Лечение двигательных нарушений у детей

Синдром двигательных нарушений у грудных детей

В движении — жизнь. Это утверждение особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ведь по состоянию их мышечного тонуса, тому, как он развивается, судят о развитии малыша. Двигательная активность новорожденного – один из важнейших факторов, определяющий его состояние здоровья.

Но как быть, когда родители замечают, что у грудничка не достаточно развиты двигательные функции? А если на приеме у невропатолога они слышат диагноз «синдром двигательных нарушений» или сопутствующий ему – «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС)? Наша статья расскажет об этих диагнозах, особенностях их проявления, диагностике, и в каких случаях лечение будет наиболее эффективно.

Тело любого человека с рождения имеет мышечный тонус. Это определенное напряжение мышц, благодаря которому удерживается положение тела, его позы и, конечно же, осуществляются движения.

В утробе матери мышцы ребеночка находятся в гипертонусе: кулочки сжаты, ножки и ручки подведены к телу, и это нормальное вынужденное положение. После рождения оно сохраняется приблизительно до 3-х месяцев, по прошествии которых тонус приходит в норму. На практике это означает, что мышцы не сильно напряжены, так что без труда можно раскрыть детскую ладошку, согнуть ножки и разогнуть их. О двигательных нарушениях говорят в таких ситуациях.

Признак того, что из ЦНС поступает большое количество нервных импульсов. Мама обязательно должна показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • в лежачем положении тело ребенка изгибается в виде дуги;
  • грудничку едва исполнился месяц, а он отлично удерживает головку;
  • после 3-х месяцев ребенок не раскрывает кисть, чтобы взяться за игрушку, всегда сжимает кулачки и прижимает их к туловищу;
  • голова повернута всегда в одну сторону;
  • если поставить кроху на ножки, опирается на носочки, а не на полную стопу;
  • переворачивается только через один бок;
  • в возрасте до года отдает предпочтение одной руке (груднички одинаково хорошо должны пользоваться как левой, так и правой рукой).
  • При мышечном тонусе эффективен массаж

    При гипертонусе мышц у новорожденных неправильно формируются моторные навыки. После того, как ребенок учится ходить, могут возникнуть нарушения походки, осанки. И поскольку подобное состояние всего лишь симптом, указывающий на патологии ЦНС, он может спровоцировать развитие церебрального паралича (ДЦП).

    Возникает, когда количество поступающих из ЦНС импульсов к мышцам сильно снижено. Как следствие, снижается и напряжение мышц. Признаки подобного состояния следующие:

  • младенец вялый, производит немного движений ручками и ножками;
  • не может удержать игрушку в руке;
  • слабый крик;
  • малыш поздно начинает улыбаться;
  • так как затылочные мышцы слабые, долго не может удерживать головку в вертикальном положении, постоянно запрокидывая ее назад;
  • детей с гипертонусом мышц при попытке в 6-7 месяцев посадить шатает в стороны, им сложно удержать равновесие;
  • ребенок не ползает, не встает, не сидит в положенное время.
  • Занятия на фитболе улучшают тонус мышц

    Синдром двигательных нарушений в виде мышечной слабости отрицательно влияет на осанку и позвоночник, часто случаются вывихи суставов. При тяжелой форме гипотонии ребенку сложно сосать грудь, самостоятельно жевать или глотать пищу. Длительное время отсутствует проявление речевых навыков.

    Состояние, при котором мышечный тонус переменчив: то наблюдается гипертония, то гипотония мышц. Или же одна группа мышц находится в напряжении, в то время как другая слишком расслаблена.

    Причины возникновения

    Часто у детей с выраженным синдромом двигательных расстройств в анамнезе есть патологии нервной системы, развившиеся во время внутриутробного формирования или в процессе родов. То есть мышечная дистония возникает вследствие поражения ЦНС (коротко перинатальное поражение нервной системы называют ППЦНС). Факторы, провоцирующие развитие патологии:

    1. Гипоксия — основная причина поражения головного мозга плода или новорожденного вследствие нарушения в нем кровоснабжения.
    2. Внутриутробные инфекции.
    3. Родовые травмы, которые часто возникают при тазовом предлежании, большой массе плода, неправильном вставлении головки. Во всех этих случаях может развиться поражение спинного мозга.
    4. Как диагностируют болезнь

      Диагноз ставят неврологи после тщательного обследования. При этом учитывается перинатальный анамнез: были ли проявления гипоксии, токсико-метаболические нарушения, перенесенные инфекции; обращается внимание на оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.

      Нервно-психическое развитие оценивают по месяцам

      Обязательно малышу, имеющему незаросший родничок, назначают нейросонографию и допплер-исследование мозгового кровотока. В тяжелых случаях рекомендуют сделать МРТ или КТ головного мозга. У педиатров и неврологов есть таблицы с нормами развития моторных и психомоторных навыков по месяцам. На основании этой таблицы происходит оценочное сравнение достигнутых результатов.

      Методы восстановления, то есть лечение, будут зависеть от степени тяжести состояния малыша. Из медикаментов назначают лекарственные средства, снижающие нервно-мышечное проведение импульсов либо улучшающие его.

      Широко применяется лечение массажем, электрофорезом, физиотерапевтическими методами. Практикуют занятия на фитболе. Доктор рассказывает родителям, как организовать правильное питание. Некоторые упражнения мама может выполнять с ребенком дома, но только после того, как получит соответствующий инструктаж.

      Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

      Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

      mladeni.ru

      Синдром двигательных нарушений у детей можно распознать уже сразу после рождения или в течение первой неделе жизни. У малыша наблюдается повышение двигательной активности или наоборот снижение.

      Такие нарушения у детей являются причиной медленного психического и речевого развития. Проблемы в развитии мышечного тонуса препятствуют нормальному развитию двигательных функций и овладению речи.

      Обычно новорожденный малыш в три месяца начинает самостоятельно держать головку, то с таким нарушением он не может это и в год. Определить синдром двигательных нарушений у детей сможет врач, поэтому важно регулярно посещать его в первый год жизни.

      Признаки двигательных нарушений

      Важно как можно раньше диагностировать двигательные нарушения у ребенка. Ранняя диагностика поможет быстро начать лечение и не допустить серьезных последствий. Конечно, в первую очередь родителям необходимо внимательно наблюдать за своим малышом и общаться с другими мамочками.

      Распознать нарушения можно по следующим признакам:

    5. Монотонный плач.
    6. Скудная мимика лица.
    7. Запоздалые зрительно – слуховые реакции.
    8. Поздно начинает улыбаться (в три месяца, а иногда и позже).
    9. Малыш берет в руки игрушки, но при этом не понимает, что с ними надо делать.
    10. Не может с первого раза дотянуться до игрушки. При первых попытках промахивается.
    11. На поздних стадиях нарушений (когда ребенку 10 месяцев) вместо звуков или слогов, ребенок издает непонятное нытье. Наблюдается неправильная артикуляция. Дыхание ребенка тяжелое и неконтролируемое открытие рта. Язык при этом неострый, а лопатообразный.
    12. Типы двигательных нарушений у детей

      Нарушения можно разделить на несколько типов:

    13. Гипотония мышц. Синдром гипотонии мышц наиболее распространенный у грудных детей, хотя может появиться или стать более выраженной в любом возрасте.
    14. Гипертонус мышц. Синдром гипертонуса мышц – это снижение объема движений и мышечной силы, а также повышение мышечного тонуса. При данном нарушении наблюдается задержка в развитии хватательной способности рук малыша. Малыш позже начинает брать в руки игрушки, и длительное время хватает их кистью, а не пальцами. Также может задерживаться развитие защитных функций рук. В результате задерживается реакция равновесия, сидя, стоя и при ходьбе. Если повышен тонус мышц в ногах, то опаздывает и опорная реакция ног. Малыш предпочитает лучше ползать и неохотно встает на ноги. Если такого малыша ставить на ножки, он встает не на всю ступню, а на пальчики.
    15. Мозжечковый синдром. Проявляется синдром нарушением координации, когда малыш тянется к игрушке, потерей равновесия при ходьбе и вставании, тремором.
    16. Самостоятельно сидеть ребенок начинает позже. Даже сидя при повороте ему сложно сохранять равновесие. У ребенка страх перед падением, поэтому долгое время он не берет предмет двумя руками. Ходить начинает поздно, после года и часто падает.
    17. Иногда у детей с нарушением реакций равновесия в год можно видеть горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. В результате нарушается пространственная ориентация.
    18. Причиной мозжечкового синдрома является его недоразвитость, поражение в результате асфиксии и родовых травм, а иногда наследственность.
    19. Тонический лабиринтный рефлекс. Ребенок, самостоятельно лежа на спине, не может наклонить голову и вытянуть руки вперед, не может схватиться и сесть. Малышу трудно повернуться со спины на бок и на живот. Если ребенок не может наклонить голову лежа на спине, то у него отсутствуют, и предпосылки чтобы садиться.
    20. Симметричный шейный тонический рефлекс. Стоя на коленках, малыш не может опереться на руки. Голова наклоняется вперед, а руки сгибаются и кисти сжимаются в кулачки. При таком нарушении, когда ребенок лежит на животе, у него повышается мышечный тонус в разгибателях ног. В результате в коленных суставах ноги трудно согнуть, чтобы поставить его на колени. Ликвидировать это положение возможно, если взять его за подбородок и поднять голову. Малышу очень сложно удерживать самостоятельно голову в положении лежа.
    21. Не стоит отчаиваться и опускать руки, если вашему малышу поставили диагноз – синдром двигательных нарушений. И с таким диагнозом вырастают совершенно нормальные дети. Самое главное своевременно и правильно начать лечить.

      При правильном лечении 90% случаев нарушений проходят до двух лет.

      Для лечения применяют:

      • Расслабляющий массаж. Является самым эффективным методом лечения в данном случае. Выполнять такой массаж должен специалист именно детского массажа, потому что у деток есть свои особенности. Курс состоит из 15 сеансов массажа. Большое внимание необходимо уделять ножкам пациента. Перед упражнениями можно надеть на ножки шерстяные носочки, а после сделайте парафиновые сапожки. Хорошо помогают ванночки из отварного овса.
      • Лечебная физкультура. Проводить лечебную физкультуру должен также специалист. Не позволяйте, чтобы малыш просто лежал и смотрел, как делаете вы упражнения. Заставляйте его, что-то делать, провоцируйте на двигательную активность и речевую деятельность. Старайтесь, чтобы ребенок повторял за вами отдельные движения. Каждый день учите с ним по пару новых движения и повторяйте их.
      • Физиотерапию (мочегонные травы).
      • Педагогическую коррекцию.
      • Медикаментозное лечение. Медикаментозное лечение будет завесить от уровня мышечного тонуса. Лекарственные препараты вводят с помощью электрофореза.
      • Гомеопатические препараты.
      • Кроме всего выше перечисленного, стоит обратить внимание и на питание ребенка. Советуется включить в рацион питания продукты богатые витаминов В или вводить его внутримышечно.

        Важно помнить, что даже в тяжелых случаях при своевременном обнаружении проблемы и правильном лечении можно избавиться от тяжелых последствий.

        girafejournal.com

        Синдром двигательных нарушений у детей

        Как вы думаете, какой диагноз в общественном сознании считается чуть ли не приговором, который априори делает лечение бессмысленным, а судьбу пациента грустной и трагической? Различные проблемы с сердечно-сосудистой системой? Онкологические заболевания? «Неизлечимые» наследственные патологии? Вряд ли. Подобные недуги, безусловно, способны испортить жизнь даже самому стойкому и уверенному в себе человеку, но при соответствующем подходе и грамотном лечении с проблемой так или иначе удается справиться (особо заметим, о полном выздоровлении в данном случае никто не говорит). Но когда у новорожденных детей или грудничков выявляется ДЦП, мир вокруг родителей внезапно сворачивается до размеров кабинета врача, который профессиональным, отсутствующим голосом сообщает страшный диагноз. Спросите, каким образом соотносится синдром двигательных нарушений с детским церебральным параличом? В том-то и дело, что никаким!

        ДЦП, если отбросить сложную и малопонятную для обычного человека терминологию, — это комплекс двигательных нарушений, вызванный органическим поражением головного мозга во время внутриутробного развития. Синдром двигательных нарушений, о котором мы сегодня будем говорить, — гораздо более многогранное явление. Его признаки отечественные неонатологи и педиатры склонны видеть в любом мало-мальски заметном отклонении от абстрактных норм, принятых еще во времена развитого социализма. Обсуждать причины такого подхода мы сейчас не будем, но считаем своим долгом еще раз напомнить, что синдром двигательных нарушений и ДЦП — это (внимание!) совсем не одно и то же.

        Помните характерный отрывок из пьесы сэра Уильяма Шекспира «Король Ричард III», в котором один из братьев короля Эдуарда IV описывал свое физическое состояние:

        «Я, у кого ни роста, ни осанки,

        Взамен дала хромоту и кривобокость»?

        Многие особо «продвинутые» педиатры, сталкиваясь с характерными клиническими проявлениями, ставят диагноз «ДЦП». Чем фактически обрекают детей (чаще всего новорожденных) на полную инвалидизацию. Родителям же расскажут о том, что рассчитывать на сколько-нибудь эффективное лечение в данном случае не приходится, а массаж, сеансы лечебной физкультуры и различные физиотерапевтические процедуры смогут лишь незначительно улучшить состояние малыша. И как бы между делом порекомендуют отдать грудничка в специальное учреждение.

        Синдром двигательных нарушений (далее для простоты — СДН) — не приговор. Следовательно, при условии адекватного лечения малыши чаще всего полностью выздоравливают. Возможно, им в дальнейшем потребуются регулярные сеансы массажа, наблюдение у невропатолога и незначительное ограничение физической активности. Но это, согласитесь, совсем не то же самое, что ДЦП. И если родители не сдадутся, у ребенка все будет хорошо.

        Прежде чем переходить непосредственно к проявлениям СДН, стоит заметить, что ни один из них нельзя назвать уникальным. Другими словами, подобные «симптомы» могут наблюдаться даже у абсолютно здоровых детей, потому «включать панику» и после каждого чиха бежать к врачу нет никакой необходимости. С другой стороны, упорное игнорирование прогрессирующей задержки в развитии может привести к самым печальным результатам (и один только массаж помочь пациенту вряд ли сможет). Следовательно, в данном вопросе необходимо проявить особенную гибкость, стараясь не впадать в крайности. Сами же симптомы СДН могут быть следующими:

      • монотонный плач без видимых причин;
      • замедленные зрительные и слуховые реакции на внешние раздражители;
      • малыш берет в ручки игрушки (часто ему для этого требуется несколько попыток), но плохо понимает, что делать с ними дальше. У детей с различными нарушениями в развитии (заметим, об СДН речи не идет) это случается довольно часто;
      • ограниченная мимическая активность;
      • явное выражение эмоций может быть запоздалым (первая улыбка в 3-4 месяца — не такая уж большая редкость);
      • неправильная артикуляция, из-за чего у детей наблюдается поздняя активизация речевых зон (так ожидаемые «ма», «па», «ба» и «да» родители могут услышать не в 6-8 месяцев, а гораздо позже);
      • затрудненное дыхание.
      • Отдельного упоминания заслуживает мнение, согласно которому папы и мамы должны внимательно наблюдать за малышом и почаще общаться с «коллегами» на специализированных форумах. С первой частью этого утверждения спорить глупо, а вот от чрезмерно активного обсуждения с родителями других детей мы бы советовали воздержаться. Адекватность некоторых постоянных посетителей детских форумов находится под большим вопросом, потому не удивляйтесь, если вам, к примеру, посоветуют лечить легкое расстройство или простуду ударными дозами антибиотиков.

        Этапы психомоторного развития детей

      • таламопаллидарный (от рождения до 4 месяцев);
      • стриопаллидарный (до 10 месяцев): постепенное снижение мышечного тонуса, увеличение количества целенаправленных движений;
      • период проявления высших корковых функций, развитие речи и сложных условных рефлексов.
      • Фазы развития детской моторики

      • СДА: спонтанная двигательная активность (с первых дней жизни до 8-9 недели);
      • монокинетическая (2-5 месяцы): самостоятельное управление движениями конечностей;
      • дромокинетическая (5-12 месяцы): двигательное поведение малыша становится осознанным, а любые движения получают конкретную цель (дотянуться до игрушки, взять тот или иной предмет);
      • кратикинетическая (с 12 месяцев): окончательная нормализация мышечного тонуса, переход к «взрослой» моторике, значительное улучшение координации движений.
      • Виды двигательных нарушений при СДН

        1. Гипотония (снижение тонуса) мышц. Проблема более всего распространена у новорожденных детей, хотя при серьезных нарушениях может быть диагностирована и у малышей постарше.

        2. Гипертонус мышц, приводящий к значительному уменьшению двигательной активности. Наиболее характерное клиническое проявление — задержка в развитии хватательной способности (мы уже говорили об этом при обсуждении возможных симптомов СДН). Помимо этого, родители могут заметить, что ребенок не способен долго удерживать равновесие, а если его поставить на ножки, то он опирается не на всю площадь ступни, а только на пальчики. Также стоит понимать, что массаж при гипертонусе мышц (а его чаще всего и назначают педиатры) сам по себе не в силах помочь малышу и лечение в данном случае должно быть комплексным.

        3. Ребенок (даже достаточно «взрослый») с большой неохотой принимает вертикальное положение, предпочитая передвигаться ползком, а когда это все же происходит, часто падает.

        4. Мозжечковый синдром. Спонтанные нарушения координации могут время от времени проявляться у всех детей, но если проблема наблюдается намного чаще, чем это допускает теория вероятности, следует задуматься, насколько они «случайны». Ведь вполне возможно, что умильный малыш, раз за разом теряющий равновесие при ходьбе, серьезно болен.

        5. ТЛР (тонический лабиринтный рефлекс) у детей. Он проявляется целым комплексом нарушений, среди которых наибольшую диагностическую ценность имеют следующие симптомы:

      • «взрослый» ребенок, лежа на спине, не в состоянии сесть, вытянуть руки вперед или наклонить голову;
      • малышу, который лежит на животе, сложно повернуться на бок или спину;
      • у детей с ТЛР наблюдается стойкое нежелание принять сидячее положение.
      • 6. СШТР (симметричный шейно-тонический рефлекс). Опираясь на коленки, малыш не может перенести центр тяжести на руки. Это состояние получило в неврологии название «поза легавой собаки»: голова наклонена вперед, кисти сжимаются в кулачки, а руки согнуты. Все это приводит к тому, что у крохи значительно усиливается мышечный тонус в суставах ног. СШТР требует квалифицированного комплексного лечения (массаж, сеансы ЛФК, различные процедуры), и чем скорее оно будет начато, тем лучше.

        prosindrom.com

        Синдром двигательных нарушений у грудничка: виды, причины, симптомы, лечение

        Синдром двигательных нарушений у грудничка – это болезнь, при которой у малыша наблюдается нарушения двигательной активности (снижение или повышение), ослабление силы мышц и мышечная дистония.

        Чаще всего этому заболеванию подвержены грудные дети в возрасте от двух – четырех месяцев. Риск получить данное заболевание возрастает, если ребенок перенес гипоксию (кислородное голодание) или травму головного мозга. Как и многие другие заболевания, синдром двигательных нарушений (СДН) делится на несколько видов.

      • Мышечный гипертонус – повышенный мышечный тонус. Ребенок не способен держать равновесие долгое время.
      • Мышечная гипотония – пониженный мышечный тонус. Этот вид СДН распространяется и на малышей более старшего возраста.
      • ДЦП – детский церебральный паралич.
      • Мозжечковый синдром – расстройство работы и функций мозжечка. (Пьяная походка).
      • ТЛР- тонический лабиринтный рефлекс. Дети не могут перейти в сидячее положение, не могут перевернуться с одного бока на другой.
        1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
        2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
        3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
        4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.
      • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
      • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
      • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
      • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
      • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.
      • Остеопатия, массаж, лечебная физкультура, и рефлексотерапия занимают первое место по эффективности лечения синдрома двигательных нарушений у детей. В любом случае ребенок в обязательном порядке должен наблюдаться у врача-невролога и пройти назначенное им лечение.

        Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.

        Массаж и лечебная физкультура. Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.

        Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.

        Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти. После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.

        Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)

        Рефлексотерапия. Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.

        Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.

        Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче (фитболе) также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.

        Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.

        Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.

        ru-babyhealth.ru

        Лечение пациентов с двигательными нарушениями

        Успех лечения во многом зависит от того, где пациент проходит реабилитацию. Мы можем организовать лечение в ведущих клиниках мира, в которых ведущие специалисты применяют инновационные технологии восстановления утраченных двигательных функций. Наши специалисты возьмут на себя организацию лечения. Узнайте больше, позвоните по телефону +7 (495) 233-64-94.

        Особенности двигательных нарушений у детей

        Расстройства двигательной функции у детей имеют свои особенности:

        • Отсрочены клинические проявления синдрома двигательных расстройств;
        • Более половины двигательных нарушений формируются в антенатальном периоде;
        • Имеется высокая частота инсультов в перинатальном периоде, которые не манифестируют в неонатальном.
        • Основные критерии двигательных расстройств у детей — ограничение объема движений конечностей, нарушенный мышечный тонус, изменения в рефлекторной сфере. При осмотре ребенка врач обращает внимание на дополнительные критерии двигательных расстройств:

        • Задержка психомоторного развития,
        • Нарушение фиксации взора,
        • Отсутствие редукции врожденного лабиринтно-тонического и симметричного шейно-тонического рефлекса к концу первого месяца жизни.
        • Тяжесть двигательных нарушений у детей напрямую зависит от длительности воздействия повреждающих факторов на онтогенез коры.

          К году жизни малыша формируются дополнительные безымянные извилины. Если кора мозга повреждается до 30–32-й недели, то это может иметь катастрофические последствия для развития двигательных функций и нервной системы после рождения младенца. В первые 2-3 месяца активно протекает процесс ветвления аксонов и дендритов. На его основе образуются функциональные системы мозга. В 4-6 месяцев происходит миелинизация пирамидных и околопирамидных трактов. В этом сроке может проявиться спастический синдром.

          Если ребенок родился недоношенный, то у него при наличии центрального пареза к полугоду гипотонический синдром меняется спастическим. К наиболее ранним проявлениям врожденных и приобретенных расстройств мозга относится задержка обратного развития врожденных рефлексов и нарушение психомоторного развития.

          Энцефалопатия и двигательные расстройства, лечение которых требует грамотного подхода, развивается при наличии в анамнезе следующих факторов риска:

        • На пятой минуте жизни новорожденный оценен по шкале Апгар менее чем в 5 баллов;
        • У малыша на протяжении двух суток проводилась искусственная вентиляция легких;
        • Показатели насыщения кислородом пуповинной крови менее 60 мм рт. ст., а рН меньше 7,2;
        • У новорожденного были неонатальные судороги;
        • Он подвергался избыточной гипероксигенации;
        • Новорожденный находился в состоянии комы или неонатального шока;
        • Он мужского пола;
        • У матери диагностировался антифосфолипидный синдром беременных;
        • Малыш родился с малым весом и низкой степенью доношенности;
        • В неонатальном периоде у него диагностированы такие повреждения мозга, как менингит и гидроцефалия;
        • Плодный пузырь разорвался раньше времени.
        • Двигательные нарушения проявляются различными синдромами:

          Гипотонический синдром. Имеет место при мультинфарктном поражении мозга, преимущественно встречается у новорожденных. В возрасте 3-6 месяцев он может трансформироваться в спастический синдром. Иногда происходит его превращение по иному сценарию – в атонически-астатический синдром. В этом случае имеет место ограниченный объем движений в конечностях, низкие рефлексы и мышечный тонус, минимальные моторные навыки, которые сочетаются с тяжелыми нарушениями психомоторного развития.

          Спастическая гемиплегия проявляется поражением конечностей с одной стороны. Отмечается уменьшение длины конечности по причине трофических нарушений.

          Спастическая диплегия характеризуется снижением объема движений и мышечной силы в ногах, повышением мышечного тонуса, клонусом стоп, гиперрефлексией, синкинезиями, контрактурами, которые нередко сочетается с дистонией.

          При тетрапарезе и тетраплегии нарушаются движения во всех четырех конечностях. Отмечаются тонусные расстройства по гипотоническому, спастическому или сочетанному варианту.

          Для дистонического синдрома характерно повышение тонуса, которое происходит при изменении положения тела.

          Гиперкинетический синдром проявляется дистонией и стенозом, которые впервые определяются в возрасте 3-5 месяцев.

          Лечение двигательных нарушений

          Лечение пациентов с двигательными расстройствами должно быть комплексным. Оно состоит из медикаментозной терапии и использования методов физического воздействия. Лекарственные препараты назначают пациентам дифференцировано, в зависимости от вида и выраженности нарушения.

          Лечение центральных парезов предполагает прием гопантеновой кислоты. Если имеет место спастический парез, то детям после года назначают баклофен, мидокалм, а с двух лет проводят ботулинотерапию. Лечение пациентов с задержкой психомоторного развития предполагает назначение гопантеновой кислоты, пиритинола и кортексина. Для лечения спастичности и ригидности проводят тепловые процедуры.

          Реабилитационные мероприятия, которым обучают родителей, включают занятия на мяче, укладку, подготовку к массажу. Спустя некоторое время проводят массаж, гимнастику и физиотерапевтические процедуры. Логопед занимается развитием речи, начиная с шестимесячного возраста. Для лечения двигательных расстройств используют физические методики:

        • Кинезотерапия;
        • Бобат-терапия,
        • Методика Войта;
        • Терапия вызванных движений.
        • Для лечения пациентов с двигательными расстройствами рекомендуют выполнять массаж, лечебную гимнастику, лазеротерапию.

          Несколько иной подход к лечению двигательных расстройств у взрослых пациентов. Так, для лечения параличей и парезов врачи назначают такие лекарственные препараты:

        • Витамины группы «В», к которым относится цианкоболамин, тиамин, рибофлавин и пиридоксин. Особенно эффективен в лечении двигательных расстройств комбинированный препарат мильгамма, в состав которого входит цианкобламин, гидрохлориды пиридоксина и тиамина, а также лидокаин;
        • М и Н-холиномиметики – прозерин и галантамин. Они блокируют специфический фермент холинэстеразу, разрушающий ацетилхолин, который способствует передаче импульсов с нервов на мышцы и усиливает сократимость гладких мышц.
        • Медикаментозное лечение миастении заключается в назначении пациентам антихолинэстеразных средств, глюкокортикоидов и калий сберегающих диуретиков, противосудорожных препаратов, противопаркинсонических средств и иных лекарственных средств.

          Физические методы лечения двигательных расстройств

          Лечение пациентов, страдающих двигательными расстройствами, не ограничивается медикаментозной терапией. В лечебный комплекс входят такие немедикаментозные методы, как физическая реабилитация, функциональная нейрохирургия, а также хирургические методы лечения.

          За последнее время создано множество методик лечебной гимнастики, которые применяют для лечения двигательных расстройств. Они имеют принципиальные различия.

          Большинство методик основано на эволюционных закономерностях развития двигательных функций здорового ребенка. Метод Войта в модификации Бобат позволяет изменить мышечный тонус в ходе рефлекторных воздействий. Благодаря этой методике у ребенка можно сформировать стереотип движений, то есть, создать образ движений, распространяющихся по всему телу.

          Метод кондуктивной педагогики на своеобразной образовательной модели вмешательства. Она объединяет реабилитационные и педагогические цели в одну программу. Применяются такие приемы локального характера, как метод «потряхивания» по Фелпсу, расслабления рук по методу Мишеля ля Матье, а также постизометрическая релаксация мышц. Последний прием используют для того чтобы можно было устранить спастическое напряжение и сокращение мышц.

          Высокоэффективным считается лечение пациентов, страдающих двигательными расстройствами, с применением системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации. Она предполагает биомеханическую коррекцию крупных суставов и позвоночника и крупных суставов. Этот метод сочетают с комплексом медикаментозных мероприятий.

          С недавнего времени для лечения двигательных расстройств начали применять метод проприоцептивной динамической коррекции. В нем используют различные модификации костюма космонавта. Эти костюмы позволяют обеспечить нормализацию траекторных характеристик двигательных актов, которые осуществляются ногами и туловищем на фоне силовой дополнительной нагрузки по всей длинной оси тела.

          Массаж является одним из наиболее применяемых и любимых пациентами методов лечения двигательных расстройств. Он улучшает кровоток в поврежденных конечностях, нормализует работу внутренних органов, увеличивает мышечную массу пациента. Под его воздействием активизируется обмен веществ, происходит оздоровление организма.

          Если по причине гипотонии мышц у пациента затруднено дыхание, массажист воздействует на грудные, межреберные и диафрагмальные мышцы. Используется сегментарная методика массажа, точечное воздействие на рефлекторные точки. Улучшает трофику тканей и предотвращает образование в мышцах фиброза и спаек массаж по Манакову.

          Логопедический массаж позволяет расслабить мышцы шеи и лица. Также применяется логопедический массаж для языка. Он позволяет устранить или уменьшить дефекты речи. Для лечения нарушений двигательных функций применяют иппотерапию, дельфинотерапию и кинотерапию.

          Восстановить нарушенные двигательные функции невозможно без лечебной физкультуры. Она направлена на то, чтобы обучить пациента бытовым умениям, помочь познать элементарную трудовую деятельность, овладеть навыками самообслуживания.

          Для лечения двигательных нарушений широко применяют баротерапию (нормоксическую лечебную компрессию). Она обладает комплексным действием:

        • Положительно влияет на мышечный тонус;
        • Улучшает обменные процессы во всех суставах;
        • Уменьшает тканевую гипоксию;
        • Ускоряет репаративные процессы.
        • У многих пациентов вследствие продолжительного применения лекарственных препаратов развивается аллергия. Их можно вводить безопасно при помощи электрофореза.

          Лечение двигательных расстройств не обходится без методик рефлексотерапии. Она позволяет воздействовать на весь организм путем стимуляции отдельных биологически активных точек.

          Отдельная роль в лечении лиц, страдающих двигательными расстройствами, отводится современному ортезированию. Для того чтобы у них не возникали контрактуры, применяют ортопедическую обувь, тутора, корсеты, головодержатели. В итоге происходит перестройка опорного аппарата, улучшается функция движения. У людей улучшается качество жизни. Они быстрее восстанавливаются, приспосабливаются жить с имеющимися дефектами.

          Лечение двигательных расстройств довольно продолжительное, оно требует усилий и терпения. Узнайте больше, позвоните по телефону +7 (495) 233-64-94.

          mednavi.ru