Как развивать речь ребенку до года

Развитие речи ребенка до года

Развивать речь ребенка очень важно, ждать, пока малыш сам заговорит — неправильно. Развитию речи стоит уделять не меньшее внимание чем развитию двигательной активности и остальным навыкам. Когда начинать развивать речь? — с самых первых дней жизни крохи.

Периоды развития речи ребенка до года

  1. Первый период развития речи — это крик. Посредством крика новорожденный заявляет своих потребностях: когда хочет кушать, когда болит животик и так далее.
  2. Примерно через пару недель начинается второй период развития речи: в крике ребенка можно услышать новые звуки, похожие на гласные, но не такие четкие, длится этот период несколько недель. Через 2-3 месяца после рождения ребенка мама уже может различать интонации в детском крике (недовольство, радость и так далее). На протяжении всего процесса становления детской речи крик имеет важное значение.
  3. Третий период начинается около 6 месяцев и продолжается до 11, хотя это рамки условные. Для данного этапа характерен лепет. На этом этапе можно различить отдельные слоги. Постепенно слоги объединяются между собой, но не всегда в четкие слова.
  4. Четвертый период — слова. Он начинается примерно в 11 месяцев, в год словарный запас ребенка должен составлять 5-20 слов.
  5. Как развивать речь. Советы родителям

    Очень важно разговаривать с ребенком, причем разговаривать много и желательно на его языке. Ребенок будет вам отвечать уже в 2-3-месячном возрасте. Разговаривайте постоянно — когда одеваете малыша, когда раздеваете, на прогулке, во время купания и так далее. Если вы сомневаетесь в том, что ребенок участвует в диалоге — попробуйте следующий эксперимент: рассказывайте малышу что-то, а потом сделайте паузу — малыш будет вам отвечать гулением.

    Примерно с трех месяцев жизни ребенка можно делать массаж кончиков пальцев: большой палец растирайте по бокам сверху вниз, по часовой стрелке. Можно массировать всю поверхность ладошки, уделяя большое внимание подушечкам пальцев.

    Когда в речи появляются слоги, важно их произносить вместе с малышом и повторять по несколько раз. Постоянно комментируйте свои действия «сейчас мы оденемся и пойдем на прогулку». Положительно скажется на развитии речи ребенка до года чтение книг. Читайте малышу книжки, причем с выражением и интонацией. Начинать стоит с потешек и стихов, затем (ближе к году) переходить на сказки.

    Развитие речи ребенка до года во многом зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Уделяйте побольше внимания собиранию мелких предметов. Ближе к году можно давать ребенку в руки карандаш — захват карандаша требует определенных навыков. Можно лепить с ребенком из мягкого пластилина или теста для лепки, конечно, на создание шедевров претендовать не стоит, но хотя бы рвать на мелкие части, катать шарик между ладошками или колбаску у ребенка вполне получится.

    Можно рвать на мелкие части бумагу — детям невероятно нравится это занятие. Наверняка вы заметили, что дети очень любят брать на улице камни — не препятствуйте этому, пусть малыш перебирает их, главное, чтобы не проглотил.

    Примерно с 6 месяцев произносите слоги, например, ма-ма, па-па, обязательно четко проговаривайте их и повторяйте несколько раз. На улице называйте все предметы и обозначайте их звуками, например «это машина, она делает би-би», можно изобразить рев мотора. Аналогично и с животными: называйте животное и его звуки «это кошка, она говорит мяу-мяу», «это собачка, она говорит ав-ав» и так далее. В этом деле вам также на выручку придет книга — показывайте на картинку и проговаривайте.

    razvitiedetei.info

    Как правильно развивать ребенка до года по месяцам?

    Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

    Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

    Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

    Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

    Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

    Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

    Чем заниматься с ребенком грудного возраста

    Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

    Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

    Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

    Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

    Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

    Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

    Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

    Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

    Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

    Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

    Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

    Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

    Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

    В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

    Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

    Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. Читайте также «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».

    Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.

    pozdnyakova.org

    Развитие ребенка в возрасте 1 год и 8 месяцев

    В возрасте год и 8 (или 20 месяцев) уже можно говорить об индивидуальных особенностях и развитии ребенка как личности. До этого возраста, как правило, дети имеют примерно одинаковые способности, но теперь уже есть личные вкусы и предпочтения.

    Ребенок в год и 8 месяцев меняется каждый день

    Общее развитие ребенка

    Когда ребенку исполнился 1 год и 8 он уже должен испытывать естественное желание самоутвердиться и помочь окружающим. Поэтому необходимо приучать ребенка к уборке и домашним делам. Дайте ему возможность уже сейчас реализовать свой потенциал – 20 месяцев вполне подходящий для этого возраст. Он уже может уметь держать в руках легкую кружку или класть подушку на кровать. Ребёнок в состоянии запомнить, где лежат его игрушки, и может различать основные цвета.

    В 1,8 года малыш может самостоятельно играть до 20 минут

    В 1 год и 8 месяцев он может играть со сверстниками и начинает проявлять свой характер. Не стоит подавлять его индивидуальность, ведь в будущем ему нужно уметь отстаивать свою точку зрения.

    Речевые способности ребенка

    На речь малыша стоит обратить особое внимание в это период. Ведь он уже умеет слушать, как говорят окружающие, и подражает им.

    Совет: общайтесь с ребенком как можно больше. При этом следует описывать окружающие предметы и обогащать эти рассказы различными эпитетами.

    Это значительно увеличит словарный запас ребенка. Хорошее решение – чтение книг крохе. Для занятых родителей подойдут аудиокниги или видео блоги. Хотя в таком случае стоит уделить внимание подбору подходящего контента. При общении важно описывать детали и формы вещей. В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их. Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме.

    Приучение к горшку и развитие речи — главные задачи возраста

    Совет: проговаривайте свои действия вслух. При этом используйте простые предложения но с разными частями речи ( существительными, глаголом и прилагательным.)

    Пример: «Сейчас мы надеваем красную шапку ». Стоит уделить внимание совместной коммуникации с ребенком. Не стоит забывать и о его общении со сверстниками. Ребенок должен проводить достаточное количество времени с детьми своего возраста (20 мес.). Впоследствии это окажет значительную помощь в развитии.

    Общение со сверстниками обязательно для этого возраста

    На речь достаточно сильно влияет контакт с родителями. Поэтому разговаривать с ребёнком нужно даже до того как он достигнет годовалого возраста. Обязательно стоит уделять внимание мелкой моторике. От этого напрямую зависит речевое развитие. Можно делать элементарный массаж пальцев.

    Особенности питания ребенка в этом возрасте

    Стоит готовить каши и нежирные блюда на основе молочных продуктов. Однако лучше не давать пить ребенку молоко в чистом виде на ночь и в вечернее время суток. Это связано с тем, что оно тяжело переваривается. Молочных продуктов достаточно 400 мл в день. Обязательно стоит добавлять в детский рацион мясо и рыбу. Из рыбы можно выбрать треску или судак. Что касается мясного ассортимента, то в 20 месяцев прекрасно подойдет грудка индейки или курица. Лучше отварить или приготовить на пару. Также прекрасно подойдут котлеты на пару из рубленого мяса.

    Примерное меню для детей до 2-х лет

    А овощи уже могут быть не только в пюре. Можно их отварить и мелко порезать. Из фруктов можно делать свежеотжатые соки, но при этом разбавить кипяченой водой. Постепенно стоит добавлять и экзотические фрукты. Например, киви или цитрусовые. Только делать это с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию. Смело добавляйте в меню и каши. Также, можно белый хлеб, но это вовсе необязательно.

    Развитие самостоятельности в приеме пищи

    Какие должны быть игры у ребенка в 1 год и 8 месяцев

    Ребенок должен уметь самостоятельно бегать и избегать препятствия. Кроме того он не должен бояться подниматься по ступенькам.

    Пазлы для детей до 2-х лет

    Совет: общайтесь с ребенком в игровой форме. Он должен чувствовать внимание и заинтересованность со стороны родителей.

    1. Игра «Положи на место» для активных и непоседливых детей. Она отлично стимулирует память. Необходимо собрать предметы, которые всегда находятся на определенном месте. Например, фотография ы рамочке или пульт от телевизора. И попросить кроху разложить их по местам.
    2. Игра под названием «Боулинг» потребует дополнительных реквизитов: мяч среднего размера и несколько любимых ребенком предметов. Они должны быть легкими и свободно помещаться в руке. Их нужно поставить в линию. А после малыш должен бросать их, имитируя игру в боулинг. Это отлично развивает координацию и моторику.
    3. Для каждого ребенка важно подражать взрослым. Поэтому игра «Приготовим обед» понравится практически всем. Посуду можно выделить либо из обычной кухни. Либо купить игрушечный набор. В 20 месяцев дети без труда могут играть таким инвентарем.

    Совет: нельзя пренебрегать банальными развлечениями в виде пазлов или кубиков. Они чудесно влияют как на память и внимательность, так и на мелкую моторику рук.

    Развивающие игры для детей 1 год 8 месяцев

    Малыш в возрасте 1 год и 8 месяцев может уметь собирать пазлы без помощи взрослых (хотя стоит контролировать этот процесс из-за мелких предметов) и различать цвета. Помимо игр он должен уметь и находиться в воде.

    Даже купание можно превратить в интересную игру

    Поэтому стоит использовать игрушки для ванной не только как развлечение, но и как дополнительную возможность для развития. Попросите малыша показать, как плавает уточка или плывет кораблик.

    detki.guru

    Как развивать ребенка до года дома

    Если вы полагаете, что развивать ребенка можно только после того, как ему исполнится год, и он начнет понимать вас, запомните, что это очень глубокое заблуждение. С малышом нужно заниматься и в более раннем возрасте, начиная с месяца – терпеливо и настойчиво. Пусть вы не сразу увидите результат, но способности детского мозга таковы, что он впитывает в себя абсолютно всё, чтобы потом полученные знания проявились в более осознанном возрасте. Как развивать ребенка до года дома – вот чему я посвящаю эту статью.

    Может быть, вы удивитесь, узнав, как много подручных средств можно использовать для создания развивающих игрушек крохе. Проблема – как развивать ребенка до года дома – перестанет быть проблемой, как только вы ознакомитесь с нашими рекомендациями. Вы сразу заметите, что ваш малыш оживился и ускорил темпы развития, а его сверстники остались далеко позади.

    Сразу отмечу, что до полугода в арсенале игрушек у малыша будут, пожалуй, только погремушки и всевозможные крышечки – ведь он должен, как минимум, научиться держать предметы в ручке, чтобы вы смогли потом продолжить занятия.

    А вот с шести месяцев и до года вам пригодятся самые разнообразные предметы.

    Начнем с того – где же хранить все игрушки. Лучше всего для этого приспособить большой тяжелый ящик (чтобы тот не переворачивался, если малыш примет его за опору и станет рядом, держась за его бортики). Таким образом, ящик прослужит и «станком» для физического развития ребенка, и поможет сохранить все его любимые игрушки в чистоте. Ведь заботливая мама, естественно, и без того через день промывает их в мыльном растворе – а в коробке они почти не будут припадать пылью.

    Когда с местом хранения игрушек дома вы определились, оглянитесь вокруг – какие предметы, на ваш взгляд, вам абсолютно не понадобятся? Только смотрите, что они не имели острых углов и мелких частей, так как именно такие вот. Ненужные, предметы мы и будем использовать в качестве развивающих игрушек для ребенка возрастом до года.

    Если вы – умелица и рукодельница, или просто умеете пользоваться машинкой, сделайте для своего малыша небольшую мягкую книжечку – она поможет развивать абстрактное мышление и фантазию ребенка, не оставляя без внимания и мелкую моторику рук.

    Структура книжечки может быть какой угодно – всё зависит от вашей фантазии. Допустим, на первой страничке вы прикрепите большое яркое солнышко с лучами-ленточками, которые не обязательно пристрачивать к основной ткани намертво. Пусть лучики свободно болтаются – вы увидите, насколько интересно ребенку поиграть с ними. На второй страничке сделайте цветущую лужайку: возьмите зеленые нитки для вышивания или вязания и соорудите из пучков травку, приклейте большую белую ромашку с лепестками ил мягкой белой ткани и шуршащими листиками.

    На следующей страничке пришейте карманчик из яркого кусочка плотной ткани, «посадите» его на крупную молнию – пусть малыш попытается её открыть. А внутри карманчика ребенка будет ожидать сюрприз – приклеенная собачка, которая пищит при нажатии (пищалку можно вытянуть из любой игрушки). Четвертую страничку вашей книжки украсьте большим мячиком, сшитым из разноцветных кусочков ткани, разной по фактуре. Пришейте пару пуговичек или свой старый тонкий ремешок с блестящей пряжкой – малышу будет интересно попробовать оторвать её от странички.

    Также книжку можно украсить всевозможными шнуровками и липучками – в общем, всем тем, что нужно открывать и закрывать не всей ладошкой, а лишь кончиками пальчиков. Поверьте, такая книжка будет развлекать вашу кроху не день и не два, а прослужит любимым развивающим занятием вплоть до года.

    Найдите дома большую пробку из пластика (наверняка, у вас лежит что-то подобное: и выбросить жалко, и применить некуда), и проколите в ней дырочку. В отверстие вставьте либо тонкую ленточку, либо плотную и крепкую нитку, к концу которой привяжите много крупных пуговиц и бусинок. Только делайте это тщательнее – не дай Бог, малыш откусит или оторвет и проглотит маленький предмет! Если сделать всё на совесть, кроха сразу же заинтересует новой «погремушкой», примется перебирать мелкие бусинки пальчиками и жать их в ладошках – а это и есть пресловутое развитие мелкой моторики рук.

    Ещё одним развлечением, правда, вряд ли долгоиграющим, станут бусики из разноцветных и отличимых по диаметру пуговиц. Чем больше это разнообразие – тем дольше будет играть с ожерельем ребенок, который обязательно захочет перепробовать на вкус и на ощупь все-все пуговки.

    Найдите в Интернете карточки, которые развивают восприятие ребенка по методике Домана, распечатайте изображения на принтере (конечно, лучше воспользоваться цветным, но в случае, если у вас есть только черно-белый, картинки всегда можно разукрасить красками или фломастерами), скрепите их с помощью ленты в книжечку – и показывайте своему малышу. Начните с животных, потом перейдите на части тела. Вам покажется, что ребенок вовсе не интересуется картинками? Запомните: главное, что он их видит и слышит ваши комментарии. Это означает, что он впитывает в себя информацию и откладывает её в памяти, чтобы потом, по мере взросления, восстанавливать все то, что узнал. Но как только вы заметили, что ребенку стали не интересны картинки – переключайте его внимание на другое развлечение.

    В наборе игрушек, которые будут развивать ребенка, обязательно должны присутствовать кубики и прочие геометрические фигурки. Если у вас нет возможности купить кубики фабричного производства, поищите дома небольшие коробочки необходимой формы и обклейте их яркой цветной бумагой – вот кубики готовы!. Учите своего малыша строить из них пирамидку, а после – разрушать её. Кстати, многие мамочки переживают, что вначале ребенок пытается именно разрушить выстроенную вами пирамидку. Не бойтесь, это, наоборот, первый знак того, что кроха учится созидать окружающий мир. Это значит, что ему очень интересно: из чего же состоит пирамидка и как у вас получилось её сделать?

    Кстати, помочь развить навык созидания у ребенка до года помогут обыкновенные пластиковые стаканчики – дешевое и практическое пособие для развития малыша дома. Пусть кроха попытается вложить один стаканчик – в другой, а в него 0третий, четвертый, и так далее – пока ему не надоест. А после этого предложите ему вытянуть их по одному. Когда и это занятие прискучит ребенку, поучите его ставить стаканчики один на один. Пусть экспериментирует, познает важнейшие законы физики. Только следите за тем, чтобы хрупкий пластик не ломался – его острые края могут больно поранить ребенка, и тогда его желание играть улетучится.

    Наверняка вы уже начали подкармливать своё чадо детским питанием, купленным в магазинах? Конечно, стеклянные бутылочки вряд ли пригодятся вам для игр, но крышечки использовать можно с легкостью. Вырежьте цветные простенькие картинки по диаметру крышки – и вставьте их в неё. Получатся такие вот крупные и забавные монетки. Кстати, особо интересно будет складывать их в кастрюлю или что-то металлическое – ведь при ударе о металл они будут издавать такой звонкий звук! Малыш придет в восторг.

    Я уже советовала вам поискать дома коробочки в форме куба, чтобы использовать их для построения пирамидки или домика. Но если у вас есть коробочки других форм и размеров – тоже смело несите их малышу. Наполните коробку теми же звенящими крышечками или небольшими игрушками – пусть ребенок потрясет их, покидает. А там, гляди, научится открывать коробки: ему ведь интересно, что там – внутри?

    На кухне есть множество предметов, способных занять внимание вашего чада на долгие часы. Например, кастрюли разных форм. Цветов и размеров – в них малыш может складывать свои игрушки, чтобы потом их доставать. Также детки любят играться с ложками: обязательно дайте ребенку или алюминиевую, или, что предпочтительней, пластиковую – пусть учится держать её в ручках. А вы обязательно показывайте малышу, как нужно пользоваться этим столовым прибором, на собственном примере.

    Если вы не боитесь того, что малыш может забрызгать ваш ковер или на полу квартиры лежит линолеум – тогда смело наберите воду в чашку (керамическую, чтобы она не разбилась, а ещё лучше – алюминиевую) и дайте своему крохе. Дети очень любят воду – и пить, и брызгаться ею, и пытаться взять её в ручку. Пусть малыш понимает, что такое вода и как с нею обращаться. Только не вздумайте ругать малыша, если он пролил много воды – вы расстроите дите, и оно больше не захочет развлекаться с чашкой.

    Вы не поверите, как интересен малышам процесс закручивания и откручивания пробки на бутылке. Лишь покажите чаду пару раз – как это сделать, и не сможете более забрать у него ни колпачок, ни саму бутылку – настолько увлечет его занятие. Если в вашем доме есть много пластиковых бутылок, попробуйте наполовину наполнить их разными крупами или мелкими игрушками, бусинками – такая большая погремушка займет малыша на час!

    Поищите дома старые и ненужные вам журналы – пусть малыш попробует их полистать. Конечно, страницы издания порядком попортятся, но кроха придет в неописуемый восторг – ведь листочки так приятно шуршат под пальчиками. А как забавно рвется бумага!

    Может быть, следующий совет покажется вам немного странным, но для развития ребенка пригодится даже самый обыкновенный рулон туалетной бумаги, в который малыш обязательно замотается – вот увидите! Засим последует процесс высвобождения себя из цепких объятий бумаги – а это вам уже и физическое развитие и смекалка.

    Возьмите картонную коробку средних размеров, проделайте в ней несколько дырочек, а внутрь поместите ленточки. Пусть их кончики выглядывают из отверстий: вы заметите, что ваш ребенок изо всех сил пытается достать крошечными пальчиками ленточку и вынуть её из коробки.

    Достаньте из шифоньера свою соломенную шляпу (хотя, лучше взять что-то менее «колючее», например, панамку) и покажите малышу, как нужно надевать её на голову. Наденьте её на ребенка, приговаривая: «Вот, Ярослав одевает панамку… А вот мама одевает панамку!». Потом позвольте крохе попытаться натянуть на вас панаму самостоятельно. Пусть у него не получится сделать это с первого раза, но вскоре ловкость маленьких ручек будет совершенствоваться, и он не промахнется мимо вашей макушки!

    Удивительно, что дети питают «слабость» к носочкам – играть с этим предметом гардероба им бесконечно интересно: ведь в них можно запихнуть шарик, крышечку или просто задумчиво пожевать.

    Наверняка, у вас дома есть большая коробка из-под бытовой техники (например, телевизора). Поставьте её посреди комнаты, и малыш заинтересуется ею. Попробует залезть внутрь этого импровизированного домика. Только внимательно наблюдайте за тем, чтобы малыш не упал!

    Обязательным предметом в доме, где есть маленький ребенок, должны быть шарики разных размеров. Минимум два – маленький и большой. Первый из них может быть с мягкими резиновыми шипами – это отличное приобретение. Такая игрушка сделает легкий, но очень эффективный массаж ручек крохи.

    Не пожалейте денег, и купите ребенку куклу, желательно обладательницу длинных волос. Если у вас растет сынок, и вы боитесь, что папа будет против такого приобретения, возьмите пупса. На примере таких «человекоподобных» игрушек можно учить малыша разным действиям. Играя с куклой, попробуйте накормить её, приговаривая: «Ляля ест – и Ярослав ест», уложить спать: «Ляля баю-баю, и Ярослав баю-баю». Погладить куклу по голове, сделать ей массаж или зарядку, умыть личико… в общем, делайте с пупсом всё, что делаете со своим ребенком – так ему будет проще воспринимать все эти действия и процессы. Вы и не заметите, как он, убаюкивая куклу, незаметно уснет и сам с нею рядом.

    Скорее всего, на полочках у вас стоят-пылятся сувениры, подаренные друзьями на праздник: лошадки, собачки, медвежата. Приобщите эти игрушки к занятиям с малышом: пусть пощупает их, осмотрит. Следите только, чтобы он не попытался засунуть в рот или разбить презенты – всё же, это память!

    Поищите у друзей, у которых есть детки постарше, коробочки от знаменитого Kinder Surprise. Вам понадобится штук 6-10, в зависимости от вашего же желания и настроения. Если вы умеете вязать – прекрасно! Обвяжите эти бочонки разноцветными нитками, скрепите их в одну цепочку – получится гусеница. На первом бочонке нарисуйте (или пришейте покупные) глазки и ротик – пусть ваша гусеница мило улыбается ребенку. Можно предварительно заполнить коробочки чем-то шуршащим, сыпучим.

    Для игр с ребенком можно использовать многие другие вещь: расчески, резиновые пищалки, зеркало, тазик с бельем, из которого малыш попытается вытащить всё и залезть туда самому. Ребенок может самозабвенно теребить всякие шнурки и ленты на вашей одежде, звонить в маленький колокольчик и особенно – рассматривать фотографии! Показывайте крохе почаще семейный альбом – и родственников в лицо будет знать, и повеселится на славу!

    Но есть несколько ограничений, которые должна учитывать любая мама, подыскивающая подручные материалы для развивающих игр со своим ребенком. Например, следует наложить вето на игры со шнурами и цепями – ведь дети могут нечаянно обмотать их вокруг шеи. Не стоит давать ребенку в руки разборную игрушку, в составе которой есть мелкие предметы – кроха может проглотить их, и это закончится плохо.

    Если даете малышу ручку – вытяните из неё стержень, ведь дитя может попробовать канцелярию на вкус, а паста – вещество отнюдь не полезное, к тому же, стержень имеет свойство ржаветь.

    Не давайте своему ребенку играть с баночками крема – он может открыть её и проглотить крем, что непременно вызовет интоксикацию в нежном детском организме.

    Желательно также ограничить контакт ребенка с бумагой, которую используют в принтере, и с книгами, состоящими из тонких листов – всё это может порезать пальчики малыша, к тому же, дети нередко пытаются съесть бумагу.

    В принципе, если вы будете внимательны и бдительны, проблем с игрушками из подручных средств быть не должно – лишь следите, чтобы вещи были безопасными, без острых углов и краев, без мелких деталей. И запомните, что лучше всего ребенок развивается в любви и заботе, нежели в принудительных занятиях, которые не доставляют его маме никакого удовольствия. Если вы чувствуете, что желания обучать своего малыша у вас нет, пусть этим займутся отец или бабушки. А потом можно будет отдать малыша в развивающий центр – благо, их предостаточно в любом городе!

    И запомните, что в возрасте до года формирует около 70% базовых знаний и навыков малыша – не пускайте этот процесс на самотек, и из вашей крохи вырастет настоящий вундеркинд!

    www.allwomens.ru

    Развитие речи ребенка от 0 до года

    Ваш малыш еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано.

    Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “у-а!”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители считают, что до того, как их чадо произнесет первые слова (а обычно это бывает в возрасте около года), с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может.

    Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Да-да, ваша кроха уже может и хочет с вами общаться!

    Для того, чтобы представлять, как общаться с младенцем, давайте рассмотрим основные ступени формирования речи.

    Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

    Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

    “Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

    Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

    Вторая стадия – гуление

    Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.

    Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.

    Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”. Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!

    Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.

    “Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.

    Третья стадия – лепет

    По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

    Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

    Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

    “Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

    “Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

    Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

    “Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

    К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

    Конечно, общаясь с ребенком, мы так или иначе учим его. Но постарайтесь, чтобы ваше желание обучать малыша буквально с пеленок не заслонило собою более важной вещи – вашего живого эмоционального общения.

    Если вы следите за теориями раннего развития, наверняка у вас на слуху имя американского ученого Глена Домана, который утверждал, что, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, ребенок может достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В своем Институте Развития Ребенка Доман проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены буквы, слова, ноты, цифры, картины, иероглифы и многое, многое другое. Во время показа педагог или мама называли соответствующий предмет. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась.

    Когда детишки подросли, выяснилось вот что. Они действительно прекрасно запоминали информацию, владели иностранными языками, читали, считали и т.д. Но при этом малыши совершенно не играли, у них была нарушена эмоциональная сфера. Привыкнув лишь пассивно заглатывать дидактический материал, они не стремились к активному познанию окружающего мира, им недоступно было творчество, поскольку у них не было реального творческого опыта. И тот огромный багаж знаний, который хранила их цепкая детская память, они не всегда могли применить на практике. Печальнее всего, что нарушения эмоциональной сферы у этих детей были уже невосполнимы. Ведь многие очень важные вехи эмоционального развития закладываются именно в младенчестве, когда ребенок хочет и может общаться, строить социальные модели поведения, а не фиксировать в своем мозгу бесчисленное множество сухих фактов.

    В моей психологической практике был мальчик Андрюша, который не мог адекватно общаться со сверстниками. Он бегал по кругу, постоянно повторяя одну и ту же фразу. При этом у него были очень большие проблемы с артикуляцией звуков: около четырнадцати звуков он в пятилетнем возрасте просто не выговаривал, так что понять его можно было с большим трудом. Общаться он предпочитал в письменном виде.

    Выяснилось, что Андрюшина мама в свое время очень увлекалась ранним интеллектуальным развитием своего сына. В результате читать он научился раньше, чем говорить. При этом он не играл, занимаясь цифрами, буквами, специальными карточками, рисовал только географические карты.

    Принимаясь в младенчестве учить своего ребенка буквам по новомодной развивающей методике, будьте осторожны! У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.

    Стадия четвертая – первые слова

    Итак, из лепета рождается слово…

    На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.

    Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).

    Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.

    Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.

    Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):

    Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.

    Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.

    Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми. Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами.

    Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

    Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

    Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

    «Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

    «Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

    Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

  6. Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  7. Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  8. А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  9. В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).
  10. Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  11. Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  12. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  13. Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).
  14. Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  15. Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  16. Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  17. Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).
  18. Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

    Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

  19. Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  20. Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  21. мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  22. мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).
  23. А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  24. Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  25. И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  26. А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  27. Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  28. а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  29. Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  30. а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).
  31. Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

    Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

    Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

    Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

    Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

    Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

    • Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
    • Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
    • Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
    • Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
    • Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
    • Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
    • Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.
    • По материалам журнала «Аистенок», 03.04

      medportal.ru