Гиперактивный ребёнок рекомендации родителям медицинское лечение

Гиперактивность у детей: симптомы и лечение

Психомоторная гиперактивность у детей – это довольно распространенное расстройство. Мальчики страдают им в три раза чаще девочек. Гиперактивный ребенок нуждается в терпении и поддержке родителей, особенно, если такое состояние сказывается на поведении и успеваемости в школе. В связи с тем, что гиперактивность является распространенным явлением, стоит знать несколько советов о том, как вести себя с маленьким непоседой, и как помочь ему народными средствами.

Исследования показывают, что гиперактивность часто вызывается химическими пищевыми добавками. Младенцы имеют контакт с ними через молоко матери. Самые грозные враги – это консерванты, красители и ароматизаторы.

Если родители игнорируют проблему гиперактивности, ребенок может с течением времени стать неуклюжими, натыкаясь на предметы, а также страдать от дефицита внимания. Это может отрицательно повлиять на социальное развитие малыша, потому что такие дети часто проявляют себя с агрессивной стороны. Психомоторная гиперактивность может также повлиять на учебу и физическое развитие ребенка.

Сначала перечислим физические симптомы, связанные с гиперактивностью:

  • долгосрочные проблемы со сном;
  • частые аллергии;
  • астма;
  • отсутствие аппетита;
  • головные боли;
  • боли в животе.
  • Следует помнить, что есть разные степени гиперактивности. У младенцев, как правило, трудно заметить какие-либо симптомы этой проблемы. Но ваш ребенок может быть гиперактивным, если часто имеет колики, трудно поддается кормлению, плачет и много кричит, несмотря на кормление и родительскую любовь. Также он может часто пускать слюни, испытывать сильную жажду и очень мало спать. Некоторые гиперактивные дети спят только 3-4 часа в день.

    Некоторые родители знают, что их ребенок гиперактивный еще в первые несколько недель жизни, или даже до родов, если малыш часто бьется ножками в утробе матери. Многие гиперактивные дети не терпят, когда их носят на руках, обнимают или колышут, в отличие от обычных детей, которых эти действия успокаивают.

    Чем опасна проблема гиперактивности?

    Наряду с гиперактивностью часто появляются симптомы СДВГ – синдрома дефицит внимания и гиперактивности. Как правило, такие дети редко добиваются успеха в школе, на работе или в социальной сфере. Они часто встречаются с непониманием, отказом, и вынуждены постоянно противостоять неудачам. Трудно в таких условиях сохранить высокую самооценку. Негативная информация о себе становится обычным явлением. Исследования показывают, что дети с СДВГ в большей степени, чем их сверстники, рискуют получить психические расстройства и другие проблемы со здоровьем (как в детстве, и в зрелом возрасте). Риск осложнений высок даже среди взрослых, которые выросли с СДВГ.

  • низкая самооценка;
  • депрессия;
  • тревожные расстройства;
  • повышенный риск совершения самоубийства;
  • зависимость от психоактивных веществ (сигареты, алкоголь, наркотики);
  • антисоциальная жизнь;
  • конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • конфликты с законом;
  • финансовые проблемы;
  • травмы;
  • ожирение.
  • Поэтому, если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, необходимо сразу же предпринимать грамотные действия.

    Итак, гиперактивный ребенок, что делать? Как только вы заметили тревожные симптомы, нужно пересмотреть диету малыша, исключив из нее продуктов с консервантами. Иногда у детей появляется аллергия на красители в продуктах питания, что является причиной гиперактивности. Обратите внимание, когда ребенок начинает вести себя агрессивно, и какая пища была накануне. Обсудите это с врачом вашего малыша. Кроме того, ограничьте потребление сахара — некоторые младенцы плохо его переносят, становясь слишком взволнованными.

    Как успокоить гиперактивного ребенка?

  • Убедитесь, что ваш ребенок спит достаточно долго. Уставший малыш может стать гиперактивными.
  • Сделайте ему теплую ванну. Используйте мыло с лавандой, предназначенное для чувствительной детской кожи. Пусть ваш ребенок играть в воде, это позволит ему расслабиться и успокоиться.
  • Пойте песни вашему чаду спокойным тихим голосом.
  • Возьмите ребенка на долгую прогулку в коляске.
  • Сядьте с ребенком в кресле-качалке. Если он начнет засыпать, переложите его в колыбель, чтобы малыш отдохнул.
  • Лечение гиперактивности у детей требует от родителей терпения. Вы должны вести себя с ребенком очень деликатно, не срываясь на крик (и, конечно же, не предпринимая физические наказания). Всевозможные травы с успокаивающим эффектом помогут ребенку нормализовать сон и пищеварение. Это, в свою очередь, в целом улучшит поведение малыша.

    Корень дягиля имеет успокаивающее действие, расслабляет гладкую мускулатуру (в том числе и в желудочно-кишечном тракте), помогает лечить пищевые расстройства у гиперактивных детей.

    Чтобы приготовить лекарство, соедините 1 столовую ложку измельченного корня со стаканом горячей воды; проварите на водяной бане эту смесь 20 минут, затем дайте ей постоять еще 10 минут, после чего процедите. Давайте ребенку по 1-2 столовой ложке этого отвара трижды в день. Очень скоро тревожные симптомы исчезнут.

    Шишки хмеля не только успокаивают, но и регулируют деятельность пищеварительной и мочегонной систем. Это растение также поможет в случаях, когда гиперактивность возникла по причине пищевой аллергии.

    Получение и применение. 1 столовую ложку шишек хмеля берут на 1 стакан воды; смесь варят 1-2 минуты на среднем огне, затем настаивают в течение нескольких минут и процеживают. Ребенку дают по столовой ложке отвара 2 — 3 раза в день.

    Это растение также показывает себя только с лучших сторон. Оно успокаивает, нормализует сон, улучшает концентрацию внимания и память.

    Итак, если у вас под рукой есть зверобой, соедините 1 столовую ложку измельченной травы с 2 стаканами воды; эту смесь нужно варить 5 минут, затем отложить в сторону на 10 минут и процедить. Ребенку дают по 1-2 столовых ложки отвара зверобоя трижды в день перед едой.

    Цветки лаванды также помогут вам лечить чрезмерную активность малыша, убрать психосоматические симптомы (боли, тошноту, рвоту), успокоить психику. Получение и применение. 1 столовую ложку цветков лаванды соедините со стаканом кипятка и накройте крышкой. Пусть смесь постоит 10 минут, затем процедите ее. Давайте ребенку по столовой ложке лекарства утром и вечером.

    Травяные сборы отличаются более интенсивным действием. Вот рецепт:

    Приготовление настоя: травы тщательно перемешать, 1 чайную ложку сбора заварить в стакане кипятка, подержать под крышкой 20 минут, затем процедить и давать ребенку по столовой ложке в теплом виде 2 раза в день.

    Вот еще одна разновидность успокаивающего сбора:

    Чтобы приготовить лекарство, две столовых ложки травяного сбора заварите в ? литра горячей воды, дайте настояться в течение четырех часов, затем половину жидкости перелейте в другую посудину. Оставшееся снадобье прокипятите несколько минут, затем снова соедините жидкости вместе и процедите. Давайте ребенку это лекарство 2 раза в день по ? стакана — утром натощак и вечером перед сном.

    Расслабить нервную систему можно также путем комбинирования теплых ванн и массажей тела. Желательно добавить в воду для ванны такие целебные травы:

    Эту смесь соедините с 3 литрами воды, проварите на среднем огне 5 минут (накрыв посудину крышкой), дайте постоять отвару 15 минут, затем процедите и влейте в ванну, заполненную теплой водой. Жмых из этих трав положите в холщовый мешок и также добавьте в воду для купания. Пусть ребенок полежит в такой ванне 15 минут, затем помогите ему вытереться и уложите в постель. Ванны повторяйте каждый на протяжение месяца.

    Заповеди для родителей

    Важно лечение не только симптомов гиперактивности, но и его причины. Тут без психологической составляющей не обойтись.

  • Прежде всего, гиперактивный ребенок нуждается в вашем понимании. Ему приходится сложнее, чем большинству сверстников. Помните, что проблемы с поведением препятствуют нормальной жизни малыша. Помогите ему найти друзей, добиться успеха в школе, услышать похвалу от окружающих. Не забывайте сами часто его хвалить.
  • Введите четкий распорядок дня. Большинству детей нравится устойчивый ритм дня, когда они знают время для сна, приема пищи, прогулок. Поэтому составьте режим и постарайтесь его придерживаться.
  • Сократите количество стимулов. Гиперактивный ребенок легко отвлекается, поэтому постарайтесь, чтобы ваш дом был тихим. Избегайте громкой музыки, не приглашайте много гостей и старайтесь пореже включать телевизор или компьютер. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок делал одно дело – то есть, при чтении не разрешайте ему читать или смотреть телевизор, при выполнении уроков выключайте музыку.
  • Говорите четко. Вместо того, чтобы порицать («Опять у тебя в комнате грязно!»), выражайте четкие просьбы («Застели постель»). Вместо фразы «Ты неуклюжий!» говорите «Держи чашкой за ушко». Следите, чтобы ваши просьбы выполнялись.
  • Займите своего малыша. Дети ведут себя гиперактивно, когда им скучно, или когда родители мало на них обращают внимания. Поэтому будет хорошо, если вы займете своего малыша интересными занятиями. Сразу после завтрака отправляйтесь на прогулку, запишите ребенка на спортивную или танцевальную секцию.
  • Будьте терпеливыми. Это нелегко. Но крики и наказания только усиливают напряженность. Попробуйте похвалить и поощрить своего ребенка за хороший поступок, а вот на плохие выходки не реагируйте (в пределах разумного).
  • Организуйте рабочую зону гиперактивному школьнику. Когда ребенок идет в школу, он должен иметь строго организованное (с небольшим количеством объектов ) рабочее место. Лучше, если на столе будет находиться только калькулятор, лампа и контейнер для карандашей и ручек.
  • Будьте гибкими. Гиперактивный ребенок требует установления четких правил, но чрезмерная строгость иногда бывает контрпродуктивной. Поэтому время от времени давайте ребенку расслабиться.
  • Не вините себя. Неудивительно, что, если у вас дома живет вулкан энергии, временами вы сами становитесь импульсивной, и испытываете далеко не материнские чувства. Если вы когда-либо позволяете себе агрессивное отношение к малышу, постарайтесь простить себя, извиниться перед ребенком и жить дальше.
  • Напишите в комментариях о своём опыте в лечении заболеваний, помогите другим читателям сайта!

    Поделитесь материалом в соцсетях и помогите друзьям и близким!

    nmed.org

    Если у вас гиперактивный ребенок в 2 года: причины, симптомы и рекомендации родителям

    Многие родители к двухлетию своего малыша начинают замечать что, ребенок непоседлив, неугомонен и ему бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном деле. Одним словом, гиперактивный, трудный малыш. Что делать в этом случае окружающим его взрослым? Ведь именно в этом возрасте признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности, начинают проявляться наиболее ярко.

    Чтобы не строить пустых предположений и не ставить клеймо гиперактивного на обычного подвижного ребенка, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Детский психолог поможет выяснить причину возникновения расстройства и даст наиболее эффективные рекомендации.

    Почему ребенок гиперактивный в 2 года

    Стоит обратить внимание на тот факт, что основной причиной гипервозбудимости современные доктора считают генетическую предрасположенность. Почти 30% родителей страдали тем же расстройством, что и их малыш.

    Также среди частых причин появления гиперактивности называются:

  • различные нарушения внутриутробного развития (гипоксия плода, вирусные заболевания и вредные привычки матери, токсикоз, высокое давление);
  • слишком быстрые или наоборот затяжные, тяжелые роды;
  • рождение с помощью кесарева сечения;
  • слишком маленький вес новорожденного и рождение раньше срока;
  • Гиперактивный ребенок 2 года: признаки

    Несмотря на то, что только психолог может поставить точный диагноз малышу, видимые признаки смогут многое рассказать родителям и позволят более тонко и грамотно взаимодействовать с ребенком.

    Гиперактивный ребенок в 2 года симптомы.

  • Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
  • Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
  • Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
  • Импульсивность действий.
  • Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
  • Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
  • Плохо спит.
  • Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
  • Необдуманность поступков и действий.
  • Если у вас гиперактивный ребенок 2 года рекомендации родителям

    Среди специалистов считается, что если кроха не продемонстрировал признаков гиперактивности до трех лет, то в дальнейшем опасность появления синдрома дефицита внимания существенно снижается. Поэтому именно 2 года становятся определенной точкой, определяющей дальнейшее развитие малыша. Именно в этом возрасте гиперактивность и беспокойное поведение, неплохо поддаются коррекции, тем самым позволяя заранее приготовить ребенка к поступлению в детский сад, а затем и в школу, без лишнего стресса.

    Что делать если ребенок гиперактивный в 2 года?

  • Строгий распорядок дня. Четкое расписание ежедневных дел, помогает организовать деятельность гипервозбудимого малыша и застрахует от появления резких всплесков энергии.
  • Чистота в детской. Необходимо следить за порядком в комнате малыша. Разбросанные игрушки провоцируют рассеянность внимания и расторможенность крохи. Причем в комнате не должно быть ярких, кричащих цветов, декора и раздражающих источников шума (телевизор, радио)
  • Контроль над капризами. Не стоит потакать любым желаниям и истерикам ребенка. В этом случае, лучше ненавязчиво переключить внимание малыша на что-то другое.
  • Благоприятная, любящая атмосфера в семье. Постарайтесь не ссориться на глазах крохи. Обязательно оградите его от негативных эмоций и агрессивного поведения домочадцев.
  • Постарайтесь хотя бы на время свести к минимуму визиты шумных компаний и получение ярких впечатлений (посещение цирка, развлекательно-игрового центра, мест общественного гуляния). Более уместны спокойные ежедневные прогулки и семейные выезды на природу.
  • Превратите отход ко сну в настоящий ритуал. С принятием успокаивающей травяной ванночки, чтением любимой книги и тихой колыбельной на ночь.
  • Малыш с синдромом дефицита внимания, нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Родительская любовь и забота поможет ребенку быстрее справиться с проблемами и пережить этот сложный период без потерь.

    Ребенок гиперактивный что делать 2 года: полезное видео

    Особенности взаимодействия с гиперактивными малышами требуют определенных знаний и навыков. А в чем заключается специфика общения с гипервозбудимым ребенком и какой путь коррекции выбрать, можно узнать в представленном видеоролике.

    portalrebenka.com

    Гиперактивный ребенок: признаки, причины и лечение

    «Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы иметь возможность беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут – просто невыполнимая задача. Бороться с его упрямством приходится каждый день. Стоит ли беспокоиться, если малыш активен и полон неисчерпаемой энергии?

    Что такое гиперактивность

    Гиперактивность у детей – упрощенный вариант названия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ). Это патологическое состояние в 80-х годах вывели в самостоятельное заболевание, называемое также гиперкинетическим расстройством. Гиперактивный ребенок не способен долго быть сосредоточенным, четко контролировать свое поведение, отличается невнимательностью, излишней импульсивностью и неусидчивостью.

    Активный или гиперактивный?

    Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у малыша энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен. У каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-озорник или кроха, полный энергии и сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

    Признаки гиперактивности

    Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

    Признаки синдрома ДВГ следующие:

    • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
    • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
    • игнорирование правил поведения;
    • сложности с организацией деятельности;
    • забывчивость и склонность терять вещи;
    • проблемы со сном.
    • Причины и провоцирующие факторы

      На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с СДВГ страдали тем же недугом. В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка являются нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка.

      Диагностика синдрома гиперактивности у детей

      Для подтверждения диагноза гиперкинетического расстройства врач собирает субъективную информацию об особенностях течения беременности и прохождения родов у мамы, о заболеваниях, которые перенес малыш, а также просит родителей дать характеристику ему и его поведению. После этого сам оценивает симптомы гиперактивного ребенка и обобщает признаки расстройства, исходя из специальных критериев диагностики.

      Начиная с пяти-шести лет возможно проведение исследований на наличие гиперактивности детей в виде психологических тестов, по итогам которых измеряются параметры внимательности. Также для диагностирования синдрома проводится магнитно-резонансная томография и электроэнцефалографическое исследование. Аппаратные обследования абсолютно безопасны и безболезненны для малыша. По совокупности результатов определяется наличие расстройства, необходимость дальнейшего лечения и выбор подходящих препаратов.

      Гиперактивный ребенок в школе

      В младших классах школы гиперактивность детей проявляется наиболее ярко. Этот период связан с переходом к ведущей деятельности – учебной. Именно в условиях систематической и длительной работы синдром гиперактивности детей очень убедительно заявляет о себе. Родители неожиданно обнаруживают негативные последствия неорганизованности, неусидчивости, чрезмерной подвижности, неприемлемого поведения маленького озорника и только теперь начинают с ними бороться.

      Проблемы детей с расстройством поведения и связанные с этим трудности в учебе особенно актуальны в настоящее время. Гиперактивность у детей становится причиной их постоянного возбуждения, непоседливости и невнимательности. Такие дети нуждаются в постоянном контроле учителя. На уроке гиперактивный ребенок занят своими делами, его сложно удержать на месте, донести до него задание. Он неудобен учителям в силу своей импульсивности и чрезмерной активности. Педагоги не всегда знают, как успокоить гиперактивного ребенка. А с учетом того, что современная школа – это система правил, требований и норм, регламентирующих жизнь ученика, можно сделать вывод, что существующая система образования не приспособлена к особенностям детей с синдромом ДВГ.

      Гиперактивные дети характеризуются неустойчивой работоспособностью, что является основной причиной увеличения количества ошибок в ответах и письменных работах. Навыки чтения и письма у таких учеников намного ниже, чем у одноклассников, хотя часто не соответствуют способностям их интеллекта. К тому же непоседливый школьник вовсе не склонен выслушивать рекомендации взрослых, а тем более следовать им.

      Общение в коллективе

      Чаще всего гиперактивные дети испытывают сложности в общении с ровесниками. В начальных классах с таким малышом не хотят играть, так как он навязывает свои правила и полностью отвергает установленные порядки. В игре маленький озорник претендует на главную роль, но способен запомнить всего пару правил, в которых то и дело путается. В результате играет, как ему заблагорассудится, что совсем не устраивает остальных – они спешат исключить переменчивого «компаньона» из игры.

      Гиперактивность ребенка мешает ему найти друзей – частые обиды, порой переходящие в агрессию, способны оттолкнуть даже дружелюбно настроенных ребят. Он старается обратить на себя внимание всеми возможными способами, начинает вредничать, получая все больше замечаний от учителей и родителей. Его самооценка падает: решив, что он хуже всех, выбирает соответствующее поведение. Обидевшись и не успев подумать, сорванец способен ударить обидчика. В то же время он считает, что поступает правильно, и искренне не понимает причин негативного отношения к нему одноклассников.

      Советы и рекомендации родителям

      Учимся успокаивать непоседу

      Как успокоить гиперактивного ребенка? Если он перевозбужден, следует сменить на более спокойную окружающую обстановку: увести его в другую комнату, предложить воды. Когда малыш расстроен, достаточно обнять его и погладить по голове – гиперактивные дети очень отзывчивы на физический контакт. Перед сном успокоиться поможет ванна с экстрактом шишек хвойных деревьев и хмеля. Легкая музыка и массаж помогут крохе быстрее заснуть.

      Рекомендации, облегчающие воспитание

      Работа с гиперактивными детьми проводится сугубо индивидуально, в зависимости от особенностей проявления расстройства. Однако специфика психологии детей с синдромом ДВГ позволяет обобщить некоторые рекомендации, которые наверняка помогут родителям в воспитании.

      Корректно сформулированные запреты. Гиперактивность у детей выражается в неприятии запретов. При общении с баловником следует строить предложения таким образом, чтобы там не было отрицания или слова «нет». Например, вместо запрета «Не бегай по лужам!» предложить «Давай пройдем по сухому асфальту». Если запрета не избежать, обязательно нужно объяснить своему чаду причину и предложить альтернативы.

      Контроль временных рамок. Гиперактивность детей проявляется и в недостаточном чувстве времени, поэтому нужно самому следить за сроками выполнения заданий, поставленных перед крохой.

      Важна последовательность. Основная характеристика малыша с расстройством поведения это невнимательность. Ему не рекомендуется давать несколько поручений одновременно («убери игрушки, помой руки, садись обедать»). Непоседе сложно воспринять всю эту информацию, он наверняка отвлечется и не выполнит ни одно из заданий. Поэтому поручения следует давать в четкой логической последовательности.

      Конкретно поставленные задачи. Гиперактивность у детей негативно сказывается на их логическом и абстрактном мышлении, поэтому задачи необходимо обозначать как можно точнее. Общаясь, следует использовать максимально короткие предложения, без лишней смысловой нагрузки. Длинных формулировок лучше избегать.

      Игры для гиперактивных детей направлены на то, чтобы снять статичное напряжение, развить навыки социального поведения, скорректировать механизмы эмоционального реагирования, обыграть варианты агрессивности. Им просто необходимо игровое пространство. Если такового пространства у озорника нет, он строит его не там, где это дозволено.

      Чрезмерно активному шалуну полезно иметь хобби. Следует в первую очередь ориентироваться на его увлечения и способности. Малыш обретет необходимую ему уверенность в себе, если будет разбираться в какой-либо области. Замечательно подойдет спортивная секция или бассейн: помимо использования переизбытка энергии, он будет учиться дисциплине.

      Лечение синдрома гиперактивности

      Просветительская работа

      Обычно родители толком не понимают, что происходит с их чадом. Поведение сорванца их раздражает, бороться они уже устали, но объясняется это зачастую «неправильным воспитанием». Родители спешат к врачу, в надежде на эффективное лечение. Но если на пути попадается малоинформированный врач, не знающий о природе синдрома ДВГ, родители окончательно уверяются в том, что гиперактивность детей – это результат их ошибок.

      Им следует объяснить причины поведения малыша. Многие аспекты обусловлены врожденными особенностями (например, нарушение внимания), которые невозможно изменить. Однако некоторые симптомы, присущие гиперактивному ребенку, возникают и усиливаются именно из-за неправильного воспитания. Например, чувство противоречия и непослушание вполне возможно устранить.

      Изменение условий обучения

      Если школьник с гиперкинетическим расстройством испытывает трудности в обычном классе школы, его стоит перевести в специализированный класс. Условия обучения должны соответствовать его возможностям. При задержке развития необходимых навыков ученика определяют в класс коррекции. Если интеллектуально малыш развит, но успеваемость низкая – в класс для догоняющих детей. К сожалению, в настоящее время возможности для специализированного обучения неуспевающих детей с синдромом ДВГ ограничены.

      Медикаментозное лечение

      Лечение гиперкинетического расстройства с помощью лекарственных препаратов эффективно в 75-80% случаев. Но его действие (при всей своей выраженности) все-таки симптоматическое. У детей медикаментозное лечение проводится годами и, при необходимости, продолжается в юношестве и даже во взрослом возрасте. Подавление симптомов расстройства облегчает как социальное, так и интеллектуальное развитие ребенка. В большинстве случаев лечение заканчивается в подростковом возрасте.

      Если по всем признакам у вас гиперактивный ребенок, и вы не знаете что делать, то прежде всего наберитесь терпения. Возьмите себе в помощники невропатолога и психотерапевта, следуйте их советам и рекомендациям. При необходимости начните лечение, но самое главное – любите своего малыша, заботьтесь о нем. И тогда у вас получится избежать негативных последствий этого диагноза и воспитать из неугомонного баловника полноценную личность.

      szabotoi.ru

      Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

      В конце 20-го века в России появился новый диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ставился он всем детям, неспособным тихо себя вести и контролировать вспышки эмоций. Сегодня доказано, что гиперактивность – не всегда нарушение, требующее медицинского вмешательства. Иногда она просто является частью характера ребенка.

      Признаки гиперактивности

      Заметить первые признаки преобладания процессов возбуждения над торможением иногда возможно только по достижению малышом двух-трех лет. Бывает, что он с рождения растет спокойным, уравновешенным и послушным, начиная «показывать характер» в период трехлетнего кризиса. Родителям сложно отличить тревожное состояние с обычным капризным поведением. А вот в детском саду симптомы начинают проявляться более явно и требуют решительных мер – малютке сложно обучаться и строить отношения с другими воспитанниками.

      Причины гиперактивности могут быть следующими:

    • осложнения во время беременности, родов;
    • неверная тактика воспитания (чрезмерная опека или игнорирование);
    • заболевания эндокринной и других систем организма;
    • стресс;
    • отсутствие режима.
    • СДВГ характеризуется следующими симптомами:

    • Беспокойное поведение без причины.
    • Плохой сон. Ребенок часто просыпается, кричит во сне, долго засыпает, разговаривает. Сон может быть слишком чутким.
    • В дневное время малыш неусидчив, непослушен, не может долго заниматься одним делом. Обычно таким детям сложно доделать что-либо до конца.
    • Невнятная речь, создающая препятствия для общения с другими детьми.
    • Вспышки агрессии. Ребенок часто дерется, его злят запреты.
    • Вопросом гиперактивности занимаются невролог и психолог, направление к этим специалистам можно получить у педиатра. Не всегда лечение заключается в приеме медикаментов, иногда врачи просто дают рекомендации, как найти правильный подход к ребенку.

      Если ребенок очень гиперактивный: что делать родителям, лечение дома

      Чтобы скорректировать домашнюю обстановку, выбрать режим для гиперактивного малыша, родителям полезно будет знать несколько рекомендаций:

    • Отнеситесь внимательно к досугу. Игры малютки должны быть спокойными, направленными на развитие его умственных способностей. Если в семье есть телевизор, он не должен быть включен целыми днями. Детям безопасно наслаждаться телепередачами всего пару часов в день, и это ни в коем случае не должны быть боевики и спортивные программы. Больше подойдут добрые мультики и передачи для детей.
    • Четко ставьте задачи, будьте последовательны в словах. Родители должны придерживаться одной модели воспитания. Обстановка в доме должна быть спокойной и позитивной, задача взрослых – сглаживать конфликтные ситуации (особенно, если в семье более одного ребенка).

      Важен режим (распорядок дня). Если малыша укладывают спать в разное время, он как бы сталкивается с неизвестностью, а детям нужна стабильность. Например, если после купания их обычно кормят, так должно происходить каждый день.

    • Медики, вплотную занимающиеся здоровым питанием, рекомендуют его для детей с СДВГ. Ежедневное меню ребенка должно включать красное и белое мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты.
    • Выбирая продукты для детского питания, следует избегать вредных добавок. Во-первых, усилителей вкуса, консервантов – нитритов и сульфитов. Если возможности покупать 100% натуральную еду нет, можно постараться хотя бы уменьшить их количество, выбирая еду с наименьшим содержанием химии в составе. Доказано, что около половины детей имеют чувствительность к искусственным пищевым добавкам.

      Расстройства поведения могут быть связаны с аллергической реакцией на продукты. Самые опасные для детей-аллергиков: молоко, шоколад, орехи мед и цитрусовые. Чтобы определить, есть ли у ребенка реакция на продукты, следует периодически исключать из рациона один из них. К примеру, откажитесь от молока на неделю, а затем посмотрите на эмоциональное состояние малыша. Если оно изменится, значит причина именно в пище. Также поступите с другой едой из ежедневного рациона ребенка. Симптомами пищевой аллергии могут быть сыпь и нарушения стула (понос или запор). Можно провести лабораторные исследования крови, чтобы выявить на что именно возникает такая реакция.

      В детский рацион обязательно должна входить пища с незаменимыми жирными кислотами. Мозг нуждается в Омега-3, получить которую можно из жирных сортов рыбы – семга, форель, нерка, кижуч, кета, палтус. Детям, начиная с годовалого возраста, нужно давать рыбу 2 раза в неделю. Также жирными кислотами богато льняное семя, которое можно растирать, а затем добавлять в кашу.

      Минимизируйте количество фруктовых соков. Ребенок должен потреблять достаточное количество чистой воды (6-8 стаканов в день), ведь она так нужна мозгу для нормальной работы.

      Гиперактивный ребенок: лечение

      Как лечить? Часть врачей утверждает, что до четырех лет (или даже до первого класса) гиперактивность можно не лечить, так как дети только учатся выражать свои эмоции. Перед тем, как будет выбрана терапия, специалисты должны точно определить, не являются ли симптомы гиперактивности причинами таких заболеваний, как эпилепсия, гипертиреоз, вегетососудистая дистония, аутизм, нарушение работы органов чувств (частичная или полная потеря слуха или зрения).

      Затем врач собирает анамнез – беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка. Делается электроэнцефалограмма мозга, по которой можно определить, нет ли органических поражений. Возможно, присутствует повышенное внутричерепное давление. Исходя из результатов выбирается самый подходящий из следующих вариантов лечения гиперактивности.

      Медицинское лечение (медикаментозное)

      Что принимать в таком случае? Обычно назначаются ноотропные препараты, действие которых направлено на улучшения кровообращения головного мозга: Кортексин, Энцефабол, Фенибут и другие. Какие лекарства давать в случаях подавленного настроения у ребенка (а также возникновения суицидальных мыслей в более взрослом возрасте)? Рекомендуют применение антидепрессантов: Флуокситин, Паксил, Деприм. Более «легкая» терапия – Глицин (аминокислоты) и Пантогам (гопантеновой кислоты).

      Возможно, получится обойтись пищевыми добавками. Исследования подтверждают, что витамины группы B и кальций способствуют нормализации работы нервной системы и успокаивают. Также на возбудимость детей может серьезно повлиять недостаток цинка.

      Лечение народными средствами

      В аптеке представлен большой ассортимент успокаивающих травяных сборов и трав по отдельности. Самые популярные – ромашка, мелисса, мята. Также есть средства на травяной основе:

    • настойка лимонника – известный антидепрессант;
    • настойка женьшеня улучшает концентрацию, повышает обучаемость;
    • настойка левзеи тонизирует и придает сил.
    • Популярен препарат Персен, активными компонентами которого являются валериана, перечная мята и мелисса.

      Народные средства также могут включать в себя ароматерапию. Несколько капель масла мяты перечной и ладана, добавленные в аромолампу во время детского сна, помогут сосредоточиться и успокоят нервы.

      Важно помнить, что ребенок не виноват в возникновении гиперактивности. Ни один тип лечения не сможет заменить главной исцеляющей силы – любви родителей.

      Гиперактивный ребенок симптомы и лечение: полезные видео

      Доктор Комаровский выделил 10 главных правил воспитания гиперактивных детей. Его рекомендации на видео:

      Детский психотерапевт Юрий Белехов подробно отвечает на вопрос о том, хорошо или плохо быть гиперактивным ребенком, какие признаки, что делать родителям:

      Симптомы гиперактивности у ребенка

      Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется. Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

      Краткий обзор патологии

      В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

      Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

      Причины развития патологии

      Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

    • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
    • гипоксия;
    • курение или неправильное питание матери во время беременности;
    • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.
    • Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

    • стремительность;
    • затяжной период схваток или потуг;
    • применение препаратов для стимуляции;
    • роды до 38 недель.
    • Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

    • заболевания нервной системы;
    • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
    • чрезмерно строгое воспитание;
    • отравление химикатами;
    • нарушение рациона.
    • Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

      Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

      До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

    • чрезмерная возбудимость;
    • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
    • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
    • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
    • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).
    • У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений. До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

      Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

    • неусидчивостью;
    • хаотичными движениями;
    • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
    • проблемами с речью;
    • невнимательностью;
    • непослушанием.
    • Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

      Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

    • невозможность сконцентрировать внимание;
    • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
    • проблемы с восприятием речи взрослого;
    • вспыльчивость;
    • частые нервные тики;
    • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
    • сильные головные боли;
    • неуравновешенность;
    • энурез;
    • многочисленные фобии, повышенная тревожность.
    • Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками. Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

      Особенности синдрома

      Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

    • Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
    • Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
    • Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
    • Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.
    • Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

      Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

      Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

      1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
      2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
      3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.
      4. Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

        Особенности диагностики

        При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

        Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

      5. беседу или интервью;
      6. наблюдение за поведением;
      7. нейропсихологическое тестирование;
      8. заполнение опросников родителями.
      9. На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

        Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза. Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

        Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

      10. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
      11. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
      12. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
      13. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
      14. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
      15. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
      16. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

      Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

      Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

      Рекомендации родителям

      Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

      1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
      2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
      3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
      4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
      5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.
      6. Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты. Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

        Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

        Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

        Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы. При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику. Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

        Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

        Особенности процесса обучения

        Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

        Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

        Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

        Возможные последствия

        Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

        В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

      7. издевательства над сверстниками;
      8. драки;
      9. попытки избиения родителей;
      10. склонность к суициду.

    Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством. В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

    В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.

    pups.su