Коррекция психического развития ребенка путем развития

КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждения и коррекции [35]. Термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребенка. Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималась определенная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической практики имеет долгую и значительную историю развития, начиная еще с попыток французского врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать и обучить «авейронского мальчика-дикаря» с использованием техник сенсорного тренинга в конце XVIII в. Особую известность приобрела система воспитания Ф. Фребеля, реализуемая в XIX в. в детских садах Германии, а также система сенсорного воспитания М.Монтессори, представляющая собой значительный шаг вперед в создании психологически обоснованных методов оптимизации психического развития ребенка. Основой создания особой практики прикладной детской психологии — практики коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями развития — являются идеи гуманистической философии, достижения педагогической науки и практики, общественно-политические причины и прогресс в развитии самой психологии.

В истории детской психологии развитие идей и методов бихевиоризма, утверждающего в противоположность теориям спонтанного развития приоритетность фактора среды и научения для психического развития ребенка, определило содержание коррекционной работы как научения адаптивному поведению путем манипулирования средой и системой положительных и отрицательных подкреплений и поставило в центр внимания проблему научения ребенка. В отечественной психологии значительный вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С.Выготский [35]. Определяя цели коррекционной работы, Л. С. Выготский подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, т. е. задач предупреждения развития вторичных дефектов, а не исправления уже образовавшихся первичных дефектов. Поскольку под «вторичными дефектами» Л. С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций, становится понятно, что, по его мнению, акцент в коррекционной работе должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации первичного звена, нарушенного в результате органического повреждения. Именно поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах в возможностях оказания коррекционной помощи ребенку, определял эти границы не столько тяжестью самого органического поражения, сколько возможностями социальной компенсации первичного дефекта за счет развития высших психических функций. Понимание Л.С.Выготским психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) создало необходимую теоретическую основу и позволило распространить термин «коррекция» на область нормального психического развития, т. е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка обусловлено новыми социальными задачами «значительного повышения морального и интеллектуального творческого потенциала, формирования у всех детей. разносторонних творческих возможностей» [183, 60]. Повышение уровня социальных требований и ожиданий общества в отношении подрастающего поколения привело к изменению самого представления об уровне «нормального» развития ребенка. Если раньше «нормальное» развитие определялось прежде всего среднестатистической нормой и означало «усредненное» для определенной популяции развитие психических функций, то теперь, в связи с повышением уровня социальных требований и ожиданий общества к социальной, личностной и познавательной компетентности всех его членов, эталон «нормального» (нормативного) психического развития стал выступать как высокий, опосредованный индивидуально-личностными особенностями ребенка уровень, определяющий высокую обучаемость, пластичность и гибкость поведения и деятельности субъекта. С другой стороны, логика развития самой возрастной психологии как науки — превращение на качественно новой теоретической основе в прикладную науку, обогащение методическим инструментарием, включая широкий арсенал диагностических, развивающих, коррекционных, терапевтических и профилактических методов, а также осмысление и операционализация модели детерминации психического развития ребенка — сделала задачу оптимизации и коррекции детского развития не просто актуальной, но и принципиально решаемой.

Итак, основными задачами коррекции как способа психологического воздействия на развитие ребенка являются коррекция отклонений в его психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуального роста, а также профилактика негативных тенденций этого процесса [183]. Теоретической основой поставленных задач в отечественной психологии является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим положением данной концепции является принцип прижизненного формирования основных психологических структур сознания и личности в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного исторического опыта.

helpiks.org

Глава 4. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы

Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психичес­кого развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреж­дения и коррекции [35]. Термин «коррекция психического разви­тия» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребенка. Под «кор­рекцией», в отличие от медицинской помощи, понималась опре­деленная форма психолого-педагогической деятельности, т.е. со­вокупность педагогических воздействий, направленных на исправ­ление недостатков в развитии ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция как вид психологической практики имеет долгую и значительную историю развития, на­чиная еще с попыток французского врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать и обучить «авейронского мальчика-дикаря» с ис­пользованием техник сенсорного тренинга в конце XVIIIв. Осо­бую известность приобрела система воспитания Ф.Фребеля, реа­лизуемая вXIXв. в детских садах Германии, а также система сен­сорного воспитания М.Монтессори, представляющая собой зна­чительный шаг вперед в создании психологически обоснованных методов оптимизации психического развития ребенка. Основой создания особой практики прикладной детской психологии — практики коррекционно-развиваюшей работы с детьми с труд­ностями развития — являются идеи гуманистической филосо­фии, достижения педагогической науки и практики, обществен-но-политические причины и прогресс в развитии самой психо­логии.

В истории детской психологии развитие идей и методов бихеви­оризма, утверждающего в противоположность теориям спонтан­ного развития приоритетность фактора среды и научения для пси­хического развития ребенка, определило содержание коррекционной работы как научения адаптивному поведению путем мани­пулирования средой и системой положительных и отрицательных подкреплений и поставило в центр внимания проблему научения ребенка. В отечественной психологии значительный вклад в разра­ботку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л.С.Выготский [35]. Определяя цели коррекционной рабо­ты, Л.С.Выготский подчеркивал первоочередное значение про­филактических задач, т.е. задач предупреждения развития вторич­ных дефектов, а не исправления уже образовавшихся первичных дефектов. Поскольку под «вторичными дефектами» Л. С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психичес­ких функций, становится понятно, что, по его мнению, акцент в коррекционной работе должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оп­тимальных условий развития высших психических функций путем компенсации первичного звена, нарушенного в результате орга­нического повреждения. Именно поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах в возможностях оказания коррекционной помощи ре­бенку, определял эти границы не столько тяжестью самого орга­нического поражения, сколько возможностями социальной ком­пенсации первичного дефекта за счет развития высших психичес­ких функций. Понимание Л.С.Выготским психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для фор­мирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом сре­ды, законом развития высших психических функций) создало не­обходимую теоретическую основу и позволило распространить тер­мин «коррекция» на область нормального психического развития, т. е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции как способа психо­логического воздействия на развитие ребенка обусловлено новы­ми социальными задачами «значительного повышения морально­го и интеллектуального творческого потенциала, формирования у всех детей. разносторонних творческих возможностей» [183, 60). Повышение уровня социальных требований и ожиданий общества в отношении подрастающего поколения привело к изменению са­мого представления об уровне «нормального» развития ребенка. Если раньше «нормальное» развитие определялось прежде всего среднестатистической нормой и означало «усредненное» для оп­ределенной популяции развитие психических функций, то теперь, в связи с повышением уровня социальных требований и ожида­ний общества к социальной, личностной и познавательной ком­петентности всех его членов, эталон «нормального» (нормативно­го) психического развития стал выступать как высокий, опосре­дованный индивидуально-личностными особенностями ребенка уровень, определяющий высокую обучаемость, пластичность и гибкость поведения и деятельности субъекта. С другой стороны, логика развития самой возрастной психологии как науки — пре­вращение на качественно новой теоретической основе в приклад­ную науку, обогащение методическим инструментарием, включая широкий арсенал диагностических, развивающих, коррекцион-ных, терапевтических и профилактических методов, а также ос­мысление и операционализация модели детерминации психичес­кого развития ребенка — сделала задачу оптимизации и коррек­ции детского развития не просто актуальной, но и принципиаль­но решаемой.

Итак, основными задачами коррекции, как способа психологиче­ского воздействия на развитие ребенкаявляются коррекция откло­нений в его психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для его личностного и интеллектуально­го роста, а такжепрофилактика негативных тенденций этого про­цесса [183]. Теоретической основой поставленных задач в отече­ственной психологии является теория психического развития ре­бенка, разработанная в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б.Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим положением данной концепции является принцип прижизненного формирования ос­новных психологических структур сознания и личности в актив­ной деятельности ребенка, направленной на присвоение социаль­но-культурного исторического опыта.

studfiles.net

Учебное пособие посвящено актуальному направлению специальной психологии – коррекции психического развития, определены задачи, принципы и основные формы коррекции, а также цели коррекционной работы. Представлены основные понятия и категории психологической коррекции личности с проблемами в развитии, отражена взаимосвязь различных сфер личности и подчеркивается их роль в структуре нарушения психики, особенности мотивационной и эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер.

В учебном пособии предлагаются конкретные коррекционные мероприятия для каждого вида аномалий развития.

Учебное пособие предназначено для бакалавров при изучении курсов «Психология аномального развития», «Коррекция психического развития», студентам очного и заочного отделения, изучающим специальную психологию, может быть использовано магистрами в курсе «Консультирование лиц с нарушением психического здоровья», а также будет полезно аспирантам, врачам-психиатрам, психотерапевтам, практическим психологам и дефектологам.

Список лит. – 77 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

Рецензенты: Мороз И.Н., доктор мед. наук, зав. отделением пограничных нервно-психических расстройств ГУЗ ОКСПНБ № 1.

Малинина Е.В., доктор мед. наук, доцент каф. детской и подростковой психиатрии ГОУ ДПО УГМАДО.

Коррекция психического развития является одним из важных направлений специальной психологии, которая входит в состав комплексной научной дисциплины – специальной (коррекционной) педагогики, одновременно являясь разделом психологии.

Основные задачи специальной психологии заключаются в изучении закономерностей психического развития; формировании личности у разных категорий детей под воздействием специального воспитания и обучения; разработке психолого-педагогических рекомендаций, способствующих совершенствованию методов коррекционной и учебно-воспитательной работы в различных школьных и дошкольных образовательных учреждениях для детей с аномалиями развития.

В организации лечебно-оздоровительной работы специальная психология опирается на положения, разрабатываемые в медицине и прежде всего в психиатрии, неврологии и педиатрии. Это позволяет оказать помощь ребенку в оздоровлении его нервной системы, улучшить его физическое состояние, научно обосновать организацию коррекционного режима.

Вопросы теории и практики изучения, обучения и воспитания аномальных детей разрабатываются также с учетом достижений всего комплекса входящих в дефектологию наук: олигофренопедагогики, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, а также общей и специальной психологии, медицинской генетики и клиники, нейрофизиологии, что позволяет находить более гибкие и эффективные методы коррекции нарушений психофизического развития ребенка [3, 16, 37, 50, 58, 64].

Современная специальная психология изучает особенности и закономерности развития аномальных детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает психолого-педагогические типологии, которые обеспечивают возможность индивидуального и диференцированного подхода к различным типам детей с нарушением психофизического развития, принципы и методы их воспитания и обучения.

В работах, посвященных проблемам дефектологии, Л.С. Выготский указывал, что часто нельзя провести резкой грани между лечебными и воспитательными мероприятиями: воспитание должно идти с лечением и составлять область лечебной педагогики, где оздоровление детей дополняется воспитанием, а воспитание растворяется в лечении [11].

Коррекционная направленность специальной психологии, которой посвящается настоящее пособие, позволяет повысить эффективность адаптации и интеграции в социум контингента детей с нарушениями психофизического развития.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ КОРРЕКЦИИ, КОМПЕНСАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ

Коррекционная работа является основной специфической задачей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Она нацелена на устранение, а если это невозможно, например, при различных состояниях умственной отсталости, то на смягчение дефектов в психофизическом развитии аномальных детей, и содействует возможно большему приближению их развития к уровню нормальных школьников.

Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей).

Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, так как дефект влияет не на отдельную функцию, а на социальную полноценность в целом.

Специальная коррекция опирается на сохранные функции, приспособление ребенка с дефектом происходит за счет интенсивного использования сохранившихся анализаторов. Как писал Л.С. Выготский: «Ребенок с дефектом – это не дефективный ребенок. Он представляет собой качественно отличный, своеобразный тип развития, также и личность аномального ребенка есть нечто качественно иное, чем просто сумма недоразвитых функций и свойств. Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитой, чем его нормальные сверстники, но иначе развитой» [11].

Коррекция зависит от правильной организации и постановки всего учебно-воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения. Коррекция дефектов развития осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. Может не существовать отдельной программы коррекционной работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета. В таком случае коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным, но для успеха педагогической работы по коррекции необходимо эти процессы различать.

Различие между ними существуют: а) в целях, б) педагогических приемах, в) результатах обучения.

Так, целью учебно-воспитательной работы является вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания. Целью же коррекционной работы является исправление аномалий развития.

Педагогические приемы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы и позволяют формировать новые положительные качества личности.

Результаты учебно-воспитательной работы заключаются в овладении определенным объемом знаний, конкретных умений, навыков. В результате коррекционной работы формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся знаниям, умениям, навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития. Поиски наиболее эффективных путей коррекции происходили во все времена. Эта проблема остается не менее актуальной и сегодня, что является основой совершенствования процесса обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Коррекционная работа результативна, если она целенаправленна, то есть, адресована к той или другой стороне развития аномального ребенка, если ею руководить и стимулировать. Для этого нужно хорошо знать сущность коррекционно-воспитательной работы, средства и условия ее проведения.

В связи с этим, можно отметить ряд общих принципов коррекционно-воспитательной деятельности в системе организации работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья [3, 6, 10, 17, 22, 61, 64, 65, 69].

Соблюдение охранительного режима, что предполагает заботу о сохранении и укреплении здоровья детей. Этот принцип реализуется через сокращение продолжительности уроков, построение уроков с включением физкультминуток, пауз, перерывов, наличие больших перемен между уроками, прогулок на свежем воздухе, соблюдение режима дня с полноценным сном и отдыхом.

Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств работы с детьми, включая разноуровневые программы обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей личности ребенка и структуры дефекта.

Использование особой формы подачи материала, включая структурную простоту и наглядность. При обучении необходимо учитывать взаимодействие всех факторов: а) состояние здоровья ребенка, которое оказывает влияние на его работоспособность; б) сложность задания; в) время проведения занятий; г) степень готовности ребенка к обучению; д) форма проведения и интенсивность работы. Игнорирование лишь одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту занятий.

Принцип новизны, позволяет опираться на непроизвольное внимание, которое усиливает интерес к работе. Необходимо развивать сознательность обучения, повышать уровень заинтересованности с формированием стойкого интереса. Интерес способствует глубине и прочности знаний, а также приводит к более успешному применению знаний на практике, следует помнить высказывание Л.С. Выготского: «Интерес помогает ребенку охватить различные явления окружающей жизни, активирует не только восприятие, но и мысль» [11].

Принцип динамичности цели. Коррекционно-воспитательная работа должна постоянно углубляться и расширяться, так как необоснованное дублирование содержания и задач занятий является одной из причин снижения интереса и внимания к занятиям.

Принцип завершенности цикла деятельности, позволяет разбить педагогическую задачу на систему последовательных алгоритмов, приводящих к намеченному результату. Незавершенность цикла препятствует переносу знаний, умений и навыков ребенка в новые условия на аналогичные или новые типы решения задач.

Организация специальных занятий по коррекции ведущего дефекта (памяти, внимания, моторики, речи и других психических процессов). Для реализации этого принципа необходимо целенаправленное проведение занятий отдельными специалистами, в роли которых могут выступать логопед, психолог, инструктор ЛФК и другие специалисты, в зависимости от ведущего дефекта, например, по расширению запаса знаний об окружающем мире используются уроки социально-бытовой ориентировки.

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся с учетом диагноза и состояния ребенка, главную роль при этом играет врач-психиатр и врачи других специальностей.

Коррекция социального поведения осуществляется путем бесед, убеждений, моделирования проблемных ситуаций, организации межличностного общения.

Принцип полезности, который заключается в получении практической пользы в виде формирования способов адаптации к реальным условиям жизни, деятельности, поведения, общения.

Принцип сотрудничества выражается в создании атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности, способствует появлению критичности и адекватности самооценки.

Комплексность подхода предполагает взаимодействие всех специалистов, участвующих в коррекционной работе.

Основными критериями эффективности осуществляемой коррекционной работы могут служить такие параметры как: повышение самостоятельности, интеллектуальной активности, повышение целенаправленности и работоспособности детей с нарушением психофизического развития, что в целом способствует их социальной адаптации и интеграции в социум. Как справедливо отмечал И.П. Павлов: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, можно изменить к лучшему. Лишь бы были созданы соответствующие условия» [44].

Таким образом, с помощью коррекционно-воспитательной работы вносятся коррективы в познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу аномальных детей. Благодаря коррекции дети адаптируются к условиям необходимым для соответствующей деятельности, готовятся к трудовой самостоятельной жизни. Причем, еще раз следует подчеркнуть, что сущность коррекционной работы составляют не отдельные, обособленно взятые упражнения для совершенствования психической деятельности ребенка с проблемами развития, а система средств, осуществляющихся в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

works.doklad.ru

Коррекция психического развития

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес­кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка По мере развития практической психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви­тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.

В связи с этим произошли принципиальные изменения ха­рактера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви­тия здорового ребенка.

В настоящее время психологическая коррекция широко ис­пользуется в системе психологической помощи детям и подрост­кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психоло­гической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси­хологическую коррекцию как способ профилактики нервно-пси­хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направлен­ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокуп­ность приемов, используемых психологом для исправления пси­хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).

В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздей­ствия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.Нередко понятие психологическая коррекция подменяется по­нятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных мето­дов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан­ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со специфи­кой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра­не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали­сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет­ся международным и во многих странах мира однозначно использу­ется по отношению к методам работы, осуществляемым специалис­том-психологом. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне­го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек­ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви­тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак­тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор­мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де­ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту­альных функций.

В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто­ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую кор­рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де­тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз­вития личностных свойств.

studopedia.ru

Диагностика И Коррекция Психического Развития Дошкольников Скачать

  • Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития Диагностика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Чтобы бесплатно скачать этот файл на максимальной скорости.
  • Шпоры по диагностике и коррекции психического развития в детстве DOC. РГСУ Типичные проблемы психического развития детей в дошкольном возрасте. Чтобы бесплатно скачать этот файл на максимальной скорости.
  • И патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция DJVU DOC Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы бесплатно скачать этот файл на максимальной скорости.
  • Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников Борякова Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.
  • Концепция детерминации психического развития аномального ребенка Л.С. Каковы основные параметры умственного развития дошкольника? 5.

СПб.: Питер, 2004. — 480 стр. В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей. Краткое содержание. Общие закономерности психического развития ребенка. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов ребенка. Развитие личности ребенка. Приложения. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания). Патохарактерологический диагностический опросник (ПАО). Методика «Несуществующее животное». Тренинг общения в детском возрасте (С. А. Игумнов). Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением (Игумнов С. А., Емельянцева Т. А. ). Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксации.

Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция — скачать или читать онлайн.

Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В.

Скачать Читать текст оnline Сам термин « коррекция психического развития » как определенная форма целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития.

Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).

oversacrificial.weebly.com