Эмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 9 « Алые паруса » г . Феодосии Республики Крым »

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер.

В конце периода раннего детства , при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, это у него не получается, в нужный момент рядом не оказывается взрослого — некому прийти на помощь. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается завладеть их вниманием, ревность к брату или сестре и т. п.

Как известно, аффективные вспышки скорее угасают тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще их игнорируют. В отдельных случаях, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что общение с родителями следует за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку либо организовать совместную деятельность — и ребенок, у которого одно желание сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы, сказок, рассказов, возникают по отношению к животным, игрушкам, растениям.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других

людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен, например: обладает он привлекательным предметом или не может его получить. К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов : наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

Как уже отмечалось, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми . В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен

тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только начинает формироваться. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со сверстниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и дети, посещающие ясли, не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, как общение со взрослыми.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т. п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной зараженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками . В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного

решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Как уже говорилось выше, взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников:

научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;

дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);

совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

ИГРАЙТЕ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

как осенняя туча;

как рассерженный человек;

как злая волшебница;

как кот на солнце;

как само солнце;

как хитрая лиса;

как радостный человек;

как будто он увидел чудо;

как ребенок, у которого отняли мороженное;

как два барана на мосту;

как человек, которого ударили;

как ребенок, потерявшийся в лесу;

как заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака;

как турист, снявший тяжелый рюкзак;

как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

как уставший воин после победы.

как папа после работы;

как человек, поднявший арбуз;

как муравей, притащивший большую муху;

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа — одна минута.

1. «Течение воды». Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

2. «Переход через чащу». Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

3. «Сломанная кукла». Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

4. «Полет бабочек». Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

5. «Покой». Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.

После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец морских волн (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Игры и упражнения для Эмоционального развития детей

Лови-лови! (автор — Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

«Мирные» и «воинственные» (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.

Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 6-10 человек.

Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко, — к племени «воинственных». По легенде племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энергичными.

Комментарий: важно оговорить с детьми, что громкость звучания инструмента — это отражение его характера, который можно показать движением, танцем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно предложить попытаться изменить характер. Это хорошая возможность для детей попробовать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий.

Час тишины и час «можно» (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения. Возраст: 2-3 года.Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

Ассоциации (авторы — Н. Клюева, Ю. Филиппова)

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий возвращается и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.

Комментарий: в роли загаданного должен побывать каждый ребенок. С помощью этой игры дети могут лучше узнать сами себя, а также узнают о том, что о них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обидными.

Высвобождение гнева (автор — К. Рудестам)

Цель: отработка негативных эмоций. Возраст: любой. Количество играющих: 1 или более человек. Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Комментарий: при ударе из подушки обычно летит Пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

Мышка (авторы — Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 3-6 человек. Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

Колдун (автор — С. Чижова)

Цель: развитие невербальных средств общения. Возраст: 5-6 лет. Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает «заколдованного» ребенка способности говорить. « Заколдованный » должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словаши. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.

Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна». Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.

Цель: развитие произвольности, слухового внимания. Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Обшившийся выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.

Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе и с детьми 4-5 лет. Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся ребенок имеет возможность исправиться.

Оживлялки (автор — И. Климина)

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально. Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки детей.

Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из участников пытается изобразить любой из рисунков с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Комментарий: интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

Жужа (автор — Н. Кряжева)

Цель: отработка отрицательных эмоций. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: полотенце.

Описание игры: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, она вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Следующей «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого она дотронется.

Комментарий: нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.

Осьминог (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: теннисные мячики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» й собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.

Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.

Пес Барбос (автор — Н.Л. Кряжева)

Цель: развитие произвольности, самоконтроля. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: платок.

Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой».

Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.

Улитка (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Возраст: 5-6 лет. Количество: 4-5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

Динозаврики (автор — Н. Кряжева)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 6-7 человек.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

Радость и грусть (автор — И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимое: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

Чертик, чертик, кто я? (автор — И. Лютова)

Цель: устранение страхов. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: чем больше, тем лучше.

Необходимые приспособления: страшная маска.

Описание игры: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и стараются ухватить за руки. Водящий должен по голосу либо ощупывая протянутые руки сказать, кто перед ним.

Комментарий: одним из главных правил в этой игре, которое дети должны четко усвоить, должен стать договор о том, что хватать «чертика» можно только за руки.

В роли «чертика» должны побывать все дети, чтобы они смогли испытать одинаковые эмоции, может быть, даже негативные. Тогда дети лучше понимают чувства другого.

Закончить игру лучше ритуалом, в ходе которого взрослый подходит к каждому игроку (если он был «чертиком») и, поглаживая его по голове и рукам, говорит: «Теперь ты мальчик (девочка). (имя)».

infourok.ru

"Игра-релаксация для снятия эмоциональной и физической нагрузки у детей дошкольного возраста"

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания правительства Республики Саха (Якутии). Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание этих качеств должно начинаться с детства.

В современных условиях развития общества система дошкольного образования претерпевает изменения. Одной из целей дошкольного образования стало обеспечение психофизического здоровья ребенка, которое достигается в целостном педагогическом процессе ДОУ

В связи с этим одной из главных задач физического воспитания дошкольника является разработка и использование таких форм работы детьми, которые направлены на функциональное совершенствование детского организма, повышение его выносливости и защитных функции.

В настоящее время, повсеместно отмечается снижение уровня общего физического развития, рост различных заболеваний, особенно у детей. Согласно исследованию специалистов РАМН, 75% болезней взрослых заложены в детстве, если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас их число увеличилось в 3 раза. С развитием нашей экономики, ростом городов у населения начало ухудшаться физическое здоровья и возрастать эмоциональное напряжение, которое наблюдается не только у взрослых, но и у детей, так как ускоренный темп жизни и сокращения периодов отдыха в течение дня коснулись и их. В этом кроется причина широкого распространения разнообразных способов релаксации, описанных в последнее время в различных исследованиях психологов.

Ухудшение физического и психического состояния у детей также связанно с тем, что их психофизические и соматические реакции могут отставать от общего ритма жизни детского коллектива. В связи с этим детские психологи рекомендуют вводить расслабляющие игры, имеющие определенный сюжет, в повседневную жизнь группы детского сада и применять их неоднократно в течение дня.

Цель данной работы: показать эффективность использования игр-релаксаций для снятия эмоциональной и физической нагрузки в физкультурно-оздоровительной работе детского сада, напримере, физкультурных занятий. Систематизировать работу по данной проблеме в 3 аспектах: работа с детьми, с родителями и сотрудниками детского сада, а также показать методику проведения игр-релаксаций в режиме детского сада.

Игра-релаксация – это форма работы с детьми, направленная на снятия эмоционального и физического напряжения, в основе, которой лежит определенный сюжет.

М. И. Чистякова считает, что данные игры необходимо проводить со всеми детьми, так как они не только снимают напряжение, но и развивают воображение детей и коррегируют эмоциональную сферу. [5]

В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров полагают, что эти игры формируют двигательное воображение и осмысленную моторику, что неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений. [4]

Л. Исаева рассматривает игры-релаксации с физиологической и психологической точки зрения, по ее мнению в играх 2 части: расслабляющая и развивающая психические процессы, выразительные эмоции, направленная на обучения детей дошкольного возраста невербальному общению. [1]

На основе этих трудов мы провели исследовательскую работу, с 3 группами детей с разными видами двигательной активности (1 группа – высокая ДА, 2 группа – оптимальная ДА, 3 группа – низкая ДА) <Приложение 1>. Были проведены традиционные физкультурные занятия с использованием в заключительной части занятия м/п/и, разных видов ходьбы с дыхательными упражнениями и игр-релаксаций в ходе которых проверялась ЧСС (пульсометрия) за 10 минут до занятия, в течение физкультурного занятия и 10 минут после него. <Приложение 2>; ввели игры-релаксации и самомассаж в воспитательно-образовательную деятельность детей дошкольного возраста (физ.минутки, физ.паузы, игры в помещении, на воздухе, гимнастика в постели). Сравнили полученные результаты и пришли к выводу, что игры – релаксации являются более эффективным, действенным методическим приемом снятия эмоционального и физического напряжения в 3 части физкультурного занятия. Они повышают уровень расслабления на 10-15%, пульс детей быстрее приходит в оптимальное состояние, дети успокаиваются, приобретая эмоциональное и физическое спокойствие. Также использования игр-релаксаций в воспитательно-образовательной деятельности детского сада способствуют быстрому восстановлению сил у дошкольников, предупреждают их переутомления, создают хорошее настроение; развивают психические процессы (внимание, усидчивость, сосредоточенность) воспитывает самостоятельность, творчество, инициативу, что благоприятно влияет на их здоровье, а также дальнейшее воспитание и обучение в школе.

Особое внимание в физкультурно-оздоровительной и исследовательской работах уделялось гиперактивным детям. Физкультурно-оздоровительная работа по данной методике в режиме детского сада и на образовательных занятиях достигли желаемого результата.

I направление методической разработки – работа с детьми. В этом направлении велась следующая работа: проведение физкультурных занятий с использованием в III части игр-релаксаций, в соответствии с перспективным планом. <Приложение 3>

Занятия состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

В I часть занятия входит: организация, вводная беседа, разнообразные построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега.

II часть занятия составляет комплекс общеразвивающих упражнений с предметами и без, основные виды движений направленные на решения ключевых задач, а также подвижная игра.

В III занятия используются психогимнастические этюды, игры-релаксации и самомассаж, анализ занятия направленный на выявления трудностей возникшие у детей в течение всего занятия.

Длительность занятия составляет 30-35 минут. Каждому занятию предшествует предварительная работа, содержание которой подводит к знакомству и закреплению техники выполнения упражнений, то есть подготовка детей к следующему занятию.

В комплексе используется: наглядный материал и игровые атрибуты;

  • словесные методы, беседы, вопросы;
  • практические задания, игры.
  • К каждому занятию подбирается спортивный инвентарь и оборудование, тщательно продумывается план занятия, его сюжет и подбор атрибутов.

    Представленная система занятий построена с учетом таких принципов так: систематичность, последовательность, доступность, осознанность и активность. Игры-релаксации подбирались в соответствии с возрастом и физиологическими возможностями детей, к каждой игре ставилась определенная цель. <Приложение 4>

    Результаты проводимой работы используются в других видов деятельности: в развлечениях, соревнованиях.

    II направление работы – работа с родителями. Это направление работы проводится в виде расширенной тематической консультации, информационно-стендового материала для родителей и индивидуальных бесед с родителями.

    Тематическая консультация проводится в спортивном зале детского сада с использованием соответствующего оборудования. Для эффективности и эмоциональной направленности консультации использовались такие средства как: видеозапись, выставка литературы с аннотациями, проведение психогимнастических этюдов, игр-релаксаций и другое. Длительность консультации составляет 40 минут. Консультация имеет трехчастную структуру: теоретическая, практическая и итоговые части, которые преследуют каждая свою цель

    В этой тематической консультации использовались разнообразные методы включения родителей в активную работу: диалоги-дискуссии, обучения практическим умениям, то есть умение проводить игры-релаксации, деловая игра.

    Папки-передвижки направлены на обогащение знаний родителей по данной теме, представлены с практическими играми-релаксациями и рекомендациями к их проведению.

    В нашем методическом пособии мы предлагаем разработанную нами расширенную тематическую консультацию на тему: «Игры-релаксации как способ устранения стресса», две папки передвижки на темы «Упражнения на расслабления» и «Игры-релаксации для гиперактивных детей».

    III направление – работа с коллективом детского сада. Это направление проводится в виде семинара – практикума и кратких выступлениях на педагогических часах о возможности введения игр-релаксации в режим детского сада.

    Цель: повышение педагогических знаний педагогов в области физического воспитания в частности игр-релаксаций. Углублять их умения и навыки в организации игр-релаксаций.

    Методические рекомендации:

    1. Тема семинара-практикума была выбрана по результатам анкетирования проводимого ранее. В структуре семинара-практикума можно выделить три части: теоретическая, практическая, итоговая, каждая из которых преследует свою цель. Длительность данного направления 6 часов.
    2. Семинар-практикум проводится в методическом кабинете, по необходимости используется спортивный зал. Предполагается наличие соответствующего спортивного и игрового инвентаря.
    3. В соответствии с целью занятия планируется предварительная работа (проведения тематического контроля за 3 месяца до начала семинара -практикума, анкетирование, подбор методической литературы и написание к ним аннотации и так далее.)
    4. Для повышения эффективности и заинтересованности педагогов на семинаре-практикуме использовались: видеозапись, выставка литературы, деловая игра, выдача сертификатов и грамот педагогам, а также использовались разнообразные методы включения педагогов в активную работу такие как: диалоги-дискуссии, обучения практическим умениям, работа с литературой и другое).
    5. В качестве контроля эффективности семинара разрабатываются анкеты, позволяющие выявить уровень знаний и умений педагогов до и после мероприятия.
    6. В практической части нашего пособия мы предлагаем разработанные нами план-конспект семинара-практикума и кратких выступлений.

      Список использованной литературы:

      1. Если хочешь быть здоров: Сборник / Сост. Исаева Л. – М., «Физкультура и спорт», 1988г. – стр. 48-64

      2. Дербецкая С. Физические занятия с элементами психогимнастики, Дошкольное воспитание 6 / 98, – стр.51

      3. Кудрявцев В. Дошкольные группы двигательно-оздоровительные моменты на занятии, Дошкольное воспитание 4 / 2000 – стр.93

      4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Развивающая педагогика оздоровления – М., «Линка-Пресс», 2000г. – стр.28

      5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

      6. Чистякова М.И. Психогимнастика – М., «Просвещение», 1990г.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста

      Преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

      Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.

      Программа “Тревожность” составлена как тренинговая программа для детей 5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.

      Мы отличаем тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой –либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

      До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

      Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

      Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:

      1. Повышение самооценки ребенка.
      2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
      3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

      Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

      Цель программы. коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

      Задачи программы:

      1. Снять эмоциональное напряжение.
      2. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
      3. Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
      4. Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
      5. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.
      6. Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр.
      7. Работа по программе:

        Занятия организуются в форме тренинга.

        Структура занятия включает в себя следующие элементы

        • Приветствие ( позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
        • Разминка ( воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
        • Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
        • Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
        • Ритуал прощания
        • Занятие 1 “Знакомство”

          Цель: раскрепощение участников

        • объединение детей в группу;
        • идентификация себя со своим именем;
        • формирование позитивного отношения детей к своему “Я”

        Занятие 2. “Мое имя”

        Цель: раскрытие своего “Я”

      8. разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;
      9. повышение уверенности в себе;
      10. Занятие 3 “Мое настроение”

        Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

      11. создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
      12. снизить эмоциональное напряжение;
      13. развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.
      14. Занятие 4. “Настроение”

        Цель: снизить эмоциональное напряжение.

      15. развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить свое.
      16. снижение эмоционального напряжения;
      17. рефлексия с опорой на художественное изображение;
      18. снятие мышечных зажимов, тревожности;
      19. Занятие 5. “Страхи”

        Цель: выявление реальных страхов детей.

      20. создание положительного эмоционального фона;
      21. выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях;
      22. формирование социального доверия;
      23. осознание и снятие страхов;
      24. развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
      25. Занятие 6. “Преодолеваем страхи”

        Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.

        Задачи:

        • снять эмоциональное напряжение, настроить детей на совместную работу;
        • уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;
        • оказать помощь в преодолении негативных переживаний;
        • ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.
        • Задание 7. “Я больше не боюсь”

          Цель: развитие социального доверия.

        • преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;
        • снятие страха перед темнотой;
        • снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
        • развитие внимания друг к другу, социального доверия;
        • развитие чувств эмпатии.
        • Эмоции и чувства являются важной сферой психического развития человека, они играют немаловажную роль в определении качества его душевной жизни. Данной сфере психического развития посвящены фундаментальные труды H.H. Ланге, И.А. Сикорского, Н.Я. Грота и др. В настоящее время интерес к проблеме эмоций значительно возрос.В последнее время эмоциональная сфера становится предметом серьёзных теоретических обсуждений В.К. Вилюнас, А.Б. Орлов, Е.П. Ильин. Это определяется тем, что сейчас в обществе отмечается фактор многочисленных нарушений и расстройств в эмоциональной сфере детей. В последние годы, по данным различных исследований, часто встречающимися отклонениями у детей является тревожность и страхи. (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, и др.).

          В жизни тревожного ребёнка присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является помощь детям с симптомами тревожности.

          В работахА. М. Прихожан, А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, Л. В. Пасечник предлагаются различные решения проблемы коррекции тревожности. Активно используется в настоящее время и является одним из эффективных средств такое направление как арт-терапия. Этому направлению посвящены работы O. A. Карабановой, М. В.Киселевой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой, Л. Д. Мардер, Е. В. Свистуновой, А.Ю. Татаринцевой, Л. Д. Лебедевой и т. д.

          Изначально искусство рассматривалось как способ развития эстетической стороны личности ребёнка. Однако, на сегодняшний момент появляется необходимость исследовать искусство с другой точки зрения и применять его не только для развития, формирования личности, но и для профилактики и коррекции отклонений в различных сферах личности ребёнка, сохранения здоровья детей.

          Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. В основе арт-терапии – применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Она ориентируется на свойственный любому человеку на разных возрастных этапах внутренний потенциал, силы, самочувствие, делает упор на природное проявление эмоций, чувств, настроений. [1, с.2]

          Существует большое количество видов арт-терапии. Это фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкальная, игровая, танцевальная терапия и т. д. Данные виды активно применяются в психологической практике.Применительно к детям дошкольного возраста с симптомами тревожности распространёнными видами коррекции являются сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, а так же куклотерапия.

          Терапевтический эффект арт-терапии (игротерпии, изотерапии, куклотерапии) заключается в возможности для эмоционального, психомоторного самовыражения, развития способности эмоциональной саморегуляции. Занятия способствуют преодолению страха, скованности, застенчивости, напряжения.У ребёнка укрепляется уверенность в себе,самопринятие, развивается положительное отношение к себе, повышается самооценка, восстанавливается доверие к взрослым и сверстникам. При занятиях ребёнок может проигрывать те образцы поведения, которые не реализовывает в обычной жизни в силу личностных особенностей (быть смелым, ловким, храбрым, общительным ит.д).

          Танцевальная терапия позволяет развивать у ребёнка приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, помогает преодолеть барьеры общения, умение выражать сильные эмоции, саморасслабляться. [4, с. 26].

          Основные принципы арт-терапевтического взаимодействия с детьми при коррекции тревожности созвучны гуманистической теории воспитания:[2, с. 126]

          — поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ Я ;

          — говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не обсуждать личность и характер самого ребенка;

          — отмечать сдвиги в развитии посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

          -не применять негативных оценочных суждений, отрицательного прогнозирования;

          -не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

          -принимать и ободрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

          В нашем исследовании тревожности старших дошкольников был подобран следующий диагностический инструментарий:тест тревожности (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен); детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак); проективная методика Несуществующее животное ; анкета по выявлению тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

          Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №6 города Щёкино. В исследовании приняли участие 18 человек. 9 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6 лет.

          Анализ результатов методики Тест тревожности, (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен)позволяет утверждать, что для большинства испытуемых характерен средний уровень тревожности. Этот результат присущ 55% исследовательской группы. Для 45% исследовательской группы характерен высокий уровень тревожности.

          Анализ результатов методики Детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак) позволяет утверждать, что у большинства испытуемых (61 %) нормальное эмоциональное состояние, тревожность в незначительном проявлении. У таких детей нет сильно выраженной тревоги, страхов, фобий, внутриличностных конфликтов. У некоторых членов исследовательской группы (39 %) был отмечен более высокий уровень тревоги, наличие тревожности по сравнению с другими детьми. У таких детей наблюдаются повышенные страхи, внутриличностные конфликты.

          При анализе результатов по методике Несуществующее животное было выявлено, что для большинства детей (67%) в целом характерно нормальное развитие эмоциональной сферы: не обнаружено существенных отклонений в эмоциональном развитии, признаков тревоги, скрытности, осторожности, улавливается открытость, дружелюбие и оптимизм. При анализе рисунков у 33 % детей выявлена тревожность, боязливость, неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению.

          Таким образом, рассмотренные аспекты арт-терапии при работе с детьми позволяют разработать программу для коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. А так же планируется и реализуется процесс консультирования родителей и воспитателей, который предполагает разработку и выдачу рекомендаций с целью снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

          Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми/ М. В Киселёва. — СПб. Речь, 2008.-158 с.

          Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. — СПб. Речь, 2003. — 256 с.

          Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Д. Мардер .- М. Генезис, 2007.-178 с.

          Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, коррекция, рекомендации/ авт.-сост. Н. Ф. Иванова.-Волгоград: Учитель,2009.-191 с.

          Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб. Златоуст, 2005.-352 с.

          Перейти к обсуждению работы

          Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Психология

          научной статьи по психологии, автор научной работы — ЛИМОНЦЕВА Г.В.

          В статье представлены результаты коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности старших дошкольников с помощью методов арт-терапии. Эффективность применения методов арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, подтверждена результатами диагностики и положительной динамикой в поведении детей.

          Научная статья по специальности Психология из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , ЛИМОНЦЕВА Г.В.

          ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.10).

          ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.10).

          ЛИМОНЦЕВА Г.В. (2015). Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsii-trevozhnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.10).

          Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

          ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47 С.26-31.

          ЛИМОНЦЕВА Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2015).

          ЛИМОНЦЕВА Г.В. (2015). Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

          vospityvaem-detej.ru