Грудной ребенок 4 месяца развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца

На четвертом месяце жизни ребенка в его развитии отмечаются заметные перемены, связанные с изменением тонуса мышц, которое способствует освоению новых типов движений. Продолжает совершенствоваться эмоционально-психологическая сфера, малыш активно познает окружающий мир, заметно меньше спит и дольше бодрствует. Итак, что именно должен уметь ребенок в 4 месяца?

Прибавки в весе прежние – независимо от вида вскармливания, ребенок за прошедший месяц должен прибавить от 600 г (но не более 1000г). А вот темпы роста чуть замедляются – теперь малыш подрастает на 2–2,5 см за месяц.

Окружности головы и грудной клетки

В 4 месяца окружность головки составляет 41,5 см, а груди – около 42 см.

Психомоторное развитие

Движения. На 4 месяце жизни окончательно уходит гипертонус мышц-сгибателей с верхних конечностей, что способствует совершенствованию движений в руках. Малыш осознанно выполняет захват игрушек и способен удерживать их в ладони, пытается перекладывать предметы из одной ручки в другую. С захваченным в ладонь предметом младенец совершает разнообразные манипуляции – ощупывает, сгибает, трясет, засовывает в рот.

Благодаря укреплению мышц верхних конечностей ребенок в 4 месяца из положения лежа на животе уверенно приподнимает верхнюю половину туловища, опираясь на предплечья или ладошки.

Укрепляются мышцы спины, благодаря чему ребенок становится способен активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытается вставать на четвереньки или ползать по-пластунски, некоторые малыши пятятся назад. Часть детей из положения лежа на спине пытается садиться, и у них это может получаться. Однако допускать пребывания 4-месячного малыша в положении сидя нельзя – из-за недостаточно окрепших мышц спины у него могут сформироваться патологические изгибы позвоночника, деформации костей грудной клетки и таза. Несмотря на то, что младенцы спокойнее ведут себя сидя (поскольку так им открывается больший обзор), в 4 месяца еще рано помещать детей на стульчики или усаживать с подушкой. Допустимо расположение в детском кресле или коляске полулежа (под углом 45°, с опорой на спинку).

Неумение ребенка в 4 месяца удерживать головку расценивается как значимая задержка психомоторного развития, и требуют квалифицированной помощи детского невролога, педиатра и других специалистов с проведением курса лечебных и реабилитационных мероприятий. Неумение переворачиваться хотя и не столь критично, но должно простимулировать родителей к дополнительным занятиям (проведению гимнастики, массажа, игр с малышом).

Эмоции малыша становятся более выраженными и ярко окрашенными. В 4 месяца дети способны испытывать испуг, радость, обиду и выражать их внешними признаками (улыбкой, смехом, плачем, гулением). Проявляется любопытство, дающее возможность активнее познавать окружающий мир. Ребенок с интересом прислушивается к новым звукам, осматривается на улице, разглядывает свое отражение, окружающих людей, новые игрушки; изучает свое тело (подносит к лицу и рассматривает ножки и ручки), «пробует на вкус» все доступные предметы.

Мышление – в 4 месяца у ребенка появляется способность к формированию причинно-следственных связей – он реагирует на подготовку к кормлению, затихая и приоткрывая ротик при виде материнской груди (или бутылочки).

Зрение и слух. В 4 месяца дети различают цвета, причем предпочитают яркие, чистые основные цвета (желтый, зеленый, синий, красный). Именно в такой цветовой гамме лучше выбирать одежду и игрушки для малышей. Младенец начинает различать на слух голоса (узнает голос матери, отца, других близких родственников), прислушивается к музыке, может выражать отрицательную реакцию не просто на громкие, а уже на неприятные ему звуки (скрежет, неритмичные мелодии и т.д.). Малыш уже улавливает эмоциональные оттенки звуков (улыбается при ласковом разговоре или начинает плакать, если рядом с ним ругаются взрослые).

Речь. У малыша в 4 месяца продолжает совершенствоваться гуление. Он тянет открытые гласные, произносит слоги. Многие дети имитируют различные звуки – например, кашель, с удовольствием повторяя их снова и снова и прислушиваясь к звучанию собственного голоса. Начинается лепет – многократное повторение отдельных слогов (ба-ба-ба, па-па-па и др.).

Продолжительность сна к 4 месяцам у ребенка сокращается до 12–14 часов за сутки. Он спит ночью (возможно 1 пробуждение на кормление, особенно при грудном вскармливании), и 3 раза спит днем. Периоды бодрствования уже достаточно длительные, по 3–4 часа подряд. Нарушения ночного сна могут отмечаться при перевозбуждении малыша (активные игры перед сном), а также в случае неврологических нарушений и заболеваний.

Кормление – в 4 месяца кормить детей даже на грудном вскармливании следует по режиму, выдерживая перерывы в 4 часа днем, и по 6–8 часов ночью. Суточный объем пищи при искусственном вскармливании составляет 1/7 от веса малыша.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в возрастной период с 4 до 6 месяцев необходимо начинать введение прикормов. Первым прикормом для ребенка может стать каша, фруктовое или овощное пюре – вид блюда выбирают, исходя из особенностей развития (деткам с запорами рекомендуют начинать с низкоаллергенных овощных или фруктовых пюре – яблочного или кабачкового; малышам с недобором веса – с безглютеновых безмолочных каш – рисовой, гречневой или кукурузной). О сроках, темпах и последовательности введения продуктов необходимо проконсультироваться с педиатром.

Игрушки. В 4 месяца детям рекомендуются самые разные игрушки:

  • комбинированные по фактуре и форме предметы (из пластика со вставками из ткани, металла, силикона; с кольцами, шариками и т.д.);
  • развивающие коврики и подвески;
  • погремушки с различным звучанием;
  • игрушки с зеркальцем;
  • мягкие, легко сминающиеся игрушки (чтобы малыш мог сжимать их пальчиками);
  • звучащие игрушки (музыкальные на батарейках, дудочки и бубны, колокольчики).
  • Занятия с малышом в 4 месяца должны включать различные активные игры – с переворотами, подбрасыванием, кружением (разумеется, в меру), активную гимнастику, стимулирование ползания. Рекомендуется показ картинок с одним крупным изображением (рисунки животных, фруктов и овощей, предметов). В качестве игр с ребенком в 4 месяца подойдут потешки («коза рогатая»), «ку-ку», совместные игры с погремушками.

    На прогулке ребенка следует чаще брать на руки, показывая ему окружающие предметы и животных, с обязательным проговариванием. Нужно чаще разговаривать с малышом, четко произнося слова, играть с ним в повторение звуков. Рекомендуется включать ребенку негромкую музыку – спокойную перед сном и ритмичную в период бодрствования.

    club-mam.com

    Развитие грудного ребенка в 4 месяца

    Малыш постепенно растет. Уже позади тяжелые изнуряющие месяцы ухода за младенцем. Конечно, бессонные ночи еще не закончились, но уже есть возможность поспать до 6 часов без перерыва. Да и сам уход за ребенком превращается в привычную рутину. Что же нужно знать о развитии, питании, кормлении малыша в этом возрасте. Давайте об этом поговорим.

    Двигательные способности грудничка в 4 месяца

    К 4 месяцам малыш может легко поднимать верхнюю часть туловища, лежа на животе, свободно поворачивать голову. Он постигает и более сложные движения: работает мышцами ног и спины. Следует помнить, что спинка у малыша еще слабая. Однако ему очень понравится, если его поддержать, поднять за ручки. Уже на четвертом месяце ребенок попытается перевернуться, и чуть позже у него это начинает получаться (с живота на спинку). Но движения пока больше напоминают опрокидывание. Малышу нужно помогать.

    Например, во время тренировки можно сбоку поместить красивую яркую игрушку. Ребенок будет пытаться дотянуться до нее. Если у него ничего не получается, после нескольких попыток, нужно самим дать ему игрушку. Чтобы младенец научился лучше чувствовать свое тело, хорошо бы привязать к его ножке бубенчик, прикрепленный к ленточке. Также в этом возрасте малыш учится хватать игрушки, делая свои движения более точными и четкими. Однако ручки пока действуют без целенаправленного волевого усилия. Случайно подхваченный предмет ребенок осматривает и ощупывает, обследует губами, языком. Но он уже умеет придерживать ручками бутылочку или грудь мамы.

    Развивается зрение у грудного ребенка в 4 месяца

    К 4 месяцам у малыша завершается развитие глазного яблока. Он может очень долго и тщательно рассматривать предмет, как бы определяя его форму и размер. Внимание к предметам, гуление являются признаками нормального психофизического развития. Ребенок может различать некоторые цвета, улавливать разницу между фигурами, например, заметить, что овал отличается от треугольника. Также он замечает изменение внешности мамы или близкого человека: очки, шапка, другое платье – все это вызывает интерес. В 4 месяца он будет реагировать на свое отражение в зеркале: радоваться и улыбаться.

    В первые 3 месяца ребенок мог «думать» только о своем желании покушать или о болях в животике при скоплении газов, о привлечении внимания мамы. Теперь же, когда пищеварительная и нервная системы стали лучше работать, ребенок начинает активно интересоваться большим миром, идет развитие мозга. Он спит только 3 — 6 раза в сутки, может бодрствовать до 2 часов подряд. Малыш уже способен испытывать страх, радость, разочарование, проявлять любопытство. Услышав сердитый голос, он наверняка заплачет, или же его личико начнет менять свое выражение. Увидев маму, он узнает ее и радуется, ее образ связан у малыша с заботой и приятными ощущениями, поэтому он может широко улыбнуться. Именно с 4 месяцев улыбки и слезы ребенка становятся осмысленными. Также кроха уже умеет отличать знакомых и незнакомых людей, улавливает и реагирует на свое имя.

    Именно в этом возрасте детки всего мира, независимо от материнской речи, начинают произносить первые слоги «ма», «ба», «та» и т.д. Дети просто наслаждаются своей речью, могут менять ее громкость и тональность, даже напевать мелодии. В этот период с малышом нужно активно разговаривать. Ученые заметили, что те дети, с которыми родители постоянно беседовали даже в этом возрасте 4-6 месяцев, лучше других усваивали иностранные языки. Поэтому с ребенком желательно разговаривать: показывать интересные предметы на прогулке, разглядывать картинки, даже делиться своими планами. Время от времени можно слушать гуление ребенка и повторять любимый звук малыша. Через некоторое время он присоединится к «разговору» и будет уже сам воспроизводить то, что говорит мама.

    Кормление ребенка в 4 месяца

    Основой питания ребенка в 4 месяца по-прежнему является грудное молоко. Общий объем пищи – 160-170мг, питание, как и прежде, шестиразовое. Хотя некоторые дети сами переходят на пятиразовое кормление, и кушают через каждые 4 часа.

    Если педиатр разрешает, можно ввести в рацион малыша желток. Яйцо – это кладезь витаминов и необходимых минеральных веществ, поэтому оно очень полезно. Правда есть одно «но», и очень существенное – яйцо может вызвать аллергическую реакцию. Так как аллергию чаще всего бывает от белка, детям скармливают только желток. Варить яйцо для ребенка необходимо не менее 20 минут, т.к. это не меняет его полезных свойств, но снижает аллергенность. Также необходимо снять тонкую пленочку, покрывающую вареный желток. Первый раз дают только небольшую крупинку новой еды, постепенно увеличивая количество через день так, что к 6 месяцам ребенок уже будет съедать четвертинку желтка. Лучше всего его растереть с грудным молоком или смесью, и давать перед кормлением.

    У малыша может развиться запор, особенно если он на искусственном вскармливании. Тогда очень поможет пюре из чернослива. Ягоды промывают, разваривают и протирают мякоть. В первый раз малышу предлагают неполную чайную ложку пюре, постепенно увеличивая его количество до 4-5 ложек. Также будет полезен и отвар из чернослива или 2-3 чайные ложки свекольного сока, который предварительно подержали пару часов в холодильнике и подогрели при комнатной температуре( свежевыжатый сок давать не стоит). Но, готовя пюре и сок, следует помнить, что запор определяется не только по регулярности стула, но и по его консистенции. Если он мягкий, кашицеобразный, то тревожиться не стоит. А вот если ребенок сильно тужится, напрягается, краснеет, а стул у него сухой и твердый, нужно срочно принимать меры. Если же стул наоборот, чересчур жидкий, надо сделать для малыша пюре из яблок. Также остается в меню и сырое тертое яблоко. Соки и пюре ребенку дают после кормления грудью или смесью.

    Недоношенным детям или же малышам, родившимся зимой и осенью, т.е. тем, кто склонен к рахиту, врач может посоветовать давать творог. Он очень полезен, особенно для детского организма, а также это источник витамина D. Творог для малыша выбирают самый свежий, без комочков, полужидкий. Начинают вводить с четверти чайной ложки и постепенно доводят до 4-5 ложек. Творог, так же, как и желток, дают до кормления.

    Уход за грудным ребенком в 4 месяца

    Стрижка ногтей, волос

    Ногти у малыша должны быть аккуратно пострижены, а иначе он может расчесать и расцарапать себе кожу. Линия среза на ногах должна быть прямой, а на руках – дугообразной, тогда ногти не будут врастать в мягкие ткани. Волосики у малышей в этом возрасте бывают не очень длинными, но если выросла густая шевелюра, из-за которой потеет голова, их нужно подстричь.

    Очень часто, двигая ножками, ребенок может сбросить одеяльце или пеленку. Если он не был одет в ползунки, ему становится холодно, и он может описаться. Мокрые ножки быстро остывают, а охлаждение подошвы вызывает отек носоглотки, простуду. К сожалению, даже при должном уходе, неожиданные охлаждения неизбежны, и нужно ребенка к ним подготовить. Для этого проводят закаливающие процедуры: всю поверхность малыша, от макушки до пяток, обтирают влажной губкой. Это лучшая гимнастика для сосудов. Сначала обтирают ручки и грудь, надевают рубашечку и начинают обтирать ножки, каждую отдельно. Натренированный организм будет в будущем охлаждаться медленнее.

    Подготовка к прививке

    В 4 месяца нужно подготовить ребенка к прививке АКДС, против дифтерии, коклюша и столбняка, и к прививке от полиомиелита. Ее проводят трехкратно, с перерывами в 6 недель, и к 6-7 месяцам малыш уже сможет спокойно гулять с другими детьми, не опасаясь инфекции. И в момент вакцинации, и за месяц до нее малыш должен быть здоров. Накануне прививки нельзя вводить новые продукты, менять распорядок дня.

    Детям с неврологическими нарушениями, а также тем, у которых проявляется диатез, могут назначить особый план вакцинации и прописать профилактические препараты. Для них же создана ослабленная вакцина, которой нет противококлюшного компонента.

    Сама прививка – внутримышечный укол, который у многих не вызывает нежелательных реакций. В первый же день после прививки у малыша может ухудшиться аппетит, он будет капризничать, поднимется температура. Но уже на следующий день жар спадет, а через пару дней все придет в норму. Иногда на месте инъекции могут появиться припухлости и покраснения, но они постепенно исчезают.

    Бывают и более серьезные осложнения, но они очень редки. И если малыш плачет несколько часов подряд, температура тела выше 38°,и на теле видны высыпания – нужно вызвать врача.

    nashi-malyshki.ru

    Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

    Четвертый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

    Физиологическое развитие на 4 месяце жизни

    У ребенка в 4 месяца еще сохраняется большая прибавка в весе, в силу невысокой двигательной активности. Ребенок может набрать за этот месяц до 750 г. В норме масса тела в 4 месяца составляет 6 – 7 кг (± 1 кг), рост 60 — 63 см (± 3 см).

    У ребенка в четыре месяца продолжают угасать рефлексы новорожденного:

  • На основе безусловного хватательного рефлекса Робинсона формируется целенаправленное хватание: малыш хватает предметы, которые видит перед собой и удерживает в руке. Хорошая выраженность этого рефлекса обещает быстрое развитие мелкой моторики.
  • Рефлекс Моро: если резко хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребенок, то он вскидывает в стороны ручки с раскрытыми ладошками, а затем снова собирает их на груди. Этот рефлекс начинает угасать в 4 – 5 месяцев, поэтому у части малышей на четверном месяце он может еще сохраняться, а у кого-то уже его не будет.
  • Рефлекс ползания по Бауэру: лежащий на животе ребенок пытается ползти, если создать у его пяток опору. С 4 месяцев наблюдается угасание этого рефлекса, но если стимулировать его, то к 5 месяцам малыш сможет самостоятельно ползать.
  • К концу 4 месяца у ребенка не должно наблюдаться:
    • рефлекса Таланта: указательным пальцем проводят вдоль позвоночника ребенка, слева и справа на 1 см от средней линии, сверху вниз. При этом малыш изгибает спинку;
    • а так же рефлекса Переза: проведение пальцем по остистым отросткам позвоночника сверху вниз. Малыш при этом изгибает спинку и кричит (самим не делать!).
    • Присутствие этих рефлексов после 4 месяцев может говорить о неврологических нарушениях и требует обследования у невропатолога.

      Развитие ребенка в 4 месяца видео

      Кроме того, нормальное физическое развитие ребенка в этот период характеризуется наличием следующих навыков:

    • Ребенок с легкостью переворачивается с живота на бочок и на спинку.
    • Лежа на животике может приподняться на ручках, опираясь только на ладони и держать голову.
    • Садится, когда его подтягивают за ручки и уверенно держит голову. Но не забывайте, что его спина пока не окрепла, поэтому высаживать малыша еще рано.
    • При поддерживании ребенка за подмышки, он упирается пальчиками ног и отталкивается от поверхности.
    • Пропадает гипертонус в руках, но в ножках может еще сохраняться.
    • Ладошки малыша почти все время раскрыты. Он может складывать их вместе, хлопать по чему-нибудь.
    • Способен удержать предмет в руке почти полминуты. Знает, как нужно потрясти погремушку, чтобы она загремела.
    • Ребенок может целенаправленно засунуть палец в рот.
    • При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.
    • Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

      1. У малыша все ярче проявляется комплекс оживления: в ответ на мамин голос он активно двигает ручками и ножками, улыбается, лепечет. Может произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также открытые гласные «о», «а». Теперь у ребенка можно заметить реакцию в виде смеха или улыбки не только на чье-то лицо, а также на новую игрушку. Кроха узнает свое имя и начинает на него реагировать.
      2. Мышление ребенка начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи, например, увидев мамину грудь, малыш замолкает и смотрит на нее в ожидании кормления.
      3. Младенец в 4 месяца уже способен испытывать страх, радость, обиду, любопытство.
      4. Малыш начинает больше внимания уделять своему телу, он рассматривает ручки, играет с ними, тянет в рот ножку. Ребенку нравится ощупывать свое лицо, волосы. Любит смотреть на свое отражение в зеркале.
      5. Ребенок уже узнает всех родных и близких, при этом особенно выделяет маму. Он полностью олицетворяет ее с собой, поэтому нуждается в постоянном тактильном и эмоциональном контакте с ней. Он радуется, если маме весело и грустит или плачет, если она в плохом настроении.
      6. При посторонних людях ребенок в 4 месяца ведет себя настороженно. Если мама, например, оденет шляпу или очки, то он не узнает ее. А после того, как она их снимет, малыш очень удивится и не будет понимать, как такое могло произойти. Ребенок может испугаться или заинтересоваться, увидев незнакомца.
      7. Интенсивное психологическое развитие малыша в этом возрасте связано с новым шагом в зрительном и слуховом восприятии. Ребенок в 4 месяца уже не просто видит, он следит взглядом за предметом, который движется. Но если тот исчезнет из поля зрения, то кроха сразу забывает про него. Если снова показать ему исчезнувший предмет, то малыш его узнает.

      Зрение малыша становится восприимчивее к цвету. Ребенку сначала нравятся желтый и красный цвета, затем – зеленый и синий. Яркие и чистые оттенки воспринимаются ребенком лучше, чем полутона или многоцветные сочетания. Поэтому важно не переборщить с яркими игрушками. Лучше покупать те, которые содержат не более 3 — 4 цветов. Перенасыщенные цветами игрушки будут быстрее утомлять малыша.

      Слух для ребенка становится важным проводником в окружающий мир. Малыш уже поворачивает головку в ту сторону, откуда слышны звуки. Он отличает голос матери от голоса отца или других родственников. Понимает, что слышит голос знакомого или незнакомого человека. Малыш прислушивается, когда играет музыка, покачивает головкой в такт, может предпочитать какую-то мелодию или песенку. Высокие тона неприятны ребенку, а низкие и ритмичные действуют успокаивающе. Но пока кроха различает только несколько целых тонов. Поэтому в четыре месяца ребенку лучше включать произведения в исполнении одного инструмента. Лучше, если мелодия будет ритмичной, под которую можно хлопать перед малышом в ладоши или бить в бубен.

      В период с 4 до 6 месяцев очень важно разговаривать с крохой, комментировать все, что вы видите дома и на проулке, читать и рассказывать ему сказки, показывать картинки со словами (карточки Домана) – это все залог того, что ребенок раньше начнет говорить. Полезно развивать у ребенка способность к речевому подражанию. Повторяйте за ребенком звуки, которые он лепечет. Через некоторое время ребенок начнет тоже повторять за вами.

      Все, что умеет малыш в 4 месяца из вышеперечисленного может появиться чуть раньше или чуть позже, но есть навыки, отсутствие которых в этот период развития должно насторожить:

    • Ребенок не захватывает и не держит предметы в руке.
    • Не переворачивается на животик со спины (как научить переворачиваться).
    • Лежа на животике не приподнимается на ручках.
    • При подтягивании ребенка за ручки, когда он лежит на спине, голова отклоняется назад.
    • Не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении.
    • Не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если играют с ним.
    • Если малыш находится на грудном вскармливании, то предпочтительнее продолжать кормить его по требованию. Не стоит подсчитывать количество кормлений и переживать о том, сколько ест ребенок, если у него нормальная прибавка в весе, а у мамы достаточно молока.

      Мнения педиатров все больше сводятся к тому, что до 6 месяцев прикорм вводить не нужно, так как грудное молоко и современные молочные смеси полностью удовлетворяют потребности крохи во всех витаминах и микроэлементах. Некоторые врачи по старинке дают советы мамам вводить с 4-х месяцев соки и фруктовые пюре, которые якобы компенсируют недостаток некоторых витаминов у малыша. Как уже было выше сказано, ребенок получает все необходимое с грудным молоком и смесью, а от соков увеличивается риск возникновения аллергии, а также повышается кислотность желудочного сока, что приводит к частому срыгиванию.

      Что касается пюре из фруктов, то их лучше вводить только после овощных: во-первых, потому что после сладкой пищи многие дети отказываются есть овощную безвкусную смесь, а во-вторых, в овощных пюре (цветная капуста, кабачок) содержится больше клетчатки, что предпочтительнее для первого прикорма.

      На искусственном вскармливании

      При искусственном вскармливании допускается введение сока с 4 месяцев. Начинать давать его нужно с нескольких капель, до 20 – 30 г в день, разводя с кипяченой водой 1:1. (О первых соках)

      Кормление смесью также можно осуществлять по требованию, должно получаться примерно 6 – 7 кормлений в сутки, а объем смеси составлять 1/7 от веса ребенка, то есть до 1 литра в сутки, примерно 150 – 160 мл за кормление.

      Сколько спит ребенок 4 месяцев: потребность во сне у детей 4 месяцев составляет 15 часов в сутки, ночью – 10 часов, а остальное время – это 3 дневных сна. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь, но чаще всего пока приходится просыпаться 2 – 3 раза для кормления.

      Лучшее для укладывания на ночь время – это 19 – 21 часов, позже ребенок в этом возрасте будет уже слишком утомлен. Постепенно нужно установить и режим дневного сна, если малыш будет засыпать в определенные часы, то не переутомится и будет готов к ночному сну.

      Как помогать малышу развиваться

      Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от тесного контакта с матерью. Поскольку конкретных игр для малышей в этом возрасте еще нет, то самым главным для них является постоянное общение, знакомство с окружающим миром. По возможности, носите кроху всюду с собой на руках, в переноске, слинге или на коляске. Не используйте пока «кенгурушку», позвоночник малыша до 6 месяцев не готов пока к такому способу передвижения.

      Вступайте с ребенком в диалог. Пусть вы пока не понимаете, что малыш «говорит», важно чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете, разговариваете с ним. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете дома, показывайте предметы, объясняйте, для чего они нужны в действии. Называйте цвета вещей, которые вы показываете ребенку. Для «хватательных» игр используйте не только игрушки, а различные безопасные предметы, которые можно потрогать, помять, понюхать и кинуть.

      Кроха наверняка уже усвоил все игрушки, купленные при рождении и самое время их обновить. Теперь ему интересны не только погремушки. Ребенку в четыре месяца понравятся резиновые пищалки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками, мягкие игрушки с шариковым наполнителем. Для развития тактильных ощущений и мелкой моторики хорошо подходят развивающие коврики, которые можно сделать самим из разноцветных лоскутков разной текстуры (бархат, шелк, вельвет, шерсть).

      Проводите игровые занятия с ребенком:

      1. Игра в «Ку-ку!»: вы закрываете глаза или прячетесь за спинкой кроватки, а потом выглядываете, говоря «ку – ку, а вот и я!».

      2. «Ладушки»: усадите малыша на колени, возьмите его ручки и покажите, как хлопать в ладошки, приговаривая: Ладушки – ладушки, Где были? У бабушки.

      Игра способствует более быстрому раскрытию ладошки, что активирует развитие головного мозга и мелкую моторику.

      «Идет коза рогатая за малыми ребятами,

      Кто каши не есть, молока не пьет,

      Забодает, забодает, забодает…!»

      Это игра испуга понарошку очень нравится малышам, потому что вызывает не страх, а смех.

      Игра, стимулирующая работу желудочно – кишечного тракта. В центр ладони проецируются точки, отвечающие за тонкую кишку, отсюда начинайте круговые движения по часовой стрелке, приговаривая: «Сорока – ворона кашу варила, деток кормила.» На слове «кормила» нужно остановиться между безымянным и средним пальчиками – это проекция прямой кишки. Затем, аккуратно сжимая кончики пальцев поочередно, начиная с мизинца, продолжайте приговаривать: «Этому дала, этому дала…». Каждому пальчику соответствует определенный орган: мизинцу – сердце, безымянному – нервная система, среднему – печень, указательному – желудок. Большой палец отвечает за головной мозг, поэтому его нужно как следует помять, приговаривая: «А этому не дала!»

      Продолжайте делать ребенку массаж и закаливание. Проводите занятия гимнастикой, помогающие освоить малышу переворачивание на живот и другие навыки.

      razvitie-krohi.ru

      Развитие ребенка в 4 месяца девочка

      Развитие ребенка в 4 месяца

      Кажется, еще вчера маленькое чудо появилось на свет и вот ему уже четыре месяца. Рассмотрим уровень развития четырехмесячного ребенка.

      Малышу четыре месяца

      С наступлением этого возраста начинается новый этап в развитии малыша. Теперь ребенок прибавляет в весе не так интенсивно – за четвертый месяц жизни кроха набирает в среднем 600-750 грамм, а рост при этом увеличивается на 2-2,5 см.

      Не менее важным моментом является изменение пропорций тела ребенка. При рождении окружность головы больше обхвата грудной клетки. К четырехмесячному возрасту все меняется, и теперь туловище младенца становится более сложенным, а окружность головы сравнивается или становится меньше обхвата груди. Показатели эти крайне важны, ведь увеличенные параметры головы могут быть признаком, например, внутричерепного давления, в то время как недостаточное увеличение грудной клетки свидетельствует о неудовлетворительном общем состоянии здоровья малыша. В этом случае следует задуматься, насколько достаточно и правильно осуществляется вскармливание ребенка, соответствуют ли данные малыша нормам роста и веса.

      Родничок на головке к этому периоду еще не зажил, но размеры его заметно уменьшились. У четырехмесячных малышей меняется оттенок глаз, а также цвет и структура волос: голубые глазки могут потемнеть, а тоненькие младенческие волосики начинают постепенно выпадать, обновляясь новыми, более плотными, возможно другого оттенка. Огромной радостью для мамочек является и то, что на пятом месяце жизни ребенка перестают мучить газы и колики.

      У большинства малышей первые зубки появляются в 5-6 месяцев. У некоторых этот процесс начинается раньше, иногда в четырехмесячном возрасте. Поэтому, если малыш постоянно капризничает и у него появляется повышенная температура, не стоит паниковать. Проверьте ротик, ведь набухшие и покрасневшие десна, вместе с повышенным слюноотделением – основной показатель того, что скоро там появится «первопроходец».

      В 4 месяца полностью угасает хватательный рефлекс.

      В течение четвертого месяца жизни организм ребенка крепнет и уже готов к более твердой пище – введению прикорма. Первой ступенью к новому питанию является введение в рацион малыша сока. Затем можно начать понемногу давать овощное пюре. Однако, это не всегда необходимо. В том случае, если кроха хорошо прибавляет в весе и не имеет проблем со стулом, данные нововведения можно немного отложить.

      Ночной сон четырехмесячного малыша стал более спокойным и продолжительным – теперь кроха может спать ночью от девяти до одиннадцати часов подряд. А вот во время бодрствования малыш становится все более активным, постоянно пытается переворачиваться со спинки на животик и обратно, выполняет ножками упражнение «велосипед», поднимая их вверх и осуществляя движения, схожие с кручением педалей. Движения малыша стали более скоординированы, теперь он размахивает ручками и ножками не хаотично, а плавно и осмысленно. Занимаясь с крохой ежедневной гимнастикой и укрепляющим массажем, вы ощутите, насколько увеличилась его двигательная активность. Во время бодрствования малыш может самостоятельно развлекать себя достаточно продолжительное время – до 20 минут. Когда карапузу наскучит забавляться самому, он непременно захочет привлечь к себе внимание, сначала улыбкой и гулением, а если уж «мирные» способы не помогут, перейдет на хныканье и плачь.

      Особенности развития четырехмесячного ребенка

      В возрасте четырех месяцев у малыша заканчивается первоначальное развитие глазного яблока. Теперь он в полном смысле видит мир в ярких красках. И это ему очень нравится и безумно любопытно! Карапуз с интересом разглядывает различные предметы, изучая и запоминая их формы и цвета. Вы заметите, что если держать яркую игрушку на расстоянии 25-30 см перед крохой, то он внимательно начнет следить за ней взглядом. Малыш начинает реагировать на изменения – с интересом смотрит на то место, откуда упала игрушка, на окружающих. Также детишкам нравится смотреть на собственное отражение в зеркале, оно их очень забавляет.

      На пятом месяце жизни ребенок становится очень общительным, оживляется, когда видит знакомые лица. На улыбку — улыбается в ответ. Малыш радует родителей и гостей заливистым смехом, когда его развлекают или поют песенки. Однако не стоит забывать, что карапуз может испугаться новых людей или даже предметов.

      Самым основным органом познания мира у четырехмесячных малышей является рот. Чтобы ни попало в маленькие ручки – это непременно будет опробовано на вкус. И это абсолютно нормальный и естественный процесс, необходимый для полноценного развития малыша. Поэтому пытаться мешать подобным действиям не нужно, да и попросту бесполезно, а лучше тщательно мыть игрушки и стирать детскую одежду безопасными детскими порошками.

      Физическое развитие четырехмесячного ребенка

      Итак, в возрасте четырех месяцев большинство малышей умеют:

    • уверенно держать голову;
    • переворачиваться со спины на живот и обратно;
    • лежа на животе подниматься на руках, изгибая дугой спину и поднимая икры перпендикулярно поверхности;
    • крутить головой в разные стороны, лежа на спине, животе и находясь на руках у взрослых;
    • в вертикальном положении, опираясь на стопы, сгибать и разгибать ножки;
    • лежа на спине приподнимать голову и плечи (это важный шаг для тренировки мышц спины и позвоночника, первая ступень на пути к самостоятельному сидению)
    • захватывать и придерживать грудь или бутылочку во время кормления;
    • фокусировать взгляд на различных расстояниях;
    • самостоятельно приподнимаясь схватить игрушку.
    • Хочется обратить особое внимание на то, что некоторые родители считают ребенка пятого месяца жизни достаточно взрослым для попыток самостоятельного сидения, для чего несчастного кроху усаживают в подушки. Ему, безусловно, это нравится, но такая процедура крайне вредна для позвоночника и нередко приводит к его деформации. Также сидение значительно утомляет малыша. Поэтому пытаться сажать ребенка следует не раньше шести месяцев, но, скорее всего, к этому возрасту карапуз и сам начнет пытаться принимать сидячее положение.

      Важно внимательно прислушиваться к своему малышу в любом возрасте, чтобы в дальнейшем найти правильный подход к его воспитанию. Тогда ребенок будет расти здоровым и счастливым.

      Что должен уметь ребенок в 4 месяца

      У вас родился и подрастает маленький ребенок? В таком случае вам захочется знать о нем как можно больше! Поговорим же о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, чтобы подготовить его родителей к новым достижениям и свершениям крохи. Ведь малыши в этом возрасте такие забавные и интересные, и каждому родителю необходимо знать, чего ждать от них, а на что пока еще рано рассчитывать.

      Готовьтесь к новым достижениям

      Основные навыки четырехмесячного малыша

      Радуйтесь громкому смеху малыша

      Если перечислять, что уже умеет ребенок в 4 месяца, то необходимо отметить следующие навыки крохи:

    • Лежа на животике на ровной поверхности, он должен с легкостью поднимать голову на угол в 90 градусов. Как это происходит, вы можете посмотреть на соответствующем видео.
    • Находясь в вертикальном положении, ребенок уже частично опирается на ножки.
    • Малыш может сидеть с опорой. Правда, высаживать ребенка в таком возрасте можно только в том случае, если это мальчик, поскольку девочек до 6-7 месяцев сажать нельзя, чтобы не повредить формирующиеся органы мочеполовой системы.
    • Провожать взглядом заметный предмет, если его медленно проносить перед лицом крохи на расстоянии около 15 см.
    • Громко смеяться.
    • Самостоятельно брать различные предметы ручками и не отдавать их родителям, если те делают попытку отобрать.
    • Основные пожелания малыша

      Обязательно общайтесь с ребенком

      Мы уже кратко рассмотрели, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца. А теперь поговорим, чего хочется деткам в этом возрасте. Отметим же, что у четырехмесячного малыша возникает стойкая потребность в общении.

      Ему хочется постоянно быть на ручках у взрослых, но даже в таком положении малыш может начать нервничать и капризничать. И если это происходит, то доктор Комаровский и другие специалисты по маленьким деткам советуют повернуть малыша спиной к себе, чтобы ему было хорошо видно окружающий мир.

      Что должен уметь ребенок в 4 месяца

      Навыки ребенка в 4 месяца. Как помочь 4-месячному ребё?

      питание ребенка до года, ребенок 4 месяца развитие, ма

      Развитие ребенка в 4 месяца

      Ребенку 4 месяца

      Дни с малышами пролетают незаметно, 26 марта Родиону и

      Видео о том что умеет ребенок в 4 месяца, как развивае?

      Ребенок в 4 месяца /развитие/умелки

      Ребенок 3, 4, 5, 6 месяцев. Что должен уметь ребенок

      Что должен уметь ребенок в возрасте 4 месяца, 5 месяце?

      Кроме того, некоторые родители, отвечая на вопрос, что должен уметь ребенок в четыре месяца, утверждают, что малыш уже должен пытаться садиться самостоятельно. Он цепляется за пальцы родителей и старается подтянуться на ручках.

      Однако далеко не всегда детки ведут себя подобным образом именно в этом возрасте. Намного чаще попытки сесть ребенок начинает предпринимать несколько позже. Так что не требуйте от своего крохи невозможного, а радуйтесь тому, что он уже знает и умеет.

      Зрительные ориентировочные реакции.

      Узнает мать (радуется). Методика выявления — к лежащему на спине ребенку поочередно (с паузой 10-15 сек.) и повторно подходят и наклоняются над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрослый. Поведение ребенка — на мать смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда мать отходит, не сразу переводит взгляд на незнакомого, смотрит на него спокойно, отвлекается.

      Слуховые ориентировочные реакции.

      Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его взглядом. Материал — громко звучащая погремушка. Методика выявления — вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 70 см -1 м гремят погремушкой 3-4 раза (паузы — 2 сек.). В помещении тихо! Поведение ребенка — слушает 2-3 сек. и четко поворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку и смотрит на нее до 10 сек.

      По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Материал — металлофон, мерлитон (можно без материала). Методика выявления — лежащему на спине ребенку напевают или играют колыбельную (спокойную) мелодию, после паузы 15-30 сек! — плясовую мелодию и опять колыбельную. Поведение ребенка — спокойно слушает колыбельную. Слушая плясовую мелодию, радуется, у него появляется комплекс оживления , сохраняющийся 5-10 сек. Слушая колыбельную, успокаивается;

      Эмоции и социальное поведение.

      Во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления . Методика выявления — издали наблюдают за ребенком, лежащим на спине под низко висящими игрушками (до 30 мин.). Поведение ребенка — рассматривает игрушки, захватывает их или следит за окружающим. Приходит в оживленное состояние, которое может длиться до 4 мин.

      Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Методика выявления — наклонясь над ребенком, лежащим на спине, оживленно говорят с ним 1-1,5 мин. Поведение ребенка — радуется, громко смеется.

      Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. Методика выявления — наблюдают за ребенком, лежащим на спине на расстоянии 40-50 см от других детей. Поведение ребенка -активно ищет и находит взглядом ребенка, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

      Движения руки и действия с предметами.

      Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Материал -2 погремушки (шарики на кольце диаметром 15 см) подвешены на длинных лентах на высоте 5-10 см над грудью ребенка справа и слева. Методика выявления — наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушками. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушками, раскачивают их. Поведение ребенка — смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т. д. (3 мин. и более).

      То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

      Подготовительные этапы развития активной речи.

      Гулит. Методика выявления — наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо. Если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, произносят гласные звуки и наблюдают. Поведение ребенка — гулит сам или через 1-3 мин. после общения с ним взрослого.

      Навыки и умения в процессах.

      Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками. Материал — бутылочка с соской при искусственном или смешанном вскармливании. Методика выявления — ребенка держат на руках в положении полулежа. При кормлении грудью мать направляет его руки, а бутылочку держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее, направляет соску в рот ребенка и поддерживает бутылочку, поправляя его руки. Поведение ребенка — при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает; во время кормления — руки на бутылочке.

      Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

      grudnoj-rebenok.ru

      Развитие ребенка в 4 месяца

      Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?

      Физиологические изменения

    • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
    • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
    • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
    • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
    • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
    • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
    • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
    • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

    В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.

    Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

    Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

    Среднее значение в 4 месяца

    Окружность грудной клетки

    • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
    • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
    • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
    • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
    • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
    • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.
    • Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

    • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
    • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
    • Не научился переворачиваться на живот.
    • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
    • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
    • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.
    • О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в телепередаче Е. Комаровского «Раннее сидение».

      О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

      Занятия для развития

    • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
    • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
    • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
    • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
    • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
    • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
    • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
    • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
    • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.
    • Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

      Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

      Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

      Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.

      В процессе массажа стоит использовать потешки.

      www.o-krohe.ru