Индивидуальная программа развития ребенка аутиста

Программа для ребенка-аутиста 1класс «Школа Росии»

Администрация городского округа Стрежевой Томской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

Рассмотрено на заседании Согласовано: «Утверждаю»

МО___________________ Зам.директора ________________ Директор ____________

« ___ » _________2016 г « ___ » ________2016 г « _____ » __________2016 г

Адаптированная индивидуальная образовательная программа начального образования для ребенка-аутиста.

на 2016– 2017 уч. год

УМК «Школа России»;

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

учитель начальных классов

Исалиева Толганай Александровна

Адаптированная индивидуальная образовательная программа начального общего образования направлена для обучающегося на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности. (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью.

обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

2.Создание комфортной обстановки для получения обучающимся образования.

3.Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 1 класса, имеющей отклонения здоровья (ребенок — инвалид).

Учебный план на 2016 — 2017 учебный год

Образовательная область «Филология »

Представлена следующими предметами: обучение грамоте и письмо (I- III четверть), русский язык и литературное чтение ( IV четверть).

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы «Обучение грамоте» (авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько), «Русский язык»( авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г., М. Н. Дементьева,Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкина ) . «Литературное чтение» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) . На изучение курса «Обучение грамоте» для обучения на дому отведено четыре часа в неделю (23 учебные недели): 4 ч., чтения (92 ч.), 5 ч. – письма (115 ч.). Математика (авторы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова). На изучение курса «Математика» отведено четыре часа в неделю. Окружающий мир (авторы А.А.Плешаков),отводится два часа в неделю. Изобразительное искусство (Б.М. Неменский),отводится один час в неделю. Технология (Н.И.Роговцева),отводится один час.

Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение в общем классе для обучающегося с ОВЗ.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по русскому языку

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

infourok.ru

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Индивидуальная программа развития одарённых детей

Предварительный просмотр:

Составила. Якушина Ольга Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ №2

Программа индивидуального развития ребенка

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

2. Учет возрастных особенностей детей.

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы:

2008-2012 учебные годы.

Этапы работы над программой:

1 этап — информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

— постановка цели на предстоящий учебный год;

— выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

3 этап — коррекционно-развивающий.

Цель. реализация индивидуальных программ развития.

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное зав­тра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отно­шению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуж­дены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования де­тей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отноше­ния и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для разви­тия одаренных детей.

В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психи­ческой реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположен­ности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося си­стемного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учрежде­ний является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обуча­ющимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющи­еся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных обра­зовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как твор­ческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова­на-Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практи­ческом аспектах.

Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее вре­мя реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образо­вательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образователь­ного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направ­ления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.

В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психо­лога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить науч­ное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образо­вательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.

Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории раз­вития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

  • разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения ода­ренных детей с особыми образовательными потребностями;
  • подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;
  • создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образователь­ными потребностями;
  • регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;
  • способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особы­ми образовательными потребностями;
  • проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особы­ми образовательными потребностями.
  • Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:

  • диагностика одаренных учащихся;
  • разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;
  • разработка и внедрение развивающих программ;
  • консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);
  • кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);
  • психологическое просвещение родителей одаренных детей;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
  • Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррек­ционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:

  • формирование адекватной Я-концепции и самооценки ребенка;
  • преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;
  • преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посред­ством пластического моделирования;
  • преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элемен­ты сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).
  • По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:

    • профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тре­нинговые занятия);
    • психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);
    • помощь в разрешении педагогических конфликтов.
    • Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одарен­ных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется за­прос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.

      Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов­психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагоги­ческого института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реа­лизуют волонтерский принцип «помощь равного равному».

      Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение ода­ренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и со­циально-адаптированной личности.

      uspeshnyjmalysh.ru

      Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника с ДЦП

      Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

      Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

      Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

      Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

      Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

      Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

      С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

      По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

      Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

      Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

      В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

      Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

      Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

      Результаты изучения психических функций

      Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

      Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

      Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

      Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

      Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.

      При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

      Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

      Состояние речи. Артикуляционный аппарат: тремор языка, девиация вправо; словарь – звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би», «баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение грубо нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова не сформирована, грамматический строй не сформирован.. Понимает простые инструкции. Ответы односложные, речь невнятна, в речи использует отдельные слоги и односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не развита.

      Уровень усвоения учебного материала: запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.

      Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

      Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

      Задачи программы:

      • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
      • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
      • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
      • Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

        Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

        Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

        Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

        Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

        Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

        Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

        В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

        1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

        2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

        3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

        Литература:

        1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
        2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
        3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
        4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
        5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
        6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
        7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
        8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
        9. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
        10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
        11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
        12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа»

        Володарского района Астраханской области

        Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

        Государственной программы «Доступная среда»

        Логинова Ирина Павловна

        Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР………………………………………………………………………..4

        Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)…….…………….10

        Список используемой литературы……………………………………………26

        Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и вопросов достижения нового современного качества дошкольного образования, что оправдывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) а также детей с ОВЗ ( Ринолалия) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

        Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

        Общее недоразвитие речи (ОНР) с ОВЗ ( Ринолалия) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.).

        При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформированы и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов, названий действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

        При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

        Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

        Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

        Четвертый уровень речевого развития (Т.Б. Филичева) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

        Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

        Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

        Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

        ? Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

        ? Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

        ? Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

        ? Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.

        ? Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

        Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

        1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

        2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

        3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

        4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

        5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.

        6. Принцип воздействия на все стороны речи.

        7. Принцип опоры на сохранные звенья.

        8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.

        9. Принцип учета ведущей деятельности.

        10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

        11. Принцип воздействия на микросоциальное окружение.

        Образовательная деятельность в группе с ОНР регулируется нормативно-правовыми документами:

        1. Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями;

        2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;

        3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.;

        4. Устав МБОУ « Зеленгинская СОШ»

        5. Программа развития МБОУ « Зеленгинская СОШ» дошкольное образование»;

        6. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

        7. Постановление Правительства РФ от12 марта 1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

        8. Положением о работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

        9. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме»;

        Планирование данной рабочей программы составлено на основе: «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» Нищевой Н.В., с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также с учетом положений общеразвивающей программы «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Тумановой Т.В., Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др. Логопедия под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ Л.С. Волковой издание пятое, переработанное и дополненное.

        В рамках образовательной деятельности детского сада МБОУ «Зеленгинская СОШ» в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных Программой «От рождения до школы», и увеличение учебной нагрузки для коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПиНа. Этим и оправдана, в первую очередь, необходимость разработки рабочей Программы образовательной деятельности в группе, решающей актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей Программ, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.

        Исходной методологической основой Программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др.

        Задачи коррекционно-педагогического процесса в группе для детей с нарушениями речи определяются структурными элементами логопедического воздействия, которое имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевыми нарушениями для последующей интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

        Коррекционно — педагогический процесс для детей с ОНР ОВЗ ( Ринолалией) организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

        Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

        Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

        Целью данной Программы является построение двухгодичной системы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР ОВЗ ( Ринолалией) в возрасте с 4,5-5 до 6,5-7 лет, предусматривающей полную интеграцию детей всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена:

        • На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего — подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

        • На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

        • На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

        В логопедической группе коррекционное направление рабо¬ты, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

        Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

        • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

        • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

        • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

        • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

        • Формирование у педагогического коллектива МБОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

        • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

        Основной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе:

        • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

        • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

        • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

        • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

        • Развитие навыков связной речи дошкольников.

        • Развитие коммуникативной и успешности в общении.

        Коррекционно-развивающая работа строится на обще дидактических и специфических принципах. Одним из основных принципов Программы является принцип природ сообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и, в конечном счете обеспечивает поступательное развитие. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуры, педагогов дополнительного образования, воспитателей. В программе взаимодействие специалистов отражено в приложении « Интегрированная коррекционно – развивающая образовательная деятельность» (Приложение 1).

        Работой в образовательной области «Речь». Навыки речевого общения» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

        В работе в образовательной области « Познание» участвуют воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций, а воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, обеспечивают развитие навыков конструирования и математических представлений. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом особенностей развития детей с ОНР ОВЗ ( Ринологией).

        Основными специалистами в области « Художественно-эстетическое развитие»(«Художественное творчество») выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты подключаются к его работе.

        В образовательной области « Музыка», кроме музыкального руководителя, работает также и учитель-логопед, участвующий в подготовке и проведении занятия лого ритмикой.

        Работу в образовательных областях « Физическая культура» и « Здоровье» осуществляют руководитель физического воспитания и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном участии всех остальных педагогов, а также невролога.

        Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей

        между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.

        В логопедической группе коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

        Основой планирования коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

        Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.

        В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия далее НОД.

        Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в старшей группах для детей с общим недоразвитием речи. В Программе описано оснащение предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете.

        В Программе описана, система мониторинга развития детей и достижения ими планируемых результатов, с методическими рекомендации, по проведению обследования и мониторинга. Для проведения количественного мониторинга разработаны диагностические карты и методические рекомендации к ним ( автор – Н.А. Казова).

        1. Изучение детей с открытой формой ринолалии.

        Обследование – это наиболее важный этап для преодоления открытой ринолалии. Дети с открытой ринолалией определяются в группы с ОНР, и обследование проводится по речевой карте для детей с ОНР с внесенными в нее дополнениями. Прежде чем приступить к обследованию ребенка логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных, узнает количество и сроки операций, занимался ли с ребенком логопед, как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания. После того как логопед собрал все необходимые данные, приступает к обследованию, но для начала он устанавливает доверительные отношения с ребенком, в ходе беседы с ребенком на близкие ему темы.

        Обследование состоит из следующих разделов:

        1. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата:

        Логопед тщательно изучает анатомический дефект: наличие расщелин (изолированные, сквозне: одно-, двусторонние), губы, твердое и мягкое небо, ассиметричность носогубных складок; подвижность языка, губ (произнесение на твердой атаке гласных звуков, упражнения: «Трубочка», «Заборчик», выдвижение языка вперед).

        2. Обследование дыхания: логопед обследует физиологическое и речевое дыхание; выявляет наличие дифференцированного носового и ротового дыхания; определяет наличие направленной воздушной струи, гримас, ритмичность, продолжительность речевого выдоха. Используются следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», закрыть и открыть крылья носа, произнести на выдохе гласные звуки.

        3. При выполнении ребенком дыхательных упражнений логопед анализирует состояние голоса, дает ему характеристику, отмечает крикливость, выраженность назального оттенка, высоту, тембр, силу.

        4. Обследование звукопроизношения начинается с обследования гласных звуков. При этом логопед подробно описывает положение органов артикуляции. Особое внимание необходимо обратить на положение языка. Согласные исследуются в интервокальной позиции. Обязательно обследование всех звуков. Описывается артикуляция каждого звука. Приемы обследования: по подражанию и самостоятельно.

        5. Обследование развернутой речи. При открытой ринолалии важно оценить процессы коммуникации и возможности речи ребенка: умеет ли пользоваться диалогической (вопросно-ответной) речью, монологической, описывающей полное звучание речи (разборчивая, неразборчивая, тихая, громкая), развернутость ответа. Используются следующие виды заданий: пересказ короткого текста с предварительной беседой по его содержанию, беседа и составление рассказа по сюжетной картине, по серии картинок. В заключении логопед описывает возможности связной речи и общее звучание речи.

        2. Организация логопедического воздействия.

        Медицинская помощь детям с открытой ринолалией оказывается в центре челюстно-лицевой хирургии, а логопедическая – в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Зачисляются в группу дети по результатам обследования ПМПК. Коррекционная работа проводится по программе устранения открытой ринолалии А.Г. Ипполитовой, осуществляется на индивидуальных занятиях 3-4 раза в неделю. Занятие длится 15-20 минут. Обязательно проведение занятий индивидуально, недопустимо присутствие двоих детей. На каждом занятии проводится психотерапия, желательно присутствие родителей. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, даются четкие указания. Дома занятия с родителями должны длится не более 10-15 минут. Необходимо также проведение лечебно-оздоровительной работы: ингаляции, физио-, фито-, ароматерапия и т.д.

        Логопедическая работа проводится в два этапа: дооперационный и послеоперационный.

        3. Содержание логопедической работы по этапам.

        Содержание коррекционной работы в дооперационный период.

        1. Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предотвратить дистрофию мышц глотки.

        2. Выработать воздушную направленную струю, затормозить ключичный тип дыхания.

        3. Укрепить мускулатуру гортани.

        4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивать оральный праксис.

        5. Развивать слуховое восприятие фонем.

        1. Активизация небно-глоточного смыкания

        Проведение этой дооперационной работы сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции. Упражнения: имитация физиологических актов (покашливания, жевания, глотания), воспитание полноценного смыкания при фонации (в данном случае легче вырабатывается условно-рефлексивная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет речи – участие двигательного, слухового и кинестетического анализаторов) – произнесение а и э. такие упражнения вводятся на первом занятии, ребенок повторяет их за логопедом, который привлекает его внимание к мягкой голосоподаче и положению языка. Начинают с поочередного двух-, трехкратного повторения ааа, а через 4-5 занятий переходят к слитному произнесению сочетаний типа – ааээииуу 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. Такие упражнения предупреждают развитие дистрофического процесса в мышцах глотки.

        2. Коррекция дыхания предусматривает выработку способности направленно выдуть воздух слегка напряженными губами, а также удлинение выдоха. Упражнения: имитация поплевывания 6-8 раз 3-4 раза в день; не напрягая мышц шеи, постепенно замедлять и продлевать поплевывания для достижения легкого дутья, затем переходить к упражнению «Загнать мяч в ворота». Голосовые упражнения, проводящиеся до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произношению звуков, а затем закрытых слогов

        3. Решению 3 задачи способствуют голосовые упражнения: вибрационный массаж гортани, полоскание горла густыми жидкостями.

        4. В дооперационный период коррекция звукопроизношения проводится, если имеется достаточное количество времени (более 3-х месяцев). Работа начинается с формирования гласных (правильное положение языка), работа над согласными продолжается более 6 месяцев; при постановке звуков логопед опирается на все анализаторы; рассматривается артикуляция каждого звука, при этом внимание обращается на кинестетические ощущения при выполнении движений. В дооперационном периоде слуховой контроль не применяется. Первоначально постановка звуков осуществляется в слогах, согласные автоматизируются в интервокальной позиции, р вызывать не рекомендуется, условные навыки вводятся в спонтанную речь дифференцированно по возрастам. В младшем дошкольном возрасте применяют сюжетно-ролевые игры, загадки, концентрируют внимание на определенной группе звуков. В старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте уже необходимо применение психотерапии и игр в вопросно-ответной форме.

        5. Работа в дооперационном периоде по дифференциации звуков

        проводится в следующей последовательности:

        а) привлечение внимание к неречевым, а затем и к речевым звукам (игры «определение инструмента по звучанию», «Что сказала улица?»);

        б) выделение звуков из ряда изолированных звуков, слогов, слов («Поймай звук»);

        в)различение правильного/неправильного произношения назальных/неназальных звуков.

        Содержание коррекционной работы в послеоперационный период.

        I. Работа над дыханием:

        1. работа начинается с постановки диафрагмального дыхания. Проводятся статические и динамические упражнения.

        2. следующий этап – дифференциация ротового и носового выдоха и выдоха с целью устранения избыточного носового резонанса.

        II. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания:

        В послеоперационный период важно своевременно начать работу по растормаживанию небной занавески (по разрешению врача). Наиболее эффективным методом является логопедический массаж. Проводится 3-5 минут, ежедневно 5-8 раз. Также в этот период полезны вокальные упражнения, полоскание горла, вызывание глоточного рефлекса, проговаривание протяжно гласных средней громкости, выполнение артикуляционных упражнений.

        III. Развитие фонематического восприятия:

        Данный раздел работы является одним из наиболее важных. Постепенное обучение различению правильного и неправильного произношения способствуют более быстрому введению в спонтанную речь усвоенных навыков в правильной речи. В послеоперационном периоде при различении звуков логопед опирается не только на зрительное восприятие, кинестетические ощущения, но и на слуховое восприятие ребенка.

        IV. Коррекция звукопроизношения:

        Коррекции звука предшествует работа по развитию артикуляционного праксиса. Логопед разучивает с детьми как традиционные, так и нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики, направленной на изменение положения языка в полости рта. Если ребенок прошел курс логопедических занятий до операции, то логопед уточняет произношение ранее изученных звуков и ставит сложные по артикуляции звуки. В случае, если к логопеду обратились впервые, то последовательность работы по коррекции звукопроизношения такая же, как в дооперационном периоде.

        Заключительным этапом логопедического воздействия является работа над мелодико-интонационной выразительностью речи, в которую входят:

        1. Разучивание упражнений для развития всех компонентов голоса (сила, высота, тембр).

        2. Обучение различению и восприятию различной интонации.

        3. Применение различных видов театральной деятельности с целью введения полученных навыков в спонтанную речь.

        СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

        В соответствии с профилем группы такое направление, как «Речь. Навыки речевого общения»(образовательная область « Познавательно-речевое развитие»), выдвинуто в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

        Такие образовательные области, как «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие», связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития личности каждого ребенка.

        ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

        I. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

        Речевое развитие. Навыки речевого общения

        • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

        • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

        — развитие просодической стороны речи;

        — коррекция произносительной стороны речи;

        — работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;

        — совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

        • Обучение элементам грамоты.

        • Развитие связной речи и навыков речевого общения.

        Чтение художественной литературы

        • Развитие психических функций.

        • Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность.

        • Развитие математических представлений.

        II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

        • Игра на детских музыкальных инструментах.

        III. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

        Развитие игровой и театрализованной деятельности

        Формирование общепринятых норм поведения

        Формирование гендерных и гражданских чувств

        IV. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

        Автор: Логинова Ирина Павловна

        pedportal.net