Фрейд развитие ребенка

23 А.Фрейд и линии развития ребенка

Теория Фрейда, в своем позднем варианте, была попыткой совместить две стороны в познании человека: научный взгляд на человека как на предста­вителя биологического вида, с его физиологическими механизмами развития и функционирования, и гуманистический взгляд на человека как носителя субъективного опыта и смыслов, вырастающих из взаимоотношений с окру­жающими его людьми. Эта попытка синтеза не смогла, однако, привести к соз­данию единой теории. Последователи Фрейда пошли путем изучения отдель­ных сторон личности, делая акценты либо на межличностных аспектах фор­мирования личности (взаимоотношения между Эго и Суперэго, в терми­нологии структурной теории), либо на биологическом уровне влечений и инстинктов (взаимоотношения между Ид и Эго). Результатом этого явилось постепенное оформление двух направлений в психоанализе: Эго-психологии и Школы объектных отношений. Психоаналитики, считающиеся родоначаль­никами этих двух направлений, Анна Фрейд и Мелани Кляйн, являлись одновременно и основоположниками детского психоанализа.

Анна Фрейд и Эго-психология

Анна Фрейд (1895-1982), дочь Фрейда, продолжала направление, нача­тое отцом, только в работе с детьми. Ее взгляды оказали большое влияние на развитие Эго-психологии. Одной из самых известных работ Анны Фрейд является книга «Защитные механизмы Эго» (1936).

Кроме непосредственно психоаналитической работы с детьми, Анна Фрейд уделяла большое внимание изучению детей в повседневной обстановке. Дан­ные наблюдений за детьми представляли значительно более широкую ин­формацию, чем только интерпретации в анализе. Анна Фрейд вышла за рамки концепции психосексуальных стадий и предложила концепцию «ли­ний развития», понимаемых как набор разворачивающихся потенциалов. Это было знаменательным событием в психоанализе, выходом за рамки теории либидо, расширением психоаналитического понимания развития.

Концепция «линия развития» традиционно использовалась в психоана­литической теории развития как метафора, описывающая последовательное поступательное развитие и подчеркивающая непрерывность и накопитель­ный характер развития. Фрейд был первым, кто предложил такую линию: последовательное созревание либидинального драйва, образующее линию пси­хосексуального развития. С целью поиска контекста, в рамках которого можно было бы оценивать детскую личность, Анна Фрейд выдвинула предположе­ние, что развитие в целом может быть описано серией линий: предсказуемых, взаимосвязанных и постепенно разворачивающихся. Последовательность шагов внешнего развития отражает формирование глубинных психических структур. Это помогает лучше понять, каким путем идет и совершенствуется приспособление ребенка к миру, развитие его независимости.

Анна Фрейд описала следующие линии.

— «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрос­лым объектным отношениям».

— Линии, приводящие к телесной независимости: «от сосания к рацио­нальному питанию», «от пачкания пеленок к контролю за кишечником и мо­чевым пузырем», «от отсутствия ответственности до принятия ответственнос­ти по уходу за телом».

— «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».

— «От тела к игрушке и от игры к работе». Приведем примеры двух линий развития. Линия «от сосания к рациональному питанию».

Долгий путь должен проделать ребенок, прежде чем прийти в точку, где он может регулировать прием пищи активно и рационально, качественно и количественно, на основе собственных потребностей и аппетита и независимо от его отношений к «обеспечителю» еды либо от его сознательных и бессоз­нательных фантазий.

Фазы этого пути выглядят следующим образом.

1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки, по часам или по тре­бованию, с обычными трудностями кормления, вызванными частично пере­падами аппетита и пищеварительными расстройствами, частично позицией тре­воги матери относительно кормления.

Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужное ожи­дание пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые и часто длящиеся нарушения в позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.

В последнем случае, особенно если это протекает в сжатые сроки, бы­стро, протест малыша против оральной депривации искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо от­вергает.

3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов либо без них, «пища» и «мама» все еще идентифицируются одна с другой. При­ем пищи как поле битвы, на котором могут происходить сражения, связан­ные с трудностями материнско-детских отношений.

4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с ма­терью о количестве съедаемого сдвигаются к форме еды, то есть манерам за столом; тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю орального удо­вольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) как результат анально­го тренинга (обучения чистоплотности), то есть вновь приобретенное реак­тивное образование отвращения.

5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдипо­вой фазе. Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь обуслов­лены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности че­рез рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных ро­дов (страх приема пищи и ее выхода).

6.Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с со­хранением или даже увеличением удовольствия от еды. Увеличение рацио­нальных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в форми­ровании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, пред­почтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.

studfiles.net

Психоанализ развития личности: развитие, влияние и снова Фрейд

Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.

Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.

Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию. Читать подробнее..

Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения — беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

Психоанализ развития личности

Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.

• Ид – «Оно» — бессознательное влечение, либидо, инстинкты, удовольствие, заложенные с рождения.

• Эго – «Я» — осознание на определенном этапе развития своего «я», существующего в реальности.

• Супер-эго – «Супер-Я» — появление внутреннего цензора, самоконтроля, совести, позволяющих повиноваться общественным законам, контролировать свое поведение.

Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.

Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.

Стадии психосексуального развития личности:

• Оральная – период грудного вскармливания – бессознательное получение удовольствия младенцем в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка, период появления «ид».

• Анальная – стадия приучения ребенка к горшку, процессу осознанной дефекации. В это время у ребенка появляется осознание того, что он может отдать или не отдавать (фекалии), и, в зависимости от этого, получить похвалу или наказание. Его попка в этот период приковывает всеобщее внимание, это ему доставляет определенное удовольствие.

• Фаллическая – период с 3 до 6 лет. Начало формирования «эго». Рассматривание внешних половых признаков, сравнение их, желание дотронуться, начало мастурбации. Проявления Эдипова комплекса.

• Латентная – период до начала полового созревания. Ребенок занимается учебой, увлечениями. Спокойствие в плане сексуального развития.

• Генитальная – совпадает с периодом полового созревания, гормональной перестройкой организма, переходом к полноценной сексуальности, формирования «супер-эго» — внутреннему механизму регулирования и сдерживания, завершает формирование личности. Генитальный тип личности для Фрейда являлся идеальным.

О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.

Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.

Защитные психологические механизмы по Фрейду:

Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:

Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.

Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.

К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.

Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.

Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

Вклад Фрейда в развитие психологии

В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.

Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.

Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.

Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.

Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов. А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.

zazama.ru

12. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (з.Фрейд).

Фрейд никогда не занимался конкретно возрастной психологией. У него двухфакторная теория.

Человек страдает не от актуального, а от переживаний детства. Сексуальное влечение характеризуется объектом и секс. целями. Секс цели- области тела, связ с удовольствием- эрогенные зоны.

Психологическое развитие понимается, как мотивационно — личностное.

Развитие — это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду.

Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.

Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.

Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Развитие личности состоит в становлении ее структуры:

ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду- любая телесная потребность) Главная функция — побуждения.Два влечения: эрос (к жизни, наделено энергией либидо) и танатос (к смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)

ЭГО – Я — прижизненное образование. Основная функция — помирить ид и суперэго. Эго — подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ — суперэго, ид и реальность.

СУПЕРЭГО — Сверх я — формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура — совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы — родители. Основные функции — контроль, наказание. Напралено против телесных потребностей.

Согласно Фрейду: Источник психического развития — влечения и инстинкты. Ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо. Ребёнок удовлетворяет либидо — прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

Развитие — есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам.

Эрогенные зоны — области тела чувствительные к стимулу.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

Развитие биологически предопределено. Фрейд считал, что влияние социума проявляется в долговременном вкладе — приобретённые установки, черты, ценности. Термин “ психосексуальное” подчёркивает, что главный фактор развития — сексуальные инстинкты.

Два фактора, влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.

Фрустрация — сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.

Сверхзаботливость — ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

Остаточное поведение — при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

Регрессия — возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

Классификация периодов постороена по принципу ведущей эрогенной зоны в каждом конкретном возрасте:

Оральная стадия (0 — 1,5 г.). От рождения — до прекращения кормления грудью.

Основной источник удовольствия — кормление. Губы, рот — главное сосредоточение активности младенца (эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое поведение. Формир эго.

Остаточное поведение — жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей. Главная задача — формирование зависимости и независимости от других людей.

Оральная стадия состоит из двух фаз:

ранняя (0 — 0,5 г.) — основное либидозное действие — сосание;

Сначала ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет собственные ощущения и объект, который эти ощущения вызывает), затем находит удовлетворение от другого чел-ка: мать. Появляется любовь к ней, тк она удовл его секс. потребности.

Поздняя- основное действие –укус, агрессивный характер.

Это орально- садистическая фаза, тк запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид — единственная существующая субстанция. На второй стадии (поздней) от Ид начинает отделяться Эго. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и ощущения начинается с наказания. Эго и Ид в постоянном конфликте.

На оральной стадии ребёнок живёт в состоянии невинного нарциссизма. Сон — глобальное нарциссалическое состояние.

Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь. Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода — может возникнуть задержка или остановка, он будет возвращаться к этой стадии уже во взрослости.

В первой половине младенчества (на ранней оральной стадии) недостаток удовлетворения либидо может привести к возникновению орально — пассивного типа личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.

На поздней стадии (орально — садистической) — любовь к спорам, пессимизм, цинизм, сарказм, стремление доминировать над людьми, склонность к эксплуатации.

Анальная стадия (1,5 — 3 г.).

Эрогенная зона в области ануса. Дети получают удовольствие от задержки и выталкивания фекалий. Приучение к горшку. Удовольствие от напряжения и релаксации. Встречается с запретами — внешний мир барьер, который должен преодолеть ребёнок. Если бы их не было, личность бы не развивалась, ограничение приводит к ососзнанию самого себя.

На этой стадии полностью образована инстанция Эго. Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность ребёнок боится потерять любовь родителей. Появляются зачатки Суперэго.

Происходит тестирование реальности: изучение возможностей получения удовольствия в условиях социальных норм и запретов.

Анально- садистическая 1-1.5 года противостояние ребенка и взрослого. Удовольствие от напряжения и боли => садо- мазо наклонности.

Анально- ретентивная (удержание) 1.5-3 года Удержание- отпускание, ребенок начинает контролировать свои функции. Впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Нельзя шлепать ребенка, тк это станет удовольствием.

В случает фиксации два типа характера: анально- удерживающий (упрямство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, экономность, коллекционирование) и анально- выталкивающий (тенденция к противостоянию, упорство, негативизм)

Фаллическая стадия (3 — 5, 6 лет).

Пик детской сексуальности. Эрогенная зона — гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления не верные. Дети этого возраста воспринимают половой акт, как агрессивные действия отца в отношении к матери. Если до этой стадии сексуальность — аутоэротичность, эротичность, теперь предметна. Первый выбор сексуального объекта. С матерью связано удовольствие => и мальчик и девочка выбирают мать. Свои привязанности к взрослым людям, к родителям. Привязанность мальчика к матери — Эдипов комплекс. Девочки к отцу — комплекс Электры.

Каждый ребенок неосознанно желает смерти родителя своего пола и обладание родителем противоположного пола. Амбивалентное отношение к отцу, т.к. ревнует к матери, но при этом сильный конкурент => хочет отождествлять себя с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается освобождением под страхом кастрации. Страх кастрации — боязнь воображаемого возмездия со стороны отца. Завершается идентификацией с отцом.

Фрейд одним из первых описал процесс идентификации с агрессором.

модель мужского поведения;

идентифицируя себя с отцом, удерживает мать, как объект любви (он, как отец);

подготовка почвы к развитию Суперэго.

Суперэго — результат разрушения Эдипова комплекса.

К концу фаллической стадии: Ид, Эго, Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются к пяти годам. На фаллической стадии закладываются: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.

Фаллический характер — по — разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление всегда к успеху, доказывание мужественности, безжалостное завоевание женщин (Дон Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо склонность к обольщению, либо борьба за главенство перед мужчинами.

Не разрушение одного из комплексов может стать одной из причин гомосексуальности (негативный Эдипов комплекс, ненависть к матери, любовь к отцу).

Латентный период (6 — 12 лет, пубертат).

Не является стадией передышки либидо. Активность направлена на усвоение человеческого опыта, налаживание отношений со сверстниками. Подготовка к взрослости. У Фрейда латентный период описан очень скупо. Амнезия, вытеснение из памяти перыичных сексуальных переживаний.

Генитальная стадия (пубертат). 12-18 лет

С половой зрелостью возрождается сексуальная энергия и появляется интерес к противоположному полу. Бурное половое созревание, второй выбор секс. объекта. Бурный рост энергии либидо. Снова всплывает Эдипов комплекс, но он преодолевается, переход на сверстников, отказ от родителей.

З. Фрейд утверждал, что подростковый возраст проходит через гомосексуальный опыт (психологический опыт проявления интереса и дружбы к тому же полу). Затем наступает период выбора брачного партнёра. В это время формируется генитальный характер — идеальный тип личности. Зрелый, ответственный человек, который вносит вклад в общество. Человек должен быть активным, заботливым о других.

Для каждого периода возможна фиксация:

гомосексуальность (люди в значительной мере общаются с людьми того же пола);

нарциссизм — либидо направлено к себе (я — объект сексуальных удовольствий).

На развитие личности влияют детские годы. Могут либо затормозить, либо развить её.

Включаются защитные мех-мы:

Регрессия: на оральную\анальную стадию.Беспорядок, обжорство, коллекционирование..

Аскетизм: отказ от всего, что доставл удовольствие. Неэффект защита => переход в полн противоположное

Интеллектуализация: сиденье над учебниками.

Психология, портрет карандашом, воспитание ребенка.

Блог по психологии, портрет карандашом на заказ.

Навигация по записям

Зигмунд Фрейд. Стадии психосексуального развития.

Что такое Психосексуальное Развитие?

Предложенный известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, теория психосексуального развития описывает, как индивидуальность развивается во время детства. В то время как теория известна в психологии, это — также одна из самых спорных теорий. Фрейд полагал, что индивидуальность развивается через серию стадий детства, на которых ищущая удовольствий энергии id(Ид) становятся сосредоточенными на определенных эрогенных областях. Эта психосексуальная энергия или либидо, была описана как движущая сила поведения.

Психоаналитическая теория предположила, что индивидуальность главным образом установлена возрастом пять лет. Ранние события играют большую роль в развитии индивидуальности и продолжают влиять на поведение всей жизни.

Если эти психосексуальные стадии закончены успешно, результат — здоровая индивидуальность. Если определенные вопросы не решены на соответствующей стадии, фиксация может произойти. Фиксация — постоянное внимание на более раннюю психосексуальную стадию. Пока этот конфликт не решен, человек останется «прикрепленным» на этой стадии. Например, человек, который зафиксирован в оральной стадии, может сверхзависеть от других и может искать устную стимуляцию посредством курения, питья или еды.

Возрастной диапазон: От рождения до 1 года.

Во время оральной стадии основной источник младенца взаимодействия происходит через рот, таким образом, укоренение и неопытное отражение особенно важны. Рот жизненно важен для того, чтобы поесть, и младенец получает удовольствие от устной стимуляции до приятных действий, таких как дегустация и всасывание. Поскольку младенец полностью зависит от смотрителей (кто ответственен за кормление ребенка), младенец также развивает чувство доверия и комфорт через эту устную стимуляцию.

Основной конфликт на данном этапе — процесс отнимания от груди — ребенок должен стать менее зависящим от смотрителей. Если бы фиксация происходит на данном этапе, Фрейд полагал, что у человека были бы проблемы с зависимостью или агрессией. Устная фиксация может привести к проблемам с питьем, едой, курением или привычкой грызть ногти.

Возрастной диапазон: 1 — 3 года

Эрогенная зона: Кишечник и контроль за мочевым пузырем

Во время анальной стадии Фрейд полагал, что основное внимание либидо было на управлении мочевым пузырем и испражнениями. Главный конфликт на данном этапе «туалетное обучение» ребенок должен учиться управлять его или ее физическими потребностями. Развитие этого контроля приводит к удовлетворению и независимости.

Согласно Фрейду, успех на данном этапе зависит от пути, которым родители приближаются к туалетному обучению. Родители, которые используют похвалу и вознаграждения за использование туалета в подходящее время, поощряют положительные результаты и помогают детям чувствовать себя способными и производительными. Фрейд полагал, что положительные события во время этой стадии служили основанием для людей, чтобы стать компетентными, производительными и творческими взрослыми.

Однако, не все родители оказывают поддержку и поддержку, в которой дети нуждаются во время этой стадии. Некоторые родители вместо этого наказывают, высмеивают или позорят ребенка для несчастных случаев. Согласно Фрейду, несоответствующие родительские ответы могут привести к отрицательным результатам. Если родители проявляют подход, который слишком снисходителен, Фрейд предположил, что анально-изгоняющая индивидуальность могла развиться, в котором у человека есть грязная, расточительная или разрушительная индивидуальность. Если родители слишком строги или начинают туалетное обучение слишком рано, Фрейд полагал, что анально-сохраняющая индивидуальность развивается, в котором человек строгий, аккуратный, твердый и одержимый.

Возрастной диапазон: от 3 до 6 лет

Эрогенная зона: Гениталии

Во время фаллической стадии основное внимание либидо находится на гениталиях. В этом возрасте дети также начинают обнаруживать различия между мужчинами и женщинами.

Фрейд также полагал, что мальчики начинают рассматривать своих отцов как конкурента для привязанностей матери. Эдипов комплекс описывает эти чувства желания обладать матерью и желанием заменить отца. Однако, ребенок также боится, что будет наказан отцом за эти чувства, страх Фрейд, которого называют беспокойством кастрации.

Термин комплекс Электры был использован к описанному подобный набор ощущений себя, испытанных молодыми девушками. Фрейд, однако, полагал, что девочки вместо этого испытывают зависть члена.

В конечном счете ребенок начинает идентифицировать с однополым родителем как средство опосредованного обладания другим родителем. Для девочек, однако, Фрейд полагал, что зависть члена полностью никогда не решалась и что все женщины остаются несколько зафиксированными на этой стадии. Психологи, такие как Карэн Хорни оспаривали эту теорию, называя его и неточным и ведя себя женщинам. Вместо этого Хорни предложил, чтобы мужчины испытали чувства неполноценности, потому что они не могут родить детей.

Возрастной диапазон: от 6 лет к половой зрелости

Эрогенная зона: Сексуальные Чувства Неактивные

Во время скрытого периода подавлены интересы либидо. Развитие эго и суперэго способствует этому периоду спокойствия. Стадия начинается во время, когда дети вступают в школу и становятся более заинтересованными отношениями со сверстниками, хобби и другими интересами.

Латентный период — время исследования, в котором все еще присутствует сексуальная энергия, но это направлено в другие области, такие как интеллектуальное преследование и социальные взаимодействия. Эта стадия важна в развитии социальных и коммуникативных способностей и уверенности в себе.

Возрастной диапазон: Половая зрелость до смерти

Эрогенная зона: Назревающие сексуальные интересы

Во время заключительного этапа психосексуального развития человек развивает сильный сексуальный интерес к противоположному полу. Эта стадия начинается во время половой зрелости, но в последний раз всюду в остальной части жизни человека.

Где на более ранних стадиях акцент был исключительно на индивидуальных потребностях, интерес к благосостоянию других растет во время этой стадии. Если другие стадии были закончены успешно, человек должен теперь быть хорошо уравновешен, теплый и заботливый. Цель этой стадии состоит в том, чтобы установить баланс между различными жизненными областями.

psichov.net

Развитие ребенка: основные стадии по Фрейду

Понимание психологического развития ребенка помогает родителям вырастить его здоровым и полноценным. Для этого необходимо знать стадии развития по фрейду. Развитие ребенка по фрейду заслуживает внимания родителей.

Фрейд выдвинул оригинальную теорию психологического развития ребенка. Современные родители стремятся понять свое чадо, пытаются увидеть мир его глазами, чтобы понимать маленькое существо со всеми его внутренними процессами и внешними реакциями. Понимать ребенка намного легче, зная механизмы развития его психики.

Благодаря Фрейду и его оригинальной теории развития детской психики можно регулировать процесс взросления ребенка, помогая ему справиться с этапами развития.

Основой развития психики является сексуальность. Но до того, как она станет зрелой сексуальностью, она пройдет несколько стадий или этапов догенитального развития. То есть, в разные этапы развития центром психосексуального детского переживания оказываются не гениталии (как у взрослых) , а другие разные объекты.

Стадии развития по фрейду включают в себя следующие возраста:

С рождения до 1,5 лет – оральная стадия (период грудного вскармливания)

С 1,5 до 3 лет – анальная стадия (овладение выделительной функцией, приучение к горшку)

С 3 до 6-7 лет – фаллическая стадия (первый интерес к противоположному полу и осознание половых различий)

С 6 до 12-13 лет – латентная стадия (период затишья в психике, познание мира)

С 14 до 18 лет – генитальная стадия (сексуальность кричит в полный голос; окончательное формирование личности) .

Изучение родителями этих стадий дает понимание, почему определенные черты характера преобладают в характере ребенка. Интересно будет рассмотреть внимательно каждую стадию. З. Фрейд придавал серьезное значение стремлению человека к получению удовольствия от своего тела. Он назвал это либидоносным инстинктом, и само желание – либидо. Современные психологи убеждены, что каждый человек появляется на свет с индивидуальным количеством либидо, сексуальной энергии. Берется во внимание не только получение удовольствия от секса, но м удовольствие от разных собственных телесных функций.

В определенные периоды эта энергия в сильной степени проявляется в какой-то зоне организма, которая является главным источником удовольствия. Поэтому стадии по фрейду имеют название, исходя из «места получения» удовольствия, эрогенных, особенно чувствительных участков тела, таких как рот, глаза, уши, молочные железы, анус и половые органы.

Особенности характера и индивидуальные черты зависят от того, благоприятно или не очень протекала та или иная стадия психологического развития человека, в каких социальных условиях это происходило, какие установки и ценности на этих этапах закладывались родителями.

Если в определенный период созревания наблюдаются какие-то проблемы или отклонения, у ребенка может возникнуть фиксация, т. е. «застревание». Фиксация «обеспечивает» взрослому человеку сохранение бессознательной памяти об определенной психологической травме или тяжелом периоде. В тревожные минуты у человека проявляется прошлый травматический опыт, возвращающий его в памятный период детства.

Из всех стадий по фрейду самое серьезное влияние на формирование личности оказывают прегенитальные стадии; они самые ранние в этапах развития человека. В это время он в полной мере не осознает значения половых органов в получении удовольствия. В этот ранний период развития ребенка неоценимо важно, сколько внимания и заботы он получает, так как от этого зависит, какими чертами характера в будущем он будет обладать. Например, преждевременное отнятие от груди может привести к дальнейшему чувству нехватки чего-то очень важного в жизни. Человек будет постоянно находиться в поиске, но так и не найдет нужного. Если ребенка, наоборот, окружают чрезмерной заботой без возможности самостоятельного контроля его естественных функций, то это может грозить во взрослой жизни постоянным ощущением зависимости и некомпетентности.

При обеих ситуациях либидо не найдет правильного выхода и накопится в определенной зоне организма. Происходит ранее упомянутая фиксация, выражающаяся в зацикливании на каком-то способе получения удовольствия, характерном для наиболее ранних стадий. Чаще всего встречается переедание, как следствие желания получить больше удовольствия в жизни. Такой человек вместо взрослой формы извлечения удовольствия ведет себя, как маленький ребенок, который постоянно «сосет материнскую грудь», потребляя неконтролируемое количество пищи. Чем серьезнее было застревание на предыдущей стадии развития, тем реальнее для человека скатиться в детскую форму внешнего поведения. Обжора объедается, курильщик курит одну сигарету за другой, а кто-то заглушает горе вином в период физического или эмоционального стресса. Важно проанализировать и отработать свои ранние психологические причины, приведшие к пагубным привычкам. Необходимо учиться справляться с встречающимися трудностями при помощи новых навыков.

В самый ранний период от рождения развитие ребенка по фрейду всецело зависит от того, кто и как о нем заботится. Область рта связана с приятными ощущениями и удовлетворением детских биологических потребностей. В этом периоде закладывается зависимость или независимость, доверие окружающим людям. Поэтому так необходимо грудное вскармливание на ранних месяцах развития ребенка.

Во время анальной стадии ребенок получает огромное удовлетворение от собственного контроля его первой функции: самостоятельно ходить в туалет. В это время он способен осознавать свое действие. Фрейд считает, что все последующие формы саморегуляции и самоконтроля начинаются именно в этой, анальной стадии. Родителям необходимо приучать ребенка этого возраста к туалету, так как это влияет на его личностное развитие.

Согласно психоаналитической концепции развития по Фрейду, человек появляется на свет с врожденными сексуальными инстинктами. Фрейд рассматривает развитие личности совпадающим с психосексуальным. Особенности всех стадий ребенка закладывают основание его судьбы, личности и типа характера, а так же жизненные трудности и проблемы по мере взросления.

www.webkarapuz.ru