Гендерное развитие дошкольника

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье заключается в особой организации учебной работы. Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола левое полушарие развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  • Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  • Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  • Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  • Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.
  • Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или неблагополучных семьях.

    Проблема гендерного воспитания

    Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  • Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  • Снижение чувства гендерных отличий.
  • Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  • Проблемы в личной жизни.
  • Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

    Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

    Работа с детьми в дошкольных учреждениях должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых — на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика — это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам – тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

    Музыкальное развитие

    Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам – мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков – дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

    Участие родителей в гендерном развитии

    Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

    Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

    fb.ru

    Анкета для родителей «Гендерное воспитание ребенка- дошкольника».

    Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» предлагаем вам ответить на вопросы:

    1.Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребенке? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Кто, по Вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)__________________________________________________________________________3.С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?_________________________________________________________________________4.Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? __________________________

    5.Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? _____________________________________________________________________________6.Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ______________________________________________________

    7. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9.Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей Вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация , отрытый показ разных видов деятельности детей и др.)? _____________________________________________________________________________10.Какие черты характера следует формировать у девочек? _____________________________________________________________________________11.Какие черты характера следует формировать у мальчиков? _____________________________________________________________________________12.Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодарим за помощь!

    1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».

    2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.

    3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только Ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.

    4. Надо помнить, что как бы сильно не любил Вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.

    5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.

    6. Договоритесь между собой, как Вы будете воспитывать ребёнка и постарайтесь выдвинуть к нему единые требования, иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя — он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.

    7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим слабым, мужественность, чуткость.

    8. Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в своих силах.

    Статья «Гендерное воспитание дошкольников»

    Гендерное воспитание дошкольников

    Горобец Татьяна Петровна,

    воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается организация образовательной деятельности по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

    В рамках реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мною был разработан и реализован проект по теме «Мы такие разные», направленность – гендерное воспитание.

    Характеризуя актуальность темы проекта, необходимо отметить, что

    современный этап модернизации образования сопровождается переосмыслением целей и задач, норм и ценностей образовательного процесса, что влечет за собой появление новых подходов к проблеме социализации и индивидуализации подрастающего поколения. Одним из условий эффективности социализации является гендерный подход.

    Предпосылками гендерного подхода в педагогике (А.А. Мудрик, E.H. Каменская, Е.В. Бондаревская, Г.Г. Кравцов и др.) являются:

    1. Ломка традиционной системы гендерной стратификации, ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей: традиционное тендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность.

    2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности, которые становятся менее полярными.

    3. Наблюдаются объективные изменения в брачно-семейных отношениях: а) происходит становление нового тендерного качества брачно-семейных отношений; б) наблюдаются позитивные изменения в брачно-семейном статусе мужчины, которые выражаются в утрате функции « добытчика », прогрессирующем снижении социализационной роли отцовства.

    4. Повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). « Феминизация » воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей, в силу отсутствия у них необходимых качеств, испытывают дополнительные трудности при службе в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу, и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. Дефицит гендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков.

    По данным отдела дошкольного образования Федерального института развития образования (ФИРО), собранным на основе анализа специальной литературы можно отметить следующее:

    — для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;

    — мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается положительно);

    — в раннем возрасте мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, т.к. нетипичное гендерное поведение в детстве имеет множество отрицательных последствий.

    Необходимость гендерного подхода в большой степени осознается в обществе. Однако анализ массовой практики показал, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы:

    — программно-методическое обеспечение учитывает возрастные и психологические особенности детей вообще, без учета пола;

    — стратегии, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. Женщина-педагог не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики.

    Реализация концепции гендерного воспитания дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним я отношу:

    – создание гендерно-комфортного воспитательного пространства;

    – разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного воспитания;

    – профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

    – информационно-методическая поддержка родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

    Наблюдения за детьми моей группы показали, что многие девочки лишены скромности, терпения, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, стараются доминировать над мальчиками. Мальчики же не могут постоять за себя, лишены эмоциональной устойчивости, у них наблюдается отсутствие культуры поведения по отношению к девочкам. В сюжетно-ролевых играх дети выстраивают модели поведения, не свойственные полу ребёнка.

    Исходя из результатов наблюдений, я определила алгоритм деятельности по реализации проекта:

    Цель: Создание условий для воспитания детей разного пола, их гендерной социализации.

    — Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;

    — Закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям.

    — Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

    — Повысить уровень компетенций и роли семьи в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

    Реализация проекта «Мы такие разные» позволит объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

    — Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям посредством игровой деятельности;

    — Развитие ребенка как личности в социуме и семье, становление чувства мужественности (женственности);

    — Желание отразить свои чувства в художественно-творческой (продуктивной) деятельности.

    — Повышение уровня компетенций родителей в вопросах гендерного воспитания; проявление перехода из позиции партнёров в позицию активных участников образовательного процесса.

    — Разработка и введение в образовательный процесс комплекса методических материалов для воспитанников средней группы по гендерному воспитанию.

    — Повышение профессиональной компетентности в вопросах гендерного воспитания.

    Проведение анкетирования родителей на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье.

    Проведение с детьми:

    — педагогической диагностики с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.);

    — тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю», «Нарисуй человека» и др.);

    — наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности.

    Цель проведения педагогической диагностики выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола.

    Анкетирование педагогов, изучение методической литературы по теме проекта.

    Результаты анкетирования родителей показали, что лишь 10% родительской общественности компетентны в вопросах гендерного воспитания детей. Активность родителей в рамках участия в образовательном процессе группы составила 25%.

    Уровень развития гендерной идентичности воспитанников по результатам педагогической диагностики составил 8,5%.

    Результаты анкетирования педагогов показали, что только 35% педагогов обладают профессиональной компетентностью в вопросах гендерного воспитания детей.

    По завершении обработки результатов первого этапа проекта, был определён алгоритм работы, как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.

    В алгоритме работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как:

    — беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки (мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»);

    — чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка-добрая душа», «Любочка», В. Осеева «Синие листья»);

    — продуктивная деятельность («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)») и др.;

    — дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся»);

    — сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).

    Для работы с родительской общественностью были запланированы тематические родительские собрания по темам «Что такое гендерное воспитание?» «Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.; оформление стендов «Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек» и др.; проведение совместных мероприятий с детьми «Самый –самый…», «В розовом царстве Принцесс» и др., выпуск видео журналов «Мы вместе весело живём!»; тематические выставки: «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» ( подбор игрушек для мальчиков и девочек); оформлены фотоальбомы «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники».

    С целью формирования гендерной идентичности, родителям были рекомендованы произведения для чтения дома с детьми — сказки, произведения на основе былин, рассказы о защитниках Отечества, стихи С.Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», из которых дети узнали о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам.

    Совместно с педагогом –психологом была проведена работа с родителями, которые воспитывают детей в неполных семьях. Дети, которые воспитываются в неполных семьях, зачастую получают искажённый пример социальных навыков в плане полоролевой идентификации. Если мальчика воспитывает одна мама, то это способствует тому, что у ребёнка в дошкольном детстве не закладываются основы социально-нравственного поведения будущего мужчины, мальчик подражает социальной роли, которую выполняет мама. В будущем такие дети испытывают вполне определённые трудности в плане социальной адаптации. Перед девочками из неполных семей (ребёнка воспитывает одна мама) таких проблем, в основном, не возникает – они подражают маме, социальная роль которой свойственна будущей женщине.

    Родителям, воспитывающим детей в неполных семьях, педагогом-психологом была оказана практическая помощь в освоении навыков гендерного воспитания детей – рассматривались проблемные ситуации, проводились тренинги, предлагался лекционный материал.

    Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в моей группе.

    Результаты работы по второму этапу показали, что по всем трём направлениям деятельности — дети, родители, педагоги – наблюдается устойчивая положительная динамика.

    Если на первом этапе работы результаты анкетирования показали, что большинство детей затруднялись в определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого пола, то по окончании второго этапа дети уверенно и твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни, анализ продуктивной деятельности также показывают положительную динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек.

    Удовлетворённость родителей от приобретённого опыта в вопросах гендерного воспитания, повышение уровня их компетенций по данному направлению показали высокие результаты анкетирования.

    В результате проделанной работы были созданы психолого-педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих педагогов:

    — подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному воспитанию;

    — создание развивающей предметно-пространственной среды, гендерно-сбалансированного пространства;

    — разработка и внедрение в образовательный процесс технологий гендерного воспитания;

    — оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

    На третьем этапе были подведены итоги реализации проекта.

    Результаты работы по организации гендерного воспитания показали, что в нашем детском саду, и конкретно в моей группе, созданы условия, которые способствуют гендерной социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда обустроена с учётом гендерной социализации детей: созданы игровые зоны для девочек и мальчиков с определённым набором игрушек и игр, приобретены игровые модули «Кухня», «Мастерская» и т.д. Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

    Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

    Новизна опыта состоит в том, что разработанные технологии воспитания девочек и мальчиков применительно к каждой возрастной группе используются в практической деятельности в определённой системе.

    1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

    2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира . Нейропсихологии – учителям, воспитателям , школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998

    3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003

    4. Мосалова Л. Я и мир. — С-Пб. : Детство-Пресс, 2011

    5. Н.Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», Ростов-на-Дону, РГПУ, 2002г

    infourok.ru

    Гендерное развитие дошкольника

    Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

    Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:

    — когнитивный или гендерное самосознание ( Я знаю, что я мужчина / женщина).

    — эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).

    — поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

    Выделяют 3 гендерных типа:

    Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

    Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

    Ценят человеческие отношения, чувствительны

    Нежные, заботливые, верные

    Сочетают чувствительность и продуктивность

    Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

    Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

    Феминность — приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;

    Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

    Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

    — ценят авторитет и независимость поведения

    — предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной

    — ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов

    — любят занимать позиции лидера

    — имеют соревновательный стиль поведения

    — не терпят возражений

    — во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

    — проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны

    — отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству

    — большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы

    — не вступают в контакт с маскулинными детьми

    — ограничивают свое исследовательское пространство

    — имеют трудности в общении (мальчики)

    — проявляют высокую социальную активность, хорошо контактируют и взаимодействуют с взрослыми и детьми любого пола

    — самостоятельны, настойчивы, достигают высоких результатов

    — самостоятельно преодолевают трудности

    — маскулинные качества носят конструктивный характер (помощь, защита)

    -избегают контактов, имеют низкие реальные достижения

    — отвергают и женский и мужской стиль поведения, не имеют полоролевых ориентиров

    — свойственно неприятие сверстниками

    В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:

    — унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;

    — притупление чувства гендерной принадлежности;

    — рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

    — рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

    Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

    Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

    Гендерное воспитание — комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

    Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

    1. Различия в работе и структуре головного мозга.

    Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

    Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.

    Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

    Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

    Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

    В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

    Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

    Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

    Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

    Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

    Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

    Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

    Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

    Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки — на колокольчиках и бубнах.

    Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

    Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

    Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:

    — различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

    — различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

    — различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

    — различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

    — различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

    — ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)

    — различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

    — в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

    — акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

    Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

    Автор: Муртазина Любовь Александровна

    www.vunderkindiki.ru

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    «Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

    Гендерное воспитание: что это?

    Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

    Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

    Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.
  • Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

    Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

    Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

    Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

    Гендерные различия детей дошкольного возраста

    Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

    1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
    2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
    3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
    4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
    5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
    6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
    7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
    8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
    9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
    10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

    Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

    Семья – основа гендерного воспитания

    Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
  • Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

    Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

    Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

    Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

    • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
    • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
    • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
    • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
    • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
    • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
    • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
    • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
    • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

    Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.
  • Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

    marypop.ru