Формирование представлений о природе в дошкольном возрасте

Формирование представлений животных детей

Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста

У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни диких животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И.Золотовой, дети дошкольного возраста называют от 10 до 45 диких животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства диких животных оказываются неточными и неглубокими.

Тем не менее к концу 5 года жизни у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах дошкольники пытаются связать характер поведения диких животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.

Следует уточнить основные линии, по которым идет классификация представителей животного мира и формирование представлений. В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам.

Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление

Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.

Обобщающие понятия, обозначенные словами-терминами, ребенок часто слышит от взрослых. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формирует у дошкольников неправильные обобщения. Так, наиболее типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятиями «млекопитающие», «звери».

А. Ф. Говоркова считает, что в любом понятии имеется ядро — четкое знание объектов, относимых к понятию. У детей же есть неотчетливые знания о диких животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные».

Это происходит, по мнению автора, из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников — дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев и др. — дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, крокодила многие дошкольники считают зверем, а белку и зайца — нет; они не соглашаются признавать кошку и собаку хищниками и т.д.

Copyright 2016 — All Rights Reserved — www.directeducation.ru

Цель: формирование представлений у детей о диких животных

Задачи: расширить и углубить представление детей о диких животных

Цель: Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Слайд 2 из презентации «Животные Севера и жарких стран» к урокам окружающего мира на тему «Животные»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке окружающего мира, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Животные Севера и жарких стран.pptx» можно в zip-архиве размером 922 КБ.

краткое содержание других презентаций о животных

«Потомство у животных» — Мыши-полевки очень плодовиты. Как животные воспитывают потомство. Медведицы дольше всех воспитывают своих детёнышей. Детеныши рождаются голыми и слепыми. Догоняют Прыгают Ударяют лапой Хватают зубами Приседают подкрадываются. Детёныши рождаются слепыми, почти голыми, со ще- тиной вокруг морды. Время воспитания более крупных животных хищ-ников увеличивается до 1 года, детёнышей от 4 до 6.

«Цепи питания в природе» — Приметы марта. Хищные животные. Самостоятельная работа. Всеядные животные. Питание животных. Личинка божьей коровки. Памятник. Интересная история. Чем питаются животные. Составь цепь питания. Чем животные отличаются от растений. Почему животные относятся к живой природе. Минутка синоптика. Март. Травоядные животные.

«Удивительный животный мир» — Дикие животные. К.Паустовский «Кот-ворюга». Подвижная игра. Кошка. Развиваем память. Аппликация. Загадка. Есть у каждого свой дом. Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Развиваем творчество (рисуем, вырезаем). Дикие животные. Развиваем речь. Медведь. Развиваем руки. Развиваем творчество. В сосне дупло, в дупле тепло.

«Животные Севера и жарких стран» — Северный олень. Мы видим красавца – зверя с огромными красивыми рогами. Наш самолет берет курс на юг. Мои руки – это волны. Мы подлетаем к Арктике. Кто хочет рассказать про оленя. Белый медведь живет на Севере, а бурый в лесу. Живет в пустыне. Знакомство с животными севера и жарких стран. Каких животных мы можем встретить среди снега, льда и воды.

«Удивительные животные» — Осторожный зверь. Осенью у нас забот немало. Барсук. Нос и уши. Интересный зверь. Загадки о животных. Важный граф. Эти удивительные животные. Медведь. Лиса. Зверька узнаем мы с тобой. Бобр.

«Забавные животные» — На поверхностной зоне живут летучие рыбы, странствующие альбатросы, коричневые олуши и португальские кораблики. На дне океана живут макрурусы, морские перья, креветки, голотурии, бентозавры, другие голотурии, корзинки Венеры, морские пауки, ещё одни голотурии, ещё одни морские перья и морские ежи. Птицы – теплокровные с четырьмя конечностями, две из которых развились в крылья.

Всего в теме «Животные» 50 презентаций

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

В дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя диких животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).

Функциональность объектов окружающего мира связана с практической деятельностью людей и потому преобладает в житейском сознании. Это относится и к взрослым, и к детям.

Стремление дошкольников группировать по структурным и функциональным признакам объясняется тем, что дети воспринимают диких животных как живых существ, обладающих поведением. Многообразие форм поведения оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому функциональный признак довольно часто является доминирующим в объединении животных. Отмечается, что, проводя группировку и объединение диких животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий (А. М. Гаврилова, А.М.Федотова, Л. И. Цеханская). Однако дети не отделяют их от несущественных признаков и не придают им особого значения. Это дает основание утверждать, что представления дошкольников находятся на допонятийном уровне.

Обобщая результаты исследований многих авторов, С.Н.Николаева делает следующие выводы:

— в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

— у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных;

— общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;

— формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

С. Н. Николаева показывает различные способы обобщения конкретных знаний о диких животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т.д.). Указанные автором способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира.

В плане умственного развития дошкольников такой подход к формированию обобщенных представлений имеет большое значение, так как изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки, требует от дошкольника более тонкого анализа предметов, выделения его многообразных свойств.

Переориентировка с одних признаков диких животных на другие при формировании обобщенных представлений способствует развитию гибкости, подвижности детских представлений. Для создания вышеназванных групп основанием служат не произвольные, а биологически значимые критерии. При этом каждый раз выделяются новые особенности отношений диких животных с окружающей средой, новые стороны их приспособленности к жизненным условиям. Это позволяет дошкольнику познавать изменчивость, единство противоречивых и различие внешне схожих явлений.

detjamluchshee.ru

Формирование представлений о природе в дошкольном возрасте

воспитание дошкольный природа патриотический

Природа является одним из первых источников приобщения ребенка к окружающей действительности, воспитания в нем духовно- нравственных чувств, обогащения его эмоционально — положительной сферы.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Это Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и др. Они обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать в ребенке « тонкость и эмоциональную культуру восприятии окружающего мира», «развитие сердечной чуткости к прекрасному в природе»[29;39]

Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д.Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть, отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.[32]

Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, говорил о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.[23]

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет, как доказывают исследования психологов А.В.Запорожца, В.С.Мухиной является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. [9,20]

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.[30]

Поэтому перед педагогами ДОУ должна стоять задача — формирование системных представлений об окружающем мире, в частности о природе на протяжении всего дошкольного детства.

Рассматривая особенности формирования представлений о природе в старшем дошкольном возрасте, мы опирались на исследования значимости системы экологического воспитания дошкольников С.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Н.А.Рыжовой. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства — наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.[21,26]

Н.А.Рыжова говорила, что формировать представления о природе можно начиная уже с раннего возраста. Мышление в этом возрасте связанно с непосредственным восприятием. Поэтому, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. А по отношению к 5-7 летним детям можно уже говорить о более углубленном изучении и восприятии природы. Это обусловлено их психофизиологическими особенностями.[9]

А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей. Поэтому в этом случае, на наш взгляд, возникает задача формирования представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний.[9]

Н.Ф.Виноградовой, Н.Н.Кондратьевой доказана возможность формирования у дошкольников единичных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи отдельного организма со средой обитания, о приспособленности отдельных растений и животных к определенным природным условиям.[8] Но основополагающим звеном в формировании представлений о природе, на наш взгляд, должно стать рассмотрение не отдельного организма, а целостного природного сообщества, которое может быть познано с помощью присущего для детей данного возраста наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Психолого — педагогические исследования многих авторов доказывают возможность освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Е.Ф.Терентьева считает, что у старших дошкольников формируется достаточно правильная и полная картина окружающей их природы.

По мнению большинства психологов, одним из мотивов, поддерживающих интерес к природе, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.[9]

Как заметил В.А.Сухомлинский, «природа ничем не заменимый источник эмоционального развития ребенка. Восприятие ребенком образов природы особенно тесно связанно с обогащением его речи, без которого не может быть полноценного развития личности»[29;49]

Еще одним важным качеством ребенка, как заметил Ж.Пиаже, является анимизм. Дошкольник воспринимает природные объекты на равных, неодушевленное наделяется ребенком сознанием и жизнью.[20] Мы можем сказать, что отсюда возникает следующее благоприятное условие для формирования восприятия объектов как живых организмов, сопереживания и эмпатии.

Как доказано многими отечественными и зарубежными психологами, дошкольный возраст характеризуется особой эмоциональностью, которая играет большую роль в восприятии природы, ее красоты.[9,30] Поэтому, знакомя детей с природой, педагог не только сообщает им конкретные сведения об объекте, но и пробуждает в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. В.А.Сухомлинский писал: «…педагогу надо уметь вызвать из глубин это чувство и развить в учениках восприимчивость природы, сокровенное общение с ней» [28;48]

Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств. Любовь к Родине — это сложное моральное чувство, которое органически соединено эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.[8] «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней» говорил В.А.Сухомлинский [29;41]

Таким образом, знакомя дошкольников с природой, необходимо учитывать их возрастные особенности, особенности психического восприятия окружающей действительности и организовывать деятельность детей так, чтобы они активно общались с природой, поддерживали устойчивый и глубокий интерес к ней, испытывали эмоционально — положительное отношение.

studbooks.net

Формирование динамических представлений о природе в дошкольном возрасте

МБДОУ «Детский сад №1 «Кэнчээри» с.Арылах»

Формирование динамических представлений

Формирование динамичного представления у детей дошкольного возраста

Список использованной литературы

Дошкольное детство — период первоначального познания природы во всех ее проявлениях. Окружающая природа воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном общении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.

Относительное постоянство и сопутствующая ему в той или иной степени изменяемость предметов окружающего мира — типичное состояние условий, в которых развивается ребенок со дня своего рождения. С.Л.Рубенштейн отмечал, что образ матери, ухаживающей за младенцем, формируется в условиях постоянной ее изменчивости: дитя видит мать в разной одежде, с различной мимикой лица, выполняющую всевозможные действия и движения. Наблюдая эти изменение, писал он, ребенок с неизбежностью приходит к необходимости различать тождественную вещь и изменяющиеся свойства, которыми она обладает.

Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в раннем и дошкольном возрасте чрезвычайно большую роль играет воспитание детьми изменений и преобразований предметов. Исследователь указывает, что начало формирования таких образов наблюдается уже на третьем месяце жизни ребенка.

Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений в обычной повседневной жизни. На прогулке ребята с удовольствием следят за голубями, за игрой собак, за быстро двигающимися облаками и т.д. Причина привлекательности — динамичность, мгновенная смена образов.

Цель: раскрыть динамические представление о природе у детей дошкольного возраста.

Задачи: изучить литературу по проблеме,

сделать выводы по данной теме.

Наряду с быстротечными явлениями природа изобилует процессами, которые носят длительный и упорядоченный характер. К ним относятся сезонные явления природы, рост и развития растений и животных. В этих процессах следует выделять ряд специфических моментов, значимых для познания дошкольников.

Первая важная характеристика — закономерное протекания процессов. Онтогенетическое развитие любого животного организма совершается в результате прохождение определенных, последовательно сменяющих друг друга этапов. Например, развитие травянистого растения или овощной культуры начинается с прорастания семени, затем следует этапы вегетативного роста, цветение и плодоношения. Аналогичным образом осуществляется развитие животного.

Вторая важная особенность закономерных изменений в природе — взаимосвязь и взаимозависимость явлений. Изменения, сопровождающие рост и развитие растений или животных, обусловлены соответствующими внешними факторами, которые в комплексе создают жизнеобеспечивающие условия для живого существа. Поэтому прослеживание изменения развивающегося организма должно быть сопряжено с изучением происходящих условий. В силу этих же причин сезонные изменения в жизни растений и животных совершаются в результате необратимых изменений в неживой природе: изменение положения солнца на небе влечет за собой увеличение или уменьшение тепла в атмосфере, продолжительности дня и ночи, создает то дефицит, то избыток условий для жизни животных и растений.

Третий момент, который необходимо отметить, — временной параметр закономерных изменений в природе. Быстротечные явления, совершающиеся за секунды, сразу создают в представлении ребенка динамичный образ, ибо начало, промежуточные моменты и конец процесса представлены почти одновременно. Заметить изменения растения, даже быстрорастущего, оказывается сложное — процесс совершается длительно и в представлении доминируют статичные образы. Временной параметр — чрезвычайно важная характеристика процессов, происходящих в природе. Можно сказать, что именно постижение временной характеристики обеспечивает формирование у дошкольников особых представлений, отражающих последовательность изменений объектов. Чрезмерно растянутые во времени события недоступны пониманию детей прежде всего в силу невозможности осознания ими больших единиц времени.

Динамичные представления можно рассматривать как особый тип. Говоря о возможности познания дошкольниками изменений предметов и явлений, Н.Н.Поддьяков указывает на то, что «характерная черта такого познания — формирования в этом процессе особых представлений, отражающих последовательность изменений, преобразований объекта, которые не доступны непосредственному восприятию». Исследования, проведенные автором, обнаружили, что объединение различных состояний одного и того же объекта осуществляется в результате прослеживания всех его последовательных превращений. При этом каждое последующее состояние объекта воспринимается ребенком на основе сопоставления образов, получаемых в данный момент, с образами, полученные ранее. В этом случае, по мнению автора, складывается система конкретных представлений, упорядоченных последовательностью их получения. Отражательные возможности такой системы, как считает Н.Н.Поддьяков, велики: они обеспечивают выход за пределы воспринимаемого.

Нам представляется возможным считать, что такая система — это основа образования собственно динамичного представления о меняющемся объекте. Его специфика: взаимосвязанная совокупность образов, отражающих тенденцию преобразования объекта, последовательную смену его состояний. Динамичное представление не может образоваться сразу, особенно в случае длительно протекающих изменений. Это итог, отражающий одновременно предмета, и тенденцию его преобразования. Можно сказать, что динамичное представление воплощает в себе пространственно-временное единство всего процесса изменениями. Оно фокусирует временную протяженность событий и пространственные модификации предмета, обеспечивает как последовательный и плавный переход состояний, так и «срезы» отдельных этапов.

Формирование динамичного представления

у детей дошкольного возраста

В своих работах Н.Н.Поддьяков неоднократно подчеркивает: образование системы конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных процессов — анализа и сопоставления. Анализ позволяет выделять наличные особенности предмета, сопоставление дает возможность установить характер его видоизменения. Исследователем доказано, что ведущее значение при этом приобретает предметная преобразующая деятельность ребенка. «В процессе преобразования объекта ребенок может наблюдать всю последовательность изменений этого объекта. Функции предметного действия в этом процессе заключается в том, что преобразуемый объект предстает перед ребенком в таких последовательных состояниях, анализ и сопоставление которых в доступных… формах приводят его к обнаружению скрытых связей данного объекта».

Итак, предметная деятельность ребенка — один их путей, ведущих к образованию динамичных представлений. Изменяемость предмета, т.т собственно динамики его состояний, обеспечивается действиями ребенка. Без преобразующих действий предмет останется статичным. Важно и то, что время преобразования предмета в этом случае непродолжительно, что обеспечивает преемственную связь между отдельными последовательно получаемыми образами различных состояний предмета.

Совсем иначе обстоит дело, когда речь идет об образовании динамичных представлений при ознакомлении дошкольников с ростом и развитием растений и животных или с сезонными явлениями природы. В этом случае исключается практическая преобразующая деятельность детей: динамика состояния обеспечивается естественным ростом и развитием, т.е. одним из существенных свойств живых организмов. Практическое участие детей в этом процессе может быть лишь косвенным — в виде трудовых операций, направленных на создание жизнеобеспечивающих условий для растений и животных. При ознакомлении с сезонными явлениями практическая деятельность дошкольников, влияющая на ход событий в природе, отсутствует полностью. В целом при познании закономерных изменений в природе их роль сводится к роли наблюдателей. Наблюдение же становится основным средством образования динамичных представлений.

Другая важная особенность, как уже указывалось выше, — относительно большая временная протяженность указанных процессов, исчисляемая днями, неделями и месяцами. При такой длительности изменений ребенок «сживается» с событиями, в его представлении доминируют статичные образы. Формирование динамичных представлений в этих условиях может быть осуществлено при такой организации обучения, которая обеспечивает включение важнейших мыслительных процессов — анализа и соотнесения.

Сопоставление может иметь место при одном условии: образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчетлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс растянут и наблюдения проводятся со значительными временными промежутками, образ предыдущего состояния объекта может оказаться размытым, неотчетливым. Поэтому хорошую помощь в этом случае может оказать фиксация объекта природы — периодическая и одновременная с наблюдениями.

www.metod-kopilka.ru

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему:

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Много прекрасных слов сказано многими учёными, исследователями, писателями, педагогами и психологами, которые говорили о важности приобщения детей к миру природы.

Как говорил Сухомлинский В. А.:

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Приоритетным направлением ДОУ является экологическое развитие воспитанников, тем самым мы ставим цель и задачи, которые необходимо решать в течение всей работы по данному направлению.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине, умение любоваться пейзажами родных мест.

На данном слайде представлены пути реализации системы экологической работы в ДОУ — это создание условий для решения необходимых задач по формированию экологических представлений детей; повышение экологической грамотности педагогов; обновление содержания, форм и методов работы с детьми; экологическое просвещение родителей (законных представителей воспитанников)

Для решения задач экологического воспитания мы опираемся на программу: «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В достаточном количестве имеется методическая литература, дидактические пособия, плакаты, схемы, таблицы, игры, детская художественная литература для детей экологического содержания.

В результате научных исследований, многих теоретиков и практиков, таких как П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н. Поддъякова, Н. А. Рыжовой и других учёных, пришли к выводу о том, что

Экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, уходу за животными.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическая культура предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного. Бережного отношения к природе.

В работе с детьми по экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Формирование экологических представлений проходит на протяжении всего дня во всех образовательных областях.

Интеграция разных образовательных областей позволяет формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

В разделе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» организуем игровые обучающие ситуации, разыгрываем литературные сюжеты с помощью кукол, театра, игрушек. В играх дети закрепляют полученные знания. Например, играя в мяч, дети повторяют «Фрукты», «Овощи», «Домашних и диких животных», дети любят игру «Летает — не летает».

11 слайд. Речевое развитие.

В работе с детьми педагоги используют разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование, загадывание загадок). Важная роль принадлежит сказкам, которые дети составляют сами. На занятиях образовательной деятельности «Родной мой край, любимые места», дети не только знакомятся с достопримечательностями нашего города, а также знакомятся с природой родного края, к тематическим занятиям организуются фотовыставки, на которых дети запечатлены в любимых местах родного края.

12 слайд. Познавательное развитие.

Для формирования экологических представлений большую роль играет сенсорный опыт детей. Обращаем внимание на форму, цвет,размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Так же «угощаем» животных любимыми лакомствами, стараясь поделить всё поровну.

13 слайд. Физическое развитие.

Дети дошкольного возраста очень подвижны, поэтому активно используются сюжетные подвижные игры. Например, игра «Сороконожка» знакомит детей с особенностями насекомого, как она передвигается, игра учит детей внимательности и согласованности в действиях передвижения. А сколько радости и веселья, когда нужно догнать свой хвостик! Организуем эстафеты на свежем воздухе, напоминая о полезности прогулок на свежем воздухе. Одним из любимых занятий детей является хождение по дорожке здоровья, здесь тоже присутствуют элементы природы, собранный на участке каштан, как оказался, очень полезным для профилактики плоскостопия.

Воспитываем интерес к своему здоровью, желая поддержать его правильным питанием. Любимый персонаж доктор Айболит проводит беседы о полезности здоровой пищи.

14 слайд. Худ-эстетич. развитие.

Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

На праздник милых мам, дети готовят поделки и открытки своими руками, в которых всегда можно увидеть частички природы, это и нежный тюльпан в чашечке и бабочка на цветочке. В лепке дети передают характерные особенности и строение животных, растений, а также закрепляют их названия.

Создание условий для экологического воспитания детей можно разделить на 2 составляющие: внутренняя природная зона и внешняя природная зона.

Внутренняя природная зона предполагает уголки природы в каждой группе, уголки экспериментирования с живой и неживой природой, огороды на окне.

Внешняя природная зона – огород, цветник, клумбы на участках, фруктовый сад, экологическую тропу (лиственные и хвойные деревья, муравьиные тропинки, птичья столовая)

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.

Главной особенностью создания определенных условий является внесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста. Для наблюдений и труда в природе.

Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей.

По уже сложившейся традиции в конце февраля растёт и колосится огород на окошке каждой группы, сюжетные композиции передают ощущение сказки. Здесь любимые персонажи из сказок, животные, предметы поделок из природного материала и др.

Дети наблюдают за ростом растений, ухаживают, поливают, рыхлят посаженые растения.

Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, оформленные детьми и взрослыми в совместной деятельности.

Вместе с педагогами дети на прогулках собирают листья и растения, затем делают гербарии, пополняя уголки новыми развивающими материалами.

Для развития познавательной сферы ребенка педагогами изготовлены макеты экосистем, цель которых закрепить знания о среде обитания животных и птиц, развивать у детей интерес к живой природе. Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Большую роль в формировании у дошкольников экологических представлений играют дидактические игры. Педагоги используют в своей работе развивающие игры, с помощью которые формируются умения выделять существенные признаки предметов «Отгадай-ка», «Что предмет расскажет о себе. Игры для развития у детей умения сравнивать, составлять, замечать, делать правильное умозаключение «Похож – непохож», «Что лишнее», «Что изменилось», «Чьи следы?». Игры, которые развивают умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «Кому что нужно?», «Назови одним словом», Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления «Летает-не летает», «Испорченный телефон», «Несуществующее животное (растение).

Педагоги своими руками изготавливают дидактические пособия и игры, в группах имеются картотеки экологических игр, в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Изготовление материала в работе по воспитанию экологической культуры детей помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений, с помощью иллюстрационно-наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей.

В уголках природы имеется детская художественная литература, энциклопедии для детей, журналы про животных, сюжетные картинки экологического содержания, которая постоянно пополняется. Дети с воспитателями изготавливают самодельные экологические книги, содержанием которых входят иллюстрации о различных явлениях природы, рассказы и сказки о природе.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

Педагоги постоянно стимулируют детскую любознательность; формирую умение замечать изменения в природе (С детьми ходим в гости к ёлочке и сосне, наблюдаем за изменениями в росте, уточняем знания детей о хвойных деревьях)

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, — дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

29. На слайдах представлены опыты с водой, 30. опыты со льдом, 31. –опыты со снегом.

В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности.

Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.

Цель проектов — создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, аппликаций участвуют в инсценировках, праздниках.

Педагогами групп разработан ряд проектов «Покормите птиц зимой», «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные — от 1 месяца до года.

Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, важна включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Мы проводим праздники, и развлечения «День Земли», «Праздник цветов», «День птиц», «Давайте беречь природу». Развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к ней.

По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов. (Зимушка-хрустальная, Осень золотая, Родной мой край, любимые места, Дети и природа, Осенние фантазии и Чудеса природы)

В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с районной библиотекой им. В. В. Вересаева и художественно-краеведческим музеем.

Сотрудники библиотеки и музея проводят мероприятия с детьми экологического характера (викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе, знакомят с природой и животным миром родного края.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.

В ДОУ внедрены в работу разнообразные формы работы с педагогами.

Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.

В работу по экологическому воспитанию включены практически все работники ДОУ.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы.

Так, педагог-психолог использует в своей работе различные методики, развивая экологическую культуру ребёнка, используя в работе сюжетную композицию, расположенную на стене, которая меняется в зависимости от поставленных целей и задач.

На данном слайде представлены различные формы работы с родителями. Это: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и др.

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги детского сада понимают, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры.

Работа с родителями ведётся постепенно, непрерывно, большое внимание уделяют совместной деятельности детей и взрослых (участие в природоохранных акциях, экскурсиях, развлечениях). В связи с этим, педагоги, разрабатывают рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, консультируют родителей по интересующим их вопросам экологического характера; привлекаем родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, книжек-малышек, созданию коллекций, гербариев, пополнение библиотеки.

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала, педагогами детского сада проводится мониторинг образовательного процесса, который отражает уровень освоения необходимыми умениями и навыками в соответствии с реализуемой образовательной программой.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Конечно, наша работа по экологическому воспитанию детей далека от завершения, но результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы пытаемся ввести новое: создать экологическую тропу на территории детского сада.

Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками.

Спасибо за внимание!

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в младшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Матвеевская Л. М. Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в статье.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста Консультация. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста. Сенсорное развитие — это формирование новых. Несуществующих.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями. «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями» «Может быть, дети еще не могут осмыслить природу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (формирование элементарных экологических представлений) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (формирование элементарных экологических представлений) Тема занятия: «Пчелкин лес».

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

www.maam.ru