Личность ребенка с нарушением слуха

1.3 Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения[4, с.288].

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям — дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.

В. Петшак провел исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы. Первая — определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок (дома, в детском саду, в школе или школе-интернате). Вторая проблема — исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками и школьниками. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего — близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими. В экспериментально-психологических исследованиях В.Петшака прослежены зависимости между характером общения глухих детей с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.

Обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие — подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.

Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.

Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности — двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает «язык» чувств — принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. В. Петшак исследовал особенности понимания эмоций глухими дошкольниками и школьниками. В ходе эксперимента дошкольникам показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны выражения наиболее типичных эмоций — радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1) условно-схематические, 2) реалистические, 3) в жизненной ситуации (на сюжетной картине). Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определенной мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи. Среди глухих детей лишь немногие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимались эмоциональные состояния персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображенным эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях.

По опознанию эмоций во всех вариантах изображений глухие дошкольники существенно уступали слышащим сверстникам, но с одним исключением: изображения гнева опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими. Они обычно при этом использовали жестовое обозначение «взволнованность».

Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно — дети слышащих родителей.

Таким образом, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.

studfiles.net

Особенности личности ребенка с нарушением слуха

Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE DEAF AND PEOPLE HARD OF HEARING AND THEIR DISPLAYS IN DIALOGUE Текст научной статьи по специальности Психология

  • НАРУШЕНИЯ СЛУХА ,
  • ГЛУХОТА ,
  • ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ,
  • АГРЕССИВНОСТЬ ,
  • A HEARING DISORDER ,
  • DEAFNESS ,
  • FEATURES OF THE PERSON ,
  • AGGRESSIVENESS
  • научной статьи по психологии, автор научной работы — Кошелева Елена Алексеевна

    В статье рассматриваются психологические особенности личностного развития людей с нарушениями слуха: специфика их характера, поведения, в частности – агрессивности. Выявлено, что на разных возрастных этапах уровень агрессивности у неслышащих и слышащих людей различен.

    Abstract 2012 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Kosheleva Elena Alekseevna

    The article dwells on personal development of psychological features of people with different breaches of hearing: specificity of their character, behavior, aggressiveness in particular. It is revealed, that the aggression level of deaf and hearing people differs at various age stages.

    Научная статья по специальности Психология из научного журнала Известия Самарского научного центра Российской академии наук , Кошелева Елена Алексеевна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Кошелева Елена Алексеевна Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-gluhih-i-slaboslyshaschih-lyudey-i-ih-proyavleniya-v-obschenii (дата обращения: 26.09).

    Кошелева Елена Алексеевна Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении Известия Самарского научного центра Российской академии наук 14 (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-gluhih-i-slaboslyshaschih-lyudey-i-ih-proyavleniya-v-obschenii (дата обращения: 26.09).

    Кошелева Елена Алексеевна (2012). Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-gluhih-i-slaboslyshaschih-lyudey-i-ih-proyavleniya-v-obschenii (дата обращения: 26.09).

    Кошелева Елена Алексеевна Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-3 С.672-675.

    Кошелева Елена Алексеевна Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении Известия Самарского научного центра Российской академии наук 14 (2012).

    Кошелева Елена Алексеевна (2012). Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении. Известия Самарского научного центра Российской академии наук

    Развитие личности и самосознания детей с нарушенным слухом

    Развитие личности и самосознания ребенка с нарушенным слухом протекает в условиях нарушенного общения с окружающими, замедленного восприятия поступающей информации, частичной или полной невозможности перенять социальный опыт других людей.

    Личность представляет собой результат процессов общественного, исторического и онтогенетического развития, единую целостную систему психических процессов человека, которая придает его поведению устойчивость. Основу личности составляют отношение человека к миру и осуществляемая им деятельность.

    В качестве внутренних систем регуляции личности выделяют:

  • самосознание, которое включает в себя образ собственного Я , Я-концепцию, самооценку и уровень притязаний;
  • мотивационную сферу – потребности, интересы, направленность.
  • Развитие самосознания нормально слышащего ребенка

    У нормально слышащих детей развитие самосознания определяется их социальным опытом и способностью перенимать опыт взрослых. В своем развитии самосознание нормально слышащего ребенка проходит следующие стадии.

  • Осознание своей тождественности, отделение себя от других наступает примерно к 11-12 месяцам.
  • Осознание себя как отдельного деятеля происходит примерно в возрасте 3 лет.
  • Осознание собственных психических процессов и способности управления ими – к младшему школьному возрасту.
  • В период юности происходит осознание моральных ценностей, нравственных норм, гуманного отношения к человеку.
  • Развитие самосознания глухонемого ребенка

    Ребенок, имеющий нарушения слуха, в первые два года жизни оказывается в трудном положении по отношению к людям, его окружающим, и действительности в целом. Нарушение общения затрудняет формирование самосознания и других личностных образований, изолируя его от общества. На ранних этапах развития при оценке себя как такового ребенок пользуется ценностным рядом и оценками его родителей, они же служат эталоном для оценки других людей и явлений. В дальнейшем на формирование самооценки и самосознание ребенка существенное влияние начинают оказывать педагоги школ для глухих и слабослышащих детей, сверстники.

    Становление первого этапа развития самосознания глухонемых детей происходит несколько позже, чем у нормально слышащих детей. Дети с нарушением слуха начинают отделять себя от других детей и выделять качества других людей примерно к 1,5 годам. В этот период ребенок может показывать части своего тела, указывать пальцем на себя и родителей, а также показывать похожие части тела как на себе, так и на родителях или куклах.

    У ребенка с нарушенным слухом сильно отстает в развитии предметная деятельность, он позднее начинает осознавать себя как деятеля. Замедление в формировании познавательных процессов и эмоций приводит к более позднему наступлению последующих этапов формирования личности и самосознания.

    Формирование самооценки

    Формирование самооценки – сложный процесс, состоящий из ряда этапов и закономерностей. На каждом этапе ребенок занимает то или иное место в обществе, а значит, и самооценка зависит от ступени, на которой находится развивающаяся личность. На каждом этапе формирования личности самооценка будет зависеть не только от отношения ребенка к себе и отношения к нему других, но и от тех требований и ожидаемого поведения, которое предъявляет к нему общество, в частности те или иные его институты, например семья, детский сад, школа и т.п.

    Самооценка лежит в основе любой деятельности, влияет на процессы саморегуляции, определяет уровень притязаний и степень развития межличностных отношений.

    Психологические исследования показывают, что процесс формирования самооценки у глухих и слабослышащих детей проходит те же стадии, что и у детей с нормальным слухом, только с задержкой на 2-3 года.

    От самооценки зависят отношения человека с окружающими его людьми, отношение к успехам и неудачам, а значит, и к деятельности в целом.

    Самооценка определяет процент эффективности труда, от нее зависит уровень притязаний, степень трудности тех задач, которые перед собой ставит человек. Расхождение между возможным и достижимым ведет к снижению уровня самооценки, влияя тем самым на ее адекватность. Самооценка также оказывает влияние на восприятие человеком деятельности других людей.

    Чем старше становится ребенок, тем сильнее меняются его самооценка и уровень притязаний. От года к году дети начинают оценивать себя более адекватно, однако на разных этапах развития формирование адекватной самооценки и степени притязаний требует коррекции со стороны взрослых. Дети с любыми физическими нарушениями, в том числе и с нарушенным слухом, имеют изначально неадекватную самооценку, определяемую ими самими выражениями по типу я не такой, как все остальные дети или выражениями родителей ты это сам не сделаешь и лучше не берись , так и словами я лучший или мой ребенок один такой на Земле .

    Чем лучше сформировано самовосприятие у ребенка с нарушенным слухом, тем легче ему будет войти в общество и быть его полноправным членом.

    Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

    Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию .

    Особенности развития личности детей с нарушением слуха.

    Личность ребенка формируется постепенно в процессе коммуникативных действий со взрослыми и сверстниками, в процессе получения социального опыта.

    Личность ребенка с недостатками слуха формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка.

    Акустическое восприятие имеет большое значение в формировании эмоциональной сферы. Ребенок с нарушением функций слухового анализатора зачастую лишается возможности слушать музыку, звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных оттенков эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия.

    В. Петшак отмечает замедленное формирование самоконтроля за собственными эмоциями, чувствами, поведением у детей с нарушением слуха. При неблагоприятном социальном окружении у ребенка с недостатками слуха могут развиться такие негативные черты характера, как эгоцентричность, ригидность, повышенная внушаемость, импульсивность.

    Правильно построенная коррекционная работа способствует формированию у детей тонкого понимания окружающей действительности, личностных особенностей других людей и межличностных отношений. Сурдопсихолог привлекает внимание ребенка к изучению мимических движений, выразительных движений в жестовой речи. Большое значения для формирования личности ребенка играет семейное воспитание. В зависимости от того, имеются ли у родителей нарушения слуха, сурдопсихолог дает соответствующие рекомендации по воспитанию ребенка.

    Важную роль в развитии эмоциональной сферы глухого ребенка играет воображение и внутренняя речь. Эта способность очень хорошо развивается в процессе прочтения художественной литературы, когда проявляется интерес к переживаниям героев произведений.

    Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, награждена медалью Ветеран труда , представитель педагогической династии

    orebenkah.ru

    Дети с нарушением слуха — образование и реабилитация

    Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

    Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

    Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

    Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.
  • Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

    Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

    В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

    Характеристика детей с нарушением слуха

    Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

    Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

    Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

    По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.
  • Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.
  • У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

    Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

    Реабилитация детей с нарушением слуха

    Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

    Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

    Образование детей с нарушением слуха

    Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

    В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

    В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

    Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

    Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

    Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

    www.neboleem.net

    Особенности адаптации и развития детей с нарушениями слуха, характеристика и классификация патологий

    Нарушение слуха представляет собой утрату способности выявлять все частоты или понимать звуки, имеющие низкую амплитуду. Данные проблемы довольно часто наблюдаются у детей. При появлении подозрения на развитие тугоухости нужно сразу обратиться к отоларингологу. Это существенно улучшит прогноз патологии.

    Дети с нарушениями слуха

    Проблемы со слухом могут иметь врожденный или приобретенный характер. При этом они бывают полными или частичными.

    В первом случае речь идет о глухоте. Она провоцирует снижение интеллектуальных возможностей и отставание в умственном развитии.

    К появлению тугоухости обычно приводят следующие факторы:

  • Наследственная предрасположенность.
  • Нарушения во время беременности – инфекционные болезни, повышение давления, употребления алкоголя, курения, неконтролируемое применение лекарственных препаратов беременной женщиной.
  • Родовые травмы и нарушения в развитии малыша. Причина тугоухости может крыться в преждевременных родах, дефиците веса, гипоксии.
  • Заболевания уха или травматические повреждения, которые были перенесены после рождения. К ним относят инфекционные патологии, отиты, болезнь Меньера и т.д.
  • Аденоиды. Аномальное увеличение миндалины часто провоцирует закупоривание слуховой трубы у детей, что приводит к ухудшению слуха. После удаления аденоидов слух обычно восстанавливается.
  • Закупорка слухового отверстия серой или чужеродными предметами.
  • Химиотерапия.
  • Применение антибактериальных препаратов.
  • Классификация детей с нарушениями слуха

    Потеря слуха лишает малыша информации и приводит к отставанию в умственном развитии. Данные проблемы напрямую сказываются на формировании речевого аппарата и производят опосредованное воздействие на мышление и память.

    При создании адекватных условий данные нарушения подлежат коррекции. При нарушении слуха ключевую роль в познании играет зрение. Немаловажное значение имеют движения, тактильные и осязательные ощущения малыша.

    Поскольку скорость речевого развития снижается, память ребенка тоже отличается определенными особенностями. Также данные процессы сказываются на абстрактном мышлении детей. Потеря слуха сопровождается такими нарушениями:

  • задержка развития моторики;
  • проблемы с физическим развитием;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сопутствующих патологий.
  • Тугоухость у детей дошкольного возраста обычно провоцирует появление следующих характеристик:

  • отставание психофизического развития на 1-3 года по сравнению со здоровыми детьми;
  • дефицит двигательной активности;
  • замедление темпа выполнения некоторых движений;
  • проблемы с координацией в пространстве;
  • сложности с переключением внимания;
  • чувствительность к изменению климатических условий;
  • зрительные образы как основа процесса запоминания.
  • Классификация патологий

    Нарушения слуха у детей могут иметь разный характер. Врачи выделяют две обширные категории таких проблем – врожденные и приобретенные. Для каждой из категорий тугоухости характерны определенные особенности.

    Основной причиной таких нарушений являются осложнения гнойного отита. К подобным аномалиями приводят острые инфекции – грипп, корь, ангина. Также причина может крыться в скарлатине и других болезнях.

    Уровень снижения фонематического слуха может иметь разные степени тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. Однако сложные формы тугоухости обычно становятся следствием поражения звуковоспринимающего элемента.

    Это обычно возникает при поражении внутреннего уха. К появлению подобных проблем могут приводить сложные инфекционные патологии – вирусный грипп, цереброспинальный менингит, паротит.

    Такие нарушения слуха связаны с действием наследственных факторов. Известно, что у глухих людей намного чаще рождаются дети с тугоухостью. Помимо этого, причина может крыться в воздействии факторов, которые нарушают внутриутробное развитие ребенка. В эту категорию входит следующее:

  • инфекционные болезни женщины при беременности – паротит, грипп, краснуха и т.д.;
  • потребление алкогольных напитков и наркотиков;
  • прием ототоксичных препаратов – к ним относят канамицин, неомицин;
  • воздействие ионизирующего излучения.
  • Особенности развития

    Дети, имеющие тугоухость, отстают от ровесников в развитии. Чтобы преодолеть подобные нарушения, обязательно нужно оказывать целостное воздействие на личность ребенка с таким диагнозом.

    Поэтому обучение проводится в специализированных учебных заведениях. Именно там созданы такие условия, которые позволяют преодолеть нарушения развития, исправить процесс становления личности, восстановить нормальные психические характеристики.

    Благодаря специальному обучению таких детей удается сформировать речь, память, мышление. В таких школах малышей учат чтению по губам. Благодаря особому процессу обучения удается научить ребенка разным формам речевой деятельности.

    Ключевую роль во время обучения таких детей играют наглядные приемы – инсценировка, пантомима и т.д. Именно они позволяют создать представления на наглядно-образном, а впоследствии и на отвлеченном уровне.

    Как научить ребенка с нарушениями слуха слушать смотрите в нашем видео:

    Реабилитация, профилактика

    Реабилитационные мероприятия для детей с таким диагнозом начинают применять уже в 2-3 года. Восстановление малышей с тугоухостью проводят в специализированных садах и школах.

    С помощью специальных занятий с применением слуховых аппаратов удается преодолеть последствия нарушений.

    Благодаря ранней диагностике тугоухости удается проводить реабилитацию максимально успешно. В домашних условиях восстановление проводится путем естественного общения с близкими людьми, имеющими нормальный слух. От родителей требуется немало терпения, поскольку все слова нужно говорить максимально четко. Ребенок должен видеть движения языка и губ.

    Чтобы предотвратить подобные проблемы, нужно заниматься профилактикой тугоухости. Она включает следующие рекомендации:

  • Закаливание организма ребенка. Благодаря стимулирующему воздействию удается повысить устойчивость к инфекционным болезням.
  • Рациональное питание. В меню малыша должно присутствовать достаточное количество витаминов, белковых компонентов, углеводов и жиров.
  • Поддержание оптимальных показателей температуры и влажности.
  • Специфическая профилактика инфекционных патологий и своевременное лечение недугов.
  • Чтобы обеспечить правильное развитие слуховой системы, нужно придерживаться гигиены слуха:

    • важно одевать ребенка по погоде – в холодное время года уши нужно надежно защищать от холода;
    • громкость звука должна быть не более 60-80 дБ;
    • ребенок должен дышать носом;
    • речь родителей и педагогов должна быть отчетливой и правильной.

    Немаловажное значение имеет своевременное выявление воспалений носоглотки. Именно они часто провоцируют поражение органа слуха, что влечет развитие тугоухости. Если есть малейшие подозрения на нарушение слуха, нужно сразу обратиться к врачу.

    Посмотрите популярное видео с рекомендациями специалистами на тему нарушений слуха у детей:

    Нарушения слуха довольно часто встречаются у детей. Они могут носить врожденный или приобретенный характер и негативно сказываются на интеллектуальном и физическом развитии. Чтобы не допустить подобных проблем, первые же симптомы тугоухости должны стать поводом для немедленного обращения к отоларингологу.

    gidmed.com

    Нарушение слуха у детей

    Нарушение слуха у детей – это неспособность полноценно воспринимать звуки. Выявление проблемы должно насторожить родителей и стать немедленным поводом для посещения врача. Своевременная диагностика позволяет начать немедленное лечение.

    Дети с нарушениями слуха либо рождаются, либо проблема является приобретенной впоследствии. Формы ее может быть две: полная и частичная. В случае полной глухоты ребенок полностью лишается возможности слышать и воспринимать какие-то звуки. А также нарушение слуха становится причиной в замедленном умственном развитии.

    Причины тугоухости могут быть следующими:

  • Заболевание передается по наследству от родственников или родителей.
  • Во время беременности были нарушения. Женщина перенесла инфекционные заболевания, злоупотребляла вредными привычками, принимала какие-то лекарственные препараты и прочее.
  • Дети с нарушениями слуха могут родиться из-за того, что при рождении были получены соответствующие травмы, либо нарушением в развитии речи. Относится сюда и дефицит веса, гипоксия, то есть недостаток кислорода.
  • После появления на свет были перенесены заболевания, касающиеся органов слуха либо уши были травмированы.
  • Причины нарушения слуха могут быть связаны с аденоидами. Миндалины увеличены, в результате слуховая труба закупоривается, происходит нарушение слуха. Для того чтобы решить проблемы достаточно удалить аденоиды, слух после этого будет полностью восстановлен.
  • Нарушения слуха наблюдаются даже при наличии серной пробки, а также из-за присутствия инородных предметов.
  • Перенесенная химиотерапия.
  • Роль слуха в развитии ребенка несомненно важна. Слабослышащий малыш отстает в развитии от сверстников, воспитывать его гораздо сложнее. Именно поэтому диагностика должна проводиться на ранней стадии развития заболевания.

    Дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Проблема оказывает прямое воздействие на формирование речевого аппарата. Своевременная диагностика слуха у дошкольников позволяет предпринять соответствующие меры. Важное значение играют движения, тактильные контакты.

    Особенности развития заметны сильно. Характеристика детей с нарушением слуха:

  • Наблюдается задержка в развитии моторики.
  • Неспособность полноценно развиваться физически.
  • Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  • В разговорной речи присутствуют нарушения.
  • Внимание плохое, трудно сконцентрироваться на чем-то одном.
  • Развиваются сопутствующие патологии.
  • Можно также отметить и психологические особенности детей с нарушением слуха, охарактеризовать это можно следующим образом:

  • По сравнению с детьми, у которых нет проблем с психофизическим развитием, больной ребенок отстает на несколько лет.
  • Ребенок мало двигается, активные игры не любит, а точнее не может в них играть.
  • Подвижные игры воспринимаются с трудом, некоторые движения замедлены.
  • В пространстве могут возникать проблемы с движениями, координация абсолютно не такая, как у здоровых сверстников.
  • Развитие мышления у детей с нарушением слуха нарушается. Любая информация воспринимается с трудом, общение с людьми достаточно непростое, многие в этом испытывают большие трудности. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие личности.

    Некоторые формы заболевания могут привести к тому, что ребенок вырастет с большим багажом комплексов.

    Характер выраженности проблемы со слухом может быть разным у каждого. Как уже было сказано выше, формы развития заболевания может быть две – приобретенная и врожденная. Каждая из них отличается своими определенными особенностями.

    Главная причина подобного нарушения – осложнения после перенесенного гнойного отита. Привести к таким аномалиям могут и инфекции в острой форме – ангина, грипп и прочее. Существует несколько уровней снижения остроты слуха: легкая форма, средняя и тяжелая.

    Подобное нарушение является наследственным. У глухих людей в 80% случаях рождаются такие же малыши, то есть тоже с проблемами тугоухости. Помимо этого, это может быть связано и с другими факторами, которые нарушают развитие малыша еще в тот момент, когда он находится в утробе своей мамы.

    В данную категорию входит следующее:

  • Ионизирующее облучение.
  • При беременности женщина употребляла наркотики, пила, курила, принимала некоторые лекарственные препараты.
  • Беременная женщина перенесла какое-то заболевание: краснуха, паротит и прочее.
  • После пройденного обследования ставится диагноз, после чего подбирается метод лечения.

    Психическое развитие детей с тугоухостью отстает от сверстников. Для того чтобы справиться с таким нарушением необходимо правильно воздействовать на его личность и дать ему соответствующее образование.

    Обучение при нарушении слуха проходит в соответствующем специализированном месте. Там есть все условия для того, чтобы малыш мог полноценно развиваться, его личность будет формироваться, психические характеристики также будут восстановлены.

    Логопедическая работа позволяет правильно сформировать речь, улучшить память. Дети учатся читать по губам своего преподавателя. Они могут воспринимать разную форму речевой деятельности.

    Воспитание и обучение детей с нарушением слуха – это долгий и трудоемкий процесс. Ключевую роль в этом играют наглядные предметы, делаются различные инсценировки и подобное этому.

    Особенности психического развития малыша с нарушением слуха должны контролировать прежде всего сами родители. Важно заниматься с ребенком, проверять как он реагирует на звуки.

    Рекомендации родителям

    Средств борьбы с заболеванием конечно не много. Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:

    1. Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к другому малышу.
    2. Развиваться малыш должен точно так же как обычные дети.
    3. Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
    4. Приучать подростков к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
    5. Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
    6. Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
    7. Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.
    8. Любая сфера деятельности детей с нарушением слуха должна обсуждаться с врачом.

      Верботональная система обучения

      Методы обучения могут быть разными. Коммуникативной деятельности отводится наибольшее значение. Ведь как уже было сказано выше проблемы со слухом оказывают прямое воздействие на развитие личности.

      Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха – это старый метод решения проблемы, впервые он был внедрен в 1950 году.

      Методика включает в себя не только полный комплекс диагностических мер, но и коррекцию проблем, связанных с нарушением голоса, а также особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. Для того чтобы добиться положительного результата в лечении к проблеме нужно подходить комплексно.

      Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью верботональной системы проходит следующим образом:

    9. Прохождение полного диагностического обследования, проводят его медицинские работники и педагоги. Это позволяет скорректировать дальнейший план действий.
    10. Разрабатываются игры для детей с нарушением слуха, специальные занятия, ребенок откроет в себе голоса, звуки, а также способность имитировать.
    11. Проводятся беседы с родителями.
    12. Существует несколько методов верботонального развития:

    13. Фонетическая ритмика – малыш выполняет специальные упражнения по движению тела, учится правильно дышать.
    14. Занятия, на которых включается музыка – в формировании речи имеет большое значение.
    15. С помощью специальных занятий преподаватели могут развить моторику, учат ребенка владеть своим телом, а также чувствовать его. Таким образом, он сможет ориентироваться в пространстве. Делаются прыжки, кувырки, раскачивания и прочие упражнения.

      Специфику профилактических действий определяет врач. Реабилитационный период должен начинаться уже в два года. Для восстановления ребенка отдают в специализированные детские сады и школы.

      Своевременная профилактика нарушения слуха позволяет добиться максимально успешных результатов. В домашних условиях родители должны постоянно общаться с ребенком, проявлять терпение. Ребенок должен видеть, как разговаривает собеседник, то есть видеть его движения губами.

      Профилактические действия включают в себя следующее:

    16. Организм нужно закаливать. С помощью стимулирующего действия сопротивляемость организма к различным инфекциям и прочим заболеваниям будет повышена.
    17. Питание должно быть правильным. Меню должно быть богато полезными продуктами насыщенных витаминами, минералами, жирами и углеводами.
    18. Поддерживайте влажность в помещении и температуру.
    19. Любые заболевания, будь то простой насморк или что-то серьезное, нужно лечить своевременно.
    20. Это простые правила, но именно они могут защитить ребенка.

      Для того чтобы слуховая система развивалась правильно нужно соблюдать гигиену слуха, сюда относятся следующие мероприятия:

    21. В любое время года одевайте ребенка соответственно погоде. Что касается осени и зимы, то уши его должны быть постоянно в тепле, чтобы не допустить их переохлаждения.
    22. Не допускайте того, чтобы ребенок находился в местах где громкость звука более 80 дБ.
    23. Малыш должен дышать только носом, если возникает насморк его необходимо быстро устранять.
    24. И родители, и окружающие люди, с которыми контактирует ребенок, должны говорить четко и правильно.
    25. Воспалительные процессы носоглотки важно выявлять своевременно. Именно это часто становится причиной появления проблем с ушами, что в результате приводит к тому, что развивается заболевание под названием тугоухость. Если у родителей возникают хоть небольшие сомнения по поводу того, что ребенок слышит не полноценно, необходимо показывать его доктору.

      Как показывает статистика, детей намного чаще беспокоят проблемы со слухом нежели, взрослых людей. Они могут быть не только врождёнными, но и приобретенными, в любом случае это негативным образом сказывается на интеллектуальном и физическом развитии.

      Для того чтобы этого не допустить, нужно не пренебрегать визитами к врачу и не только при наличии подозрительных симптомов, но и просто в качестве профилактики.

      lorgid.ru