Экономическое воспитания дошкольников это

Экономическое воспитание дошкольников

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
  • Позиционным обновлением и расширением современного дошкольного образовательного пространства определила “Раннее приобщение детей к экономике”.

    Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

    Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала и апробировала проект “Экономика – жизнь и игра”, с помощью которого пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

    Апробация проекта “Экономика – жизнь игра” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

    Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным усложнением и включает 4 блока.

    Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых ( “Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”), дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

    Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

    Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).

    Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?” <Приложение 1>

    На первых ступенях работы блока “Потребности” дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.

    Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.

    Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

    1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

    Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.

    Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

    1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

    2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках, по которым предметы могут быть отнесены к тому или иному множеству; о таких категориях, как “живое” и “неживое”, “есть” или “нет”; о свойствах воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.

    На 2 этапе работы оказывать помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.

    Экономические проблемы:

    • знакомить с экономической категорией “потребность”;
    • расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
    • развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.
    • 3 этап. Решение практических задач.

      На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.)

      Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.)

      Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

      Основные экономические понятия:

      Экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

      После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания самостоятельно перешла ко 2 блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена, основной идеей которого является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

      Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.

      Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

      Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

      Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

      Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

      Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений

      Проведение ситуативных игр “Семья”, “Магазин”, во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются “деньгами”.

      Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают “заказы” на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.

      Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление “денег”, вывесок и др.), конструированию.

      Пребывание детей в “безденежном” обществе – игра без пользования деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).

      1 этап. Обмен и деньги. Рынок.

      — Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

      — Организация “рынка” обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова “рынок”.

      — Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

      — Обсуждение понятия “бартер”. Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

      2 этап. Спрос и предложение. Установление цены.

      — Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

      — Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего “товара” (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.

      — Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской денежной единицы.

      3 этап. Практические занятия.

      — Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

      — Конкурс на лучший проект.

      Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

      Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит пришло время узнать кто и как производит товар.

      Так переходим к 3 блоку “Производитель и ресурсы. Реклама и возможности”.

      — Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

      — Ознакомление детей с понятиями “товар” и “потребитель”.

      — Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.

      — Представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

      Задачи предварительной работы

      1. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.

      Познакомить детей с понятием “природа”, объяснить, что относится к природному миру.

      Познакомить с понятием “товар”.

      1 этап Расширение и углубление понятия “ресурсы”

      Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания ( из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

      Ознакомление детей с производителями товаров и услуг ( представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

      3 этап Решение практических задач

      Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи “Как появляется новая тетрадь” (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг,постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

      Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

      Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

      Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя.

      Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

      Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

      Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

      Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.

      Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

      Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

      2. Рекламируемый объект известен только автору.

      По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

      3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

      В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка. < Приложение 2.>

      Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.

      Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока “Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

      Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

      Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?”

      Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные.

      Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа в сравнении с количеством потребителей.

      Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

      1 этап. Расширение и углубление темы.

      — Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

      — Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.

      — Уточнение понятий “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”, ознакомление с понятиями “выбор”, “цена выбора”.

      2 этап. Выбор и его цена.

      — Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

      — Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

      3 этап. Решение практических задач.

      — Беседы, чтение рассказов по данной теме.

      — Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

      — Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

      Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

      Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:

      • формированию экономического сознания дошкольника;
      • приближению к реальной жизни;
      • пробуждению экономического мышления;
      • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
      • обогащению детского словаря;
      • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
      • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Экономическое воспитание старших дошкольников

      Курсовой проект — Педагогика

      Другие курсовые по предмету Педагогика

      1. Пожалуйста введите слова с картинки:

      Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

      1.1. Теоретические подходы в экономическом воспитании.

      1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье.

      Глава 2. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию старших дошкольников.

      2.1. Экспериментальная микропрограмма поэкономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

      2.2. Перспективный план реализации микропрограммы поэкономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

      2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

      2.4. Методика экономического воспитания старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ на примере игры "МУЗЕЙ ДЕНЕГ".

      Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.

      Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" — приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

      Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий, Смоленцевой А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ; Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье, показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу". В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.[1]

      По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни — миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно — операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

      Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.[25]

      В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

      Цель моей курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию экономического воспитания старших дошкольников.

      В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

      1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий экономическое воспитание, экономическая культура.

      www.studsell.com

      Экономическое воспитание школьников

      Благодаря экономическому воспитанию, ребенку будет намного легче войти во взрослую жизнь. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности.

      Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания.

      Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующем экономическом механизме.

      Очень важно чтобы экономическое воспитание было всеобщим, чтобы оно охватывало все социальные группы и категории населения, при этом главный акцент необходимо делать на формировании у детей научного подхода к оцениванию социальных проблем, самостоятельного мышления, развития сознания с экономическим уклоном. Все это должно в первую очередь соответствовать с экономическими законами теперешней перестройки жизни общества.

      Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Следовательно, экономическое воспитание младших школьников должно быть систематическим и целенаправленным, чтобы в дальнейшем они могли понимать важность данного обучения.

      Главная цель экономического воспитания – раскрытие окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучение соответствующей форме поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные ценности.

      Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше.

      Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.

      Школьники благодаря правильному экономическому воспитанию осознают, что зависимость благосостояния человека напрямую зависит от качества труда. Кроме того, школьники учатся распределять работу по времени, правильно измерять время и тратить его, учатся организовывать рабочее место. Дети овладевают различными приемами, которые, в итоге, во много раз повышают качество труда. Основы экономики это часть культуры, без которой в современном мире будет очень тяжело. Так, каждый ребенок должен понимать и знать эти основы, иметь определенные навыки.

      Экономическое воспитание помогает школьникам осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением ко всей природе. Они получают правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт школы и оборудования и пр.

      Школьник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку. В первую очередь, необходимо научить его верно распоряжаться этими знаниями.

      Очень важно чтобы в экономическом воспитании участвовала не только школа, но и родители.

      Обладание каким-либо «имуществом» развивает в человеке чувство ответственности, и способствует самостоятельности мышления. Именно поэтому родителям нужно соблюдать гарантии неприкосновенности собственности ребенка. Ребенок должен являться собственником своих вещей, нужно давать ему возможность распоряжаться ими самостоятельно. Это должно относиться абсолютно ко всему: деньгам, книжкам, игрушкам и пр. То есть, если ранее было оговорено, что какая-либо вещь принадлежит именно ребенку – нельзя его ругать за то, что он решил эту вещь кому-то подарить, или обменять, или он ее просто-напросто испортил. Лишь осознание последствий своих поступков может в будущем удержать ребенка от неверных шагов.

      Другими словами, пусть лучше поймет, что зря подарил своему другу новый игрушечный самосвал, чем через 20 лет – что опрометчиво расстался с квартирой или автомобилем. Конечно же, при появлении какой-нибудь новой вещи, нужно попробовать найти ее «настоящего хозяина» и объяснить ребенку, что он с этой вещью может делать, как ею распоряжаться и т. д. Также можно рассказать воспоминания из своего детства, как лично берегли свои игрушки и вещи, и что из этого вышло. То есть нужно наметить перспективу «дальнейшей жизни» вещи. Благодаря этому ребенок будет готов к различным неожиданностям, с которыми он столкнется в будущем, ведь вещь может потеряться, разбиться, порваться или наоборот, сохраниться на много лет.

      Ребенку необходимо постоянно объяснять, почему деньги можно потратить именно таким образом. Очень важно обсуждение покупки. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, ее влияние на связь с друзьями, к примеру, купив этот диск можно будет пригласить друзей и послушать его вместе с ними. Это приучает ребенка к возможности выбора, а значит, приучает его к существующей альтернативе. Нужно советоваться с ребенком и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для него. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслит ребенок, что для него значит успешная покупка («как ни у кого», «как у всех», «выглядит дорого», «очень дешево», «все будут завидовать» и пр. ) и получить взгляд со стороны.

      Также необходимо очень четко соблюдать договоренности: отсутствие финансовых вливаний (дополнительных) , если ребенок первичной суммой распорядился нерационально; всегда нужно отдавать обещанное, в другом случае – никогда не обещать то, что он выполнить невозможно. Самая распространенная, при этом и самая страшная ошибка родителей – компенсация неправильно потраченного или утерянного ребенком. В данном случае экономическое воспитание школьников не принесет никаких плодов, так как родители не дают осознать ребенку утрату.

      Также нужно в обязательном порядке определить систему поступления средств ребенку. Навыки обращения с денежными средствами формируются при непосредственном действии и его неоднократном повторении.

      Система финансирования — это карманные деньги. Карманными деньгами ребенок может распоряжаться по своему усмотрению, даже, несмотря на советы и рекомендации взрослых.

      Карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это в первую очередь средство развития определенных экономических навыков, своеобразный инструмент для развития экономической культуры ребенка. Поэтому очень важно определить главные позиции системы финансирования: размер (сумма) выдаваемых средств; периодичность выдаваемых средств; что будет входить в перечень затрат; штрафы.

      Лучше всего выдавать средства ребенку раз в неделю. Сумма средств должна соответствовать возрасту ребенка, то есть чем ребенок младше, тем сумма будет меньше. Исходить нужно, конечно же, из своих возможностей, но необходимо поинтересоваться у самого ребенка, какая бы его сумма устроила. Этим будут определены его запросы. Если запросы будут слишком высоки, нужно их вместе откорректировать, при этом пояснив, что выделена может быть лишь определенная сумма средств.

      Перечень затрат — это то, что ребенок должен или может покупать на карманные деньги. Ребенку надо чаще напоминать, что деньги – это средство, благодаря которому можно что-то получить. (Многие дети хотят стать богатыми, это является из мечтой. Лучше, если они будут хотеть иметь деньги, чтобы… открыть школу, построить корабль, путешествовать по миру и т. д. ) Нужно обязательно интересоваться, куда были потрачены карманные деньги. Однако, не стоит настаивать на полном отчете о тратах – нужно уважать тайны ребенка.

      Что же касается штрафов, то данная система должна быть построена в виде деловой игры: убытки не приносят больших потерь, но все же являются неприятными. Такая игра для ребенка может послужить хорошей диагностической процедурой. Благодаря игре можно будет посмотреть, насколько ребенок готов к ответственности, насколько он самостоятелен, внимателен и справедлив к различным потребностям окружающих. Ребенок должен научиться понимать ценность денежных средств, так как в будущем все это ему очень пригодиться.

      Экономическое воспитание ребенка обеспечивает правильное развитие его мышления, у ребенка формируются экономические и нравственные качества, которые необходимы для экономической деятельности ребенка. Кроме того, экономическое воспитание учит ребенка предприимчивости, бережному отношению к собственности и общественному достоянию. Благодаря участию родителей в этом направлении воспитания, ребенок с ранних лет начинает понимать суть экономической культуры, что дает ему возможность не делать «больших» ошибок.

      Анализируя все написанное выше, можно сделать вывод о ролях, которые выполняет школа и семья в экономическом воспитании детей. Благодаря такому воспитанию можно вырастить здравомыслящее общество.

      veselajashkola.ru

      Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

      Слово «экономика» в переводе с древнегреческого означает «умение вести домашнее хозяйство». Свои первые экономические познания ребенок делает в семье. Экономическое воспитание дошкольника, это то, как родители ведут домашнее хозяйство: чем занимаются, какие у них профессии, как распределяется семейный бюджет, на что необходимо потратить деньги в первую очередь, и почему каждый раз нельзя выпрашивать купить игрушку в магазине?

      Ребенок, вовлеченный в ведение домашнего хозяйства, часто задает взрослым вопросы: почему вода из закрытого крана не должна капать? Зачем на стиральной машине есть кнопка экономический режим? Почему надо следить, чтобы в квартире не горел без надобности свет? Отвечая на заданные вопросы ребенка, необходимо подтверждать их реальными действиями. Не забывать выключать свет и воду, иначе никакие объяснения результата иметь не будут.

      В детском саду дети много играют, поэтому в целях экономического воспитания ребенка дошкольного возраста возможно пополнить развивающую среду сюжетно ролевыми играми: «Банк», «Офис», «Рекламное агентство». Современные дети охотно играют в такие игры. В процессе игры дети обсуждают между собой рекламные ролики, рассуждают, на что необходимо потратить деньги в первую очередь, согласно своим потребностям.

      Играя, ребенок перенесет свои знания и в реальную жизнь. Родители могут попросить ребенка заплатить на кассе за выбранный товар самостоятельно, что благотворно скажется на его самооценке, ведь ребенок чувствует, что взрослые ему доверяют в таком важном деле, как оплата покупок для семьи.

      Придя в банк, родители могут объяснить ребенку, для чего существуют квитанции по квартплате, каким способом их можно оплатить. Ребенку подготовительного возраста можно рассказать, что такое безналичный расчет, для чего нужны банковские карты. Вооружившись экономическими знаниями, полученными в семье, ребенок, придя в детский сад, охотно применит свои знания в сюжетно-ролевой игре.

      Идя с ребенком по улице, мы часто читаем вывески и рекламные плакаты, с целью обучения чтению, но на этот вопрос можно обратить внимание ребенка и с экономической точки зрения. Рекламу создают люди, чтобы о ней узнали многие. Например, у детских магазинов красивая, интересная реклама. И зная о место нахождении магазина, можно совершить необходимую покупку. Таким образом можно объяснить ребенку о необходимости красивой и яркой рекламы.

      Ребенок любит играть. Сделать образовательную деятельность экономически понятной и интересной помогут игры, которые можно изготовить самостоятельно: «Семейный бюджет», «Кому что нужно?» и др. Дети с большим удовольствием играют со взрослыми, при этом легко и быстро усваивают материал.

      Экономическое воспитание необходимо начинать в семье, так как именно здесь накапливается определенный «экономический опыт», который в дальнейшем обогащается, углубляется и систематизируется. При этом роль детского сада не менее важна, ведь именно дошкольное образование дает знания, позволяющие в впоследствии ребенку выстраивать линию собственного поведения.

      В нашем детском саду мы только начинаем накапливать опыт экономического воспитания. В процессе работы над этим вопросом, мы выяснили, что играя в сюжетно-ролевые игры с экономическим уклоном, дети в значительной степени расширяют свой кругозор и повышают уровень коммуникативного общения друг с другом.

      Экономическое воспитание направлено на развитие у людей таких качеств, как бережливость, рачительность, дисциплинированность, деловитость, а также чувства коллективизма, потребности практического участия в экономической деятельности, предприимчивости, сознательного, творческого отношения к труду, разумных личных потребностей. При этом экономическое воспитание не тождественно трудовому, поскольку оно не ограничивается сферой трудовой деятельности, а проникает в различные сферы непроизводственной деятельности: сферу потребления, обмена и распределения (покупка предметов в магазине, обращение с вещами, взаимоотношения по поводу собственности и денег и т.п.). Значимость экономического воспитания для детей данного возраста объясняется следующим. Основные категории экономики как науки – ограниченность ресурсов и удовлетворение разнообразных потребностей – неизбежно актуализируют умения выбора, которые носят обобщенный характер, переносятся на другие сферы деятельности. Кроме того, психологами подтверждено, что возраст 5–8 лет является сенситивным для присвоения экономических моделей поведения: рациональной, стяжательской, потребительской, контрактной и др. Результат экономического воспитания подразумевает сформированные экономически значимые качества личности, ценностные ориентации, положительные мотивы, находящие отражение в процессе практической деятельности, учении, игре при выборе способов достижения поставленных целей. Кроме того, это ряд умений и навыков, экономические интересы, потребности. Следует воспитывать экономически осознанное отношение к труду и его результатам; развивать стремления к повышению трудовых доходов, к улучшению качества жизни; ориентировать на рационализацию труда и повышение его социально-экономической эффективности; способствовать нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономической деятельностью. Экономически значимые качества личности традиционно включают трудолюбие, деловитость, бережливость, расчетливость, экономность и предприимчивость как наиболее общие. Наряду с положительными экономически значимыми качествами, выделяются и отрицательные: скупость, расточительность, эгоизм, иждивенчество, рвачество. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным еще ряд качеств, регулирующих деловые и личностные отношения в хозяйственной сфере жизни людей и при этом основанных на моральных критериях, принятых в обществе: честность, инициативность, энтузиазм, надежность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, экономность, предприимчивость, расчетливость, деловитость, настойчивость. Систему таких качеств называют нравственно-экономическими, они обусловлены потребностями общества в гармоничном сочетании прагматических и этических основ экономической деятельности. Выделяются также так называемые качества предпринимателя, к которым, помимо вышеназванных, относятся: готовность к риску, гибкость, уверенность в себе, дружелюбное и уважительное отношение к людям и т.п., а также способность устанавливать социальные и деловые связи, стремление к максимальной результативности, творчество и т.д. Под трудолюбием понимается форма выражения личностью своего положительного отношения к труду. Оно проявляется в желании добросовестно трудиться и переходит в сферу осознания социальной и нравственной ценности труда, глубокого понимания его необходимости. Предприимчивость рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли или выгоды. Деловитость определяется как совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств, посредством которых личность оптимально самореализуется в трудовой деятельности. Расчетливость предусматривает рациональное распределение, оценку и использование различных видов ресурсов, выявление резервов для осуществления намеченной цели деятельности.

      Бережливость – качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить срок их службы.

      Экономность – качество личности, обеспечивающее рациональное использование всех видов ресурсов с пользой и выгодой, уменьшение издержек, расходов, затрат, снижение потерь. Экономность проявляется в использовании ресурсосберегающих технологий, рачительном ведении хозяйства, высокой организации труда. Существуют определенные закономерности экономического воспитания младшего школьника. Первые экономические понятия, которыми начинает оперировать маленький ребенок, помимо понятия “деньги”, это “собственность”, “выгода”. Ко времени поступления в школу российский ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые, помимо названных, в основном связаны с трудом и его процессами. Это различные предметы и результаты труда, материалы, товар. Дети знакомы с такими словами, как “цена”, “стоимость”. Понятны для детей и операции с ними: покупать, продавать, дороже-дешевле, выиграл-проиграл, обменял и т.п. В начальной школе у ребенка возникают первые представления о взаимозависимости экономических категорий. Дети начинают осознавать зависимость между вложенным трудом и заработной платой, между образованием и престижной профессией и т.п. Существенно изменяется отношение к собственности с возрастом ребенка.

      Дети 7–8 лет, в соответствии с этой теорией, выражают скорее физическое, чем психологическое отношение к вещам. Считается, что форма владения и удовольствие от личного обладания вещью менее значимы, чем удовлетворение своего желания получить эту вещь, поэтому в плане наказания 7–8-летние дети ограничиваются тем, чтобы просто отнять вещь и вернуть се владельцу. В 9–10 лет ребенок осознает право собственности, которое ставит выше чьего-то интереса. Поэтому у него существует представление о более строгом наказании за воровство. При этом психологами доказано, что именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию (“лидерство”, “стяжательство”, “индивидуализм” и др.). В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения. К началу школьного возраста у детей отмечается значительный интерес к явлениям социально-экономической действительности, к участию в экономической деятельности. В 6–7 лет ребенок преисполнен трудового энтузиазма, особенно его привлекает совместный труд в семье. Основные формы участия детей этого возраста в экономической деятельности: хозяйственно-трудовая деятельность детей в семье; личный опыт обращения детей с деньгами; практическое участие детей в экономической деятельности по самостоятельному зарабатыванию денег.

      Семья – это то сообщество, в котором ребенок впервые становится участником экономической жизни, что связано, прежде всего, с покупкой продуктов и вещей; ухаживанием за домашними животными и младшими детьми; планированием и организацией своего труда; выполнением постоянных домашних поручений и т.п. Кроме того, дети в различной степени участвуют в распределении семейного бюджета, приучаются к саморегуляции потребностей, осведомлены о наличии собственности, об источниках доходов семьи. В семье осуществляется систематическое целенаправленное воздействие на детей, она всем жизненным укладом формирует (или не формирует!) у них рачительное, хозяйское отношение к личному и общественному достоянию, уважение к труду во всех его проявлениях, добросовестность в хозяйственно-бытовых и посильных общественнополезных работах. Содержание экономического воспитания в семье включает рациональную организацию хозяйственно-бытовой деятельности, бережное отношение к продуктам питания, вещам, времени, участие в распределении денежных средств, стимулирование разумных потребностей, развитие взаимопомощи.

      Экономическое воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

      Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: “Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?” – приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

      «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: “Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу”. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

      По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни – миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно – операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

      Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

      В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

      В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

      1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».
      2. Определить содержание и средства экономического воспитания.
      3. Разработать технологию экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
    • Изучение педагогической документации;
    • Изучение продуктов детской деятельности;
    • Наблюдение, беседы.
    • Изучение научно-методической базы.
    • Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

      – введения, которое раскрывает актуальность темы исследования, а также его цели и задачи;

      – основной части, в которой раскрывается содержание темы и приводятся данные экспериментального исследования, проведенной в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности воспитанников дошкольного учреждения. Одновременно осуществляется систематизация и оценка данных, полученных в ходе эксперимента;

      – заключения, в котором приводятся и обосновываются выводы по ходу проведенного эксперимента и педагогические рекомендации;

      – списка литературы, использованной при написании работы;

      • Теоретические подходы в экономическом воспитании
      • Экономическое воспитание в семье
      • Экспериментальная микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
      • Наиболее продуктивными в плане психологических и педагогических исследований проблем экономического воспитания были 60–80-е годы XX столетия. Во второй половине 80-х годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового воспитания.

        На основе анализа работ вышеуказанных авторов можно сделать вывод о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, – это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Итак, экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения, а также формирования убеждений, мотивов в деятельности ценностных ориентиров личности.

        области развития экономического и предпринимательского мышления у подрастающего поколения.

        Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе может выступать методологической основой для создания принципиально новой модели социально-экономического образования в общеобразовательной школе, способствующей изменению содержания экономического всеобуча, ведущей идеей которого становится подготовка учащихся к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

        В концепции указана цель социально-экономического образования и воспитания, которая конкретизируется в следующих задачах:

      • воспитание свободного человека – собственника, хозяина, главного субъекта экономических отношений, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность, оценивать своё положение в обществе с точки зрения экономической целесообразности и результативности;
      • формирование поколения, положительно настроенного к коренным преобразованиям, экономически способного воспринять «рыночную» модель поведения;
      • вооружение базовыми социально-экономическими знаниями и умениями, способствующими профессиональному самоопределению школьников и продолжению их экономического образования, позволяющими выпускникам учебных заведений вступить в рыночную систему отношений с учётом российской национальной специфики;
      • воспитание культуры деловых отношений;
      • развитие потребности в самопознании, саморазвитии и адекватной самооценке своей готовности к различным видам экономической деятельности.
      • Учитывая концептуально новые целевые установки, сущность экономического воспитания корректируется и, на наш взгляд, состоит в выработке в воспитуемом социально значимых качеств. В связи с этим складывается новое представление о современном экономически воспитанном человеке, по определению который:

      • владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
      • имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современного дня, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;
      • выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами;
      • осваивает основные модели экономического поведения и экономические роли;
      • обладает современным экономическим мышлением;
      • совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;
      • владеет экономическим языком, что позволяет ясно излагать свои мысли;
      • обладает навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
      • владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;
      • уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд, гордится своими экономическими достижениями.
      • Приведенный перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

        Долгое время суть экономического воспитания многими педагогами сводилась лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости, Это, безусловно, важно и необходимо осуществлять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам и так далее, то есть сводится к нравоучениям, словесному воздействию, что в современных условиях малоэффективно.

        На наш взгляд, экономическое воспитание может в свою очередь выступать средством, с помощью которого подрастающему человеку экономический мир делают понятным. В этом случае экономическое воспитание, обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

        Таким образом, экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой стороны, выступает как компонент, часть общего воспитания и развития личности. Напомним, ведь воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры.

        На основе вышесказанного можно сделать вывод, что экономическое воспитание – необходимая часть общего процесса развития и воспитания младшего школьника. При этом заметим, что это и особый тип воспитания, обусловленный процессами адаптации и социализации подрастающего человека в условиях изменения физических и духовных основ жизни, пересмотра норм, ценностей, правил «экономического общежития», а также естественных стремлениях к самостоятельности, предприимчивости, самореализации

        nashe-vospitanie.ru