Экологическое воспитание детей в детском саду средняя группа

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» средняя группа

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» средняя группа

Формирование экологической культуры дошкольнико в.

Экологическая воспитанность выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

• доброжелательность к живым существам;

• эмоциональная отзывчивость на их состояние;

• интерес к природным объектам;

• стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

• желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Воспитание подрастающего поколения, его обучение – эти вопросы не могут не волновать каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с дошкольного возраста.

Ребенок – луч, что светит тонко,

Но в нем бессмертье, свет идей.

И детский сад – он для ребенка,

Как это много для людей.

И в каждый год, в любую веху

Детей чужими не зови –

Ведь это дети человека,

Ты – человек, они – твои!

Нельзя от них в сторонку,

Весь смысл жизни –

И несмышленый глас ребенка

Ко мне взывает и к тебе.

В центре внимания – наша природа, отношение человека к ней!

А дети, как известно, проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 6-летних и даже 5-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам – в большинстве своем к насекомым и земноводным, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды.

В природе все взаимосвязано. Родители должны помочь детям понять, что все живое нуждается в еде, на поиски которой тратят много времени. Помогите наводящими вопросами: «Почему бабочки летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?» Расскажите, чем питаются разные животные. Дошкольникам доступно и понимание обратной связи между жертвой и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми, спасают растения, а самих съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое неизбежно приведет к их гибели от недостатка еды).

Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья, кусты, вытоптанную траву, погибших животных.

Убедительная просьба, товарищи взросл ые!

Не проходите молча, дайте всему этому оценку, используя мобилизирующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь растениям, предупредить повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы было много повреждений – т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего живого. В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава, поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения ребенка в природе. Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не ломать, не топтать», а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно побродит, поищет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Экологическое воспитание дошкольников «Кто к нам в гости пришёл?» (вторая группа раннего возраста) Цель: Расширить знания детей о диком животном – медведе. Учить детей решать проблему путем поиска решения; развивать мышление, речь, воспитывать.

Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе «Экологическое воспитание детей с ЗПР» Конспект семинара-практикума для родителей «Экологическое воспитание детей с ЗПР» Цель: помочь родителям осознать важность экологического.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.» Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.» Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным.

Консультация для родителей «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка. Эти дети любознательны,.

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду — это нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольник с огромным интересом.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь,.

Консультация для воспитателей и родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду». Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду». «Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы с бесконечным.

Викторина для детей старшей группы и родителей «Что мы знаем о берёзе» . Экологическое воспитание. Викторина: «Что мы знаем о берёзе» Команда родителей : Берёзки Команда детей : Листочки 1. Почему берёзу называют символом России? (Самое.

www.maam.ru

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем), птицами (волнистые попугайчики, канарейки).

Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящериц продолговатое тело; длинный хвост, который она может сбросить; очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.), способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Принимать участие в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

• Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

• Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.

• Называть времена года.

• Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

librolife.ru

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.
  • Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

    Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

    Формы занятий по экологии

    На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

    1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
      • экскурсии,
      • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
      • чтение художественной литературы,
      • рассказы об особенностях ухода за животными.
      • Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
        • различные тематические игры,
        • викторины,
        • рисование и конструирование,
        • наблюдение,
        • ответы на вопросы детей,
        • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
        • работа в живом уголке,
        • подготовка экологических праздников и т. д.
        • Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

    Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

    Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

    Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

    Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

    В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

    Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

    Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

    Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

    Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

    Видео: потешка «У оленя дом большой»

    Программы по экологическому воспитанию

    Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

    Комплексные программы

    Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

    «Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

    В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).
  • Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

    Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

    Парциальные программы

    К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

    Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

    К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

    Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

    • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
    • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
    • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).
    • Как провести занятие по экологии в детском саду

      Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

      Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

      Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

      В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

      Проектная деятельность по экологии в детском саду

      В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

      Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

      Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

      Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

      Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

      melkie.net

      Как составить план самообразования по теме «Экологическое воспитание детей в детском саду»

      Природа — это богатство, которое воспринимается человеком как данность. Умение ценить и беречь её, к сожалению, доступно далеко не всем. Зачастую такое положение вещей объясняется недостатком воспитательного процесса в условиях работы учреждений образования. Именно поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) экологическое воспитание включено систему формирования знаний, умений и навыков подрастающего поколения, а также в перечень тем по самообразованию педагога.

      Особенности процесса самообразования по теме «Экологическое воспитание»

      Самообразование — непрерывный процесс, направленный на профессиональный рост педагога, а также на расширение общекультурного и образовательного кругозора. В детском саду ознакомление с методическими наработками и внедрение их в практику работы групп дошкольного учреждения является обязательным условием успешной профессиональной деятельности. ФГОС определён базовый список тем по самообразованию педагогических кадров детских садов, который варьируется в зависимости от возраста воспитанников. В этот перечень включён блок проблем, связанных с воспитанием осознанного бережного отношения к природе:

    • Формирование начал экологической культуры дошкольников.
    • Экологическое воспитание детей в детском саду.
    • Экологическое развитие детей в дошкольном учреждении.
    • Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры.
    • Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника.
    • Проработка темы, связанной с экологическим воспитанием, ведётся в течение учебного года. Последующие темы самообразования могут быть связаны с предыдущей, например, от обобщённого варианта «Экологическое воспитание в детском саду» к более конкретному «Развитие эковоспитания дошкольников через дидактические игры». Или, наоборот, от частного к общему.

      Разработка тем по экологическому воспитанию на протяжении работы педагога в детском саду может идти от общего к частному или наоборот

      Для работы над выбранным вопросом самообразования необходимо сформулировать актуальность проблемы. Важность рассмотрения вопроса экологического воспитания в работе педагогов разных возрастных групп будет аргументироваться одинаково, так как своевременность изучения темы определяется развитием личности ребёнка в целом. Однако некоторые частные моменты будут уточняться в зависимости от возраста воспитанников.

    • Формирование эмоционально отзывчивой личности.
    • Тесная связь с воспитанием нравственности, в том числе милосердия, сочувствия, доброты через бережное отношение к окружающей среде, то есть заботу о представителях флоры и фауны.
    • Совместное с детьми наблюдение, анализ увиденного, услышанного и занимательные игры позволяют формировать представления о значении живой и неживой природы для каждого человека. В этом пункте уместно будет указать, какие именно наблюдения, игры используются в работе с конкретной возрастной группой.

    Наблюдения, опыты, творческие задания — вот что составляет основу работы по экологическому воспитанию детей

    Это интересно. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».

    Цели и задачи самообразования педагога по теме экологического воспитания

    ФГОС сформулированы цели работы по самообразованию на тему экологии:

  • Организация процесса воспитания личной ответственности за состояние экологии.
  • Формирование основ культуры природосообразного поведения дошкольников.
  • Развитие навыков рационального взаимодействия ребят с окружающей средой.
  • Осознание подрастающим поколением себя частью природы.
  • Привлечение семьи в работу по воспитанию культуры природосообразного поведения ребёнка.
  • Для достижения поставленных целей педагог должен решать следующие задачи:

  • пополнить свою методическую копилку новой информацией относительно выбранной темы;

    Педагог обязательно должен знакомиться с новой методической литературой, которая публикуется в разных источниках: книгах, периодике, интернете

    Представленные цели и задачи, как и темы, являются обобщённым вариантом, в то время как для каждой возрастной группы есть свои особенности.

    Система работы ведётся по принципу пирамиды: новые знания, умения и навыки надстраиваются над уже имеющимися, то есть освоенными в прошлом году.

    Таблица: темы, цели и задачи самообразования по теме для разных возрастных групп

  • Знакомство с представителями разных классов животных;
  • развитие эстетических чувств;
  • участие малышей в посильной работе по уходу за растениями и животными, нас окружающими;
  • приобщение родителей к выполнению сезонных поделок.
  • Работа по развитию умения видеть красоту природы (живой и неживой), восхищаться ею и т. д.;
  • тренировка навыка насыпать корм в кормушки, не просыпая его;
  • систематический уход за растениями на участке (полив или — для первой младше — помощь в поливе);
  • уборка опавших листьев на территории участка и снега на дорожке, ведущей к зданию группы;
  • совместное с родителями создание поделок из природного материала (например, «Дары осени»).
  • Побуждение бережно распоряжаться доступными природными богатствами;
  • развитие свободного общения между детьми по поводу процесса и результатов трудовой и игровой деятельности.
  • Уход за растениями на участке и в группе (полив);
  • создание вместе с родителями проектов по защите окружающей среды (стенгазет с рисунками животных, растений, нуждающихся в защите);
  • помощь малышей в создании кормушек для птиц;
  • уборка листвы и снега с территории участка;
  • проведение систематических бесед о важности сохранения природы.
  • Знакомство с животным и растительным миром родного края, страны;
  • обогащение представлений о ценности природы;
  • практическое участие семьи в экологическом воспитании малышей.
  • Занятия трудовой деятельностью, связанной с защитой природы (полив растений);
  • создание совместно с родителями агитационных стендов по защите животных и растений родного края, а также изготовление скворечника своими руками;
  • проведение бесед о природе страны, а также о необходимости заботы о домашних животных.
  • Познакомиться с такими явлениями Вселенной, как звёзды, солнце;
  • изучить основные свойства воды;
  • формировать бережное отношение к природе через заботу о чистоте местности.
  • Продолжение занятий трудовой деятельностью;
  • выполнение простых экспериментов с водой (в воде прорастают корни и побеги у некоторых растений, например, у лука и бобовых);
  • участие вместе с родителями в театрализованных постановках на тему правильного поведения на природе.
  • Стратегия работы над процессом самообразования по экологическому воспитанию

    Тема самообразования выбирается воспитателем самостоятельно. Главным критерием выбора является тот методический вопрос, решение которого необходимо для продуктивной работы самого педагога. Однако часто бывает так, что опытный воспитатель выбирает тематику исходя из поиска оптимальных форм работы с детьми при проработке глобальных образовательных блоков, таких как, например, экологическое воспитание. В любом случае очень важно правильно подобрать методы и приёмы работы в рамках темы.

    В разработке темы по самообразованию педагог опирается на 2 метода:

  • проблемно-поисковый (поиск источников, приёмов работы по практическому внедрению темы во взаимодействие с детьми, также разных форм подачи результатов рассмотрения выбранного вопроса — другими словами, воспитатель работает над собой);
  • практический (внедрение основ теоретического освоения темы на практику — этап работы с детьми).
  • В рамках проблемно-поискового метода воспитатель изучает теорию, черпая информацию из методической литературы, интернет-источников, а также участвуя в методических заседаниях, конкурсах педагогического мастерства и т. д., то есть за счёт применения разных форм получения опыта. Что касается практического метода, то в этом случае речь идёт о работе с объектами образовательного процесса (детьми и родителями), и перечень приёмов здесь не в пример длиннее.

    Наглядно-образное мышление дошкольников определяет наглядность основным приёмом работы с ними. Любой аспект реализации теории на практике должен подкрепляться иллюстрациями, картинками, стендами, игрушками. Например, в рамках рассмотрения темы экологического воспитания в младшей группе дети знакомятся с таким классом животных, как насекомые, и без рассмотрения альбома «Насекомые», безусловно, не обойтись. В процессе работы с темой «Развитие навыков рационального взаимодействия детей старшей группы с окружающей средой» участники образовательного процесса мастерят кормушки и скворечник. В этом виде деятельности поможет просмотр видео, а также рассматривание схем сборки сооружений (вместе с родителями).

    Дети могут самостоятельно создавать наглядные пособия

    Экологическое воспитание — часть образовательного процесса, которая гармонично вписывается не только структуру занятий по окружающей среде, но и в другие виды деятельности в рамках программы детского сада. Так, на прогулке возможно реализовать основную часть задач, поставленных перед воспитателем выбранной темой самообразования. И, конечно, в процессе проведения досуга на свежем воздухе наиболее благоприятным этапом для раскрытия тех или иных вопросов, связанных с природой и ролью человека в ней, является наблюдение. Например, в средней группе, где, как уже отмечалось, акцент делается на познавательную активность малышей, в качестве объектов наблюдения предлагаются:

  • растения, насекомые и животные, которых можно увидеть на территории участка или детского сада;

    Наблюдение за растущими животными и растениями формирует у детей бережное отношение ко всему живому

    При использовании приёма наблюдения воспитателю нужно помнить о некоторых нюансах. Первое: такого рода мониторинг может быть кратковременным (к примеру, для получения сведений о форме, размере объектов окружающей природы) и долговременным (например, когда ребята в подготовительной группе наблюдают за процессом прорастания семян в воде). Второе: для практического освоения знаний, полученных в процессе наблюдения, используются опыты (начиная со средней группы, иногда — со второй младшей). Такие эксперименты проводятся нечасто — 2–3 раза в месяц, однако в ходе подобной деятельности малыши эмпирически приходят к тем или иным выводам.

    Таблица: картотека опытов на прогулке в средней группе (фрагмент)

    Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т. п. «Кто нагрел всё это?», — спрашивает воспитатель.

    Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

    Необходимое условие — ясный солнечный день. Потребуется миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

    Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем, перемещая картон перед миской, найти положение, когда на нём появится отражённая «радуга».

    Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

    После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

    Материал: нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

    Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие ещё птицы прилетят за ним. Результат составляется из готовых изображений и материалов.

    Учитывая важность такого аспекта работы с детьми-дошкольниками, как развитие речи, без звучащего слова не обойтись ни при каких условиях. Воспитатель не только даёт инструкции, объясняет то или иное задание, информационный блок, но и даёт словесную оценку любым действиям ребёнка. Для дошкольников это самый действенный способ донести суть одобрения или неодобрения их действий. Беседу можно выстраивать в вопросно-ответной форме («Кто изображён на картинке? Какое сейчас время года?» и пр.). Или, например, при работе над темой экологического воспитания в средней группе воспитатель, мотивируя к трудовой деятельности, показывает картинки, на которых дети в детском саду собираются на улицу, убирают листву на территории. Задача малышей — прокомментировать каждую иллюстрацию, а затем составить цельный рассказ по картинкам, разложенным в правильном порядке.

    После завершения каждого этапа занятия малышей нужно хвалить, не забывая в конце про рефлексию

    Стихотворения, песни, загадки

    Эти словесные приёмы актуальны для работы над любой темой, к тому же они способствуют развитию связной речи ребят. Используются они на этапе мотивации малышей к той или иной деятельности, в качестве физкультпаузы, а также при подведении итогов занятия. Приведём примеры на каждый вид работы:

  • Мотивация. Например, занятие в подготовительной группе на тему знакомства с видимыми явлениями Вселенной, можно начать стихотворениями:
    • Спряталась за облачко

    Задремала в небе

    Не спалось, наверно,

    Озорнице днём. (М. Петров).

  • С неба звёздочки спустились

    На верхушку ёлки.

    Хлопья снега превратились

    В шарики цветные,

    А сосульки вмиг отлились

    В свечи золотые. (В. Фёдоров).

  • Для физкультпаузы в средней группе можно предложить такую гимнастику:
    • Водичка, водичка,

      Умой моё личико (дети делают движения, будто умывают лицо),

      Чтобы щёчки краснели («умывают» щёки),

      Чтобы глазки блестели («умывают» глазки),

      Чтобы смеялся роток,

      Чтобы кусался зубок (помогают ротику улыбаться).

    • Непоседа-ветер

      Знает всё на свете (машут руками над головой).

      Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-ква» (садятся на корточки и изображают лягушку, прыгают).

      Знает, как шумит ракушка: «Шу-шу-шу» (ладони складывают «лодочкой» и прикладывают то к левому уху, то к правому).

      Знает, как кричит ворона: «Кар-кар-кар» (поднимают руки вверх и машут ими, как крыльями).

      Знает, как мычит корова: «Му-му-му» (показывают рога коровы и мычат).

      Содержание рифмовок подбирается под конкретную тему занятия или же под отрабатываемые приёмы движений гимнастики.

      Мы — юные спасатели природы, следим, чтобы и летом, и зимой

      Леса, поля, луга и неба своды собою украшали край родной.

      Чтоб пели птицы над ручьём, шумели тополя,

      Чтоб расцветала с каждым днём любимая земля!

      Берёз посадим целую аллею, от мусора спасём лесной лужок,

      Не тронем на поляне муравейник, подвяжем обломившийся сучок.

      Мы юные спасатели природы, весёлый наш отряд всегда в пути.

      Леса, поля, луга и неба своды должны мы от беды с тобой спасти!

      Припев.

    • «Волга одна на всех!»

      Довелось тебе и мне на Поволжской жить земле,

      Там, где нивы шумят, и багровый закат, где берёзки листвой шелестят.

      Широка и глубока здесь течёт, бежит река —

      Величава, горда, полноводна, щедра, сердцу русскому мила!

      Чтобы Волгу сохранить, надо всем её любить,

      И беречь, и охранять, чтоб навек не потерять.

      Пусть на волжских берегах утопает всё в цветах,

      Не сори, не губи, красоту береги, добрым делом помоги.

      Чтобы блики на волнах отражались в небесах,

      Ты не смей, человек, загрязнять воды рек, Волга ведь одна на всех!

      Это приём можно эффективно использовать в работе с родителями в том числе. Например, при проведении открытого занятия-ярмарки «Осенние дары», на котором не только дети старшей или подготовительной группы представляют свои работы, но и их родители в образах «Осени», «Ветра», «Дождя» рассказывают о своей «работе» в это время года.

      Инсценировки на тему защиты природы — важный приём в реализации практического метода работы над темой самообразования

      Это самый универсальный приём в работе с детьми, так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников.

      Таблица: картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в старшей группе (фрагмент)

    • Карточки с изображениями листьев дерева рябины, берёзы, осины, ивы и т. д.;
    • карточки с изображениями деревьев.
    • Формировать артикуляцию речи.
    • Отрабатывать правильные звукоподражания птицам.
    • Закреплять знания детей об особенностях птиц.
    • Аудиозапись пения птиц.
    • Карточки с изображениями птиц.
      • Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
      • Научить различать плоды по месту их выращивания.
      • Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
      • Формы работы по самообразованию на тему экологического воспитания дошкольников

        Работа по самообразованию может быть индивидуальной (педагог самостоятельно прорабатывает теоретическую базу и подбирает методы и приёмы для практической реализации) и коллективной (работа проводится совместно с коллегами, обычно это касается тем, не привязанных к возрасту воспитанников и связанных с детским садом в целом, например, «Экспериментальная деятельность в ДОУ»). Вопросы экологического воспитания, как правило, относятся к категории тем для самостоятельного освоения. Свою работу педагог выстраивает со всеми участниками образовательного процесса, используя при этом разные формы взаимодействия:

      • С детьми в рамках учебно-воспитательной деятельности в форме:
        • занятий,
        • дидактических игр,
        • прогулок.
        • С родителями в форме:
          • анкетирования по разным вопросам (например, в средней-старшей группе «Как наша семья заботится об окружающей природе»),
          • круглых столов (к примеру, в младшей группе «Как объяснить ребёнку понятия «живая и неживая природа»),
          • педагогических тренингов (обычно они направлены на выработку общей стратегии воспитания относительно того или иного вопроса).
          • практических консультаций (например, в старшей группе они необходимы для работы над скворечником).
          • С коллегами в форме:
            • мастер-классов,
            • выступлений на педсоветах и заседаниях методического объединения воспитателей детских садов.

              Реализуются такие формы презентациями, докладами, статьями в печатных и интернет-изданиях, а также составлением папки по самообразованию.

            • Результаты работы в рамках всех форм являются формой отчётности по самообразованию педагога.

              Выступления на педсоветах и мастер-классы — самые распространённые формы отчёта перед коллегами

              Структура работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание»

              Проработка темы включает ряд аспектов:

            • Информационно-аналитический, который предполагает изучение теоретической базы.
            • Практическое освоение темы, то есть разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса (конспекты занятий, прогулок, развлечений).
            • Представление опыта работы по теме (подготовка презентаций для родителей и коллег о том, что сделано в рамках освоения вопроса самообразования, выступления перед коллегами с докладами, мастер-классами).
            • Работа с семьёй. Проходит красной нитью через все этапы работы для координации воспитательной стратегии со стороны детского сада и родителей.
            • Мероприятия для детей. Эта часть работы также проводится на протяжении всего периода изучения темы.

              Сезонные выставки в уголке экологии создаются детьми совместно со взрослыми

              Экологическое воспитание « Наблюдение за живым объектом- кроликом (средняя группа)»

              Экологическое воспитание « Наблюдение за живым объектом- кроликом (средняя группа)»

              Цели: 1. Учить детей распознавать живой объект кролика , отвечать на вопросы воспитателя

              2. способствовать появлению у детей симпатии к кролику, ( заинтересовать в общении с ним аккуратно гладить и играть, правильно кормить )-иметь представления о кролике; его внешнем виде (маленький, беленький, пушистый с мягкой шерсткой, есть голова, уши, глаза, рот, нос, лапки)- это всё для выполнения жизненно необходимых функций.

              Особенности поведения – кролик пищит, любит хлеб, морковку, капусту, траву, сено, пшеницу, зерно.

              3.воспитывать доброжелательное. дружелюбное отношение к животному. Вызвать интерес и заботу к животному. Прививать азы эко- воспитания. Создавать детям радостное настроение. Активизация словаря: коготки, мягкая, нежная шерстка, лакает,уши, усы.

              Предварительная работа: 1 Просмотр иллюстрированных картинок «Домашние животные». Чтение сказок: Заяц- грязнуля, Про храброго зайца, Про зайца Коську. 3 Знакомство с домашними животными. 4 Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса и зайцы».5 Заучивание песенок, потешек, загадок.6 Просмотр мультикаплицианных фильмов.

              Подготовка к занятию : живой объект кролик, чашка с водой, кормушка с травой и пшеницей, морковь, капуста, хлеб.

              Ход занятия: ребята находятся на веранде на лавочке В-ребята я только , что видела как по травке кто то пробежал .Давайте поищем ( воспитатель совместно с детьми ищет вокруг веранды кролика достает коробку из травы ) В- комочек пуха , длинное ухо ,прыгает ловко ,любит морковку . Кто это?( кролик) молодцы ребята . Нашего кролика Степан ,а как ласково можно назвать кролика ? дети (Степаша ,Степушка ,Степанчик) дети расглядывают кролика В- полюбуйтесь красотой кролика. Сам белый, лапки черные ,ушки длинные , коготки острые ,шерстка мягкая , пушистая. Давайте повторим правила наблюдения за животными. Дети :не кричать ,не шуметь, не бегать, трогать и гладить животное по очереди.В- а для чего нужны эти правила? Дети: Чтобы кролик не испугался ,не выпрыгнул и не убежал .Тогда оно потеряется или поцарапает нас. В- ребята для того чтобы вы все рассмотрели кролика я возьму его в руки. Комфортно ему у меня ? Дети : да! В- А почему вы так думаете? Дети: сидит спокойно , не вертится, (вызываю 2-3 ребенка.) Давайте опишем кролика по внешнему виду .Дети: кролик маленький ,белого цвета , лапки черные ,у него длинные уши ,круглая голова , красивые глазки ,розовый нос и рот ,усы белого цвета .В- какое это животное? Дети: Это домашние животное .В- А как вы определили? Дети: потому что живет клетке ,рядом с человеком который ухаживает за ним, кормит и чистит клетку.В- какая у кролика шерстка? Дети: мягкая, пуховая ,приятная на ощупь .Даша подойди погладь кролика. А сейчас все желающие дети .Походу закрепляю слова : мягкая, пушистая шерстка .Ребята наш кролик пугается он хочет прыгать, поэтому мы будем разговаривает шепотом .А что находиться у Степы на голове? Дети: у него на голове ушки .В-уши у кролика какие? Дети: длинные ,узкие. В- сколько у него ушек. Дети: два уха. А зачем ему ушки? Д- Чтобы слышать. Давайте позовем кролика Степашу и проверим хорошо ли он слышит и знает свое имя. Ребята зовут. В- наш степаша посмотрел на нас, значит он нас слышит. А чем кролик смотрит на нас? Д- глазками. У нашего Степана коричневые глазки. Они у него очень зоркие. Степаша говорит нам, что вы дети приветливые, добрые, аккуратные, послушные, соблюдали правила поведения что вы ему очень понравились, тихо сидите, правильно отвечаете на вопросы,а значит много знаете. Ой ребята а что у него на мордашке? Д- усики. В- усы у кролика длинные, белые. (Давайте повторим). А что ещевы увидели у Степаши? Д- Ротик и носик. В- Носик у Степы розовый , ротик тоже розовый. (Давайте повторим). А кто скажет что у них на лапках? Д- когти. В- Какие коготки у Степана, посмотри Таня? Проношу возле каждого ребенка. Закрепляю совместно и индивидуально слова: твердые, острые. Д- твердые, острые. В- Кролика сердить нельзя , а то он вас оцарапает и убежит. Ребята давайте посмотрим как наш Степаша умеет передвигаться. Давайте его отпустим. Д- Он быстро бегает, прыгает, скачет. В- Кролик беленький, уши беленькие. Ребята а сколько лапок у Степы? Посчитаем? Д- 1-2, 1-2 ( две передние две задние). В- Как вы думаете, что любит кушать кролик? Д- траву, сено, хлеб,морковь, капусту, пшеницу, зерно. В- Давайте угостим кролика морковью. Посмотрите как он ее грызет? Д- С удовольствием, быстро, вкусно, торопясь. В- У него есть зубки он расщипляет ими пищу. Какие у него зубки? Д- белые, острые, маленькие. В- Угостим кролика водичкой. Как кролик пьет воду? Лакает. Ребята повторите « Лакает». Понравился вам Степаша? Д- Да! А вы хотите понаблюдать и поиграть с зайчиком? ( ответы детей). Тогда давайте его отпустим его побегать. Будьте осторожны, не обижайте его. ( Наблюдаю за детьми и кроликом в целях безопасности).Ребята за вашу ласку и любовь Степаша принес вам подарок, и угощает вас яблоками. Давайте скажем ему что мы рады были видеть тебя у нас в гостях. Спасибо и до новой встречи.

              pedportal.net