Института развития ребенка

43. История становления института прав ребёнка

Права отдельного ребенка и их обеспечение непосредственно зависит от сознательной государственной политики и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.

Именно конкретизация прав детей и стремление создать действенный механизм защиты детей привело к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Пережив 1-ю мировую войну и осознав её последствия британский союз спасения детей совместно с Лигой женщин в 1923 г. разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка:

• право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе и образование;

• первоочередность защиты детей от различных бедствий

• указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, ибо была подписана в 1924 г. в г.Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых: детей, стариков и женщин,- были приняты несколько важных документов. К их числу относится Декларация прав ребенка, утвержденная 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство»

Концептуальная основа Конвенции 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. По состоянию на 1 апреля 1992 г. — 115 участников воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем:

• Принцип недискриминации, т.е. равенства.

• Принцип приоритетности интересов детей

• Принцип соблюдения права детей на жизнь, здоровое развитие и достойное образование.

• Принцип уважения права детей на выражения собственных взглядов

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций, движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей.

44. Конвенция о правах ребёнка

Конве?нция ООН о права?х ребёнка (20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. По состоянию на 1 апреля 1992 г. — 115 участников) — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях. Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование. Запрещаются применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей.

Излагаются права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам

c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям

d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами,

e) воспитание уважения к окружающей природе.

Коллектив Приморского института развития образования пожаловался на руководителя краевого департамента

Сотрудники института считают, что Оксана Мартыненко занимается самоуправством.

Петиция коллектива Приморского краевого института развития образования опубликована на портале Change.org. Сотрудники учреждения требуют от губернатора Приморского края остановить «самоуправство» директора департамента образования и науки администрации края Оксаны Мартыненко.

«Уже полгода системой образования Приморского края управляет Оксана Олеговна Мартыненко, бывший проректор ВГУЭС (Владивостокского государственного университета экономики и сервиса — примечание редакции). И ровно столько же система образования Приморского края, в состав которой, заметим, не входят высшие учебные заведения, не устаёт удивляться управленческим манерам её «лидера», — говорится в петиции.

«По какому праву исполняющая обязанности директора департамента образования и науки Приморского края позволяет себе оказывать давление на руководство краевого Института развития образования, вынуждая к увольнению весь ректорат. Не стесняясь это делать открыто! И даже, опять же – открыто, привела в Институт даму из того же ВГУЭС на должность нового ректора. Её заявление, сделанное в присутствии свидетелей, о том, что «завтра у вас будет новый руководитель и новые проректоры» без объяснения причин, можно расценивать только как рейдерский захват и превышение должностных полномочий!

При этом никаких приказов об увольнении работающих специалистов нет. Почему Оксана Олеговна позволяет себе «кошмарить» учреждение внезапными проверками, не издав даже соответствующего приказа, а просто направив в Институт специалистов департамента с устным поручением? Какое право она имеет на изъятие документов учреждения без соответствующего распоряжения? Не знает нормативной базы для своей деятельности? Игнорирует правовое поле? Тогда очень странно, что на государственной должности находится человек, не знающий законодательства. Знает законы и всё же игнорирует их? Ещё более непонятно такое поведение чиновницы», — пишут авторы петиции.

«Уважаемый Владимир Владимирович Миклушевский, неужели Вы против развития системы образования? Неужели окончательный развал системы управления образованием края, который сейчас происходит, Вы действительно воспринимаете как нечто инновационное? Почему никто не объяснит госпоже Мартыненко, что её самоуправство – это дискредитация Вашего имени? Даже, если Вам недостаточно аргументов в данном обращении (вряд ли нужно описывать всё подробности, зачем они Вам, да и противно), сам его факт уже говорит о многом. Поверьте, для сотрудников учреждения, — это уже крайняя мера. Впервые за 75 лет своей истории», — заключили сотрудники института.

Оксана Мартыненко была назначена на должность директора департамента образования и науки администрации Приморского края в начале июля 2016 года. Как отмечает пресс-служба краевой администрации, Оксана Олеговна Мартыненко – признанный эксперт в области образования. В 1993 году окончила Дальневосточный государственный университет по специальности «Химия», является кандидатом химических наук, имеет степень магистра по специальности «Стратегический менеджмент».

Работала преподавателем кафедры физической и коллоидной химии ДВГУ, проректором по учебно-воспитательной работе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, а также директором Школы одаренных детей при ВГУЭС.

Имеет звания Почетного работника высшего образования РФ, Федерального эксперта по качеству образования и эксперта Национального фонда подготовки кадров.

prim.news

Программа «Кроха». Программа разработана авторским коллективом Нижегородского института развития образования под руководством кандидата педагогических наук г.Г. Григорьевой.

Впервые подготовлена программа воспитания ребенка от рождения до трех лет для родителей (раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и средства обеспечения его полноценного развития).

Цель программы — комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.

Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.

Программы воспитания и развития ребенка представлены в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.

Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода, представлена четырьмя блоками: предродовая педагогика; характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет; развитие и воспитание детей первого года жизни; развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания их детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

При разработке программы были учтены также «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» Министерства образования РФ №19-15/46 от 24.04.95 г. Обусловлено это тем, что коллектив разработчиков рассматривает эту программу в контексте решения проблемы непрерывного образования и необходимости реализации идей преемственности в воспитании и обучении детей преддошкольного и дошкольного возраста. Следовательно, выполнение этой программы в семье будет способствовать дальнейшему благополучному развитию ребенка в условиях семейного и общественного воспитания в дошкольном учреждении, а затем и в школе.

Программа может быть использована для работы с семьей в микрорайоне, в рамках структур типа «Школа для родителей», центр «Семья и дети», «Материнская школа» и т.п.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Программа «Юный эколог» (Автор: С.Н.Николаева).

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Программа может быть использована дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание». К программе разработаны методические Материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Программа «Семицветик» ( Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова).

Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Выделены блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предлагаются тематическое планирование работы на год и примерные конспекты занятий. Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Сказочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды разных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы пособия: «Солнечный круг», «Сто занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».

studfiles.net

Совет Фонда единого института развития в жилищной сфере утвердил программу по формированию благоприятной среды

Программа по формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества обсуждалась 21 сентября на заседании Совета Фонда единого института развития в жилищной сфере. В заседании принял участие – Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

Программа по формированию благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества АИЖК разработана в рамках реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». В качестве первоочередных мероприятий предлагается запустить системные изменения принципов благоустройства и формирования общественной среды в России.

«Для этого необходимо внести в федеральное законодательство ряд изменений, устанавливающих современные требования к проектированию и благоустройству городов. В соответствии с ними АИЖК за свой счет разработает комплекс стандартов для городов различных форматов», — отметил министр в своем докладе.

Разработанный документ определит технические требования к городской среде и ориентиры по её эстетическому оформлению, предложит принципиальные решения по планировке, функциональному зонированию и оснащению этих территорий в соответствии с установленными требованиями. В дальнейшем региональные и муниципальные документы должны быть актуализированы в соответствии с этими документами, что создаст единый вектор развития муниципалитетов в стране.

«Этот методический документ позволит задать ориентиры, определить параметры и характеристики среды, которую мы будем формировать в городах России с учетом культурных, исторических и региональных особенностей. В этой работе необходимо учитывать опыт Москвы, которая удивляет нас не только масштабом изменений, но и демонстрацией того, что такие преобразования нуждаются в твердой методической базе», — подчеркнул Михаил Мень.

В Стандарт комплексного развития территорий войдут методические документы, регулирующие развитие застроенных территорий, освоение свободных территорий, формирование облика городов.

Процесс разработки стандартов подразумевает комплексное исследование качества городской среды в ключевых городах различных регионов страны, оценку потребностей жителей (публичные дискуссии с вовлечением местного и профессионального сообществ), анализ существующей нормативно-правовой базы, анализ лучших мировых практик и возможности его применения.

Кроме того, для создания комфортной городской среды АИЖК разработает проекты благоустройства общественных зон в 40 муниципалитетах страны, в том числе принимающих гостей в рамках чемпионата мира по футболу.

«Согласно решению совета, будет выделено порядка 4 млрд. руб. на подготовку стандартов по городской среде и реализацию проектов благоустройства по 40 муниципальным образованиям», — сообщил Михаил Мень. Средства поступят из прибыли АИЖК и рассчитаны на долгосрочный период.

Некоммерческая организация «Фонд единого института развития в жилищной сфере» создана в 2016 году по поручению Правительства РФ для реализации государственных социальных проектов и программ в области развития жилищного строительства, повышения доступности ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, а также повышения качества среды и благоустройства, создания комфортных условий проживания населения страны. Учредителем Фонда является АИЖК.

www.minstroyrf.ru

Институт развития образования

Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Акиндинова Н. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.

Абанкина И. В., Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И.

Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 4. С. 174-181.

Андреева А. Р., Родина Н. В.

В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн.. Кн. 4. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 331-337.

Fedotenkov I., Derkachev P.

Munich Personal RePEc Archive Paper. MPRA Paper. Munich Personal RePEc Archive (MPRA), 2017. No. 83215.

24 августа 2016

Во главе угла – доступность качественного образования для детей

Реорганизация школ по-прежнему вызывает большое количество вопросов со стороны родительского и экспертного сообществ. Этой теме посвящён очередной выпуск передачи «ПРАВ?ДА!» на Общественном телевидении России. В дискуссии принимает участие директор Института развития образования Инобра Ирина Абанкина.

15 августа 2016

Не все регионы учитывают федеральные требования при расчете нормативных затрат для школ

Эксперты Института образования проанализировали региональную практику внедрения подушевого нормативного финансирования дошкольного, общего и дополнительного образования. Этой теме посвящен новый выпуск серии «Современная аналитика образования» под названием «Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации».

Чего мы хотим и что получаем от школы: опыт США

4 декабря прошел семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ВШЭ. С докладом «Америка за школьной партой» выступила одна из самых известных американских специалистов в области образования, сыгравшая ключевую роль в обновлении системы подготовки исследователей в области образования в США, профессор Патриция Грэм (Рatricia Albjerg Graham, USA).

Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Институт развития образования (ИРО) — структурное подразделение Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Институт был создан в 2001 году с целью научного сопровождения модернизации системы образования.

Деятельность Института направляется на решение таких основных задач, как:

  • формирование новых и совершенствование организационно-экономических механизмов сферы образования;
  • модернизация правовых основ функционирования и развития системы образования.
  • Функции Института развития образования:

    • Исследования, проводимые в рамках Института развития образования, уделяют большое внимание проблемам развития человеческого капитала в условиях современной России, разработке образовательных стандартов, вопросам, связанным с привлечением и эффективным расходованием средств в сфере образования.
    • Одна из важнейших функций Института развития образования — подготовка концепций, программ, предложений по реформированию системы образования и обеспечение их организационно-методологическим сопровождением, совершенствование правовой базы образования.
    • В рамках Института развития образования осуществляется мониторинг сферы образования; изучается и обобщается современный мировой опыт. Проводятся конференции и семинары. Все это используется для разработки прогнозов, проектов документов, аналитических и экспертных материалов по развитию и реформированию системы образования.
    • iro.hse.ru