Художественное развитие детей младшего школьного возраста

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития. Мы считаем, что человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Основная роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Кириенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Куцаковой, Б. М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.

Приоритетным направлением деятельности МАДОУ № 38 «Росинка» является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы образовательной программы ДОУ.

Основная цель нашего педагогического коллектива — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Развитие речи», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

• занятия по изобразительной деятельности,

• занятия по музыкальному воспитанию,

• выставки детских работ,

• праздники, концерты, спектакли.

Знания, полученные на занятиях, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

У нас систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов занятий, конкурсы детского творчества.

В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

• программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

• перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

• картотека сценариев досугов и праздников;

• картотеки дидактических музыкальных игр;

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, Русская изба. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

В МАДОУ д/с № 38 «Росинка» в рамках привития детям художественно- эстетических норм, нравственно-патриотического воспитания прошел конкурс «Красота, моя Россия».

Была проделана большая работа педагогов с воспитанниками и их родителями. Так, работы второй младшей группы под руководством воспитателя Красовской С. И. заняли первое призовое место в этом конкурсе.

Также во второй младшей группе воспитателем был проведены конкурсы «Игрушка, сделанная своими руками» и «Новогодняя елочка». Родители приняли активное участие.

Культурно-досуговая деятельность младших дошкольников осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также в самостоятельной деятельности ребенка. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Поэтому воспитанники младшей группы не только с интересом рисуют на занятиях, но и посещают кружок дополнительного образования «Цветная палитра».

Художественно-эстетическая деятельность – это та деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, реализовать себя как творческая личность.

1. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук, М. «Сфера», 2013 г.

2. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье, М. – Академия, 2001.

Художественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.

Художественно-эстетическое развитие детей в МБДОУ Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов совсем маленького человечка, с его первых слов, с поступков. Ни что иное, как.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Песочные игры. НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Цветок для бабочки» (вторая группа раннего возраста) ЗАДАЧИ; Развивать познавательную активность детей в процессе художественного творчества. Способствовать.

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Проблема. У каждого ребенка творчество.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования Примерный конспект проведения игровой ситуации по художественно- эстетическому развитию для детей 2-3 лет жизни С использованием построения.

Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования.

www.maam.ru

Понятие «Художественное слово»

Глава 1. Развитие детей младшего школьного возраста…………………….5

1.1 Понятие «Художественное слово»………………………………………..5

1.2 Особенности развития детей младшего школьного возраста………….13

1.3 Цели и содержание обучения детей младшего школьного возраста художественному слову……………………………………………………….17

Глава 2. Разработка программы дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову………..…..26

2.1 Нравственное развитие детей младшего школьного возраста……..….26

2.2 Программа дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову……………………………. 36

Художественное слово играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Значение художественного в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого — превратить слово, написанное, в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

Ясная и правильная передача мыслей автора — первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.

Большое значение художественному слову как средству нравственного и эстетического воспитания придавали К.Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин, В.П. Шереметевский и многие другие выдающиеся педагоги.

Художественное слово – это прежде всего искусство. Для того, чтобы научиться правильно говорить, правильно произносить слова необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность -эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.

Таким образом, художественное слово в системе дополнительного образования развивает нравственные и эстетические качества дошкольников, развивает речь и ее выразительность.

Объект исследования: процесс обучения художественному слову в системе дополнительного образования начальных классах.

Цель исследования: разработать программу обучения детей младшего школьного возраста художественному слову в системе дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросам обучения художественному слову

Раскрыть сущностную характеристику процесса обучения художественному слову

Изучить возрастные особенности младших школьников.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Развитие детей младшего школьного возраста

Понятие «Художественное слово»

Художественное слово — мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

Искусство художественного слова основывается на мастерстве рассказчика, умеющего живо передать впечатления в прямом, непосредственном общении со слушателем. Для того чтобы овладеть мастерством рассказчика, надо страстно желать убедить слушателей в правильности своих мыслей, а для этого следует наиболее точно определить существо происходящих событий. Определение существа события — отправная точка творческого метода работы над словом, будь то искусство актера или искусство чтеца.

На занятиях по технике речи художественное слово выступает не только как средство воспитания речевой выразительности,- оно приучает видеть, думать, оценивать, увлекаться идеей, темой, понимать сверхзадачу рассказа. Особое значение приобретает не создание произведения самостоятельного жанра, а овладение текстом, освоение содержания, достижение максимальной выразительности речи.

Признавая общность творческого процесса в овладении разными видами искусства, в основе которых лежит слово, не стоит забывать о богатейшем литературном материале, позволяющем развить навыки речевого мастерства. Однако здесь важно методически грамотно выстроить процесс воспитания правильной речи. Применительно к актерской школе необходимо соблюдение единства методов развития актерского мастерства и сценической речи. В основу обучения искусству сценической речи положены методические разработки К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также теоретические и практические работы советских физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов.

На занятиях по сценической речи воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи. К.С. Станиславский категорически отрицал декламационный метод, считал, что задача состоит не в создании специфически «чтецких» школ, а в развитии речевого мастерства, в овладении речевой техникой. Станиславский требовал, чтобы занятия художественным словом велись с позиций мастерства актера. Первое время К.С. Станиславский расценивал работу над художественным словом, в основном, с точки зрения развития внешней речевой техники — умения владеть голосом, дыханием, дикцией, овладения стихотворной речью и т.д. Но в дальнейшем, в своей последней студии, он решал вопрос иначе: он «подчеркивал общие основы словесного действия» в художественном слове и в спектакле.

Считая основным средством актера действие, К.С. Станиславский не делал принципиального различия между действием-поступком, действием-словом, между мастером сцены и мастером слова: и тот и другой актеры, и тот и другой — актеры драмы. "Сущность словесного действия не меняется от изменения объекта "общения"; и в исполнении прозы надо не читать, а действовать. Не случайно поэтому "в своих поздних заметках о сценической речи Станиславский говорит о чтении как о действии. Какова роль художественного слова в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Художественное слово в воспитании играет важную роль. Сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к нашему разуму, но и к чувствам. Мир литературы нас вдохновляет, вызывает подъем, открывает красоту окружающего нас мира.

В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.

Художественное слово способствует усвоению детьми новых образов сезонных изменений в природе. Именно слово позволяет ребенку вступить в сферу познания взаимосвязей окружающего мира.

Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет ребенку усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающему миру, миру природы. Наступила весна, пробуждается природа, обращайте внимание детей на изменения, которые происходят в природе: тает снег, бегут ручьи, первый дождь, появление первой травки, появление насекомых. А если вы еще при наблюдениях с детьми будете использовать художественное слово, это надолго останется в памяти ребенка, и ему не захочется ловить и мучить насекомых.

Наиболее полно научно-методические основы использования художественной литературы, как средства эстетического воспитания и речевого развития раскрыты в работах Е.А. Флериной. Она вела длительную исследовательскую работу в области художественного чтения и рассказывания, начав ее еще в 1924 году в Комиссии по детской книге при Наркомпросе, задачей которой было определение требований к содержанию и форме детской книги с учетом восприятия детьми литературных произведений. Уже в первых ее работах, посвященных этой проблеме, убедительно показывается значение живого слова в воспитании детей дошкольного возраста.

Вслед за К.Д. Ушинским, Е.А. Флерина обращала внимание педагогов на значение литературы, устного народного творчества для знакомства ребенка со своим народом, его мыслями и чувствами, с талантливыми людьми (писателями и поэтами). Е.А. Флерина считала, что ребенок учится понимать их идеи и чувства в такой период своей жизни, когда столь обширное прямое общение ему недоступно. Художественное слово, указывает Е.А. Флерина, является средством общения и взаимопонимания, охватывая своим вниманием широчайший круг слушателей, читателей. "Силу и значение художественного слова для ребенка, для его развития и воспитания, для формирования его языка и мышления" она видит в возможности ребенка через художественную литературу общаться с писателями современниками и классиками, через народное творчество — с многомиллионным автором — народом, воспринимать и понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык.

Дошкольный возраст — период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, способностью к сочувствию, сорадости, содействию. Существуют различные образовательные программы по формированию нравственного отношения детей к миру и к себе на основе использования художественных текстов. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка. Воспитание художественным словом является формой познания действительности и способом развития духовно-нравственных качеств личности. Сегодня для нашего общества характерно снижение статуса чтения, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей воспитанников, свидетельствуют о том, что сегодня только в 8% семей регулярно читают детям, причем, чаще всего читают ребенку перед сном, то есть чтение просто убаюкивает, а не преследует никаких воспитательных целей.

Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях, становится одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста. Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории.

Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких читателей, а вернее сказать маленьких слушателей, художественными средствами, необходимо опираться на особенности восприятия художественных текстов детьми дошкольного возраста.

Детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление, иногда даже место чтения и «исполнитель» находятся в детском восприятии в тесном единстве. Первоначально ребенка интересует не столько смысл, сколько звук. Поэтому дети отдают предпочтение стихотворным хореически организованным текстам, так как «при использовании хорея межакцентный интервал составляет ровно один слог». Постепенно происходит и проникновение ребенка в смысл.

Главная отличительная особенность художественного восприятия детей — преобладание «практического» над «условным». Ребенок идентифицирует себя с героем, по какому- либо признаку (имя, деталь внешности, возраст, эмоциональное состояние). Он верит в реальность вымысла и переносит описанное в жизнь, а себя в сюжет текста, придумывает собственные детали и эпизоды. Он пытается практически воздействовать на художественное произведение. Так, ребенок двух лет может закрасить рот лисе, чтобы она не съела колобка, а в старшем дошкольном возрасте придумывает «безопасные повороты сюжета».

Постепенно реальность и вымысел дифференцируются в детском сознании, но практический план доминирует над условным в течение всего дошкольного возраста. Чтобы ребенку уйти от наивного реализма, чтобы в его сознании появился второй план, нужен значительный опыт — не только и не столько жизненный, сколько эстетический — опыт восприятия художественных произведений. Этот опыт накапливается по мере увеличения количества воспринятых (услышанных, увиденных) художественных текстов, чем больше ребенку читают, тем богаче его внутренний мир.

Так как, перечисленные особенности восприятия изменяются по мере взросления, то необходимо, помимо простого прослушивания детьми художественных текстов, в воспитательной работе использовать и развивать перечисленные выше качества восприятия, особенно феномен «содействия». Впервые этот термин ввел психолог А.В. Запорожец, считая содействие условием понимания текста. Ребенок должен пройти через эту ступень для того, чтобы глубже понять художественный текст.

Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественномуслову. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей.

Упражнениями практического воздействия могут быть:

-раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;

— имитация процесса чтения в эгоцентрической речи — это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;

— воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;

— сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;

— работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;

— рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;

— придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);

— придумывание вопросов героям текста;

— проигрывание придуманного конца сказки.

Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла — в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами — в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост.

Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова — потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Педагог организует данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;

4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

Практический опыт работы показывает, что наиболее эффективным является:

— чтение литературных произведений педагогом;

— заучивание детьми стихотворений;

— заучивание отрывка из текста;

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;

— ответы на вопросы педагога;

— дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;

— работа с пословицами и поговорками;

— рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

— чтение литературных произведений родителями.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятие «Художественное слово» и его роль в развитии детей

stydopedia.ru

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНИКАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

1 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНИКАМИ АРТ-ТЕРАПИИ ри й ВГ У Толстая Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования объединения по интересам студии «Эко-стиль» государственного учреждения дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи» ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ит о Статья посвящена изучению проблемы формирования эмоционально-волевой сферы ребенка. На базе студии «Эко-стиль» была разработана и внедрена коррекционная программа с использованием разнообразных техник арт-терапии для содействия нормальному развитию и личностному росту детей. В данную программу вошли специальные методики рисуночных игр, саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста, техники терапии манкой, использование музыкотерапии, применение изобразительной деятельности. Ре по з Введение. В современной философии, образовании, медицине, психологии поднимается ряд вопросов о подчинении эмоций познанию: как они руководят познавательными процессами; человек является только рациональным существом или он, в первую очередь, научается и развивается благодаря личному и социальному переживанию. Эмоции (от лат. emovere возбуждать, волновать) состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции влияют на познавательные процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение [1]. В жизни детей эмоции играют важную роль. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня взрослые испытывают на себе самые различные эмоции ребенка. Эмоции дают детям (и взрослым тоже) информацию о их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка говорят детям, что их любят и ценят. Любая эмоция о чем-то говорит, поэтому взрослые должны внимательно относиться к чувствам детей и находить эффективные способы справляться с их многообразием. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаемых чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [2]. При проведении исследования использовались анализ научно-методической литературы и методики для определения уровня тревожности младших школьников «Веселый грустный», «Окрашивание пальцем» (автор Рут Ф. Шоу), «Дом, дерево, человек» (автор 67

2 Дж. Бук), «Детская тревожность», а также наблюдение, опрос, анкетирование, статистическая обработка данных. В основу данной работы были положены исторический анализ возникновения и применения методов арт-терапии для развития эмоционально-волевой сферы детей, философские подходы, элементы эмпирических методов исследования. Изучение работ Л.С. Выготского [3], С.Я. Рубинштейна [4] в области педагогики и психологии способствовало дальнейшему исследованию проблемы формирования эмоционально-волевой сферы ребенка, методов содействия нормальному развитию и личностному росту, здоровому непрерывному развитию ощущений, тела, чувств и интеллекта. Знакомство с трудами, явившимися результатом многолетнего опыта работы в области арт-терапии, А.И. Копытина, М. Киселевой, Э. Крамер, Л.Д. Лебедевой раскрыло перед нами возможность путем стимулирования художественно-творческих проявлений в деятельности детей изученные материалы положить в основу коррекционной программы, в которой ребенку предоставлены практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в творчестве, утверждения и познания своего «Я». Создаваемые ребенком работы, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений. Базой для внедрения данной программы послужил Витебский областной дворец детей и молодежи, дизайн-студия «Эко-стиль». В программу вошли специальные методики рисуночных игр, саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста, техники терапии манкой, использование музыкотерапии, применение изобразительной деятельности, работы с глиной. Внедрение коррекционной программы способствовало раскрытию художественного и личностного потенциала. Использовались эмпирические методы исследования эмоционального состояния детей: «Определение эмоциональности» (В.В. Суворов), «Эмоциональная возбудимость уравновешенность» (Б.Н. Смирнов). Программа коррекции была направлена на снижение эмоционального напряжения с нейтрализацией страхов и эмоционально-отрицательных переживаний через художественное самовыражение. Важен тот факт, что, опираясь именно на эмоциональную сферу ребенка, можно решить целый ряд проблем его развития в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования», можно обеспечить развитие резервных потенциальных возможностей ребенка и тем самым создать основу для его успешного обучения в школе. Взрослея, дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы живем в мире, полном хаоса, в мире противоречивом и двойственном. Более того, люди, которые растят детей, имеют свои собственные трудности, с которыми они борются. Дети учатся преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные возможности [5]. Основная часть. Арт-терапия это метод психотерапии, применяемый для лечения и психокоррекции, в основе которого лежат творчество и различные художественные приемы. Простые упражнения, напоминающие детские шалости, помогают диагностировать душевное и физическое состояние человека, приносят огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. Деятельность в арт-терапии происходит спонтанно. Для занятий техниками в этом направлении совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо способностями и талантами. Во время творческой работы наружу выносится все скрытое и потаенное. Арт-терапевтические упражнения способствуют прорыву страхов, комплексов, зажимов в сознании. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу К. Роджерса и А. Маслоу гг. оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления на Западе, у нас арт-терапия только переживает период своего становления. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей техникой арт- 68

3 терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия [6]. К самым популярным видам арт-терапии относятся: изотерапия (самовыражение через изобразительное искусство), музыкотерапия, данстерапия, сказкотерапия, игротерапия, драматерапия, библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы), артсинтезтерапия (семь видов, объединенных в единой тренинговой системе). Эффект упражнений заключается в стимулировании потребности в изодеятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряженности, формировании чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности [7]. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно управлять активностью ребенка. При организации рисуночных методик с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, т.к. они стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка, которая может перейти в агрессивное поведение. Им лучше предложить листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, так как это требует организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации. Детям эмоционально зажатым, с повышенной тревожностью будет полезна работа с красками, большими листами бумаги, прикрепленными на стенах, мелками, доской. Техники арт-терапии можно использовать для коррекции эмоционального неблагополучия детей. Первым шагом становится избавление ребенка от страха перед материалом, от мысли, что у него может что-то не получиться, и тем самым открываются пути для самовыражения. Для него очень большое значение имеет возможность свободно рисовать и лепить. То, что он пережил, что его тревожит, подчас легче изобразить, чем объяснить. Когда ребенок занимается творчеством, он может изобразить содержание внутреннего конфликта, и таким образом на него отреагировать. Когда удается освободить ребенка от сдерживания, торможения естественных импульсов и желаний, у ребенка повышается жизненная энергия, и он избавляется от депрессивных состояний [8]. В латентный период, примерно с шести до десяти лет, дети уже способны использовать изобразительные материалы для символических изображений и коммуникации с помощью символов. Эти навыки лучше всего развиваются в работе с набором основных материалов для изобразительной деятельности: бумаги, цветных мелков и карандашей, красок и глины. У детей более отчетливо, чем у взрослых, заметны как те силы, которые обеспечивают успех творческого процесса, так и те силы, которые препятствуют его достижению. У маленького ребенка еще не сформирован комплекс защитных механизмов, который в процессе взросления человека становится неразрывно связанным с чертами его характера. Можно выделить пять способов использования художественных материалов. 1. Предвестники изобразительной деятельности: создание каракулей, размазывание и разбрызгивание краски, исследование физических свойств материалов. Этот способ обращения с материалом не ведет к созданию символических форм, но связан с позитивными впечатлениями, доставляет удовольствие и укрепляет «Я». 2. Хаотическая разрядка: разливание, разбрызгивание краски, шлепанье краской по листу (ладонью или кисточкой). Это способ спонтанного выражения чувств, проявление деструктивного поведения с потерей контроля. 3. Изобразительная деятельность как защитный механизм: стереотипное повторение, копирование, срисовывание через кальку, производство банальных стандартных работ. 4. Пиктограммы: графические сообщения, которые заменяют или дополняют слова. (Коммуникация посредством пиктограмм часто происходит в психотерапии или в других случаях тесных взаимоотношений между людьми ) 5. Оформленная экспрессия, или искусство в полном смысле этого слова; создание символических образов, которые успешно служат и самовыражению, и коммуникации [9]. 69

4 п/п Цель Задачи Тема занятия Время Выявление межличностных и групповых взаимоотношений Самопринятие ребенка Развитие чувств причастности к коллективу Исследование развития эмоциональной сферы, содействие расширению ролевого репертуара и ролевой гибкости участников Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка Получение представления о субъективной оценке ребенком родительской семьи, своего места в ней, о взаимодействии с другими ее членами Коррекция страхов, вызванных воображением развитие спонтанности, рефлексии; проявление личностных особенностей, ценностей, притязаний, характера проблем каждого участника; определение положения каждого ребенка в группе исследование личностной идентичности; содействие развитию, спонтанности, рефлексии, проявление истинных чувств создание групповой сплоченности; создание доброжелательных взаимоотношений снижение уровня тревожности; развитие эмоциональной гибкости снижение уровня тревожности; развитие эмоциональной гибкости изменение стиля взаимоотношений в семье; создание атмосферы доверия, понимания и принятия в семье оживление чувства страха; осознание условности этого чувства; снижение уровеня тревожности «Рисуем по кругу» «Рисуем имя» «Коллективный коллаж из сухих трав» Игра «Волшебный стул», техника «Разрывание бумаги» Упражнения с манкой: «Дождик», «Рисунок в круге», «Рисунок цветов» Сказкотерапия, работа с метафорическими картами Работа с глиной и красками «Маска страха», занятие проводится в два этапа: 1-й лепка маски, 2-й раскрашивание маски Укрепление коллективизма чувства развитие сочувствия и сопереживания; создание комфортного состояния и взаимопонимания в коллективе «Рисуем деревья», работа пастелью и восковыми мелками 70

5 Основная цель разработанной программы это развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности. В представленной части программы показано, как техниками арт-терапии можно создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе, создать комфортные условия для развития личностных особенностей младших школьников. Заключение. Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в атмосферу безусловного принятия, признания достоинств, понимания потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «Я чего-то стою, что-то могу», «У меня есть способности», «Я признан другими», «Мое мнение учитывается», «Я могу справляться с трудностями», «Я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «Я вижу успехи других детей», «Мне легко общаться со взрослым», «Меня понимают», «Мне помогают, меня поддерживают». Поскольку контроль отсутствует, детям не приходится осваивать новые способы поведения, и на место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «Я получаю удовольствие от творчества», «Я соблюдаю правила, так как их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий». В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Работая с детьми, часто используются хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь. Арсенал способов создания изображений широк: рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, пальцами и ладонями, пульверизатором. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, вырастут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски преобразуются в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки. Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его чувствах и переживаниях можно получить не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то такое взаимодействие является одним из самых доступных способов «знакомства» с ребенком. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни. ЛИТЕРАТУРА 1. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Просвещение; Владос, Кн. 1: Общие основы психологии. 2. Филипчук, Г. Знаете ли вы своего ребенка? / Г. Филипчук. М.: Прогресс, Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Серия «Мастер психологии», Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. СПб.: Речь, с. 6. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми: пер. с англ. / Э. Крамер; вступ. ст. и послесл. Е. Макаровой. 2-е изд. М.: Генезис, с. 7. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. СПб.: Речь, С Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. М.: Когито-Центр, Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л.Д. Лебедева // Педагогика С

docplayer.ru

Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста

Уровни восприятия художественного произведения

детьми младшего школьного возраста

Косоротова Надежда Николаевна ,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29 г. Й-Олы

Ямалиева Елена Валерьевна,

учитель начальных классов МОБУ «Знаменская СОШ»

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?»

Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление.

А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Каждый ребёнок развивается. Когда он становится школьником, основным видом деятельности становится учебный процесс.

Литературное развитие – это одновременно возрастной и учебный процесс. Ребенок накапливает жизненный, читательский опыт, у него расширяется кругозор и одно и то же произведение он воспринимает по-разному в 7 лет и в 17 лет. По-разному выражает свои читательские впечатления.

Учебный процесс напрямую влияет на литературное развитие. Обучение может, как способствовать развитию, так и тормозить его. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития.

Единого взгляда на критерии литературного развития школьника ещё не выработано. Психологи выделяют следующие критерии:

-объем литературоведческих знаний;

-умения, связанные с анализом художественного произведения;

-умения, связанные с литературным творчеством детей;

-мотивы чтения, установки, последействие произведения.

Методика выявления уровня литературного развития младших школьников.

Наиболее традиционные способы проверки восприятия – постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем.

Понравилось ли тебе стихотворение?

С какой интонацией будешь читать? Почему?

От чьего имени написано стихотворение?

О каких событиях идёт речь в стихотворении?

Как автор относится к описываемым событиям?

Умение выражать своё мнение о прочитанном (2 балла)

Умение определять динамику эмоций, смену настроений (1 балл)

Умение определять мотивы поступков:

-с опорой на житейское представление (1 балл)

-с опорой на произведение (2 балла)

Умение определять от чьего имени написано стихотворение (1 балл)

Умение различать и определять позицию автора (2 балла)

Понимание главной мысли (3 балла)

8-11 баллов – уровень «идеи»;

6-7 баллов – уровень «героя»;

5-8 баллов – констатирующий уровень;

менее 5 баллов – фрагментарный уровень.

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Начнем с самого низкого.

У ребенка отсутствует целостное представление о произведении, его внимание сосредоточено на отдельных событиях, он не может установить связь между эпизодами. При этом ребенок эмоционально реагирует при чтении, но не может подобрать слов при выражении о прочитанном, не отмечает динамики эмоций. При воссоздании образа обращается к жизненным впечатлениям, без опоры на произведение. Ребенок не соотносит мотивы поступков героев. На вопросы учителя отвечает неохотно, отказывается говорить. Художественное произведение воспринимается, как описание какого-то случая, не определяет авторскую позицию, не обобщает прочитанное.

Читатель, находящийся в этой группе, отличается точной эмоциональной реакцией, способен увидеть смену настроений. При словесном рисовании ограничивается словами «весело» и «грустно», без названия оттенков чувств. Слабо развито воображение. Легко восстанавливает последовательность событий, но не улавливает связи между ними. Подробно и точно пересказывает, но не размышляет над прочитанным. Но при специальных вопросах учителя может определить мотивы поступков героя, опираясь на житейское представление. Не устанавливает авторской позиции, обобщение заменяет пересказом.

Читатель этого уровня отличается точной эмоциональной реакцией, соотносит изменение чувств с конкретными событиями произведения. Хорошо развито воображение, может воссоздать образ героя, опираясь на художественные детали. Ребенок верно определяет мотивы поступков героя, дает им оценку и имеет свою точку зрения. При вопросах учителя способен определить позицию автора. Обобщение не выходит за рамки образа героя.

Читатель данной группы способен эмоционально отреагировать на художественную форму произведения. Хорошо развитое воображение помогает воссоздать образ на основе художественных деталей. Ребенок любит перечитывать произведение и размышлять над прочитанным. Способен определить авторскую позицию, его интересует авторское отношение к персонажам. Обобщение выходит за рамки конкретного образа. Читатель улавливает идею, проблему произведения.

Итак, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения. По уровню восприятия можно судить о литературном развитии школьника. Фрагментарный уровень школьника свидетельствует об отставании в литературном развитии, часть детей находится на констатирующем уровне и лишь 1-2 ученика воспринимают произведение на уровне «героя», что говорит о высоком уровне развития.

О высоком уровне развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».

Для выявления уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками был взят отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы. Ответы детей на каждый вопрос позволяют судить о степени развития конкретного умения. Срез показал следующие результаты:

Чтобы поднять уровень восприятия учащихся, нужна систематическая работа на уроках литературного чтения. Над каждым художественным произведением в соответствии с современной методикой проводим три этапа деятельности: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Используем различные виды пересказов, составление плана, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, различные виды чтения, составление рассказа о герое, инсценирование. При этом ведущей деятельностью ученика является анализ произведения под руководством учителя.

Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, приёмами работы с произведением и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

infourok.ru