Комплекс закаливающих процедур для детей дошкольного возраста

«Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста»

«Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста»

Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста

С древних времён было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. При здоровом образе жизни (достаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе; регулярное проветривание помещения, одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания) эти факторы постоянно и естественно оказывают влияние на организм. Детей дошкольного возраста нужно одевать в зависимости от сезона и от погоды. Причём одежда должна соответствовать не, только погоде, но и деятельности ребёнка.

Воздушные ванны – ценные закаливающие мероприятия. Их начинают проводить при температуре воздуха в помещении 19 – 22 градусов. Затем путём проветривания температуру постепенно понижают для детей 2 – 3 лет до 16 – 15 градусов. Первоначальная продолжительность воздушных ванн – 5 минут, каждые 2 – 3 дня время увеличивается на 1 минуту. В это время дети одеты в маичку и плавочки, носки и сандалии, а через две недели только в плавочки и сандалии. Воздушные ванны проводятся 1 раз в день.

Также можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе при рассеянном солнечном свете, в безветренную погоду регулируя её продолжительность в зависимости от окружающей температуры и самочувствия ребёнка.

Воздушные ванны наиболее эффективны при движении детей – во время гимнастики и подвижных игр. Хождение босиком – хороший способ закаливания, как дома, так и в дошкольном учреждении. Кроме того при хождении босиком происходит укрепление свода стопы и её связок, что предупреждает плоскостопие. Температура пола при этом должна быть не ниже 18 градусов.

Вначале дети ходят в носках, а через 4 – 5 дней босиком по 3 – 4 минуты, время процедуры увеличивается каждый день на 1 минуту, и постепенно доводят до 15 – 20 минут. Проведение закаливания требует индивидуального подхода к ребёнку, учёта его самочувствия и настроения, подготовленности к процедуре, вынужденного перерыва в связи с болезнью и т. д. Необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон.

Первое правило – систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года. Перерывы в закаливании снижают приобретённую способность организма противостоять холоду и контрастным изменениям температуры. Нужно подробно рассказать родителям, как проводятся процедуры и для чего.

Второе правило – постепенное увеличение интенсивности закаливания. Переход от слабых по интенсивности закаливающих процедур, к более сильным – проводятся постепенно.

Третье правило – положительный эмоциональный настрой ребёнка, что является непременным условием проведения закаливающих процедур. Созданию хорошего настроения способствует музыкальное сопровождение.

Четвёртое правило – учёт индивидуальных особенностей, состояние здоровья и возраст ребёнка. При закаливании ослабленных детей следует несколько изменить методику проведения процедур, меньше обнажать тело при воздушной ванне, постепенно и более мягко снижать температуру при закаливании ног. При закаливании ослабленных детей требуется постоянный врачебный контроль и усиленное внимание воспитателей.

Противопоказаниями к началу закаливающих процедур и его продолжительности считают острые заболевания, остановку в весе. Раздражительность, плохой сон, появление жалоб на усталость, негативное отношение к процедурам.

Правила закаливания детей дошкольного возраста

Начинать закаливание можно в любое время года, однако, лучшая для этого пора – лето.

Эффективность закаливания зависит от его систематичности.

Категорически запрещено резко повышать продолжительность (время) и менять температурный режим. В закаливании детей дошкольного возраста должен действовать принцип постепенности, чтобы ни в коем случае не вызвать переохлаждение и последующее заболевание.

Нельзя начинать какие бы то ни было закаливающие процедуры, если ребёнок нездоров.

Самый лучший эффект от закаливания достигается комплексом процедур, когда соединяются воедино воздух, солнце и вода.

Любая процедура закаливания должна доставлять ребёнку удовольствие и вызывать только положительные эмоции.

Родители должны выбирать методику и вид закаливания в зависимости от возраста их ребёнка, организуя каждую процедуру с умом. Только тогда ребёнок вырастет крепким и здоровым.

Закаливание дошкольников Закаливание является одним из основных факторов развития детей. Закаливание- это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости.

Закаливание детей раннего возраста. В детском возрасте закаливание создаёт основу для нормального физического и психического развития, формирует сознательное активное отношение.

www.maam.ru

Приемы проведения закаливающих процедур в детском саду

Организм ребенка старается приспособиться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Закаливание детей в детском саду призвано помочь малышу лучше переносить сквозняки, перепады температур или промокшие ноги. Процесс закаливания длительный и начинать его необходимо с раннего возраста.

Принципы закаливания

Не многие детские дошкольные учреждения могут похвастаться возможностью уделять достаточно внимания физическому развитию, а именно закаливанию. Между тем постепенное привыкание ребенка к пониженным температурам, к нетепличным условиям укрепляют иммунитет, а, значит, и здоровье. Регулярные закаливающие мероприятия помогут в будущем избежать заболеваний, которыми болеют дети старшего возраста.

Прежде чем начать процедуры закаливания необходимо соблюсти некоторые условия. Температура комнаты во время бодрствования детей должна быть 22 градуса, при влажности от 40 до 60%. Для сна более комфортна температура 18°. Необходимы прогулки на воздухе при любой погоде. Зимой малыши могут гулять при отсутствии ветра и температуре до пяти градусов мороза. Сквозное проветривание допустимо при отсутствии детей в группе. Обязательно выполнение следующих правил при закаливании.

  1. Основная цель закаливания – оздоровление и профилактика заболеваний.
  2. Только систематические занятия способны дать положительный результат.
  3. Воздействие должно быть постепенным и обеспечивать медленное привыкание к закаливанию с последующим расширением зон влияния.
  4. Индивидуальный подход и анализ особенностей каждого малыша.
  5. Медицинский контроль реакции ребенка на процедуру.

Закаливания обязаны вызывать лишь положительные эмоции у детей. Процедуры противопоказаны, если с момента прививки или после перенесенного заболевания не прошли пять суток. При хронической болезни – две недели, и если накануне у ребенка повышалась температура. После выздоровления процесс закаливания начинается сначала. По возрастающей увеличивается количество процедур, их сложность и продолжительность.

Закаливание – это целый комплекс, включающий в себя воздействие посредством воздуха, воды и солнца. Схема проводимых мероприятий может быть разной, зависит от уровня закалки детей, их возраста и возможностей детского учреждения. Индивидуальный подход диктует необходимость разделения детей на несколько групп. Например, совершенно здоровые дети и недавно переболевшие, ослабленные малыши, ранее закаливаемые и впервые приступающие к процедурам.

Свежий воздух должен всегда присутствовать в помещении. Дети потребляют кислород не только через дыхательные пути, но и сквозь кожу. Поэтому к воздушным процедурам относят следующие виды закаливания:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны;
  • хождение босиком;
  • сон на специально оборудованной веранде.
  • Это наиболее доступные процедуры для детей любого возраста. Их продолжительность увеличивают с 2 минут до 15. Сначала делают теплые воздушные ванны (20°), постепенно доводя температуру прохладной. Круглый год сон днем проводится без майки. После сна дети выполняют несложные упражнения, лежа в кроватке.

    Воздействие холодным воздухом (ниже 15°) проводят при подвижных играх, например, хождение босиком по массажным коврикам. Летом используется естественная поверхность – земля, песок, трава, мелкие камушки. Прогулки способствуют повышению аппетита, нормализации сна. Если есть возможность, необычайно полезен дневной сон на веранде с сентября по май.

    Вода оказывает возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Поэтому их выполняют в первой половине дня или после дневного отдыха. Этот эффективный метод включает в себя:

    • полоскания рта холодной водой;
    • растирания тела влажным полотенцем или рукавичкой;
    • ванночки для ног;
    • обливание всего тела, купание.
    • Для полоскания рта используют кипяченую воду. Ее температуру снижают начиная с 28° и доводят до комнатной. Дети старшего возраста полощут рот и горло раствором соли с йодом или настоем ромашки.

      Влажному обтиранию обычно предшествует воздействие на тело сухой рукавичкой. Через две недели можно переходить к влажным растираниям.

      Обливание ног – голень, стопа ребенка, начинают с теплой воды. Каждые 4 дня воду делают прохладней на 1°, продолжительность процедуры до 3 минут. Другой способ – это обустройство специальных дорожек. Схема упражнений следующая.

      Для тактильных ощущений дорожки выстилают разным материалом, например, простыня и мешковина. Первую дорожку смачивают соляным раствором, вторую обычной водой, третья остается сухой. Дети несколько минут ходят по дорожкам. Контраст поверхностей способствует закаливанию и профилактике плоскостопия.

      Душ и общие обливания являются сильным возбуждающим средством. Они более показаны вялым и заторможенным детям. Хорошо стимулируют иммунную систему занятия в бассейне. Все же купания противопоказаны детям с больным сердцем, почками или перенесшим воспаление легких.

      Солнце благотворно действует на ребенка. Малыши получают солнечные ванны во время обычных прогулок. Важно не допустить перегрева. Летом голова малыша должна быть защищена, необходимо пить достаточное количество воды, не допускать вредного воздействия солнца. Находиться на солнце можно с 8 до 10 часов утра, после дневного сна с 15 часов.

      Особенности сезонных процедур

      В детском саду закаливание является одним из элементов режимного процесса. Наиболее удобно начинать оздоровление летом. Наряду с солнцем, воздухом и водой повышается двигательная активность ребенка, к питанию добавляются свежие фрукты и овощи.

      Наиболее эффективно использование солнечных ванн в утренние часы. Большую часть времени летом малыши проводят на свежем воздухе. Это прием детей, утренняя зарядка, подвижные игры и занятия, хождение босиком, как средство точечного массажа стоп.

      За летние месяцы детский организм адаптируется к снижению температур и увеличению длительности процедур. К холодному времени года сопротивляемость детей к вирусным инфекциям значительно повышается.

      В зимний период для закаливания широко используется снег. Можно организовать растирание рук и стоп. Процедуры следует проводить с большой осторожностью и уже закаленным детям. Воздействие кратковременное, затем руки и ноги должны быть вытерты насухо, надета обувь и рукавички.

      В помещении воздушное закаливание основано на перемещении детей из одной комнаты в другую. Предварительно проводится сквозное проветривание для достижения нужной температуры в комнате. Например, занятия в теплом музыкальном зале сменяются физическими упражнениями в холодном спортзале. Прием пищи в теплой столовой и сон в прохладной спальной комнате.

      Рекомендации родителям

      Организация закаливающих мероприятий зависит от коллектива детского сада. Приложенные усилия будут оправданы снижением заболеваемости детей. Ребятишки имеют хороший аппетит, крепкий сон, что, безусловно, радует родителей.

      Закаливание малыша дома нужно начинать с раннего детства. В этом вопросе необходим союз родителей и воспитателей. Чтобы не нарушать систематичность, в выходные дни родители должны проводить закаливание самостоятельно. Чтобы исключить отказ от процедур, придется заинтересовать ребенка собственным примером. Для малыша интереснее, когда мероприятия будут проходить в игровой форме.

      Естественные природные элементы – солнце, воздух и вода, являются главными составляющими в процессе закалки организма. Важно помнить, что воздействие должно быть систематическим и с разрешения доктора.

      receptdolgolet.ru

      Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна

      Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна

      “Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста”

      (гимнастика после сна)

      Цель закаливающих мероприятий:

      продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур.

      Задачи закаливающих мероприятий:

      1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

      2. Продолжать работу по профилактике плоскостопия, профилактике нарушения осанки, тонизированию всего организма, воздействуя на биологически активные точки.

      3. Предотвращать простудные заболевания.

      4. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

      5. Способствовать пробуждению после дневного сна, дать заряд бодрости на вторую половину дня.

      6. С помощью положительного эмоционального настроя детей привить любовь к зарядке, как важному аспекту жизни.

      — Здравствуйте дорогие гости. Сегодня для вас дети подготовительной группы покажут гимнастику после сна и закаливающие процедуры. Пройдите, пожалуйста, все в спальную комнату.

      Завершился тихий час,

      Свет дневной встречает нас.

      А наши ребята сегодня котята.

      А у нас котята спят.

      Просыпаться не хотят.

      (Дети лежат на кроватях, «свернувшись клубочком»)

      Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

      (Поворачиваются с одной стороны на другую.)

      Вот на спинку все легли.

      Расшалились все они.

      (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)

      Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

      (Интенсивно сгибают и разгибают руки и ноги)

      Ну, теперь вставать пора,

      Все по полу босиком,

      И по коврикам идем.

      (Дети встают с кроватей и проходят в колонне по одному, по корригирующей дорожке в групповую комнату)

      2. Профилактика плоскостопия

      Идем по кругу на носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы.

      (Дети становятся на коврик в круг друг за другом, руки на поясе, спина ровная и идут)

      «Вам покажем мы немножко,

      Как ступает мягко кошка

      (Бесшумная ходьба на цыпочках)

      Еле слышно топ-топ-топ,

      Хвостик снизу: оп-оп-оп»

      (Небольшие приседания («Пружинки»)

      «Но подняв свой хвост пушистый,

      Кошка может быть и быстрой»

      (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

      «Ввысь бросается отважно. Скок да скок, еще подскок»

      (Прыжки на двух ногах на месте)

      «А потом мяукает «МЯУ!»

      Я в свой домик убегаю»

      (Громко мяукают и убегают на стульчики)

      Кошечка наша любит показывать коготки.

      (Дети сидят на стульчиках и разводят пальчики рук и ног)

      А сейчас кошка поухаживает за своими лапками.

      (Сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги, а затем по правой)

      Все кошки любят играть. И сейчас, она поиграет с палочкой.

      (Дети достают из под стульчиков палочку, и катают ее правой ногой, а затем левой)

      3. Профилактика нарушений осанки.

      Кошечка играла, играла и рассердилась.

      «Поза сердитой кошки»

      И. п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике

      Позлилась немножко кошечка и решила, что лучше быть доброй.

      «Поза доброй кошки»

      И. п. – тоже. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице

      Кошечка развеселилась и решила поиграть со своим хвостиком.

      И. п. – тоже. Двигать бедрами вправо-влево, как кошечка» вертит своим хвостом». 3 раза

      Выглянула кошка на улицу, а там ветерок разгулялся.

      И. п. – стоя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

      1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

      2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

      3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. 2 раза

      Вот окошко распахнулось.

      (Разводят руки в стороны)

      Кошка вышла на карниз.

      (Имитируют мягкую походку кошки.)

      Посмотрела кошка вверх

      Посмотрела кошка вниз

      Вот налево посмотрела

      Проводила взглядом мух

      (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

      Глаза вправо отвела,

      Посмотрела на кота.

      А потом взглянула прямо

      И закрыла их руками.

      Вышла кошечка гулять,

      Дождик начался опять.

      (Встать друг за другом.)

      (Похлопывать друг друга по спине.)

      Дома, дома посидите –

      Никуда не выходите –

      (Постукивать друг друга пальчиками)

      А уйду, тогда гуляйте…

      Дождик бегает по крыше –

      Бом – бом, бом – бом!

      По веселой звонкой крыше –

      Пришла кошечка домой и после прогулки вымыла лапки и свою мордочку.

      (Умывание и обливание рук прохладной водой)

      Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

      Бодрящая гимнастика после сна 1 часть – вводная Подтягивание: И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1. на вдохе подтянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног.

      Гимнастика после пробуждения. Взбадривающая гимнастика на сентябрь. Поднимайся, детвора! Завершился тихий час, Мы проснулись, потянулись (потягивания) Приподняли мы.

      Гимнастика после сна Цель: Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. комплекс №1.

      Комплекс бодрящей гимнастики для детей подготовительной группы и закаливающие процедуры Разработала: Короткая С. С. Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений,.

      Комплекс оздоровительных упражнений после сна с детьми младшего дошкольного возраста Педагог звенит в колокольчик: Колокольчик ледяной, Он всегда везде со мной. «Просыпайтесь!» — говорит, «Закаляйтесь!» — всем велит. Комплекс.

      Консультация для педагогов «Кинезиологическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста» Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий,.

      Подъем детей и закаливающие процедуры для детей младшей и средней групп Подъем детей и закаливающие процедуры. (Дети лежат в кроватках) Воспитатель: Чтоб совсем проснуться, Нужно потянуться. Славно отдохнули,.

      Проект программы «Условия интеграции в обществе и этапы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста после КИ» Учёными нашей страны отмечается увеличение процента слабослышащих и глухих детей. Современные методики медицины предлагают высокоэффективные.

      Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.

      Комплексы закаливающих мероприятий для детей различных возрастных групп

      Температура воздуха в комнате 20 – 22°С.

      Кратковременная воздушная ванна (2 – 4 мин.) при каждой смене белья, пеленании.

      Воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин. В первые месяцы и 10 – 12 мин.- в конце первого года.

      Умывание (температура воды в первые недели 28°С, в течение года ее снижают до 20°С).

      Дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30°С.

      Общая ежедневная ванна при температуре воды 36 – 37°С продолжительностью 5 – 6 мин. с последующим обливанием (температура воды 34 – 35°С).

      Пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой).

      Летом пребывание 2 – 3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3 – 4 мин. и постепенно доводят до 10 мин.

      Температура воздуха в комнате 18 – 19°С.

      Воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания.

      Умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18 – 16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

      Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду.

      Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С.

      Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 8 – 10 мин. 2 – 3 раза в день.

      Общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34 – 35°С, постепенно ее снижают до 24 – 26°С).

      Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С).

      Общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин. с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

      Температура воздуха в комнате 16 – 18°С.

      Воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10 – 15 мин., из которых на гимнастику отводят 6-7 мин.

      Умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.

      Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С.

      Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от -15 до +30°С.

      Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 10 – 15 мин. 2 – 3 раза в день.

      После прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25 – 24°С.

      Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С).

      Общая ванна при температуре воды 35 – 36°С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

      Медицинский контроль за проведением закаливающих процедур.

      Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующая и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.

      Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.

      Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

      Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольной учреждении и в семье.

      Обеспечивает оборудованием и все необходимые условия для осуществления всего комплекса по закаливанию детского организма.

      Разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

      Дает конкретные указания для медицинского и обслуживающего персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

      Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливающих процедур.

      Проводят беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье.

      Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

      Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц). Регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

      Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей, и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона и т.д.).

      Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом.

      Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.

      Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий.

      Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.

      Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

      При помощи няни-уборщицы, руководствуясь назначениями врача, осуществляет весь комплекс мероприятий по закаливанию организма в своей группе.

      Продумывает организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур.

      Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

      Следят, чтобы одежда соответствовала температуре воздуха в помещении и на улице.

      Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей получил их и в какой дозировке.

      Методики определения степени закаленности организма. Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методик. Исследуют сдвиги теплоощущения, падение температуры кожи в различных микроклиматических условиях, разницу между температурой кожи груди и большого пальца ноги, изменения сосудистых реакций при охлаждении, определяют термоассиметрию, среднюю взвешенную температуру, иммунологическую реактивность организма и изучают частоту простудных заболеваний. Принимая во внимание, что исходные данные этих показателей зависят от индивидуальных особенностей организма, об их сдвигах можно судить только при динамическом обследовании.

      Одним из показателей закаленности является отношение организма к данным микроклиматическим условиям. Исследования ведутся в заданных температурных режимах воздуха. Требуемые микроклиматические условия в помещении достигаются с помощью широкой аэрации. Первоначальные исследования проводят в комфортных условиях (температура воздуха в помещении +22…+18°С, в зависимости от возраста детей), последующие – с постепенным снижением ее до 15°С (скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с, относительная влажность – 40 – 60%). После установления необходимой температуры в помещении дети рассаживаются на некотором расстоянии от источников тепла. Затем на уровне груди сидящих детей вторично определяют температуру воздуха. После этого дети раздеваются до пояса и обнажают левую ногу. Хорошее тепловое состояние ребенка определяется наличием свободной позы, нормальной окраски кожи и слизистой оболочки губ. Понижение теплового состояние различают по степеням.

      1 степень характеризуется побледнением лица, скованностью осанки, ощущением незначительного охлаждения.

      2 степень характеризуется неприятным теплоощущением (прохладно, холодно), посинением губ, появлением «гусиной кожи» и иногда икоты. В случае если наблюдается понижение теплового состояния 1 и 2 степени, отмечают ребенку время и велят одеваться.

      Через 30 минут после начала исследования одеваются все остальные дети. Считается, что температура воздуха, при которой ребенок в течение 30 минут сохраняет хорошее тепловое состояние, являющееся показателем уравновешенного состояния теплообмена на данное время, свидетельствует о степени закаленности организма. С другой стороны, время в течение которого обнаженный ребенок сохраняет хорошее теплоощущение при заданных условиях, также является показателем его закаленности. Теплоощущение ребенка несколько субъективно и не всегда можно уловить 1 стадию понижения его теплового состояния. Объективным показателем теплового состояния является кожная температура. Температура кожи под влиянием охлаждения снижается. В связи с этим целесообразно при описанном выше исследовании произвести измерение кожных температур. С помощью электротермометра измеряют температуру кожи груди по левой сосковой линии на 2 см выше соска и температуру тыльной поверхности фаланги большого пальца левой ноги. Измерения проводятся в самом начале исследования и через 30 минут. У закаленного ребенка при снижении температуры воздуха в помещении до определенного предела температура кожи изменяется незначительно. Так, при хорошем тепловом состоянии температура кожи груди падает на 0,5 – 1,5°С, стопы – на 1 – 2,5°С. У детей с незначительным ухудшением теплового состояние падение температуры кожи груди почти на отличается от падения ее у детей с хорошим тепловым состоянием (снижается на 1 – 1,8°С), но температура кожи большого пальца ноги падает на 3 – 5°С. Большое падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2 – 3°С, ноги – на 4 – 8°С. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и большого пальца ноги. При разнице температур до 6°С отмечается удовлетворительное тепловое состояние ребенка, увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более чем на 6°С свидетельствует о нарушении теплового состояния – охлаждении, сближение показателей наблюдается при перегреве.

      studfiles.net

      Закаливание детей дошкольного возраста

      1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА

      2. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

      3. МТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

      4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

      История развития человека всегда была связана с природными процессами, происходящими на Земле. Уже имеется достаточно доказательств, что Вселенная, Земля и Человек имеют единые качества, они схожи между собой во многих отношениях. Любое отклонение от природного ритма вызывает напряжение, борьба в природе порождает конфликты и приближает к смерти.

      Постепенно человек отошел от естественного хода своей эволюции, ушел в «теплое и хорошее», тем самым нарушил диалектику своей природы. Особенно это стало заметно в последнее время. И очень жаль, что страдать от этого стали в первую очередь дети. Природное воспитание ребенка, который рождается матерью для жизни, заключается в том, чтобы он сохранил и развил в себе те естественные качества, заложенные природой, которые есть в неумираемой эволюции Земли и Вселенной.

      Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями и обществом встает вопрос — каким воспитать ребенка, чтобы он не болел, разумно развивался, был счастливым? И если на память придут личные воспоминания детства, радость купания в прудах, речках, обжигающая роса и свежий ветер которого заложили то, чем сейчас, как багажом, живем — есть надежда, что в это войдут и наши дети.

      Возврат к природе, о котором так много говорят, дает ребенку новые качества, его мышление становится более разумным и гибким. Учиться в природе гораздо важнее, чем в школе, пионерском лагере или компьютерном центре. Здесь закладываются основы здоровья человека.

      Внедрение в детских садах закалки–тренировки заключается в предложении нового практического взгляда на роль человека в природе, в формировании основ природного мышления, которое отражается в совершенствовании тела и гармоничном развитии психологии человека в единстве с природными явлениями.

      1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА

      Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. У многих людей отношение к холоду неверное в принципе. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей и подростков. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном — страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.

      Что же такое закаливание? Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.

      Во–первых, закаливание — это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая–либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

      Во–вторых, закаливание — это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

      В–третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

      В–четвертых, специальное закаливающее действие, например, обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

      В настоящее время наука — физиология, гигиена, медицина, педагогика — располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание — не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

      При охлаждении тела или частей тела, например, рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них — побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

      Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода.

      Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии — вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

      У незакаленных и ослабленных взрослых, и особенно у детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья — переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду — при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

      Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10–15оС) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.

      Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.

      Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.

      Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1оС в течение одной недели.

      Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного человека в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1оС составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3–4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.

      Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6–8оС, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25–30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.

      Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.

      Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Происходит увеличение секреции гормонов коры и мозгового слоя надпочечников, а также гормонов щитовидной железы с одновременным повышением утилизации этих гормонов тканями. Более высокая активность гормонов успешно позволяет бороться организму с различными инфекционными заболеваниями. Это в равной степени и параллельно относится к психологическим инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т.п.

      Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5–37,5оС) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного человека увеличение теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25–30%.

      Если рассмотреть процесс глубже, то возникает генерирующий эффект, происходит увеличение электрической активности. Организм из потребителя энергии становится ее генератором. Рождается не только чисто физическая энергия — идет рождение творчества, идейной, поэтической, мыслительной деятельности.

      Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3–4 часа. Почему? В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека, то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

      В обычном виде вода на четверть состоит из молекул паравод (у них протоны водорода вращаются в одну сторону) и на три четверти — молекул ортовод (здесь вращение в разные стороны). Это состояние воды природное, и наш организм, если вода находится в нем именно в таком состоянии, чувствует себя комфортно. При любом заболевании в первую очередь «расходуются» молекулы паравод. Американские ученые даже разработали теорию «Параводная оценка здоровья человека». Так вот, при обливаниях под действием магнитных импульсов, один из протонов водорода в молекулах ортовод мгновенно изменяет свое вращение, становясь молекулой паравод, и при этом мгновенно выделяется большое количество тепла.

      В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2оС, а эта температура губительна для больных клеток.

      Здоровье — это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.

      2. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

      В результате применения методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

      Принцип первый — регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

      Принцип второй — постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

      Принцип третий — интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

      Принцип четвертый — сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма — при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

      Принцип пятый — не растираться после обливания.

      Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

      Принцип шестой — многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

      Принцип седьмой — комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

      Наконец, принцип восьмой — закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.

      Таким образом, исходя из принципов закаливания, в дошкольных и школьных учреждениях предложена система закаливания, которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.

      Предлагаемая система состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней по оздоровлению. Начинаются они дома, с пробуждением, продолжаются в течение дня в детском саду и школе и заканчиваются вечером перед сном. День у ребят в дошкольном учреждении начинается с утренней зарядки, которая регулярно проводится на свежем воздухе в облегченной одежде, в школах — на уроках физкультуры и на переменах. В комплекс зарядки обязательно включаются несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот и нос. В течение дня в помещении дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до трусиков. Температура в комнате поддерживается не выше 22–24оС.

      Во время прогулок у детей облегченная одежда (преимущественно из хлопчатобумажных тканей), соответствующая погодным условиям и позволяющая детям активно двигаться и играть в подвижные игры.

      В детском саду дети спят в одних трусиках в хорошо проветренной спальне. В школе на занятиях учатся босиком за партами.

      Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме:

       ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»,

       выход на землю или снег в трусиках,

       обливание всего тела холодной водой.

      Все это выполняется в течение 15 минут быстро, энергично и, конечно же, в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния.

      В систему закаливания входят и занятия дома, иначе организм теряет тренированность системы теплорегуляции.

      Детям передают свой опыт взрослые: в дошкольных учреждениях и школах — воспитатели и учителя, дома — родители. Делать это могут те люди, которые его имеют, сами на себе все почувствовали. Поэтому важное место в системе закаливания занимает просвещение родителей, коллектива детского сада и школы и приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью необходимо информировать по этому вопросу, давая методические рекомендации и домашние задания по закаливанию и физическим упражнениям.

      3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

      Предлагаемая методика закаливания дошкольников имеет два варианта. Вариант первый — щадящий и рассчитан на 11–12 месяцев. Причем, начинается он с холодного времени года — февраля. Вариант второй — несколько ускоренный. Начинается он с октября и предусматривает первый выход на снег в марте. Общее в этих вариантах то, что и в том и в другом случае неукоснительно соблюдаются принципы постепенности и последовательности холодовых нагрузок. Разница — в их продолжительности.

      Если схематично представить оба варианта, то последовательность закаливающих процедур будет следующая:

       воздушные ванны, босохождение и умывание холодной водой,

       обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер,

       обливание всего тела холодной водой,

       подготовка к выходу на морозный воздух, использование пульсирующего микроклимата, а перед выходом на снег — топтание на замерзшем полотенце.

      Вот так, не спеша, постепенно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в третьем принципе — интенсивность. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

      4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

      Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

      Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

      Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

      Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается закаливанием, верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.

      Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой! У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.

      Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.

      И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.

      Глен Доман: "Как сделать ребенка физически совершенным", "Гармоничное развитие ребенка" — М.:1996

      Праздников В.П.: "Закаливание детей дошкольного возраста" — Ленинград: изд-во "Медицина",1988

      Пономарев С.А.: "Растите детей здоровыми" — М.: изд-во "Советский спорт", 1989.

      xreferat.com