Художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос темы

Тема 4. Художественно-эстетическое развитие

Задание 4.1. Наблюдение и анализ самостоятельной изобразительной деятельности

Составьте вопросы и проанализируйте самостоятельную изобразительную деятельность 2-3 детей вашей группы

1.любишь ли ты рисовать?

2.что ты обычно рисуешь?

3.Расскажи, чем можно рисовать?

4.Чем нравится больше рисовать красками или карандашами?

5.Чем еще можно рисовать?

Наблюдения и анализ

Из беседы мы выяснили, что дети любят рисовать. При выборе материалов для создания рисунков останавливали свой выбор на более простых: карандаши, фломастеры. Вопрос о том, какими материалами еще можно создавать изображение, вызвал у детей затруднение в ответе. Также все дети ответили, что они самостоятельны в создании и воплощении замысла и им не требуется какая-либо помощь. При создании рисунков дети в основном уделяют внимание изображению предметов. В соответствии с этим можно сделать вывод, что дети увлекаются рисованием, проявляя свою фантазию, но она ограничивается выбором простых материалов, что ограничивает развитие творчества.

Задание 4.2. Составление плана-конспекта и проведение НОД по изобразительной деятельности

Составьте план-конспект НОД. Конспект приложите к отчетной документации. Запишите рефлексию деятельности.

Занятие прошло в соответствии с планом. Все поставленные задачи выполнены. Дети очень увлеченно слушали воспитателя и выполняли все задания.

Тема 5. Познавательная деятельность. Основы экологического воспитания дошкольников

Задание 5.1. Система работы по экологическому воспитанию (вне занятий)

Опишите систему игр и наблюдений и бесед в своей возрастной группе.

«Узнай по запаху»

«Угадай на ощупь»

«Узнай по описанию»

«Сею, сею, посеваю…»

Игра «Времена года»,

«Соедини листья с деревьями»

Дидактическое лото «Что сначала, что потом?»

Задание 5.2. Составление конспекта и проведение экологических игр и наблюдений.

Проведите и запишите рефлексию деятельности

Дети с увлечением участвовали в выполнении всех заданий. На занятии присутствовала атмосфера понимания и сотрудничества.

После того как дети начали делать выводы какие предметы тонут, а какие не тонут, для них стало затруднением делать выводы почему данный предмет утонул, а другой нет. Они просто отвечали коротко «Потому что он тяжелый, или легкий». Детям очень нравятся занятия с опытами, необходимо стараемся их проводить как можно часто. В целом занятие прошло удачно и интересно.

Тема 6. Подведение итогов педагогической практики в доу

Оформление итоговой документации

Оформите Дневник практики и конспекты

Составьте отчет-самоанализ практики

В установленный срок сдайте групповому руководителю

Подготовьте выступление-отчет для итоговой конференции

Отчет-самоанализ Педагогической практики

Студет: Песоцкая Анна Алексеевна Гр: 11/472 зД

Групповой руководитель: Палий Татьяна Михайловна.

Сроки практики: 25.11.13 — 15.12.13.

Практика проходила на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения — Центр развития ребенка – детский сад №34 расположенного по адресу: 140180, Московская область г. Жуковский, ул. Левченко, дом 5. Учредитель – Администрация городского округа Жуковский Московской области. Адрес Учредителя: 140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, дом 23.

Детский сад введен в эксплуатацию 10 октября 1979 года. Дошкольное учреждение функционирует в двух этажном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования Российской Федерации.

В центре развития ребёнка созданы благоприятные условия для полноценного нахождения ребенка в дошкольном заведении, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной и двигательной.

Я ознакомилась с особенностями функционирования дошкольного образовательного учреждения, углубляла и совершенствовала свои теоретические знания на практике, самостоятельно выполняла все функции воспитателя детей старшего дошкольного возраста.

Своим личным достижением считаю контакт с детьми, который установился за время практики. Мои поручения дети выполняли, с интересом участвовали в организованной мною деятельности.

На основании вышеизложенного, считаю, что с программой практики я справилась в полном объеме.

В целом, я довольна прохождением практики в полной мере, так как все задачи выполнены, и получила много положительных эмоций.

В ходе практики затруднения возникали при установлении контакта с детьми в первые дни практики, а также в получении необходимых результатов деятельности. Не хватало практических навыков организации деятельности группы детей.

studfiles.net

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Ирина Викторовна Игнатова

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога:

обеспечение эмоционального благополучия через:

— непосредственное общение с каждым ребёнком;

— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Восприятие художественной литературы.

• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

— Тесная связь с искусством.

— Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

— Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

— Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

— Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

— Создание эстетической развивающей среды.

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

• Готовить к восприятию произведений искусства;

• Готовить детей к посещению театра;

• Приобщать к декоративной деятельности;

• Способствовать развитию певческих навыков;

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

• вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

Задачи обучения в средней группе:

• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

• Познакомить с архитектурой;

• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

• Обогащать представления детей об искусстве;

• Продолжать развивать интерес к лепке;

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей группе

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

• Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

Задачи обучения в подготовительной группе

• Формировать основы художественной культуры;

Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

• Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

• Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

К завершению дошкольного образования (к 7 годам):

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М. – Академия, 2001.

5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

6. Концепция дошкольного воспитания.

7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

8. ФГОС. – М. — Центр педагогического образования 2014.

9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

Консультация для родителей «Теория и технология детской изобразительной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Художественно-эстетическое развитие.

Создание условий в соответствии с ФГОС для интеграции различных видов детской творческой деятельности Создание условий в соответствии с ФГОС для интеграции различных видов детской творческой деятельности 2 слайд. Стандарт преследует следующие.

www.maam.ru

Художественно-эстетическое направление как средство реализации ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Максимова Севда Максим Кызы

Характеризуется сущность и основные особенности ФГОС ДО. Показано, что содержание образовательных программ должно обеспечить развитие личности ребенка в различных образовательных областях, в том числе в художественно-эстетической области. Проанализированы взгляды современных исследователей на проблему художественно-эстетического развития . Показано, что синтезом различных видов художественной деятельности является театрализованная деятельность . Отмечается, что использование художественно-эстетического направления с учетом современных образовательных требований вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению.

THE ARTISTIC AND AESTHETIC AREA AS A MEANS OF IMPLEMENTING OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article characterizes the essence and main features of the federal state educational standards of preschool pedagogy. It was shown that the content of education programs should ensure the development of the child’s personality in various educational areas, including artistic and aesthetic area. Analyzes the views of modern scholars on the development of artistic and aesthetic problem. Shows that the synthesis of various kinds of artistic activity is the theatrical activity. Notes that the use of artistic and aesthetic direction with the account for the requirements of modern education arouses interest in creativity and self-expression among the preschoolers.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Максимова Севда Максим Кызы,

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическое направление как средство реализации ФГОС до»

?ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Характеризуется сущность и основные особенности ФГОС ДО. Показано, что содержание образовательных программ должно обеспечить развитие личности ребенка в различных образовательных областях, в том числе в художественно-эстетической области. Проанализированы взгляды современных исследователей на проблему художественно-эстетического развития. Показано, что синтезом различных видов художественной деятельности является театрализованная деятельность. Отмечается, что использование художественно-эстетического направления с учетом современных образовательных требований вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению.

Ключевые слова: образовательный стандарт, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, театрализованная деятельность.

На данный момент в России для всех уровней и ступеней образования, в том числе и дошкольного, введены федеральные государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам ее освоения. При этом основным принципом реализации программно-содержательного обеспечения учебно-воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОО) является принцип интеграции образовательных областей, т. е. взаимодополнение и взаимодействие всех компонентов образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в основу которого положена Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации и российское законодательство, обеспечивает возможность учета национальных, культурных, религиозных и других особенностей народов России при разработке и реализации программ дошкольного образования. Основными функциями ФГОС ДО являются: гуманизация дошкольного образования, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, обеспечение права на качественное дошкольное образование, сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

В. Г. Дурова отмечает, что ФГОС ДО обеспечивает решение таких задач, как: предоставление государством равных возможностей для всех детей в получении достойного дошкольного образования; обеспечение гарантий уровня и эффективности об-

разования на базе единых требований к внедрению основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единого образовательного пространства России применительно к уровню дошкольного образования [1, с. 593]. По мнению С. С. Зиминой, согласно ФГОС ДО, основной акцент в дошкольном образовании делается на уникальности и самоценности детского возраста, творческом развитии как личности ребенка, так и детского коллектива в целом, при этом учитываются индивидуальные возможности и способности воспитанников [2, с. 43]. Е. В. Елетина указывает, что внедрение ФГОС способствовало смещению акцента в педагогических исследованиях на необходимость использования гибких образовательных моделей и технологий, которые предполагают детскую активность и самостоятельность, их творческое самовыражение, гуманный диалог между ребенком и педагогом, интересные детям виды деятельности [3, с. 126].

ФГОС ДО представляют собой базис для разработки вариативных образовательных программ дошкольного образования. В свою очередь, содержательно такие программы должны способствовать развитию личности, индивидуальных способностей дошкольников в разнообразных видах деятельности, охватывая такие образовательные области, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие. Согласно ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие подразумевает формирование базиса ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, развитие эстетического отношения к окружающей действительности, обеспечение основных представлений о видах искусства, воспри-

ятие музыки и художественной литературы, знакомство с фольклором, развитие сопереживания героям художественных произведений, обеспечение самостоятельной творческой деятельности детей.

Как отмечает Н. В. Бутенко, на данный момент в условиях общекультурного кризиса и гуманизации современной образовательной парадигмы широкое распространение получила проблема всестороннего развития творческой личности в рамках освоения ею культурных форм, ценностей и смыслов социального опыта. Важное место в данном контексте занимает проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, которое влияет на становление творческого начала и нравственной культуры личности. В условиях современной цивилизации основной задачей образования представляется формирование я-концепции, овладение личной и культурной идентичностью в определенных условиях для всестороннего личностного развития, вследствие чего при помощи наличествующих социально-культурных ресурсов осуществляется новое «Я» дошкольника [4, с. 36].

По мнению Н. В. Бутенко, цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО должна рассматриваться в контексте формирования основ художественно-эстетической культуры через приобщение ребенка к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия, усвоение художественных эталонов, ценностно-смысловое общение, сотворчество педагога и ребенка, формирование художественно-эстетической потребности, формирование художественного вкуса и эстетического отношения, формирование активности, инициативности и самостоятельности в художественном творчестве [4, с. 38].

Т. С. Комарова указывает, что важнейшее значение для художественно-эстетического развития имеет изобразительная деятельность дошкольников: в процессе изобразительной деятельности возникают хорошие условия для формирования эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, способствующего развитию эстетического отношения к действительности [5, с. 8]. А. П. Аникина и Т. С. Комарова отмечают, что в рамках ФГОС следует развивать художественные творческие способности у детей, начиная с раннего возраста: имеется в виду формирование сенсо-моторных действий и сенсорных эталонов с использованием высокой чувствительности зрительного анализатора, сенсомоторных качеств руки, развитие познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, наглядно-действенное и наглядное мышление), являющихся ведущим показателем художественных способностей [6, с. 106].

Проведя эмпирическое исследование, А. П. Аникина и Т. С. Комарова выявили ряд условий развития детского творчества в контексте ФГОС ДО. По мнению исследователей, на процесс восприятия, сопереживания и отношения к рисунку ребенка воздействуют как особенности его эмоциональной отзывчивости, так и общее настроение, при этом неуверенность детей в своих изобразительных навыках снижает качество итогового образа и желание рисовать. Делается вывод о том, что специальное обучение необходимо как для овладения средствами художественной выразительности, так и для овладения языком эмоций в рисовании [6, с. 108].

По мнению Л. С. Павловской, основой художественно-эстетического развития средствами изобразительного искусства являются три основных компонента — желание самовыразиться, эмоциональная отзывчивость, а также творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость [7, с. 226]. Исследовательница отмечает, что в работе с детьми дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию решается ряд задач: знакомство детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами; развитие у дошкольников умений подчинять изобразительные материалы собственному замыслу; обучение использованию разнообразных материалов и инструментов, способов деятельности; воспитание у детей самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса, развитие воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления [7, с. 226].

Е. В. Елетина, анализируя художественно-эстетическое развитие дошкольников, делает акцент на музыкально-художественной деятельности, основанной на принципе интеграции. По мнению исследовательницы, в современной педагогической науке принцип интеграции относительно музыкально-художественной деятельности подразумевает интеграцию таких объектов, как: виды искусств; образовательные области; виды детской музыкальной деятельности, включающие музицирование, пение, активное слушание музыки, игр со звуком, речевых коммуникативных игр (речевые, с палочками, с ритмом), словотворчества, танцевальных миниатюр, элементарных танцев, двигательных импровизаций, рисования под музыку; формы, методы, средства музыкального развития детей; качества личности [3, с. 127-128]. Е. В. Елетина отмечает, что процесс становления музыкальности ребенка происходит на основе природных задатков, формирования у него основ музыкальной культуры, способности активно, творчески преобразовывать действительность в процессе музыкальной деятельности. А созданная на основе

принципа интеграции музыкальная предметно-пространственная среда групп способствует формированию у детей интереса к музыке, избирательного отношения к ней и разным видам музыкальной деятельности, инициативности, желания заниматься музыкальной деятельностью, самостоятельности в выборе и осуществлении музыкальной деятельности, творчества в интерпретации музыкальных произведений [3, с. 128 — 128].

Признавая безусловную важность и целесообразность художественно-эстетического развития в рамках изобразительной и музыкальной деятельности, мы в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста основываемся на театрализованной деятельности. Именно в рамках театрализованной деятельности у дошкольников развиваются такие качества, как организованность, внимательность, согласованность действий, умение подчиняться определенным требованиям, самостоятельность, коммуникабельность. Театрализованная деятельность способствует формированию познавательной активности, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости и творческой активности детей.

Необходимо отметить, что театрализованным играм присуща особая эмоциональная насыщенность. Исследования демонстрируют наличие у детей большого желания поиграть в сказку, в связи с чем они даже могут не обращать внимания на педагога. Для театрализованной деятельности характерен синкретизм, так как она основана на синтезе музыкальной, словесной, танцевальной, изобразительной деятельности. Можно утверждать, что театрализованная деятельность способствует реализации неограниченных возможностей развития дошкольников. Старшие дошкольники могут активно сопереживать и мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Им становится доступно понимание внутреннего мира персонажей и очевиден их противоречивый характер, поскольку в рамках театрализованной деятельности у детей появ-

ляется возможность соотнести себя как с положительными, так и с отрицательными персонажами. У детей зарождаются и социальные чувства, потому что ребенок начинает эмоционально относиться к событиям и поступкам, которые имеют значение уже не только для него самого, но и для окружающих. Именно таким образом театрализованная деятельность развивает в детях сочувствие, содействие, эмпатию.

При участии в театрализованной деятельности способности дошкольников к речевой деятельности, речевому творчеству, общению в кругу сверстников, уважению традиций русской народной культуры, а шире — к пониманию целостной картины мира значительно обогащаются. Им по силам становятся серьезные роли, появляется истинное увлечение театром, желание играть разнообразных героев. Значительно расширяется словарный запас детей — он обогащается образными выражениями, глаголами, определениями, речь становится более выразительной и образной. Дети начинают использовать народный фольклор, становятся более открытыми и коммуникабельными, улучшают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольники учатся анализировать характер и художественные особенности рассматриваемых произведений, осознавать значение и роль слова, способного как созидать, так и разрушать. Также следует подчеркнуть возрастание уровня духовности дошкольников, проявляющейся как в отношениях с окружающими, так и в нравственных позициях личности.

Таким образом, использование художественно-эстетического направления с учетом современных требований ФГОС вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению. Художественное развитие детей старшего дошкольного возраста направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворению потребностей творческой самореализации.

1. Дурова В. Г. Содержание учебного плана в соответствии с ФГОС // Наука и образование: Новое время. 2015. № 1. С. 593-598.

2. Зимина С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ: проблемы и перспективы // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: науч. тр. участников IV Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 43-51.

3. Елетина Е. В. Внедрение интегративного подхода в проектировании музыкальной предметно-пространственной среды детского сада // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1. С. 126-129.

4. Бутенко Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Сиб. пед. журн. 2015. № 1. С. 36-41.

5. Комарова Т. С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 6-14.

6. Аникина А. П., Комарова Т. С. Условия развития детского творчества в контексте ФГОС дошкольного образования // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1. С. 105-108.

7. Павловская Л. С. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС (их опыта работы) // Наука и образование: Новое время. 2014. № 5. С. 225-227.

Максимова С. М., аспирант, методист.

Московский педагогический государственный университет.

Ул. Малая Пироговская, 1/1, Москва, Россия, 119991. Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке.

Ул. Зеленодольская, 32, корп. 6, Москва, Россия,109457. E-mail: great_century@mail.ru

Материал поступил в редакцию 19.07.2016.

THE ARTISTIC AND AESTHETIC AREA AS A MEANS OF IMPLEMENTING OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL

STANDARDS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article characterizes the essence and main features of the federal state educational standards of preschool pedagogy. It was shown that the content of education programs should ensure the development of the child's personality in various educational areas, including artistic and aesthetic area. Analyzes the views of modern scholars on the development of artistic and aesthetic problem. Shows that the synthesis of various kinds of artistic activity is the theatrical activity. Notes that the use of artistic and aesthetic direction with the account for the requirements of modern education arouses interest in creativity and self-expression among the preschoolers.

Key words: educational standard, artistic and aesthetic development, preschool age, theatrical activities.

1. Durova V. G. Soderzhaniye uchebnogo plana v sootvetstvii s FGOS [The content of the curriculum in accordance with the Federal State Educational Standard]. Nauka i obrazovaniye: Novoye vremya — Science and education: New Era, 2015, no. 1, pp. 593-598 (in Russian).

2. Zimina S. S. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye detey v DOU: problemy i perspektivy [Psycho-pedagogical support of children in preschool: problems and prospects]. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye obrazovatel'nogo protsessa: problemy, perspektivy, tekhnologii: nauchnye trudy uchastnikov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psycho-pedagogical support of the educational process: Problems, prospects, technologies: Proceedings of the participants of the IV International scientific-practical conference]. 2015. Pp. 43-51(in Russian).

3. Eletina E. V. Vnedreniye integrativnogo podkhoda v proektirovanii muzykal'noy predmetno-prostranstvennoy sredy detskogo sada [The introduction of integrative approach in the design of musical objective-spatial environment of kindergarten]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya — Priority directions of development of science and education, 2016, no. 1, pp. 126-129 (in Russian).

4. Butenko N. V. Kontseptual'naya model' khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta [Conceptual model of artistic and aesthetic development of children of preschool age]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, 2015, no. 1, pp. 36-41 (in Russian).

5. Komarova T. S. Znacheniye izobrazitel'noy deyatel'nosti detey dlya ikh vsestoronnego razvitiya [The value graphic activity of children for their all-round development]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka — Teacher education and science, 2014, no. 3, pp. 6-14 (in Russian).

6. Anikina A. P., Komarova T. S. Usloviya razvitiya detskogo tvorchestva v kontekste FGOS doshkol'nogo obrazovaniya [Conditions of development of children's creativity in the context of FSES of pre-school education]. Innovatsionnye tekhnologii vnauke i obrazovanii- Innovative technologies in science and education, 2016, no. 1-1, pp. 105-108 (in Russian).

7. Pavlovskaya L. S. Khudozhestvenno-esteticheskoye razvitiye detey v usloviyakh realizatsii FGOS (ikh opyta raboty) [Artistic and aesthetic development of children in the implementation of the FSES ( their experience)]. Nauka i obrazovaniye: Novoe vremya — Science and education: New Era, 2014, no. 5, pp. 225-227 (in Russian).

Moscow South-Eastern Lyceum and Grammar Shool Complex.

Ul. Malaya Pirogovskaya, 1/1, Moscow, Russia, 119991. Moscow State Pedagogical University.

cyberleninka.ru

Проектная деятельность художественно эстетическом развитии дошкольников

Проектная деятельность

Проектная деятельность по теме «Математика в искусстве» Темы «Путешествие Линии и Точки в стране искусства и математики», «Загадочная Форма» (в искусстве и математике), «Где же спряталось Пространство?» (в математике и искусстве) и т. п. При реализации данного направления следует учитывать принцип этичности в трактовке художественных образов и избегать ситуации «разрушения» целостного впечатления от произведения искусства (которое может произойти в результате привнесения логико-математической информации).

Слайд 19 из презентации «Логико-математическое развитие дошкольников» к урокам дошкольного образования на тему «Интеллектуальное развитие»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Логико-математическое развитие дошкольников.ppt» можно в zip-архиве размером 746 КБ.

Интеллектуальное развитие

краткое содержание других презентаций об интеллектуальном развитии

«Логико-математическое развитие дошкольников» — Использование сюжетно-ролевых игр. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Ознакомление детей с денежными единицами. Упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта. Интеграция. Использование идей интеграции. Использование интеграции. Идея интеграции содержательных разделов.

«Развитие познавательных процессов» — Игры и упражнения, способствующие развитию мышления. Восприятие. «Найди двух одинаковых медвежат». Рекомендации педагогам и родителям по развитию восприятия. Образы на основе словесного описания. «Нелепицы». Умения произвольно вызывать необходимые воспоминания. Игра «Найди отличия». «Чей контур?». Память.

«Интеллектуальное развитие дошкольников» — Программа по развитию мелкой моторики. Виды внимания. Память. Система работы. Восприятие. Возрастные особенности внимания. Виды мышления. Теоретические основы. Программа развивающей работы. Ощущение. Программа индивидуальной коррекционной работы. Совершенствование работы коллектива. Развитие дошкольников.

«Интеллектуальное развитие старших дошкольников» — Ребёнок. Интеллектуальное развитие старших дошкольников. Просмотр и анализ НОД. Дети. Игра. Требования к непосредственно образовательной деятельности. Упражнения для развития интеллектуальных способностей. Виды интеграции образовательной области. Интеллектуальные игры. Интеллектуальное развитие детей.

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников» — Волшебный круг. Сказочные герои. Сложи узор. Колумбово яйцо. Пифагор. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий. Треснувшая пластинка. Переложите 2 спички. Заполни квадрат. Баланс в использовании заданий. Логическая цепочка. Приоритеты в работе с детьми.

«Количественные представления дошкольников» — Представление о независимости количества от несущественных признаков. Прием наложения. Прием сравнения. Прием приложения. Методика формирования количественных представлений. Обучить детей подбору пар. Скорый поезд. Особенности формирования количественных представлений. Карточки с нарисованными предметами.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством проектного метода в ДОУ

Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников

посредством проектного метода в ДОУ

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно — эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

· становление эстетического отношения к окружающему миру;

· формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность — важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

По продолжительности они бывают:

· краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели);

· средней продолжительности (2-3 месяца);

· долгосрочные (на несколько учебных лет).

Структура любого проекта включает в себя:

· тему проекта (название)

· тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)

· работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)

· форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)

· результат проекта (оформление результатов, анализ).

Формы, используемые в работе над проектом:

· чтение художественной литературы;

· опытническая и трудовая деятельность;

· просмотр видеофильмов и телепередач;

· рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;

Таким образом. метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, соответствует социальному заказу на современном этапе, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Автор: Козлова Марина Григорьевна

Проект ( группа) на тему:

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника. Выполнила воспитатель Колосова Н.А.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно – эстетического развития в ДОУ. Одной из эффективных форм художественно – эстетического развития является проектная деятельность.

Проектная деятельность: это возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем. это совместная деятельность взрослого и ребенка, когда партнеры проекта имеют общую цель на достижение общего результата в определенный отрезок времени несет как учебно – познавательный характер, так и творческий, и игровой. Может быть индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.

Подходы к проектированию в области художественно – эстетического развития детей в ДОУ. 2. Гуманистический подход опирается на возможности ребенка к созидательному действию: рисование, лепка, аппликация, музыка и др. виды деятельности. 1. Аксиологический подход направлен на осознание художественных ценностей, эстетического восприятия олицетворения красоты произведений искусства. 3. Культурологический подход предполагает обеспечение взаимодействия и коммуникации между ребенком и взрослым, развитие личностной культуры ребенка, осознание культурных норм общества. 4. Полисубъектный подход обеспечивает объединение индивидуального опыта ребенка и общественно – исторического опыта в мировой художественной культуре, т.е. выражение ребенком своего опыта с помощью и на основе уже существующих символических художественных средств. 5. Рефлексивный подход подразумевает рефлексивную деятельность детей в интеллектуальном и эмоциональном плане.

Задачи проектной деятельности: Повышение детской самостоятельности, активности, любознательности, уверенности в себе. Повышения уровня художественно – эстетического восприятия, расширение кругозора, создание элементарных знаний о мире искусства. Стимулирование родителей к участию в проектной деятельности и совместной работе с детьми и ДОУ. Способствование развитию творческого мышления, умения: планировать свою деятельность, работать в коллективе, ориентироваться в информационном пространстве картины мира.

Этапы работы в проектной деятельности: I этап: подготовительно – организационный (тема, принятие детьми целей и задач, объединение в рабочие группы, распределение ролей) II этап: основной (работа с детьми, с родителями; оснащение развивающей предметно – пространственной среды; выполнение практической части проекта) III этап: завершающий (оценка результатов)

Структура проекта: Тема Цель Задачи Вид (содержание, продолжительность, доминирующий вид деятельности, количество участников) Участники проекта, возраст Предварительная работа Работа с детьми Работа с родителями Оснащение развивающей предметно – пространственной среды Систематизация материалов, п одведение итогов Ожидаемый результат

Используемые ресурсы: интернет портал http://www.maam.ru/ интернет портал http://nsportal.ru/ статья «Методология проектирования образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (автор – Горина Л.В. 2014 г.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов. В консультации раскрыто влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников, виды дидактических игр, методика использования дидактических игр в р.

Семинар-практикум для воспитателей Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников, педагогов начальной школы.В настоящее время многие отечественные и зарубежные произв.

Театрализованная деятельность ,одно из перспективных направлений развития современного дошкольного образования. Применение её в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитате.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы).

выступление на семинаре 2015г«Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО. »

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать.

Консультация Народное искусство как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Коннсультационный материал для педагогов ДОУ.

vyrastitrebenka.ru