Эмоциональные дети воспитание

Эмоциональные дети воспитание

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения.

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом педагогической работы.

Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучения с несколько другим смысловым акцентом — послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования.

Педагогическая работа выстраивается на единстве компонентов:

переживания и других

Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мыслительных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, отношении к окружающему миру. Все это сводятся в многообразие педагогического воздействия.

Остановимся, однако, на эмоциональном. Его содержание включает две стороны.

Собственно-эмоциональное развитие — ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений.

Опосредованно — эмоциональное развитие — преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.

Охарактеризуем первую сторону. Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.

Социально-опосредованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках «эмоционально-личностного общения». Первый результат его правильной организации у трехмесячного малыша — «комплекс оживления», или эмоциональное общение с взрослым в доречевой период жизни. В дошкольном возрасте эмоциональные реакции — это в основном отклик на поступки и действия людей. Лежат они в основе отзывчивости ребенка, выразительности его экспрессивных действий. Работу в адекватном эмоциональном реагировании целесообразно проводить посредством специально организованного содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами — разномодальными ощущениями. Основное влияние на сенсорные процессы обусловлено тем, что сенсорная и эмоциональная сферы взаимосвязаны, эмоциональный тон сопровождает ощущения, восприятие. Обогащая сенсорный опыт детей можно одновременно непроизвольно влиять эмоциональную сферу, вызывая эмоциональные реакции.

При соответствующих педагогических условиях эмоциональные реакции из трудноразличимых, постепенно, становятся яркими, выразительными. Особенно, когда в раннем возрасте используются эмоционально-сенсорные игры, пробуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители. Например, поглаживающие действия в игре «Сорока-сорока», раскачивающие в игре «По ровной дорожке» и т.д.

В старшем дошкольном возрасте характер подачи сенсорной информации усложняется в сторону более тонкой нюансировки, комплексности воздействия (зрительно-вестибулярные, зрительно — слухоосязательные и т.д.), изолирования одного из анализаторов (например, закрыть глаза или уши).

В качестве основных методов выделим:

игровую драматизацию — идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации;

создание ситуаций морального выбора — побуждающих проектировать поведение;

оценивающее воздействие — способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствительности, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости.

Развитие представлений об эмоциях – это, прежде всего, выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена:

осознание детьми факта возникновения эмоций;

понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);

осмысление внешних признаков выражения эмоций — положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;

расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;

формирование ценностных представлений:

нравственных — добро, свобода, милосердие, честность, справедливость

интеллектуальных — истина, знание, творчество;

эстетических — красота, гармония;

социальных — семья, этнос, отечество;

валеологических — жизнь, здоровье, пища, воздух, сон;

материальных — предметы труда, быта, жилище, одежда.

Чаще всего эмоциональное воспитание происходит во время специальных развивающих игр.

«На что похоже настроение?», «Дотронься до. », «Поварята» — в них дети учатся сопереживать, чувствовать других;

«Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» — направлены на снятие страхов и повышение уверенности в себе.

«Развлечение с подушками» — помогает снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть. По правилам, в этой игре, можно драться. Но только мягкими предметами.

«Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?» — игры с карточками, изображающими различные эмоции.

«Рисуем музыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рисуем маму из цветов» — эти игры развивают у детей ощущение свободы и творческую активность. Из рисунков впоследствии можно устраивать выставки.

Варианты практических мероприятий

для каждой возрастной группы

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

-побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;

— поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры:

-«Путешественники» — воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.);

-игры с водой — пускать кораблики, купать игрушки;

— «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики);

-«Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д.

Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности.

В младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоционалъные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.

На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухоосязательные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры.

-«Кто в домике живет?» — воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают мимикой, движениями свои впечатления от «посещения» того или иного домика.

— «Как много запахов вокруг» и т.д.

Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры, игры имитации — воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

«Передай движениями» — содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.

В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения:

— состояния человека — удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.;

-словосочетаниями, отражающими оттенки настроений — не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.;

— учить подбирать синонимы — радостный — веселый, грустный — печальный, тоскливый;

— находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния — злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.;

-понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели — серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов.

Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.

Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями разных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.

Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять—шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные — отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести человека в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся:

— совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

— стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.

Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них:

-«Сурдопереводчики» — воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.

-«Маленький народ» — содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя — вот такой,

Другой дядя — вот такой,

Третий дядя — вот такой,

А четвертый — вот такой.

Одна тетя — вот такая,

А вторая — вот такая,

Третья тетя — вот такая,

А четвертая — вот такая.

Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой. », «Одна девочка вот такая. » и т.п.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, со-радование, содействие.

В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения.

«Раз, два, три, нужное место найди» — воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.

Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их: Царевна — Несмеяна, Вовка — добрая душа, Девочка — ревушка, Дюймовочка, Вот какой рассеянный, Гадкий утенок, Крошечка — Хаврошечка, Золушка и т.д.).

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Соответствующим образом организованная работа — образовательная, совместная, самостоятельная деятельность, по эмоциональному развитию способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить проблемы негативного поведения детей.

Игра, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

doshkolnik.ru

2. Методика «Эмоциональные лица» н.Я.Семаго.

По контрольной группе составлена общая диаграмма Рисунок 3.

Рисунок 3. Уверенность и правильность ответов контрольной группы

Исходя из анализов протоколов контрольной группы можно сделать вывод о том, что в основном все дети в опознании схематических изображений отвечают правильно, уверенно и быстро, кроме 8% от общего числа. Это говорит об адекватности эмоциональной оценки.

В период 5 — 6 лет нормативно развивающимся детям уже полностью до­ступны эмоциональные дифферениировки типа «сердитый», «грустный», «радостный». После 6 лет возникают более «глубокие» определения: «недовольный», «рассерженный», «расстроенный» и т. п. Все эти определения можно наблюдать в протоколах контрольной группы. Следует отметить, что дети при ответах не испытывают стеснительности, говорят громко и отчетливо. Рассказы богаты фантазийными образами, состоят как минимум из 3-4 предложений и дополняются яркими определениями.

По экспериментальной группе составлена общая диаграмма Рисунок 4.

Рисунок 4. Уверенность и правильность ответов экспериментальной группы

По протоколам экспериментальной группы можно сделать вывод о том, что в основном дети в опознании схематических изображений отвечают правильно, но тихо и неуверенно, некоторые отвечают как бы спрашивая и ища подтверждения своим словам.

При составлении рассказов дети немногословны, рассказы безфантазийны и просты, дети часто задумываются, говорят тихо. Язык эмоций развит недостаточно.

Способность ребенка понимать (опознавать) и обозначать (как вербально, так и экспрессивно) эмоциональные состояния, представленные, в первую очередь в виде оценки лицевой экспрессии, является одним из важнейших условий не только адекватного развития аффективно-эмоциональной сферы, но и необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных пе­реживаний, развития так называемого «языка эмоций». Кроме того, без по­добной оценки (при нарушениях лицевого гнозиса) невозможно формирова­ние узнавания по полу и возрасту. Вероятно, что при этом нарушается и нормальный ход половозрастной идентификации. Важным является также соответствие «словаря эмоций» (усвоение ребен­ком самих названий эмоций) возрастным нормам.

То есть к определенному возрасту дети должны не только понимать, но и активно использовать то или иное слово, обозначающее эмоциональное состояние, а также использовать «дискретные эмоциональные категории», включенные в качественно различ­ные типы поведения. Не менее значимой является возможность оценки соотношения понимания и вербализации эмоций при их восприятии (в частности, на фотографиях, абстрактных, схематичных изображениях тех или иных эмоциональных состояний).

Для определения эмоционально-личностых характеристик детей был составлен список окружения ребенка: мама, друг, воспитатель и медсестра.

Результаты многочисленных исследований подтверждают тот факт, что дети воспринимают цвета иначе, чем взрослые. Следовательно, необходимо уточнить, что интерпретационные таблицы в том виде, в котором они приво­дятся в многочисленных пособиях по использованию теста М. Люшера не могут быть применены для оценки состояния ребенка. В то же время сам выбор цвета конкретного ребенка в значительной степени постоянен до тех пор пока отчетливо не изменяются характеристики его личности. С возрастом выбор цвета у детей все больше уподобляется выбору взрослого.

Среди зарегистрированных наблюдений можно отметить, что как у маль­чиков, так и у девочек заметна склонность к красному и желтому. Наряду с этим дети, прежде всего девочки, показывают склонность к выбору фиолето­вого цвета, что может говорить о детской лабильности и неопределенности. Об особом педагогическом значении говорит тот факт, что травмированные дети из асоциальной среды, дети из многодетных семей, дети с общим недоразвитием речи, а также дети с задержкой психического развития и дети-беженцы часто выбирают в качестве «любимого» цвета — коричневый, что может говорить о стремлении к безопасности, укреплению своего положения. В то же время но­вички в классе или тихие замкнутые дети предпочитают серый цвет. Это подтверждается результатами экспериментальной группы.

В настоящий момент не существует каких-либо значительных отечествен­ных исследований по использованию теста М. Люшера. Для детей в возрасте до 7-8 лет не получены статистически оправданные выборки по предпочте­нию тех или иных цветов детьми в зависимости от тех или иных факторов. Ана­логично, к цветовым выборам в детском возрасте не могут быть применимы даже немногие количественные оценки, которые разработаны к настоящему времени для взрослых (показатель суммарного отклонения, «вегетативный коэффициент» и т. п.). Также для детей «не подходят» даже такие качествен­ные характеристики, как «рабочая группа», «актуальные проблемы личности», напряженность внутриличностных конфликтов, тревоги и компенсации. В то же время, исходя из основного постулата М. Люшера о постоянном, не зависящем от отношения испытуемого (в данном случае ребенка) значении цветов, считается возможным использовать в интерпретации выборов детей общие символические значения отдельных цветов, их личностные характери­стики, полученные с помошью шкал личностного дифференциала. Еще раз стоит подчеркнуть, что данные символические значения и характеристики цветов могут отражать лишь общие тенденции и направленности еще только формирующейся личности ребенка и не более того. В целом можно сделать вывод, что у детей из контрольной группы эмоциональная связь с окружающими не нарушена, в то время как у детей с ОНР видны нарушения в определении приоритетов и привязанностей.

Выводы по главе. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась. Речь детей с ОНР характеризуется недостаточным запасом лексики, незнанием оттенков значений, слабой фантазией, вследствие чего отмечаются ошибки в словоизменении, что влечёт за нарушение синтаксической связи слов в предложениях. К ошибкам также можно отнести ошибочное ударение в словах. Описанные недостатки заметно обедняют речь ребёнка. Делают её малопонятной, «блеклой». Более благополучно обстоит дело с употреблением местоимений различных разрядов, однако в речи детей редко используются наречия, хотя многие из них им знакомы. Речь детей с ОНР тихая, на контакт дети идут неохотно, стесняются как взрослых так и сверстников, в то же время стоит отметить потребность в общении у таких детей, они явно тянутся к контактам.

studfiles.net

Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила

К огда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей .
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

    Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

    • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
    • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.
    • Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

      detki.guru

      Дети с ограниченными возможностями

      Множество детей в наше время страдает теми или иными хроническими заболеваниями, некоторые малыши имеют нарушения развития, эмоциональные или психические расстройства, у некоторых детей диагностирована умственная отсталость или инвалидность. Это всегда очень больно наблюдать, когда прекрасный, добрый и любознательный ребенок лишен всех прелестей полноценной жизни из-за своей болезни. Зачастую дети с ограниченными возможностями очень ранимы. Поэтому семья ребенка с ограниченными возможностями должна сделать все возможное, чтобы максимально помочь ему в реабилитации, адаптации в обществе, а также получении знаний и самосовершенствовании.

      Развитие детей с ограниченными возможностями

      Реабилитация детей с ограниченными возможностями должна начинаться с глубокой и комплексной диагностики. Причем обследовать нужно как физическое здоровье ребенка, так и его психологическое состояние. После обследования специалистами должен быть разработан план комплексной реабилитации. Он должен быть составлен таким образом, чтобы использовать наиболее эффективные методы коррекции, полностью соответствующие состоянию ребенка. Важно добиться компенсации и ускорения темпов развития нарушенных функций. Поэтому процесс реабилитации должен быть непрерывным. В период реабилитации нужно обращать особое внимание на адаптацию ребенка в обществе, а также создание всех условий для его образования и саморазвития.

      Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается с правильного настроя и активной жизненной позиции семьи, которая передается и больному малышу. Очень важно, чтобы родители верили в то, что недуг обязательно отступит. Но даже если этого не случится, ребенок должен чувствовать свою значимость, не только для близких людей, но и в рамках общества. А для этого необходимо создать условия для его самосовершенствования. И здесь перед родителями встает вопрос, как их ребенок с ограниченными возможностями может получить образование и будущую профессию?

      Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

      Еще недавно дети с ограниченными возможностями здоровья были полностью изолированы от общества. Они учились в специализированных школах, отдельно от здоровых детей. Государство аргументировало это тем, что только в специальных учреждениях дети могут рассчитывать на особую помощь и эффективное обучение по специально разработанным программам. Но этот подход оказался в корне неправильным, ведь маленькие дети очень открыты и они просто нуждаются в общении. А нормальное развитое общество не должно отворачиваться от проблем людей. Каждый из нас имеет право на образование, труд и отдых. И мы не можем отгораживаться от людей только из-за их физических дефектов или болезней. А если дело касается детей, то мы просто обязаны приложить все возможные усилия, чтобы помочь им быть счастливыми, любимыми и желанными.

      Обучение детей с ограниченными возможностями, так же как их дальнейшая социализация, контролируется государством. Кроме этого, существуют специальные центры, функционирующие на добровольной основе, на деньги спонсоров, предлагающие помощь детям с ограниченными возможностями. Единой целью государства и добровольцев является обучение детей-инвалидов в различных сферах, по разнообразным образовательным программам (школьным и вузовским), помощь в получении аттестата об образовании, а также квалификационной степени.

      Получать образование дети с ограниченными физическими возможностями могут в любом образовательном учреждении, которое имеет соответствующие возможности дать образование такому ребенку. То есть, выбор, в принципе, не ограничен. Но родители должны понимать, что не у каждой школы есть возможность обеспечить комфортное пребывание их ребенка и особый подход в обучении. Поэтому нужно смотреть по ситуации. Если у ребенка тяжелое заболевание, все же лучше выбрать школу, специализирующуюся на обучении детей с такой проблемой. Если же ребенок может справиться с общешкольной программой, для него будет очень полезно находиться в обычной школе среди своих сверстников.

      Кроме стандартного обучения адаптация детей с ограниченными возможностями предполагает их общение и обучение в сети интернет. Такая практика широко распространена в нашей стране и пользуется достаточно большой популярностью. В интернете дети-инвалиды могут осваивать школьную программу в полном объеме, а также выбирать для изучения отдельные интересующие их курсы. Виртуальное общение и обучение позволяется гибко подходить к способностям ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и предпочтения. Дети могут обучаться в удобном для них темпе.

      Кроме этого происходит активная социализация детей с ограниченными возможностями. Ребята могут работать группами, коллективно обговаривать интересующие их вопросы, выполнять творческие задания. И все это они могут делать в комфортных для них домашних условиях. Нередко в таких виртуальных классах дети находят себе настоящих друзей. Это очень здорово, поэтому родители детей-инвалидов обязательно должны обратить внимание на такую возможность дистанционного обучения . Но не забывайте, что это является скорее самообразованием, поэтому виртуальное обучение желательно, по возможности, комбинировать с посещением обычной школы.

      Проблемы детей с ограниченными возможностями активно обсуждаются в обществе. Но как бы не помогало государство, а вся забота о таких детях лежит, прежде всего, на их родителях. Поэтому хочется пожелать им терпения, и выразить восхищение тем, с каким мужеством они борются за полноценную жизнь и счастье своих детей.

      bambinostory.com

      Воспитание ребенка 10 лет

      Воспитание на характер ребенка оказывает решающее влияние. Только изучение индивидуальных особенностей ребенка позволит в дальнейшем воспитать и перевоспитать его характер и получить желаемый результат. Воспитание ребенка 10 лет – довольно сложный процесс. Дети в 10 лет уже внимательно наблюдают за жизнью родителей, анализируют и примеряют все поступки взрослых на себя.

      Основные проблемы воспитания молодежи

      Мир для молодежи порой оказывается довольно сложным. У ребенка десяти лет может быть друг, но отношения в школе чаще всего становятся соревновательными и сложными. Более развитые дети могут попасть под влияние друзей из своего круга общения. Нередко дети намеренно отгораживаются от совместного времяпрепровождения с семьей. В процессе воспитания ребенка 10 лет взрослый должен помнить, что в этом возрасте он начинает формироваться как психологически, так и физиологически. Дети в этом возрасте расправляют крылья, а родителям надо позволить им проявить свою независимость.

      Основная проблема воспитания молодежи заключается в том, что в этом возрасте у детей резко ухудшается поведение. Они упрямы, драчливы, намеренно показывают себя с худшей стороны, проявляют неприкрытую агрессию. Дети всеми способами пытаются показать свою независимость, пытаются освободиться от контроля и опеки со стороны взрослых. Огромное влияние на формирование индивидуальности в данный период имеют и внутрисемейные отношения.

      При воспитании ребенка 10 лет взрослые могут почувствовать эмоциональное охлаждение, которое проявляется в отношениях дочерей с отцами, а сыновей с матерями. В неполных семьях все силы одного родителя направлены на ребенка. А это может вызвать эмоциональные и психологические проблемы.

      Пути воспитания характера ребенка 10 лет

      Ребенок десяти лет будет рад, если взрослые будут считать его достаточно взрослым, чтобы самому решать какие-то свои жизненные проблемы.

      Однако полностью правильно организовать жизнь без помощи родителей ребенок конечно не сможет. Поэтому во время беседы с ребенком взрослый должен найти решение, которое устроит всех.

      В процессе воспитания ребенка 10 лет можно предложить ему составить план, в котором будет предусмотрено время, необходимое для увлечений, отдыха, для школьных дел и домашних дел.

      Для воспитания характера ребенка можно посоветовать выделить два-три дела. Он будет следить за выполнением этих конкретных дел, например, за уборкой в своей комнате. Однако не стоит перегружать ребенка, иначе он не справится с поставленной задачей, а это вызовет бурю протеста.

      При воспитании ребенка 10 лет не стоит следить за каждым его шагом, как в более раннем возрасте. Но в этот период нужен тесный контакт родителей с учителями, со школой, с друзьями дочери или сына.

      Чтобы добиться желаемого поведения важно, чтобы ребенок сам захотел этого. При появлении у ребенка стремления к переменам надо помочь ему выбрать верный путь исправления своего поведения. При этом надо внимательно следить за успехами сына или дочери, а в случае необходимости помогать ему, поощрять, постоянно поддерживать в нем желание измениться, веру в свои силы.

      Когда родители в процессе воспитания ребенка 10 лет все ему позволяют и ни в чем ему не возражают, то в результате может вырасти самовлюбленный, упрямый эгоист, который не будет признавать никаких авторитетов.

      В этом возрасте дети уделяют много внимания своей одежде, прическе. Поэтому очень важно в этот период привить им правильное понимание элегантности. Необходимо объяснить ребенку, что в основе элегантности лежит аккуратность, простота и умение подобрать одежду так, чтобы она прекрасно подчеркивала индивидуальность.

      www.neboleem.net