Лепка у детей младшего дошкольного возраста

Технология обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста лепке из глины

Технология обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста лепке из глины

«Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает изучающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве. » (с)Масару Ибука.

Приобщаю детей к лепке из глины с 1.5-2 лет. Лепка из глины полезна для детей, потому что развивает моторику рук, фантазию, пространственное мышление. Работа с глиной помогает выразить свои чувства, снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, страх. Глина помогает приемлемым способом избавится от гнева. Даже самым маленьким детям необходимо выражать свои эмоции. Лепка из глины успокаивает.

Двухлетний малыш усваивает простые приемы лепки из глины:

— сминание-надавливание ручками и пальчиками на кусочек глины;

— отщипывание-отделение от большого куска глины небольших кусочков при помощи большого и указательного пальчиков руки;

— разрывание-отделение больших кусков от общего куска всеми пальчиками.

С помощью этих действий малыши создают элементы (детали, из которых конструируют плоскостные или объемные композиции.

— сплющивание (вдавливание)-сжимание куска глины с целью придания ей плоской формы при помощи пальчиков, ладошки на плоской поверхности и между ладонями;

— скатывание-изготовление предмета круглой или овальной формы, формы жгутика одной ладошкой на столе или между ладошкам;

— прищипывание-вытягивание мелких деталей при помощи большого и указательного пальчиков руки;

— оттягивание-вытягивание края кусочка глины до определенной длины и толщины.

В гончарном искусстве существует понятие «форма». Дети способны изучать формы, объемы через глину: шар, жгут,пласт,конус,цилиндр,колокол. Через сказкотерапию знакомлю детей с формами:

«Испекла бабка. колобок (договаривают дети)-форма «шар». Катится колобок,прыгает в ладошках, не падает.

Упал на доску и покатился дальше (ком глины можно раскатывать в ладонях и на доске).

А сейчас бабушка сплющила колобок и получилась. лепешка (блин,оладья — договариваю дети)— форма «пласт,диск».

Если загнуть края лепешки, получится. миска (тарелочка, шляпка гриба) — форма «колокол».

Сейчас раскатаем палочку (форма «жгут»).

Если присоединим палочку к миске, то получится. корзиночка (договаривают дети).

Куда пойдем в корзиночкой? (в лес, на полянку, в сад, на огород). Что положим в корзиночку? (ягоды,грибы,цветы,яблоки)

Знакомя детей с формами «конус», «цилиндр», «пласт», «жгут», можно придумать сказку «Кто что ест» и практически закрепить с детьми нужные формы.

Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельной и разнообразной становится его деятельность по лепке из глины. В раннем и младшем дошкольном возрасте использую совместную лепку. Малыши, начиная лепку, не задумывают тему своей работы. Е. А. Флёрина и Н. П. Сакулина отмечают, что дети 2-3 лет на основе приобретенных знаний, опыта все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось. И в работах детей этого возраста можно увидеть сходство с реальными предметами.

Список используемых источников:

1. Григорьева Г. Г. и др. «Кроха:пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет«.- М.:Просвещение, 2004.

2. Доман Г. «Гармоничное развитие ребенка».- М.:Аквариум, 1996.

3. Казакова Т. «Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании»// Дошкольное воспитание. -№8, 2005.

4. Янушко Е. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года)«.- М.:Мозаика-Синтез, 2007.

Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Игры и игровые упражнения для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста правильному речевому дыханию Месяц Длинный выдох Сентябрь.

Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Занятие по лепке для детей младшего возраста «Угощение для Деда Мороза» Конспект занятия по лепке для детей младшей группы Тема: «Угощения для Деда Мороза» Задачи: Познакомить с новой техникой лепки — пристукивание.

Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе. Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется.

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». В работе дошкольных.

Практический семинар «Детский игровой фольклор» для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста Здравствуйте, сегодня я вам расскажу и покажу, как использовать русский народный фольклор в повседневной жизни малыша. Малый фольклорный.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Технология адаптации детей раннего возраста к пребыванию в ДОУ Технология адаптации детей раннего возраста к пребыванию в ДОУ на основе модульного построения воспитательно — образовательного процесса.

www.maam.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студентка 3 курса

Лесосибирск. Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст – от двух до четырёх лет связан с освоением ребёнком новой социальной среды. Посещение детского сада диктует новые условия существования для малыша. Зачастую для детей это первый опыт общения со сверстниками, включение в группу, новое восприятие взрослого человека. Ребёнок начинает осваивать правила поведения в детском саду, становится более самостоятельным, учится вести себя в новых условиях. Эти новые обстоятельства выступают благоприятными условиями педагогического воздействия для формирования первых элементарных нравственных представлений. Нравственные представления, которые сформируются у детей в этом возрасте, нравственный опыт, который они накопят на этом возрастном этапе, ляжет в основу их дальнейшего нравственного развития.

Современными учеными рассматривались психологические механизмы становления и развития нравственных представлений, (Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин т др.); специфика и закономерности нравственного развития дошкольника (Р. Ибрагимов, С. Якобсон, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.) педагогические условия и средства формирования нравственных норм у детей (А. Виноградова, Р.С. Буре, Т. Маркова, Л. Стрелкова, С.А. Козлова и др.).

Е. Авилова и Л. Волобуева придерживаются следующего определения процесса формирования нравственных представлений – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных представлений, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях [1].

Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных представлений, у детей дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая, и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно [2].

С точки зрения С.А. Козловой, каждый взрослый имеет довольно большой социально — нравственный опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных представлений у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием» [4]. Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.

Большое значение в процессе формирования нравственных представлений, по мнению С.А. Козловой, играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность — это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку [3].

Для формирования нравственных представлений стимулирующих поведение у детей младшего дошкольного возраста в детском саду, в настоящее время, используются следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений.

Например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».

3. Игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

Например, игры «Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор» и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка [5].

Основные пути формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в детском саду на современном этапе:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, раздеваясь, аккуратно складывать одежду.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, помочь другому ребёнку в той или иной ситуации или долго ждать, когда тот справится самостоятельно.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Применяется, если достаточно сформирована у ребёнка речь. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Авилова Е. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Е. Авилова. – М.: Пресс, 2004. – 96с.

2. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности. / Р.С. Буре. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С.9-11.

3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире./ С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С.21-24.

4. Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром. / С.А. Козлова. – М.: Арнадия, 2008. – 104с.

5. Якобсон С.Г. Проблемы нравственного развития детей. / С.Г. Якобсон. – М.: Азбуковник, 2004. – 256с.

infourok.ru

КВЕСТ — игра для детей младшего дошкольного возраста «Загадки снеговика»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1018» с/п 2034

Подготовила и провела: Воспитатель 1 категории Будькова Л.В. 2016 год

формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;

создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Привлечение как можно большего числа детей для участия в игре.

Развитие творческих и познавательных способностей участников программы через игру.

Способствовать развитию коммуникативности, умению взаимодействовать в команде.

1 карточка «Обращение Снеговика»

Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня не растили, из снега слепили,

вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой?»

Отгадайте, кто я: Снеговик.

Я веселый Снеговик. Шел к вам в гости и нес сладкое угощение, но пока искал вход в детский сад, где-то оставил подарок.

В садик я пришел, но вас в группе не было. Вы ходили на музыку.

Я оставил вам письмо и ушел на улицу. Очень жарко в саду. Я начал таять.

Помогите, пожалуйста, найти мой подарок.

Но чтобы найти его – отгадайте мои загадки. Они написаны на открытках с моим изображением.

До новой встречи! Снеговик

Дети ищут вторую карточку в этой же комнате

2 карточка «Кухня»

висит на окне в групповой комнате

Я красива и тонка,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю. (Чашка)

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Где находятся эти предметы — на кухне. Идем на кухню, ищем там карточку

3 карточка «Умывальная комната»

По утрам и вечерам

Чистит — чистит зубы нам,

А днем отдыхает,

В стаканчике скучает (зубная щетка)

Вода бежит и льётся

В белизну колодца (Умывальник)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится, (Мыло)

Где находятся эти предметы – в умывальной комнате. Идем туда искать карточку.

4 карточка «Спальня»

висит в умывальной комнате

Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка.)

«Днем спит на ней подушка,

А по ночам — Андрюшка». (Кровать)

Под пуховым и под ватным

Чтоб нигде не поддувало,

Вас укроет (одеяло).

Где находятся эти предметы – в спальной комнате. Идем туда искать карточку.

5 карточка «Раздевалка»

висит в спальной комнате

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (вешалка)

Мама вешает в нем платья

Свитера и брюки — братья

Папа — куртку, плащ и шарф

Догадались это… (шкаф)

На него ты сможешь сесть

Коль к столу позвали есть. (стул)

Где находятся эти предметы – в раздевалке. Идем туда искать карточку.

5 карточка «Елка»

висит в раздевалке.

Ее всегда в лесу найдешь –

пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

зимою в платье летнем. (Ель.)

Где подарки? На улице под елкой.

Дети одеваются и выходят на улицу искать елку под которой «подарок от Снеговика»

doshkolniku.info

Развитие творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста

Что дает человеку творчество? Прежде всего, это – сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий. Почему развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет настолько важную роль?

Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.

Мария Монтессори считался творческие способности главными у детей

Когда лучше всего начинать работу над развитием творческих способностей?

Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.

Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.

Фантазия детей в 3 года — неисчерпаемая. Они могут играть с чем угодно

Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.

Условия творческого развития ребенка

Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

  • В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.
  • Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.
  • Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.
  • Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача родителя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям.
  • Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви.
  • Как бы родители не пытались ускорить развитие интеллекта и творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.

    Родители должны обеспечить малыша наборами для творчества

    Роль личности родителей в творческом развитии детей

    Не секрет, что если родители хотят воспитать творчески развитую, свободную личность в ребенке, они сами должны обладать этими качествами. Старательно работать над их развитием, а также иметь необходимый набор знаний в этой сфере.

    Стоит отметить, что несмотря на то, что на первый взгляд эта задача может показаться сложной, ее воплощение в жизнь значительно проще, чем кажется. Достаточно лишь соблюдать ряд простых, но важных условий.

    Домашний театр ребенку могут обеспечить родители

    1. Какими бы нелепыми и абсурдными не казались выдумки и фантазии ребенка, относиться к ним нужно серьезно и внимательно. Это – первые попытки творчества ребенка. Смеясь над ними, или пресекая попытки можно надолго отбить у ребенка охоту заниматься творчеством.
    2. Дети и родители видят мир по-разному. Творческое мышление еще сильнее меняет угол его видения. Поэтому, если ребенок будет давать странные, порой нелогичные ответы, это далеко не всегда говорит о недостатках развития: может быть, ребенок хочет просто пофантазировать.
    3. Не на пользу творческому развитию ребенка идет излишне строгая атмосфера, а также чрезмерное увлечение дисциплиной. Для оптимального развития ребенка родителям не стоит бояться хотя бы ненадолго «впасть в детство» и иногда самим участвовать в детских играх. Это пойдет на помощь и ребенку и родителю. Ребенок получит возможность почувствовать поддержку своей творческой инициативы, служащий сильным стимулом к дальнейшему росту.
    4. Родителю игра поможет получить огромный заряд положительных эмоций, снять стресс, побаловать себя легкой и ненавязчивой психотерапией.

      Методы развития детского творчества

      Методы развития творческих способностей детей достаточно просты. И даже если ребёнок не посещает детский сад, или любое другое дошкольное образовательное учреждение, организовать их легко и в домашних условиях. Для этого потребуется минимум средств и оборудования. Занятия, осуществляемые таким образом, будут интересны не только детям, но и взрослым.

      Наблюдение за окружающим миром — основа развития ребенка

      Наблюдения за окружающим миром

      Выхода на свежий воздух с детьми, родители могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути.

      Первые навыки, полученные таким образом, помогут ребенку в дальнейшем эффективно приобретать и накапливать и школьные знания.

      Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.

      Сейчас в продаже очень много развивающих игрушек

      Во время выполнения ребенком задания желательно свести к минимуму инструкции, позволив ему самостоятельно справиться с ними. Это позволит лучше активизировать мышление, творческие навыки; попробовать новые стратегии и способы действий.

      Многими простыми играми можно заниматься не отвлекаясь от домашних дел, во время прогулки или, например, стоя в очереди в поликлинике или магазине. Примером может служить игра со словами: после того, как родитель назовет какое-либо слово, ребенок должен подобрать к нему родственное, либо, наоборот – противоположное по значению слово. Ребенку более старшего возраста можно предложить более сложную задачу: например, назвать что хорошего и плохого в том или ином предмете или явлении. Или предложить нестандартные способы применения простых и привычных ему вещей.

      Изобразительное искусство

      Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребенок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

      Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Ребенок учится правильно держать в руках кисточку или карандаш, контролирует движение своих рук, нажим на карандаш. Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.

      Детский рисунок «Синяя птица»

      Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является изобразительное искусство, в том числе – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.

      Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление аппликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

      Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль родителя в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

      Пальчиковые рисунки очень важны в развитии творческого начала

      Почему для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования?

      1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позволяет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.
      2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.
      3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности.
      4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.
      5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.

      Лепка развивает и творческие способности, и моторику рук

      Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

      Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства является лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или полимерную глину.

      Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо из собирать простых фигур предметы окружающего мира, животных и т.д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.

      Аппликация из бумаги — вид творчества для старших дошкольников

      Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Многие родители бояться давать в руки детям ножницы. Опасаясь, что он моет ранить себя, неосторожно обращаясь с опасным для него предметом, родители предпочитают самостоятельно вырезать фигурки для аппликации. Однако, также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей. Можно ли найти компромиссное решение?

      Безусловно, да, если родители будут использовать для занятий менее острые детские ножницы со скругленными концами. Тем не менее, пользоваться ими можно только под присмотром взрослых и зная правила техники безопасности.

      Начинать нужно, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работают по заранее заготовленному образцу; затем им можно предложить самим составить аппликацию на ту или иную тему.

      Для того, чтобы ребенок получал максимум необходимой ему информации, родителям следует уделять чтению вслух не менее получаса в день – перед сном и в течение дня. Читать лучше всего простые сказки, детские стихи, короткие рассказы. Со временем произведения подбираются по интересам ребенка или в зависимости от воспитательных задач, которые они выполняют. Помимо того, что чтение отлично развивает фантазию ребенка, они также благотворно сказывается на его активном словарном запасе.

      Чтение вслух — один из способов развития творческих способностей

      Хорошей привычкой, которую можно привить ребенку уже в раннем возрасте, является совместное посещение библиотек. Благодаря этому к периоду школьного детства у ребенка выработается потребность в чтении, саморазвитии; разовьется художественный вкус.

      Одним из сильнейших стимулов, побуждающих ребенка к творчеству, является музыка. Психологи считают, что прослушивание ребенком классической музыки прекрасно сказывается на развитии не только умственной, но и эмоциональной сферы: настроение становится более ровным, уменьшаются раздражительность и утомляемость. Еще лучше, если у ребенка будет возможность учиться в музыкальной школе, либо играть на каком-либо инструменте дома.

      Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду

      Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель непременно добьётся успеха.

      detki.guru

      «Развиваемся-играя!» Игры для детей младшего дошкольного возраста

      Игра важнейшее составляющая в развитие и обучении малыша. Среди всего многообразия игр я выделяю подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Предлагаю авторские разработки таких игр для детей младшего дошкольного возраста.

      Цель: активизация двигательной активности ребенка, представление понятия один-много, окружающий мир природы.

      Детям надевают шапочки с изображением пчелы. У воспитателя шапочка медведя. На полянке цветы ромашки-белые, васильки-синие, одуванчики-желтые, роза-красная. Сколько пчел много, а медведь один.

      Пчелки в лесу летают (дети бегают)

      Крылышками машут (дети машут руками)

      И жужжат: жу-жу-жу (дети встают в круги и жужжат)

      Из берлоги медведь вылезает и ревет ры-ры-ры (выходит воспитатель-медведь)

      Как вы пчелы надоели!

      Все жужжите и жужжите

      Ох, поймаю вас сейчас (воспитатель-медведь ловит детей-пчелок, дети убегают)

      Цель: активизация двигательной активности ребенка, повторение и закрепление цветовой гаммы.

      У каждого ребенка варежки разных цветов: красные, желтые, синие, зеленые, белые и т.д. Воспитатель в роли Снежной королевы. Дети играют в снежные комочки своего цвета.

      Шли детишки в зимний лес (дети идут)

      Варежки надели (берут варежки и надевают на руки)

      Красные, желтые, зеленые, синие и т.д. (дети показывают по очереди варежки)

      Метель налетела. Закружила, разбросала снежные комочки (воспитатель выходит и кружится)

      Ну, ребята, поскорей собирай комочки,

      Но смотри не ошибись (дети собирают комочки под цвет варежек)

      Собери все точно!

      Цель: активизация двигательной активности ребенка, повторение и закрепление понятия: большой-маленький.

      Испекла мне бабушка вот такой пирог (показывает на себя, ладошками печет пирог)

      Большой, большой (разводит руки в сторону большой, большой)

      Мы плясали, мы играли

      Бегали, скакали (дети бегаю, прыгают)

      А, Сережка, наш дружок нам испек пирожок (показывают на Сережу, ладошками пекут пирожок)

      Маленький, маленький (разводят руками, очень мало)

      Цель: активизация двигательной активности ребенка, повторение и закрепление геометрических форм: круг, квадрат, треугольник.

      Участвуют родители и ребенок. У них веревка, для показа последовательного перехода от персонажа к персонажу.

      Математику я знаю вот так. (дети показывают)

      Папа, мама, я – это треугольник (конец веревочки передается от мамы к папе и к ребенку)

      А у друга Сережки

      Папа, мама, сестренка Аленка и сам Сережка ((конец веревочки передается от мамы к папе, сестренки Аленки и к ребенку)

      За руки вместе беремся

      Мама, папа, я, друг Сережка, сестрёнка Аленка, мама и папа Серёжки — это круг (все по очереди встают в круг, передавая веревочку)

      Цель: активизация двигательной активности ребенка, повторение и закрепление математических понятий высокий-низкий.

      Из кубиков построен дом высокий и низкий.

      Мы хорошие ребята

      Дружно, весело живем (дети бегают, прыгают)

      Даша живет в высоком доме (дети показывают на высокий дом)

      Петя живет в низком доме (дети показывают на низкий домик)

      Озорные мы ребята

      Ходим, бегаем, поем (дети бегают, прыгают)

      Школа новая у нас

      Высокая, высокая (дети показывают на высокий дом)

      Детский сад низкий, низкий (дети показывают на низкий дом)

      Из своей педагогической практики, а она у меня более 20 лет, я убедилась, как важно с самого раннего возраста развивать мелкую моторику рук.

      Пальчиковые игры улучшают память и развивают мышцы рук.

      Совместно с ребенком и родителями я провожу занятия, направленные на развитие ребенка. Пальчиковую гимнастику выполняем вместе с родителями под руководством воспитателя, который корректирует процесс. Дети вместе с родителями усаживаются на подушечки разложенные на ковре в игровой комнате детского сада. Упражнения выполняются совместно детьми и родителями. Слова произносит воспитатель, родители, повторяя, помогают выполнять детям движения пальчиками. После того как детьми будут освоены движения, выполнение происходит параллельно- ребенок и родитель. Не давите на ребенка, после непродолжительных занятий ребенок будет не только делать движения пальчиками, но и повторять слова игры.

      Дружно в садик мы идем (пальчики идут)

      Звонко песенку поем (подставляем руки трубочкой ко рту)

      Весело хоровод ведем (сцепляем пальчики)

      Мы устали, спать легли (обе ладошки складываем и под щечку)

      Встали и опять пошли (пальчики идут)

      Маша, Марина, Петя, Сережа и я (загибаем пальчики по одному)

      Дел у пальчиков немало (сжимаем и разжимаем пальчики)

      Руки чисто помыть (движение: моем руки)

      Кашу вкусную покушать (ладошки лодочкой и поднести к рту)

      Ручками весело похлопать (хлопаем руками)

      Ножками громко потопать (топаем ногами)

      Пальчики устали, трудная у них работа (поглаживаем пальчики)

      Наши глазки зорко смотрят (показывает глазки)

      Наши ушки остро слышат (показывает ушки)

      Наш ротик весело говорит (показывает ротик)

      Наш носик громко сопит (показывает носик)

      Это я (указывает на себя)

      Наши пальчики устали (гладим пальчики)

      (Загибаем пальчики начиная с большого)

      Утром носочки одевали

      Маму за руку держали, дом из кубиков строили

      Рисовали и лепили

      Ох, всех дел не перечесть (выпрямить пальчики)

      (По ходу стишка происходит имитация руками)

      Дедушка капусту рубит

      Бабушка блины печет

      Папа строит дом

      Вот так, вот так.

      Мама белье стирает

      Автор: Ладонова Людмила Николаевна

      воспитатель детского сада «Березка»,

      Ямало-Ненецкий автономный округ,

      Красноселькупский район, п. Толька

      Статья размещена в авторской редакции.

      planetadetstva.net