Комаровский развитие ребенка 3 года

Ребенок 3 года 5 месяцев развитие

Ребёнку 3 года и 6 месяцев — развитие ребенка от 3 с половиной до 4 лет

Первые годы жизни малыша не прошли даром. Ребенок сумел получить все базовые навыки, которые ему необходимы в дальнейшей жизни. Развитие трехлетнего ребенка основано на уже полученных знаниях и продолжает совершенствоваться дальше.

В 3,5 года вес мальчиков составляет приблизительно 14,2-16,4 кг, рост – 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет примерно 14-16,2 кг, рост — 95,5-102 см. Окружность головы — приблизительно 48-52 см. У малыша усложняются движения рук и ног, продолжает развиваться координация движений. Ребенок учится выполнять более одного действия одновременно.

Трехлетние детки проявляют активность: много ходят, бегают, лазают, прыгают, поднимаются по лесенкам, ездят на трехколесном велосипеде, съезжают с горок. Их движения недостаточно координированы, потому что двигательный опыт пока невелик. Ориентировка в пространстве и совместные со сверстниками действия затруднительны для них. Дети не владеют рядом необходимых двигательных навыков, поэтому зачастую их движения однообразны. Для обогащения движений большое значение имеет создание благоприятных условий, использование игрушек побуждающих их к разнообразным двигательным действиям.

Дети 3,5 лет умеют разбирать игрушки. Играя в кубики, складывают довольно сложные конструкции. Могут быстро ездить на трехколесном велосипеде, огибая препятствия. Подниматься и спускаться по лестнице, не держась за перила. Некоторые детки уже могут правильно держать карандаш в руке (тремя пальцами).

Режим ребенка в 3,5 года остается прежним. Старайтесь укладывать малыша около 9 часов вечера. Хорошо проводить купание перед сном. Необходимо спать ночью не менее 10 часов и один раз днем. Многие дети не любят спать днем, что происходит из-за их чрезмерной активности и впечатлительности в этом возрасте. Старайтесь все же настоять на своем, и уложить малыша на отдых, систематическое недосыпание плохо скажется на его развитии.

Ребенок уже научился планировать свои действия. Например, он может сказать родителям, что собирается играть с машинкой или рисовать. Для него уже ясно, что делать можно, а что нельзя. Ребенок хочет чувствовать себя взрослым и образованным, что проявляется в играх и в некоторых бытовых ситуациях. Старается обслуживать себя самостоятельно.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенку уже несложно связно рассказать о себе, о том, что произошло с ним за день, ответить на вопросы по сюжетной картинке. Необходимо совершенствовать грамматику речи и расширять словарный запас с помощью игровых ситуаций. Детям нравится играть в словесные игры, сочинять бессмысленные слова и рифмовать. В 3,5 года ребенок продолжает расширять свой кругозор, что лучше всего происходит с помощью чтения книжек. Необходимо, чтобы малыш активно участвовал в чтении, обсуждал услышанное, повторял стихи, проговаривал сказки. Память в этот период развития непроизвольная. Лучше всего запоминается все то, что просто и эмоционально. Это могут быть яркие события, образы, действия.

Пора знакомить ребенка с различными звуками, слушать с ним музыкальные произведения. Познакомьте малыша с жестами, мимикой, инсценируйте с ним простые сценки. Для малыша нет ничего интересней, чем «изображать в лицах» героев сказок, которые ему читали. Именно в этом возрасте дети наиболее естественны на сцене. Для них важно участие в утренниках, пение, танцы и чтение стихов перед зрителями.

Вопросы мам про развитие ребенка от 3 с половиной до 4 лет

У меня уже есть две дочери, старшей скоро уже четыре годика будет, а меньшей годик. Но у нас проблема возникла недавно, хоть и не знаю, насколько она серьезна, когда в меньшей появилась чешуя, то заметила что и в старшей тоже, хоть у нее когда она была маленькая такое было и быстро прошло. Теперь не знаю к какому врачу идти, ведь мне кажется это не вполне хорошо, возможно у кого-то такое было, то посоветуйте, что делать.

чт, 2014-06-12 15:42

У каждого год данный принес свои сюрпризы, вот и у меня их немало. Самое главное, что только отрицательные: с работой простои, развод с мужем, два раза ребенка сильно избили. Перед этим покупала ноутбук за серьезную цену, полетел жесткий диск. Справили, теперь проблемы с разъемом. На старом ноуте сломались петли, и там теперь проблемы с жестким. Попала на скорую с проблемами по женской части, нет ни денег, чтобы лечиться, ни даже сил. Может кто-то знает, когда отпустит-то? Просто сил нет, да и сына очень жалко — милиция все время заминает дело, чтобы не дошло до чего-то более серьезного.

вс, 2014-06-08 17:21

В последнее время все чаще стала замечать, что многие родители, прийдя на детскую площадку позволяют себе делать замечания именно моему ребенку. Мамочки видят, что мой малыш адекватно реагирует и начинают командовать: Мальчик, пропусти девочку на горку , Мальчик, ты же старше — уступи ей, она маленькая , Дай игрушку, а то ляля уже плачет и т. д.

Я не позволяю себе делать замечания детям, когда рядом есть их родители. Могу только что-то сказать или прикрикнуть, если вижу реальную угрозу жизни.

ср, 2014-05-28 15:26

Развитие ребенка в три с половиной года

Сложно выделить в эти полгода что-то особенное. Индивидуальность развития никто не отменял, поэтому не стоит равнять всех детей по одной планке, выходя за пределы которой, малыш рассматривается как развитый не по годам или, наоборот, отстающий от своих сверстников. Но и закрывать глаза не стоит, видя, что другие дети в детсадовской группе значительно преуспевают по сравнению с вашим крохой.

важно В три с половиной года ребенок начинает думать. Это проявляется тем, что по поводу всего происходящего он дает свои комментарии, пытаясь объяснить все какими-то своими предположениями.

Ни в коем случае нельзя высмеивать его, важно направлять его догадки в нужное русло, задавать ему наводящие вопросы, создавая таким образом ситуацию, когда малыш будет приходить к истине почти самостоятельно. Это разовьет в нем способность к анализу. к логическому мышлению, к творчеству .

За предыдущие полгода ребенок значительно вырос, из пухлощекого карапуза превратившись в худощавого. Некоторые дети настолько вытягиваются, что щепетильные родители пугаются того, что недостаточно хорошо кормят своих малышей. Это не так, потому что анатомия детей в этом возрасте претерпевает значительные изменения, благодаря которым у чада:

  • развивается опорно-двигательный аппарат;
  • развивается нервная система;
  • увеличивается нагрузка на внутренние органы, сердце и сосуды.
  • информация Согласно таблицам, которыми пользуются педиатры, к 4 годам рост стремится к 100 см, а вес варьируется между 14 и 20 кг.

    Обращают внимание на размеры головы, потому что за последние полгода-год она заметно увеличивается в своей окружности, а также на параметры грудной клетки и бедра, благодаря которым косвенно судят о развитии мышечной системы.

    Максимально развиваются крупные мышцы бедер, плеч, спины, остаются при этом относительно недоразвитыми мышцы кистей, стоп, межреберий. Нагрузки должны быть контролируемыми, питание полноценным, стрессы минимальны. При этих условиях ребенок будет развиваться гармонично.

    Двигательные умения и навыки

    В 3 года и 6 месяцев ребенок живо участвует в быте. Ему с нетерпением хочется помочь маме подмести пол на кухне или помешать ложкой салат. Конечно, он еще совершает множество ошибок, благодаря которым понимает, как надо делать в следующий раз, чтобы их не повторить.

    Нельзя ругать ребенка, если он не смог донести совочек с мусором до урны, не рассыпав его, или вывернул кусочки овощей из салатницы. Наоборот, важно похвалить малыша за готовность помочь, объяснив ему, что для того, чтобы избежать неприятностей, нужно попробовать сделать все немного аккуратнее и показать, как именно.

    дополнительно Обучение чему-либо должно еще проходить в порядке игры.

    Случается так, что дети делают что-то назло, рассердившись, что их ругают или не обращают достаточно внимания. В такие моменты стоит объяснить карапузу, что он не прав, что его поведение обижает родителей, но при этом он не должен чувствовать, что он плохой. Дети в три с половиной — четыре года еще не отличают понятия «я плохой» и «меня не любят». для них это тождественно.

    К четырем годам ребенок охотно:

  • рассматривает книги;
  • рисует;
  • делает поделки;
  • играет со своими игрушками в ролевые игры, разговаривая при этом.
  • Он уже более сосредоточен, более внимателен и аккуратен, чем в три года, и не прерывает одно занятие ради другого. В это время важно развивать в ребенке трудолюбие и усидчивость.

    Социальное развитие и речь

    Играя во дворе в песочнице, ребенок 3,5-4 лет не станет отбирать лопатку у друга, закатывая истерику, что это его игрушка. Он не отбирает машинки силой, он начинает применять коммуникативные качества. такие как просьба, обмен, хитрость. Иногда случаются приступы эгоизма, но все чаще они сходят на нет, превращаясь в умение договариваться.

    Все меньше дети, играя вместе, привлекают в игру взрослых, потому что им уже легче объясняться и находить общий язык, распределяя между собой роли. Однако привязанность к родителям еще достаточно велика, чтобы надолго оставлять ребенка одного или даже в компании сверстников.

    важно Речь превращается уже в понятные полноценные предложения, слова которых полностью связаны с собой по смыслу. Количество дефектов постепенно уменьшается. Малыш становится еще более самостоятельным, определяя то, что его понимают.

    Дети, в семьях которых царит понимание и умение договариваться, всегда имитируют поведение родителей в обществе, а дети из конфликтующих семей пытаются перетянуть на себя лидерство при помощи криков, слез и драк. Поэтому не стоит забывать о том, что дети всегда следуют не советам родителей, а их примеру.

    Развитие ребенка в 5 месяцев

    Пятимесячный малыш поражает своей активностью и только Вы можете решать, позволить ребенку крушить все подряд или направить его энергию на пользу его развития. Малыш уже умеет крепко держать предметы и перекладывать их из одной руки в другую, поэтому можно смело давать ему пищу для размышлений, разложив перед ним коробочки и баночки разного размера. Он с удовольствием будет стараться вложить их одну в другую, познавая такое понятие, как размер и развивая моторику пальчиков. а значит стимулируя умственную деятельность.

    Продолжаем изучать цвета с малышом. Если ребёнок уже начал ползать, то можно поиграть в следующую игру. Разбрасываем разноцветные кубики, мячики или другие одинаковые по форме, но разные по цвету предметы и просим малыша принести предмет определенного цвета: «Принеси мне синий мячик!». Ребенок радостно поползет на поиски и, конечно, принесет красный. Скажите ему: «Нет, Мне не нужен красный мячик!», сконцентрируйте фразу на слове «красный» и верните предмет малышу. Повторите просьбу. Когда малыш угадает, похвалите его, повторите название принесенного цвета, обрадуйтесь. Ваш ребенок часами будет играть с Вами, что способствует его раннему развитию. Сопутствующие занятиям физические нагрузки гарантируют глубокий и безмятежный ночной сон.

    Если у Вашего малыша еще не режутся зубки, это вариант нормы. Не слушайте увещевания бабушек, что от того, насколько рано стали резаться зубки, зависит развитие интеллекта малыша. Интеллект зависит от наследственных факторов и от того, как много времени Вы уделяете развитию малыша.

    Можно попробовать ставить ребёнка на ножки, но делать это следует очень аккуратно, предварительно проконсультировавшись с Вашим педиатром и ортопедом. Ставьте малыша на ножки, крепко поддерживая его за туловище, пусть шагает, тем самым, давая предпосылку к самостоятельному хождению. А вот высаживать ребенка на горшок, мотивируя это тем, что он уже уверенно сидит, не стоит. Контролировать испражнения ребенок сможет значительно позже, к двум годам, поэтому «сюрприз» в горшке – это лишь сюрприз, а не осознанное действие.

    В возрасте пяти месяцев, ребенок начинает настороженно относиться к чужим людям, а при появлении близких начинает выражать бурную радость и «разговаривать». Произносимые им слоги более четкие. Возможно произнесение осознанных слогов. Но если этого не происходит – это вариант нормы.

    Ребенок еще не в состоянии понимать запреты, поэтому его безопасность в Ваших руках. Если малыш настойчиво направляется в опасное место, с той же настойчивостью отвлекайте его внимание. Ребенок еще не способен надолго концентрировать внимание на одном предмете, поэтому с удовольствием переключится на предложенное Вами занятие. Если Вы не сделали этого ранее, самое время приобрести развивающий коврик для младенцев. Эта игрушка надолго задержит малыша в одном месте и даст толчок к дальнейшему развитию.

    Самое время начинать вводить прикорм в виде каш и пюре. Но не настаивайте, если какое-то блюдо ребенку не нравится. Пробуйте по одному новому блюду в день. Если ребенок отказывается от очередного прикорма, предложите другой, испробованный, а этот отложите. Через время снова предложите непонравившееся блюдо. Вкус ребенка в этом возрасте меняется очень быстро.

    Возможно, Вам будет интересно узнать о развитии ребёнка в 4 и 6 месяцев:

    Понравилась статья? Поделись с друзьями! Просто нажми на значок своей социальной сети.

    rozhdenie-rebenka.ru

    Чем лечить кашель у ребёнка трёх лет

    Возникновение кашля у деток всегда является признаком развития какого-либо заболевания. Процесс выявления характера недуга и определения первопричины осложняет тот факт, что ребёнок в раннем возрасте не может объяснить свои беспокойства. Дети в возрасте трёх лет уже умеют разговаривать и могут рассказать родителям, что их беспокоит, это заметно облегчает процесс постановки диагноза.

    Когда ребёнку исполняется три года, он активно начинает вливаться в социальные институты, а значит, увеличивается риск передачи многих инфекционных заболеваний. Большинство таких недомоганий сопровождается кашлем, который способен ухудшить общее состояние организма. Но малыш уже хорошо всё понимает и способен адекватно реагировать на лечение.

    Причины возникновения

    Выявление причины появления кашля у ребёнка позволит определить эффективное лечение и максимально быстро устранить заболевание.

    Кашель у деток в возрасте трёх лет является своего рода сигналом на негативные процессы, происходящие в организме. Обычно это воспалительные процессы дыхательных путей, повреждения чужеродными предметами, которые дети постоянно пытаются проглотить, инфекции, с высокой скоростью передаваемые в детской среде. Кашель у ребёнка обычно классифицируют на:

    Когда в семье неблагоприятный климат, характеризующийся регулярными конфликтными ситуациями, повышенным тоном общения и отсутствием должного позитивного воспитания, у ребёнка может спровоцироваться раздражительное воздействие на определённые мозговые центры. Именно это будет являться первопричиной нервного кашля у ребенка, но закрепляется он после перенесённого длительного заболевания.

    Безусловно в сложившейся обстановке ребёнка нужно отвести на осмотр к педиатру, чтобы он на корню исключил вероятность бронхиальной астмы. А также устранить негативные моменты в домашней обстановке. Особенностями психогенного кашля являются: повышенная звонкость, учащённые приступы до семи раз в минуту, проявление в дневное время суток и прекращение в ночное, навязчивость, прогрессирование в стрессовых ситуациях, никаких других симптомов, проявление при активной речи.

    Физиологический (естественный)

    В силу низкого роста ребёнок подвержен высокому поглощению пылевых образований, которые находятся на земле и полу. Попадая в дыхательную систему малыша, частицы раздражающе действуют на слизистую оболочку, провоцируя активизацию защитных механизмов, находящихся на страже здоровья организма.

    Кашель и является таким защитным методом, благодаря которому частицы пыли выходят из организма со струёй воздуха. Наверное, каждая мама замечала, что чадо начинает чихать и кашлять во время уборки в помещении. Характеризуется естественный кашель кратковременностью протекания, наблюдением в утренний период и при уборке, протекание без изменений в активности и эмоциональном состоянии.

    Этот кашель является самым распространённым видом и встречается у каждого ребёнка в возрасте трёх лет. Его этиология — инфекции. Подобные заболевания приносят множество проблем, которые начинаются от возникновения сопутствующих многочисленных симптомов до развития осложнений и перехода в хроническую форму.

    Кашель при заболеваниях бывает различным: влажным, сухим, надрывистым, острым, затяжным и появляется в сопровождении насморка, температуры, охриплостью, снижением активности, выделением слизи, порой с кровью, и затяжным эффектом протекания.

    Определение вида кашля поможет выявить причину его появления. Это станет решающим фактором при назначении лечения и профилактики.

    Потенциальные осложнения

    Кашель с инфекционной природой возникновения характеризуется воспалительным процессом в верхних дыхательных путях. В случае когда ребёнок получает некачественное лечение или вовсе не получает его, воспаление часто переходит на нижние дыхательные пути с верхних. Изначально воспалительный процесс распространяется на трахею, далее подвергаются негативу легкие и бронхи. Такое осложнение будет проходить в сопровождении повышенной температуры, часто рвотой, реже рвотой с кровью, и хрипотой. Характер протекания самого кашля тоже меняется, он становится глухим и глубоким.

    Ещё одним серьёзным осложнением кашля часто бывает трансляция воспаления на ЛОР-органы: гайморовы пазухи, уши и так далее. Повышение уровня температуры часто является сопутствующим аспектом, а также вкупе с кашлем и общим упадком активности наблюдаются мигрени, боли в ушах, насморк.

    Устранить возможность проявления осложнений после кашля можно только в том случае, когда кашлю как симптому оказано серьёзное внимание и предприняты все действенные меры по комплексному лечению.

    Многие родители при появлении у малыша кашля сразу же бросаются в такую крайность как самолечение, обрекая ребёнка на возникновение осложнений или появление других недугов. Конечно, народные средства являются не менее действенными, но применять их без определения характера кашля и квалифицированной консультации врача нельзя.

    Медикаментозное лечение кашля у трехлетних детей

    Медикаментозное лечение

    Специально для детей в возрасте 3 лет от кашля разработаны препараты:

  • Муколитики. Такие лекарства необходимы для целенаправленного разжижения мокроты. Ряд подобных препаратов представляют: АЦЦ, Лазолван, Левопронт.
  • Для восстановления нормальной работы бронхиальных клеток, роль которых заключается в выработке секреции, врачи назначают мукорегулирующие медикаменты (Мукодин)
  • Отхаркивающие лекарственные средства можно и нужно использовать в терапии детям трёхлетнего возраста. Список препаратов полнят: Проспан, Амброксол.
  • Часто в медикаментозную терапию лечения кашля врачи включают успокоительные медикаменты, что вызывает вопросы у родителей. Ответ довольно прост: они воздействуют на мозг, точнее его часть, отвечающую за кашель. Подходящие лекарства для деток трёх лет: Синекод, Седотуссин, Кодипронтом.
  • Есть ряд медикаментов комбинированного характера, например Стоптуссин.
  • Врачи в большинстве случаев назначают детям 3 лет гомеопатические медикаментозные средства, травяные аптечные препараты – Геделикс. В случае сильнейшего кашля могут рекомендовать к использованию бронхолитические медикаментозные препараты, с помощью которых добивается эффект расширения бронх, устранения воспаление, среди различных способов борьбы с кашлем это является лучшим антибактериальным средством. Ни в коем случаи нельзя самостоятельно покупать антибиотики и давать их трехлетнему ребенку, это может привести к тяжелым последствиям, побочным эффектам.
  • Ни при каких условиях нельзя приобретать и давать детям трёхлетнего возраста антибиотики без назначения врачей. Это способно спровоцировать усложнение ситуации и привести к побочным эффектам.

    Терапия народными средствами

    Безусловно, подвергать организм трёхлетнего ребёнка медикаментозному лечению не так безопасно, как хотелось. Поэтому многие родители предпочитают заменить химию проверенными народными средствами. К наиболее эффективным бытовым рецептам устранения кашля у деток служат:

    1. Ванночки для ног. Деткам устраивают процедуры на основе целебных трав: ромашки, мать-и-мачехи, делая из них ванны для ног, а порой и полноценные ванны. После того, как стопы пропарятся, выполняется массаж с использованием бальзама, например всем известного Доктор Мома. Для вывода мокроты из лёгких делают лёгкие почти неслышимые похлопывания. Нужно быть внимательными и помнить важное правило: при повышенной температуре тела горячие ванны и пропаривания ног категорически запрещены.
    2. Тёплое молоко — лучшее средство, используемое с незапамятных времён, от кашля. Вариаций рецептов с использованием молока может быть много, например, в него добавляют масло сливочное или мёд, реже Боржоми.
    3. Отличным средством в лечении кашля является компресс, причём есть масса различных вариантов: с растительным маслом, предварительно отваренным картофелем, с обычной тёплой водой, с ароматным медом или яблочным уксусом.
    4. Есть эффективный рецепт, который часто применяют и взрослые, он мягко действует, увлажняет слизистую горла, устраняет хрипоту и кашель. Понадобится редька, обязательно чёрная, мед. В редьке делают углубление и заливают в него жидкий мёд, настаивают сутки и принимают по маленькой ложечке несколько раз в день.

    Своевременность оказанных терапевтических мер очень важна во избежание осложнений. Главное, что для деток трёх лет разрешено использование фармацевтических препаратов, чего нельзя допускать для младенцев. Выбор вида терапии всегда сугубо индивидуален и определяться должен специалистами медицины.

    Профилактические меры

    С учётом того, что дети трёхлетнего возраста постоянно контактируют с другими детьми, избежать инфекционных недомоганий не получится. Иммунная система ребёнка неокрепшая, из-за чего передача инфекций является довольно лёгким процессом, способствующем распространению ОРЗ и ОРВИ. Благодаря постоянной, грамотной, своевременной профилактике можно снизить частоту заболеваний и их длительность. Также процесс выздоровления детей такого возраста значительно облегчён, если условия существования малыша можно назвать благоприятными.

    К профилактическим методам относятся:

  • Закаливание. Любой маме известна необходимость пребывания ребёнка на свежем воздухе, также приём водных процедур и регулярных прогулок. Нельзя переусердствовать с утеплением ребёнка и увеличением температуры комнатного воздуха больше 22 градусов. Сопротивляемость инфекционным заболеваниям повышают активными спортивными увлечениями и длительным пребыванием на улице.
  • Увлажнение воздуха. Существуют определённые нормы влажностных показателей в жилье, по которым влажность не должна быть менее 50% и более 70%. Из-за того, что сухой воздух оказывает неблагоприятное воздействие на слизистые оболочки, риск возникновения кашля довольно велик. Кроме этого проникновение в организм бактерий и пыли упрощается. Современным родителям проще: на рынке представлен большой выбор увлажнителей.
  • Правильное питание. Известно, что растущему организму, который в процессе активной жизнедеятельности тратит много энергии, требуется определённое количество потребляемых минералов, витаминов. С момента, как ребёнок начал питаться обычной едой, нужно приучать его к потреблению полезных зерновых, фруктов, овощей, молочной продукции. В холодное время года и сезон простудных заболеваний по совету врача в рацион ребёнка следует вводить комплексы витаминов и минералов.
  • Гигиена. Для устранения активного развития микроорганизмов на теле и их попадания внутрь организма следует приучить ребёнка соблюдать элементарные правила гигиены, начиная с обычного мытья рук перед едой и после прогулок.
  • Стерильность помещения. В жилом помещении необходимо постоянно поддерживать порядок, проводить влажную уборку, чтобы устранить вероятность возникновения аллергического кашля. Нужно помнить, что часто его провоцирует пыль.
  • Лечение острого бронхита у взрослых описано в данной статье.

    Состояние здоровья ребёнка в возрасте трёх лет требует неустанного контроля. Множество факторов, окружающих малыша, способствует возникновению различных заболеваний, сопровождающихся кашлем. Чтобы избежать его и возможных осложнений, нужно соблюдать элементарные правила профилактики и лечения. Также нельзя пренебрегать профессиональной помощью, наоборот, при малейшем подозрении стоит записаться на приём. Комфортная и благоприятная атмосфера в семье является залогом здоровья и счастья ребёнка.»

    drlor.online

    3 года ребенку: развитие и поведение

    Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

    Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

    Общее физическое развитие ребенка 3 лет

    Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

    • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
    • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие — он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
    • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста — формирование естественных изгибов позвоночника.
    • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
    • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
    • Сон. Общая норма сна — 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной — 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь — на нервной системе.
    • Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

      Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

      Школы раннего развития: краткий обзор методик

      Если малыш не пошел в сад, психологи рекомендуют посещать группы школ раннего развития. В первую очередь — для социальной адаптации, а уже во вторую — для развития интеллектуальных, творческих способностей, эстетического вкуса.

    • Методика Зайцева. Главная цель — обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие — «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
    • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
    • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы — подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
    • Методика Монтессори. Мария Монтессори — итальянский педагог и врач — основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача — поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации — всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
    • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.
    • Плюсы раннего развития

    • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
    • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
    • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
    • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
    • Смена обстановки.
    • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
    • Формирование навыков самостоятельности.
    • На что обратить внимание?

    • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
    • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
    • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
    • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
    • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.
    • Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

      Развивающие игры и игрушки

      Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

      Основная цель сюжетно-ролевых игр — приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

      Интенсивное речевое развитие ребенка с 3 лет обусловлено активной коммуникацией, которая начинается в этом возрасте. Теперь малышу важно рассказать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями. В 3 года у большинства детей развивается фразовая речь. Наблюдается много речевых дефектов, малыши не произносят шипящие, свистящие, сонорные звуки, иногда проглатывают слоги, строят неправильно предложения. Это не считается отклонением от нормы. Специальные упражнения для постановки звуков пока не требуются. Можно проводить игры с имитацией звуков. Например: как пищит комарик? («з-з-з»); как жужжит плеча? («ж-ж-ж»), как шумит море? («ш-ш-ш»), как рычит собака? («р-р-р»). Если до 3 лет малыш не заговорил, нужно проконсультироваться с невропатологом и логопедом.

      Общение со сверстниками

      У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

      Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

    • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности — выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
    • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
    • Агрессия. Агрессия — естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
    • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики — нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
    • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
    • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?
    • Что делать с капризами и истериками

      Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

    • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать — значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
    • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.
    • Комментарии поведения. Необходимо выразить понимание поведения ребенка («Да, не хочется идти домой, потому что игра такая интересная»). Затем важно объяснить ему, почему он так себя ведет, почему гневается или капризничает, то есть описать его чувства и эмоции. Такой метод в педагогике называется «интерпретацией поведения» или «активным слушанием». Дальнейший шаг — привести собственные аргументы и объяснить, почему так важно пойти сейчас домой. Эта стратегия дает положительные результаты не сразу. Часто бывает, что дети еще больше начинают сопротивляться. Важно не отступать от метода, и через какое-то время малыш начнет вас слышать, а потом уже слушаться. Интерпретация поведения поможет малышу осознавать собственные чувства и научит понимать эмоциональное состояние другого человека.
    • Переключение внимания. Ребенок в 3 года легко переключает внимание на другие, более интересные, позитивные объекты. В этом случае важно: не обманывать, не сулить золотые горы, не вступать во взаимоотношения «ты — мне, я — тебе». Лучше всего переключать внимание в игровой форме. Этот метод эффективен примерно до 4 лет, пока малышу трудно осознавать свое поведение и состояние. В дальнейшем переключение внимания приводит лишь к усугублению психологической проблемы, подавлению причины.
    • Жесткие меры. Если истерику не удалось купировать в самом начале, остановить ее увещеваниями и аргументами уже нет возможности. Поэтому лучше все-таки учиться видеть грань, к которой ребенок не должен подходить. Но бывают ситуации, когда малыш быстро переходит в стадию тотальной истерики. Как реагировать? На кого-то действует метод игнорирования: ушли зрители — прошла истерика. Кому-то нужны жесткие методы: умыть холодной водой, поставить под прохладный душ. Многие мамы не выдерживают накала страстей и шлепают ребенка, что приводит к еще большей истерике.
    • Влиять на малыша и находить с ним общий язык можно лишь тогда, когда он спокоен и здоров. Если малыш уставший, перевозбужденный, голодный, агрессивный, ему трудно что-либо объяснить.

      Физическое, психическое, интеллектуальное, речевое развитие ребенка в три года идет быстрыми темпами. Малыш энергичен, активен, любознателен, сообразителен, не перестает удивлять родителей новыми достижениями, а нередко — и капризами. Важно в этом возрасте заложить положительный образ «я» у ребенка, создать все условия для формирования у него здоровой самооценки.

      kids365.ru

      Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

      Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

      В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

      Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

      Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

      Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

    • В 3 месяца малыши начинают гулить;
    • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
    • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
    • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
    • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
    • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
    • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
    • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

    Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

    Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

    После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

    Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

    При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

    Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

    К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

    Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

    Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

    Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

    Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

    О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

    Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

    После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

    Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

    По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

    Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, — проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

    Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

    При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

    Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

    Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

    Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

    Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

    Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

    Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

    Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

    Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

    А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

    Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
  • Как научить говорить

    Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

    Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

    Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

    О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

    Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

    Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

    Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

    Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

    Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

    Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

    Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

    Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина — она красная, она большая, идет собака — она маленькая, добрая, красивая.

    Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

    Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

    Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

    Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

    www.o-krohe.ru