Воспитание в процессе использования личностно-ориентированного подхода осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничество. При этом используются такие методы и приемы как изучение узловых событий жизни ребенка; педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; эмпатическое принятие ребенка — таким, какой он есть; совместное с ребенком проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития.


      1.2 Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста


      Например, в старшем дошкольном возрасте формируются:


      • осознание воспитанниками своих возможностей, достижений; оценка своих поступков с позиции общих ценностей: добро — зло, справедливо — несправедливо, хорошо — плохо (представления о себе);


      • умение оценивать чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей (представления о других);


      • умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;


      • ориентировка воспитанника на мотивацию своего поведения в соответствии с нравственными и моральными ценностями человека: гуманность, доброжелательность, справедливость, сопереживание;


      • развитие произвольного поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроля (самоэффективность и самоконтроль) [].


      С учётом современных требований педагогам необходимо видеть основную цель образования в изучении ребёнка как неповторимой индивидуальности; в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития; в поддержке на пути самоопределения и самореализации. Радикально обеспечить эту цель можно через образовательный процесс, который, сохраняя свою структуру (организацию, содержание, средства), должен строиться по принципиально другой технологии — личностно-ориентированной.


      Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:


      • в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;


      • в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;


      * в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений [].


      Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:


      • оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;


      • отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;


      • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию [].


      Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей, которые представлены в следующей таблице.


      Таблица 1.1 — Сравнительный анализ личностно-ориентированной и учебно-воспитательной модели

      Детство — это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования — подготовка ребёнка к школе

      Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования — охрана жизни и здоровья ребёнка

      Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников — реализовать образовательную программу

      Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогических работников с детьми. Основная задача — содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

      Ребёнок рассматривается как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине

      Ребёнок — главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность

      Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого «Делай, как я!»

      Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития

      Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, «внушений»

      Воспитывать — значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного

      Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека

      Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям.

      Тактика взаимодействия — сотрудничество

      Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

      Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

      Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию «школьной модели фронтальных занятий». Приоритетные формы работы — фронтальные. Ориентир на «вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками»

      Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы — индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка

      Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых — наиболее ценный способ развития

      Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития — приобретение им собственного опыта

      Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания

      Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий

      Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам

      Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала

      Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

      Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

      Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу

      Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

      Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

      Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

      Доминирующий способ проведения занятий — прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросноответная форма взаимодействия

      Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях

      Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм)

      Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой

      Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное — формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности

      Игра в сочетании с необходимыми объяснениями — прямого воздействия взрослого — образует специфическую форму обучения детей — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения

      В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего» ребёнка

      Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка

      Стимулируется активность группы

      Стимулируется активность каждого ребёнка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей

      Взрослого не интересуют способы познания, а важны конечные или промежуточные результаты обучения

      Взрослый помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение и обмен способами познания

      Игра используется как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями

      Игра является основной формой организации детской жизни, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом

      Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятие: определяет тему, отводит каждому участнику место и даёт роль, предписывает и регламентирует действия

      Развивающие игры, свободные от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий

      knowledge.allbest.ru