Как развивать воображение в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение не только выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Понятие о воображении

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение имевшихся в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, принадлежит к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему лишь постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Воображение – не действительность, но оно не может существовать без действительности, так как именно элементы действительности являются для него питающей средой. В то же время именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности и результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает “образ” того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так, Л. С. Выготский отмечает: «Воображение не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший, образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью и необходимостью творить новое». И далее: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления». «Философская энциклопедия» определяет воображение как психическую деятельность, заключающуюся в осознании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимающихся человеком в действительности. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятия, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен. Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Процесс воспитания воображения невозможен без воспитания творчества. Процесс воспитания творчества у детей предполагает прежде всего воспитание взрослых, способных руководить творчески. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников является полноправным. Функции взрослого при этом следующие: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Обучающийся творчеству ребенок должен понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями.

Знаковая функция сознания, зарождающаяся к концу раннего детства, ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. Развитие знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления.

При формировании у детей воображения трудно переоценить возможности детской игры. В игре ребенок часто замещает реальные предметы воображаемыми. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь в отсутствие предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Виды воображения и способы создания творческих образов

В общей и специальной психологии различают активное и пассивное воображение.

Пассивное воображение, в свою очередь, подразделяется на преднамеренное и не преднамеренное. Активное воображение – на творческое и воссоздающее.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей. Преднамеренное воображение выражается в образах фантазии, но оно не связано с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («Вот вырасту буду тем-то или тем-то», «сделаю то-то и то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей. Воссоздающее воображение – это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при изучении географических карт, чтении книг, слушании рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино поможет им в жизни приблизить к своей деятельности образы воображения.

Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно- образного и словесно-логического мышления. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность.

Для воображения характерны процессы, которые представляют собой элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации. Типизация, как специфическое обобщение, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и создание определенных черт предметов или явлений. Комбинирование – это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству воссоздается целостная структура образа.

Имеется способ аплютинации, т. е. «склеивания» различных, не соединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: человек-зверь или человек-птица.

Гипербализация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: Мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще пример аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности, следует подчеркнуть, что все они так или иначе протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращение здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Механизм творческого воображения

Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается или кристаллизируется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, приняв материальное воплощение, это, «кристализированное», воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец, воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Особенности развития воображения в раннем и дошкольном возрасте

Задача развития воображения у детей раннего возраста крайне важна. Поскольку виды деятельности складываются у ребенка к трем годам, то и зачатки воображения принято относить к концу третьего года жизни. Уровни развития воображения определяются как уровни творчества по степени жизни и ценности создаваемого продукта. Распространенным стало мнение о том, что воображение складывается к трем годам. Однако существуют и другие теории. Ж. Пиаже находит зачатки воображения в составе сенсомоторного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребенок начинает создавать внутренние символические образы сенсомоторных задач и открывает новые практические схемы действия с предметом в результате активной деятельности. Югославский исследователь И. Ивич считает именно второй год жизни критическим переходом формирования человека как существа «символического», способного оперировать символами. Он отмечает, что активность «как будто», т. е. действия в воображаемой ситуации, часто наблюдается у детей в 15–18 месяцев. Второй год жизни ребенка представляется особым периодом, когда понимание ребенком жеста и речи расширяет возможности присвоения социального опыта, а сохраняющаяся неотделенность ребенка от взрослого создает условия для передачи такого опыта. Основные механизмы человеческой психики должны сформироваться именно в этот период.

Предпосылками воображения выступают представления, появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Рисунок отображает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изображенный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действительно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформулированного образа. В первых проявлениях воображения в 2,5–3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованиями.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. Малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослыми замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер.

Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано дальнейшее замещение. К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений. Дети четко видят сходство и различие между обозначаемым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращенными к взрослому.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребенок начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них нюансы, варьировать, осуществлять самостоятельные игровые действия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изложении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнера. Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действие и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте:

складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;

воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;

воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого: за кажущимся его богатством скрываются бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. В основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. До достижения детьми 5–6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3–4 лет не может вообразить действие с предметом. Предмет-заместитель должен иметь сходство с замещающим предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Для средних и старших дошкольников опорой в игре является выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие не замещаемые.

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших школьников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает, происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход игровому использованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действия в уме, без реального действия. В 4–5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанный с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным, предметом фантазии становится то, что взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10–15 минут. В 4–5 лет игра длится 40–50 минут. А в 5–6 лет дети могут играть несколько часов и даже дней. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замысел и план по их реализации. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важнейшим моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира. Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-либо разумное объяснение. »

Воображение возникает в ситуации неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Растущая познавательная потребность малыша удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение значительно расширяет границы познания.

Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Происходит становление механизма психологической защиты.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

При формировании творческого воображения особое место имеют отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отношение ребенок – взрослый и ребенок – ребенок не однородны. В первом случае взрослый может быть равным партнером и противостоять совместной деятельности. Во втором случае предлагаются как отношения равных партнеров, так и использование одним из партнеров роли взрослого. Формирование воображения у детей предполагает организацию совместной деятельности взрослого и детей, где каждый ее участник является полноценным членом, а косвенно руководящий этой деятельностью взрослый обладает необходимыми творческими качествами.

Необходимо развивать у детей основные компоненты функции воображения. В младшем дошкольном возрасте пусковым механизмом будет являться организация особой предметной среды. В среднем дошкольном возрасте пружиной, которая разворачивает воображение, будет опыт самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходимо наличие особой внутренней позиции, которая позволит и предметный мир, и прошлый опыт подчинить смыслу ситуации, своим целям и желаниям. Уровень развития в

Автор: Васильева Ольга Петровна

pedportal.net

Предпосылки воображения появляются на 2 году жизни. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение на картинке, переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте, и выступает его знаком, воспринять который помогает воображение. Воображение достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

Становление механизма представления. Воссоздания образов происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений, что проявляется в реакции сосредоточения и адекватных эмоциях, сопереживание событиям рассказа.

На 3-м году жизни в действиях ребенка наблюдается отсроченное подражание увиденному. Это уже достаточно сложное представление, показатель умения действовать на основе сформированного образа.

В 2,5-5 года ребенок уже умеет действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на 2-м г.ж., еще не заключают в себе элементов воображения, т.к. ребенок здесь лишь осваивает функцию предмета («есть» пустой ложкой), действие с ним и повторяет его (подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошечке. Это действие определяется ложкой, не игровым «кормлением» предметов). Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым; ребенком и объектом его желаний. В игре ребенок действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, отражая его действия обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Мотив игрового действия – не в получении реального результата, поэтому игровое действие – это воображаемая реализация нереализованных желаний.

Развитие начальных форм воображения преддошкольника связано с включением замещения реальных предметов.

Вначале ребенок лишь играет с реальными игрушками, затем, подражая взрослым, использует предметы-заместители, но замещения остаются еще неустойчивыми, некритичными и мало осознанными.

Критичность в использовании предметов наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любое замещения, предлагаемое взрослым. Замещение становится осмысленным, но имеет воспроизводящий характер, а не творческий.

Освоение речи способствует появления в игре первых самостоятельных замещений, Ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего возраста складывается полноценное использование замещений: дети четко видят сходство и различие между реальным и замещающим, вводят в игру собственное замещение. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, идет поиск подходящего объекта.

Таким образом, в игровой деятельности преддошкольника зарождаются творческие элементы:— отступает от образцов взрослого; — апробирует разные схемы выполнения действия; — осуществляет самостоятельные игровые действия.

На 3-м году жизни основным содержанием игры является ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.

Итак, показателями развития воображения в игре преддошкольника являются: разнообразие сюжетов; действие в воображаемой ситуации; самостоятельный выбор предмета-заместителя; гибкость в изменении функции и названия предметов оригинальность замещения игровых действий; — критичность к замещениям партнера.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на реальные предметы и внешние действия с ними.

1. Гностическая– познание окружающего мира: заполняет пробелы в знаниях; объединяет разрозненные впечатления в единую целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда ребенок затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. С помощью воображения удовлетворяются познавательные потребности (что недоступно непосредственному восприятию). Воображение позволяет «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Это ведет к обогащению интеллектуального эмоционального, нравственного опыта, более глубокому познанию окружающей, природной, предметной и социальной действительности.

2. Планирующая(см. произвольное воображение).

3. Защитная. В возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые игры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Причиной являются личностные проблемы ребенка, т.к. не удовлетворяются потребности, мечты и к чему ребенок стремится; какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, воображение помогает решить ребенку его эмоциональные и личностные проблемы; неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний; восстановить психологический комфорт (сильный друг – защищает, придает веру в себя, помогает преодолеть страх); преодоление чувства одиночества (удовлетворить потребность в общении); реализует потребность в самоутверждении, признание в группе сверстников.

Развитие видов воображения.О развитии воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества (поделки, рисунки).

Воображение ребенка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность (шаблонность) образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знаний – недостаток и достоинство детского воображения.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка; было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Особенно в 3-4 года замысел рождается только после действия. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окраску.

Таким образом, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребенка, поразило: прочитанная сказка, увиденные мультфильм, новая игрушка.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.

В старшем дошкольном возрасте, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.

Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, т.е. понимание того, что может быть и чего быть не может.

Так, дети 3-4 лет в сказке часто не отличают возможное от невозможного, соглашаются с любым замыслом, часто смешивают сказочные и реальные образы. С расширением опыта, дошкольники начинают понимать, что в сказке не все возможно. Они чувствуют меру, которую не должно переходить воображение. Старший дошкольник перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастичное. При нарушении типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает у них отрицательное отношение. В игре дети также понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

В 3-4 года воссоздающее воображение неразрывно связано с предметом и появляется только при действии с ним. Здесь предмет выполняет функцию внешней опоры.

В игре младший дошкольник не может вообразить действие с предметом, переименовать предмет, если не действует с ним (представляет стул кораблем или кубик кастрюлей, только когда действует с ним). При этом предмет заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте внешней опорой является игрушка, игровые атрибуты.

В среднем и старшем дошкольном возрасте опорой становится выполнение взятой на себя роли.

Воображение начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые (природный материал – листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Воссоздание художественного текста:

— младшие дошкольники без иллюстраций не могут воссоздать описанные в сказке события;

— старшие дошкольники уже без наглядной опоры воссоздают текст, но используют ее, когда испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Иллюстрация важна для понимания действий и взаимоотношений персонажей.

В результате интериоризации необходимость во внешних опорах отпадает. Это происходит в двух планах: переход к игровому действию при отсутствии предмета и придание игровому предмету нового смысла, представление действий с ним в уме, т.е. без реального действия («уже поспали»).

Рост произвольности воображения связан с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение (к 5-7 годам).

В младшем дошкольном возрасте замысел чаще рождается после выполнения действия:

— если формируется до начала деятельности, то неустойчив, легко разрушается, теряется по ходу его реализации (например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации);

— возникает стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.

До 5 лет на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь», «Придумай сказку» — отказывается. Причина – не умеет руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения можно судить по игре: продолжительность на одну и ту же тему, устойчивость ролей. В 3-4 года игра длится 10-15 минут; появление внешнего фактора вызывает побочные линии в сюжете и первоначальный замысел теряется; дети забывают переименование предметов и используют их в соответствии с реальными функциями; наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребенок идет от действий к мысли. В 4-5 лет игра длится уже 40-50 минут; ступенчатое планирование. В 5-7 лет – от нескольких часов и даже дней; игровые замыслы относительно устойчивы и могут осуществить их до конца; целостное планирование, т.е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).

Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника.Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения. Оно начинает активно проявляться в 4-5 лет в игре, ручном труде, рассказывании, пересказе.

С 5 лет появляются мечты о будущем, но они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Опорой для создания образов теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, что тесно связано с развитием речи и мышления. Это ведет к тому, что дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.

Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Старшие дошкольники раньше, прежде чем начинать реальную игру, проигрывают ее в уме, создают связную картину в своем воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого.

Но замысел – еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.

Доля активного творческого воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами.

Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения, протекающем в уме.

Словесное творчество. Уже в раннем возрасте у детей начинается свободное фантазирование – сочинение сказок и рассказов по образцу услышанных ими от взрослых.

В младшем и среднем дошкольном возрасте такие сочинения, продолжая основываться на нанизывании знакомых образов по случайным основаниям, становятся значительно разнообразнее и оригинальнее. Однако они еще не имеют определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Поэтому их нельзя считать проявлением активного воображения.

Сочиняемые детьми сказки и истории становятся в старшем дошкольном возрасте более организованными, последовательными и оригинальными, часто имеют вполне законченный сюжет.

В процессе создания образов воображения дети пользуются разными приемами.

1. Наделение персонажей реалистическими действиями: включение героев в специфически человеческие жизненные ситуации; — приписывание им человеческих мыслей, чувств, поступков; интерпретирование поведения животного на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

2. Прием антропоморфизации – одушевление предметов.

3. Агглютинация – в новом образе соединяют несоединимые стороны разных объектов.

4. Гиперболизация – широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных примитивному пониманию. Например, в сказках, созданных дошкольниками, герои – либо чудо добродетели, либо чудовища и злодеи и т.п.

5. Комбинирование – к хорошо знакомым сказочным событиям: — вносят некоторые добавления; — заменяют персонажей; — соединяют несколько сюжетов разных сказок; — придумывают для знакомой сказки новое продолжение.

6. Для дошкольников характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников. Поэтому придуманные сказки нередко приобретают причудливый характер.

Младший и средний дошкольный возраст – фантастические образы создают сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями.

У старших дошкольников образы все более оригинальны, богаче, разнообразнее. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения становятся все более эмоциональными, пронизаны эстетическими и познавательными чувствами, приобретают личностный смысл.

Таким образом, в числе важных новообразований дошкольного детства – появление качественно новых типов воображения – произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видах деятельности (первоначально в игре, затем – в изобразительной, трудовой, музыкальной, бытовой, учебной деятельности).

Образы воображения детей отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

Роль взрослых в развитии детского воображения.Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр. В общении со взрослым ребенок осваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

На 2-м году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (например, ребенка катают на коленях, делая вид, что роняют). Созданию мнимых ситуаций помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые включаются в бытовые процессы. Необходимо учить детей сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки.

Данные ситуации можно использовать и в работе с детьми 3-го года жизни. Однако основным является обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Создать ребенку воображаемую ситуацию помогает расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям.

Игровая деятельность – мощный стимул воображения. Выполнение роли. Развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разные персонажи, особенно в режиссерских играх, ребенок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Предметная среда должна включать в себя наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.

Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т.е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?»), вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.

Разнообразны частные приемы развития воображения:— разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира; — составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, нравственно-эстетическую, познавательную, сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказ по пейзажной картинке и др.

Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.

Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.

helpiks.org

Как развить пространственное мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление — это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

  • Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами — слуховыми, зрительными и двигательными;
  • Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;
  • До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;
  • Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.
  • Каждый из этих этапов, помимо первого, получает свое развитие в деятельности игровой и учебной, поэтому родителям и учителям важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.

    Развитие в дошкольном возрасте

    Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами учебной и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.

    Однако, на текущий момент времени исследования в области развития пространственного восприятия у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по освоению математики в детсадовском возрасте.

    Так же нет существенных критериев оценки степени развития пространственного интеллекта до поступления ребенка в первый класс. Основы математики закладываются в ограниченном формате оперирования числами. Проведенные исследования выявили, что воспитатели детских садов имеют слабое понимание пространственного мышления, воображения и восприятия, поэтому чаще всего, ребенок попадает в школу не будучи подготовленным в области математики. Однако, родители в состоянии самостоятельно развивать у своих детей восприятие пространства, выполняя с ними упражнения и задания из области математики и геометрии. Эти методы являются доступными для детей, старше трех лет и уже определяющих фигуры и цвета.

    1. «Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план – это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на «плане».
    2. «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.
    3. «Расставь правильно!». Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача – расставить их по вашему указанию «ближе», «дальше», «вперед», «назад», и т.п.
    4. «Лабиринт». Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: «влево», «вправо», «вперед», «назад» и т.п.
    5. «Кто самый внимательный?». Для младших дошкольников и детей 3-5 лет, будет интересна следующая игра – ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол стоит слева от тебя?»
    6. Как мы видим, несмотря на узкую методологическую базу развития мышления пространства у детей дошкольников, родители сами в состоянии разработать задания и проверочный тест, требующие ориентирования в пространстве и знания основ математики.

      Развитие в младшем школьном возрасте

      Как мы уже говорили, мышление, связанное с пространством, формируется посредством участия ребят в самых разнообразных видах деятельности, таких как: игры, рисование, лепка, уроки труда и т.п. Однако, основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач. Исследования, проводимые учеными в школах с детьми 6-10 лет, показывают, что гипотеза о необходимости увеличения объема знаний математики и геометрии в начальной школе верна, на этих уроках происходит:

      • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
      • У школьников младших классов — формирование плоскостного и пространственного воображения;
      • Формируются простейшие геометрические понятия;
      • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
      • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
      • Заложение основ способности к конструированию;
      • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.

      У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.

      Как показывают исследования ученых, в период изучения математики, формируются различные типы мышления и умственной деятельности, а так же складывается приятный эмоциональный фон на уроках, что в общем способствует положительному отношению к учебе.

    7. Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация – всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.
    8. На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.
    9. На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из них придумываются самими учениками.
    10. Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.
    11. Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.
    12. Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.

    Все эти упражнения необходимо проводить для младших школьников на уроках на регулярной основе, они способствуют развитию математического склада ума, восприятия пространства, воображения и логики.

    Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.

    Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.

    Развить пространственный интеллект ребенка является одной из основных задач на уроках начальной школы и детского сада, хотя на текущий момент система образования имеет пробелы в данном направлении. В связи с этим родители самостоятельно должны проводить игры с ребенком, способствующие развитию восприятия пространства.

    mozgius.ru