Художественно творческое развитие дошкольников это

Художественно эстетическое развитие художественная деятельность дошкольника

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественно-эстетическая деятельность — это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность — это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

Эстетическое развитие — это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства — субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус — спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культу­ры личности, развитости его ума, чувств.

Эстетическая оценка — это ценностное отношение человека к опреде­ленным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически норматив­ными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и не­достатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал — это со­циально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников:

— развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

— формирование элементарного эстетического сознания;

— формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

— развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Презентация — Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Интеграция в развитии детского художественного творчества Занятие на развитие памяти, внимания, мышления Новейшая история как историческая эпоха — Мир в начале ХХ в. — Политическое развитие в начале ХХ в. Влияние общения взрослого с ребенком на развитие речи и коммуникативных навыков ребенка Возрастная периодизация психического развития человека История возникновения и развития зеркального производства

Слайды и текст этой презентации

Тема кейса: Художественно-эстетическое развитие.

Выполнила: Емельянова Юлия Владимировна. МБДОУ Детский сад № 22.

Это процесс целенаправленного воздействия. Это формирования способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Это задача эстетического воспитания –формирование эстетических вкусов и идеалов личности. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Основные положения о понятии «Художественно эстетическое развитие.»

Ребенок овладевает основными культурными способностями деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре. общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Успешность художественно- эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания. умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое гибкое мышление. фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности проводит к положительным результатам.

В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественной- эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного. культурного развития личности. Художественно -эстетическая деятельность- деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть, себя свои возможности. ощутить продукт своей деятельности ( рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается ,что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни- эмоциональной сферы. образного мышления. художественных и творческих способностей».

Приобщать детей к восприятию искусства. развивать интерес к нему; Познакомить детей с профессиями артиста. художника, композитора; Познакомить с архитектурой ; Закреплять знания о книге. книжной иллюстрации; Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности ; Обогащать представления детей об искусстве Продолжать развивать интерес к лепке; Воспитывать интерес к аппликации. Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения ,играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в средней группе:

Создание условий для художественно-эстетического воспитания. Создание условий для художественно-эстетического воспитания. Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях: повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары — практикумы, консультации, открытые занятия, смотры — конкурсы.

Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru Закон об образовании в Российской Федерации. Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru Козлова С. Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М. – Академия, 2001. Концепция дошкольного воспитания. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. ФГОС. – М.- Центр педагогического образования 2014. Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

Особенности художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте

Художественно-эстетическая деятельность — это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью — гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность — это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое развитие — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

Цели художественно-эстетического развития: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Исходя из его целей выделяются задачи эстетического развития дошкольников:

развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

формирование элементарного эстетического сознания;

формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Задачи художественно-эстетического развития находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического развития дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического развития представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

Процесс эстетического развития осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического развития эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического развития дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Содержание принципов обучения в физическом воспитании

Принцип научности – один из важнейших, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в.

Уровни и критерии сформированности познавательного интереса

В классных коллективах как младших школьников, так и старших подростков на развитие их интересов влияет не столько возраст, сколько индивидуальность школьника, обусловленная его жизнедеятельностью, п.

vyrastitrebenka.ru

Художественно творческое развитие дошкольников это

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана 2007.

2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Астана 2006.

3. Программа «Біз мектепке барамыз». Дрыгина Т.А., Корчевская Г.Г., Татаурова Н.Л., Тирская И.А., Шелипова С.И., Шакабаева С.Г., Митрофанова И.И., Каскабасова Л.Д — Астана — 2009 год.

4. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Казахстанская правда» от 13 августа 2002 года № 174.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Старший дошкольный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Эстетическое образование — приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Художественное воспитание — процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя.

Декоративное искус­ство — искусство украшения вещей красочными или одноцветными изображениями, придания им форм, не обязательных с точки зрения простоты изготовления, но отличающихся выдумкой и острым чувством кра­соты.

Пейзаж — жанр, который долгое время считался второстепенным.

Пластика — общее качество скульптурных произ­ведений, поэтому пластикой иногда называют искус­ство скульптуры в целом; чаще скульптуру, выпол­ненную методом лепки.

Анималистический жанр — изображения живот­ных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, харак­терную для них грацию, ловкость или стремительность.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Особые надежды, возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого ребенка тягу к красоте, восхищение прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

В настоящее время возросла социальная значимость темы, что способствует актуализации данной проблемы исследования и внедрения современных технологий воспитания в педагогический процесс детского сада.

В Законе «Об образовании» статье №11 этого закона в числе приоритетных задач об образовании развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности (пункт 2), а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры (пункт 5)[1].

В законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», являются приоритетными принципы подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности. Статья тридцать четвертая «Приобщение к национальной и мировой культуре», государство поощряет создание организаций для развития творческих способностей детей (пункт 2) [2].

В государственном общеобязательном стандарте образования значительное место занимает эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщение его к миру искусства). Содержание творческой области направлено на овладение элементарными умениями и навыками и способами творческой деятельности, применять полученные знания в конкретных ситуациях[3].

В числе важнейших задач предусмотрено «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания детей», необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические качества, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы [4].

Задачами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в программе обучения и воспитания «Біз мектепке барамыз», является систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. Приобщать детей к деятельности в области искусства, первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку вносить посильно элементы прекрасного в окружающую среду. Формировать основы эстетического вкуса детей и способствовать самостоятельному оцениванию произведения искусства и явления жизни. Развивать художественно-творческие способности детей.

Знакомить детей с произведениями национального народного искусства: произведениями казахского изобразительного и декоративного искусства, хохломскими изделиями, дымковскими глиняными игрушками, русским кружевом. Воспитывать интерес к национальным произведениям искусства [5].

Научиться видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетических чувств, качеств личности дошкольника» [6].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания является искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое — учит сочувствию.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое отношение к действительности — специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и др.

В последние годы особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [7].

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект эстетического развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному особенно в изобразительном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель исследования — выявить методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования — эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования – если разработать и внедрить обучающую программу с использованием средств изобразительной деятельности в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации, то это будет способствовать эстетическому воспитанию старших дошкольников, так как данная система направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1.Провести анализ литературы по теме исследования.

2.Охарактеризовать особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3.Выделить средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию.

4.Выявить методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

5.Экспериментально проверить эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

1.Общие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

2.Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.

3.Частные: изучение продуктов деятельности, эксперимент, построение гипотезы.

Эксперимент проведен в Карагандинской области, Абайский район, с.Жаман-Жол, в Жаманжольской основной школе миницентр, на базе старшей группы «Айголек».

Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей теоретические и практические вопросы, заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов занятий и работ детей в технике живописи.

studfiles.net

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к реализации современной модели дошкольного образования путем повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития, определили новые подходы к содержанию дошкольного образования. В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности, в рамках новых ФГОС нашел подтверждение в основной образовательной программе дошкольного образования. В качестве тематического модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дошкольного образования выделяют «Художественное творчество», которое формирует культуру личности ребенка, его развития и способности, развивает познавательные интересы в совместной изобразительной и конструктивной деятельности. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе, должны «пронизывать» учебно-воспитательный процесс, выходя в более углубленную работу художественно-эстетической направленности. Они предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства.Но, пожалуй, именно область « Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно – образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения , творческого начала. Обобщенных способов создания изображения, без чего невозможно развитие изобразительной деятельности, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.(Комарова Т.С.-стр.5-сборник статей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»-2015 г.»)Программные требования (программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) к организации художественно-эстетического развития дошкольников подчинены обыгрыванию народных игрушек и пред­меты промыслов: глиняные игрушки (дымковская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, живот­ные, свистульки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисе­ром, аппликацией одежда; расписная посуда; мебель). Рассматривают некоторые простые элементы росписи (кольца, дуги, квад­раты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы живот­ных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т. п.) и человека (барышни, нянь­ки). «Изобразительная деятельность» – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд, при этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Детское рисование всегда вызывает интерес многочисленных исследователей. Ученые различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон, искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества, психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей, задумываясь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Приобщение детей к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, формирование субъектной пози­ции (позиции субъекта творческой деятельности «Я — творец») и в опреде­ленном смысле формирование основ «эстетической картины мира» (Р. М. Чумичева) и эстетического отношения к действительности.

Уже к старшему дошкольному возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям самостоятельно намечать замысел, отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить в ней собственные чувства, переживания. Дети способны предварительно рассказать о сюже­те будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, на­метить средства выразительности, которые позволят наиболее полно рас­крыть художественный образ. Освоенные изобразительные техники позво­ляют создавать интересные выразительные работы, более детализирован­ные и оригинальные образы, передавать индивидуальные черты предметов, людей, животных, найти свой способ создания изображения. В процессе художественно-творческого развития и воспитания детей тес­но интегрированы три взаимосвязанных «объекта познания» — «мир искус­ства» (с его особым образным языком), «мир красоты» окружающей дей­ствительности (природы, предметного, социального окружения) и «мир соб­ственного творчества». Ребенок осваивает своего рода параллель — красо­ту мира и его отражение в художественном образе. При этом он отражает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и часто использует для этого «подсмотренные» в художественных произве­дениях «секреты», выбор методов художественно-творческого развития детей, — соотноше­ние «обучения (обученности, технике рисунка)» и творчества. В дошколь­ном возрасте «качественный» рисунок (разработан­ный, «правильный» с точки зрения используемых средств выразительности) не всегда можно оценить как «творческий». И наоборот: часто работы инте­ресные, оригинальные по замыслу проигрывают по «правильности» и «технике». Данный аспект — частный случай извечной проблемы соотношения «исполнительства» и «творчества» — находит отражение в формулиров­ках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества».

Дошкольники начинают проявлять инициативу, самостоя­тельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприя­тия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эсте­тической деятельности. В 6-7 летнем возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Через обученность, которую дети получают в дошкольном учреждении, познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды воспитателя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.

Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников, а затем детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Дети с удовольствием рисуют, лепят, создают аппликации и кон­структивные постройки, по своей инициативе экспериментируют с изобра­зительными материалами с целью создания более выразительного образа, интегрируют виды деятельности. Проявляются индивидуальные предпочте­ния в создаваемых образах, используемых материалах, воспринимаемых видах искусства, предметах и образах. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении доста­точно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических уме­ний позволяет дошкольникам аккуратно и точно использовать инструменты и материалы, планировать деятельность и создавать изображения в доста­точно сложных техниках (граттаж, кляксография, монотипия, ниткография, ажурная аппликация, элементы квиллинга, коллаж, конструирование из при­родного материала). В современном эстетическом воспитании взаимодействие ребёнка с культурой расссматривается как смысловое общение с опорой на художественный язык разных видов искусства. Основополагающими смыслами и ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм,правдолюбие, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.(Лыкова И.А. Статья «Современный ребёнок и культура»,стр.17.-2015г.» ).

Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет старшим дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении, пояснять использование средств вырази­тельности, эстетически оценивать изображение, высказывать собственные предпочтения, ассоциации, собственное понимание художественного обра­за, настроения произведения. «Подсмотренные» в произведениях искусства приемы, способы создания изображения дети 6—7 лет начинают переносить в свои работы, а также понимают ценность произведений изобрази­тельного искусства. Появляются собственные творческие увлечения — коллекционирование, рукоделие.

Наличие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. С дошкольного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев в своих работах отмечает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «. одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли».

На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание — это не только путь развития детской одаренности, но и путь к самореализации личности, способ ее адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению. Одним из таких факторов способствующих развитию личности является эстетизация среды. Главная задача эстетизации среды сводится к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта. А.С. Макаренко утверждал «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы». По утверждению В.А. Сухомлинского «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе», Эстетика поведения и внешнего облика, – не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность воспитателя. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в дошкольном образовательном учреждении. Действующая в дошкольном образовательном учреждении программа по «Художественному творчеству» в подготовительной группе предусматривает занятия декоративно-прикладным искусством как одним из факторов эстетического воспитания детей. В программе выделяются четыре основных вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения детьми творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Дети знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., т. е. дошкольники начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей еще в младшем дошкольном возрасте. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни», так как именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобразительного искусства: его содержание должно быть присвоено дошкольником как собственный чувственный опыт. На основе этого происходит развитие познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости и проявление эстетических чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы. «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития дошкольного образования. Ведь изобразительное искусство – это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.

Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

e-koncept.ru

Художественно-эстетическое и творческое развитие детей дошкольного возраста

Хочу поделиться своим опытом работы по использованию тестопластики в контексте выбранного мною приоритетного направления работы с детьми дошкольного возраста «Художественно-эстетическое и творческое развитие детей».

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для активной социализации ребёнка, развития общения со взрослыми и сверстниками, это время пробуждения нравственных, эстетических чувств, время вхождения в культуру. Привлечение дошкольников к художественно-эстетической деятельности является эффективным путем всестороннего гармоничного развития личности. Данное направление по федеральному государственному стандарту дошкольного образования осуществляется через художественную деятельность. Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий.

Занятие тестопластикой дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно–пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Тестопластика – это один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто — материал для лепки, который замечательно подходит для детского творчества.

Техника лепки из соленого теста богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. Преимущества соленого теста: тесто легко замешивать в любое время без особых затрат, материал экологически безвредный, не аллергенный, легко отмывается и не оставляет следов, не липнет к рукам и не тает как пластилин, поделки из теста более долговечны, их можно использовать в играх, поделки можно делать из цветного теста или раскрашивать самим, лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

Целью моей работы явилось — развитие художественно-эстетических творческих способностей дошкольников, приобщение их к видению прекрасного в окружающей действительности средствами использования тестопластики.

Задачи: освоение с детьми дошкольного возраста различных видов лепки из солёного теста; развитие восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений; расширение знаний об окружающем мире, о самом себе; развитие умения позитивного общения и сотрудничества; формирование творческой активности, художественного вкуса; формирование представления о народных промыслах; воспитание у детей эстетических переживаний, чувств, умение видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.

Работу провожу в определённой системе. С этой целью разработан перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое, эстетическое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

Комплекс данных занятий основан на следующих принципах: принцип системности, принцип сознательности, принцип поэтапности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуальности. Основными методами и приёмами, используемыми мной в образовательной деятельности явились: 1)Последовательное знакомство с различными видами лепки из теста; 2)словесный метод; 3) наглядный метод; 4) Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей.

В процессе проведения работы было отмечено, что значительно изменились показатели уровня развития эстетических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали проявлять эмоциональное отношение к предметам, явлениям окружающей жизни, в речи детей все чаще стали появляться слова, отображающие эстетические чувства и отношения; у детей появилось желание действовать, создавать что-то прекрасное, делиться своими чувствами с другими детьми и взрослыми Уровень развития эстетических чувств и отношений значительно возрос.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа по лепке из соленого теста способствует повышению уровня развития художественно-эстетических чувств и отношений детей дошкольного возраста.

multiurok.ru